Нарушения норм употребления числительных содержат предложения. Нормы употребления имен числительных

Общеизвестно, что русский язык - один из самых сложных языков в мире. Простое тому подтверждение - огромное количество ошибок в устной и письменной речи даже у самых образованных людей. Как ни странно, но, по некоторым данным, около 90% носителей русского языка не замечают этих ошибок или таковыми их не считают.

Мой верный друг! мой враг коварный!

Мой царь! мой раб! Родной язык!

Валерий Брюсов

У многих носителей русского языка часто возникают сомнения (и это несмотря на пройденный курс русского языка не только в школе, но и в вузе) относительно «приДТи» или «приЙТи», в аэропорте или в аэропорту , одеть или надеть платье, скучаю по вас или по вам. А с употреблением числительных, спряжением глаголов вообще беда. Или возьмем, к примеру, такой раздел, как пунктуация. С постановкой запятых в сложных союзных предложениях не возникает столько проблем, сколько в ситуации с бессоюзными предложениями. С двоеточием и тире постоянно происходит путаница.

Мы не ставим перед собой задачу - осветить весь курс русского языка и научить всех грамоте, однако рассказать о частых ошибках, которые допускаются в устной речи и на письме, постараемся. В хитростях русского языка заблудиться немудрено. Начнем с употребления числительных.

Склонение числительных

Согласитесь, что числа и количества постоянно окружают нас в повседневной жизни. Они встречаются на каждом шагу, облегчая, а в некоторых случаях и затрудняя, нашу жизнь. Мы одинаково считаем минуты перед долгожданной встречей, с горечью провожаем убегающие годы, живо реагируем на увеличение размера одежды, запоминаем нужную страницу книги или номер телефона. Числа и количества... Понятно, что без них нам уже не обойтись, а значит, не обойтись и без специальных слов - имен числительных, при помощи которых мы можем назвать ту или иную дату, сообщить номер или размер, индекс или код, определить сумму, разность, остаток, доход имногое другое.

Тем не менее, несмотря на частотность употребления и использование практически во всех сферах жизни, имена числительные, представленные в современном русском языке, вызывают определенные трудности.

Наибольшее количество затруднений, возникающих при употреблении числительных, связано с необходимостью использовать их в формах косвенных падежей. Правильный выбор таких форм обусловлен, во-первых, типом склонения, к которому относится то или иное числительное, а во-вторых, общими правилами, регулирующими изменение этих слов в зависимости от состава (простое или составное) числительного и того, с каким словом оно сочетается. И хотя самостоятельных слов, входящих в состав такой части речи, как имя числительное, в современном русском языке относительно мало (около ста), все они оказываются распределенными по достаточно большому (особенно, если сравнивать с существительными или прилагательными) количеству самостоятельных типов склонения.

Итак, давайте для начала вспомним, какие бывают числительные и как правильно их следует употреблять.

  • количественные числительные - обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т.д.
  • собирательные числительные - обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др.
  • порядковые числительные (счетные прилагательные) - числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая .

Количественные числительные могут быть определенными и неопределенными (пять и несколько ); по своему строению - простыми (с одним корнем: пять, девять ), сложными (с основой, состоящей из двух частей: пятьдесят, пятьсот, девяносто, девятьсот ) и составными (состоящими из нескольких слов: двадцать пять, девяносто шесть ).

Собирательные числительные используются:

  • в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц : пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей ; семь зевак;
  • в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении «люди»: у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц;
  • в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в серых шинелях, нас пятеро;
  • в сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (то есть употребляющимися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками .

Как склонять числительные?

Количественные и собирательные числительные склоняются по образцу существительных или прилагательных.

По образцу существительных третьего склонения (ночь, тень ) склоняются:

  • числительные :

И. п. пять

В. п. пять

Р. п. пяти

Т. п. пятью

Д. п. пяти

П. п. о пяти

Но: т. п. – восьмью и восемью .

  • числительные на -дцать : одиннадцать, двенадцать, тридцать и др.:

И. п. одиннадцать

В. п. одиннадцать

Р. п. одиннадцати

Т. п. одиннадцатью

Д. п. одиннадцати

П. п об одиннадцати

  • числительные на -десят : пятьдесят, шестьдесят и др.:

И. п. пятьдесят, шестьдесят

В. п. пятьдесят, шестьдесят

Р. п. пятидесяти, шестидесяти

Т. п. пятьюдесятью, шестьюдесятью
(НЕ пятидесятью, шестидесятью)

Д. п. пятидесяти, шестидесяти

П. п. о пятидесяти, о шестидесяти

Но: Т. п. - восьмьюдесятью и восемьюдесятью .

Особое склонение имеют числительные двести, триста, четыреста и все числительные на -сот (пятьсот, шестьсот ):

И. п. триста, пятьсот

В. п. триста, пятьсот

Р. п. трехсот, пятисот
(НЕ трехста, пятиста)

Т. п. тремястами, пятьюстами
(НЕ трехстами, пятистами)

Д. п. тремстам, пятистам
(НЕ трехстам)

П. п. о трехстах, о пятистах

Необходимо запомнить, что:

  • числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (И. п., В. п.) и сорока, девяноста, ста (во всех остальных падежах). Поэтому правильно: с девяноста рублями , о сорока учениках , со ста проблемами, а НЕ *с девяностами рублями, о сороках учениках, со стами проблемами ;
  • числительное полтора имеет две формы именительного падежа - полтора (м. р. и с. р.) и полторы (ж. р.): полтора литра, полтора бревна, полторы жизни . Форма всех косвенных падежей (кроме винительного) - пол у тора . Правильно: о пол у тора днях , а НЕ *о полуторах днях, *полторах днях .

Числительные два, три, четыре , а также собирательные числительные, слова оба, обе, сколько, столько, сколько-нибудь, столько-то склоняются по образцу прилагательных:


Правильно:
До скольких работает библиотека? (ударение на о ) Она работает до стольких-то , а НЕ *до скольки, до стольки-то .

Помните, что у составных количественных числительных склоняется каждое входящее в них слово. Правильно: не хватает тысячи двухсот пятидесяти двух учебников; говорить о тысяче двухстах пятидесяти двух недостающих учебниках .

У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: к две тысячи четырнадцатому году, двадцать третьего мая .

В последнее время (по всей видимости, под влиянием широкоупотребительного порядкового числительного двухтысячный) в средствах массовой информации стала встречаться форма: двух тысяча первый (второй, третий...) год. Подобное употребление считается недопустимым. Нормативная форма: две тысячи первый (второй, третий...) и т.п.

Интересно знать!

В словах «пятьдесят» и «шестьдесят» можно увидеть корни «пять» и «шесть».Так почему же говорят «сорок», а не «четыредесят»?

По своему происхождению слово сорок связано с древнерусской мерой отсчета беличьих и собольих шкурок сороками (мешками определенного объема, отсюда сорочка – первоначально «мешок»): шесть сороков соболей . Значение единицы счета слово сорок получило в речи охотников, вытеснив более древнее обозначение этого числа - четыредесяте .)

Наверняка многие сомневаются в том, как правильно: «полтора суток» или «полторы сутки»?

Грамматически сочетание полтора суток небезупречно: в именительном падеже количественное числительное полтора управляет существительным в единственном числе (полтора метра, полтора часа ). Но в литературном языке выражение полтора суток (но не полторы суток ) существует. Так как слово сутки не имеет формы единственного числа, то заданный смысл рекомендуется выражать описательно, например: в течение полутора суток, полтора дня (если точное значение слова сутки не принципиально). С существительными, не имеющими формы единственного числа, следует употреблять слово полутора : Не прошло и полутора суток. Время ожидания приближается уже к полутора суткам. Все ограничилось полутора сутками. Стоит ли так много говорить об этих полутора сутках?

Кстати, полтора - это сращение слов полъ и вътора - «полвтора», «половина второго». После выпадения редуцированных лвт упростилось в лт .

Кто-то может задаться вопросом: если правильно говорить «два стола», то почему нельзя сказать «пять стола»?

Числительные два, три, четыре (а также составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре , например двадцать два ) в именительном падеже сочетаются с существительным в форме родительного падежа и единственного числа, например: двадцать два стола, тридцать три несчастья, пятьдесят четыре человека . Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять и т.д. и составные числительные, оканчивающиеся на пять, шесть, семь, восемь и т.д., согласуются с существительным, стоящим в форме родительного падежа множественного числа, например: сорок восемь преступников . Однако в косвенных падежах согласование выравнивается: Р. п. - двух столов, пяти столов , Д. п. - двум столам, пяти столам.

Такая разница в согласовании числительных связана с историей русского языка. Названия чисел 5–9 были существительными женского рода и склонялись как, например, слово кость . Будучи существительными, эти названия управляли родительным падежом существительных, употреблявшихся, разумеется, в форме множественного числа. Отсюда такие сочетания, как пять коров, шесть столов (ср. сочетания с существительными: ножки столов, копыта коров ) и т.п.

Сложнее обстояло дело с названиями чисел 2–4, которые были счетными прилагательными и согласовывались в роде, числе и падеже с существительными: три столы, четыре стены, три камене (ср.: красивые столы, высокие стены) . При этом название числа 2 согласовывалось с существительными в особой форме двойственного числа (не единственного и не множественного; такая форма применялась для обозначения двух предметов): две стене, два стола, два ножа (не два столы, два ножи ). К XVI веку в русском языке происходит разрушение категории двойственного числа, и формы типа два стола начинают восприниматься как родительный падеж единственного числа. Особая соотнесенность чисел 2, 3 и 4 (возможно, и грамматическая принадлежность к одному классу слов) повлияла на выравнивание форм словоизменения всех трех числовых наименований.

Интересно, что такое словоизменение является исключительно великорусской чертой, противопоставляющей русский язык другим восточнославянским. Ученые выдвигают гипотезу, что первоначально такие сочетания формировались как особенность северо-восточного диалекта.

А вот еще распространенная проблема: можно ли об одних брюках сказать «пара брюк»?

Словосочетание пара брюк - разговорно-просторечное. Следует говорить: одни брюки (об одном предмете) или двое брюк, две штуки брюк (о двух предметах) В просторечии выражение пара брюк часто заменяет собой именно общеупотребительное одни брюки . Это вызвано аналогией с общеупотребительными словосочетаниями, такими как пара сапог, пара носков, пара перчаток - о двух предметах, используемых в качестве пары. Употребления словосочетания пара брюк также нежелательно в связи с тем, что это словосочетание может быть по-разному понято собеседниками (один будет считать, что речь идет об одном предмете, другой - что говорится о двух однородных предметах). Употребление слова пара в роли счетного слова нормативно, только когда речь идет о парных предметах (пара ботинок, пара перчаток, пара весел и т.п.). Употребление слова пара в значении «несколько» (пару лет работать над проектом, отсюда до станции пара километров, выполнить пару заданий, выйти на пару минут, пара пустяков ) или «две штуки чего-либо непарного» (пара яблок, пара мешков ) характеризуется словарями русского языка как просторечное.

«Тысяче работникам» или «тысяче работников»?

Попробуем разобраться. Вопрос в том, чем является слово тысяча - существительным или числительным?

Если тысяча - имя существительное, то оно должно управлять родительным падежом существительного работник (должно быть: тысяча работников, тысячу работников, тысяче работников; ср.: парадоксы истории, парадоксов истории, парадоксам истории и т.д. - форма управляемого существительного во всех сочетаниях сохраняется). Если тысяча - числительное, то оно должно согласовываться с «работниками» в косвенных падежах. Иначе говоря, в формах косвенных падежей все количественные числительные должны употребляться с существительными в аналогичных падежных формах: пятидесяти работникам, о шести домах, пятью братьями .

Так что такое тысяча - числительное или существительное?

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой считает слово тысяча во всех значениях (в том числе в значении «число и количество 1 000») именем существительным. «Словарь русского языка» в 4 т. под ред. А.П. Евгеньевой («Малый академический словарь») и «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С.А. Кузнецова не столь категоричны. Согласно этим словарям слово тысяча - имя существительное только в значениях «огромное количество, множество» и «большие деньги, состояние». А в значениях «число 1 000» и «количество 1 000» тысяча - количественное числительное.

Академическая «Русская грамматика» 1980 года поясняет: Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек, тысячей (и тысячью) человек (и человеками), тысячей (и тысячью) рублей (и рублями); о тысяче человек; миллион книг, миллионом книг.

Вопрос кажется решенным: слово тысяча управляет последующим существительным. Но откуда же в «Русской грамматике» формы тысячью человеками и тысячью рублями? Читаем дальше: В том случае, если в форме творительного падежа слово тысяча не имеет при себе определения, оно может, подобно числительному, согласовываться в падеже с зависящим от него существительным: с тысячью рублей и рублями (но только: с каждой тысячей рублей). Следовательно, согласование допускается только для формы творительного падежа тысячью (не тысячей! ).

Таким образом, слово тысяча является существительным и во всех падежах управляет зависимым от него словом. При этом форма творительного падежа этого существительного - тысячей (с тысячей рублей) .

Однако одновременно с формой творительного падежа существительного тысячей существует форма числительного - тысячью, в сочетании с которой согласование и управление конкурируют. Согласование возможно только в том случае, если слово тысяча обозначает точное число и не имеет при себе определения: с тысячью студентами, с тысячью знакомыми, с тысячью рублями в кармане . Форма тысячью также может обозначать неопределенно большое количество чего-либо, в этом случае вместо согласования требуется управление: человек с тысячью лиц, в кабинете все заполнено тысячью бумаг; Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов (Гоголь); тысячью буйных и огненных голов (Л. Андреев), тысячью мелких уколов (Короленко).

ПРАВИЛЬНО: тысяче работников , миллиону работников , трем тысячам работников (Д. п.), тысячей работников , миллионом работников , тремя тысячами работников , тысячью работниками и одной тысячей работников (Т. п.).

ПРАВИЛЬНО: обратиться к двадцати пяти тысячам студентов , НО: обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам .

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов (пять, двадцать ) или порядок предметов при счёте (пятый, двадцатый ) без относительно к самим предметам. Поэтому в речи они употребляются в сочетании с существительными (два ученика, третий этаж ). В предложениях числительные обычно употребляются перед существительными (тридцать километров ). Изменение порядка слов (километров тридцать ) придаёт значение приблизительного количества. Имена числительные имеют сложную систему склонения. Он зависит: 1) к какому разряду относится числительное; 2) каким является числительное по составу (структуре).

По своему значению и грамматическим признакам все имена числительные делятся на количественные и порядковые .

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов (три кинофильма) или числа (девяносто , сто один ). Количественные числительные могут называть:

а) целые числа (шесть падежей, двенадцать месяцев);

б) дробные числа (две третьих участка, две целых шесть десятых гектара) – это дробные числительные ;

в) количество от двух до десяти предметов как единое целое (четверо ровесников, семеро смелых) – это собирательные числительные .

Следует помнить, что собирательные числительные не сочетаются:

1) с существительными, обозначающими лиц женского пола;

2) с существительными, обозначающими названия животных, в том числе молодых.

Собирательные числительные чаще всего употребляются:

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей , трое сирот ;

2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое часов, трое саней, четверо суток ;

3) с существительными ребята, дети, люди ;

4) с личными местоимениями: мы, вы, они : нас двое , их пятеро .

Порядковые числительные отвечают на вопрос который? и имеют счётно‑порядковое значение (третий , семьдесят шестой , четыреста сорок третий ).

По составу (структуре) количественные и порядковые числительные могут быть:

1) простыми , т. е. состоящими из одного корня (шесть, сто, ты­сяча );

2) сложными , т. е. состоящими из двух основ (семьдесят, семьсот );

3) составными , т. е. состоящими из нескольких слов (тридцать три , сто двадцать девять , тысяча двести пятьдесят шесть )

Особенности склонения имён числительных

1. Числительное один изменяется по родам и числам, а поэтому оно склоняется по типу имён прилагательных, только в именительном и винительном падежах имеет окончания существительных:

И. один, одна , одно , одни

Р. одного , одной , одного , одних и т. д.

2. Числительные два (две), три, четыре имеет особую систему падежных окончаний

Р. двух , трёх , четырёх

Д. двум , трём , четырём и т. д.

3. Простые количественные числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительные 3‑го склонения, т. е. в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание ‑и : до семи часов, к семи часам, о семи часах.

4. Числительные 40, 90, 100 имеют две формы:

И., В. – сорок, девяносто , сто

Р., Д., Т., П. – сорока , девяноста , ста

5. Числительные от 50 до 80 и от 200 до 900 представляют собой сложные слова, и при склонении у них изменяются обе части.

50 – 80

И. пять десят

Р. пяти десяти

Д. пяти десяти

В. пять десят

Т. пятью десятью

П. (о) пяти десяти

200 – 400

И. двести

Р. двух сот

Д. двум стам

В. двести

Т. двумя стами

П. (о) двух стах

500 – 900

И. пять сот

Р. пяти сот

Д. пяти стам

В. пять сот

Т. пятью стами

П. (о) пяти стах

Следует помнить, что у числительных, обозначающих целые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, в именительном и винительном падежах после первого корня пишется мягкий знак.

6. У составных количественных числительных обозначающих целые числа, склоняются все слова, из которых они состоят

И. семьсот шестьдесят восемь

Р. семи сот шести десяти восьми и т. д.

7. При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе: к трём пятым (Д. п.), с тремя пятыми (Т. п.).

Если дробное числительное обозначает количество предметов, то существительное при нём всегда в родительном падеже: одна вторая гектара (И. п.), к одной второй гектара (Д. п.).

Дробные числительные полтора (полторы) и полтораста при склонении имеют две формы:

И., В. – полтора, полторы, полтораста

Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста

8. Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе:

И. четверо медвежат

Р. четверых медвежат

Д. четверым медвежатам

Собирательные числительные оба (обе) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеют основу ‑обо‑ , а в женском ‑обе‑ . Ср.: с обо ими мальчиками , но: с обе ими девочками . С именами существительными женского рода сочетается только числительное обе : обе подруги , обе парты .

9. Порядковые числительные склоняются по типу имён прилагательных, так как они тоже изменяются по родам, числам и падежам. Ср.:

И. четвёртый – новый

Р. четвёртого – нового

В составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово:

И. ый год

Р. тысяча девятьсот девяносто четвёртого года

Следует иметь ввиду, что порядковые числительные на ‑сотый , ‑ты­сяч­ный, ‑миллионный, ‑миллиардный пишутся слитно: шестисотый километр, двухтысячный экземпляр .

С числительными и вообще всем, что связано с числами, часто возникают проблемы. Не склонение, вечные ошибки типа «около трехста» или «в двухтысячепервом году», мучительный выбор между «два» и «двое», наконец, путаница со словами «цифра», «число» и «количество».

ВОПРОСЫ О ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И НЕ ТОЛЬКО

1. «Пятисот» или «пятиста»? Только «пятисот», «шестисот», «трехсот», «восьмисот» и т.д. Вообще ни одно из этих числительных на -ста не оканчивается.

2. «Двухтысячепервый» или «две тысячи первый»? Правильно только «две тысячи первый». В сложных порядковых числительных изменяется только последняя часть.

3. «Пять и три десятых процентА» или «пять и три десятых процентОВ»? Правильно «процентА», потому что дробь управляет существительным.

4. «В тысяче километрОВ» или «в тысяче километрАХ»? Верны оба варианта. Дело в том, что слово «тысяча» в этом смысле уникально: оно может и управлять существительным (в тысяче чего? километров), и согласовываться с ним (в чем? в тысяче километрах). Кроме того, и сама «тысяча» может принимать разные формы. Помните Пастернака: «На меня направлен сумрак ночи тысячьЮ биноклей на оси…»? Можно сказать и «тысячей», и «тысячью».

5. Если из шахты спасены 32 шахтера, то как сказать: «Спасли тридцать двух?», «Спасли тридцати двух?» Правильно: «СПАСЛИ ТРИДЦАТЬ ДВА ШАХТЕРА». Тут надо помнить об особом статусе составных числительных, которые заканчиваются на «два», «три», «четыре». В винительном падеже они имеют формы «два», «три», «четыре». Например, «задержали двадцать четыре туриста», «выпустили тридцать три ученика».

6. Можно ли сказать «с девяностами рублями»? Нет, нельзя. Числительные «сорок», «девяносто», «сто» имеют только две формы. «СОРОК», «ДЕВЯНОСТО», «СТО » в именительном и винительном падежах и «СОРОКА», «ДЕВЯНОСТА», «СТА» — во всех остальных. Поэтому правильно — «с девяноста рублями».

7. Как пишется «850-летие»? Неужели в одно слово? Да, действительно в одно слово — «восьмисотпятидесятилетие». Другие аналогичные слова будут писаться так же, например «двухтысячепятисотлетие».

8. «Двое друзей» или «два друга»? Сейчас вы снова скажете, что лингвисты слишком либеральны, сами ничего не знают и разрешают все подряд. Да, можно и так, и так. Правда, справедливости ради надо отметить, что такие вольности допустимы не всегда: сочетание «трое профессоров» вряд ли возможно. Грамматически разницы тут нет — это вопрос стиля. Цитируем РОЗЕНТАЛЯ: «В некоторых случаях, наоборот, не используются собирательные числительные, так как они вносят сниженный оттенок значения, например: два профессора, три генерала (не «двое профессоров», «трое генералов»)».

А вот с существительными женского рода собирательные числительные вообще не употребляются. Нельзя сказать «двое портних» или «трое учительниц».

9. Как быть, если надо сказать «22 суток»? Никак, нормативного варианта тут нет. Единственный выход — искать какой-то описательный оборот, например «В ТЕЧЕНИЕ 22 СУТОК ». То же самое рекомендуется делать с выражением «полтора суток», которое существует в литературном языке, но грамматически небезупречно. Рекомендуется подыскивать обороты: «в течение полутора суток», «полтора дня».

10. «Двухцветный» или «двуцветный»? И снова возможны оба варианта! Но, правда, есть нюансы, на которые указывает Д.Э. Розенталь: он отмечает, что параллельное употребление таких слов возможно, но все же в большей части этих слов есть тяготение к одному варианту. В терминах преобладают образования с элементом «дву-», а в обиходных, повседневных слова — образования с элементом «ДВУХ-».

Курс русского языка в школьной программе предусматривает изучение всех служебных и знаменательных частей речи. Для изучения каждой из них есть свой раздел языка, которому уделяется определенное количество времени. Одной из объемных тем является "Имя числительное". Она вмещает в себя множество разделов. Это и структура данной части речи, в которой есть количественные, порядковые, целые, дробные и собирательные числительные. А также способы употребления слов, обозначающих числа в предложении, их изменение по родам и склонение по падежам.

Определение

Изучение раздела об начинается с третьего класса и продолжается на протяжении всего школьного курса. В учебнике по русскому языку определение звучит приблизительно так: это самостоятельная часть речи, которую образует непополняемая группа слов, указывающих на количество и число предметов, а также на их порядковый номер при счете и отвечающих на вопросы какой? и сколько? Начальная форма имени числительного - именительный падеж.

Морфологические признаки числительного

Как и другие имя числительное имеет изменяемые и постоянные признаки. К первым относятся род, число и падежная форма, а к другим - принадлежность к разряду и типу в системе имен числительных. Именно эти морфологические признаки и являются основанием для признания данной части речи самостоятельной.

Разряды числительных

По значению все числительные делят на два разряда:

  1. Количественные. Как правило, слова, относящиеся к данному разряду, обозначают количество и число предметов. Среди количественных числительных выделяют три вида: целые (пять, восемь, двадцать ), дробные (одна пятая, три четвертых ) и собирательные (двое, оба, пятеро ). Следует отметить, что некоторые виды количественных числительных могут употребляться одновременно, образуя смешанные числа. Например: две целых и три четвертых, одна целая и одна вторая. Не могут употребляться вместе собирательные и дробные числительные.
  2. Порядковые. Слова, которые относятся к этому разряду, указывают на порядковый номер предмета или лица при счете. Например: пятый, седьмой, тридцать третий, сто пятьдесят восьмой . Как видно из примера, такие числительные могут состоять как из одного слова, так и из нескольких.

Структура числительных по составу

В зависимости от того, из скольких слов состоит имя числительное, оно бывает простое (один, сорок ), сложное (шестьдесят, семьдесят ) и составное (двадцать пять, две третьих ). Следует отметить, что сложными являются те имена числительные, которые строятся на основе простых, к примеру, пять и десять - пятьдесят.

Собирательные числительные и их признаки

Собирательные числительные - это особая группа слов, которые указывают на совокупность предметов или лиц. Достаточно часто школьники путают простые числительные с собирательными. Чтобы этого не происходило, их нужно научиться различать. Например: два рыбака - простое числительное; двое рыбаков - собирательное числительное. Это вид образуется на основе количественного числительного путем добавления суффикса -о- или -ер- и окончания -е или -о . Например: два - двое, три - трое, четыре - четверо, пять - пятеро, шесть - шестеро, семь - семеро, восемь - восьмеро, девять - девятеро, десять - десятеро.

Склонение числительных

Как уже говорилось, одним из непостоянных признаков данной части речи является изменение по падежам. Эта тема достаточно сложная для усвоения, и многие допускают ошибки при склонении числительных по падежам даже будучи взрослыми. И причина тому - особые формы склонения некоторых слов. Каждый вид числительных склоняется по определенным правилам:

  • Склонение собирательных числительных производят так же, как и в случае с прилагательными, стоящими во множественном числе.
  • При изменении падежной формы дробного числа первую часть склоняют, как простое целое число, а вторую - как порядковое, стоящее во множественном числе.
  • Количественные числительные при склонении имеют свои особенности: число «один» склоняется по типу местоимения «этот», а остальные числа следует рассматривать на примере. Стоит также отметить, что при склонении склоняются все части числа.

Примеры склонения числительных

Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный
кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?
два двух двум двух, два двумя о двоих
один одного одному одного, один одним об одном
пятьсот двадцать пятисот двадцати пятистам двадцати пятьсот двадцать пятьюстами двадцатью о пятистах двадцати
сорок сорока сорока сорок сорока о сорока
тысяча четыре тысячи четырех тысяче четырем тысяча четыре тысячью четырьмя о тысяче четырех
триста три трехсот трех тремстам трем трехсот трех тремястами тремя о трехстах трех
четыре четырех четырем четыре, четырех четырьмя о четырех

Стоит также отметить, что такие количественные числительные, как мало, немало, могут употребляться лишь в именительном и А вот слова немного, много, несколько и сколько при употреблении в приобретают окончания, схожие с прилагательными во множественном числе.

Синтаксическая сочетаемость числительного

Еще одой важной темой в разделе об имени числительном является употребление данной части речи. Достаточно часто в повседневной жизни приходится с собирательными числительными, а потому следует знать, как правильно их произносить и писать. И чтобы не допустить ошибки, следует изучить не только склонение числительных по падежам, но и тему, которая раскрывает, с чем можно сочетать собирательное числительное. Существительное - это основной компаньон числительного по синтаксической сочетаемости. И здесь есть масса особенностей, которые следует знать каждому образованному человеку.

Употребление количественных целых и порядковых числительных

Если числительное в предложении употребляется в именительном и винительном падежах, то существительное должно иметь форму родительного падежа. Например: девять тетрадей, двадцать роз, пять человек.

Следует также отметить, что такие числительные, как полтора, четыре, три и два, сочетаются лишь с существительными в единственном числе, а все остальные - во множественном. Например: две тетради, три розы, четыре человека.

Рассмотренные выше примеры показывают синтаксическую сочетаемость, которая называется управлением, так как падеж существительного зависит от числительного.

Другой тип сочетаемости - согласование, когда и одна и другая части речи употребляются в одном падеже. Исключением в данном случае является лишь слово один , которое согласуется с существительным во всех падежах.

При согласовании порядковых числительных с именем существительным они ведут себя так же, как и прилагательные. Например: восьмая неделя, десятые сутки, четвертый день . Склоняя такое числительное по падежам, следует учитывать, что изменяется лишь окончание последнего слова. Например: сто пятьдесят пятым параграфом .

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные сочетаются с именами существительными лишь в родительном падеже. Исключением является слово оба , при котором у компаньона должно быть только Например: семеро котят и оба друга.

Непостоянные признаки:

Примечание:

Не путай части речи: три, третий, трое - числительные

Тройка - существительное

Тройной - прилагательное

Утроить - глагол

Втроем, трижды, втрое - наречие

Урок - лекция 3. Употребление имен числительных в речи.

Варианты собирательных и количественных числительных

Для обозначения количества иногда используют на только количественные числительные, но и собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро). Два последних мы практически не используем. Собирательные числительные используются ограниченно:

  • С существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
  • С существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, двое джинсов;
  • С существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении "человек"): шестеро детей, трое незнакомых лиц;
  • С личными местоимениям мы, вы, они : нас двое; их пятеро;
  • С субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое дежурных.

В косвенных падежах при неодушевленных существительных употребляются количественные числительные: более трех суток. Собирательные числительные с существительными, обозначающими лиц мужского пола, иногда вносят сниженный оттенок (нежелательно: двое генералов, трое профессоров)

Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: трое студенток, четверо подруг). Не сочетаются они также с существительными мужского рода, обозначающими названия животных (нельзя сказать: трое волков).

Если необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, у которых нет формы единственного числа (ножницы, сутки), с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать пять, тридцать четыре и т. п.), следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки – день, двадцать четыре часа) или падежа (в течение двадцати двух суток).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Мужской род

два ученика – двое учеников

три студента – трое студентов

четыре брата – четверо братьев

Женский род

две ученицы

три студентки

четыре сестры

ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО:

ПРАКТИКА

Употребление имен числительных

Формы склонения

запомните формы косвенных падежей некоторых числительных

50-80 200-400 500-900

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

два

двух

двум

два (-ух)

двумя

двух

четыре

четырех

четырем

четыре (-ех)

четырьмя

четырех

восемьдесят

восьмидесяти

восьмидесяти

восемьдесят

восьмьюдесятью

восьмидесяти

двести триста

двухсот трехсот

двумстам тремстам

двести триста

двумястами тремястами

двухстах трехстах

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

пятистах

Тысяча

Тысячи

Тысяче

Тысячу

Тысячью

Тысяче

И. –В.

Р.Д.Т.П.

сорок

сорока

девяносто

девяноста

сто

ста

полтора (-ы)

полутора

полтораста

полутораста

Тест 1. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

И.-В. 1. восемьдесят 2. сорок девять 3. триста двенадцать

Р. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Д. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Т. восьмидесятью сорока девятью триста двенадцатью

П. о восьмидесяти сорока девяти трехстах двенадцати

И.-В. 4. восемьсот шестьдесят семь 5. сто сорок девятый

Р. восьмисот шестидесяти семи ста сорока девятого

Д. восьмистам шестидесяти семи ста сорока девятому

Т. восьмьюстами шестьюдесятью семью ста сорока девятым

П. о восьмистах шестидесяти семи о ста сорока девятом

И.-В. 6. две тысячи шестьсот двадцать 7. двести восемнадцатая

Р. двух тысяч шестисот двадцати двести восемнадцатой

Д. двум тысячам шестистам двадцати двести восемнадцатой

Т. двумя тысячами шестьюстами двадцатью двести восемнадцатой

П. двух тысячах шестистах двадцати двести восемнадцатой

Ответы: 1357

Тест 8. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

1. в ста сорока девятой аудитории 5. на шестьсот тысячах гектарах

2. в двести восемнадцатой комнате 6. с восьмистами школьниками

3. на четыреста первой странице 7. в восьмидесяти пяти метрах

4. в триста пятидесятом номере 8. к ста семидесяти миллионам

Ответы: 156

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные (двое, трое и т.д.) могут употребляться:

Со словами, обозначающими лиц мужского пола (двое братьев);

С прилагательными, перешедшими в существительные (трое военных);

Со словами, не имеющими форм ед. числа (трое ножниц, двое суток, но: пять, шесть ….суток);

Со словами «дети, ребята, люди» (двое ребят);

Со словами, обозначающими детенышей животных (семеро козлят);

С личными местоимениями (их было пятеро).

Собирательные числительные не употребляются:

Со словами, обозначающими лиц женского пола (ошибочно двое сестер);

Со словами, обозначающими взрослых животных (ошибочно трое быков).

Тест 9. Отметьте правильный вариант.

  1. (а. Шесть, б. шестеро) суток движение поездов было нарушено.
  2. 2. Въезд автомашин был разрешен лишь в одни из (а. четверых, б. из четырех) ворот стадиона.
  3. (а. Семеро, б. семь) девушек поступили на курсы водителей.
  4. Нас было (а. три, б. трое).
  5. Среди членов кафедры было (а. два профессора, б. двое профессоров).
  6. По (а. три человека, б. трое человек) из группы должны принять участие в соревновании.
  7. Их возвратилось (а. семь, б. семеро).
  8. (а. Две шахматистки, б. двое шахматисток) уже провели игры.
  9. Главные герои фильма – (а. два, б. двое) пленных.
  10. (а. Пять, б. пятеро) волков смотрели на него голодными глазами.

Ответы: 1а2б3б4б5аб6аб7б8а9б10а

Тест 10. Отметьте нарушения норм употребления числительных.

  1. Анна – мать пятерых детей.
  2. Вчера в это же время здесь находилось трое мужчин.
  3. Расследуется дело о хищении пяти миллионов шестиста девяноста тысяч рублей.
  4. Изъято более трехста граммов золота.
  5. Трое из них признаны виновными.
  6. Семеро суток понадобилось, чтобы раскрыть преступление.
  7. На автобусной остановке стояло четверо мужчин и двое женщин.
  8. Трое юношей и три девушки исполняли красивый танец.

Ответы: 3467

Числительные полтора и полтораста согласуются с существительными в косвенных падежах:

В полутора (не полутора х ) час ах (не час ов ),

в полутораста (не полутораста х ) километр ах (не километр ов ).

При смешанном арифметическом числе существительное управляется дробью, а не целым числом: 10,2 процент а (не процент ов ).

При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме единственного числа: двадцать три юнош и (не юнош ей ).

Тест 12. Отметьте нарушения речевых норм.

  1. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с результатом 125,55 баллов.
  2. Зимовщики пробыли на льдине около двух тысяч семидесяти четырех суток.
  3. Город находится в полутора тысячах миль отсюда.
  4. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся.
  5. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов.
  6. В соревнованиях участвовало 243 юноши и девушки.
  7. Поезд прошел более полуторосот километров.
  8. Прибыл поезд с двумястами семидесятью пятью участниками соревнований.

Ответы: 14578

Различайте!

Обобщающий тест

Отметьте нарушения норм употребления числительных.

  1. Мы готовились к Восьмому марту.
  2. До полтора раза перекупщики превысили первоначальную цену.
  3. Двум тысячам тринадцати выпускникам были выданы аттестаты.
  4. У голубя оказались кольца на обоих лапах.
  5. В финал вышли пятеро претенденток на медаль.
  6. Нами выполнено три четверти всего задания.
  7. Спортсменка пробежала 200 метров за 11,489 секунд.
  8. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восьмьдесятью книгами.

Ответы: 124578