Отрицание всего как называется. Отрицание очевидного: у меня все прекрасно

В психологии есть такие понятия как защиты и копинг-стратегии (совладающее поведение). Очень полезные штуки в жизни каждого гражданина. И очень опасные при их неправильном применении!

Одна из самых простых и мощных – отрицание .

Отрицание может включаться как самостоятельная защита. Очень часто она является частью других, более сложных психологических защит.

Отрицание зачастую срабатывает автоматически, бессознательно. Но иногда, наоборот, является осознанным выбором типа поведения, и речь идет уже скорее о копинг-стратегии.

Также отрицание используется как агрессивный инструмент в манипулятивных техниках.

Отрицание как психологическая защита работает следующим образом: некая часть реальности попросту игнорируется.

Это очень энергоемкий процесс для человека, и, как правило, малоэффективный либо и вовсе разрушительный.

В психологию понятие психологической защиты ввел Зигмунд Фрейд. Анна Фрейд предложила подробную типологию и более детальную проработку. Затем с этой темой так или иначе работали многие ученые и практики.

Считается, что отрицание – один из самых ранних механизмов психологической защиты. Он формируется, когда человеческий детеныш еще мал и беспомощен, и его способы воздействия на мир крайне ограничены.

«Этого» НЕТ! – формула отрицания.

Когда отрицание оправдано как защитный механизм?

1. Человек защищается от боли, страха, ужаса, от потерь, отрицая уже случившиеся факты. В краткосрочном периоде – это великолепный адаптационный механизм. Он позволяет действовать во внешнем мире «несмотря на…», а тем временем глубинные слои психики успевают усвоить новую информацию об изменившихся условиях жизни.

Очень часто первая реакция на известие о внезапной смерти близкого человека – шок, а затем «НЕТ! ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!».

Отказ принять ужасный факт позволяет совершать необходимые для оставшихся в живых действия: завершить работу, пристроить детей на некоторое время, позаботиться о погребении, обзвонить друзей, родных и близких, попросить о помощи, добраться до места в конце концов и так далее.

Во время стихийных бедствий или боевых действий часть реальности также не впускается в пределы сознания. Человеку нужно спасать и сохранять жизнь, и все ресурсы идут исключительно на это.

И только когда внешняя среда и внутреннее состояние позволяют это, человек как бы отпускает себя, и на него обрушивается весь ужас случившегося. И тогда наступает время страдания, восстановления и принятия новой реальности.

2. Также отрицание служит сохранности личности и рассудка в случае тяжелой неизлечимой болезни. Приняв необходимые меры (лекарство, госпитализация и т.д.), человек большую часть времени живет в режиме «этого нет». Очень часто подобный выход – один из лучших. Далеко не у каждого человека есть внутренние силы встречаться с подобной реальностью лицом к лицу.

Здесь психологическая защита в виде отрицания реальности лишь отчасти бессознательна. При изменении условий (новые методы лечения, либо наоборот приближение смерти) отрицание отбрасывается.

3. Третий вариант, корректнее было бы отнести к совладающему поведению, поскольку применяется оно по большей части осознано.

Помнится Скарлетт О’Хара говорила: «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра», и ложилась спать в старой, неизменившейся реальности, чтобы наутро со свежими силами начать справляться со свалившимися на нее «новостями».

Иногда сознательное принятие решения «я не буду думать об этом сейчас, я решу этот вопрос тогда-то» оказывается довольно эффективным. При условии, что либо изменяются обстоятельства и необходимость в решении отпадает, либо в назначенный срок (или при назначенных условиях) человек принимает факт наличия проблемы, и решает ее.

Прекрасным примером здесь может послужить притча о «хорошем работнике», который треть поручений начальства делает сразу же, треть делает после первого напоминания, а треть «вешает на гвоздь» - «их нет».

Когда, как и почему отрицание реальности наносит человеку вред

Думаю, многие могут вспомнить свои ощущения в такой ситуации:

Вы увлеченно смотрите интересный фильм (проходите 43-й уровень, прибивая предпоследнего монстра; читаете книжку на том месте, когда главный герой потянулся губами к губам главной героини; глубоко сосредоточились на своих мыслях; увлеченно болеете за любимую команду, не отводя взгляда от телевизора…) и тут вас кто-то резко, грубо прерывает, обрушивая в обыденную реальность.

Как правило, человек испытает активное раздражение, недовольство, гнев.

Причиной тому и сам неожиданный переход из состояния «сна наяву» в режим сознательного бодрствования, и обрушившийся поток информации, и необходимость как-то на все это реагировать.

Возможно, кто-то вспомнит ситуации, когда отрицали его самого. Не слышали, не видели…

А теперь представьте, что человек годами (!) живет в мире, где часть реальности искажена. То есть часть его мира и часть его психики заблокирована, заморожена.

Для поддержания подобной вшитой в реальную картинку мира иллюзии нужно огромное количество психической энергии. Соответственно, ни на что другое ее попросту не остается.

Женщина в возрасте за пятьдесят потеряла одного из своих троих детей… Спустя несколько лет (!) она продолжала поддерживать в его комнате тот же порядок, что был при нем, говорила только о нем. При этом двоих других детей практически не замечала. Она, как насекомое в янтаре, почти застыла в том моменте, когда случилось страшное несчастье. Работа, семья, двое других детей, внуки, ее здоровье, друзья, дом и дача… ничего этого она не видела, продолжая оставаться в стоп-мире.

Просто примерно прикиньте как много сил нужно, чтобы НЕ замечать постоянные проявления тех, кто в действительности был с ней рядом.

Часть вреда отрицания – в огромном расходе жизненной энергии на поддержание ложного убеждения «этого нет».

Другая часть вреда от отрицания, зачастую многолетнего, объясняется причинами сугубо материальными. Поскольку часть реальности игнорируется, непорядок в ней сильно-сильно нарастает. То, что было создано и ценилось когда-то - разрушается, утрачиваются умения и навыки. И когда, одним неожиданным днем человек пробуждается от отрицания, помимо прочего он получает не просто проблему, а шикарную разросшуюся качественную проблемищу. То есть его силы стали меньше, а проблема гораздо больше. А необходимость ее решения – острее!

Примеры

В тридцать два года Татьяна задавалась вопросом: я же не алкоголик? Я выпиваю только в приличной компании, всегда по поводу, пью хорошие напитки… Ее пугала мысль, что пару раз в неделю она выпивает и одна. Правда, по-прежнему дорогую качественную выпивку.

Несколько раз она решала сделать паузу… НО! Вы наш календарь видели? Тогда понимаете, что количество Праздников, которые отметить со спиртным «святое дело», всякий раз оказывалось слишком велико для Татьяны.

И она просто перестала об этом думать.

В тридцать восемь она была вынуждена обратиться к специалистам, так как потеряла работу из-за своей зависимости.

Елена растила дочку, постоянно борясь с изменами и пьянками мужа. Периодически терпела побои. Она была уверена в том, что тот ее любит. По-своему… Что он ценит ее жертвенную любовь. К тому же думать о самостоятельной жизни ей было слишком страшно. Без опыта работы, с маленькой дочкой на руках…

Через двенадцать лет ей пришлось столкнуться с тяжелой реальностью: женщине за сорок, без опыта работы и с двумя детьми учиться жить и выживать, так как супруг счел ее «старой дерганой истеричкой» и ушел в другую семью.

Сожалеть о годах «сна на яву», времени отрицания, времени упущенных сил и возможностей, очень больно и горько.

И хорошо, что кто-то успевает проснуться, когда еще можно что-то изменить к лучшему.

А теперь обратите, пожалуйста, внимание на такой интересный факт: как правило, в секте, неважно религиозной или бизнес-секте, присутствует активное внедрение адептам (последователям) мысли «не общайся с такими-то».

Искусственно искажается часть реальности. Людей убеждают верить что «этого нет». Под «этим» оказываются, как правило, люди, мыслящие иначе. Выражающие скепсис, сомнения в адекватности, правильности выбранной линии поведения.

Безотносительно всего остального (учения, направленности группы и пр.) сама привычка игнорировать часть живой жизни вредна и опасна.

Как часто мы отрицаем реальность по мелочам

Предлагаю вам провести интересный и поучительный эксперимент. Понаблюдайте за окружающими людьми, и посчитайте, сколько раз вы услышите подобные диалоги:

- Он на меня наорал!
- Да? А мне еще пять отчетов надо сделать!

- Он на меня наорал!

- Да не бери в голову! (Махни рукой и т.д.)

- Он на меня наорал!
- Ой, а мой-то, мой! А на прошлой неделе … (текст минут на -дцать).

- Он на меня наорал!
- А ты в ответ что? Промолчала?! Вот из-за того, что ты позволяешь с собой так обращаться … (и снова вольный текст).

Вместо первой фразы может быть любая другая. Суть в том, что во всех этих диалогах второй собеседник сообщает первому «тебя нет», твоей реальности нет. Он отрицает. Общаясь подобным образом с детьми, мы, незаметно для себя, приучаем их жить в мире, где отрицание – норма…

Завершив наблюдения, попробуйте вот такой шаблон разговора.

- Он на меня наорал!
- Ого! Ты в ярости.

В этом случае второй собеседник видит первого, и помогает ему справиться с неприятными событиями, называя его чувства и показывая, что он рядом.

Не нужно «впрыгивать» в реальность, если в наличии имеется проблема с хорошим сроком долгосрочного отрицания.

Не нужно и продолжать тратить свою жизнь на поддержание иллюзии «проблемы нет».

Для начала можно исследовать проблемную область отстраненно, рационально. Разобраться в проблеме, оценить свои силы, примериться, как удобнее будет взяться за ее решение.

Затем, собраться с силами, «стряхнуть пыль» с ресурсов, отставленных ранее за ненадобностью и потихоньку, как ответственная улитка Улыбаюсь, шаг за шагом, начать разбираться с накопившимися во время «сна на яву» - отрицания части реальности трудностями.

Упражнение

Выберите, пожалуйста, проблему, которая вас беспокоит, но думать о которой вы по каким-то причинам не хотите. Либо проблему, о которой вам говорят некоторые люди, друзья, родственники. А вы считаете, что у вас ее нет.

  • Запишите ее.
  • Теперь напишите 10 объективных фактов, имеющих непосредственное отношение к этой проблеме. Даже, если думать о них вам неприятно, некомфортно.
  • Внимательно перечитайте их и уточните, действительно ли это факты? Или, может быть, это Ваши убеждения, представления. Исправьте и дополните, пожалуйста, Ваш список.
  • Теперь сделайте выводы из этих фактов, помогающие в решении вашей проблемы.
  • А теперь запишите, пожалуйста, что вы чувствуете.
  • И что еще мешает решению проблемы.

В последнем пункте может быть и запись о том, что уже ясно, как и что теперь делать. Тогда шаги к реализации должны последовать почти сразу (с учетом реальных обстоятельств).

ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СВОЕЙ СИТУАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ СТАТЬИ, ТО ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И МЫ ВМЕСТЕ НАЙДЕМ ВЫХОД

    • ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА

      Его 2 основные проблемы: 1) хроническое неудовлетворение потребностей,2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то.

      Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.Это – невротическая депрессия . Все можно предупредить, не доводить до такого результата . Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам: 1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

      • Я имею право на потребности. Я есть, и я - есть я.
      • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
      • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
      • Я имею право жаждать любви и любить других.
      • Я имею право на достойную организацию жизни.
      • Я имею право выражать недовольство.
      • Я имею право на сожаление и сочувствие.
      • … по праву рождения.
      • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
      • Я позабочусь о себе в любом случае.

      Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы - лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

      2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

      …тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

      ХОТИТЕ УЗНАТЬ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

      ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

      ЗА К АЖДОЙ «НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ» ЛЕЖИТ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ И ЕСТЬ КЛЮЧ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЖИЗНИ…

      ДЛЯ ПОИСКА ЭТИХ КЛАДОВ Я ПРИГЛАШАЮ ВАС НА СВОЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ:

      ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

      Психосоматические заболевания (так будет корректней) - это те расстройства в нашем теле, в основе которых лежат психологические причины. психологические причины - это наши реакции на травматические (сложные) жизненные события, наши мысли, чувства, эмоции, которые не находят своевременного, правильного для конкретного человека выражения.

      Психические защиты срабатывают, мы забываем об этом событии через время, а иногда и моментально, а вот тело и неосознанная часть психики все помнят и посылают нам сигналы в виде расстройств и болезней

      Порой призыв может быть отреагировать на какие-то события из прошлого, вывести «захороненные» чувства наружу, или симптом просто символизирует то, что мы себе запрещаем.

      ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

      Негативное влияние стресса на человеческий организм, а особенно дистресса, колоссально. Стресс и вероятность развития болезней тесно взаимосвязаны. Достаточно сказать о том, что стресс способен снижать иммунитет приблизительно на 70%. Очевидно, что такое снижение иммунитета может вылиться во что угодно. И еще хорошо, если это будут просто простудные заболевания, а если онкологические болезни или астма, лечение которых уже крайне затруднительно?

Улицы армянских кварталов превращались в такие «кладбища» после того, как в них приходили с облавами османские солдаты. Мужчин – вырезали или расстреливали, женщин – насиловали и распинали на крестах. Осиротевших детей угоняли в пустыни. Там они умирали от голода и побоев.

распятые женщины

По разным данным, уже к 1915 году число убитых среди армянского населения превысило 600 тысяч человек. И подобные гонения продолжались еще как минимум 10 лет.

В видеоролике проекта «100 секунд» известный польский режиссер Кшиштоф Занусси, зачитал отрывок из свидетельства Мисака Седракяна, пережившего геноцид.

Когда солдаты выломали нашу дверь, мама в ужасе бросилась к нам на помощь. Но солдаты убили ее на наших глазах. Тогда мой брат сразу полез через вентиляционное отверстие, на крышу. Когда я попытался сделать то же самое, солдат ранил меня, ударив два раза мечом. И я упал вниз. Тогда один из них сказал: "Этот еще молодой. Давай не будем убивать его". И они отпустили меня. И начали грабить дом. Я выбрался из укрытия и увидел мамин труп, лежащий на пороге нашего дома. Трупы были и вокруг – по всему селу. Я увидел, как на другой его стороне солдаты насиловали молодых женщин и насильно уводили девочек. Я в ужасе убежал и спрятался в куче сухого навоза.

Всего ко Дню 100-летия геноцида армян, было снято 24 подобных ролика. Тексты для съемок предоставил Национальный архив Армении. Каждый из отрывков прочитали люди, обладающие общественным влиянием в мире – писатели, музыканты, актеры и журналисты. Подобные видеозаписи в этом году делали и рядовые жители армянской республики. Например, девушка Алвард Геворгян. Она записала на видео историю своего прадеда, Геворга Минаси Геворгяна, который пережил все ужасы армянского геноцида 1915 года.

«Мать столкнула его в потухший камин, и закрыла черной плотной решеткой – чтобы его не было видно. И при этом она ему сказала: «Чтобы ты не увидел или не услышал, не смей отсюда выходить!». В этот момент в дом ворвались турецкие солдаты. На глазах моего прадеда были изнасилованы его сестры, все женщины, которые находились дома. Среди них была его беременная тетя, на поздних сроках беременности. Турецкие солдаты начали делать ставки по тому, какого пола будет ребенок. Когда ставки были уже сделаны, они заживо вспороли ей живот, и достали еще живого ребенка. Они насадили его на штык, который находился на ружье, и в конечном итоге его застрелили».

В начале 20 века в Османской империи было сделано много фотографий детей сирот. Сегодня они хранятся в Армянском музее Москвы. На совсем крохотные мальчики и девочки, ставшие бездомными из-за того, что все члены их семей были уничтожены. Этим малышам еще повезло, они не попали в так называемые специальные турецкие парные.

По свидетельствам французских врачей, маленьких армян отправляли в мобильные паровые бани, в которых затем убивали перегретым паром - то есть фактически варили заживо.

Согласитесь, невозможно простить, а уж тем более забыть такие вещи. Именно поэтому миллионы армян по всему миру добиваются того, чтобы геноцид был официально признан преступлением против человечества, а отношения между Арменией и Турцией остаются крайне холодными даже сто лет спустя.

Правда сегодняшнее турецкое правительство отрицает и масштабность трагедии, и количество пострадавших в ней жертв. При этом чиновники ссылаются на отсутствие архивных доказательств. И это не удивительно, ведь кто захочет прослыть нацией убийц и насильников? Поэтому турецкая власть так тщательно скрывает от мировой общественности жуткие факты геноцида. Например, уничтожая документы, организуя «альтернативные» фотовыставки на тему геноцида армян. Но все-таки, сильно отретушировать собственную историю у турок не получается.

Мехмед Талаат-паша в истории Турции навсегда останется как один из лидеров младотурецкой партии «Единение и прогресс», и исполнитель расправы над армянами. До сегодняшних дней сохранилась его многочисленная переписка с губернаторами турецких провинций. В одном из таких посланий градоначальнику города Алепо, Талаат дает подробные указания - как нужно решать «армянский вопрос».

В префектуру Алеппо

"Право армян жить и работать в Турции полностью ликвидировано. Правительство, которое в этом отношении берет на себя всякую ответственность, приказало не оставлять в колыбели ни одного ребенка. Пусть без всяких оснований будут высланы женщины и дети, кто бы они ни были, даже те, которые не могут идти. И не давайте населению никакого повода защищаться.
1915 г. Министр внутренних дел Талаат

«Величайшая трагедия жизни – утратить Бога и не скучать по Нему»

(Ф.Норвуд).

Хотя, по утверждению атеистов, они не верят в Бога, некоторые христиане и все мусульмане полагают, что в определенный момент своей жизни даже убежденные атеисты признают Его существование. Врожденное, но упорно игнорируемое чувство осознания Бога обычно проявляется в тяжелые моменты. Цитата времен второй мировой войны: «В лисьей норе нет атеистов».

Несомненно, бывают времена – будь-то дни мучительной болезни, унизительное нападение преступников или доли секунд, в преддверии ужасных последствий неизбежной аварии – когда мы понимаем, насколько человек уязвим и не властен над судьбой. Разве не к Творцу мы обращаемся в такие моменты? Эти минуты отчаяния должны напоминать всем, от религиозного ученого до ярого атеиста, о зависимости человека от реальности намного более великой, чем наше ничтожное бытие. Более великой во всем: в знании, силе, воле…

В такие горькие моменты, когда всякие человеческие усилия тщетны, и ничто из материального мира не может помочь, к кому, как не к Богу, инстинктивно взывает человек? В минуты испытания сколько раз обращаемся мы к Господу, каждый раз обещая встать на истинный путь! Но многие ли держат данное слово?

Величайшим бедствием для человека станет, бесспорно, День Суда, и несчастным будет тот, кто признает существование Бога только в этот страшный день. Английская поэтесса Элизабет Баррет Браунинг, описывая обращение страдальцев («Плач человека») пишет:

«И молвят уста: «Бог сострадателен»

Те, что ни разу не восхвалили Его».

Мыслящий атеист, хотя и полон скептицизма, все же страшится Судного Дня, отсутствие которого он не в силах доказать. Поэтому, на всякий случай, говорит:

«О Господь, если Господь есть! Спаси мою душу, если у меня есть душа» (Жозеф Эрнест Ренан «Молитва Скептика»).

Разве человек потеряет что-то, обратись он с такой мольбой к Богу? Если атеист решит остаться в неверии, хуже от этого уже не станет, но если с обращением человек придет к вере, как сказал Томас Джефферсон:

«Если вы найдете причину верить в Бога, осознание того, что вы живете под Его наблюдением и Он одобряет ваши поступки, послужит дополнительным толчком – если есть будущая жизнь, надежда на счастливое существование подогреет желание заслужить его…»

Если человек не видит Бога в великолепии Его творений, ему стоит приглядеться снова. Как сказал однажды Френсис Бэкон: «Я лучше поверю во все сказки, Талмуд и Коран, чем в то, что у Вселенной нет разума». Далее он пишет: «Господь никогда не творил чудеса, чтобы опровергнуть атеизм, потому что Его простые творения уже опровергают его».

Подумайте, ведь даже мельчайшие творения, простые для Него, являются чудом для нас! Возьмите, к примеру, крошечного паука. Неужели кто-то действительно верит, что столь изощренное существо могло возникнуть из «первичного бульона»? Это создание – маленькое чудо – может производить до семи видов шелка, невероятно тонкого, но прочного. Паучий шелк прочнее стали. Паук производит разный шелк для различных целей: охоты, оборачивания добычи, создания мешочка для хранения яиц и т.д. И это лишь малая часть чуда паука.

И при этом человек считает себя высшим созданием. Всего одна минута искренних размышлений может доказать человеку его ничтожность. Глядя на прекрасное здание, мы проникаемся уважением к архитектору, а восхищаясь скульптурой, мы думаем о скульпторе. Но взгляните на изысканность творений вокруг: от сложности мельчайшей ядерной частицы до неизведанных просторов Вселенной. Неужели вы ни к чему не придете? Окруженные великолепием мы, люди, не можем сотворить даже крыла комара! Целый мир, Вселенная пребывают в состоянии удивительной гармонии, демонстрируя результат случайных стечений, превративших космический хаос в сбалансированное совершенство! Кто-то называет это совпадением, кто-то – творением.

Site Team

Величайшая трагедия жизни - утратить Бога и не скучать по Нему»(Ф.Норвуд).

Хотя, по утверждению атеистов, они не верят в Бога, некоторые христиане и все мусульмане полагают, что в определенный момент своей жизни даже убежденные атеисты признают Его существование. Врожденное, но упорно игнорируемое чувство осознания Бога обычно проявляется в тяжелые моменты. Цитата времен второй мировой войны: «В лисьей норе нет атеистов».

Несомненно, бывают времена - будь-то дни мучительной болезни, унизительное нападение преступников или доли секунд, в преддверии ужасных последствий неизбежной аварии - когда мы понимаем, насколько человек уязвим и не властен над судьбой. Разве не к Творцу мы обращаемся в такие моменты? Эти минуты отчаяния должны напоминать всем, от религиозного ученого до ярого атеиста, о зависимости человека от реальности намного более великой, чем наше ничтожное бытие. Более великой во всем: в знании, силе, воле…

В такие горькие моменты, когда всякие человеческие усилия тщетны, и ничто из материального мира не может помочь, к кому, как не к Богу, инстинктивно взывает человек? В минуты испытания сколько раз обращаемся мы к Господу, каждый раз обещая встать на истинный путь! Но многие ли держат данное слово?

Величайшим бедствием для человека станет, бесспорно, День Суда, и несчастным будет тот, кто признает существование Бога только в этот страшный день. Английская поэтесса Элизабет Баррет Браунинг, описывая обращение страдальцев («Плач человека») пишет:

«И молвят уста: «Бог сострадателен»

Те, что ни разу не восхвалили Его».

Мыслящий атеист, хотя и полон скептицизма, все же страшится Судного Дня, отсутствие которого он не в силах доказать. Поэтому, на всякий случай, говорит:

«О Господь, если Господь есть! Спаси мою душу, если у меня есть душа» (Жозеф Эрнест Ренан «Молитва Скептика»).

Разве человек потеряет что-то, обратись он с такой мольбой к Богу? Если атеист решит остаться в неверии, хуже от этого уже не станет, но если с обращением человек придет к вере, как сказал Томас Джефферсон:

«Если вы найдете причину верить в Бога, осознание того, что вы живете под Его наблюдением и Он одобряет ваши поступки, послужит дополнительным толчком - если есть будущая жизнь, надежда на счастливое существование подогреет желание заслужить его…»

Если человек не видит Бога в великолепии Его творений, ему стоит приглядеться снова. Как сказал однажды Френсис Бэкон: «Я лучше поверю во все сказки, Талмуд и Коран, чем в то, что у Вселенной нет разума». Далее он пишет: «Господь никогда не творил чудеса, чтобы опровергнуть атеизм, потому что Его простые творения уже опровергают его».

Подумайте, ведь даже мельчайшие творения, простые для Него, являются чудом для нас! Возьмите, к примеру, крошечного паука. Неужели кто-то действительно верит, что столь изощренное существо могло возникнуть из «первичного бульона»? Это создание - маленькое чудо - может производить до семи видов шелка, невероятно тонкого, но прочного. Паучий шелк прочнее стали. Паук производит разный шелк для различных целей: охоты, оборачивания добычи, создания мешочка для хранения яиц и т.д. И это лишь малая часть чуда паука.

И при этом человек считает себя высшим созданием. Всего одна минута искренних размышлений может доказать человеку его ничтожность. Глядя на прекрасное здание, мы проникаемся уважением к архитектору, а восхищаясь скульптурой, мы думаем о скульпторе. Но взгляните на изысканность творений вокруг: от сложности мельчайшей ядерной частицы до неизведанных просторов Вселенной. Неужели вы ни к чему не придете? Окруженные великолепием мы, люди, не можем сотворить даже крыла комара! Целый мир, Вселенная пребывают в состоянии удивительной гармонии, демонстрируя результат случайных стечений, превративших космический хаос в сбалансированное совершенство! Кто-то называет это совпадением, кто-то - творением.

Люди с установкой на данность часто пытаются сбежать от своих проблем. Если жизнь у них с изъянами, значит и они сами с изъянами. Гораздо проще делать вид, что все в порядке. Подумайте над такой дилеммой.

Дилемма .Казалось бы,у вас есть все:успешная карьера,счастливый брак,замечатель-ные дети и верные друзья. Но с одним из перечисленных «пунктов» на самом деле не все так гладко. Вы и не подозреваете, что ваш брак трещит по швам. Не то чтобы не было совсем никаких признаков надвигающейся беды, но вы предпочли давать им другое, невер-ное объяснение. Вы старались реализовать свою идею о «роли мужчины» и «роли жен-щины» и не заметили желания вашего партнера наладить более активную коммуникацию. А когда осознали, что́ происходит, и попытались уделить супругу внимание, оказалось, что уже слишком поздно: он потерял эмоциональную связь с вами, и ваш брак перестал его вол-новать.

Реакция человека с установкой на данность .Вам всегда было жалко разведенных,бро-

шенных людей. А теперь вы оказались в их числе. Вы начисто лишились чувства собствен-ной значимости. Ваш муж, который узнал вас очень хорошо, больше не желает с вами жить.

Проходят месяц за месяцем, а вы все не можете собраться с силами и продолжать жить дальше. Вы уже убедили себя, что даже детям без вас будет лучше. Нескоро вам удастся снова ощутить себя человеком сто́ящим и нужным, снова обрести какие-то надежды. Но время идет, и вот вы наконец-то почувствовали себя немного лучше. Теперь наступает самый трудный этап. Ведь у вас все еще сохранилась установка на данность. Вы постоянно пытаетесь вынести жизни вердикт. Когда происходит что-нибудь хорошее, ваш внутренний голос говорит: «Все не так уж и плохо, в конце концов». Но когда случается что-нибудь пло-хое, голосок подсказывает: «Мой муж был прав». И каждого своего нового знакомого вы также оцениваете и видите в нем потенциального предателя.

Как можно переосмыслить свой брак, себя и свою жизнь с точки зрения установки на рост? Почему вы боялись прислушаться к сигналам, которые муж посылал вам? Что бы вы могли сделать тогда? А что можно сделать сейчас?

Первые шаги человека с установкой на рост .Дело не в том,что брак,который вы при-

выкли считать по сути хорошим, вдруг оказался не совсем хорошим или даже совсем нехо-рошим. Брак – это живой организм, который в какой-то момент перестал развиваться из-за нехватки питания. Вам нужно подумать о том, какую роль вы – и вы лично, и ваш парт-нер – сыграли для того, чтобы все кончилось именно так. Особенно вдумчиво отнеситесь к вопросу о том, почему вы не услышали призыв к большей близости и пониманию.



Начав анализировать произошедшее, вы осознаете, что из-за установки на данность воспринимали просьбы мужа как критику в ваш адрес, которую вы не желали слушать. Вы также осознаете, что на каком-то этапе вы испугались, что не способны на такую близость, о какой просит ваш муж. И вместо того чтобы обсудить данные вопросы с ним, остались глухи к его призывам, надеясь, что все само обойдется.

Когда взаимоотношения портятся, нам всем стоит глубоко задуматься над подобными вопросами. И сделать это нужно не для того, чтобы осуждать себя, а чтобы преодолеть свои страхи и обрести навыки общения, которые нам всем необходимы для выстраивания и под-держания хороших отношений в будущем. Ведь установка на рост позволяет людям нести дальше не осуждение и горечь, а новое понимание и новые умения.

Может, и сейчас в вашей жизни есть человек, который пытается вам что-то сказать, что-то, что вы отказываетесь слышать. Примите установку на рост и прислушайтесь еще раз.