«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д. Бальмонта
Дерунец Ирина Тимофеевна,
учитель русского языка и литературы «Новофедоровская школа-лицей»,
Сакский район, Республика Крым
Тема урока:
«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д. Бальмонта
Цель урока: показать яркую личность, индивидуальность поэта, раскрыть особенности его творчества.
Задачи: - сформировать представление об основных этапах жизненного пути К.Д. Бальмонта;
Обозначить основные черты поэтики К.Д. Бальмонта;
Формировать умение анализа стихотворений;
Развитие навыков самостоятельной работы, умения работать с информацией.
Тип: изучение нового материала.
Ход урока.
Если бы надо было назвать Бальмонта одним словом,
я бы не задумываясь, сказала – Поэт,
так как кроме поэта в нем ничего не было».
М. Цветаева
Проверка домашнего задания (заслушивание самостоятельно подготовленных сообщений учащихся о К.Д. Бальмонте)
Слово учителя.
Краткая лекция о жизенном пути К.Д. Бальмонта.
Записи в тетрадь:
Бальмонт Константин Дмитриевич – поэт-символист.
Место рождения: деревня Гумнищи, Владимирская губерния
С 1876 по 1884 годы обучался в Шуйской гимназии, из которой потом исключен.
Первые стихи были изданы в 1885 году.
В 1886 году стал студентом Московского университета.
Спустя год, в 1887 году, был из него исключен.
1889 год – первый брак с Л. гарелиной.
Первый сборник стихотворений опубликован в 1890 году.
В 1892 году познакомился с З. Гиппиус и Д. Мережковским.
В 1894 году в печати начали появляться его первые переводы. Этот год ознаменован знакомством с Брюсовым и печатью сборника «Под северным небом».
1895 год – сборник «В безбрежности»
В 1896 году второй брак с Е. Андреевой, с которой начинает много путешествовать.
1900 год – сборник «Горящие здания».
1901 год – читает антиправительственную поэзию, за что его изгоняют из столицы.
1902 год – сборник «Будем как Солнце».
1906 год – эмиграция в Париж, где живет до 1913 года.
1913 год – возвращение на родину.
1920 год – вновь эмигрирует во Францию.
1932 год – оказалось, что у поэта серьезные проблемы с психикой.
Достижения поэта:
Бальмонт признан одним из наиболее активных символистов своего времени. За свою жизнь опубликовал тридцать пять сборников стихотворений и двадцать прозаических книг.
Работал с совершенно разными жанрами. Это и стихи, и прозаические произведения, и филологические трактаты, и исследования в области истории и культуры, и эссе.
Владел большим количеством языков, за счет чего был уникальнейшим переводчиком. Делал переводы с испанского, болгарского, югославского, литовского, японского, словацкого, грузинского, мексиканского языков.
Анализ стихотворений.
«Я мечтою ловил уходящие тени…»
Мгновение – это символ вечности, вырывает из нее и навсегда запечатлевает в слове… (выразительное чтение стихотворения).
Вопросы для анализа:
Какие символистические образы наполняют стихотворение?
Какие особенности построения поэтического текста вы сразу отметили?
Посчитайте сколько раз они встречаются? (повтор – очень сильное поэтическое средство).
Как вы думаете, для чего и с какой целью поэт его использует?
Еще И. Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» - основа стихотворения.
А кто подразумевается под «Я»?
Эти значения «мерцают» в тексте, просв6ечивают друг через друга, осознаются нами постоянно.
- «ловить мечтою». Как Вы понимаете эту матафору?
Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.
- «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится?
Дерунец Ирина Тимофеевна,
учитель русского языка и литературы «Новофедоровская школа-лицей»,
Сакский район, Республика Крым
Тема урока:
«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д. Бальмонта
Цель урока: показать яркую личность, индивидуальность поэта, раскрыть особенности его творчества.
Задачи: - сформировать представление об основных этапах жизненного пути К.Д. Бальмонта;
Обозначить основные черты поэтики К.Д. Бальмонта;
Формировать умение анализа стихотворений;
Развитие навыков самостоятельной работы, умения работать с информацией.
Тип: изучение нового материала.
Ход урока.
Если бы надо было назвать Бальмонта одним словом,
я бы не задумываясь, сказала – Поэт,
так как кроме поэта в нем ничего не было».
М. Цветаева
Проверка домашнего задания (заслушивание самостоятельно подготовленных сообщений учащихся о К.Д. Бальмонте)
Слово учителя.
Краткая лекция о жизенном пути К.Д. Бальмонта.
Записи в тетрадь:
Бальмонт Константин Дмитриевич – поэт-символист.
Место рождения: деревня Гумнищи, Владимирская губерния
С 1876 по 1884 годы обучался в Шуйской гимназии, из которой потом исключен.
Первые стихи были изданы в 1885 году.
В 1886 году стал студентом Московского университета.
Спустя год, в 1887 году, был из него исключен.
1889 год – первый брак с Л. гарелиной.
В 1892 году познакомился с З. Гиппиус и Д. Мережковским.
В 1894 году в печати начали появляться его первые переводы. Этот год ознаменован знакомством с Брюсовым и печатью сборника «Под северным небом».
1895 год – сборник «В безбрежности»
В 1896 году второй брак с Е. Андреевой, с которой начинает много путешествовать.
1900 год – сборник «Горящие здания».
1901 год – читает антиправительственную поэзию, за что его изгоняют из столицы.
1902 год – сборник «Будем как Солнце».
1906 год – эмиграция в Париж, где живет до 1913 года.
1913 год – возвращение на родину.
1920 год – вновь эмигрирует во Францию.
1932 год – оказалось, что у поэта серьезные проблемы с психикой.
Достижения поэта:
Бальмонт признан одним из наиболее активных символистов своего времени. За свою жизнь опубликовал тридцать пять сборников стихотворений и двадцать прозаических книг.
Работал с совершенно разными жанрами. Это и стихи, и прозаические произведения, и филологические трактаты, и исследования в области истории и культуры, и эссе.
Владел большим количеством языков, за счет чего был уникальнейшим переводчиком. Делал переводы с испанского, болгарского, югославского, литовского, японского, словацкого, грузинского, мексиканского языков.
Анализ стихотворений.
«Я мечтою ловил уходящие тени…»
Мгновение – это символ вечности, вырывает из нее и навсегда запечатлевает в слове… (выразительное чтение стихотворения).
Вопросы для анализа:
Какие символистические образы наполняют стихотворение?
Какие особенности построения поэтического текста вы сразу отметили?
Посчитайте сколько раз они встречаются? (повтор – очень сильное поэтическое средство).
Как вы думаете, для чего и с какой целью поэт его использует?
Еще И. Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» - основа стихотворения.
А кто подразумевается под «Я»?
Эти значения «мерцают» в тексте, просв6ечивают друг через друга, осознаются нами постоянно.
- «ловить мечтою». Как Вы понимаете эту матафору?
Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.
- «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится?
Комментарий учителя: Культ мгновения. Все, что происходит с героем, происходит в данный миг. Важность впечатления, ощущения, чувства, испытываемого в данный момент. Музыкальность. Именно для этого поэт использует повторы, аллитерацию. Герой постоянно находится в движении, пытается достичь вершины.
«Безглагольность»
Выразительное чтение стихотворение.
Образ русской природы присутствует в произведениях многих поэтов, и в большинстве случаев пейзажная лирика наполнена красотой и умиротворением. Однако Константин Бальмонт видит окружающий мир далеко не в таких радостных тонах, к которым мы привыкли. Все дело в том, что поэт пытается сопоставить то, что открывается его взору, со своими внутренними ощущениями. И в итоге вырисовывается далекая от оптимизма картина, которую автор рисует в своем стихотворении «Безглагольность», созданном в 1900 году.
Вопросы для анализа:
На каком этапе жизненного пути было создано произведение?
Само название указывает на особенности славянской натуры, которая отличается молчаливостью и сдержанностью.
Источником чего поэт считает особенность такого поведения? Подтвердите свою мысль строками из произведения.
Какое настроение у лирического героя этого произведения?
Видит ли поэт, что окружающий мир, несмотря на все переживания, может быть прекрасным?
Какой главный смысл, на ваш взгляд, вложил поэт в это произведение?
«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»
Поиск смысла жизни – один из лейтмотивов творчества Константина Бальмонта, который в 1903 году опубликовал цикл произведений под названием «Четверогласие стихий». В него вошло стихотворение «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…», в котором автор дает ответ на вопрос, что именно является для него важным и первостепенным.
Выразительное чтение стихотворения.
Какова композиция стихотворения? Какова ее роль в раскрытии стремлений лирического героя?
Что является главным для поэта в поиске смысла жизни?
Что является главным для поэта и где он может это найти?
Что символизирует собой Солнце?
Итог урока.
Домашнее задание.
Два раза Бальмонт покидал Россию. Первый раз в 1905г., из-за цикла “революционных” стихов(в общем совсем не заслуживших такого наименования). Вернулся он только через 7 лет, совершив кругосветное путешествие. В мае 1913 года в Москве его встречали толпы восторженных поклонников. Жандармы запретили поэту обратиться к встречающим, и он, смеясь, бросал в толпу ландыши. Весной 1920 Бальмонт выхлопотал у Луначарского временную творческую заграничную командировку. Командировка предполагала год-два работы за рубежом, но в 1921 году поэт заявил о своём нежелании возвращаться в Россию. В эмиграции Бальмонт издал несколько поэтических книг: “Марево”(1922), “Стихи о России”(1924), “В раздвинутой дали”(1930) и две автобиографические книги. Но талант к тому времени потускнел. Жил в приюте “Русский дом”, который содержала мать Мария, погибшая впоследствии в фашистском конц.лагере. В мае 1937г. попал в автомобильную катастрофу, после которой жаловался не на полученные травмы, а на испорченный костюм. “Русскому эмигранту в самом деле приходится размышлять, что ему выгоднее потерять – штаны или ноги, на которые они одеты”. Нищета угнетала. В письме писал: “Хоть умереть бы!”. От былой восторженности не осталось и следа, трудно поверить, что это признание принадлежит тому же Бальмонту, “который в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце!” Но в стихах, как и жизни, он останется прежним поэтом, верным стихии света, только свет для него будет исходить из России – уже запредельной, недосягаемой. Верность светоносному идеалу остаётся. Ему конкретное имя – Россия. Ностальгия по России рождает сильные стихи. “Какой я сейчас? Да всё тот же. Новые мои знакомые и даже прежние смеются, когда я говорю сколько мне лет, и не верят. Вечно любить мечту, мысль и творчество – это вечная молодость. Бородка моя правда беловата, и на висках инея довольно, но всё же ещё волосы вьются, и русые они, а не седые. Мой внешний лик всё тот же, но в сердце много грусти…” – писал он Е.А.Андреевой, сохранившей с ним добрые отношения. В 1935 году в Париже был вечер, посвящённый 50-летию литературной деятельности Бальмонта. Выступила Марина Цветаева со “Словом”. Она просила об оказании поддержки “единственному великому поэту из ныне живущих”. Цветаева отметила, что “Бальмонт – самое лучшее, что дал в конце старый мир”.