Зоя тоже жалела Альку. И еще ей хотелось быть такой же смелой, как он, как сам Гайдар

13 сентября был день рождения Зои Космодемьянской (р.1923) Тихо так, молчком прошла эта дата на фоне громких событий - войны, санкций, выборов, роста бивалютной корзины... Будто бы и не было в сознании народа ни Зои Космодемьянской, ни Александра Матросова, ни других героев Отечества, на образах которых росло и воспитывалось несколько поколений нынешних современников. Однако свято местоне для того очищалось, чтобы пустовать. На место героев в сознании народа вскочили совершенно другие персонажи – химеры, сущности низких духовных планов, инфернальные, вроде тех, что бесновались на Майдане, в Одессе, Новороссии. Изменилось и отношение к подвигу. Престижным стало служение не Отечеству, а «золотому тельцу». Смысл жизни сузился до удовлетворения инстинктов: «Обогащайтесь!», «Развлекайтесь!», «Потребляйте!». В кумирах молодёжи ходят медийные персонажи, как правило, низкого пошиба. Нет герою места в российском информационном пространстве. У нас рынок, не правда ли? Базар! Расчёт и выгода. Торговцы и покупатели. Где здесь место для героя?..

И всё же, образы героев, в частности, Великой Отечественной, сегодня необходимо актуализировать. Почему? Потому, что они – сильнейшее оружие в той духовной войне, которая всегда велась и ведётся против России. Оружие это мощное, безотказное, непобедимое. Оружие нетленное, ибо даже боги не в силах сделать бывшее не бывшим.

«Не должно быть у этого народа больше ни Космодемьянских, ни Матросовых!», заявили вчерашние союзнички, едва отгремели залпы победного салюта. Их можно понять: «чтобы победить народ, надо побить его богов, искоренить его самые лучшие и светлые устремления» (см. программу Даллеса). И пятая колонна, сначала тихой сапой, а потом, уже не прячась, поползла выполнять заказ хозяев. Особенно усердствует она в последние 3 десятилетия. На образы героев было накидано столько отбросов и хлама, вылито столько помоев, выплюнуто столько яда, что, кажется, всё, разъела их ржа, источила. Ан, нет! Стоит только откопать да отчистить чудо-оружие, и оно заговорит своим внятным и убедительным языком также грозно, как прежде.

Что является сутью героического подвига? Полное отсутствие корыстной мотивации. Подвиг – это самоотверженность, жертва ради других, поступок высшего духовного плана. Что является сутью Майданов? "Хочу, да побольше, хочу, хочу, хочу!" Цель материального, низшего плана.

За что сражались и умирали Космодемьянская и Матросов? За Родину, народ (вспомните знаменитое Зоино: «Это счастье – умереть за свой народ!»). Мотивация высокого духовного плана. За что наёмники, как местного, так и зарубежного разлива убивают жителей Новороссии? За деньги. Мотивация материального, низкого плана. Но кто же захочет признать низкие цели? Их маскируют под высокие. Мой друг-одноклассник, волею судеб заброшенный на долгое время в Черновицкую область, рассказывает, что там, и в семьях, и на государственном уровне, приучают целенаправленно, начиная с детского сада: «Главное – твоя хата. Усе в хату, усе до себе. А Держава для тебе – последнее (остатнее)». Так что лозунг: «Украина понад усе!» (калька с немецкого: «Германия прежде всего!») - это прямая противоположность нашему недавнему: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!»

«У практики развенчания нашей национальной гордости есть заказ, - писал Алексей Маресьев незадолго до смерти. Заказчикам выгодно, чтобы у нас не осталось героев, чтобы не с кого было брать пример. Нанесён сильнейший удар по духовности: нам нечем и некем гордиться!.. Я очень боюсь, что на смену нашему поколению придёт поколение, которое будет равняться не на отцов и дедов, не на своих предков, а на наших недругов, духовно чуждых людей…» На Украине оно уже пришло. Оно частично пришло и в России, пока в не критическом количестве. И нам никак нельзя допустить его наращивания.

Слабо́ тьме против света, слабо низкому против высокого. Ещё древние китайцы говорили: «С тьмой не надо бороться, просто включите свет». Пришло время включать свет наших маяков, возвращать в обиход образы наших национальных героев, ибо «только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим» (К. Рокоссовский). Пришло время становиться великим народом - возвращаться к своим истокам, начинать жить по заветам наших мудрых предков. Пришло время светить подлинным, геройским звёздам, которых у нас несть числа. Светить так ясно и чисто, чтобы каждое новое поколение понимало, что народилось оно не в диком поле, а на священной, политой потом и кровью земле своих предков, дедов и отцов. Как понимали это мои дорогие земляки крымчане, полгода назад показавшие всей матушке России, как сильно можно, и нужно любить свою Родину.

Подробности подвига Зои Космодемьянской нам хорошо известны благодаря прессе, книгам и фильмам. А вот что было до этих событий? Какой Зоя была до войны - в детстве и юности?

Внучка священника

Зоя родилась 13 сентября 1923 года в селе Осино-Гай Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Родители ее, Анатолий Петрович и Любовь Тимофеевна Космодемьянские, были учителями. Отец Зои происходил из семьи священнослужителей, и ранее фамилия их писалась как «Козьмодемьянские». Зоин дед, Петр Иоаннович Козьмодемьянский, был священником Знаменской церкви в селе Осино-Гай. В августе 1918 года его зверски убили большевики.

В 1930 году семья Космодемьянских переехала в Москву. Похоже, что тут похлопотала сестра Любови Тимофеевны, служившая в Наркомпросе. Поселились на самой окраине столицы, неподалеку от железнодорожной станции Подмосковная (ныне район Коптево).

В 1933 году Анатолий Петрович скончался. Любовь Тимофеевна осталась с двумя детьми - Зоей и ее младшим братом Шурой.

«Странная» Зоя Зоя росла обычной девочкой: хорошо училась, увлекалась литературой и историей. В 1939 году девушку избрали комсомольским группоргом класса. Зоя предложила своим одноклассникам взять общественную нагрузку - после уроков заниматься с неграмотными. Комсомольцы приняли ее предложение, но затем начали уклоняться от обязанностей. На собраниях Зоя принялась их прорабатывать, и когда подошли перевыборы, ее больше не переизбрали.

После этого девушка изменилась. Ее одноклассник В. И. Белокунь впоследствии вспоминал: «Эта история… очень подействовала на Зою. Она стала как-то постепенно уходить в себя. Стала менее общительной, больше полюбила уединение. В 7-м классе за ней еще чаще стали замечать, как нам казалось, странности… (…) Слишком загадочными были для нас ее молчание, всегда задумчивые глаза, а порою некоторая рассеянность. И непонятная Зоя становилась еще непонятней. В середине года мы узнали от ее брата Шуры, что Зоя больна. Это произвело сильное впечатление на ребят. Решили, что в этом виноваты мы».

Миф о шизофрении

После перестройки стало модным развенчивать советских героев. Были сделаны и попытки опорочить имя мученически погибшей от руки фашистов Зои Космодемьянской, которая долгие годы считалась символом мужества советского народа. Так, писали, что многие поступки Зои объясняются тем, что она была психически нездорова.

Имеется в виду поджог трех домов, в которых остановились немцы, в подмосковной деревне Петрищево. Мол, девушка была пироманкой, у нее была страсть к поджигательству… Однако имелся подписанный лично Сталиным приказ о сожжении десяти населенных пунктов под Москвой, занятых фашистами. В их числе было и Петрищево. Зоя являлась вовсе не «самостийной» партизанкой, а бойцом разведывательно-диверсионной группы, и выполняла задание, данное ей командиром. При этом ее предупредили о возможности попадания в плен, пыток и смерти.

Вряд ли ее приняли бы в разведгруппу, если бы что-то было не так с психикой. В большинстве случаев добровольцы и призывники должны были представить медицинские справки о состоянии здоровья.

Да, после гибели именем Зои Космодемьянской воспользовались в пропагандистских целях. Но это не значит, что она не заслужила своей славы. Она была простой советской школьницей, которая предпочла пойти на муки и смерть ради победы над врагом.

Соотечественники вспоминают событие 75-летней давности – битву за Москву, без преувеличения, решившую судьбу СССР: быть ему или не быть. Именно её называют началом Победы советского народа, явившего миру тысячи героев. О двух из них – рассказ.

Известный писатель Аркадий Гайдар и отважная комсомолка Зоя Космодемьянская, выросшая на книгах любимого писателя, были знакомы. Об этом рассказывала мама Зои Любовь Тимофеевна.

В 1963 году по просьбе ЦК Комсомола она побывала в селе Петровском (ныне Светлоград) Ставропольского края, чтобы встретиться с молодыми кубинцами, учившимися в то время в училище механизации сельского хозяйства. О Зое она рассказывала на встрече с комсомольским и пионерским активом города, в пионерской дружине имени Зои Космодемьянской в детском доме. Об отношении Зои к Аркадию Петровичу Любовь Тимофеевна рассказала и в своей «Повести о Зое и Шуре». Приведу отрывок:

«Любимцем нашим стал Гайдар. Меня всегда удивляло его умение говорить в детской книге о самых главных, самых важных вещах. Он разговаривал с детьми всерьёз без скидки на возраст, как с равными. Он знал, что дети ко всему подходят с самой большой меркой: смелость любят беззаветную, дружбу – безоглядную, верность – без оговорок. Пламя высокой мысли освещало страницы его книг. Как и Маяковский, он каждой строкой поднимал своего читателя, звал не к маленькому, комнатному, своему собственному счастью, но к счастью большому, всенародному, которое строится в нашей стране, звал и учил бороться за это счастье, строить его своими руками.

Сколько разговоров бывало у нас после каждой книжки Гайдара! Мы говорили и о том, какая справедливая наша революция, и о том, как не похожа царская гимназия на нашу школу, и о том, что такое храбрость и дисциплина. У Гайдара эти слова наполнялись удивительно близким, осязаемым смыслом.

Мы читали и перечитывали «Дальние страны», «Р.В.С.», «Военную тайну». Как только выходила новая книжка Гайдара, я добывала её и приносила домой. И нам всегда казалось, что он разговаривает с нами о том, что волнует нас сегодня, вот в эту самую минуту.

— Мама, Гайдар где живёт? – спросила как-то Зоя.

— Кажется, в Москве.

— Вот бы посмотреть на него!..»

Вскоре такая возможность Зое представилась. В ноябре 1940 года по решению медиков она лечилась в подмосковном санатории «Сокольники». Здесь же отдыхал и Аркадий Гайдар после завершения работы над повестью «Тимур и его команда».

Вот как описывал встречу Гайдара с Зоей его друг, писатель Борис Емельянов:

«Гайдар зимой здесь ходил на лыжах, катался на коньках, играл в снежки и читал хорошие книги. Однажды он лепил в парке снежную бабу и вдруг услышал скрип снега под чьими-то лёгкими осторожными шагами…

— Кто бы это мог быть? – вслух подумал Гайдар и обернулся.

Девушка-девочка в коричневой, отороченной мехом шубке, стояла под большой старой берёзой. Светило солнце. Неслышно падали хлопья снега с деревьев.

— Я вас знаю, – сказала девушка. – Вы писатель Аркадий Гайдар. Я знаю все ваши книги.

— Я тоже вас знаю, – сказал Гайдар. – Вы учитесь в девятом или десятом классе. И я тоже знаю все ваши книги: алгебру Киселёва, физику Соколова и тригонометрию Рыбкина.

— Всё правда! – засмеялась девушка. – Я учусь в девятом классе. Меня зовут Зоей…

На другой день утром Гайдар захватил коньки и вышел в парк. Зою он встретил на катке, они долго катались вместе, и Зоя весело смеялась над неуклюжим уменьем Гайдара. Он давно не катался на коньках и учился заново…

Зоя совсем по-ребячьи тихо спросила Гайдара:

— Аркадий Петрович! Что такое счастье? Только, пожалуйста, не отвечайте мне, как Чуку и Геку: счастье, мол, каждый понимает по-своему. Ведь есть же у людей одно большое, настоящее, общее счастье?

Гайдар задумался.

— Есть, конечно, такое счастье, – сказал он. — Ради него живут и умирают настоящие люди. Только такое счастье на всей Земле наступит ещё не скоро.

— А мне и не надо скоро, – сказала Зоя. – Только бы наступило.

Через несколько дней она выписалась из санатория и уехала, и Гайдар попрощался с нею у калитки…»

И ещё раз встретились Аркадий Гайдар и Зоя. На нашей земле шла кровопролитная война с гитлеровскими захватчиками. Аркадий Гайдар в августе 1941 г. уходил на фронт военным корреспондентом «Комсомольской правды».

Рассказывает Б. Емельянов: «Гайдар шёл по улице Горького, большой и красивый в своей новой военной форме. Дворники закладывали мешками с песком зеркальные витрины магазинов. Торопились куда-то по важным делам солдаты и командиры. Москва становилась прифронтовым городом. Чья-то рука взяла Гайдара за рукав гимнастёрки осторожно и ласково:

— Здравствуйте, Аркадий Петрович! Гайдар остановился. Перед ним стояла Зоя…

Он взял Зою за руку, и они пошли вниз, к Охотному ряду.

Солдаты, командиры и пионеры отдавали честь Гайдару, и он здоровался с ними с весёлой улыбкой, радуясь каждой такой встрече.

— Уезжаете? – спросила Зоя.

— Уезжаю, – сказал Гайдар. – Завтра.

— Я тоже, – сказала Зоя. – Только ещё не скоро. Но я решила твёрдо. И вдруг, как тогда в парке, она посмотрела на Гайдара, как смотрят ученицы первых классов на старого любимого учителя.

— Аркадий Петрович! – сказала она. – Умереть за большое человеческое счастье не жалко?

— Не жалко, – сказал Гайдар. – Но лучше давайте жить долго-долго.

— Сто лет! – сказала Зоя. – Спасибо вам, Аркадий Петрович!

Она крепко пожала Гайдару руку и побежала вниз по улице за подходившим к остановке троллейбусом. А Гайдар свернул направо и пошёл за своими документами в Генеральный штаб Красной Армии».

Вот и всё, что мы знаем о дружбе Аркадия Гайдара и Зои Космодемьянской. Удивительно и хорошо, что они встретились…

На фронте Аркадий Гайдар был военным корреспондентом, Зоя – разведчицей. Выполняя задание командования, Зоя погибла за большое человеческое счастье, как Героиня.

Военкор «Комсомольской правды» Аркадий Гайдар в боевой обстановке трижды совершил подвиг, когда в минуты ожесточённой схватки с гитлеровцами вынес с поля боя под Киевом раненого и контуженного комбата лейтенанта Н. Прудникова. А когда заметил замешательство в рядах бойцов, принял на себя командование и повёл их в атаку. Она была отбита. На Каневском мосту во время вражеской бомбардировки успешно организовал переправу воинских подразделений, в партизанском отряде во время разведки ценой своей жизни успел предупредить боевых товарищей о засаде.

В этом году исполнилось 75 лет со дня героического подвига Зои Космодемьянской и её любимого писателя Аркадия Гайдара, вдохновившего на подвиг во славу любимой Отчизны.

Сегодня газеты, телевидение, Интернет заполнены подлыми измышлениями и домыслами об Аркадии Гайдаре и Зое Космодемьянской, Александре Матросове, многих других воспитанниках комсомола, о пионерах-героях, выросших на замечательных книгах А. П. Гайдара.

Нет пророков в своём Отечестве. Молодому поколению СМИ навязывают закордонных сомнительных героев. Это не случайно: задача газетчиков и тележурналистов — вытравить из сознания всё народное, героическое, патриотическое. Вместо тимуровского движения, придуманного А. Гайдаром и разогнанного власть имущими, теперь навязывается импортное волонтёрство, которое должно «заниматься спортом и хорошо знать английский язык».

И не могут понять телезрители, отчего в Международном детском центре «Артек» на фестивале «Детская волна» большинство российских детей поют на «не нашем языке», а представители из других стран поют на своём родном языке.

Простым россиянам трудно разобраться в высказываниях политиков и телеведущих, употребляющих иностранные словечки, трудно понять, о чём поют взрослые и, к сожалению, дети – участники конкурса «Голос», главного медиапроекта страны.

Вот только какой страны? Не той, за которую отдали свои жизни Аркадий Гайдар и Зоя Космодемьянская. В народной памяти они будут жить вечно, как образцы верного служения любимой Родине. Несмотря на пасквили, вымыслы и домыслы!

А. А. БОНДАРЕНКО,

ветеран комсомольского, пионерского, тимуровского движения.

А. ТУМЕНХИН,

командир-наставник штаба РВС Гайдаровского Содружества.

Эта статья в PDF -версии газеты «Родина» от 1 декабря 2016 г. на сайте ЦК КПРФ .

Эта статья в PDF -версии газеты

(фото с сайта mk.ru)

Художник-карикатурист, в прошлом психиатр, Андрей Бильжо на днях отличился громким заявлением в интервью порталу The Insider относительно девушки-партизанки Зои Космодемьянской, казнённой гитлеровцами за линией фронта 29 ноября 1941 года в подмосковной деревне Петрищево: «Сейчас я расскажу страшную, крамольную вещь, которая взорвет интернет и меня, но, слава богу, я сейчас нахожусь далеко. Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией. Об этом знали все психиатры, которые работали в больнице, но потом ее историю болезни изъяли, потому что началась перестройка, стала просачиваться информация, и родственники Космодемьянской стали возмущаться, что это оскорбляет ее память». Перед этим он ещё сказал, что «мифотворчество» - это бред, как у больного».

Попробуем разобраться. Умиляет уже начало повествования этого «айболита» про его «нахождение далеко». Чего бояться, если говоришь правду? Более того, он даже пост с публикацией этого интервью через некоторое время удалил со своей страницы в Фейсбуке.

Вот только правда в том, что никто окончательный диагноз шизофрения Зое Космодемьянской не ставил хотя бы потому, что иначе она просто не смогла бы попасть в разведывательно-диверсионную часть 9903. Какой-нибудь карикатурист, в принципе может страдать шизофренией, но никак не боец подразделения, забрасываемого за линию фронта. Это ведь не штрафбат.

История с психиатрическим диагнозом Зои появилась на страницах газеты «Аргументы и факты» в 1991 году: «Перед войной в 1938 - 1939 гг. 14-летняя девочка по имени Зоя Космодемьянская неоднократно находилась на обследовании в Ведущем научно-методическом центре детской психиатрии и лежала в стационаре в детском отделении больницы им. Кащенко. У нее подозревали шизофрению. Сразу после войны в архив нашей больницы пришли два человека и изъяли историю болезни Космодемьянской. Ведущий врач НМЦ А. Мельникова, С. Юрьева, Н. Касмельсон». То есть история болезни Зои была изъята после войны ещё до рождения Бильжо (1953 год), а не в начале перестройки. Да и шизофрению лишь подозревали, но никак не диагностировали. Однако подлинность и этого документа подтверждена не была . Так что же на самом деле читал наш «айболит» и читал ли вообще?

По свидетельству матери Зои, Любови Космодемьянской, у дочери в 1939 году действительно проявилось некое нервное заболевание, вылившееся в большие трудности в общении со сверстниками: девушка постоянно была одна и жаловалась, что ее никто не понимает. Ей не нравилось непостоянство подруг: сегодня девочка поделится своими секретами с одной подругой, а завтра — с другой. То есть, она просто требовала честности от окружающих. На следующий год Зоя перенесла острый менингит, после которого проходила реабилитацию в санатории по нервным болезням в Сокольниках, где одновременно с ней лечился писатель Аркадий Гайдар, и они много разговаривали.

Далее градус абсурда повествования Бильжо только возрастает: «Когда Зою вывели на подиум и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется «мутизмом»: она просто не могла говорить, так как впала в «кататонический ступор с мутизмом» , когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит. Этот синдром был принят за подвиг и молчание Зои Космодемьянской. Хотя, на самом деле, она наверняка была смелой, и для меня как психиатра и человека, который очень сердечно относится к душевнобольным, понимая их страдания, это ничего не меняет. Но историческая правда такова: Зоя Космодемьянская не раз лежала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко и переживала очередной приступ на фоне тяжелого мощного потрясения, связанного с войной. Но это была клиника, а не подвиг давно болевшей шизофренией Зои Космодемьянской».

Ну, я понимаю, чисто по-человечески, что очень сложно представить, как можно держаться под пытками, которыми подвергли юную партизанку. Не сомневаюсь, что наш дорогой «айболит» орал бы так, что его услышал бы сам Верховный в Кремле. И с отмороженными, как у неё, ногами ходил бы точно с трудом. Вот только Зоя не молчала, как пишет Бильжо! На допросе она назвалась Таней. Военный корреспондент «Правды» Пётр Лидов, первым описавший подвиг героини, писал : «Хозяевам дома было приказано выйти в кухню, но все-таки они слышали, как офицер задавал Татьяне вопросы и как та быстро, без запинки отвечала: «нет», «не знаю», «не скажу», «нет», и как потом в воздухе засвистели ремни, и как стегали они по телу». А на утро следующего дня её ещё и спрашивали, где находится Сталин. На что Зоя ответила: «Сталин находится на своём посту!». Разговаривала она и с русскими жителями дома, в котором её держали немцы.

А на эшафоте, который Бильжо явно глумливо назвал «подиумом» (ну не мог же он так глупо ошибиться), Зоя Космодемьянская произнесла пламенную речь, призывая жителей деревни сопротивляться захватчикам, и сказав: «Это счастье - умереть за свой народ!». И это подтверждают многочисленные задокументированные показания свидетелей её казни. Потом, один из них рассказывал Петру Лидову: «Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им…». Где этот «айболит» увидел «кататонию» с «мутизмом»?! О какой «исторической правде» он может говорить?

В далёком 1991 году на страницах «Аргументов и фактов» какой-то писатель Александр Лазаревич Жовтис состряпал статью про те события, заявив, что в ноябре 1941 года немецкие войска в деревне Петрищево не останавливались. Но это «мифоборчество» было с треском опровергнуто ещё живыми на тот момент старожилами, рассказы которых включил в свою книгу «Зоя Космодемьянская. Правда против лжи» журналист и писатель Виктор Кожемяко. Теперь же дело Жовтиса и ему подобных решил продолжить Андрей Бильжо, поддерживающий либеральную оппозицию, для которой нападки на советских героев типичны.

Кроме того, в интервью украинскому порталу LB.ua Бильжо заявил: «Я все время говорил, что для инфантильных народов - таким является народ России, и украинский народ тоже - опасны победы. Представьте себе этот дикий эмоциональный подъем: Олимпиада, а потом Крым, теперь история на Донбассе. Причина здесь - инфантилизм и психоз… У украинцев положительная пассионарность - откуда все эти оранжевые революции, Майдан, нежелание подчиняться, а желание некой свободы - оказалась выше, чем у российского народа. В России мощная пассионарность, но она, к сожалению, с отрицательным знаком. В России - да, подъем, да, имперское сознание, да, русский мир. Но для меня это все звучит довольно страшновато». Видимо, и память о советской героине Зое Космодемьянской режет глаза этому «айболиту»!

Но всё же возникает вопрос: неужели Бильжо на пару с Жовтисом забыл, что сотворили с его народом те, с кем сражалась и от кого геройски приняла смерть Зоя Космодемьянская, а также те, чьи портреты носят сейчас по улицам украинские «пассионарии»? Не подлечить ли этому «айболиту» собственную совесть?

Карикатурист-психиатр Андрей Бильжо замахнулся на святое. Он решил открыть правду и тем самым нарушить врачебную тайну и разрушить патриотический миф, с которым долгие годы жили сотни миллионов людей. Даже осознавая, что этот миф был частью советской пропаганды, врачу-психиатру нельзя игнорировать болезненное разрушение привычной сказки, ставшей частью коллективного бессознательного целого народа.

Андрей Бильжо обнаружил в архиве психиатрической больницы имени Кащенко историю болезни, согласно которой Зоя Космодемьянская проходила там стационарное лечение по поводу шизофрении. Однако эта правда Андрея Бильжо, на мой взгляд, не разрушает миф, а превращает его в подлинную античную трагедию, показывая, как весь народ от мала до велика, старики и школьники, здоровые и немощные, все вместе отправились на борьбу с врагом, не щадя себя и своей жизни. Это была настоящая классическая трагедия, и раскрытая правда превращает безумие этой битвы в трагедию еще большего масштаба.

Зоя Космодемьянская такая же ненормальная, как Жанна Д’Арк, которая, похоже, тоже страдала шизофренией, так как ей слышались голоса. Теперь пишут много всяких небылиц. Будто бы Аркадий Гайдар тоже лежал в соседней с Зоей Космодемьянской палате психбольницы им. Кащенко, а потом погиб на фронте. Но также есть сведения, что в конце 1940 года Зоя перенесла острый менингит, с которым лежала в Боткинской больнице, а затем по 24 марта 1941 года проходила реабилитацию в санатории «Сокольники», где познакомилась с отдыхавшим там же Аркадием Гайдаром, её любимым писателем. Так может быть не было никакой шизофрении? Менингит серьезная болезнь.

Героический подвиг Зои Космодемьянской был одним из тех железобетонных советских мифов, внушаемых в годы моего пионерского детства. Вокруг этого мифа сложился целый пласт советской культуры, от рисунков Кукрыниксов до художественных и документальных кинокартин. Нам рассказывали, что немцы пытали Зою, но она ничего им не сказала.

Подвиг состоял в том, что 27 ноября в 2 часа ночи Зоя Космодемьянская с товарищами подожгли в Петрищеве три дома жителей Кареловой, Солнцева и Смирнова, в которых ночевали немецкие солдаты, и сарай, где находились лошади, используемые немцами как гужевой транспорт. На крики русских баб немцы выбежали и схватили ее, пытали, а через день повесили, хотя она никого не убила.

Вообще-то вариаций этого мифа множество. По другой версии, вечером 28 ноября при попытке поджечь сарай Свиридова Зоя Космодемьянская была замечена хозяином. Вызванные им квартировавшие у него немцы около 7 часов вечера схватили девушку. По свидетельству односельчан, Свиридов за это был награждён немцами бутылкой водки. Также говорят, будто он был членом организованной немцами для предотвращения поджогов самообороны и носил белую повязку как отличительный знак. Впоследствии Свиридов был приговорён советским судом к расстрелу.

Размышляя об этом сегодня понимаю, что пытать Зою было незачем, ибо и так все было совершенно ясно. Что немцы могли выяснить у нее? Четыре бабы голосили на всю деревню Петрищево, что это она, подлая диверсантка, подожгла их дома и их семьи с малыми детьми погибнут без крова на морозе. Или русский комбатант Свиридов, выступив на стороне нацистов, схватил ее при поджоге сарая коктейлем Молотова. Есть и другие версии, более нелепые, будто Зою предал ее комсорг Василий Клубков, расстрелянный за измену Родине 16 апреля 1942 года. Есть даже предположение, что на самом деле подвиг совершила не Зоя, а другая комсомолка-диверсантка — Лиля Азолина.

Основная версия гласит, что в составе диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта Зоя Космодемьянская выполняла приказ № 0428 тов. Сталина от 17 ноября 1941 года, который требовал сжечь все постройки на оккупированной территории, где к Москве движется враг. Возможно, эта тактика выжженной земли внесла свой вклад в психологический перелом в ходе войны, когда 75 лет назад наступление фашистов удалось остановить и отбросить их от Москвы. Приказ был предельно жесток и трагичен: сжигались все постройки, принадлежавшие гражданскому населению. То есть уничтожалось хозяйство и основа жизни тех людей, ради которых якобы велась эта война с врагом.

Знаменитый советский диверсант Илья Старинов (он настоящий герой, посмотрите о нем статью в Википедии) характеризует приказ № 0428 как преступный с точки зрения моральной и бессмысленный, более того — вредный с точки зрения военной. Не удивительно, что, лишившись крова морозной зимой, возмущенные и разгневанные крестьяне сдали Зою Космодемьянскую немцам.

Но Зоя вовсе не молчала. 29 ноября 1941 года немцы согнали на казнь местных жителей и стали фотографировать происходящее. Зою поставили под виселицей на ящик от лапши, и она произнесла свои легендарные слова, известные всем пионерам Советского Союза: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете. Нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят. Слава товарищу Сталину!»

Разумеется, преданные советские журналисты, писатели и режиссеры, настоящие авторы разных вариантов мифа о Зое, не могли обойти вниманием это событие. В книге «Повесть о Зое и Шуре» и в фильме «Битва за Москву» рассказывается версия, что командир немецкого 332-го пехотного полка 197-й пехотной дивизии подполковник Людвиг Рюдерер лично допрашивал Зою. Якобы товарищ Сталин, по сообщениям советской прессы, узнав о зверской казни Космодемьянской, распорядился не брать в плен офицеров 197-й дивизии, и Рюдерер был убит при попытке сдаться в плен. Но это оказалось очередной брехней, так как Рюдерер умер в 1960 году в ФРГ. См. базу данных о награжденных рыцарским крестом немецких офицерах.

— Эй, товарищи! Чего смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите! Мне не страшно умирать, товарищи. Это — счастье умереть за свой народ… Вы меня сейчас повесите, но я не одна, нас двести миллионов, всех не перевешаете. Вам отомстят за меня… Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь! С нами Сталин! Сталин придёт!

Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, удостоенной звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Именно она стала одним из символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне.

Четверть века назад в № 43 газеты «Аргументы и Факты» за 1991 год сообщили следующее: «Перед войной в 1938—1939 гг. 14-летняя девочка по имени Зоя Космодемьянская неоднократно находилась на обследовании в Ведущем научно-методическом центре детской психиатрии и лежала в стационаре в детском отделении больницы им. Кащенко. У неё подозревали шизофрению. Сразу после войны в архив нашей больницы пришли два человека и изъяли историю болезни Космодемьянской».

Однако карикатурист и ресторатор Андрей Бильжо, врач-психиатр по профессии, заявил, что лично видел в больнице им. Кащенко историю болезни Космодемьянской, и что эта история была изъята только во времена перестройки. Андрей Бильжо не учел, что пытаться разрушать подобные всенародные мифы опасно даже врачам.

Вокруг имени Зои Космодемьянской существует устойчивая мифология не только в нашей стране, но и за рубежом. На основании ее истории можно изучать практику сложения и распространения мифов, проникающих в общественное сознание. Пересказывать здесь все эти истории не стоит, но кое-что можно прочитать в обширной статье Википедии о Зое Космодемьянской.

Миф мифом, но надо признать: Зоя Космодемьянская стала настоящей мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха. И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно её выбрало и включило в пантеон святых мучеников.


Тело Космодемьянской провисело на виселице около месяца, где подвергаясь надругательствам проходивших через деревню немецких солдат. Под Новый 1942 год пьяные немцы сорвали с повешенной одежду и в очередной раз надругались над телом, исколов его ножами и отрезав грудь. На следующий день немцы отдали распоряжение убрать виселицу, и тело было похоронено местными жителями за околицей деревни. Впоследствии Космодемьянская была перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.