Что таоке гянджа. предгорья Малого Кавказа, на западе Азербайджана, в трехстах километрах от Баку

Гянджа - это второй по величине город в Азербайджанкой Республике. Расположен он на Гянджинско-Казахской низменности у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай (бассейн Куры). Город является центром исторической области Арран. Несколько раз название этого региона Азербайджана менялось. Так, в период с 1804 по 1918 годы он назывался Елизаветполь, с 1918 по 1935 - снова носил название Гянджа, в 1935 был переименован в Кировабад (в честь С. Кирова), а в 1989 ему было вновь возвращено историческое имя. По последним данным, возраст Гянджи насчитывает более 2500 лет.

В городе имеется железнодорожная станция на ветке Баку - Тбилиси, а также аэропорт. По данным на 2007 год численность населения Гянджи составило 350 тысяч человек.

На протяжении многих и многих веков Гянджа играл немаловажную роль в истории и жизни страны. Всегда он был очень развитым городом, здесь жили и работали лучшие мастера- ремесленники, производившие замечательные изделия из глины, керамическую посуду, ковры, ювелирные украшения. В настоящее время все это хранится в государственных музеях Азербайджана. Кроме того, Гянджа является родиной всемирно известного восточного поэта Низами Гянджеви, автора поэмы «Семь красавиц», человека ставшего частью национального наследия Азербайджан. В городе имеется немало памятников Низами, также стоит мавзолей, где он похоронен.

Не раз город являлся столицей различных ханств и княжеств, в составе которых оказывался. Немало испытаний пришлось пройти городу, прежде чем он дожил до наших дней: много раз он оказывался разрушенным в результате набегов захватчиков, междоусобных войн, сражений. А однажды случилось так, что еще не погубленное людьми погубило сильнейшее землетрясение, разрушившее город до основания. Но не привык город сдаваться. Оставшиеся в живых после губительной катастрофы люди общими усилиями восстановили былую мощь Гянджи, в результате чего он еще потом долгое время оставался весьма значимым торговым центром на караванных дорогах Великого Шелкового пути.

Сегодня древний город Гянджа - весьма привлекательный туристический объект, посмотреть на достопримечательности которого съезжаются путешественники со всего мира. Кроме того, город знаменит еще и тем, что участвует в проекте по восстановлению торгового маршрута Великого Шелкового пути.

Происхождение названия

Этимология слова «Гянджа» еще до конца не изучена, а относительно правильного истолкования этого топонима имеются различные мнения. «Гянджа» (у арабов - «Джанза», а у грузин - «Гяндза») раньше воспринималась как пехлевийское слово, обозначавшее «клад», «сокровище», «место хранения урожая». Однако ни одно из этих толкований не имеет научно обоснованных доказательств. Согласно Реслеру, термин этот имеет азербайджанское происхождение. Но есть и такие исследователи, которые соотносят слово «Гянджа» с названием племени Ганджаков. Кстати, существование данного племени и их обитание на территории современного Азербайджана в науке давно было доказано. Ряд мест как в Азербайджане, так в Средней Азии связан с именем этого племени. Итак, следовательно, последний вариант происхождения термина имеет более достоверную основу.

Легенда о рождении города

Как и у всякого другого древнего загадочного города Востока, у Гянджи есть своя легенда. Она гласит о том, что некогда арабский наместник Мазъяд совершал переход через Арран. И вот, когда наступила ночь, он развернул шатер поблизости от трех холмов. В шатре он, как и полагается после трудного дня путешествия, заснул и увидел весьма интересный сон. Так, ему приснилось, будто он стоит посреди открытой местности и с ним кто-то разговаривает, только был это не человек, а просто голос. Во сне голос рассказал ему тайну, о которой никто прежде не знал. Оказалось, что в одном из трех холмов, рядом с которыми в шатре спал наместник, зарыт клад с сокровищами. Голос приказал арабу: «Оседлай коня и веди его к холмам. У холма, возле которого он остановится и забьет копытом, начни копать, и обнаружишь клад. Заложи на этом месте новый город и назови его Гянджа (то есть «клад»)». С этими словами наместник проснулся. Он сразу же взял коня и повел его к холмам. К великому удивлению Мазъяда конь остановился возле одного из них и стал бить копытом. Мазъяд спешился. Под холмом он действительно обнаружил бесценный клад - огромные котлы, доверху наполненные золотом и драгоценными камнями. Затем наместник исполнил все, что ему повелел голос во сне. Так собственно и появился город Гянджа. Однако все это лишь легенда. А хотя кто знает…

Достопримечательности Гянджи

Старая крепость. Руины некогда величественной крепости можно увидеть на подступах к городу. Сейчас от ее былого величия остались лишь бесформенные каменные глыбы. Крепостная стена тянулась вдоль всего берега реки Гянджачай. Но со временем вода, служившая верным охранником крепости, подобралась ближе и подточила и без того ветхие ее стены.

Когда-то здесь располагались две мощные башни на расстоянии около 600 метров друг от друга. Знаменитые ворота древней Гянджи служили воротами крепости.

Ворота древней Гянджи. Знаменитые врата Гянджи появились на свет благодаря стараниям кузнеца Ибрагима ибн Османа в 1063 году. Изготовил он их по приказанию правителя из династии Шеддадидов. Ворота представляют собой шедевр ремесленного искусства того времени, они были изготовлены из литого железа и с внешней стороны украшены орнаментами и узорами методом чеканки. Среди орнамента на «куфи» были выбиты имя мастера и дата изготовления ворот. В 1139 году с воротами произошло интересное событие. Воспользовавшись недавним землетрясением, практически разрушившим город и уничтожившим его жителей, грузинский царь Деметр I совершил нападение на Гянджу и в качестве трофея захватил городские ворота. А уцелевшие после катастрофы немногочисленные гянджинцы потом на собственных спинах несли ворота весом в несколько тонн. До настоящего момента сохранилась лишь одна створка ворот. Она вмонтирована в стену Келатинского монастыря, расположенного напротив могилы грузинского царя Давида IV.

Древнее городище Гянджа. Городище расположено в 7 - 10 километрах к северо-востоку от современной Гянджи. В общей сложности, с учетом всех предместий, территория городища составляет 810 гектар, в пределах же крепостных стен - около 250 гектар.

Во внутренней части крепости здания были очень плотно пристроены друг к другу и отделены узкими кривыми улочками. С 1930-х годов на территории городища проводились раскопки, благодаря которым было обнаружено сразу несколько культурных слоев и миру были открыты такие сенсационные находки, отражающие быт и хозяйственную жизнь города, как керамический водопровод, монеты 10 - 11 веков, изделия из стекла, фаянса, керамики, меди и железа.

Результаты раскопок позволили даже выдвинуть предположение о том, что возможно город был основан не в 9 веке, а гораздо раньше. В городище были обнаружены остатки целых жилых кварталов с руинами кирпичных домов, глинобитными очагами, тандырами, древними светильниками наподобие керосинок, керамические изделия с изображениями животных и орнаментом из арабских надписей. Кроме того, были найдены глиняные статуи животных, что встречается весьма редко в культуре мусульманских стран.

В настоящее время многие из этих находок хранятся в музеях Азербайджана.

Мавзолей Имам-задэ. Мавзолей шейха Ибрагима, возведенный на месте погребения сына Имама Мухаммеда Багира, скончавшегося в 6 веке, является одной из главных достопримечательностей города. Мавзолей также известен под названиями «Гей-Имам», которое произошло от голубого цвета его купола, и «Имам-задэ», являющееся традиционным названием мавзолеев, где погребены потомки пророка Али (дословно «Имам-задэ» можно перевести как «Сын пророка»).

Мавзолей Имам-задэ является мусульманской святыней, куда ежегодно совершают паломничество сотни верующих. В комплекс мавзолея входят кладбище, маленькие мечети, караван-сарай и другие сооружения. Все они впоследствии были обнесены кирпичной стеной. Старинное кладбище в Гяндже - единственное место в стране, где встречается наибольшее количество памятников с портретными изображениями.

Самым красивым во всем ансамбле является купол мавзолея, облицованный ярко-голубыми изразцовыми плитками. На голубой облицовке четко выделяется темно-синий штампованный рисунок. Высота купола - 2,7 метра, диаметр - 4,4 метра. Высота самого мавзолея составляет 12 метров. В 19 веке мавзолей был отреставрирован, но, несмотря на это, вид он имеет весьма ветхий. Мечеть при мавзолее функционирует до сих пор.

Ансамбль Шейха Бахауддина. Историко-архитектурный комплекс 17 века, созданный Шейхом Бахауддином, включает в себя Джума-мечеть (мечеть Шаха Аббаса), Чекяк-Хамам (средневековая баня) и караван-сарай.

Джума-мечеть была построена во времена правления шаха Аббаса, поэтому иногда именно так ее и называют. Она - несомненная гордость Гянджи. Здание было построено по проекту зодчего, астронома и визиря шаха Аббаса - Шейха Бахауддина, прямого потомка Низами.

Мечеть из красного кирпича, представляет собой приземистое, широкое здание. Оно состоит из молельного зала, разделенного на две половины (для мужчин и женщин) большой ширмой и маленьких смежных комнат. Окна мечети украшают узорные решетки-шебеке. Перед массивными воротами мечети когда-то расстилалась базарная площадь, окруженная лавками и вековыми платанами. Крышей мечети является огромный металлический купол диаметром 17 метров.

При мечети имеются два высоких минарета, увенчанных вышками для осмотра окрестностей. Минареты были отреставрированы и слегка видоизменены в 19 веке.

Во дворе мечети находится медресе, построенное в то же время, которое, к сожалению, было разрушено во время советской власти. Однако в настоящее время оба объекта восстановлены и прекрасно функционируют.

Джума-мечеть имеет одну интересную особенность. Так как Шейх Бахауддин был отличным астрономом, он применил свои знания и в строительстве. Так, ровно в полдень исчезает тень, падающая на западную стену строения. Это указывало правоверным, что пришло время полуденного намаза. По сей день гянджинцы проверяют по исчезающей тени время - точность абсолютная.

Чеяк-Хамам - это баня, состоящая из двух сообщающихся залов. В центре большого зала расположены бассейн и фонтан (он предназначен для отдыха), малый предназначен для купания. Возведенная из красного кирпича, баня имеет два больших и пять малых куполов. На макушке больших куполов расположены полукупола, которые играли роль вентилятора: от них вентиляционные трубы расходились по пространству внутри стен, зимой там было жарко, а летом - прохладно. Баня отапливалась дровами. В подвале находилось два паровых котла. Пар подавался в залы по керамическим трубам, проходящим также в стенах и в полу бани. Пар равномерно циркулировал и отапливал все помещение. Эта уникальная система 400-летней бани идеально проработала до 1963 года. И все эти столетия баня была очень популярна среди горожан.

С 2002 года Чекяк-Хамам приобрел статус памятника культуры международного значения и сейчас находится под охраной ЮНЕСКО.

Караван-сарай является третьей по времени постройкой в ансамбле Шейха Бахауддина. Сегодня здание средневекового караван-сарая играет роль Храма знаний. В конце 20 века здесь удобно расположился Гянджинский гуманитарный колледж. Караван-сарай представляет собой двухэтажное здание, включающее в себя 15 залов и 54 комнаты. В здании также размещается музей поэтессы Месхети Гянджеви.

Усыпальница Джавадхана. Не так давно на территории исторического ансамбля, во дворе мечети, на месте могилы бесстрашного правителя Гянджи - Джавадхана, погибшего 3 января 1804 года при защите Гянджи от иноземных захватчиков, была построена гробница. В 1990-е годы прошлого столетия останки Джавадхана были перенесены сюда со старинного городского кладбища. Начавшееся в 2004 году строительство продолжалось несколько месяцев. При его возведении строители придерживались требований средневековой архитектурной школы. Памятник открылся в 2005 году и занял достойное место среди других памятников 17 века.

Мавзолей Низами Гянджеви. Низами Гянджеви, родившийся в 1141 году был одним из образованнейших людей своего времени. Всемирную известность он получил как автор «Хамсе» (Пятерицы), в которой были объединены пять поэм, отобразившие не только высокое мастерство пера поэта, но и его этические и философские взгляды. Большая часть лирики Низами посвящена любви. Другие всемирно известные произведения Низами - поэмы «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Искендер-намэ».

По сей день мавзолей остается местом паломничества и поклонения поэтов. Он расположен при подъезде к городу с юго-западной стороны. Усыпальница представляет собой современное монументальное сооружение цилиндрической формы из красного гранита, обтесанное на манер полукруглых граней. Внизу находится вход, кажущийся просто крохотным на фоне величия всей постройки. Имя Низами высечено золотом прямо над входом.

Фотографии:

Гянджа - второй по площади населенный пункт Азербайджана. Возможно поэтому, а может из-за гордого звания "культурной столицы", но мои ожидания оказались несколько завышенными. В культурном плане в Гяндже все отлично, однако создалось впечатление, что на фоне Баку город недополучает заслуженных нефтедолларов. За пределами центра все запущено и ободрано, что при доходах республики и богатстве столицы смотрится странно. Тем не менее, день, проведенный здесь, оказался интересным и насыщенным (надеюсь мои фотографии смогут передать это), и посещение этого города я могу смело рекомендовать тем, кто собирается в Азербайджан.


Из аэропорта таксист привез меня в самый центр в отель "Гянджа". Отсюда я и начал свое знакомство с городом. "Гянджу" хоть и называют отелем, но внутри пока еще все на уровне средней областной гостиницы, хотя снаружи выглядит пафосно. Реально хороший отель в Гяндже принадлежит известной сети Рамада (в гостиницах этой сети я жил в Катаре, Дубае и в Москве), но цена там слишком высокая для такого города.

Здание с колоннами - мой отель.

// vartumashvili.livejournal.com


Через дорогу от гостиницы главная площадь Гянджи им. Гейдара Алиева с длинным советским зданием Администрации.

// vartumashvili.livejournal.com


Если посмотреть направо, то можно увидеть памятник Алиеву, где-то за ним спрятан музей Алиева.

// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


Реконструкцию площади только что завершили. Осталось нанести последние штрихи и расставить по городу новые урны, ожидающие своего часа рядом с памятником Алиеву. По уже опробованной традиции на старый безликий советский корпус здесь прилепили новый каменный фасад, разнообразив его всевозможными архитектурными элементами. Кто-то критикует такой подход, но однозначно можно сказать, что в таком виде советские хрущевки выглядят гораздо привлекательней. По такой же схеме велась реставрация центральных улиц Батуми, Кутаиси и Тбилиси.

// vartumashvili.livejournal.com


Поймал в кадр девушку в короткой юбке, но уже позже догадался, что это школьница - по характерному клетчатому материалу, из которого здесь делают школьную форму. Та же самая ткань используется для школьной формы и в Грузии. Причем, всё как в советское время: фасон можно выбрать самому, главное, чтобы была соблюдена цветовая гамма.

// vartumashvili.livejournal.com


Гянджа - древний город и есть несколько версий о времени его основания, самая распространенная из них гласит, что город основан в 859 году, а имя основателя - Мохаммад бен Халед из арабского рода Йазидидов. К слову, в тот момент он был амиром Тифлиса. Город был заложен как крепость для контроля и охраны Великого шелкового пути - её остатки были найдены на территории Старого города. Несколько столетий город рос и процветал, превратившись в важный культурный и экономический центр. В 11-м веке на Гянджу неоднократно нападали сельджуки, а в 12-м - грузины. В частности в 1139 году грузинский царь Деметре I (1125-1254 гг.) захватил город и в качестве трофея увез ворота Гянджи, одна из створок которых и по сей день хранится в монастыре Гелати. Позже здесь проходили войска татаро-монголов. Об этом периоде лучше всего сказал армянский историк Киракос Гандзакеци: Когда жители увидели, что город захвачен врагом, заперлись каждый в своём доме и подожгли свои жилища вместе с собой, чтобы только не попасть в руки врага; другие сожгли все, что можно было сжечь, оставшись сами [в живых]. При виде этого враги ещё более разъярились, пустили в ход мечи и всех предали мечу: и мужчин, и женщин, и детей. К концу 18-го века здесь существовало Гянджинское ханство, самостоятельность которого мешала России, вступившей в войну с Персией. Городская крепость была взята генералом Цициановым в январе 1804-го года, на ее стенах сложил голову правитель Джавад-хан, его ханство присоединено к Российской империи, а сама Гянджа в 1804 году была переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I). Такое название город проносил до 1918-го года, потом ему ненадолго вернули историческое название Гянджа, но уже в 1935-м году вновь переименовали в Кировабад (в честь Сергея Кирова). С 1989-го года Гянджа снова Гянджа. В советское время город стал вторым после Баку промышленным центром Азербайджана.

По левую руку от Администрации находится небольшая парковая зона, которая неожиданно заканчивается интересным историко-архитектурным комплексом 17 века, созданным Шейхом Бахауддином: Джума-мечеть (мечеть Шаха Аббаса), Чекяк-Хамам (средневековая баня) и караван-сарай.

Мавзолей Джавад-хана - новодел, останки правителя перенесли сюда с городского кладбища в 90-е годы.

// vartumashvili.livejournal.com


Баня Чеяк-Хамам. На макушке больших куполов расположены полукупола, которые играли роль вентилятора: от них вентиляционные трубы расходились по пространству внутри стен, зимой там было жарко, а летом - прохладно. Баня отапливалась дровами. В подвале находилось два паровых котла. Пар подавался в залы по керамическим трубам, проходящим также в стенах и в полу бани. Эта уникальная система 400-летней бани идеально проработала до 1963 года. С 2002 года Чеяк-Хамам приобрел статус памятника культуры международного значения и сейчас находится под охраной ЮНЕСКО.

// vartumashvili.livejournal.com


Джума мечеть в Гяндже построена в 1606 году. Также часто называется "Мечеть шах Аббаса", так как была построена по поручению персидского шаха Аббаса I Великого в годы его правления. В 1776 году к зданию мечети были пристроены два минарета. Мечеть построена из традиционного для Гянджи красного кирпича. В 2008 году здание мечети было капитально отреставрировано. В ходе ремонтных работ были найдены вложенные в конверт старые российские царские купюры столетней давности.

Окно мечети:

// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


Стилизованный ларек, теперь в центре можно встретить только такие ларьки:

// vartumashvili.livejournal.com


От центра я свернул на второстепенные улочки и погрузился в неприкрытую городскую жизнь:

Множество торговцев лотерейными билетами напоминает о том, что люди здесь живут небогато. Бедняки всегда верят в счастливый случай.

// vartumashvili.livejournal.com


Даже в престижном районе можно заметить дырки для труб печек-буржуек. Это значит, что не все могут позволить себе отапливаться газом.

// vartumashvili.livejournal.com


Гянджа. Города Азербайджана
История Гянджи. Памятники и фотографии Гянджи. Виды Гянджи

Гянджа - второй по численности населения город Азербайджана, расположен на равнине, на высоте 442 м над уровнем моря, утопает в зелени садов и виноградников.
Гянджа является родиной великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви , чья гробница, являющаяся кабой - местом паломничества и поклонения поэтов, расположена на юго-западной окраине города.

Это один из древнейших культурных центров Азербайджана. Здесь М. Ю. Лермонтов со слов ашуга Мирзы записал знаменитые персидские песни, переложенные затем на музыку композитором А. Рубинштейном.

В Гяндже жила и создавала свои замечательные творения талантливая поэтесса Мехсети-ханум, здесь родился и жил Мирза Шафи Вазех, у которого учился известный мыслитель, философ и демократ Миза Фатали Ахундов. В старой Гяндже народ сохранил могилы прогрессивных поэтов-демократов Аббасса Сиххата, Магаммеда Хади.

Гянджу завоевывали персы, арабы, хазары, татары. В 1138 г., после того как город был разрушен землетрясением, его жители переселились на новое место и выстроили новый город. Гянджа была крупным политическим (резиденция гянджинских ханов), торговым и ремесленным центром Закавказья. Жители города издавна научились разводить тутовых шелкопрядов и делать шелковые ткани. Хорошо было развито также гончарное и ювелирное дело. Здесь вырабатывали дорогостоящее в те времена стекло. Славилась Гянджа своими фруктами - гранатами, персиками, виноградом, орехами.

В 1804 г. город был присоединен к России, а после заключения Гюлистанского договора, окончательно закрепившего Гянджу и Гянджинское ханство за Россией, был превращен в губернский город и переименован в Елизаветполь .

К 1913 г. в городе насчитывалось более 35 тыс. жителей. По тем временам это был значительный хозяйственный и культурный центр. В городе было 111 кустарных предприятий, стекольный завод, 10 учебных заведений, в том числе гимназия, и 2 типографии. Несмотря на то, что в конце века здесь, на месте старой крепости, возник новый район с широкими улицами, Гянджа по-прежнему сохранила облик типичного азиатского города.

В 1935 году Гянджа был переименован в город Кировабад , а с получением независимости республики Азербайджан городу вернули его историческое название.

Сейчас Гянджа современный, красивый город, отличается правильной планировкой, с современной архитектурой зданий, включающей элементы азербайджанского зодчества в обрамлении белого камня, цветного туфа, стекла.

Архитектурные памятники города привлекают гостей и туристов своей монументальностью, изыском мастеров.
Таким памятником является Джума-мечеть (1620 г.) году. Здесь похоронен Низами Гянджеви. Когда-то перед массивными воротами мечети была обширная базарная площадь. Здесь торговый люд предлагал свои товары.

Современный город очень красив. Его гостиницы, рестораны и кафе с ароматной кухней и изыском вин и коньяков, ночные клубы и интересные места отдыха привлекательны для гостей древнего и молодого Гянджи.

Города-побратимы Гянджа:

  • Дербент (Российская Федерация)
  • Карс (Турция)
  • Измир (Турция)
  • Москва (Российская Федерация)
  • Ньюарк, Нью Джерси (США)
  • Рустави (Грузия)

Герб Гянджа

Страна Азербайджан
Этнохороним гянджинец, гянджинка; гянджинцы
Население 357 000 человек (2010)
Тип климата умеренно-тёплых полупустынь и сухих степей, умеренно-тёплый
Официальный язык азербайджанский
Плотность 1198 чел./км²
Официальный сайт http://www.ganca.az (азерб.)
Высота над уровнем моря 408 м
Почтовый индекс AZ2000
Город с 859
Глава исполнительной власти Эльмар Велиев
Прежние названия до 1804 - Ганджа́ до 1918 - Елиcаве́тполь до 1935 - Ганджа́ до 1989 - Кироваба́д
Национальный состав азербайджанцы (88%), цахуры, лезгины, русские, удины, татары и др.
Прозвище Город сокровищ
Автомобильный код 20
Площадь 298 км²
Телефонный код +994 22
Часовой пояс UTC+4, летом UTC+5
Внутреннее деление 2 района в городе и посёлок
Координаты Координаты: 40°40′58″ с. ш. 46°21′38″ в. д. / 40.682778° с. ш. 46.360556° в. д. (G) (O) (Я)40°40′58″ с. ш. 46°21′38″ в. д. / 40.682778° с. ш. 46.360556° в. д. (G) (O) (Я)
Конфессиональный состав мусульмане-шииты, др.
Основан 859

Гянджа (азерб. Gnc) - второй по величине город в Азербайджане . В период с 1804 по 1918 год назывался Елизаветполь, в 1918-1935 годах возвращено название Гянджа, в 1935 году переименован в Кировабад (в честь С. М. Кирова), в 1989 году восстановлено название Гянджа.

Гянджа - один из самых интересных и прославленных городов Азербайджана. Расположена у подножия хребта Малый Кавказ. Город известен как столица Гянджинского ханства. По площади второй город Азербайджана, третий по населению.

История

В составе Сефевидского Ирана. Гянджинское ханство

В XVI-XVIII вв., Гянджа входила в состав Сефевидского Ирана, будучи центром Карабахского бейлербекства. Первым бейлербеком шах Исмаил I Сефеви назначил Шахверди-султана из племени каджаров, и представители этого рода - династия Зияд-оглу, правили Гянджой все время царствования Сефевидов. Шахверди правил не только Гянджой и Карабахом, но и в числе его владений были Шамшадиль и Казах. В конце XVII в. Эвлия Челеби насчитывал в городе 6000 домов. Население города было пестрым в этническом и религиозном смыслах: если в пределах городских стен большинство составляли азербайджанские тюрки и персы, то за стенами располагались обширные армянские предместья (faubourg des Armeniens по словам французского источника, „армянские слободы за городом“ - по русскому) Количество армян было столь велико, что в планах восстановления Армении Исраэля Ории предполагалось набрать в Гяндже 15.000 армянских солдат

В 1723 г. к Гяндже подошла османская армия и в октябре предприняла её штурм, закончившийся неудачей. Однако при этом были уничтожены армянские предместья. Уцелевшие армяне бежали под защиту армянского войска в Нагорный Карабах. Гянджа опустела: в начале 1726 г. русский шпион докладывал, что «Ныне в Генже находитца генжинских жителей басурманов семей 5 или 6, да армян с 50 семей, а протчие басурманы ушли в Ардевиль и в разные города, а армяне - в Согнаги (то есть в Карабах)»..

Впоследствии Гянджа вновь вернула свое население, и после смерти Надир-шаха превратилась в столицу полусамостоятельного Гянджинского ханства. Представитель долго правившего в Гяндже рода Зиядоглы Шахверди-хан стал ханом Гянджи. Центром ханства стала Гянджа. В 80-х годах XVIII века во время правления Джавад-хана, Гянджинское ханство значительно укрепилось. Оно проводило самостоятельную внешнюю политику. Ханство имело в Гяндже собственный монетный двор.

Однако в 1803 году он столкнулся с Россией, которая в это время вступила в войну с Персией и войска которой вторглись в Восточное Закавказье. Командование русской армии считало Гянджу «ключом к северным провинциям Персии». Генерал Цицианов писал, что Гянджинская крепость из-за благоприятного географического положения занимала важное место в Азербайджане и поэтому первостепенной задачей России было захват этой крепости. Цицианов несколько раз предлагал Джавад-хану добровольно сдаться и каждый раз получал отказ.

Гянджа – второй по площади населенный пункт Азербайджана. Возможно поэтому, а может из-за гордого звания «культурной столицы», но мои ожидания оказались несколько завышенными. В культурном плане в Гяндже все отлично, однако создалось впечатление, что на фоне Баку город недополучает заслуженных нефтедолларов. За пределами центра все запущено и ободрано, что при доходах республики и богатстве столицы смотрится странно. Тем не менее, день, проведенный здесь, оказался интересным и насыщенным (надеюсь мои фотографии смогут передать это), и посещение этого города я могу смело рекомендовать тем, кто собирается в Азербайджан.

Из аэропорта таксист привез меня в самый центр в отель «Гянджа». Отсюда я и начал свое знакомство с городом. «Гянджу» хоть и называют отелем, но внутри пока еще все на уровне средней областной гостиницы, хотя снаружи выглядит пафосно. Реально хороший отель в Гяндже принадлежит известной сети Рамада (в гостиницах этой сети я жил в Катаре, Дубае и в Москве), но цена там слишком высокая для такого города.

2. Здание с колоннами – мой отель.

Через дорогу от гостиницы главная площадь Гянджи им. Гейдара Алиева с длинным советским зданием Администрации.

Если посмотреть направо, то можно увидеть памятник Алиеву, где-то за ним спрятан музей Алиева.

Реконструкцию площади только что завершили. Осталось нанести последние штрихи и расставить по городу новые урны, ожидающие своего часа рядом с памятником Алиеву. По уже опробованной традиции на старый безликий советский корпус здесь прилепили новый каменный фасад, разнообразив его всевозможными архитектурными элементами. Кто-то критикует такой подход, но однозначно можно сказать, что в таком виде советские хрущевки выглядят гораздо привлекательней. По такой же схеме велась реставрация центральных улиц Батуми, Кутаиси и Тбилиси.

Поймал в кадр девушку в короткой юбке, но уже позже догадался, что это школьница – по характерному клетчатому материалу, из которого здесь делают школьную форму. Та же самая ткань используется для школьной формы и в Грузии. Причем, всё как в советское время: фасон можно выбрать самому, главное, чтобы была соблюдена цветовая гамма.

Гянджа – древний город и есть несколько версий о времени его основания, самая распространенная из них гласит, что город основан в 859 году, а имя основателя – Мохаммад бен Халед из арабского рода Йазидидов. К слову, в тот момент он был амиром Тифлиса. Город был заложен как крепость для контроля и охраны Великого шелкового пути – её остатки были найдены на территории Старого города. Несколько столетий город рос и процветал, превратившись в важный культурный и экономический центр. В 11-м веке на Гянджу неоднократно нападали сельджуки, а в 12-м – грузины. В частности в 1139 году грузинский царь Деметре I (1125-1254 гг.) захватил город и в качестве трофея увез ворота Гянджи, одна из створок которых и по сей день хранится в монастыре Гелати. Позже здесь проходили войска татаро-монголов. Об этом периоде лучше всего сказал армянский историк Киракос Гандзакеци: Когда жители увидели, что город захвачен врагом, заперлись каждый в своём доме и подожгли свои жилища вместе с собой, чтобы только не попасть в руки врага; другие сожгли все, что можно было сжечь, оставшись сами [в живых]. При виде этого враги ещё более разъярились, пустили в ход мечи и всех предали мечу: и мужчин, и женщин, и детей. К концу 18-го века здесь существовало Гянджинское ханство, самостоятельность которого мешала России, вступившей в войну с Персией. Городская крепость была взята генералом Цициановым в январе 1804-го года, на ее стенах сложил голову правитель Джавад-хан, его ханство присоединено к Российской империи, а сама Гянджа в 1804 году была переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I). Такое название город проносил до 1918-го года, потом ему ненадолго вернули историческое название Гянджа, но уже в 1935-м году вновь переименовали в Кировабад (в честь Сергея Кирова). С 1989-го года Гянджа снова Гянджа. В советское время город стал вторым после Баку промышленным центром Азербайджана.

По левую руку от Администрации находится небольшая парковая зона, которая неожиданно заканчивается интересным историко-архитектурным комплексом 17 века, созданным Шейхом Бахауддином: Джума-мечеть (мечеть Шаха Аббаса), Чекяк-Хамам (средневековая баня) и караван-сарай.

8. Мавзолей Джавад-хана – новодел, останки правителя перенесли сюда с городского кладбища в 90-е годы.

10. Окно мечети:

Стилизованный ларек, теперь в центре можно встретить только такие ларьки:

От центра я свернул на второстепенные улочки и погрузился в неприкрытую городскую жизнь:

13. Множество торговцев лотерейными билетами напоминает о том, что люди здесь живут небогато. Бедняки всегда верят в счастливый случай.

14. Даже в престижном районе можно заметить дырки для труб печек-буржуек. Это значит, что не все могут позволить себе отапливаться газом.

15. Увидев эту вывеску, я испытал лёгкий когнитивный диссонанс:

16. Сколько же лет этим воротам, спрятавшимся в невзрачном переулке?

Гянджинцы:

19. Когда я спросил, можно ли вас сфотографировать, бабушка промолчала, а когда я сделал кадр, начала тыкать в мою сторону палкой и что-то недовольно говорить.

Улица Гусейна Джавида привела меня к одной из достопримечательностей Гянджи – бутылочному дому. На фасаде можно увидеть дату постройки здания – 1966 год. Из под карниза на прохожих смотрит портрет основателя дома Ибрагима Джафарова. Вопреки ожиданиям, дом не весь построен из бутылок, бутылки использованы скорее как декор, но смотрится все равно необычно.

Два красивых здания. Одно современное:

А другое времен, когда Елизаветполь был уездным городом в составе Грузинско-Имеретийской губернии:

Кинотеатр «Низами», похоже, довоенной постройки:

Дома вокруг соответствующие:

Вскоре я вышел к парку им. Джавад Хана (Xan Bagi или Ханский сад) – это большой облагороженный зеленый оазис в южной части города.

С одной из сторон парка можно встретить вот такой кусок стены, на котором написано, что это крепость Гянджа, 16-й век. На пояснительной табличке отмечается, что крепость четыреста лет назад имела протяженность 13,7 км при высоте 12 м. До наших дней сохранилась лишь маленькая часть, называемая Shirali Bay Tower. Сооружение это не понятное – если это кусок стены, то с какой стороны были бругие части? В общем, без хорошего экскурсовода понять что-то сложно, а в интернете даже постфактум информации не нашлось.

Я вышел из парка в районе старого (еще царского) здания Азербайджанского Национального совета (красное на заднем плане), мое внимание привлекла необычная скульптура, я ее снял не меньше десятка раз, пытаясь подобрать хороший ракурс. Закончив с фотосъемкой, я пошел в сторону центра, но вскоре меня нагнал человек в гражданской одежде, который вежливо представился и спросил меня, что я снимал. Я ответил. Человек сказал, что здание за забором – это КГБ (ну или как оно там у них называется) и, к сожалению, он вынужден меня попросить удалить фотографии. Я что-то там поумничал на тему, что все это глупо, за что будь это в Москве давно бы уже получил по башке, но часть фотографий все же стер. Человек в черном поблагодарил и исчез. Его вежливость глубоко отложилась в моей памяти. Во-первых, приятно, когда представитель органов общается с тобой вежливо. Во-вторых, приятно, когда вежливо с тобой общается представитель органов, имеющих очень дурную репутацию среди путешественников.

Еще один мини-парк (Cirtdan parki):

30.. Клуб ветеранов:

32. Аттракционы:

Постепенно я вернулся к центру города. Неожиданно я оказался во дворе старого дома, получившего новый фасад с уличной стороны. Здесь можно было полюбоваться всей этой потемкинской деревней без прикрасс:

Рядом в заброшенном кузове от Рафика обедали строители. Увидев меня, они пригласили разделить с ними трапезу. Очень кстати, кроме самолетной булки в этот день я еще ничего не ел.

Центр Гянджи. Улица шаха Исмаила Хатаи. Здание государственной академии наук:

Немного передохнув, я взял такси и попросил отвезти меня за город к мавзолею классика персидской поэзии Низами Гянджеви. Дорога проходит мимо военного полигона:

И открытого всего год назад аллюминиевого завода:

К сожалению подойти близко к мавзолею не получилось, шли какие-то восстановительные работы, охранник отказался меня пустить даже за бакшиш. Пришлось возвращаться. На обратном пути на въезде в город снял вот такие ворота. Таксист сказал, что это новодел.

Еще я попросил таксиста показать мне сохранившиеся здания армянских церквей, если таковые имеются в городе, он привез меня на старую армянскую улицу.

От Гянджи относительно недалеко до Нагорного Карабаха. Исторически город никогда не был заселен какой-то одной нацией. По данным на 1892 год, в Елисаветполе насчитывалось 25 758 жителей, из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524. В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и азербайджанцами, называвшимися в то время татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918-1920 гг. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха 21 ноября 1988 года в городе начались армянские погромы. Местные армяне, используя компактность проживания, организовали двухнедельную оборону. Усилиями Советской армии масштабное кровопролитие было прекращено, но армянское население было вынуждено покинуть город. При этом население города не уменьшилось, а наоборот выросло за счет азербайджанцев – беженцев из Нагорного Карабаха.

По дороге я услышал от таксиста рассказ о том, что во время карабахской войны некоторые местные жители помогали своим армянским друзьям покинуть город, а азербайджанские беженцы рассказывали ему о помощи, которую им оказали армяне. Такие же истории мне рассказывали когда-то и с «той стороны» линии фронта. На фоне открытой обоюдной ненависти эти небольшие (хотя, как сказать) проявления человечности, оставшиеся в памяти пострадавших с обоих сторон – единственное, что связывает две нации. Вот, к примеру, история одной из моих читательниц: «Эту церковь построили мои предки по маминой линии и мне хотелось увидеть её хотя бы на фото. Вы правду написали, о том, что взаимопомощь и человечность имела место быть в разгар резни. Мне тогда было 2 года, а жили мы в Баку. И тот ужас, что происходил, не поддаётся ни логике, ни описанию. Убивали всех подряд. В одну из ночей, когда был комендантский час, у меня двухлетней случились судороги и я умирала. Скорая помощь отказалась ехать, сказав моим родителям: «ну вот выживет ваш ублюдок до утра — привозите, если не боитесь, но не гарантируем, что будем лечить». И родители боролись за мою жизнь всю ночь одни. А под утро жившая в нашем же доме молодая семья врачей-азербаджанцев, узнав, что рядом умирает ребенок, пришли и профессионально помогли всё же спасти меня. Вот так человечность в людях, — казалось бы «врагах», — побеждала национальность, веру и мнение толпы. И такое же происходило на армянской половине, где моя родня помогала своим знакомым азербаджанцам на свой страх и риск. Родители же с детства мне говорили: нет плохих наций, есть дурной человек. Так и выросла с этим убеждением. Родители до сих пор дружат в том числе и с азербайджанцами, и ни они, ни их друзья никогда не вспоминают тот кошмар, как враги.» Но подрастает поколение, у которого таких воспоминаний уже нет…

Храм оказался во дворе какого-то учреждения. Дверь не поддавалась и я долго пытался открыть ее. На шум из здания напротив вышел мужчина, я спросил можно ли проникнуть в храм, Он ответил, что проблем не видит. Правда, после добавил, что это не армянский храм, а киприотский. «Ну-ну,» – подумалось мне.

В храм я все же попал. Конечно, сейчас это всего лишь здание, с облезжими стенами и заваленное обвалившейся штукатуркой. Но надо отдать должное, что если здесь кто и гадит, то только голуби. Отмечу, что в городе еще есть церковь Святого Иоанна (Ованеса) , основанная в 1633 году и являющаяся в Гяндже одним из старейших зданий, но о ее существовании я узнал уже после поездки.

Еще немного покатался по городу.

42. Расширять свою жилплощадь здесь можно до бесконечности.

43. Стелла в память о событиях 20 января 1990 года , когда войска Советской армии, подавляя митинги убили более ста человек.

44. Река Гянджачай, один из притоков Куры:

45. Плотина на реке. Все страшно замусорено:

46. Советский артефакт – мозаика на торце здания. Если бы авторы переусердствовали с советской символикой, то да наших дней она едва бы дотянула, а так вроде бы нейтральная картинка по сей день украшает город.

47. На улице Низами есть памятник этому поэту, вокруг него еще несколько каких-то памятных сооружений. У меня сначала разбежались глаза. Такое ощущение, что городские памятники собрали на одной площади. Интересное место. Особенно мне понравилось мозаичное панно.

48. Гянджинский государственный театр кукол расположен в здании немецкой церкви, построенной в позапрошлом веке:

49. Еще один памятник Низами возле гостиницы Капаз:

Я уже было решил, что изучил все, что только можно в этом славном городе и направлялся в сторону гостиницы, как неожиданно вышел на улочку Джавад-хана. И был приятно удивлен: настоящая пешеходная зона, с магазинчиками, кафешками, скамейками и прочими туристическими приятностями. Прогулка по этой улицей стала хорошим окончанием моего пребывания в Гяндже.

___________________________________________________________________________

Бонус. Привычные нам слова, написанные латиницей выглядят забавно:

За город, в котором встречаются такие трафареты, можно не волноваться.

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal .