Незавершенные дела. Эффект фиксации, или о параличе неоконченных дел

Что такое незавершенные дела и что с ними делать? На этом мы, сами того не замечая, теряем нашу драгоценную энергию! Это мое понимание данной темы из онлайн-курса Сергея Змеева "Хозяин Судьбы" в его популярном проекте "ХОЗЯИН СУДЬБЫ" . Наше повседневное ресурсное состояние во многом зависит от того, находимся ли мы в НАСТОЯЩЕМ (и по времени, и по реальности происходящего), то есть в состоянии ЗДЕСЬ-СЕЙЧАС, или пребываем в прошлом или будущем, где-то ТАМ и ТОГДА ?!

Конечно, сейчас все психологически подкованы и уж точно слышали о состоянии ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! Но вопрос, как же его на самом деле достичь, так и остается на повестке дня, сколь ни заставляй себя концентрироваться на текущем моменте! Верно ведь?

"Ну, и какая здесь связь с незавершенными делами и потерей
энергии?", - спросите вы. Очень даже прочная! Вместо того, чтобы находиться в НАСТОЯЩЕМ моменте и решать текущие дела, мы, получив какой-либо негативный результат в прошлом, тут же переносим его в будущее , проносясь мимо настоящего . Психологи называют это спекулятивностью мышления , которое наряду с эмоциональной циклотимией (неконтролируемой сменой настроения) , не позволяют быть эффективным не только в получении желаемого результата, но и в повседневной активности.

Незавершенных дел становится все больше, нещадно оттягивая наши мысли, а значит, и энергию. В частности, поэтому мы и улыбаться стали меньше, а если и улыбаемся, то какой-то грустной улыбкой.
Здесь-то нам на помощь и приходит НЛП-модель под названием TOTE (Test-Operation-Test1-Exit) . Что же это такое и как ее встроить в повседневную жизнь?
Давайте рассмотрим эту модель ТОТЕ сразу на примере:

Допустим, мы запланировали сделать какой-то важный звонок (Test ) и ожидаем получить от него вполне определенный результат (Test1 ). Совершаем действие (Operation ) и что здесь особенно важно, обязательно завершаем это конкретное действие (Exit ), независимо от того, получили мы ожидаемый результат или нет. Ставим в своем ежедневнике жирную галочку в любом случае. Мы это сделали!

Если результат получился неудовлетворительный, то отмечаем, когда совершим новое действие в этом направлении и как изменим само действие (Operation )? Если это был звонок с каким-то коммерческим предложением, который не завершился ожидаемым результатом, значит нужно пометить, под каким предлогом можно будет сделать звонок в следующий раз и как построить разговор по другому? Но в любом случае считать свое действие ЗАВЕРШЕННЫМ! Сегодня мы это сделали, и завтра будет совсем новое действие, никак не связанное со вчерашним неудачным опытом. Важно получать УДОВЛЕТВОРЕНИЕ от каждого совершенного действия!

Еще один пример с изучением иностранного языка. Всем известно, что любой язык можно учить бесконечно долго, хоть всю жизнь и не получать желаемого результата только из-за того, что не были определены четкие КРИТЕРИИ, и . Такими критериями могут быть: количество иностранных слов в активном словаре, владение разговорными идиомами, способность провести диалог в супермаркете или аэропорту. Придумать собственные критерии несложно! Главное опять же поставить жирный плюс по результату любого действия и почувствовать УДОВЛЕТВОРЕНИЕ! Дело сделано!

Этот подход, кстати, очень важен для перфекционистов, которым во всем важно достичь совершенства. Я сама долгое время принадлежала к их числу, пока не поняла, что лучше сделать на 3.5, чем откладывать "на потом". Как говорится, если ты подпрыгнул, то считай, что уже немножечко взлетел! В следующим раз подпрыгнем выше! Важно помнить, что незавершенные дела никогда не позволят двигаться вперед и будут незримо отсасывать энергию день за днем!

Очень важно поставить ЯКОРЬ на любое завершенное дело. будь он в виде какого-то сертификата, кубка, медали, грамоты, документа, чтобы при взгляде на него у вас появлялось удовлетворение. Дело сделано!

В конце видео лекции было дано задание написать список всех незавершенных дел и проработать с ним следующим образом:

1. Если дело из списка стало на текущий момент неактуальным, просто вычеркиваем его из списка и ЗАБЫВАЕМ напрочь. Если это дело связано с конкретным продуктом или вещью, цинично выбрасываем в помойку и сам предмет незавершенности!
2. Если дело еще актуально, нужно четко поставить в своем еженедельнике КОГДА я его выполню? И уж точно выполнить в намеченный срок.
3. Выбрать незавершенные дела, которые можно сделать НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО и тут же выполнить их! Например, позвонить своим родителям или друзьям, которым все никак не находишь времени позвонить из-за "текучки"!

Приступив сразу после лекции к составлению списка своих незавершенных дел, я была поражена, что их неожиданно возникло аж целых 17!!! И я начала расправляться с ними согласно данной выше рекомендации и на сегодняшний день достигла серьезных успехов, сократив до 7! Продолжаю работать в этом направлении, жестко отслеживая ТОТЕ, чтобы не плодить новые незавершенные дела. Попробуйте написать такой список сами! Уверена, что результат удивит вас!

Буду рада ответить на ваши вопросы в комментариях!

Список незавершенных дел – перечень дел, которые должны быть выполнены, однако по каким-то причинам перекочевывают изо дня в день, забирая энергию, подрывая уверенность в себе и движение вперед.

Актуальность

У каждого из нас найдутся дела, которые никак не удается выполнить. Как правило, мы сами откладываем выполнение таких дел на потом из-за того, что они как-то связаны с другими нашими эмоциями. Обычно проблема заключается в одной из следующих вещей:

  • дело сложное (например, начать готовиться к экзамену, сделать генеральную уборку в квартире, выучить иностранный язык и т.д.);
  • дело неприятное, требующее от нас внутренних усилий (позвонить сестре и помириться, помыть окна, посетить стоматолога и т.д.).

Могут быть и другие причины. Важно при этом лишь одно – вы хотели бы найти в себе силы решить эти проблемы, чтобы они перестали «висеть» на вас , вызывая чувство неуверенности в себе, комплекс вины, отвлекая от важных дел, принося вам массу негативных эмоций.

Группировка незавершенных дел и работа со списком

Незавершенные дела можно группировать по различным основаниям. Во-первых, можно сгруппировать дела по времени, которое требуется для их выполнения . Например, можно составить список дел или выделить маркером одного цвета дела, которые могут быть выполнены…

  • за 15 минут;
  • за 30 минут;
  • за 1 час.

Если дело нужно делать больше часа, лучше разбить его на куски, чтобы упростить задачу. Вы удивитесь, когда увидите, что многие дела требуют буквально 3-5 минут, но «висят» в вашем списке несколько недель подряд, портя вам настроение. Вторая проблема – это то, что мы часто преувеличиваем сложность дел. Например, воображаем себе, что уже на первом этапе выполнения возникнут какие-то препоны – например, вы считаете, что вам не дадут какую-то информацию и могут потребовать дополнительные запросы, что заберет время и силы. Однако эта проблема существует лишь в вашем воображении – начав выполнять дело, вы с удивлением обнаружите, что предполагаемая проблема так и не возникла. Но даже если все так и будет, оттягивание сбора информации только усугубляет ситуацию – как говорится, чем раньше начнете, тем раньше закончите.

Как работать с делами разной продолжительности?

  • Можно уговорить себя быстро разделаться со всеми короткими делами, требующими дл выполнения 5-10 минут. Список может сократиться почти вдвое, и вы вздохнете с большим облегчением.
  • Также вы можете себе поставить «планку» в 2-3 часовых дела (то есть кусков крупного проекта) каждый день. Если времени на это нет, поставьте задачу в одно крупное и, к примеру, три мелких дела.
  • Если вы не представляете, сколько потребуется для выполнения дела, вы можете поставить таймер и выполнять его намеченный отрезок времени – например, полчаса. Если дело не завершено, запишите его в список снова. Плюс в том, что дело сдвинулось с мертвой точки и, возможно, вы более-менее прояснили себе, сколько времени оно займет.

Работать с делами удобно при помощи таймера. Он мерно «тикает», вы сосредоточенно работаете, что знаете, что впереди «тоннеля» есть свет.

Во-вторых, можно сгруппировать невыполненные дела по сферам . Например, невыполненные задачи на работе, по хозяйству, в спорте, в иностранном языке. Что дает такая группировка? Во-первых, чтобы не пугать себя значительными объемами дел, вы можете предоставить себе свободу, позволив выполнить по одному делу из каждой категории на ваш выбор. Такая равномерность (то есть посвящение времени не только рабочим делам, но также здоровью, саморазвитию и наведению чистоты дома) формирует ощущение гармоничной жизни. И, безусловно, двигает выполнение дел.

Работа со сложными делами

  • Для каждого сложного дела важно прописать шаги. Очень важно написать первый шаг для такого дела. Первый шаг сделать легко по сравнению со всей той «дорогой», что вам предстоит пройти. Но очень часто достаточно начать для того, чтобы уже не хотелось бросать, а хотелось быстрее завершить. Например, если вы очень сильно не хотите убирать в квартире , уговорите себя хотя бы пропылесосить. Во время этого процесса, возможно, вы уберете все лишние вещи, а помыть после этого пол покажется вам сущим пустяком, с которым вы легко справитесь.

  • Очень часто бывает, что само дело пустячное, но требует большой подготовки. Например, вы давно отправили бы отчет, если бы другие отделы вовремя дали вам все данные. Займитесь подготовкой к делу, прописав «путь» как отдельные пункты.
  • Есть дела, которые кажутся бесконечными, например, изучение иностранного языка . Если не определить для себя критерии успеха, вам будет всю жизнь казаться, что вы его не доучили. Дело будет «висеть» на сердце тяжелым камнем. Для таких случаев очень важно определить критерии выполнения задачи. Например, научиться вести диалог на иностранном языке на базовые темы (например, «Покупки», «В транспорте», «В аэропорту»).
  • Если вы хотите научиться более четко планировать свою работу или другую деятельность, ведите в течение какого-то времени хронометраж . Так вы точно узнаете, сколько у вас займет мытье окон, а сколько вы обычно принимаете ванну, сколько времени требуется для чтения каждых 10 страниц деловой книги (чтобы потом высчитать, сколько примерно времени требуется на то, чтобы одолеть всю книгу).
  • Если вы хотите в большей степени учитывать при выполнении дел вдохновение, всегда выбивайте себе разумный срок для выполнения дела и не откладывайте все на последний день. Хотя многие и утверждают, что «подготовить целую презентацию за одну ночь» доставляет им особое, ни с чем не сравнимое удовольствие, такой подход забирает все силы – после презентации у вас не останется сил ни на что. Кроме того, такой подход повышает риск ошибок, технических неполадок, стресса и раздражения начальства. Всегда лучше оставить запас времени, чтобы было время на правки и на работу в свое удовольствие. В конце концов, люди работают не только ради результата, но и ради процесса. Пусть они оба доставляют вам радость!

Ссылки

ФОТО Getty Images

Этот широко известный в психологии феномен был открыт в 1920-е годы нашей соотечественницей Блюмой Зейгарник 1 . В то время она проходила стажировку в Берлине у знаменитого психолога Курта Левина. Как-то раз в кафе Левин обратил ее внимание на странную закономерность. Официант превосходно запоминал все детали заказа, даже не прибегая к записям. Но выполнив его, уже не мог вспомнить, что именно заказывали предыдущие посетители. Это наблюдение дало толчок для серьезного эксперимента, в ходе которого Зейгарник установила (и описала в своей дипломной работе) важную особенность нашей памяти: мы гораздо лучше (примерно в два раза) запоминаем незаконченные действия, чем те, которые были завершены.
Если задача была поставлена и не выполнена, наш мозг продолжает напоминать нам об этом, и мы невольно вновь и вновь мыслями возвращаемся к ней. Этот эффект проявляется в нашей жизни на каждом шагу.

Стресс, многозадачность и эффект Зейгарник

О том, что многозадачность мешает мозгу продуктивно работать и провоцирует стресс, написано немало. Это напрямую связано с эффектом Зейгарник. План разных дел, который вы держите в уме, это, в сущности, список незавершенных дел, от которых мозг не может отключиться и постоянно вам о них напоминает. В итоге вы не можете сосредоточиться на том деле, которым заняты в данный момент. Лучший способ справиться с такого рода стрессом - «материализовать» свой мысленный план, «выгрузив» его на бумагу, в компьютер или телефон. Таким способом вы как бы «убеждаете» свой мозг, что эти задачи будут выполнены чуть раньше или чуть позже, и он перестает бомбардировать вас напоминаниями о них.

Нами управляет ожидание награды

Эффект Зейгарник проявляется в том, что мозг напоминает нам о невыполненной задаче. Но он никак не помогает нам приступить к ее выполнению. Размышлять о задаче и засучить рукава, чтобы действовать, - разные вещи, хотя первое предшествует второму. И здесь на нас прежде всего действует другой фактор - ожидание награды.
Предположим, перед вами стоит две задачи: почитать учебник и посмотреть в интернете фильм. Периодически мозг напоминает вам об этих несделанных делах. Но какое из них вы завершите, зависит от того, какой награды вы от них ожидаете и какая из них для вас предпочтительней.
Для большинства из нас предпочтительней, то есть приятней, посмотреть фильм, чем сидеть над учебником. И скорей всего, вторую задачу мы будем откладывать под разными предлогами.
Если стоящая перед нами задача достаточно сложна и мы впадаем в прокрастинацию, не зная, с какого конца к ней подойти, лучший способ - начать хоть с чего-то. Предпочтительней - с самого легкого. Дело начато - значит, оно будет закончено.

Навязчивые мелодии и завлекательные сериалы

Еще одно проявление эффекта Зейгарник - звучащая у нас в голове мелодия, от которой невозможно избавиться. Допустим, мы услышали некую песню. Но запомнить ее целиком не удалось, лишь небольшой фрагмент без конца прокручивается у нас в памяти.
Почему происходит такое «застревание»? Для нашего мозга песня, которую мы не полностью запомнили, - это незавершенное действие. Он повторяет известный ему фрагмент в попытках «достроить» песню целиком. Но это невозможно, так как в памяти она не отложилась.
Если же мы прослушаем песню еще и еще раз и наконец запомним ее всю, мозг посчитает задачу выполненной и избавит нас от наваждения.
Кстати, эффект Зейгарник может объяснить и ту зависимость от сериалов, в которую попадают миллионы людей. В конце каждой серии сценарист прописывает так называемый «крючок»: это некая интригующая ситуация (тайна, угроза, препятствие и т.п.), исход которой можно будет узнать только из следующей серии. Герой падает со скалы… героиня падает в обморок, получив какое-то письмо… вертолет, на котором летят герои, начинает падать… И даже если сериал не очень увлек зрителя, что-то подталкивает его узнать продолжение - другими словами, он попадает на этот «крючок». Нам необходимо, чтобы действие завершилось!

Большинству людей свойственно активно начинать что-то новое, но не доводить это дело до конца. Присуще ли вам это качество легко проверить, просмотрев свои тумбочки, книжные полки, органайзеры и записные книжки. Наверняка там найдутся непрочитанные книги, записи о невыполненных планах, отложенные сообщения в электронной почте, которые мы не нашли время прочитать и т.д.

Если вам это знакомо, возможно несколько советов, приведенных ниже, окажутся полезными.

1. Вы тратите больше энергии на то, чтобы думать о незавершённых делах, нежели на то, чтобы заниматься ими.

Размышления могут требовать не меньше психической энергии, чем действия. Энергии, затрачиваемой в течение многих дней на размышления о незавершённых делах, может быть вполне достаточно для того, чтобы если и не полностью закончить дело, но, по крайней мере, заметно в нем продвинуться. Поэтому в следующий раз, прежде чем что-то бросить на полпути, подумайте о том, что энергетически это будет еще более затратно, чем выполнить его.

2. Начать сложнее, чем закончить

Начало чего-либо - это уже само по себе значительное достижение. Множество людей застревают на фазе размышлений и никогда не переходят к тому, чтобы попытаться действовать в соответствии со своими идеями. Даже если вы предпримите один маленький шаг по направлению к своим целям, это уже прогресс. Вы на правильном пути. Всё, что вам осталось - сделать следующий шаг…и следующий …и мало-помалу вы достигнете цели.

3. Перфекционизм - враг завершённости

Вы может корректировать и улучшать что-то на протяжении всей своей жизни. Это бесконечный процесс. Неважно, насколько хорошо вы умеете что-либо делать - возможность как-то подправить вашу работу будет всегда. Так что если вы чувствуете в себе стремление к перфекционизму, выполняйте любую задачу как можно быстрее в ее первом приближении, а корректировки при необходимости можно сделать позднее.

Как завершить то, что вы начали?

Не теряйте концентрации. Большинство целей остаются незавершёнными, потому что другие задачи встали на их пути и направили наше внимание на себя. Но «жонглирование» большим количеством разных проектов в одно время - это проверенный путь к тому, чтобы оставить большинство из них незавершёнными. Будьте уверены, что вы концентрируете свои усилия на одном или небольшом количестве заданий. Не позволяйте себе попадать под влияние кажущихся неотложными дел и ненужных отвлечений.

Устраняйте помехи. Проведите небольшой эксперимент - понаблюдайте за собой некоторое время, и выделите три наибольших помехи в вашей жизни. Это может быть что угодно - от просмотра телевизора до общения с друзьями по Скайпу. Как вы можете справиться с этими похитителями времени? Что вы можете сделать, чтобы улучшить свою концентрацию и продуктивность?

Делайте, завершайте или делегируйте. Потратьте 5-10 минут, чтобы составить список всех дел, которые вы оставили незавершёнными. После того, как вы это сделали, внимательно просмотрите каждое, и либо объявите его завершённым (вычеркнув), либо поставьте цель завершить его так быстро, насколько возможно (поставив рядом восклицательный знак), либо делегируйте его другому (напишите рядом с заданием имя этого человека). Отсортируйте все важные задания, которые нуждаются в завершении и объедините их в новый список, так чтобы к концу месяца (квартала или года) вы смогли начать новую, более свободную от незавершённости жизнь.

Откладывайте дела осознанно. Каждый, кто откладывает дела, знает, что это приводит чаще всего к тому, что отложенные дела становится всё сложнее закончить. Желательно, чтобы откладывание какого-то дела было осознанным актом, а не просто его потерей в ворохе других дел. Тогда вы с большей вероятностью вернетесь к нему и завершите, либо вычеркнете из памяти, как ненужное.

Мыслите в терминах «всё или ничего». Возможно, вы слышали о том, что думать «всё или ничего» - это ограничивать самого себя. Однако когда дело касается завершения своих начинаний, это может оказаться полезным. Если вы задумаетесь об этом, то увидите, что может быть только два результата ваших действий: они либо завершены, либо нет. И если нет, то действительно неважно, выполнено ли дело наполовину, почти завершено или совсем близко к завершению - ОНО НЕ СДЕЛАНО. Таким образом, вмените себе в обязанность: каждое начатое дело должно быть завершено. Никаких извинений. Никаких исключений.

Заставьте себя отчитываться. Мы обычно более мотивированы на завершение начатого дела, если другие ожидают от нас этого. Найдите человека, перед которым вы должны будете отчитываться за ваши профессиональные или личностные цели. Ставьте сроки исполнения для каждого задания и сообщите о них своим партнёрам или членам семьи.

М ы не раз уже говорили о том, почему мы зависаем в сомнениях перед началом новых дел и как с этим . Чтобы помочь многим справиться с инерцией и освободиться от парализующего страха начинания новых дел, мной был даже создан мини-курс под названием .

Сегодня поговорим о том, почему нам не хочется завершать уже начатое.

Думаю, многим знакомо это состояние: когда Вы, в общем-то, большую часть работы уже сделали и знаете, что Вам осталось немножко доделать, но почему-то никак не доделываете, постоянно отвлекаясь на что-то другое. Это состояние называется самосаботаж.

Причин может быть несколько, они разные. Я расскажу о них, а Вы сами определитесь, какая из них действует именно в Вашем случае.

Причина 1. Действительно ли это нужно Вам?

Для начала очень важно определиться: я это делаю для себя, по собственному желанию или потому, что кто-то этого от меня ждёт?

Даже если Вы делаете что-то для кого-то другого (для мужа, для детей, для друзей), Вы же можете это делать потому, что Вам самой очень хочется это сделать. И это одна история, в которой саботаж не возникает.

А можете делать вынужденно, без собственного желания. Т.е. важен мотив, в котором честно нужно себе признаться.

Причина 2. Корни в детстве

Вы боитесь завершать что-то потому, что в Вас впечатана программа «опасно заканчивать».

Нужно посмотреть на ситуацию через призму , т.е. найти в детстве самый первый случай, когда завершение чего-то оказалось для Вас болезненным. Возможно, именно тогда, когда Вы с радостью что-то завершили и поделились этим с окружающими (взрослыми или ровесниками), Вы были недооценены, высмеяны или даже наказаны. В результате у Вас выработалось внутреннее ощущение опасности завершать. Потому что когда я закончу, тут-то все увидят результат, и окажется, что результат не тот, который нужен.

Так часто бывает у тех взрослых, которые в детстве занимались спортом и проиграли на каком-то чемпионате, либо получили травму. И остаётся программа опасности результата.

Когда Вы проработаете эти ситуации, перепишете их, Вы с удивлением увидите, что постепенно у Вас это состояние пройдёт.

Причина 3. Долгое обдумывание

Не самый распространенный случай, но может быть и такое: после тщательного обдумывания в деталях какого-то дела, даже если оно начато, уже не хочется его завершать.

Это происходит оттого, что вся энергия уходит в ментальный план. Именно поэтому про мечтателей часто говорят, что они не способны ничего воплотить в жизнь.

Чем меньше мы мечтаем и рассуждаем и чем больше действуем, тем эффективнее наш результат. Важно, конечно, не бросаться сразу с головой во что-то, а предварительно почувствовать, Ваша ли это история. Но если к Вам пришла какая-то идея, то лучше действовать, не откладывая.

Причина 4. Слишком долго себя принуждали

Когда Вы постоянно делаете то, что нужно другим, часто заставляя себя (а многие делают это на протяжении всей своей жизни), у Вас возникает внутренний самосаботаж и на фоне этого — «паралич». И тогда даже то, что Вам действительно нужно, Вы не можете довести до конца, потому что у Вас внутренняя апатия оттого, что слишком много было в Вашей жизни долженствования и самонасилия.

Как с этим быть?

Для начала взять тайм-аут, т.е. разрешить себе ничего не делать или делать только то, что хочется, на протяжении достаточно длительного периода времени – несколько недель, месяцев, полгода, даже год кому-то может понадобиться. Вам нужно прожить этот период, разрешив себе жить, как Вы выбираете, а не как Вы должны. Забейте на всё, что можно, оставьте минимум тех дел, без которых уж никак нельзя обойтись, максимально позволяйте себе безделье. Потому что пока Вы не напитаетесь бездельем, Вам ничего и не захочется. Ваш организм в конце концов должен поверить – его больше не будут как ослика подгонять вперёд к светлому будущему.

Нужно отметить, что есть два условия, при которых это бездействие пойдёт Вам на пользу. Во-первых, старайтесь максимально задействовать сенсорную систему: ходите гулять по тем улицам, которые Вам нравятся; посещайте любимое кафе; заботьтесь о своем теле; смотрите любимые фильмы… Используйте всё, что может подпитать Вас эмоционально.

Во-вторых, ищите то и занимайтесь тем, что доставит подлинную радость Вашей душе. Это могут быть какие угодно мелочи (чашка вкусного кофе, солнечный луч, распустившийся цветок…) и какие угодно «бесполезные» с точки зрения социума занятия — главное, чтобы это присутствовало в Вашей жизни, и чтобы Ваша душа от этого пела. Только искренняя сердечная радость позволит Вашей душе раскрепиться, и тогда у Вас появится желание что-то делать и доводить до результата.

Больше информации на эту тему в записи вебинара .

Причина 5. Для иррационалов это норма

Существует два типа людей – рационалы и иррационалы. Если рационалы любят порядок и размеренность, чтят традиции и тщательно планируют свою жизнь, то иррационалы непредсказуемы, спонтанны, склонны к хаосу, любят неожиданности и часто игнорируют правила.

Иррационалам как раз свойственно браться за несколько дел сразу и многое не доводить до конца, потому что они ненавидят обязательства и легко . Для тех людей, в которых присутствуют черты иррационала, существует особый тайм-менеджмент, учитывающий их индивидуальные особенности. В интернете много информации на этот счёт.

Суть в том, что если Вы – иррационал, Вам совершенно не надо заставлять себя доделывать начатое. Это не приведёт к успеху. Напротив, надо делать одновременно много разных дел, спонтанно переключаясь с одного на другое. И в какой-то момент Вам захочется доделать то, что Вы однажды бросили.

Скорее всего, Вам мешает оценка: когда-то в детстве Вас осуждали за подобное поведение, внушая, что если что-то начал, то надо непременно довести до конца. На самом деле, это прекрасное качество – начинать много разных дел, увлекаться ими, а потом переключаться на другие. Ничего плохого в этом нет.

Вы что-то поделали, потом бросили, а через две недели взяли и продолжили. Если для Вас это нормально, если Вы понимаете, что без интереса нет смысла этим заниматься, так и поступайте. Никуда не денутся Ваши кисти и краски, Вы возьмёте их через время и снова начнете рисовать, если Вы внутри себя не считаете такое поведение преступлением.

Желаю Вам внимания к себе и веры в то, что всё у Вас получится.