Самое главное о толстом. Краткая биография для школьников

Толстой Лев Николаевич родился 28.08.1828 (или 09.09.1828 по старому стилю). Умер - 07.11.1910 (20.11.1910).

Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

На Кавказе

На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которое его разочаровало.

С 1853 по 1863 гг. Писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.

В 1863-1869 гг. Написал свое фундаментальное произведение «Война и мир». В 1873-1877 гг. Создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

Учение изложено в философско-религиозных трудах «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», где главный упор делается на нравственном совершенствовании человека, обличении зла, непротивлении злу насилием.
Позже вышла в свет дилогия: драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения», затем серия рассказов-притч о законах бытия.

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. Вышел в свет роман «Воскресение».

Последние произведения Толстого

Последние произведения писателя - рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в жесткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе, как основа всемирного братства людей. В 1901 г. Последовала реакция Синода: всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.



Смерть

28 октября 1910 г. Толстой тайно от семьи покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни.

Лев Николаевич Толстой, русский писатель, философ, мыслитель, родился в Тульской губернии, в родовом поместье «Ясная Поляна» в 1828-м году. Еще ребенком он потерял родителей и воспитывался своей дальней родственницей Т. А. Ергольской. В 16 лет поступил в Казани в университет на факультет философии, но обучение оказалось для него скучным, и уже через 3 года он бросил учебу. В возрасте 23-х лет уехал воевать на Кавказ, о чем, впоследствии, много писал, отобразив этот опыт в своих трудах «Казаки», «Набег», «Рубка леса», «Хаджи-Мурат».
Продолжив воевать, после Крымской войны Толстой отправился в Санкт-Петербург, где стал членом литературного кружка «Современник», вместе с прославленными писателями Некрасовым, Тургеневым и другими. Уже имея определенную славу писателя, многие восприняли его вступление в кружок с энтузиазмом, Некрасов назвал его «великой надеждой русской литературы». Там он издал свои «Севастопольские рассказы», написанные под влиянием опыта Крымской войны, после чего отправился в путешествие по странам Европы, вскоре, однако, разочаровавшись в них.
В конце 1856-го года Толстой ушел в отставку и, вернувшись в родную Ясную Поляну, стал помещиком. Отойдя от литературной деятельности, Толстой занялся деятельностью просветительской. Он открыл школу, практиковавшую разработанную им же систему педагогики. Для этих целей он в 1860 году уехал в Европу, чтобы изучить иностранный опыт.
Осенью 1862 года Толстой женился на молодой девушке из Москвы С. А. Берс, уехав с ней в Ясную Поляну, избрав тихую жизнь семьянина. Но через год его внезапно осенила новая идея, в результате воплощения которой на свет явилось известнейшее произведение «Война и мир». Не менее известный его роман «Анна Каренина» был закончен уже в 1877. Говоря об этом периоде жизни писателя, можно сказать что его мировоззрение на тот момент уже окончательно сформировалось и стало известно как «толстовство». Его роман «Воскресенье» был издан в 1899, последними же для Льва Николаевича произведениями стали «Отец Сергий», «Живой труп», «После бала».
Имея мировую славу, Толстой пользовался популярностью у многих людей по всему миру. Будучи для них фактически духовным наставником и авторитетом, он частенько принимал гостей в своем поместье.
В соответствии со своим мировоззрением, в конце 1910 года, ночью Толстой тайно покидает свой дом в сопровождении своего личного врача. Намереваясь выехать в Болгарию или на Кавказ, им предстояла дальняя дорога, но в связи с тяжелой болезнью Толстой вынужден был остановиться на небольшой железнодорожной станции Астапово (ныне названной в его честь), где и умер от тяжелой болезни в возрасте 82-х лет.

(1828-1910)

Краткое сообщение о личной жизни и творчестве Л.Н Толстого для детей 2, 3, 4, 5, 6, 7, класса

Толстой родился в 1828 году в усадьбе Ясная Поляна в большой семье дворян. Мать с отцом умерли рано, и воспитанием его занималась родственница, оказавшая на мальчика большое влияние. Но облик своих родителей Лев Николаевич хорошо запомнил и отразил впоследствии в героях своих произведений. Кратко говоря, Толстой провел детские годы вполне счастливо. В дальнейшем он вспоминал о том времени с теплотой, оно неоднократно служило материалом для его творчества.

В 13 лет Толстой переехал с семьей в Казань. Там он поступил в университет, где сначала изучал восточные языки, а затем право. Но университет юноша так и не закончил и вернулся в Ясную Поляну. Там он, однако, решил взяться за свое образование и самостоятельно изучить множество разных наук. И все-таки в деревне он провел только одно лето и вскоре перебрался в Петербург с целью сдать экзамены в университете.

Краткая биография Толстого в его молодые годы сводится к напряженным поискам себя и своего призвания. То он с головой уходил в гуляния и кутежи, то вел жизнь аскета, предаваясь религиозным размышлениям. Но в эти годы молодой граф уже чувствовал в себе любовь к литературному творчеству.

В 1851 году он вместе со своим старшим братом-офицером отправился на Кавказ, где принимал участие в военных действиях. Время, проведенное там, оказало на Толстого неизгладимое впечатление. В эти годы он работал над повестью «Детство», которая позднее вместе с двумя другими повестями принесла начинающему писателю большую славу. Далее Толстой переводится на службу сначала в Бухарест, а после в Севастополь, где он участвовал в Крымской кампании и проявил большую храбрость.


После окончания войны Толстой отправляется в Петербург и становится членом знаменитого кружка «Современник», но в нем он не прижился и вскоре уехал за границу. Вернувшись в родовое гнездо, писатель открыл там известную школу, предназначенную для крестьянских детей. Дело просвещения очень увлекло Толстого, и он стал интересоваться устройством школ в Европе, для чего снова отправился за рубеж. Вскоре Лев Николаевич женился на юной С. А. Берс. Краткая биография Толстого в этот период была ознаменована тихим семейным счастьем.

В это же время писатель сначала приступил к работе над своим великим произведением «Война и мир», а далее - над другим, не менее известным романом - «Анна Каренина».
1880-е годы стали для Льва Николаевича порой серьезного духовного кризиса. Это нашло отражение и в ряде его произведений того времени, таких как, например, «Исповедь». Толстой много размышляет о вере, о смысле жизни, о социальном неравенстве, критикует государственные институты и достижения цивилизации. Работает он и над религиозными трактатами. Писатель желал видеть христианство как религию практическую, очищенную от какой бы то ни было мистики. Он критиковал Православную Церковь и ее сближение с государством, а затем и вовсе от нее отошел. В начале XX века его официально отлучили от Церкви. Всю гамму своих душевных переживаний тех лет Лев Николаевич отразил в своем последнем романе «Воскресение».

Драма Толстого выразилась в разрыве отношений не только с Церковью, но и с собственной семьей. Осенью 1910 году пожилой писатель тайно покинул дом, но, будучи уже слаб здоровьем, заболел в дороге и через неделю, 7 ноября, скончался. Похоронили Льва Николаевича в Ясной Поляне. О Толстом кратко можно сказать так - это был поистине великий литературный гений. Его творчество столь полюбилось читателям, что уход писателя стал большим горем для миллионов людей, живших не только в России, но и в самых разных уголках мира.

В истории русской литературы есть немало писателей, произведениями которых до сих пор зачитывается весь мир. Взять хотя бы все того же Федора Михайловича Достоевского, романы которого изучают далеко не только в рамках отечественной школьной программы.

Столь же знаковым писателем является небезызвестный Лев Николаевич Толстой, краткая биография которого описана нами в данной статье. Именно его жизнь предопределила несколько спорные взгляды этого человека на жизнь.

Детства радостные годы

Родился будущий автор всемирно известного романа “Война и Мир” 28 августа 1828 года. Его родиной была усадьба Ясная поляна. Толстой - граф по праву рождения.

Маленький Лев был уже четвертым ребенком в большой и известной дворянской семье. Матушка его, урожденная княгиня Волконская, скончалась, когда ему не было еще и двух лет. Несмотря на это, Толстой прекрасно запомнил “духовный облик” матери: ее склонность к рефлексии, чуткое отношение к искусству, и даже удивительное портретное сходство он передал Марье Николаевне Болконской.

Отец писателя запомнился ему как веселый, энергичный человек, который очень любил охоту и долгие прогулки. Тоже умер рано, в 1837 году. Именно поэтому всю тяжесть воспитания детей вынесла на своих плечах Т. А. Ергольская, дальняя родственница семьи. Она имела огромное влияние на юного графа, “заразив” его склонностью к искусству.

Несмотря на раннюю смерть своих родителей, ранние детские годы всегда были для Льва Николаевича особенным, светлым временем. Все впечатления, которые произвела на него сама усадьба и те годы, которые он там провел, в полной мере отражены в автобиографическом произведении "Детство".

Вот так прошло детство Толстого. Краткая биография дальнейшей жизни была бы неполной без повествования о его студенческих годах.

Казанские времена

Когда Льву исполнилось 13 лет, его семья переехала в Казань, разместившись на постой в доме родственницы, П. И. Юшковой. Уже в 1844 году будущий писатель поступает на отделение востоковедения местного университета, после чего он перевелся на факультет юриспруденции и права, где проучился всего два года. Как он сам впоследствии вспоминал, “занятия не находили отклика в моей душе, и я предпочитал им светские развлечения”.

В 1847 году ему самому надоедает такая жизнь. Толстой подает рапорт на увольнение его из университета “по семейным обстоятельствам и состоянию здоровья”, после чего едет в Ясную Поляну с намерением выучить весь университетский курс самостоятельно и сдать экзамен экстерном.

Юношеская “бурная жизнь”

Его неудачная попытка построить тем летом новую жизнь для крепостных ярко отражена в повести "Утро помещика". Толстой напишет ее в 1857 году. Тогда же, осенью 1847, он едет сперва в Москву, а затем и в Санкт-Петербург, где собирается сдавать кандидатские экзамены. Современники свидетельствуют, что Лев Николаевич Толстой (краткая биография которого описывается в статье), был довольно странной личностью: он то сутками напролет готовился к экзаменам и сдавал их, то предавался мечтаниям или проводил время в кутежах.


Даже его религиозность порой чередовалась с периодами атеизма. Неудивительно, что в семье Толстого его считали “бесполезным и пустячным” человеком, а долги, которые он накопил в тот период, удалось отдать лишь через много лет. Несмотря на такое поведение, внутри него все горело. Толстой вел подробный дневник, где занимался глубокой самооценкой. Именно тогда у него появилось страстное желание писать, и он начал делать первые серьезные заметки.

Какие же еще события включает в себя краткая биография Льва Толстого? Как формировался писатель?

"Война и свобода"

Через четыре года, в 1851 году, старший брат уговорил его поехать на Кавказ (он был действующим офицером в армии). В результате Толстой три года прожил с казаками на берегах Терека, регулярно посещая Кизляр, Тифлис, Владикавказ. Более того, вчерашний “пустячный” человек бесстрашно участвовал в военных действиях, а вскоре был принят в действующую армию.

На Толстого произвела сильнейшее впечатление простота казачьего быта, свобода этих людей от той мучительной рефлексии, которая была свойственна многим людям из высшего общества в те годы. Эти его переживания нашли яркое отражение в произведении "Казаки" (1852-1863). Вообще, кавказские впечатления дали ему огромный запас вдохновения: черты его переживаний того периода можно отыскать едва ли не в каждом произведении, которое написал Лев Николаевич Толстой, краткая биография которого на этом периоде еще не заканчивается.

В своем дневнике он записал, что этот край “войны и свободы” ему очень полюбился. Именно в тех краях была написана упомянутая нами в самом начале повесть "Детство". Тогда он направил ее в журнал "Современник", причем печатали его под псевдонимом, инициалами “Л. Н”. Дебют получился ошеломительным, молодой писатель сумел первым же произведением показать свое мастерство.

Крымское назначение


Уже в 1854 году он получает новое армейское назначение и едет в Бухарест. Но там было настолько скучно и уныло, что писатель вскоре не выдержал и написал прошение о переводе в Крымскую армию. Попав в осажденный Севастополь, он получил в свое распоряжение целую батарею на четвертом бастионе. Дрался Толстой храбро и решительно, отчего и был неоднократно награжден медалями.

Крым опять-таки дал новую порцию впечатлений и литературных планов. Так, именно здесь Лев Толстой (краткая биография которого описана в статье) решает издавать специальный журнал для солдат. В этих краях писатель начинает свой цикл "севастопольских рассказов", которые прочитал и высоко оценил сам Александр II.

Особенности романов Толстого

С самых первых своих произведений молодой писатель поразил критиков смелостью суждений и широтой "диалектики души" (в частности, об этом говорил сам Чернышевский). Впрочем, уже в то время в его книгах можно наблюдать признаки перелома в его религиозном восприятии: он начинает мечтать об основании религии “чистой”, свободной от таинств и мракобесия, “сугубо практической”.

Чем же еще занимался Лев Толстой? Краткая биография его жизни все равно не уместит всех чаяний и стремлений этого деятельного человека, но хотелось бы остановиться на его преподавательской деятельности.

Открытие народной школы


В 1859 году писатель открывает школу для крестьянских детей в деревне. После этого он участвует в открытии еще двух десятков школ в окрестностях Ясной поляны. Педагогическая деятельность его настолько увлекла, что в 1960 году писатель отправляется в путешествие по Европе, где знакомится с местными школами. В пути он виделся с А. И. Герценом, а также посвятил много времени изучению основных педагогических теорий, которые Толстого, в основной своей массе, совершенно не удовлетворяли.

Свои же идеи Лев Николаевич Толстой, краткая биография которого описывается в данном материале, изложил в отдельной статье. В ней он пишет, что основной идеей преподавания должен стать полный отказ от насилия в обучении и “свобода”.

Чтобы продвигать свои идеи, он начал издавать журнал "Ясная Поляна". Особенность его была в том, что он выпускался со специальными книжками для чтения в виде приложений. Они стали в России классическими образчиками детской литературы.

В 1870-х годах им издаются две книги: "Азбука" и "Новая Азбука", которые повторили громкий успех своих предшественников. Одним только этим писатель внес в анналы русской педагогики фамилию Толстой. Биография, краткое содержание которой мы описываем, имеет и “шпионскую” страницу.

Увлечение выпуском книг едва не сыграло с графом дурную шутку: в 1962 году его имение обыскивают с целью обнаружения тайной типографии анархистов. Обыску также могли способствовать как собственные его идеи, так и наветы недоброжелателей. Но на этом краткая биография Льва Толстого еще не закончена. Впереди его ждал один из главных трудов жизни!

"Война и мир"


В сентябре того же года он женится на Софье Андреевне Берс. Сразу после венчания он везет молодую жену в Ясную поляну, где с головой отдается хозяйственным заботам и работе на литераторском поприще. Именно тогда (точнее, с осени 1963 года) он всецело поглощен своим новым, потрясающим проектом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год".

Несложно догадаться, что то была “Война и Мир”, после которой в мире появился еще один легендарный писатель, Толстой Лев Николаевич. Краткая биография его свершений не в силу передать того значения, которое это произведение оказало на всю мировую литературу.

Роман был настолько удачным еще и потому, что время его создания было ознаменовано семейным счастьем и неторопливым, уединенным писательским трудом. Он много читал, причем в основном переписку Толстых и Волконских тех времен, постоянно работал в архиве, самолично ездил на Бородинское поле. Работа двигалась медленно, причем в редактировании и копировании рукописей Толстому помогала жена. Только в начале 1865 года он впервые представил в "Русском вестнике" первые наброски своего легендарного романа "Война и мир".

Отношение к произведению, отклики

Роман публика приняла восторженно и читала взахлеб. Пришло множество положительных откликов на новое произведение. Читателей поражало живое описание эпического полотна с тонким психологическим анализом, а также живой картиной повседневной жизни, которую автор мастерски вписал в историю.

Последующие же части романа вызывали ожесточенные споры, так как в них писатель все глубже ударялся в фатализм, которым “заразился” на конечном этапе жизни Толстой Лев Николаевич. Краткая биография его знает немало примеров, когда писатель надолго погружался в глубокую депрессию. Конечно же, такие перемены в нем самом не могли не сказаться и на его произведениях.

Прозвучало много претензий в отношении того, что Толстой “перенес” на людей начала века веяния и характеры, которые в те времена не были распространены. Как бы там ни было, но роман об Отечественной войне тех лет и в самом деле отражал чаяния публики, которую тот период живо интересовал. Впрочем, сам Толстой говорил о том, что его творение не попадает под критерии ни романа, ни повести, ни истории или поэзии…

Таким вот особенным писателем был Толстой. Биография, краткое содержание которой мы представили в этой статье, говорит о том, что он вскоре начинает переживать творческий и личный кризис, последствия которого отражаются во всех его последующих работах.

"Анна Каренина"

В 1870 году писатель начинает работать над новым, прецизионным романом. Это было произведение “Анна Каренина”, в котором Толстой пытается “заимствовать” у Пушкина легкость и простоту слога, формируя свой новый стиль повествования. Нужно заметить, что к тому времени уже сформировался “новый” Лев Толстой. Биография, краткое содержание которой раскрывается в этом материале, изображает его в это время как глубоко религиозного человека, который постоянно занимается самоанализом и рефлексией.

Его интересует сам смысл существования “образованного” и “мужицкого”сословий, тематика всемирной справедливости. Писатель начинает развивать идею о добровольном лишении себя “излишков”, на почве чего у него начинает разлаживаться семейная жизнь.

Перелом

В 1880 году начинается глубокий творческий кризис, который тяжело переносит Л. Толстой. Краткая биография его в этот период небогата на события: постоянные ссоры и скандалы с женой, мысли о самоубийстве и смысле жизни.

Развязка наступила в 1910 году. Создатель величайших романов тайно сбежал от семьи и решил пуститься в дальний путь. Но слабое здоровье (ему было уже 82 года) заставило его сойти с поезда на станции Астапово. Через семь дней он скончался.
Трагическую историю своего предка неоднократно вспоминал и Алексей Толстой. Биография (краткое содержание ее можно отыскать в любом учебнике по литературе) этого человека столь необычна, что до сих пор наводит на размышления…

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828 года, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 7 ноября 1910 года, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) — граф, русский писатель.

Родился в аристократической графской семье. Получил домашнее образование и воспитание. В 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, затем учится на юридическом факультете. В 1847, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства. В 1851 осознав бесцельность своего существования и, глубоко презирая самого себя, отправился на Кавказ в действующую армию. Там он стал работать над своим первым романом "Детство. Отрочество. Юность". Через год, когда роман опубликовали, Толстой стал литературной знаменитостью. В 1862, 34 лет от роду, Толстой женился на Софье Берс, восемнадцатилетней девушке из дворянской семьи. В течение первых 10—12 лет после женитьбы он создает «Войну и мир» и «Анну Каренину». В 1879 начинает писать "Исповедь". 1886 "Власть тьмы", в 1886 пьесу "Плоды просвещения", в 1899 году на свет выходит роман "Воскресенье", драма "Живой труп" 1900, повесть "Хаджи-Мурат" 1904. Осенью 1910 года, выполняя свое решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну, отрекшись от «круга богатых и ученых». Заболев в пути, умер. Был похоронен в Ясной Поляне.

ОСЕЛ В ЛЬВИНОЙ ШКУРЕ

Осел надел львиную шкуру, и все думали — лев. Побежал народ и скотина. Подул ветер, шкура распахнулась, и стало видно осла. Сбежался народ: исколотили осла.

КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

КУРИЦА И ЛАСТОЧКА

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:
“То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят”.

ЖИЛЕТКА

Один мужик занялся торговлей и так разбогател, что стал первым богачом. У него служили сотни приказчиков, и он их всех и по имени не знал.
Пропало раз у купца двадцать тысяч денег. Стали старшие приказчики разыскивать и разыскали того, кто украл деньги.
Пришел старший приказчик к купцу и говорит: “Я вора нашел. Надо его в Сибирь сослать”.
Купец говорит: “А кто украл?” Старший приказчик говорит:
“Иван Петров, сам признался”.
Купец подумал и говорит: “Ивана Петрова надо простить”.

Приказчик удивился и говорит: “Как же простить? Этак и те приказчики то же будут делать: все добро растаскают”. Купец говорит: “Ивана Петрова надо простить: когда я начинал торговать, мы с ним товарищами были. Когда я женился, мне под венец надеть нечего было. Он мне свою жилетку дал надеть. Ивана Петрова надо простить”.

Так и простили Ивана Петрова.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.
Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: “Зелены еще”.

УДАЧА

Приехали люди на остров, где было много дорогих каменьев. Люди старались найти больше; они мало ели, мало спали, а все работали. Один только из них ничего не делал, а сидел на месте, ел, пил и спал. Когда стали собираться домой, они разбудили этого человека и сказали: “Ты с чем же домой поедешь?” Он взял поднял горсть земли под ногами и положил в сумку.

Когда все приехали домой, этот человек достал свою землю из сумки и в ней нашел камень драгоценнее всех других вместе.

РАБОТНИЦЫ И ПЕТУХ

Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и еще раньше стала поднимать работниц.

РЫБАК И РЫБКА

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:
“Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет”.
Рыбак и говорит:
“Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит”.

ОСЯЗАНИЕ И ЗРЕНИЕ

(Рассуждение)

Заплети указательный палец с средним и заплетенными пальцами потрогивай маленький шарик так, чтобы он катался промеж обоих пальцев, а сам закрой глаза. Тебе покажется, что два шарика. Открой глаза, — увидишь, что один шарик. Пальцы обманули, а глаза поправили.

Погляди (всего лучше сбоку) на хорошее чистое зеркало: тебе покажется, что это окно или дверь и что там сзади что-то есть. Ощупай пальцем, — увидишь, что это зеркало. Глаза обманули, а пальцы поправили.

ЛИСИЦА И КОЗЕЛ

Захотелось козлу напиться: он слез под кручь к колодцу, напился и отяжелел. Стал он выбираться назад и не может. И стал он реветь. Лисица увидала и говорит:

“То-то, бестолковый! Коли бы у тебя сколько в бороде волос, столько бы в голове ума было, то прежде, чем слезать, подумал бы, как назад выбраться”.

КАК МУЖИК УБРАЛ КАМЕНЬ

На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.
Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.
А один мужик сказал: “А я уберу камень и возьму за это 100 рублей”.
У него спросили, как он это сделает. И он сказал: “Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею”.
Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.

СОБАКА И ЕЕ ТЕНЬ

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, — она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.

И осталась собака ни при чем.

СУДОМА

В Псковской губернии, в Пороховском уезде, есть речка Судома, и на берегах этой речки есть две горы, друг против дружки.

На одной горе был прежде городок Вышгород, на другой горе в прежние времена судились славяне. Старики рассказывают, что на этой горе в старину с неба висела цепь и что кто был прав, тот до цепи доставал рукой, а кто был виноват, тот не мог достать. Один человек занял у другого деньги и отперся. Привели их обоих на гору Судому и велели доставать до цепи. Тот, кто давал деньги, поднял руку и сразу достал. Пришел черед виноватому доставать. Он не отпирался, а только отдал свой костыль подержать тому, с кем судился, чтобы ловчее было руками достать до цепи; протянул руки и достал. Тогда народ удивился: как, оба правы? А у виноватого костыль был пустой, и в костыле были запрятаны те самые деньги, в каких он отпирался. Когда он отдал в руки костыль с деньгами подержать тому, кому он должен был, он с костылем отдал и деньги, и потому достал цепь.

Так он обманул всех. Но с тех пор цепь поднялась на небо и больше не спускалась. Так рассказывают старики.

САДОВНИК И СЫНОВЬЯ

Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал:

“Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду ищите, что там спрятано”.

Дети подумали, что там клад, и когда отец умер, стали рыть и всю землю перекопали. Клада не нашли, а землю в винограднике так хорошо перекопали, что стало плода родиться много больше. И они стали богаты.

ОРЕЛ

Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орел выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.

Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орел устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева.

Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.

Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею, в когтях у него опять была большая рыба.

Когда он подлетал к дереву, он оглянулся, — нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.

МЫШЬ ПОД АМБАРОМ

Жила одна мышь под амбаром. В полу амбара была дырочка, и хлеб сыпался в дырочку. Мыши житье было хорошее, но она захотела похвастаться своим житьем. Прогрызла больше дыру и позвала других мышей к себе в гости.

“Идите, — говорит, — ко мне гулять. Я вас угощу. Корму на всех достанет”. Когда она привела мышей, она увидала, что дыры совсем не было. Мужик приметил большую дыру в полу и заделал ее.

ЗАЙЦЫ И ЛЯГУШКИ

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: “И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!”
И поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц и говорит:
“Стойте, ребята! Подождем топиться; вот лягушачье житье, видно, еще хуже нашего: они и нас боятся”.

ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА

Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему все еще хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

“Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку”.

ПЕТР I И МУЖИК

Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.
Царь и говорит: “Божья помощь, мужик!”
Мужик и говорит: “И то мне нужна божья помощь”.
Царь спрашивает: “А велика ли у тебя семья?”

— У меня семьи два сына да две дочери.

— Ну не велико твое семейство. Куда ж ты деньги кладешь?

— А я деньги на три части кладу: во-первых — долг плачу, в-других — в долг даю, в-третьих — в воду мечу.

Царь подумал и не знает, что это значит, что старик и долг платит, и в долг дает, и в воду мечет.
А старик говорит: “Долг плачу — отца-мать кормлю; в долг даю — сыновей кормлю; а в воду мечу — дочерей рощу”.
Царь и говорит: “Умная твоя голова, старичок. Теперь выведи меня из лесу в поле, я дороги не найду”.
Мужик говорит: “Найдешь и сам дорогу: иди прямо, потом сверни вправо, а потом влево, потом опять вправо”.
Царь и говорит: “Я этой грамоты не понимаю, ты сведи меня”.

— Мне, сударь, водить некогда: нам в крестьянстве день дорого стоит.

— Ну, дорого стоит, так я заплачу.

— А заплатишь — пойдем.
Сели они на одноколку, поехали. Стал дорогой царь мужика спрашивать: “Далече ли ты, мужичок, бывал?”

— Кое-где бывал.

— А видал ли царя?

— Царя не видал, а надо бы посмотреть.

— Так вот, как выедем в поле — и увидишь царя.

— А как я его узнаю?

— Все без шапок будут, один царь в шапке.

Вот приехали они в поле. Увидал народ царя — все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.
Вот он и спрашивает: “А где же царь?”

Говорит ему Петр Алексеевич: “Видишь, только мы двое в шапках — кто-нибудь из нас да царь”.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
“Сломайте!”
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
“Так-то и вы; если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит”.

ОТЧЕГО БЫВАЕТ ВЕТЕР?

(Рассуждение)

Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится. И нам также не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не шевелится.

Но как только мы побежим, мы слышим воздух — нам дует в лицо; а иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же отворим дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора в горницу, а верхом дует из горницы на двор.

Когда кто-нибудь ходит по комнате или махает платьем, то мы говорим: “он ветер делает”, а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону, иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень разогреется, а в другом месте остынет, — тогда и начинается ветер, и низом идет холодный дух, а верхом — теплый, так же как с надворья в избу. И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет там, где было жарко.

ВОЛГА И ВАЗУЗА

Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет.

Волга сказала: “Зачем нам спорить, — мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдем каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдет и скорее придет в Хвалынское царство”.

Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство.

Когда Волга встала и увидала, что сестра ее ушла, она ни тихо, ни скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу.

Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала ее, назвалась меньшой сестрой и попросила Волгу довести ее до Хвалынского царства. Волга простила сестру и взяла с собой.

Река Волга начинается в Осташковском уезде из болот в деревне Волге. Там есть небольшой колодезь, из него течет Волга. А река Вазуза начинается в горах. Вазуза течет прямо, а Волга поворачивает.

Вазуза весной раньше ломает лед и проходит, а Волга позднее. Но когда обе реки сходятся, в Волге уже 30 саженей ширины, а Вазуза еще узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят верст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати верст.

СОКОЛ И ПЕТУХ

Сокол привык к хозяину и ходил на руку, когда его кликали; петух бегал от хозяина и кричал, когда к нему подходили. Сокол и говорит петуху:

“В вас, петухах, нет благодарности; видна холопская порода. Вы, только когда голодны, идете к хозяевам. То ли дело мы, дикая птица: в нас и силы много, и летать мы можем быстрее всех; а мы не бегаем от людей, а сами еще ходим к ним на руку, когда нас кличут. Мы помним, что они кормят нас”.
Петух и говорит:
“Вы не бегаете от людей оттого, что никогда не видали жареного сокола, а мы то и дело видим жареных петухов”.

// Февраль 4, 2009 // Просмотров: 96 704