Чем знаменит лев толстой кратко. Биография толстого кратко самое главное

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828 года, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 7 ноября 1910 года, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) — граф, русский писатель.

Родился в аристократической графской семье. Получил домашнее образование и воспитание. В 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, затем учится на юридическом факультете. В 1847, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства. В 1851 осознав бесцельность своего существования и, глубоко презирая самого себя, отправился на Кавказ в действующую армию. Там он стал работать над своим первым романом "Детство. Отрочество. Юность". Через год, когда роман опубликовали, Толстой стал литературной знаменитостью. В 1862, 34 лет от роду, Толстой женился на Софье Берс, восемнадцатилетней девушке из дворянской семьи. В течение первых 10—12 лет после женитьбы он создает «Войну и мир» и «Анну Каренину». В 1879 начинает писать "Исповедь". 1886 "Власть тьмы", в 1886 пьесу "Плоды просвещения", в 1899 году на свет выходит роман "Воскресенье", драма "Живой труп" 1900, повесть "Хаджи-Мурат" 1904. Осенью 1910 года, выполняя свое решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну, отрекшись от «круга богатых и ученых». Заболев в пути, умер. Был похоронен в Ясной Поляне.

ОСЕЛ В ЛЬВИНОЙ ШКУРЕ

Осел надел львиную шкуру, и все думали — лев. Побежал народ и скотина. Подул ветер, шкура распахнулась, и стало видно осла. Сбежался народ: исколотили осла.

КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

КУРИЦА И ЛАСТОЧКА

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:
“То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят”.

ЖИЛЕТКА

Один мужик занялся торговлей и так разбогател, что стал первым богачом. У него служили сотни приказчиков, и он их всех и по имени не знал.
Пропало раз у купца двадцать тысяч денег. Стали старшие приказчики разыскивать и разыскали того, кто украл деньги.
Пришел старший приказчик к купцу и говорит: “Я вора нашел. Надо его в Сибирь сослать”.
Купец говорит: “А кто украл?” Старший приказчик говорит:
“Иван Петров, сам признался”.
Купец подумал и говорит: “Ивана Петрова надо простить”.

Приказчик удивился и говорит: “Как же простить? Этак и те приказчики то же будут делать: все добро растаскают”. Купец говорит: “Ивана Петрова надо простить: когда я начинал торговать, мы с ним товарищами были. Когда я женился, мне под венец надеть нечего было. Он мне свою жилетку дал надеть. Ивана Петрова надо простить”.

Так и простили Ивана Петрова.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.
Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: “Зелены еще”.

УДАЧА

Приехали люди на остров, где было много дорогих каменьев. Люди старались найти больше; они мало ели, мало спали, а все работали. Один только из них ничего не делал, а сидел на месте, ел, пил и спал. Когда стали собираться домой, они разбудили этого человека и сказали: “Ты с чем же домой поедешь?” Он взял поднял горсть земли под ногами и положил в сумку.

Когда все приехали домой, этот человек достал свою землю из сумки и в ней нашел камень драгоценнее всех других вместе.

РАБОТНИЦЫ И ПЕТУХ

Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и еще раньше стала поднимать работниц.

РЫБАК И РЫБКА

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:
“Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет”.
Рыбак и говорит:
“Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит”.

ОСЯЗАНИЕ И ЗРЕНИЕ

(Рассуждение)

Заплети указательный палец с средним и заплетенными пальцами потрогивай маленький шарик так, чтобы он катался промеж обоих пальцев, а сам закрой глаза. Тебе покажется, что два шарика. Открой глаза, — увидишь, что один шарик. Пальцы обманули, а глаза поправили.

Погляди (всего лучше сбоку) на хорошее чистое зеркало: тебе покажется, что это окно или дверь и что там сзади что-то есть. Ощупай пальцем, — увидишь, что это зеркало. Глаза обманули, а пальцы поправили.

ЛИСИЦА И КОЗЕЛ

Захотелось козлу напиться: он слез под кручь к колодцу, напился и отяжелел. Стал он выбираться назад и не может. И стал он реветь. Лисица увидала и говорит:

“То-то, бестолковый! Коли бы у тебя сколько в бороде волос, столько бы в голове ума было, то прежде, чем слезать, подумал бы, как назад выбраться”.

КАК МУЖИК УБРАЛ КАМЕНЬ

На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.
Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.
А один мужик сказал: “А я уберу камень и возьму за это 100 рублей”.
У него спросили, как он это сделает. И он сказал: “Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею”.
Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.

СОБАКА И ЕЕ ТЕНЬ

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, — она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.

И осталась собака ни при чем.

СУДОМА

В Псковской губернии, в Пороховском уезде, есть речка Судома, и на берегах этой речки есть две горы, друг против дружки.

На одной горе был прежде городок Вышгород, на другой горе в прежние времена судились славяне. Старики рассказывают, что на этой горе в старину с неба висела цепь и что кто был прав, тот до цепи доставал рукой, а кто был виноват, тот не мог достать. Один человек занял у другого деньги и отперся. Привели их обоих на гору Судому и велели доставать до цепи. Тот, кто давал деньги, поднял руку и сразу достал. Пришел черед виноватому доставать. Он не отпирался, а только отдал свой костыль подержать тому, с кем судился, чтобы ловчее было руками достать до цепи; протянул руки и достал. Тогда народ удивился: как, оба правы? А у виноватого костыль был пустой, и в костыле были запрятаны те самые деньги, в каких он отпирался. Когда он отдал в руки костыль с деньгами подержать тому, кому он должен был, он с костылем отдал и деньги, и потому достал цепь.

Так он обманул всех. Но с тех пор цепь поднялась на небо и больше не спускалась. Так рассказывают старики.

САДОВНИК И СЫНОВЬЯ

Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал:

“Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду ищите, что там спрятано”.

Дети подумали, что там клад, и когда отец умер, стали рыть и всю землю перекопали. Клада не нашли, а землю в винограднике так хорошо перекопали, что стало плода родиться много больше. И они стали богаты.

ОРЕЛ

Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орел выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.

Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орел устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева.

Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.

Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею, в когтях у него опять была большая рыба.

Когда он подлетал к дереву, он оглянулся, — нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.

МЫШЬ ПОД АМБАРОМ

Жила одна мышь под амбаром. В полу амбара была дырочка, и хлеб сыпался в дырочку. Мыши житье было хорошее, но она захотела похвастаться своим житьем. Прогрызла больше дыру и позвала других мышей к себе в гости.

“Идите, — говорит, — ко мне гулять. Я вас угощу. Корму на всех достанет”. Когда она привела мышей, она увидала, что дыры совсем не было. Мужик приметил большую дыру в полу и заделал ее.

ЗАЙЦЫ И ЛЯГУШКИ

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: “И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!”
И поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц и говорит:
“Стойте, ребята! Подождем топиться; вот лягушачье житье, видно, еще хуже нашего: они и нас боятся”.

ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА

Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему все еще хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

“Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку”.

ПЕТР I И МУЖИК

Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.
Царь и говорит: “Божья помощь, мужик!”
Мужик и говорит: “И то мне нужна божья помощь”.
Царь спрашивает: “А велика ли у тебя семья?”

— У меня семьи два сына да две дочери.

— Ну не велико твое семейство. Куда ж ты деньги кладешь?

— А я деньги на три части кладу: во-первых — долг плачу, в-других — в долг даю, в-третьих — в воду мечу.

Царь подумал и не знает, что это значит, что старик и долг платит, и в долг дает, и в воду мечет.
А старик говорит: “Долг плачу — отца-мать кормлю; в долг даю — сыновей кормлю; а в воду мечу — дочерей рощу”.
Царь и говорит: “Умная твоя голова, старичок. Теперь выведи меня из лесу в поле, я дороги не найду”.
Мужик говорит: “Найдешь и сам дорогу: иди прямо, потом сверни вправо, а потом влево, потом опять вправо”.
Царь и говорит: “Я этой грамоты не понимаю, ты сведи меня”.

— Мне, сударь, водить некогда: нам в крестьянстве день дорого стоит.

— Ну, дорого стоит, так я заплачу.

— А заплатишь — пойдем.
Сели они на одноколку, поехали. Стал дорогой царь мужика спрашивать: “Далече ли ты, мужичок, бывал?”

— Кое-где бывал.

— А видал ли царя?

— Царя не видал, а надо бы посмотреть.

— Так вот, как выедем в поле — и увидишь царя.

— А как я его узнаю?

— Все без шапок будут, один царь в шапке.

Вот приехали они в поле. Увидал народ царя — все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.
Вот он и спрашивает: “А где же царь?”

Говорит ему Петр Алексеевич: “Видишь, только мы двое в шапках — кто-нибудь из нас да царь”.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
“Сломайте!”
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
“Так-то и вы; если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит”.

ОТЧЕГО БЫВАЕТ ВЕТЕР?

(Рассуждение)

Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится. И нам также не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не шевелится.

Но как только мы побежим, мы слышим воздух — нам дует в лицо; а иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же отворим дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора в горницу, а верхом дует из горницы на двор.

Когда кто-нибудь ходит по комнате или махает платьем, то мы говорим: “он ветер делает”, а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону, иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень разогреется, а в другом месте остынет, — тогда и начинается ветер, и низом идет холодный дух, а верхом — теплый, так же как с надворья в избу. И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет там, где было жарко.

ВОЛГА И ВАЗУЗА

Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет.

Волга сказала: “Зачем нам спорить, — мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдем каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдет и скорее придет в Хвалынское царство”.

Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство.

Когда Волга встала и увидала, что сестра ее ушла, она ни тихо, ни скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу.

Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала ее, назвалась меньшой сестрой и попросила Волгу довести ее до Хвалынского царства. Волга простила сестру и взяла с собой.

Река Волга начинается в Осташковском уезде из болот в деревне Волге. Там есть небольшой колодезь, из него течет Волга. А река Вазуза начинается в горах. Вазуза течет прямо, а Волга поворачивает.

Вазуза весной раньше ломает лед и проходит, а Волга позднее. Но когда обе реки сходятся, в Волге уже 30 саженей ширины, а Вазуза еще узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят верст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати верст.

СОКОЛ И ПЕТУХ

Сокол привык к хозяину и ходил на руку, когда его кликали; петух бегал от хозяина и кричал, когда к нему подходили. Сокол и говорит петуху:

“В вас, петухах, нет благодарности; видна холопская порода. Вы, только когда голодны, идете к хозяевам. То ли дело мы, дикая птица: в нас и силы много, и летать мы можем быстрее всех; а мы не бегаем от людей, а сами еще ходим к ним на руку, когда нас кличут. Мы помним, что они кормят нас”.
Петух и говорит:
“Вы не бегаете от людей оттого, что никогда не видали жареного сокола, а мы то и дело видим жареных петухов”.

// Февраль 4, 2009 // Просмотров: 96 704

В самом конце жаркого лета, 28 августа 1828 года в родовом поместье Ясная Поляна, относившемся к Тульской губернии, в семье графа-аристократа, родился будущий великий писатель Лев Николаевич Толстой.

Маленький Лев обучался дома, где, соответственно статусу своей семьи, получил прекрасное воспитание и серьезное начальное образование, хотя в раннем возрасте лишился обоих родителей и воспитывался тетушкой.

Биография Льва Толстого в юношеский период ничем не примечательна. В 1844 году он без труда поступает в Казанский университет, будучи еще совсем молодым человеком, избирая факультет восточных языков. Затем переходит на юридический и, в итоге, в 1847 году бросает учебу и возвращается в родовое имение, полностью принадлежащее ему по наследству от отца.

Творческий путь Толстого Льва Николаевича начинается в 23-летнем возрасте, когда, уставший от своей невостребованности и праздности существования, он отправляется на Кавказ. Воюя в Чечне и Дагестане в чине артиллерийского офицера, Толстой начинает работать над своей первой трилогией «Детство. Отрочество. Юность» и, через год, опубликовав ее, становится знаменитым. «Севастопольские рассказы», изданные им в Петербурге, были написаны в память о его участии в Крымской войне.

Десять лет с 1853 по 1863 годы Толстой писал повесть «Казаки». Затем жизнь Толстого Л.Н. круто изменилась, и он уехал в Ясную Поляну, чтобы писательскую деятельность заменить просветительством. В деревне он открыл школу для маленьких крестьян и учил детей по собственной системе педагогики.

В 1862 году Толстой заключил брак с 18-ти летней Софьей Берс из дворянской семьи. В первые годы брака, на протяжении шести лет, Толстой работает над своим великим, фундаментальным романом «Война и мир», а впоследствии, в 1877 году в свет выходит «Анна Каренина».

Творчество Толстого пронизано глубоким философским смыслом, которым великий писатель наполнялся в процессе жизни. Уже тогда поклонники таланта Толстого съезжались к нему в Ясную Поляну, словно паломники к духовному наставнику. В 1879 году писатель кардинально отделяет себя от дворянского класса, чтобы примкнуть к народу и пишет об этом в своих произведениях: «Исповедь», «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» и так далее. В 1899 году вышел роман «Воскресение» — откровение души, истерзанной праздностью общества.

Всем своим творчеством, осуждающим, в первую очередь, классовое неравенство, Толстой напрямую задавал вопросы обществу о смысле жизни и веры, за что, даже, по приказу Николая II, был Синодом отлучен от церкви. Свои последние годы Лев Толстой хотел прожить в гармонии с самим собой, по наитию души. Он окончательно отрекается от светского круга и тайно покидает Ясную Поляну. К сожалению, внезапно подхваченная в пути простуда в семидневный срок сжигает жизнь великого писателя и 20 ноября 1910 года он умирает. Его останки покоятся в родовом имении – Ясной Поляне.

Бессмертные произведения Льва Толстого, являющиеся бесценным культурным наследием, переживут столетия, пронося через вечность уникальный талант великого русского писателя.


Лев Николаевич Толстой краткая биография. Годы жизни -28 августа (9 сентября по старому стилю) 1828 — 7 ноября (20 ноября по старому стилю) 1910 год.

«Странно, что мне приходится молчать с живущими вокруг меня людьми и говорить только с теми далекими по времени и месту, которые будут слышать меня.» Лев Толстой, дневники, 1907 год.


Писатель, из богатого знатного графского рода, Лев Николаевич Толстой родился в 1828 в Ясной Поляне Тульской губернии. Рано потеряв родителей, будущий писатель с сестрой и тремя братьями переехал в Казань, к сестре отца Пелагее Юшковой. Начальное образование получил дома.

В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков, затем на юридический факультет. Но не окончив курс, ушел из университета и вернулся в Ясною Поляну, полученной им в собственность как отцовское наследство. В имении начинает заниматься самообразованием, пытается благоустроить быт крепостных крестьян, но обманувшись в своих ожиданиях (отражено в рассказе Утро помещика 1854), уезжает в Москву.

В это же время писатель начинает вести свой дневник записывает свои мысли, суждения. Толстой вёл Дневники с некоторыми перерывами в течение почти всей своей жизни и закончил в 1910 году 82-летним всемирно известным писателем. Исследование внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, проходят через все его творчество.

В 23-летнем возрасте Толстой уехал на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях. Отобразив этот опыт в автобиографической повести «Казаки»(с 1853 по 1863), в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855). На Кавказе Толстой начал писать повесть «Детство»(В 1852 опубликовано в журнале» Современник»), продолжения этой повести – Отрочество (1854) и Юность (1857).
Во время Крымской войны в 1854 отправился в Севастополь, где участвовал в защите осажденного города. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург стал членом литературного кружка «Современника», опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых передал свои впечатления от Крымской войны. После путешествует по Европе.

В конце 1856 года Толстой, выйдя в отставку, решил стать помещиком, уехал в Ясную Поляну, где занимался просветительской работой, открыл бесплатную школу для детей бедных крестьян, создал собственную систему педагогики. В 1860 отправился за границу, с целью изучения западноевропейской методики образования. Толстой пришел к выводу, что российское образование неправильно в корне. Вскоре начал издавать педагогический журнал,“Ясная Поляна” где описывал свои образовательные теории. В мае 1861 (год отмены крепостного права) принимает должность мирового посредника, защищает интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, тульское дворянство, недовольное его действиями, отстраняет его от должности. В 1862 Сенат издает указ об увольнении Толстого.

В 1862 Толстой женился на Софье Андреевне Берс, девушке из дворянской семьи, которая родила графу 13 детей.

С 1863 по 1869 Толстой создает фундаментальное произведение «Война и мир», роман «Анна Каренина» (1873-1877) В Ясной Поляне, окруженный семьей и крестьянами, писатель снова стал задумываться о предназначении человека, религии и богословии, педагогике. Приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства современных бюрократических институтов, государства, церкви, цивилизации и культуры. Это привило к формированию нового мировоззрения писателя. Идеи Толстого нашли отклик в сердцах многих людей по всему миру. Последователи Льва Николаевича, называли себя «толстовцами». В основу «толстовского» учения входили нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием. Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя. Ясная Поляна становится местом паломничества: к Толстому за советом приходят люди как к духовному наставнику. О преодолении духовного кризиса и о своей новой вере Толстой рассказал в « Исповеди » (написана в 1879–1882, опубликована в 1884)» В чем моя вера» 1884 — обобщение практически всех накопленных мыслей и сочинений по вопросам религии. «Царство Божие внутри вас «1893, где Толстой доводит до логического предела свои взгляды. Религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» 1879-1880, «Соединение и перевод четырех Евангелий» 1880-1881.

В 1899 году вышел в свет роман «Воскресение». В начале 1900 года Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучает Толстого от церкви как «еретика».
В 1908 году Толстой пишет необычайно сильную статью «Не могу молчать», направленную против смертных казней, правительства, палачей.

Последними произведениями писателя стали рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Духовный перелом обернулся разрывом социальной средой и семейным разладом. Толстой отдаёт семье всё своё состояние, отказывается от прав литературной собственности.

Рукопись, исторической повести «Хаджи Мурат» писатель взял с собой, когда навсегда уезжал из Ясной Поляны, надеясь продолжить работу над ней, но повесть так и осталась незаконченной.

28 октября 1910 года Лев Николаевич Толстой тайно покинул Ясную Поляну. В дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. В доме начальника станции И. И. Озолина он провел последние семь дней своей жизни. Похоронен в Ясной Поляне.

Толстой Лев Николаевич родился 28.08.1828 (или 09.09.1828 по старому стилю). Умер - 07.11.1910 (20.11.1910).

Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

На Кавказе

На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которое его разочаровало.

С 1853 по 1863 гг. Писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.

В 1863-1869 гг. Написал свое фундаментальное произведение «Война и мир». В 1873-1877 гг. Создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

Учение изложено в философско-религиозных трудах «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», где главный упор делается на нравственном совершенствовании человека, обличении зла, непротивлении злу насилием.
Позже вышла в свет дилогия: драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения», затем серия рассказов-притч о законах бытия.

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. Вышел в свет роман «Воскресение».

Последние произведения Толстого

Последние произведения писателя - рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в жесткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе, как основа всемирного братства людей. В 1901 г. Последовала реакция Синода: всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.



Смерть

28 октября 1910 г. Толстой тайно от семьи покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни.


Великий русский писатель Л.Н. Толстой принадлежал к высшему дворянскому сословию, являясь наследником графского титула своего отца. Появившись на свет в 1828 году, в родовой усадьбе своей семьи Ясная Поляна Тульской губернии, он был четвертым из пятерых детей.

Жизнь в родовом дворянском поместье имеет огромное значение в биографии Толстого. После кончины родителей воспитание мальчика поручили родственнице из Москвы. Получив домашнее образование, в 1944 году Л.Н. Толстой продолжает обучение в Казанском университете. Изучение восточных языков не вызвало у будущего писателя интереса. Поиски своего места в жизни привели 23-летнего Толстого на Кавказ, началась офицерская служба с боевыми действиями. В это время в печати появляются первые писательские опыты Льва Николаевича. Публикуются повести трилогии с фактами из детской жизни самого писателя «Детство», «Отрочество», «Юность». Впечатления от офицерского быта выразились в произведениях «Казаки» (1852-63), «Рубка леса» (1855), «Набег»(1853). К «кавказской» теме писатель возвратился и в позднем периоде творчества в «Хаджи-Мурате» (1896-1904), повести о судьбе горца.

В краткой биографии Толстого важную роль играет участие в войне русских войск на территории Крыма. После опубликования «Севастопольских рассказов», показавших зрелость литературного дарования, Толстой принимается в петербургское сообщество писателей «Современник». Его признают крупные литераторы Тургенев, Некрасов, Островский. В 1857 году Толстой совершил поездку по европейским странам, принесшую ему разочарование и подтолкнувшую к дальнейшим поискам своего пути.

В 1856 году писатель оставляет военную службу и литературу. Он видит свое предназначение в роли помещика-просветителя крестьян. Осуществление этих намерений приводит к созданию школы для крестьян в Ясной Поляне. Толстой экспериментирует над собственной педагогической системой, отразившейся в книгах «Русской азбуки».

Осень 1862 - важная веха в краткой биографии Толстого. Он вступает в брак с представительницей интеллигентной семьи Софьей Андреевной Берс. Молодожены поселяются в родовом имении мужа, заботясь о семье и хозяйствовании имением. Радостное событие вдохновляет Льва Николаевича на возвращение к литературе. Начинается работа над грандиозной эпопеей из истории войны с французами 1812 года «Война и мир». Следом появляется на свет «Анна Каренина» (1873—1877), роман из современной семейной жизни. Формируются его философские убеждения, вошедшие в историю как «толстовство». Произведения «Исповедь», «Крейцерова соната», «В чем моя вера» стали носителями этих идей.


В биографии писателя появляется новая страница, прославившая его имя. Философские исследования Толстого привлекают в Ясную Поляну людей, стремившихся к общению с духовным наставником. Поздние произведения писателя показывают насыщение творчества новыми идеями, силу и глубину мысли. «Воскресение»(1899), роман, разоблачающий современную Толстому судебную систему, рассказы «После бала», «Отец Сергий», о разочаровании в монашеских ценностях, «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» завершают плодотворный литературный путь Толстого.

Конец жизненного пути Льва Николаевича трагичен. Холодным осенним днем 1910 года, не найдя понимания у родственников, писатель бежал из имения. Простудившись, пожилой беглец прерывает последнее путешествие в Астапове, оставшись под опекой начальника железнодорожной станции. Название этого пункта на необъятных русских просторах стало известным, как последнее пристанище великого писателя и философа, где он скончался 20 ноября 1910 года.



Читайте так же: