Гончаров иван александрович - биография

(1812 - 1891)

ГОНЧАРОВ Иван Александрович
, русский писатель.
"Чтение было моей школой..." Гончаров родился в купеческой семье. Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки, перечитал все доступные книги "невообразимую смесь... почти выученную наизусть". В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, в 1831 он поступил на словесное отделение Московского университета: изучение литературы подстегивало "страсть к чтению" и "формировало перо". Еще студентом Гончаров перевел и поместил в журнале "Телескоп" две главы из романа Э. Сю "Атар-Гюль" (1832). По окончании университета (1834) он ненадолго вернулся в Симбирск, затем навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая все свободное время заниматься литературой: много переводил, писал романтические стихи и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковых (в этой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А. Н. Майкову и его брату В. Н. Майкову, впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые литературные знакомства. Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения в своих силах: "кипами исписанной бумаги... топил печки". В 1842 он написал очерк "Иван Савич Поджабрин", напечатанный лишь шесть лет спустя.
В 1845 Гончаров напряженно работал над романом, который передал В. Г. Белинскому "для прочтения и решения, годится ли он". Этот роман "Обыкновенная история" вызвал восторженную оценку критика и его окружения. Напечатанный в "Современнике" в 1847, роман принес писателю настоящее признание. Столкновение двух центральных героев романа Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм, воспринималось современниками как "страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму" (Белинский). Однако автор рисовал с иронией не только прекраснодушие и ходульное поведение запоздалого романтика. В. П. Боткин, справедливо замечая, что в романе достается и голому практицизму, что художник "бьет обе эти крайности", признавался: "Я ничего не знаю умнее этого романа". Десятилетия спустя антиромантический пафос становился все менее актуальным, и следующие поколения воспринимали роман иначе как самую "обыкновенную историю" охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.
Многомерность авторской позиции и изощренность психологического анализа, ставшие устойчивыми чертами поэтики Гончарова, объясняются отчасти и своеобразным автобиографизмом романа: каждый из героев-антиподов психологически близок писателю, представляя разные проекции его душевного мира. Фрегат "Паллада" В 1852 Гончаров в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате "Паллада". Секретарские обязанности отнимали много сил, тем не менее уже во время экспедиции "явилась охота писать", и Гончаров "набил целый портфель путевыми записками". Они сложились в итоге в книгу очерков, печатавшихся в 1855-57 в периодике, а в 1858 вышедших отдельным изданием под названием "Фрегат "Паллада". У Гончарова с детства был вкус к литературе путешествий, и здесь он выступил истинным мастером этого жанра. "Параллель между своим и чужим", острые впечатления от встречи с другими культурами (главным образом с британской и японской), привычка все "прикидывать" "на свой аршин" обеспечили заинтересованное внимание русского читателя к этим очеркам. Н. А. Добролюбов восхищался остроумием и наблюдательностью "блестящего, увлекательного рассказчика". Цензор-изгнанник По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола превратили писателя в "предмет негодования либералов" (дневник Е. А. Штакеншнейдер). Заметно охладились его отношения с кругом Белинского.
Позднее Гончаров подчеркивал, что его либеральные настроения молодости не имели ничего общего с "юношескими утопиями в социальном духе" и что влияние Белинского ограничивалось сферой эстетики. Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы ("Записки охотника" И. С. Тургенева, "Тысяча душ" А. Ф. Писемского и др.), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции. В течение нескольких месяцев, с осени 1862 по лето 1863, Гончаров редактировал официозную газету "Северная почта", что также дурно отразилось на его репутации. В 1860-70-е гг. Гончаров, человек мнительный и, по его собственному определению, "нервозный", упрямо удалялся от литературного мира. "Кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей" составили его житейский идеал: "Это впоследствии называли во мне обломовщиной". "Я был счастлив успехом "Обломова" Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. Два года спустя была напечатана глава "Сон Обломова" "увертюра всего романа". Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полноготекста "Обломова" (1859), сразу завоевавшего огромный успех: "Обломов и обломовщина... облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи" (А. В. Дружинин). Роман спровоцировал бурные споры, свидетельствуя о глубине замысла. Статья Добролюбова "Что такое обломовщина" (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, "совершенно инертным" и "апатичным" барином, символом косности крепостнической России. Эстетическая критика, напротив, видела в герое "самостоятельную и чистую", "нежную и любящую натуру", далекую от модных веяний и сохранившую верность главным ценностям бытия. К концу прошлого века полемика о романе продолжалась, причем последняя трактовка постепенно возобладала: ленивый мечтатель Обломов по контрасту с сухим рационалистом Штольцем стал восприниматься как воплощение "артистического идеала" самого романиста, тонкий психологический рисунок свидетельствовал о душевной глубине героя, читателю открылся мягкий юмор и скрытый лиризм Гончарова.
В начале 20 века И. Ф. Анненский по праву назвал "Обломова" "совершеннейшим созданием" писателя. Последний роман "Обрыв" (1868) был задуман еще в 1849 как роман о сложных отношениях художника и общества. К 1860-м гг. замысел обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. В центре произведения оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе "нигилиста" Марка Волохова. Уже символическое название романа, найденное на самом последнем этапе работы, свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма. Издания левой ориентации возмущенно реагировали на роман, отказав автору в таланте и в праве суда над молодежью, пройдя мимо глубокой трактовки любовной темы в "Обрыве". Напряженный конфликтный фон, не свойственный обычно Гончарову-романисту, диктовался острой постановкой проблемы свободы в любви: борьба главной героини со страстью, столкновение нравственных императивов с силой любовного влечения дали Гончарову богатый материал для глубокого психологического анализа.
Последние годы После "Обрыва" имя Гончарова редко появлялось в печати. Он ограничился публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей, среди которых выделяется "критический этюд" "Мильон терзаний" (1872), посвященный постановке "Горя от ума" А. С. Грибоедова на сцене Александринского театра, ставший классическим разбором комедии. Гончаров предложил столь глубокую трактовку психологической и драматической природы "Горя от ума", что ни один историк литературы в дальнейшем не обошел вниманием его анализ. Сам писатель болезненно переживал творческое молчание последних десятилетий. Его письма тех лет рисуют образ одинокого и замкнутого человека, необычайно тонкого наблюдателя, сознательно сторонящегося жизни и вместе с тем страдающего от своего изолированного положения. В романе "Обломов" (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". В романе "Обыкновенная история" (1847) конфликт между "реализмом" и "романтизмом" предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе "Обрыв" (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков "Фрегат "Паллада" (1855-57) своеобразный "дневник писателя"; литературно-критические статьи ("Мильон терзаний", 1872).

Рождение будущего русского писателя Ивана Александровича Гончарова произошло 6 июня 1812 года в семье симбирского торговцев хлебом. В возрасте 7 лет мальчик лишился отца. Все торговые дела перешли к матери. Она была женщиной умной и энергичной. Заботы о воспитании детей – братьев и сестер будущего светила русской литературы – легли на плечи отставного моряка Трегубова, который поселился в доме Гончаровых и был крестным мальчика. По его настоянию Ивана отдали в частный пансион для детей дворян, в котором он изучал иностранные языки и литературу.

10 лет от роду мальчика отправляют в Москву для продолжения образования в коммерческом училище. Годы в училище стали для Гончарова тяжкими и вспоминал он о них неохотно. Единственным светлым моментом тех лет для него стало знакомство с произведениями А.С.Пушкина. Через восемь лет Гончаров окончил училище и поступил в Московский университет. Встреча с Пушкиным, который посетил университет в сентябре 1832 года, оставила в душе писателя воспоминания на всю жизнь.

Гончаров выехал в Петербург, где стал вхож в семью художника Майкова, в которой занимался латинским языком и русской словесностью с отпрысками художника. Семья была своего рода литературным салоном, издававшим рукописные альманахи и журналы. Здесь собирались живописцы, писатели и известные люди Петербурга. И Гончаров разместил в двух из них повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка» . По словам В.Г. Белинского повести произвели на петербургскую общественность благоприятное впечатление.

«Обыкновенная история» появилась, когда Гончарову исполнилось 35 лет. Роман стал произведением созревшего писателя.

Через 14 лет после отъезда из Симбирска, Гончаров посещает родной город. Под гнетом грустных воспоминаний рождается замысел романа «Обрыв» . Создание произведения отодвигает на второй план работу над романом «Обломов» . А в 1852 году спокойное течение жизни писателя нарушает кругосветное плавание с экспедицией русских кораблей к берегам Японии, Америки. Гончаров был прикомандирован к экспедиции в качестве секретаря.

В начале 1855 года Гончаров вернулся в Петербург. Итогом этого путешествия стало написание двухтомника «Фрегат «Паллада».

Через семь лет Гончаров вернулся к службе. Он работает редактором газеты «северная почта», затем становится членом управления печати. После тридцатилетней службы, в 1867 году Гончаров выходит в отставку. Теперь он мог свободно заниматься творчеством. Писатель возвращается к задуманному в 1849г. Роману «Обрыв» и публикует его в 1869 году. Вокруг имени писателя оживают противоречивые толки, которые наносят удар по мнительной натуре Гончарова.

Болезнь отравляет его не очень сильный организм, одышка мучает его все сильнее. Гончаров становится замкнутым и подозрительно относится к людям. Он одиноко живет в петербургской квартире. Иногда выезжает за границу. Иногда в печати появляются его воспоминания, небольшие статьи: «В университете», «На родине», «Заметки о личности Белинского», «Мильон терзаний» и т.д. Последняя из названных статей посвящена комедии Грибоедова «Горе от ума». Гончаров сделал тонкий и точный анализ постановки, что еще ни один историк литературы не обделил вниманием его статью.


Писатель болезненно реагировал на свое творческое молчание последнего периода. В его письмах виден одинокий и замкнутый человек, отличающийся тонкой наблюдательностью, но сторонившейся жизни, одновременно страдающий от своего одиночества.

Однажды он простудился, болезнь осложнилась воспалением легких и 15 сентября 1891г. 79-летнего писателя не стало. Иван Александрович Гончаров был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, спутя 50 лет его прах перенесли на .

Материал подготовила Лариса Геннадьевна Довгомеля


И.А. Гончаров – это писатель девятнадцатого века. Биография Гончарова кратко начинается с рождения. Родился Иван в 1812 году в богатой семье купца в городе Симбирск. Детство проходило в доме, с огромным двором и садом. Об этом он позже напишет в своем биографическом произведении «На родине», а пока маленький мальчик живет со своими родителями в имении. В возрасте семи лет Гончаров остался без отца и его воспитанием занимается мать, а также его крестный.

Биография Гончарова кратко

Гончаров и его биография дальше продолжается получением образования. Сначала мальчишка учился в частном пансионате. С десяти лет Гончаров получает знания в училище Москвы, но так как уровень его не удовлетворял, он занимался самообразованием. Не закончив училище, будущий писатель в 1831 году поступает в университет Москвы и учится на филолога. После учебы возвращается в Симбирск и устраивается в губернаторскую канцелярию, а в 1835 году отправляется в Петербург, где работает переводчиком в министерстве финансов. Далее Гончаров Иван Александрович в своей биографии пробует себя в писательстве и печатает свои пробные работы «Лихая доблесть» и «Счастливая ошибка» под псевдонимом.

Вот только заговорили о писателе позже, 1847 году, когда вышел в печать роман «Обыкновенная история», а затем и «Сон Обломова», который позже вошел в книгу "Обломов".

Когда путешествие Гончаров завершилось, писатель устраивается цензором, позже работает редактором, был членом в главном управлении печати. В 1867 году Иван Гончаров уходит в отставку и посвящает себя литературе и написанию своих шедевров. В это время из-под его пера выходят «Слуги старого века», «Превратность судьбы», «Литературный вечер», а также Гончаров пишет критические статьи.
Умер Гончаров в сентябре 1891 году в Петербурге.

Факты биографии Гончарова

Если говорить об интересных фактах из биографии Гончарова, то стоит упомянуть о том, что свое литературное наследие он завещал семье прислуги, правда, часть своих новых работ писатель сжег в момент духовного кризиса.

На этой странице искали:

  • краткая биография гончарова
  • биография гончарова 1877 год
  • иван александрович гончаров
  • иван александрович гончаров биография краткий пересказ
  • краткая бография гончарова

Известный русский прозаик и критик Иван Гончаров родился 6 июня 1812 года в богатой купеческой семье в городе Симбирске. По стечению счастливых обстоятельств он получил очень хорошее образование для своего времени, проходил начальное обучение в частном пансионе, откуда вышел не молодым недорослем, а хорошо воспитанным молодым человеком с достаточным запасом знаний. Он проявляет не только положенную по купеческому происхождению деловую хватку, но и большие способности к словесности. Поэтому, проведя несколько скучных лет в Московском коммерческом училище, он в 1831 году поступает в Московский университет на отделение словесности. Его не влекут философские вопросы и проблемы общественно-политической жизни. Гораздо интереснее для него теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура, театр и поэзия. Очень эмоционально он воспринял посещение университета, потому, что преклонялся перед гением русской поэзии, и как он сам выразился – "был в чаду обаяния его поэзии”. Во время учебы в университете, в печати появляется и первый его литературный опыт, который остался незамеченным.

Еще находясь в университете, Гончаров знал, что не вернется в родной город, его влекли культурные центры – Москва, Петербург. Поэтому, пробыв в Симбирске около года после окончания университета, Иван Александрович перебирается в Петербург и служит мелким чиновником в Министерстве финансов. Никаких карьерных стремлений он не проявляет, все его мысли в свободное время поглощает литература. Он входит в общество петербургской литературно-артистической интеллигенции, и именно в такой круг, где искусству поклоняются ради искусства. Несомненно, что это знакомство значительно обогатило эстетическую сторону жизни прозаика, хотя пытливый ум и врожденная склонность к основательности делала его инородным в этом кругу. Позже, он знакомится с Белинским, которого привела в восторг повесть Гончарова "Обыкновенная история”. Знаменитый критик прочитал ее в рукописи, дал лестную оценку литературному таланту и мастерству молодого писателя, но знакомство не переросло в дружбу из-за аполитичности Гончарова. Тем не менее, читающая публика не просто приняла очень хорошо первое произведение – это был всеобщий успех. "Фрегат Паллада" и "Обломов" В 1852 году он смог осуществить свои мечты о путешествиях, которые еще в детстве сложились у него от впечатлений из-за воспоминаний своего крестного, моряка и помещика Трегубова.

Иван Александрович попадает в экспедицию адмирала Путятина и отправляется к далеким берегам Японии. Экспедиция по морю длится более двух лет. Гончаров смог повидать Англию, Южную Африку Малайю, Китай и Японию. В Петербург он возвращается сухопутным путем, через сибирскую тайгу и степи Заволжья. Итогом этого путешествия стали два тома путевых записок, изданных в 1858 году под названием "Фрегат Паллада”. Во время экспедиции Гончаров начинает писать свое главное произведение - роман "Обломов”. Этот роман, который без преувеличения стал событием не только в литературной, но и общественной среде российского общества, а имя Ивана Александровича стало в один ряд со знаменитыми русскими писателями-реалистами. Вымышленное имя его героя Обломова послужило возникновению для определения целого духовного слоя в русском обществе, и стало называться "обломовщина”. Многие ошибочно имя Обломов ставят синонимом к образу жизни и характером самого Ивана Гончарова, и это неверно. Гончаров, не смотря на свою внешнюю сдержанность, был очень энергичным и деятельным человеком. Работая цензором с 1856 года, он помог выходу в свет "Записок охотника” Тургенева, некоторых стихов , роман Писемского "Тысяча душ”. Зная о наследственной предрасположенности к душевной болезни, Гончаров не был женат и не имел детей. Последние годы его жизни были омрачены болезнями и одиночеством. Умер Гончаров 15 сентября 1891 года.

Гончаров Иван Александрович

ГОНЧАРОВ Иван Александрович

“Чтение было моей школой…” родился в купеческой семье. Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки, перечитал все доступные книги “невообразимую смесь… почти выученную наизусть”. В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, в 1831 он поступил на словесное отделение Московского университета: изучение литературы подстегивало “страсть к чтению” и “формировало перо”. Еще студентом Гончаров перевел и поместил в журнале “Телескоп” две главы из романа Э. Сю “Атар-Гюль” (1832). По окончании университета (1834) он ненадолго вернулся в Симбирск, затем навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая все свободное время заниматься литературой: много переводил, писал романтические стихи и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковых (в этой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А. Н. Майкову и его брату В. Н. Майкову, впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые литературные знакомства. Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения в своих силах: “кипами исписанной бумаги… топил печки”. В 1842 он написал очерк “Иван Савич Поджабрин”, напечатанный лишь шесть лет спустя.

В 1845 Гончаров напряженно работал над романом, который передал В. Г. Белинскому “для прочтения и решения, годится ли он”. Этот роман “Обыкновенная история” вызвал восторженную оценку критика и его окружения. Напечатанный в “Современнике” в 1847, роман принес писателю настоящее признание. Столкновение двух центральных героев романа Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм, воспринималось современниками как “страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму” (). Однако автор рисовал с иронией не только прекраснодушие и ходульное поведение запоздалого романтика. В. П. Боткин, справедливо замечая, что в романе достается и голому практицизму, что художник “бьет обе эти крайности”, признавался: “Я ничего не знаю умнее этого романа”. Десятилетия спустя антиромантический пафос становился все менее актуальным, и следующие поколения воспринимали роман иначе как самую “обыкновенную историю” охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Многомерность авторской позиции и изощренность психологического анализа, ставшие устойчивыми чертами поэтики Гончарова, объясняются отчасти и своеобразным автобиографизмом романа: каждый из героев-антиподов психологически близок писателю, представляя разные проекции его душевного мира. Фрегат “Паллада” В 1852 Гончаров в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате “Паллада”. Секретарские обязанности отнимали много сил, тем не менее уже во время экспедиции “явилась охота писать”, и Гончаров “набил целый портфель путевыми записками”. Они сложились в итоге в книгу очерков, печатавшихся в 1855-57 в периодике, а в 1858 вышедших отдельным изданием под названием “Фрегат “Паллада”. У Гончарова с детства был вкус к литературе путешествий, и здесь он выступил истинным мастером этого жанра. “Параллель между своим и чужим”, острые впечатления от встречи с другими культурами (главным образом с британской и японской), привычка все “прикидывать” “на свой аршин” обеспечили заинтересованное внимание русского читателя к этим очеркам. Н. А. восхищался остроумием и наблюдательностью “блестящего, увлекательного рассказчика”. Цензор-изгнанник По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола превратили писателя в “ негодования либералов” (дневник Е. А. Штакеншнейдер). Заметно охладились его отношения с кругом Белинского.

Позднее Гончаров подчеркивал, что его либеральные настроения молодости не имели ничего общего с “юношескими утопиями в социальном духе” и что влияние Белинского ограничивалось сферой эстетики. Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы (“Записки охотника” И. С. Тургенева, “Тысяча душ” А. Ф. Писемского и др.), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции. В течение нескольких месяцев, с осени 1862 по лето 1863, Гончаров редактировал официозную газету “Северная почта”, что также дурно отразилось на его репутации. В 1860-70-е гг. Гончаров, человек мнительный и, по его собственному определению, “нервозный”, упрямо удалялся от литературного мира. “Кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей” составили его житейский идеал: “Это впоследствии называли во мне обломовщиной”. “Я был счастлив успехом “Обломова” Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. Два года спустя была напечатана глава “ ” “увертюра всего романа”. Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полноготекста “Обломова” (1859), сразу завоевавшего огромный успех: “Обломов и обломовщина… облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи” (А. В. Дружинин). Роман спровоцировал бурные споры, свидетельствуя о глубине замысла. Статья Добролюбова “Что такое обломовщина” (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, “совершенно инертным” и “апатичным” барином, символом косности крепостнической России. Эстетическая критика, напротив, видела в герое “самостоятельную и чистую”, “нежную и любящую натуру”, далекую от модных веяний и сохранившую верность главным ценностям бытия. К концу прошлого века полемика о романе продолжалась, причем последняя трактовка постепенно возобладала: ленивый мечтатель Обломов по контрасту с сухим рационалистом Штольцем стал восприниматься как воплощение “артистического идеала” самого романиста, тонкий психологический рисунок свидетельствовал о душевной глубине героя, читателю открылся мягкий юмор и скрытый лиризм Гончарова.

В начале 20 века И. Ф. Анненский по праву назвал “Обломова” “совершеннейшим созданием” писателя. Последний роман “Обрыв” (1868) был задуман еще в 1849 как роман о сложных отношениях художника и общества. К 1860-м гг. замысел обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. В центре произведения оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе “нигилиста” Марка Волохова. Уже символическое название романа, найденное на самом последнем этапе работы, свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма. Издания левой ориентации возмущенно реагировали на роман, отказав автору в таланте и в праве суда над молодежью, пройдя мимо глубокой трактовки любовной темы в “Обрыве”. Напряженный конфликтный фон, не свойственный обычно Гончарову-романисту, диктовался острой постановкой проблемы свободы в любви: борьба главной героини со страстью, столкновение нравственных императивов с силой любовного влечения дали Гончарову богатый материал для глубокого психологического анализа.

Последние годы После “Обрыва” имя Гончарова редко появлялось в печати. Он ограничился публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей, среди которых выделяется “критический этюд” “Мильон терзаний” (1872), посвященный постановке “Горя от ума” А. С. Грибоедова на сцене Александринского театра, ставший классическим разбором комедии. Гончаров предложил столь глубокую трактовку психологической и драматической природы “Горя от ума”, что ни один историк литературы в дальнейшем не обошел вниманием его анализ. Сам писатель болезненно переживал творческое молчание последних десятилетий. Его письма тех лет рисуют образ одинокого и замкнутого человека, необычайно тонкого наблюдателя, сознательно сторонящегося жизни и вместе с тем страдающего от своего изолированного положения. В романе “Обломов” (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное (“обломовщина”), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего “прогресса”. В романе “Обыкновенная история” (1847) конфликт между “реализмом” и “романтизмом” предстает как существенная коллизия . В романе “Обрыв” (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков “Фрегат “Паллада” (1855-57) своеобразный “дневник писателя”; литературно-критические статьи (“Мильон терзаний”, 1872).