«Образ Родины в музыке, литературе, изобразительном искусстве» (обобщение). Образ родины в изобразительном искусстве

Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г.

В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть на Земле, - рас­сказ «Чистый понедельник». Об этом своем рассказе Бунин говорил так: «Благодарю Бога, что Он дал мне написать, Чистый понедельник»».

В рассказе «Чистый понедельник» особенно ярко проявились психо­логизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности».

«Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фо­нарях, тепло освещались витрины магазинов - и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь, гуще и бодрей не­слись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трам­ваи, - в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зе­леные звезды - оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чер­неющие прохожие…» - именно такими словами автор начинает свое по­вествование, перенося читателя в старую Москву начала XX века. Писатель с величайшей подробностью, не упуская из вида ни малейшей детали, вос­производит все приметы этой эпохи. И уже с первых строк рассказу при­дает особое звучание постоянное упоминание о деталях глубокой древно­сти: о древних московских храмах, монастырях, иконах (храм Христа Спасителя, Иверская церковь, Марфо-Мариинская обитель, икона Богоро­дицы Троеручницы), об именах выдающихся личностей. Но рядом с этой древностью, вечностью мы замечаем приметы более позднего быта: извест­ные и доступные наиболее состоятельным слоям граждан рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», «Яр»; книги современных авторов; «Мотла» Эртеля и Чехова… Судя по тому, как разворачивается действие в рассказе, мы можем судить о том, что прошлое для героев - предельно понятно, настоящее - смутно, будущее же абсолютно неясно.

В рассказе два героя: он и она, мужчина и женщина. Мужчина, по сло­вам писателя, здоров, богат, молод и красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив». Но самое главное - герой влюб­лен, влюблен настолько, что готов исполнять любые прихоти героини, лишь бы не потерять ее. Но, к сожалению, он не может и не пытается понять, что творится в душе его возлюбленной: он «старался и не думать, не додумы­вать». Женщина же изображается таинственной, загадочной. Она загадоч­на, как загадочна вообще душа русской женщины с ее одухотворенностью, преданностью, самоотверженностью, самоотречением… Сам герой признает­ся: «Она была загадочна, странна для меня». Вся ее жизнь соткана из не­объяснимых противоречий, метаний. «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за горо­дом», - повествует рассказчик, но тут же добавляет: «Хотя все-таки цве­ты были у нее любимые и нелюбимые, все книги… она всегда прочитыва­ла, шоколада съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня…» Выезжая куда-либо, она чаще всего не знала, куда отправится потом, чем займется, словом, не знает, с кем, как и где проведет время.Писатель довольно полно повествует нам о ее происхождении, о ее ны­нешних занятиях. Но в описании быта героини Бунин очень часто исполь­зует неопределенные наречия (над ее диваном «зачем-то висел портрет босого Толстого»).

Все поступки женщины стихийны, иррациональны и одновременно как будто спланированы. В ночь на Чистый понедельник она отдается ге­рою, зная, что на утро уйдет в монастырь, но окончателен ли этот уход, также неясно. На протяжении всего рассказа автор показывает, что героиня не чув­ствует себя комфортно нигде, она не верит в существование простого зем­ного счастья. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - наду­лось, а вытащишь - ничего нету», - цитирует она Платона Каратаева.

Душевные порывы героев «Чистого понедельника» зачастую не под­даются логическому объяснению. Создается впечатление будто и мужчи­на, и женщина не властны над собой, не способны контролировать свои чувства.

В центре повествования - события в Прощеное воскресенье и Чис­тый понедельник. Прощеное воскресенье - религиозный праздник, почи­таемый всеми верующими людьми. Они просят друг у друга прощения и прощают близких своих. Для героини это совершенно особый день, не только день прощения, но и день прощания с мирской жизнью. Чистый понедель­ник - первый день поста, в который человек очищается от всякой сквер­ны, когда веселье масленицы сменяется самосозерцанием. Этот день стано­вится переломным в жизни героя. Пройдя через страдания, связанные с потерей любимой, герой испытывает на себе влияние окружающих сил и осознает все то, чего не замечал раньше, будучи ослепленным любовью к героине. Через два года мужчина, вспоминая события давно ушедших дней, повторит маршрут их давней совместной поездки, и ему «почему-то» очень захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители. Какие неведомые силы влекут его навстречу возлюбленной? Стремится ли он к тому духов­ному миру, в который уходит она? Мы не знаем этого, автор не приоткры­вает для нас завесу тайны. Он лишь показывает нам смирение в душе ге­роя, их последняя встреча завершается его смиренным уходом, а не про­буждением в нем прежних страстей.

Будущее героев неясно. Помимо всего писатель нигде даже прямо не указывает, что встреченная мужчиной монахиня - его бывшая возлюб­ленная. Лишь одна деталь - темные глаза - напоминают облик героини. Примечательно, что героиня уходит в Марфо-Мариинскую обитель. Эта оби­тель - не монастырь, а церковь Покрова Богоматери на Ордынке, при которой была община светских дам, заботившихся о живших при церкви сиротах и о раненных в первую мировую войну. И это служение в храме Покрова Богоматери, может быть, является для героини «Чистого поне­дельника» духовным прозрением, ведь именно Непорочное Сердце Бого­родицы предостерегало мир от войны, смертей, крови, сиротства…

Тема любви в рассказе

Рассказ «Чистый понедельник» был написан в мае 1944 года, когда писатель был уже в преклонном возрасте и находился в эмиграции. Рассказ вошел в цикл «Тёмные аллеи », всецело посвященный любви. Таким образом, главная тема рассказа «Чистый понедельник» тоже любовь, многогранная, загадочная и таинственная. В рассказе задействованы только два героя: он и она . Несмотря на то, что их имена скрыты, мы можем наблюдать, как развиваются их отношения. Автор изображает своих героев молодыми, красивыми, богатыми и полными сил, что невольно вызывает симпатию у читателя. Однако сходства внешние подчеркиваются внутренними различиями.

Он – страстный молодой человек, ослепленный своей любовью. В нем нет той глубины, которая характерна для главной героини. Навещая ее каждый вечер, посещая с ней рестораны, концерты, он даже не замечает, насколько она поглощена другими ценностями. В его глазах это всего лишь ее загадочность, странность и неординарность. Все свое время он проводит разгульно, так как довольно обеспечен и ни о чем не вынужден задумываться. Единственное, что поглощает его мысли с момента их знакомства, так это неопределенность отношений. Эта любовь ему иногда кажется «странной» или вовсе «не любовью».

Она, в свою очередь, молчалива и сдержана. В ее поведении есть что-то странное, не поддающееся логике. Иногда она посещает какие-то лекции и говорит, что ей нравится история. Он никогда не задумался о том, отчего она приехала в Москву и сняла квартиру с видом на храм Христа Спасителя. Для него это всего лишь «причуды». А именно в этом и крылась главная тайна девушки. Героиня всерьез увлекалась религией, церковными обрядами, любовалась монастырями, любила посещать соборы. Возможно, именно поэтому ей нравилась Москва – город соборов и кремлевских башен. Прожив там некоторое время, она ещё больше убедилась в своем желании принять постриг и уйти в монастырь.

Однако герой так до конца и не понял, что творилось в душе возлюбленной. Они провели вместе ночь Чистого понедельника, а затем она навсегда исчезла из его жизни. Через некоторое время он получил письмо из Твери, в котором она объясняла свой поступок любовью к церкви и просила по возможности не искать её и постараться забыть. Для молодого человека, искренне любившего и верящего во взаимность, это было тяжелым испытанием. Пройти его он пытался с помощью посещения кабаков и алкоголя. Со временем боль утихла, но не оставила его. Однажды ему даже показалось, что он видел её среди поющих монахинь Марфо-Мариинской обители.

Почти во всех рассказах цикла «Тёмные аллеи» любовь обречена. Она не перерастает в реальное земное счастье. Так и в рассказе «Чистый понедельник» любовь выступает великим таинством, непостижимой загадкой, приносящей одновременно счастье и муку. Этот рассказ считается одним из лучших в творчестве

ТЕМА: «Моя Родина в музыке, литературе, изобразительном искусстве» (интегрированный урок)

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ:

Показать образ Родины в синтезе искусств;

Познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России;

Пробудить интерес к изучению истории своей Родины, её государственных символов;

Воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии,

Живописи.

ОФОРМЛЕНИЕ:

Выставка книг: «Мне Россия-мать родная, дом родной, земля святая»;

Портретная галерея русских поэтов и музыкантов;

Экспозиция картин русских художников.

ЭПИГРАФ:

О, Россия! С нелёгкой судьбою страна…

У меня ты, Россия, как сердце одна,

Я и другу скажу, я скажу и врагу –

Без тебя, как без сердца, прожить не смогу.

(Юлия Друнина)

ОБОРУДОВАНИЕ:

Магнитофон

Проигрыватель

Фортепиано

ХОД УРОКА:

1. Сегодня на уроке мы совершим экскурс в глубь веков, чтоб ещё раз вспомнить наших предков-СЛАВЯН, откуда пришло название нашего государства - Русь. Мы узнаем, как воспевали в своём творчестве поэты, музыканты, художники нашу Родину. Обобщим наши знания о символах нашего Отечества (и поэтических, и государственных).

О России петь – что стремиться в Храм.

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь, любить, что бессмертным быть.

(И. Северянин)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ГУСЛЕЙ

Давно это было, в стране, где мы живём, не было ни громадных городов, ни каменных домов, ни сёл, ни деревень. Были одни поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек, далеко друг от друга, стояли бедные строения. В них жили наши далёкие предки.

Как их называли? (СЛАВЯНЕ). Это название произошло от слова «слава», т.е. «хвала».

Где же в древности жили наши предки, как же называли землю славянскую? (РУСЬ).

Откуда пришло это название?

В Среднем Приднепровье, где в Днепр впадает река Рось, и находилось славянское племя Русь. Не будем смущаться тем, что в названии этого народа постоянно меняются буквы «о» и «у» («рос», река Рось и «рус», Русь). Так менялись эти буквы и в старину, и в наше время мы тоже говорим двояко: «русский язык», «Россия». Поэт Иван Саввич Никитин так писал о Руси нашей:

«Уж и есть за что, Русь могучая

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову».

2 .ПОДБЕРИТЕ К СЛОВУ «РУСЬ» - СИНОНИМЫ. (РУСЬ – РОССИЯ – РОДИНА – ОТЕЧЕСТВО) (на доске записывается слово «Россия»)

Вглядитесь внимательно в слово… - Как вы его понимаете?

Об этом слове С.Есенин говорил так:

«Россия! Слово – то, какое звонкое и чистое!

Как родниковая вода! Крепкое – как алмаз!

Нежное – как младенец…Дорогое, как мама!»

Какие вы знаете стихи о России?

Россия.

Роса состоит из росинок, Мы вместе: калмыки, чуваши,

Из капелек пара – туман, Буряты, якуты, мордва.

Песок – из мельчайших песчинок, Опорой единственной нашей

Россия – из россиян. Всегда остаётся Москва.

Давно мы по духу едины Земля и вода неразрывны,

И связаны общей судьбой, Как берег или река,

Нас Родина всех вдохновила Неразделимы ливни,

На подвиг, на труд и на бой. И ветер и облака.

Мы вместе: волжане, уральцы, У радуги – нет половинок.

Поморы и степняки – И если волна – то волна,

Похожи на крепкие пальцы И нету полуросинок,

Большой работящей руки. Вот так и Россия – одна. (В.Крючков )

«Привет, Россия, - родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле».

(Н.Рубцов)

Сегодня на уроке мы будем разучивать новую песню

(РЕБЯТА РАЗУЧИВАЮТ ПЕСНЮ «МОЯ РОССИЯ» - муз. Струве, сл. Соловьёвой

3. ПОДБИРАЕМ СЛЕДУЮЩИЙ СИНОНИМ К СЛОВУ «РУСЬ» артикуляционная гимнастика

(на доске записывается слово «Родина»)

Откуда произошло это слово?

Каково его первоначальное значение?

Найдите «корень» в этом слове?

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ даёт следующую информацию:

Общеславянское, производное от слова РОД. Исходное значение – «семья»; далее – «месторождения».

А ТЕПЕРЬ НАЙДЁМ, КАК ОБЪЯСНЯЕТ ЭТО СЛОВО ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

(ребята зачитывают: «родина» - это место, страна, где человек родился) показ песни подготовленными детьми

Знаете ли вы стихи о Родине? - Кто их написал?

«Если скажут слово «родина», «Родина», - мы говорим, волнуясь,

Сразу в памяти встаёт Даль без края видим пред собой,

Старый дом, в саду смородина, Это наше детство, наша юность,

Толстый тополь у ворот Не минует зрелость нас с тобой.

У реки берёзка – скромница Родина! Отечество святое!

И ромашковый бугор… Перелески. Рощи. Берега.

А другим, наверно, вспомнится Поле от пшеницы золотое,

Свой родной московский двор… Голубые от луны стога.

Или степь от маков красная, Сладкий запах скошенного сена.

Золотая целина… Разговор в деревне нараспев,

Родина бывает разная, Где звезда на ставенку присела,

Но у всех она одна!» До земли чуть – чуть не долетев.

(З.Александрова) Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

«Если крикнет рать святая: Это позабудется едва ли

Кинь ты, Русь, живи в раю». И навек останется святым…

Я скажу: «Не надо рая, Землю ту, что Родиной назвали,

Дайте родину мою» (С. Есенин) Коль придётся, сердцем защитим.

4 . ИГРА . В народе сложено много пословиц и поговорок о России, о Родине. Помните ли вы их?

Мы сейчас проведём небольшую игру. Она называется «Сложи пословицу». Вам будут даны 6 пословиц. Кто быстрее их сложит – тот и молодец.

Человек без Родины, что соловей без песни. На чужой стороне и весна не красна.

Где родился, там и пригодился. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родина – мать, умей за неё постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

5 . Русичи – это музыкально одарённая нация. С великой гордостью мы произносим имена русских композиторов, которые воспевали красоту и благородство русской души, величие русской природы, подвиги русских богатырей.

Кого из таких людей вы можете назвать?

(дети перечисляют Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Мусоргского, Бородина)

Что воспевал в своей музыке Чайковский?

В ИСПОЛНЕНИИ УЧИТЕЛЯ ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ ПЬЕСЫ «ОКТЯБРЬ. ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ».

Кого из композиторов по праву считают основоположником русской музыки? (ребята называют Глинку, показывают его портрет).

ЗВУЧИТ ФИНАЛ ИЗ ОПЕРЫ «ИВАН СУСАНИН» - показ видеоматериала (вспомнить арию героя, исполняемую учителем, и дать определение музыки, написанной в народном духе).

А как вы думаете: с чего начинается Родина? На одном из предыдущих уроков вы писали небольшое сочинение на данную тему. Мне очень понравились ваши размышления. Некоторые из них я решила вам зачитать.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» В ИСПОЛНЕНИИ М.Бернеса, муз.Баспера, сл. Матусовского.

Итогом ваших творческих работ?

6 . А сейчас мы поговорим о поэтических символах.

Есть ли они у нашей Родины?

Что является её олицетворением? (это берёзка)

Какую песню про берёзку знают все: от мала до велика?

Берёзка – лебедь белая,

Рядком с тобой стою,

Тебе, моя несмелая,

Я песенку пою.

(А.Прокофьев)

РЕБЯТА ИСПОЛНЯЮТ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗКА СТОЯЛА»

Русская берёза – символ русской природы. С давних времён с приближением весны девицы славили бога Солнца, славяне называли его Лель или Люль. Эти слова – имена употребляются во многих славянских песнях. Девушки наряжали берёзки лентами, всякими поделками ручной работы, связывали между собой кольцами веточки берёзы.

О каком народном празднике идёт речь? (ТРОИЦА)

Только ли пели на этих праздниках?

(ребята говорят, что на праздниках водили хороводы вокруг берёз, прославляя своих могучих богов).

РЕБЯТА ВЫБИРАЮТ НАПРЯВЛЯЮЩЕГО И ВОДЯТ ХОРОВОД.

7. Берёза – любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

Вы знаете какие-нибудь стихи о берёзке?

Люблю берёзку русскую Опять о них, кудрявых и белёсых…

То светлую, то грустную, А что тут делать, если на Руси

В белом сарафанчике У всех дорог встречаются берёзы,

С платочками в карманчиках, Хоть день, хоть год, хоть вечно колеси.

С красивыми застёжками, «Россия»-шепчут мне берёзки,

С зелёными серёжками. «Россия» - шепчут камыши,

Люблю её нарядную «Россия» - ключ журчит в ложбинке,

Родную, ненаглядную, И я им тихо вторю: «Русь!»

То ясную, кипучую, Мне не трудны твои нагрузки.

То грустную, плакучую. Я в поле рос, я чубом рус,

Люблю берёзку русскую. И я люблю тебя по-русски,

Она всегда с подружками Моя берёзовая Русь!

Под ветром низко клонится (А.Новиков)

И гнётся, но не ложится.

РЕБЯТАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЭКСПОЗИЦИЯ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ.

Русскую берёзу запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов.

Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И звонкая весенняя капель, и дымка, и тонкие берёзы – всё это такое знакомое и такое родное. Эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине».

Перед картиной «Берёзовая роща» А.И.Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зелёнокудрые тихие и молчаливые берёзки.

Перед нами картина И.И.Левитана «Берёзовая роща» . Белоствольные берёзки, покрытые молодой яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить

равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

Глядя на картину «Золотая осень» , невольно вспоминаешь слова Пушкина:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Левитановские пейзажи, проникнутые любовью к Родине, к её лесам, полям и лугам, не могут не вызывать ответной любви к тому, что он изображает.

8. А сейчас послушайте песню «Что грустишь, берёзонька…» , которую написала наша соотечественница: Петухова Татьяна Ивановна, которая сама пишет и сама исполняет свои песни о родном крае.

О чём эта песня?

ВЫВОД : где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ.

Хлеб, которым человек кормится. Земля, на которой человек живёт. Мать, которая даёт жизнь… Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди всего самого заветного есть у человека Родина. Родина - это земля, город и деревня, где ты родился и живёшь, твои друзья, близкие соседи. Это мать и отец твои, поэтому Родину ещё Отчизной называют, как дом родной – отчим домом.

ЗНАЧИТ ЕЩЁ ОДИН СИНОНИМ К СЛОВУ «РУСЬ» - это слово «ОТЕЧЕСТВО» или «ОТЧИЗНА». НАЙДИТЕ «корень» В ЭТИХ СЛОВАХ И ПОДБЕРИТЕ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

«ОТЕЧЕСТВО» - происходит от слова «ОТЕЦ», греческого слова patria (патриот).

Люблю Отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой.

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю – за что, не знаю сам… (М.Ю.Лермонтов)

9. Мы выяснили, что поэтическим символом нашего государства является берёзка. Но у каждого государства есть ещё и официальные символы. Каждый истинный патриот своей страны должен знать их.

Назовите их мне. (ребята называют герб, флаг и гимн)

С каким государственным символом мы знакомились на наших уроках?

Справились ли вы с домашним заданием?

(ребята рассказывают о том, что такое ГИМН)

Гимн – это торжественная песня, символ государственного единства. Истоки гимнов скрываются в глубинах истории. Впервые потребность в гимне в придворно-военном обиходе возникла при Петре Первом.

Первый официальный гимн России появился в годы правления императора Александра Первого. За образец был взят английский гимн образца 1745 года «God, save the King». Русский текст к английскому гимну написал В.А.Жуковский. Музыку сочинил А.В.Львов. впервые национальный гимн прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре Москвы. Он звучал до февраля 1917 года. После февральской революции встал вопрос о новой государственной символике. Композитор А.Т.Гречанинов и поэт К.Д.Бальмонт написали «Гимн свободной России». Но круговорот событий 1917 года не позволил воплотить в жизнь это произведение.

После Октябрьской революции в качестве гимна Советской России, а затем Советского Союза был утверждён «Интернационал» . Русский текст на основе текста Э.Потье сочинил в 1902 году А.Э.Коц.

Новый государственный гимн был написан А.В.Александровым на слова С.В.Михалкова и прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. Впоследствии текст гимна перерабатывался. В 1977 году в него были внесены наиболее существенные изменения.

Идея создания российского гимна возникла в 1990 году. В качестве музыки будущего гимна была утверждена «Патриотическая песнь» М.И.Глинки. Но эта песнь не имела поэтической основы и не была утверждена в качестве государственного гимна законодательно. Депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации приняли решение: утвердить государственный гимн России на слова Михалкова и музыку Александрова. Закон «О Государственном гимне Российской Федерации» был принят 8 декабря 2000 года Государственной Думой, одобрен 20 декабря Советом Федерации и подписан 25 декабря 2000 года Президентом РФ.

ПРОШУ ВСЕХ ВСТАТЬ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА РОССИИ.

Наше путешествие закончилось, но оно не последнее. Читайте книги о России, слушайте музыку о России, восхищайтесь красотой России! Будьте настоящими детьми своего Отечества!

Сегодня мы сделаем анализ стихотворения "Родина" Лермонтова. Автор написал его в год своей гибели - в 1841 году. За основу мы возьмём одну из общепринятых схем исследования лирических произведений, но внесём в неё свои коррективы. План анализа стихотворения "Родина" Лермонтова перед вами. Изучайте, размышляйте вместе с нами.

История

Стихотворение "Родина" было написано в марте 1841 года, а уже в июле великий поэт был смертельно ранен на дуэли. Известно, что изначально оно носило название "Отчизна". Из-за его пришлось поменять? Дело в том, что "отчизна" была термином декабристов, который означал "гражданский долг, патриотизм". Это не совпадало с основной идеей, которую Лермонтов вкладывал в произведение. Краеугольным камнем стихотворения послужили впечатления, которые он получил во время поездки через всю Россию, когда возвращался из Петербурга в полк на Кавказ.

Жанр и композиция произведения

Условно "Родину" можно поделить на две неравные части. Первые шесть строчек - полемические, остальные - элегия. В первой поэт говорит о Родине в общем, о том, какая она большая и красивая. Он вводит в произведение мотив пространства, чтобы показать всё великолепие России. Благодаря сонорным согласным стихотворение звучит очень поэтично. Лермонтов с удовольствием использует гиперболу, аллитерацию, чтобы усилить впечатление читателя.

Далее точка зрения лирического героя меняется - он спускается на землю, видит на холме чету белеющих берёз, деревенские огни. Он подмечает каждую деталь картины, развернувшейся перед ним. Это крестьянская изба со ставнями, полное гумно. К концу стихотворения лирический герой прекращает наблюдать и сам принимает участие в деревенском празднике. Таким образом, композиция стихотворения показывает нам, насколько новы и неожиданны впечатления, которые поэт вкладывает в произведение.

Тема стихотворения "Родина" Лермонтова

Так о чём же это произведение? Главная его тема, безусловно, любовь к отчизне. При этом чувство, по признанию самого лирического героя, странное. Почему? Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо сделать краткий экскурс в творчество Лермонтова.

Рассмотрим стихотворение "Жалобы турка". Оно было написано в 1828 году, когда Лермонтову было всего 14 лет. Уже в нём мы видим, что любовь поэта к России довольно иррациональна. В этом стихотворении Лермонтов гневно описывает всё то, что ненавидит в стране, где человек стонет от рабства и цепей. Но здесь же он утверждает, что любит свою отчизну, свой родимый край.

В другом стихотворении, написанном в 1840 или 1841 году, Лермонтов назовёт Родину "страной рабов, страной господ". Считается, что поэта написал его накануне ссылки на Кавказ. После этого его обвиняли в отсутствии патриотизма. В ответ на критику за несколько месяцев до гибели Лермонтов пишет стихотворение "Родина". В нём поэт пытается объяснить, за что он любит Россию.

Продолжим анализ стихотворения "Родина" Лермонтова. С первых строк он отрицает всё то, что можно было бы посчитать причинами. Это не гражданское служение, воспетое декабристами, не официальный патриотизм и не прошлое России.

Поэт трижды повторяет свою идею - его чувство к отчизне странное, которое не может победить рассудок. Он признается, что сам не знает, за что любит Россию. Такая любовь - вопреки всему - очень напоминает интимные чувства, которые мы испытываем к другому человеку.

Однако всё-таки есть патриотизм в душе Лермонтова. Достаточно посмотреть на то, как он описывает природу родимого края, деревенские гульбища.

Художественные особенности

Первая часть стихотворения звучит торжественно, далее язык становится доступнее и проще. Отсутствие патетики связано с общей концепцией, заложенной в произведение. Из-за этого меняется и размер стихотворения. Начинается оно пяти- и шестистопным ямбом, а затем Лермонтов с легкостью переходит к четырехстопному.

Главными художественно-выразительными средствами являются эпитеты ("степей холодное молчанье") и сравнения ("разливы рек её, подобные морям").

Значимость

Стихотворение "Родина" считается одним из наиболее известных произведений великого поэта. Это совсем неудивительно. Он написал о патриотизме так, как не делал никто до него. Конечно, современники не сразу оценили всю глубину мысли, которую поэт заложил в стихотворение. Однако критики уже тогда поняли важность того, что написал М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Родина" В. Белинский назвал "пушкинским", признав его одним из лучших работ поэта. Н. Добролюбов, в свою очередь, отметил, что Лермонтов, оказывается, "понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно".

Вместо заключения

Анализ стихотворения "Родина" Лермонтова закончен. Не зря оно считается шедевром русской литературы. В заключение отметим, что это стихотворение утвердило в поэзии жанр лирического размышления о родине, дополненного образами деревни и природы. Надеемся, наш анализ стихотворения "Родина" Лермонтова вам понравился!