За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и


4. Изложение текста, воспринятого на слух, по самостоятельно составленному плану.

Ежик

На рассвете неподалеку от меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула сухая ветка. Послышался шорох.

^ Шагах в двух от меня пробежал еж. На иголках у него были зеленоватые шарики. Еж пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал.

Немного погодя он вышел из-под куста и отправился по своим делам. ^ Скоро опять вернулся с добычей. Он был весь разукрашен лесными грушками. Еж опять направился к своему тайнику. На рассвете ежик пришел с тремя яблоками, наколотыми на иголки. Подошел ко мне и фыркнул, будто пригласил полакомиться яблочками.

Все повторилось и на следующий день. Ежик приносил то яблоки, то груши.

Лексическая подготовка

1.Анализ текста


  • Когда и где происходили события?

  • Что привлекло внимание автора?

  • Как хозяйничал ежик?

  • Объясните значение слов: шорох, копошился, тайник, фыркнул.

  • Что вы можете сказать о ежике?

  • Для чего он таскал яблочки?
2.. Составление плана

  1. Шорох в кустах

  2. Как ежик хозяйничал

  3. На следующий день

  1. Пересказ
Орфографическая подготовка

  1. Пунктуация в сложном предложении, при однородных членах.

  2. Предлоги с местоимениями.

  3. Подбор проверочных слов. Объяснение орфограмм:
рассвет, зашелестел, хрустнула, пробежал, вернулся, добыча, глядел, оттуда, приносил, наколотыми.

4.Слова для справок:

неподалеку шорох будто

копошился кто-то куда-то

удивленно из-под

^ 5. Веселая Маричка

Год назад холодным зимним днем я с приятелем шел по дорожке городского парка. Был сильный мороз. Впереди на дорожке мы заметили лисичку.

Поймать синичку не стоило труда. Я посадил ее за отворот пальто и принес домой. В тепле она оживилась и быстро освоилась с новой обстановкой.

^ Так прижилась у нас дома эта синичка. За веселый нрав мы назвали ее Маричкой.

Стоило ей насытиться, как она начинала озорничать. Ее первой жертвой всегда был котенок Васька. Только он растянется в теплом месте, прикроет глаза, Маричка тут как тут. Прыгает перед самым носом, дразнит.

^ Как только весеннее солнце стало пригревать, упорхнула Маричка на волю.

Вопрос перед чтением текста.

-О чем может быть рассказ с таким названием?

Вопросы после чтения текста:


  • Когда происходили события, описываемые в рассказе?

  • Почему автор решил взять птичку домой?

  • Как вела себя Маричка дома?

  • Чем закончилась эта история?

  • Как мы помогаем птицам зимой?
Задание:

Орфографическая подготовка

Повторение правописания:


  1. предлоги с местоимением;

  2. не с глаголом;

  3. правописание наречий (у наречий нет предлогов)

  4. знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении.
Трудные слова (написаны на доске):

приятелем насытиться

растянется тут как тут

^ 6.Творческое изложение текста, воспринятого на слух по самостоятельно

составленному плану.

Творческое задание : написать изложение от имени галчонка.

Как галчонок научился есть

^ Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно.

Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.

^ Вот зачерпнула полную ложку. С нее длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг, галчонок, как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червячка, и съел.

Мама вторую ложку пополней зачерпнула. Опять с нее лапша свивает. ^ Несет мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка так и пляшет, словно живая. И эту галчонок съел. Начал вниз в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи являются.

Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся все ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.

Вот и одолел все премудрости еды.

(По Г. Скребицкому)

Анализ текста


  • Что значит самостоятельно есть?

  • Как галчонок научился самостоятельно есть?

  • Расскажите с чем сравниваются лапшинки?

  • О чьей маме идет речь?

  • Как вы понимаете слово премудрость?

  • От чьего имени ведется рассказ?

  • Представьте эту ситуацию глазами галчонка и попробуйте рассказать от
    своего имени.
Пересказ(коллективно)

Составление плана


  • На сколько частей можно разделить пакет? (на 3)

  • О чем говорится в каждой части?
Составьте план, помня о том, что вам предстоит передать содержание от имени галчонка.

Пересказ (самостоятельно сам себе).

Орфографическая подготовка

Знаки препинания при однородных членах, в сложных предложениях, пред союзами а, но, чтобы и др.

^ Слова для справок:

клянчит лапшинка

зачерпнула расплескать

цоп потряхивает

откуда понемножку приподнимать

одолел премудрость

^ 7. Изложение (сжатое) текста, воспринятого на слух.

Проделки попугая

Было раннее утро. Михалыч поставил клетку под старую яблоню и открыл ее.

Попугай быстро вылез из клетки, оглянулся, чихнул. Потом вперевалочку зашагал к яблоне и ловко, как акробат, стал карабкаться по стволу. Не прошло трех минут - он был уже на верхушке. Там от радости захлопал крыльями и издал такой потрясающий вопль, что сидевшие в кустах воробьи, как горох, посыпались в разные стороны.

^ Я проснулся довольно поздно. Мы пошли навестить нашего веселого баловника. Вошли и обмерли. Вся земля под яблоней была укрыта спелыми яблоками. А сам виновник хлопотал на опушке. Он пробирался к висевшему яблоку, срывал его, брал в лапку и выгрызал с одной стороны мякоть. Потом доставал зернышки, с аппетитом их ел, а яблоко бросал вниз на траву.

^ Результат его деятельности мы видели на земле.

(По Г. Скребицкому)

Анализ текста

Вопросы до чтения рассказа:


  • О чем может быть рассказ с таким названием?

  • Какие проделки может выкинуть попугай?
Вопросы после прочтения:

  • Как вы думаете, почему попугая вынесли в сад?

  • Что сделал попугай?

  • Зачем он портил яблоки?

  • Как вы думаете, что потом стали делать люди с яблоками и с попугаем?
Составление плана

Выделите главное, о чем вы будете писать, и составьте план.

Пересказ по плану самому себе. (Ученик вполголоса пересказывает)

^ Орфографическая подготовка

1) Знаки препинания

2). Как выделять сравнения: ,как акробат,как горох,

Слова для справок:

Михалыч, вперевалочку, акробат, карабкаться, потрясающий вополь, сидевшие, баловник, обмерли, подбирался, результат его деятельности

^ 8. Творческое изложение

Этот же текст надо передать от имени попугая, придумав начало (т.е. почему его вынесли в сад) и продолжение (что произошло после).

Текст анализируется с точки зрения попугая. План составляется от имени попугая.

^ Материал для изложений - миниатюр

1. Озаглавь

В древности соль была очень дорогой. За нее платили мехами, золотом, слоновой костью, янтарем.

^ Египтяне собирали соляные пласты у соленых африканских озер. Римляне выпаривали морскую воду в прудах. Жители севера добывали соль в подземельях и варили в горшках над кострами. В России соляные варницы дали названия городам Соликамск, Усолье, Сольвычегодск.


  • Что вы знаете о соли?

  • Что нового вы узнали из этого рассказа?

  • Почему соль так высоко ценилась?

  • Как добывали соль египтяне? Римляне? жители севера?

  • Какие города в России названы в честь соли?

  • Как можно озаглавить?
Слова для справок:

египтяне римляне

соляные пласты африканские озера

подземелья соляные варницы

Соликамск, Усолъе, Сольвычегодск

2. Озаглавь

Первый яблоневый сад на Руси заложил Ярослав мудрый. В старой Москве было принято окружать дом яблоневым садом.

Наливное, восковое, румяное, золотое яблочко нередко упоминается в сказках. В русской сказке яблоко наделено чудесной волшебной силой.


  • О чем этот рассказ?

  • Что нового вы узнали из него?

  • Кто такой Ярослав Мудрый?

  • Как можно озаглавить этот рассказ?
Слова для справок:

яблоневый сад на Руси

Ярослав Мудрый нередко

^ 3. Воспитанный человек

Воспитанность - это не только хорошие манеры. Воспитанный человек с глубоким уважением относится к другим людям. Быть воспитанным - значит быть внимательным, скромным, тактичным человеком.


  • Какого человека можно назвать воспитанным?

  • Что значит с уважением?

  • Кого мы называем скромным и тактичным? Приведите примеры

  • Что значит быть воспитанным?
Слова для справок:

манеры воспитанность

Сочинения:

В 4 классе сочинения являются видом литературного творчества, средством самовыражения. Ученики сами выбирают жанр и стиль своего сочинения. На тему, заданное учителем, ученики могут написать обычное сочинение, рассказ, сказку, детектив, научное исследование или научно-популярную статью.

Темы для сочинений:

Сочинение - уникальное средство развития личности, средство усвоения содержания образования и осмысления социального опыта. Творческие работы развивают мышление учащихся, их речь, обогащают словарный запас, расширяют кругозор, позволяют осознать необходимость владения родным языком в устной и письменной речи, формируют основы коммуникативной компетентности, которые будут развиваться на следующих ступенях образования. Творческие работы дают возможность индивидуально работать с каждым учеником, понять его внутренний мир, помочь раскрыться и реализоваться. Создавая работы, ученики постигают мир, окружающий их, высказывают свою точку зрения на реальную действительность, осваивают родной язык, познают себя, как личность.

Основные условия работы над сочинениями: от спонтанно написанных работ без предварительной подготовки - к составлению плана, к сознательному предварительному сбору материала, становится возможным за счет нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей формирования ключевых компетенций.

Заключение

Актуальность исследования проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения предмету.

Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий учащихся - одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; отражает заинтересованность ученых в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, показывает, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением не готова справиться с объективными факторами, определяющими формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности.

В ходе теоретического и экспериментального исследования были решены следующие задачи.

1. На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования универсальных учебных действий младших школьников. Проведенное исследование доказало значимость рассматриваемой проблемы и указало на ее недостаточную изученность в теории и практике современного образования.

2. Сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил нам уточнить содержание понятия «универсальные учебные действия младших школьников». Под «универсальными учебными действиями младших школьников» мы понимаем совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию».

3.В основу данной работы положена классификация универсальных учебных действий, предложенная разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно данной классификации целостная система универсальных учебных действий представляет собой группу в составе четырех взаимосвязанных между собой видов: 1) личностные учебные действия; 2) регулятивные учебные действия; 3) познавательные учебные; 4) коммуникативные учебные действия.

4.В ходе изучения научной литературы было установлено, что универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они: 1) носят надпредметный и метапредметный характер; 2) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; 3) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; 4) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося; 5) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности.

5.Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся как «умение учиться». Основы формирования «умения учиться» закладываются в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет успешность обучения личности в течение всей последующей жизни, ее развитие и становление.

Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.

В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.

^ Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009г.

2. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009г.

3. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010г.

4.Программа начального общего образования. Система Л.В. Занкова ФГОСНОО.

Издательский дом «Федоров», 2011

5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008г.

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. - М., 2010г. - (Стандарты второго поколения.)

8 Богуславский М.В. Достижения и уроки системы Л.В. Занкова//Практика образования. 2008. №3

9. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. – 2002г.

10. Зайцева И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011г.

11. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2004г., №4.

12. Педагогические технологии Текст.: учеб. пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007г.

13. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010г.

14. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. Что значит «уметь учиться». М., 2006г.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно.Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.Вот зачерпнула полную ложку. С неё длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка, и съел. Мама вторую ложку пополней зачерпнула. Опять с неё лапша свисает. Несёт мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка так и пляшет, словно живая. И эту галчонок съел. Начал вниз головой в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи являются.Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.Вот и одолел всю премудрость еды!(По Г. Скребицкому) Расскажите, как мама учила галчонка есть.Это было придумано заранее?Как понимаете значение слова «премудрость». Найдите в толковом словаре его лексическое значение.В каком смысле употреблено это слово в тексте? Слово премудрость - довольно устаревшее. Премудрым называют человека, исполненного мудрости, очень мудрого. Например, в русской народной сказке «Елена Премудрая» главная героиня была очень мудрой девушкой и находила выход из любого затруднительного положения. В рассказе «Как галчонок есть научился» говорится о том, что галчонок не знал и не понимал, как можно есть самостоятельно. О том, что он одолел премудрость еды, автор говорит с иронией, улыбаясь. В рассказе это слово употреблено в переносном значении. Объясните, как понимаете значение слово «клянчит»?Найдите лексическое значение этого слова в толковом словаре.Подберите синонимы к нему.Расскажите, как мог клянчить галчонок. Значениеунижаясь, просить о чём-либо; слёзно умолятьСинонимывыпрашивать, канючить Определите тип речи текста. Составьте план. Тип речи - художественное повествование, так как в тексте автор изображает события, передавая своё отношение к происходящему. План. 1. Галчонок клянчит еду.2. Галчонок схватил лапшинку.3. Мама потряхивает ложкой.4. Галчонок ест из тарелки. Найдите в тексте существительные с безударными падежными окончаниями на край (чего?) тарелк…приподнимать (над чем?) над тарелк…хватать (из чего?) из тарелк…свесились (с чего?) с ложк…потряс (в чем?) в клюв… ПРИПОДНИМАТЬПРЕМУДРОСТЬЯВЛЯЮТСЯЗАЧЕРПНУЛАНАКЛОНЯЛСЯ Составила презентацию учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1231 г.Москвы Петровская Ольга Игоревна Используемые материалы:Сборник изложений по русскому языку: 2-4кл. Для шк. с рус. яз. обучения; Пособие для учителя. – Мн.: ПКИП «Асар», 1995. – 160с.Викисловарь http://ru.wiktionary.org/wiki/%EA%EB%FF%ED%F7%E8%F2%FCИллюстрация галчонка http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%87%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA&pos=9&uinfo=ww-1343-wh-594-fw-1118-fh-448-pd-1&rpt=simage&family=yes&img_url=http%3A%2F%2Fwww.photohost.ru%2Fpictures%2F508971.jpg


Приложенные файлы

Логопедическое воздействие опирается, прежде всего, на опережающее развитие семантической стороны речи по отношению к формально-языковой. В специальной литературе отмечается, что пере­ход к самостоятельному пересказу и рассказу возможен лишь после усвоения предметных отношений (на уровне отдельных предложений).

Коррекционная работа по развитию связной речи направлена на формирование сукцессивных (последовательных) процессов, развернутых операций и умственных действий, а также симультанных (одновременно протекающих) процессов. При развитии внутреннего программирования отдельных высказываний на первоначальных этапах происходит формирование и совершенствование простой глубинно-семантической структуры высказывания. В дальнейшем данная структура включается в связное высказывание, в контекст, в процессе речевого общения ребенка с логопедом и свер­стниками в диалогической и монологической формах речи. Такая сукцессивная направленность логопедической работы не исключает раз­витие у школьников симультанных процессов.

На основании теории поэтапного формирования умственных дей­ствий первоначальный этап коррекции включает большое количество схем, идеограмм, таблиц, графических схем, раздаточного материа­ла, облегчающих усвоение семантической структуры текста.

Коррекционная работа включает следующие задания, которые проводятся по традиционной методике:

А. Описание предметов по основным признакам .

Б. Развернутое описание предметов (с включением различных признаков (микротем)).

В. Сравнительное описание предметов.

Г. Развитие умений переска­зывать текст.

Д. Развитие умения работать с деформированным текс­том.

Е. Рассказ по сюжетной картинке.

Ж. Самостоятельный рассказ.

Развитию языкового оформления текста способствует называ­ние слов текста, наиболее характерных для описания того или ино­го персонажа или действия; подбор синонимов к описываемым предме­там и явлениям; продолжение рассказа своими словами.

В.Г. Борботько выделяет три типа тематической прогрессии текста: а) линейная структура (тема каждого последующего предло­жения повторяет рему (новое) предыдущего); б)структура с посто­янной темой (тема каждого последующего предложения уточняет тему предыдущего); в) структура деривационная (темы предложения, следующие друг за другом, происходят от одной общей “гипертемы”, темы всего абзаца, главы и т.д.).

Анализ данных экспериментальной работы по выявлению симптоматики и механизмов дизорфографии у младших школьников с НОНР обосновывает необходи­мость формирования и совершенствования деривационной структуры текста как наиболее нарушенной у учащихся с данной патологией. Приведем отдельные задания по развитию связной речи у школьников, страдающих дизорфографией.

А. Подробный пересказ текста . Материал – рассказ “Длиннохвостые разбойники”. (3 класс.)

Длиннохвостые разбойники.

Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около нее две сороки. Они то взлетят, то сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила она нас и поскакала в лес. Сороки тоже улетели.

Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать там его непременно найдет.

(По Г.А.Скребицкому).

I.Чтение текста. Логопед просит ребенка внимательно прослушать рассказ, прочесть текст вслух (возможно про себя), выполнить задания и ответить на вопросы.

II. Работа над семантикой текста.

    Понравился ли тебе рассказ? За кого ты волновался?

    Почему дрались зайчиха и сороки? (Сороки напали на зайчонка.)

    Как зайчиха защищала его? (Смело, отважно, мужественно.)

Зачем люди отнесли зайчонка в кусты? (В кустах его не заметят хищники.)

III. Анализ структуры текста.

    Какой текст по типу речи? (Текст- повествование.)

    Обоснуй свой ответ. (В тексте рассказывается о чем- то.)

    Прочти первое предложение. Какова его роль в тексте-повествовании? (Она вводит нас в содержание рассказа.)

    Сколько частей в рассказе? (Три.)

    Прочти вслух первую часть. О чем в ней говорится? (О том, что сороки тревожно застрекотали.)

    Как можно ее озаглавить? (Сороки тревожно застрекотали.)

Ребенок (или логопед) записывает план в тетради.

    Прочти вторую часть. Какую картинку ты представил? Озаглавь ее.

(Драка зайчихи с сороками.)

    Прочти третью часть. О чем в ней рассказывается? (О том, как прохожие спрятали зайчонка.)

    Как можно ее озаглавить? (Спасение зайчонка.)

План записывается учеником (логопедом) до конца.

    Прочти последнее предложение. Скажи, какую роль оно выполняет в тексте? (Им заканчивается повествование.)

    Как еще можно озаглавить текст?

IV. Языковой анализ текста.

I часть текста.

    Прочитай третье предложение. Назови первое слово предложения. (Вдруг.)

    Как стрекотали сороки? (Тревожно.)

    Объясни значение этого слова. (Вести себя беспокойно, мешать кому-то.)

    Прочти первое предложение. (Вышли мы на лужайку.)

    Почему оно начинается со слова “вышли”? (Люди шли сначала по лесу, а затем оказались на поляне.)

    Прочти второе предложение. Для чего вместо слова “лужайка” автор использовал слово “лужок”? (Чтобы не повторять слово “лужайка” дважды.)

    Назови слова, которые указывают на героев описываемых событий. (Мы (прохожие), зайчиха, сороки.)

    Назови слова, которые передают действия зайчихи. (Мечется, наскакивает, заметила.)

    Скажи, как ты их понимаешь? (Мечется- прыгает беспорядочно, суетливо, в разных направлениях; находится в волнении, смятении. Наскакивает– набрасывается с разгону. Заметила- увидела, обнаружила.)

    Назови слова, характеризующие действия сорок. (Взлетят, сядут, улетели.) К слову “сядут” подбери родственные слова.

    Почему зайчиха тоже скрылась от людей? (Потому что увидела, заметила людей.)

    Что сделали сороки? (Они улетели, потому что тоже увидели людей.)

    Прочти первое предложение. Кто лежал в ямке? (Зайчонок.)

    Объясни, почему зайчонок не мог выбраться из ямки? (Потому что был крошечный, очень маленький.)

    Скажи, какой знак стоит в конце предложения и почему? (Автор объясняет, почему так необычно вели себя зайчиха и сороки.)

    Прочти третье предложение. (Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты.)

    Объясни значение прилагательного “ближайшие”. (Ближайшие - самые близкие, находящиеся рядом, неподалеку.)

V. Орфографическая работа. Ученику предлагается найти и назвать слова на пройденные правила правописания, объяснить свой выбор; к отдельным словам подобрать родственные.

VI. Самопроверка.

Б. Развитие умения сжато пересказывать текст. Материал - текс­т “Орел”. (3 класс.)

Орел свил гнездо на большой дороге и вывел детей. Однажды около дерева работал народ. Орел подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу. Они стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу.

Орел сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орел устал. Он не мог летать. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как бы просила их чуть подождать. Но птенцы кричали.

Тогда орел полетел к морю. Он вернулся поздно вечером. В когтях у него опять была рыба. Орел огляделся, сел на край гнезда и накормил детей.

(По Л.Н.Толстому.)

I.Чтение текста. Ученику предлагается прослушать текст, прочесть его вслух.

Понравился тебе текст? За кого ты волновался?

II.Работа над семантикой текста. Учащийся выполняет задания и отвечает на вопросы.

    Какая опасность угрожала птенцам?

    Почему орел не мог лететь за кормом? (Он очень устал.)

    Как вели себя птенцы? (Они кричали.)

    Они были сыты? Когда их накормил орел?

III. Анализ структуры текста.

    Какой это текст по типу речи? (Текст-повествование.)

    Объясни, почему ты так решил? (В нем рассказывается об орле и орлятах; о том, что с ними однажды произошло.)

    С какой целью Л.Н.Толстой написал рассказ? (Автор хотел вызвать внимательное и доброе отношение к братьям нашим меньшим, птицам.)

    Какова основная идея текста? (Нужно оберегать природу.)

    Прочти заголовок текста. (Орел.) Орел- это сильная и хищная птица из семейства ястребиных, с изогнутым клювом. Она живет в горах или степи.

    Как можно по-другому озаглавить текст? (Орлята спасены. Родительская любовь. Заботливый папа.)

    Составим план текста.

    Прочти I часть рассказа. О каком важном событии хотел сказать автор? (Птенцы остались без рыбы).

    Кого собирался накормить орел?

    Что сделали люди? Почему?

    Озаглавь I часть. (Жестокость людей.)

    Прочти II часть текста. Что делали орлята? (Птенцы просили есть.)

    Как вел себя орел? Почему? (Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Он просил птенцов подождать, потому что устал и не мог лететь за едой.)

    Птенцы успокоились? (Нет, они продолжали кричать, так как были голодными.)

    Озаглавь II часть рассказа. (Птенцы просят есть. Усталый орел и голодные птенцы.)

    Прочти III часть. О чем говорится в этой части? (О том, как орел все же накормил своих птенцов.)

    Куда полетел орел за добычей? (К морю.)

    Когда он вернулся к птенцам? Почему? (Орел вернулся в гнездо поздно вечером. Он долго охотился, потому что не так просто поймать в море рыбу.)

    Озаглавь III часть. (Птенцы накормлены. Птенцы спасены.)

IV. Языковой анализ текста.

I часть текста.

    Прочти 1-ое предложение. Где орел свил гнездо? (На дереве, около большой дороги.)

    Что означает глагол “подлетел”? (Приблизился, но не успел еще сесть.)

    Что означает глагол “выронил”? (Нечаянно упустил.)

    Прочти 1-ое предложение. Что значит “просить”? (Обращаться с просьбой о чем-нибудь.)

    Прочти 2-ое предложение. Что означает слово “корм”? (Это пища для животных.)

    Как могли себя чувствовать птенцы? (Они хотели есть. Им было неуютно, грустно.)

    Что при этом могут делать птенцы? (Жалобно пищать, раскрывать клювики, вытягивать шеи, махать крылышками.)

    Прочти 4-ое предложение. Как ты его понимаешь? (Птица очень устала, выбилась из сил. Орел не имел возможности больше лететь.)

    Что означает глагол “ласкать”? (Проявлять нежность, любовь, доброе отношение.)

    Почему орел так вел себя?

    Каким словом можно заменить наречие “чуть”? (Немного.)

    Как вы представляете себе эту сцену?

    Прочти 1-ое предложение. Как иначе можно сказать, изменив наречие “тогда”? (В таком случае орел полетел к морю.)

    Почему орел отправился за добычей?

    Прочти 2-ое предложение. Почему Л.Н.Толстой употребляет в этом предложении местоимение “он”? (Чтобы избежать повтора слова “орел”.)

    Прочти 3-е предложение. Скажи, что хотел подчеркнуть автор словом “опять”? (Орел еще раз, снова поймал птенцам рыбу.)

    Съели ли орлята рыбу, пойманную до этого? Почему?

    Прочти 4-ое предложение. Что означает глагол “оглядеться”? (Посмотреть вокруг себя.)

    Почему орел огляделся? (Он хотел убедиться, нет ли поблизости людей. Из-за них орел уронил рыбу накануне.)

    Почему орел сел на край гнезда? (Чтобы не раздавить птенцов. Орел - крупная птица.)

    Какое значение имеет приставка на- в глаголе “накормил”? (Глагол с этой приставкой приобретает значение завершенности действия. То есть птенцы, наконец, наелись.)

V. Орфографическая работа.

1.Назови слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением. (Орел, дороге, около и др.)

2.Объясни написание слов с проверяемыми безударными гласными и вставь пропущенные буквы в слова: гн.здо, б.льшой, дер.ва, подл.тел, к.гтях, бр.сать, к.мнями, выр.нил, пр.сили, л.скать, пт.нцы, кр.чали, веч.ром, огл.делся, нак.рмил, д.тей.

3.Назови слова с приставками.

VI. Самопроверка.

В. Работа с деформированным текстом (с использованием картинок.) Материал- текст “Как галчонок есть научился”, части которого напечатаны на 3 карточках и серия сюжетных изображений. (З класс.)

Как га лчо нок есть научился.

Галчонок научился са мостояте льно есть для всех неожи данно . Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчи т, чтобы его поко рмили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапше й.

Вот заче рпнула полную лож ку. С нее длинн ая лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо , чтобы не распле скать суп. Вдруг галчонок как подпрыгне т, цап лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка и съ ел. Начал вниз в тарелку заглядывать – откуда такие вкусные вещи ви днеютс я.

Мама реши ла заче рпывать в лож ку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок накло нялся все ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки прямо из тарелки. Вот и одолел всю пре мудрость е ды!

(По Г.А. Скребицкому.)

I.Работа с картинками. Учащемуся дается задание рассмотреть серию сюжетных картинок “Как галчонок есть научился”, разложенных в беспорядке; расположить их в логической последовательности. Ребенку предлагается рассказать обо всем, что на них изображено с помощью следующих вопросов:

    Какой будет текст? Почему ты так решил? Сколько в нем будет частей?

    О чем идет речь в 1-ой части? Где сидел галчонок во время обеда?

    Что делала мама?

    О чем говорится во 2-ой части? Дай галчонку имя.

    Что он сделал?

    Какой момент изобразил художник? (Галчонок схватил лапшинку с ложки.) На кого похожа лапшинка? (На червяка, гусеницу.)

    Каким словом можно заменить глагол “схватил”? (Утащил, стянул, украл.)

    Какие эмоции вызвало поведение галчонка у детей?

    Чем закончилась эта история?

    О чем ты составил текст? (О том, как галчонок учится есть. Тема текста: “Галчонок научился есть”.)

    Что в рассказе забавного, смешного?

    О чем хотел сказать художник, изобразив эти картинки?

    Прочти название серии картинок.

II. Работа с деформированным текстом. Ученику предлагается прочесть 3 части текста, напечатанные на карточках. (Текст может состоять из предложений, представленных в беспорядке.) Затем ребенок объясняет, составляют ли прочитанные им предложения связный текст и почему.

III.Языковой анализ текста.

    Прочитай I часть текста. Объясни значение наречий “самостоятельно” и “неожиданно”.

    Какое значение приобретает наречие “как-то” во 2-ом предложении? (В значении “однажды”.)

    Какими словами можно заменить наречие “понемножку”? (Понемногу, небольшими частями, порциями.)

    Какое значение имеет глагол “приподнимать”? (Не очень высоко поднимать.)

    Как ты понимаешь значение глагола “одолел”? (Затратил много труда, сил и научился чему-то.)

    Каким словом можно заменить существительное “премудрость”? (Что-то мудреное, трудно понимаемое.) Подбери к слову “премудрость” родственные слова. (Мудрость, мудрый, премудрый.)

IV. Орфографическая работа. Ребенок объясняет написание тех слов, в которых подчеркнуты гласные или согласные буквы (используются графические изображения.)

V. Списывание текста. Ученику предлагается вспомнить “памятку” о правилах списывания текста. Далее логопед читает текст, учащийся сверяет его с образцом.

VI. Самопроверка.

Г. Работа с деформированным текстом. Речевой материал – текст “Перелетные птицы” (напечатан на карточках в 2-х вариантах: в деформированном и с правильной последовательностью).

Перелетные птицы.

Из теплых стран летели домой перепелки. Они летели над морем, их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром.

Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм.

Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели и отправились в путь.

(По Л.А.Кассилю.)

I.Работа с деформированным текстом. Ученику предлагается выполнить задания и ответить на следующие вопросы:

    Прочти. (Дается деформированный текст).

    Можно ли данные предложения назвать текстом? Обоснуй свой ответ. (Между ними нет логической и композиционной связи.)

    Для восстановления текста прочти предложения еще раз и определи порядок предложений с помощью цифр.

В случае затруднений предлагается следующий план:

    Трудный перелет. 2. Отдых на корабле. 3. Снова в путь.

    Прочти предложения в том порядке, который ты определил. О чем говорится в тексте? (О трудном перелете перепелок.)

    Перепела- это маленькие серенькие птицы. Они живут обычно в поле, являются родственниками куропаток.

    Назови тему текста. (Перелет перепелок.)

    Назови главную мысль текста. (Как люди оказали помощь в трудном перелете перепелок.)

II. Работа со структурой текста.

    Какой это текст по типу речи? Обоснуй свой ответ. (Текст-повествование. В рассказе развертывается действие, для этого используется много глаголов. Первое предложение указывает на продолжение действия в последующих предложениях. Последнее же завершает описываемое событие.)

    Назови глаголы-действия. (Летели, бороться, присели, насыпали, отдохнули, стали клевать, вышло, обогрелись, взлетели, отправились.)

    Прочти название текста. Какое заглавие можешь придумать ты? (Трудный перелет. Случай с перепелками.)

III. Языковой анализ текста.

    Подбери родственные слова к прилагательному “перелетные”. (Лет, полет, лечу, летать, летательный, летчик.)

    Вспомни и назови 1-ое предложение. (Из теплых стран летели домой перепелки.)

    Прочти 2-ое предложение. Что такое буря? (Это ненастье, очень плохая погода, когда дует сильный ветер. На море поднимаются высокие волны.)

    Как ты понимаешь глагол “застигла”? (Внезапно захватила, застала.)

    Прочти 3-е предложение. Как маленькие птицы борются с ветром? (Они стараются не упасть в воду и не сбиться с пути. Для этого птицы чаще машут крыльями.)

    Прочти 1-ое предложение. (Они присели отдохнуть на мачты корабля.)

    С какой целью Л.А.Кассиль использовал глагол “присели”? (Чтобы указать на короткий, недлительный отдых птиц.)

    Объясни, что такое мачты? (Это высокие столбы для парусов на судне.)

    Объясни значение существительного “палуба”. (Это горизонтальное перекрытие в корпусе корабля.)

    Как ты понимаешь значение существительного “крошки”? Подбери родственные слова к нему. (Крошить, крошечный, окрошка, крошиться.)

    Прочти следующее предложение. Для чего писатель использовал существительное “корм”? (Чтобы избежать повтора существительных “крошек” и “семечек”.)

    Прочти 1-ое предложение. (Вот вышло солнышко.) Какую роль выполняет частица “вот” в данном предложении? (Действие происходит как бы перед глазами писателя.)

    Прочти 2-ое предложение. (Море успокоилось.) Почему Л.А.Кассиль использовал нераспространенное предложение? (Чтобы показать быстроту перемены погоды.)

    Прочти 3-е предложение. Назови слова, которые передают действия перепелок. (Обогрелись, взлетели, отправились.) Объясни значение глагола “отправились”. (Улетели, направились в путь.)

    Каким словом можно заменить существительное “путь”? (Дорога, направление, маршрут.)

IV. Орфографическая работа.

1. Ученику предлагается прочесть и объяснить правописание слов: пере пелки, бороть ся, мачт а, кроше к, семе че к, перы шки.

    Учащийся получает задание найти и назвать слова с приставками; объяснить, как можно сгруппировать данные слова. (Работа с текстом.)

V. Запись текста.

Дети входят в группу, рассаживаются на свои места. Раздаётся стук в дверь.

Ребята, нам прислали письмо. Здесь целая игра. Для Никиты и Алёны, Для Роберта и Марселя. Давайте поиграем. Игра называется «Оцени поступок».

Алёна, что изображено на твоём рисунке?

Дети помогают бабушке нести сумки из магазина. Они совершили хороший поступок.

А у меня на картине дети разорвали книжки и сделали беспорядок в комнате. Это плохой поступок.

Ребята, как выдумаете, если человек совершает плохие поступки, можно сказать, что это хороший человек?

Нет. Это плохой человек. Хороший человек совершает только хорошие поступки.

Верно ребята. Значит, когда мы оцениваем человека, мы имеем в виду его дела и поступки. Получается, человек ценен не красивыми нарядами, не интересными игрушками, а прежде всего своими добрыми делами. Каждый человек должен любить другого человека, должен спасать другого, должен трудиться. И тогда другие люди ответят ему тем же добром, благородством и трудолюбием. Мы недавно прочитали сказку Сельмы Лагерлёф «Подмёныш». О чём в ней рассказывкется?

В ней говорится, как одна женщина не давала в обиду подкинутого ей ребёнка тролля. Её родной сын находился в это время у троллей. Когда троллёнка били и не давали есть, человеческого детёныша тоже били и морили голодом. Только доброта женщины по отношению к детёнышу тролля спасла и её сына.

Значит, как мы относимся к другим людям, точно так же и они будут относится к нам. Ты с добром, и к тебе с добром. Но мы ещё читали произведение Л.Н.Толстого «Лоханка». О чём оно?

Это произведение о том, как старенькому немощному дедушке его дети подавали есть в лоханке, чтобы он не пачкал скатерть, а потом и вообще перестали сажать за стол. А внук слелал лоханку и сказал своим родителям: «Вот состаритесь и я буду кормить вас из лоханки». Родителям стало стыдно и они посадили старика за стол.

Какой же можно сделать вывод из рассказа, ребята?

Если хочешь, чтобы к тебе относились хорошо, то и сам относись к людям хорошо. Не обижай их.

Правильно ребята. А ведь на Руси есть ещё множество пословиц об отношениях людей друг к другу. Давайте вспомним их.

Каков привет – таков ответ.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Как аукнется, так и откликнется.

Доброму Савве – добрая слава.

Правильно ответили. Я очень хочу, чтобы после нашего занятия в вашей жизни были добрые дела и поступки. Чтобы до нас доходила только добрая слава о вас.

Вид: коммуникация (развитие речи)

Тема: «Хочу быть добрым»

Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения; учить пользоваться прямой и косвенной речью; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения; учить поддерживать непринуждённую беседу, правильно отвечать на вопросы педагога.

Методические приёмы: наглядные

Словесные (беседы, вопросы)

Словарные (активизация словаря)

Игровые (дидактическая игра)

Демонстрационный материал: портреты Л. Толстого и С. Лагерлёф

Предшествующая работа: беседы о добре, о хороших и плохих поступках,

Разбор и заучивание пословиц и поговорок.

Предварительная работа: чтение произведений Л.Толстого С. Лагерлёф,

Обсуждение характеров персонажей.

Структура занятия: вводная часть – дидактическая игра

Основная часть – пересказ произведений,

Беседа по содержанию

Заключительная часть – беседа по содержанию пословиц

Организация занятия: дети сидят за столами.

Муниципальное учреждение

«Управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского

Муниципального района Республики Татарстан

Конспект итогового занятия

Интегративной области коммуникация

(развитие речи)

В старшей группе на тему: «Хочу быть добрым»

Составила: воспитатель гр №5.

«Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе»

СЕНТЯБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

Малые фольклорные формы.

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»);

Воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки»);

Формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»);

Упр-ть в подборе эпитетов, сравнений в загадке.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 13, с. 175.

Я. Тайц

«По грибы» -

пересказ произведения

Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно,

передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям;

Закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно – ласкательные наименования (листок, кузовок, мешок, лепесток и др.);

Соотносить действие с его названием.

Лит-ра: В.Н. Волчкова з. 2, с. 19.

В. Крупинина «Отцовское поле»

М. Глинская

«Хлеб» -

чтение

Расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;

Развивать познавательный интерес;

Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.

Лит-ра: В.Ю. Дьяченко з. 3 с. 186.

А. Раскин

«Как папа укрощал собачку» -

чтение

Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения;

Учить:

Понимать образное содержание произведения;

Понимать главную мысль рассказа;

Связно передавать содержание произведения;

Воспитывать любовь к животным.

ОКТЯБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

Ш. Перро

«Мальчик – с пальчик» -

рассказывание сказки.

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;

Учить осмысливать характеры персонажей;

Формировать образность речи, понимание образных выражений;

Развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

Н. Гернет и Д. Хармс

«Очень – очень вкусный пирог» -

Учить чувствовать ритм стихотворения;

Эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

Побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть.

Лит-ра : Е.В. Вальчук з. 32, с. 115

А.С. Пушкин – знакомство с творчеством.

Познакомить с творчеством великого русского поэта;

Расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина;

Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина;

Развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения;

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 8, с. 168.

Фольклор народов мира

«Кораблик», пер с англ. С. Маршак. -

песенка

Продолжать знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм (песенок);

Учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть песенку «Кораблик»;

Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок;

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

НОЯБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

Д. Мамин – Сибиряк – знакомство с творчеством.

«Медведко» -

чтение рассказа.

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка;

Помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя;

Учить определять, к какому жанру относится каждое произведение;

Развивать интерес к любой книге.

Формировать умение осмысливать содержание произведения «Медведко» - Д. Мамин – Сибиряка.

«Что за прелесть эти сказки!»

Уточнить и обогатить представление о сказках А.С. Пушкина;

Помочь в своеобразие их языка;

Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение.

И. Суриков

«Зима» -

работа по содержанию стихотворения.

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор;

Упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы («Сонные, укрытые снегом, словно в белых шубах»);

Лит-ра : О.С. Ушакова с. 99; В.Ю. Дьяченко с. 207.

Ознакомление с новым жанром – басней.

«Стрекоза и муравей» -

чтение басни

И.А. Крылова.

Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;

Подвести к пониманию аллегории басни, идеи;

Воспитывать чуткость к образному строю языка басни;

Понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 17, с. 181.

ДЕКАБРЬ

Тема занятия

Программные задачи

Знакомство с творчеством

С. Михалкова.

«Ошибка» -

чтение басни.

Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне;

Формировать представления о С. Михалкове как о баснописце;

Продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний («душа в пятки ушла, несется без задних ног»), пословиц и поговорок («Волков бояться – в лес не ходить»;

Воспитывать интерес к басням, пословицам, поговоркам.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 23, с. 189; В.Ю. Дьченко с. 216.

«Семь Симеонов – семь работников»,

обр. И. Карнаухова -

чтение русской народной сказки.

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями;

Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка);

Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ;

Развивать умение пересказывать сказку по плану;

Формировать образность речи, понимание образных выражений.

Г. Скребицкий

«Как галчонок есть научился» -

пересказ произведения.

Учить пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь, совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в подборе существительного к глаголу;

Развивать выразительность речи;

Воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу.

Лит-ра: В.Ю. Дьяченко с. 195.

Стихотворения к новогоднему празднику -

работа по содержанию стихотворений.

Продолжать учить выразительно, рассказывать стихотворения наизусть;

Формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками;

Развивать поэтический слух;

Воспитывать любовь к праздникам, художественной литературе.

ЯНВАРЬ

Тема занятия

Программные задачи

«Коляда! Коляда! А бывает коляда…» -

обрядовые песни.

Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождеством, Святками), объяснить их происхождение и назначение;

Продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен;

Учить понимать главную мысль песен;

Раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно, выразительно.

«Гуси – лебеди» - рассказывание русской народной сказки.

Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте;

Развивать творческое воображение;

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Г. Скребицкий

«Как белочка зимует» -

пересказ рассказа.

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

Понимать и использовать в речи слова в их переносном значении («бойкий рыжий мячик»);

Подбирать по смыслу глаголы;

Учить пересказывать текст рассказа;

Прививать любовь к животным и заботу о них.

Лит-ра: Е.В. Вальчук з. 6, с. 27.

С. Маршак

«Кошкин дом» (отрывки) -

чтение в лицах.

Продолжать учить детей внимательно слушать произведение (стихотворение);

Отвечать на вопросы по содержанию;

Определять настроение, выраженное в стихотворении;

Сочувствовать героям стихотворения, переживать.

ФЕВРАЛЬ

Тема занятия

Программные задачи

Знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена.

«Гадкий утенок» -чтение сказки.

Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г.Х. Андерсена;

Учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки;

Формировать умение обращать внимание на поэтические образы;

Развивать речетворческие способности детей;

Воспитывать доброту, внимание, заботу об окружающих.

Лит-ра: В.Ю. Дьяченко с. 197, О.С. Ушакова з. 32, с. 203.

Л. Фадеев

«Зеркало в витрине»

чтение стихотворения.

Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение;

Развивать интерес к художественной литературе;

Чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

П. Воронько

«Лучше нет родного края» -

работа по содержанию стихотворения.

Учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения;

Участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании;

Воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»);

Воспитывать любовь к родному краю.

Лит-ра: Е.В. Вальчук з.34, с. 122.

С. Алесеев

«Первый ночной таран» -

пересказ рассказа.

Продолжать учить детей понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни;

Развивать навыки пересказа литературного текста;

Учить применять в речи образные выражения, сравнения;

С. Топелиус

«Три ржаных колоска» - чтение литовской сказки.

Учить различать жанровые особенности рассказа;

Осмысливать содержание прочитанного;

Связно передавать содержание прочитанного средствами игры;

Формировать оценочное отношение к героям сказки.

МАРТ

Тема занятия

Программные задачи

С. Маршак

«Перчатки» -

работа по содержанию стихотворения.

Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;

Помочь осмыслить значение образных выражений в тексте;

Упр-ть в осознанном использовании средств интонационной выразительности;

Развивать образность речи.

Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций.

Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления;

Учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов;

Воспитывать любовь к природе.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 25, с. 192.

«Айога» -

чтение нанайской сказки.

Учить детей понимать и оценивать характер главной героини;

Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведения;

Учить понимать переносное значение пословиц, поговорок («Лениться да гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень»);

Воспитывать отрицательное отношение к лени.

Лит-ра: О.С. Ушакова з.20, с. 105.

«Снегурочка» -

рассказывание русской народной сказки.

Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;

Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;

Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра;

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Лит-ра: В.Ю.Дьяченко с. 212; О.С. Ушакова з. 14 с. 177.

И. Крылов

«Ворона и лиса» -

чтение басни.

Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни;

Учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни;

Обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста («На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»);

Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни;

Воспитывать честность и доброту.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 17, с. 181; В.Ю. Дьяченко с. 202.

АПРЕЛЬ

Тема занятия

Программные задачи

Н. Носов

«Автомобиль» -

чтение рассказа.

Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть;

Учить оценивать поступки героев;

Развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации;

Воспитывать навыки коллективной творческой деятельности;

Учить анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном.

М. Зощенко

«Великие путешественники» -

пересказ рассказа.

Познакомить детей с литературным произведением М. Зощенко;

Учить определять характер персонажей;

Связно пересказывать литературный текст;

Развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы.

В. Орлов

«Ты лети к нам, скворушка…» -

работа по содержанию стихотворения.

Учить выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение;

Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть;

Прививать любовь к природе.

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц;

Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок («Что посеешь, то и пожнешь» «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона»);

Уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 6, с. 164.

МАЙ

Тема занятия

Программные задачи

С. Маршак

«Откуда стол пришел?» -

работа по содержанию стихотворения.

Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

Развивать умение подбирать рифмы к различным словам;

Формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте);

Развивать память и внимание.

Лит-ра: О.А. Скоролупова с. 36

А. Твардовский

«Рассказ танкиста»

Чтение рассказа.

Расширять знания детей о защитниках Отечества;

Уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов;

Развивать воображение, поэтический вкус;

Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

Лит-ра : В.Ю. Дьяченко с. 215.

М. Михалков

«Лесные хоромы» -

чтение сказки.

Помочь найти сходное и отличительное от русской народной сказки «Теремок»;

Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей;

Развивать пантомимические навыки;

Учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 27, с. 195; В.Ю. Дьяченко с. 232.

В. Драгунский

«Друг детства» -

чтение рассказа.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею;

Закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ);

Осмысливать значение образных выражений.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 28, с. 196; В.Ю. Дьяченко с.223.

Итоговая литературная викторина.

Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений;

Закрепить знания о малых фольклорных формах.

Лит-ра: О.С. Ушакова з. 34, с. 205


Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно.

Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.

Вот зачерпнула полную ложку. С неё длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка, и съел. Мама вторую ложку пополней зачерпнула. Опять с неё лапша свисает. Несёт мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка так и пляшет, словно живая. И эту галчонок съел. Начал вниз головой в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи являются.

Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.

(По Г. Скребицкому)

Задания

  1. Определите тип речи текста.
  2. Составьте план.
  3. Напишите сжатое изложение. Ответьте письменно на вопрос: «Как вы понимаете значение слова премудрость?»

Ответы

  1. Тип речи - художественное повествование, так как в тексте автор изображает события, передавая своё отношение к происходящему.
  2. План.
    1. Галчонок на краю тарелки.
    2. Галчонок схватил лапшинку.
    3. Мама потряхивает ложкой.
    4. Галчонок ест из тарелки.
  3. Сжатое изложение может выглядеть так:

    Сел галчонок на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили.

    Мама ест суп с лапшой. Зачерпнула полную ложку, несёт осторожно, чтобы не расплескать. С ложки длинная лапшинка свесилась. Галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве и съел.

    Мама вторую ложку зачерпнула. Опять с неё лапша свисает Несёт мама ложку мимо галчонка и потряхивает. И эту лапшинку галчонок съел.

    Начал в тарелку заглядывать - откуда вкусные вещи являются. Мама решила ложечку чуть приподнять над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, потом стал хватать лапшинки прямо из тарелки.

    Вот и одолел всю премудрость еды!

    Слово премудрость - довольно устаревшее. Премудрым называют человека, исполненного мудрости, очень мудрого. Например, в русской народной сказке «Елена Премудрая» главная героиня была очень мудрой девушкой и находила выход из любого затруднительного положения. В рассказе «Как галчонок есть научился» говорится о том, что галчонок не знал и не понимал, как можно есть самостоятельно. О том, что он одолел премудрость еды, автор говорит с иронией, улыбаясь. В рассказе это слово употреблено в переносном значении.

Л.Л. Страхова "Изложения для младших школьников". Подсказки по теории и практике написания изложений. Тексты и планы изложений с выполнением творческих заданий.


Смотрите также: Изложение-повествование: «Храбрый утёнок (сказка)»