Не ты ли ангелом была. Образ Богородицы в стихотворении И.А

Покинув родовое гнездо в 17 лет, И.А.Бунин хотел доказать родным, что литература это не дурачество. Родители хотели, чтоб поэт стал ученым. Он обижался на близких людей из-за этого. Тем не менее, он с нежностью и любовью вспоминает детские годы.

Стихотворение долго подвергалось редакции, опубликовано было спустя пять лет после создания. Поэт вновь хотел возвращаться в детство. Бунин переносится в прошлое, ему дороги обычные вещи «игрушки, детская лампадка». После отъезда ему пришлось привыкать к самостоятельной жизни, это было поэту непросто. В стихотворении он мысленно переносится в свою постель, в то время, когда ненужно было ни о чем думать, время безмятежности, что его сопровождало до 17 лет.

Он очень любил мать, вспоминает «ты перекрестишь, поцелуешь…». Мать поэта заботилась о нем и оберегала. Он сравнивает ее с ангелом, хотя мама всегда говорила ему, что ангел-хранитель за ним. Бунин уже не помнит всех образов, он не понимает где правда, а где фантазия. Его воспоминания пропитаны теплотой, нежностью и грустью. В этом стихотворении автор грустит о прошлом, возможно, потому что в настоящем жить так непросто. Поэт счастлив, что воспоминания его не оставили. Он так наивно пишет «и верой в счастье очаруешь…» эта вера не покидает Бунина на протяжении всей жизни.

Счастье всегда ассоциировалось у него с мамой, теплой постелью и сказочным погружением в сон. Тогда у него была опора на мамино плечо, он мог расслабиться и жить в мире своих неугомонных фантазий. Только эти детские воспоминания переносили его в атмосферу тепла и уюта настоящего домашнего очага.

Мать для поэта была божественным созданием и идеалом женщины. Может поэтому он так и не осмелился жениться на Варваре Пащенко. С ней у Бунина не сложились отношения. Он так и не смог взять ответственность, которую требовала у него самостоятельная взрослая жизнь.

Всех женщин поэт сравнивал с мамой, но его воспоминания детства сложно было превзойти. Бунин всегда ощущал рядом своего ангела-хранителя «напомнишь мне, что он со мной…». Видимо поэту было непросто, а в воспоминаниях он думает об отдыхе «а сладкий сон, глаза туманя…». В нашей памяти детство навсегда останется как беззаботное время безграничного счастья.

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Мать»

И.А.Бунин поздно уехал из родительского дома. До 17 лет он проживал с родителями. Мать для поэта имела большое значение, он ее считал идеалом. Может, из-за этого ему тяжело было решиться на женитьбу. В стихотворении «Мать» автор в образе матери воплощает защитницу от всех невзгод. Возможно, и сам И.А.Бунин нуждался в такой защите.

После отъезда из дома ему сложно было жить самостоятельно. Родители мечтали о его карьере ученого. Поэт хотел доказать, что литература не просто увлечение. В этом произведении он показывает силу матери, которая может не спать ночами ради своего ребенка «И, положив дитя к плечу, все напевала и ходила…». Сопоставив страшную бурю и трепетную уставшую мать, поэт показывает невероятную силу женщины. Вероятно, автор считал мать своим ангелом, он таким произведением воздвигает свою маму на уровень божества.

Горевшая свеча символизирует жизнь, она мерцала из-за непогоды и мать оберегает этот огонь. «Она мерцавшую свечу старинной книгой заслонила…». У И.А.Бунина сложно складывалась самостоятельная жизнь. Он так и не осмелился жениться на Варваре Пащенко.

Идеалом женщины была для него мама, всех женщин он сравнивал с ней. Непогода и буря символизирует жизненные невзгоды, которые случаются с каждым человеком. Скорее всего, автор в образе ребенка показывает совсем не младенца. Поэт, таким образом, показывает, что для матери ее ребенок всегда останется маленьким и беззащитным. Она бы и около взрослого тоже не спала ночь и охраняла его сон. И ночь тянулась «без конца».

Автор говорит, что матери тоже тяжело, она устала и из последних сил держится. Ночь ей кажется бесконечной, а буря никогда не закончится. И сама она как будто сдается, на глазах слезы. И только взгляд маленького сынишки придает ей сил. Она и сама испытывает страх. Ветер так бушевал, что едва дом уцелел. Матери страшно, но она не оставляет свой пост и охраняет сон своего ребенка. Женщина готова на все, даже сражаться с бураном она бы смогла.

И.А.Бунин, испытывая сложности, ждал, что его так же защитят, как мама в стихотворении. Он сам на себе ощутил бушующие бураны судьбы и шум злой вьюги. Поэт очень любил свою маму и посвятил ей ни одно стихотворение.

Образ Богородицы в стихотворении И.А. Бунина «Мать»

Портретные изображения в произведениях И.А.Бунина - это не столько описание внешности, так или иначе характеризующей героя, это не только отражение его внутреннего мира, - это прежде всего результат работы над внутренним миром. Это запечатленная духовная динамика. Поэтому активное использование иконописных образов и сюжетов в творчестве И.А. Бунина вполне логично (стихотворения: «Мать», «Новый храм», «Гробница Рахили», «Иерусалим», «Саваоф», «Михаил», «Бегство в Египет», «Канун Купалы»; рассказы: «Святитель», «Ночь отречения», «Преображение», «Прекраснейшая солнца» и т.д.). Образ Богородицы в этом перечне занимает особую нишу: И.А. Бунин прямо или опосредованно, используя ассоциативный ряд, вводит образ покровительницы, Матери всего мира, подарившей человечеству Спасителя и спасение, мудрость и надежду. Поэт верит в Божественное сострадание Человеку на его бесконечно сложном жизненном пути.

И.А. Бунин не дидактичен в создании иконописных образов, часто они и не заявлены как библейские ни в названии, ни в сюжете произведения. Однако автор так воплощает их, что становится очевидным: художественное содержание имеет непосредственную связь со Священным Писанием. Так, в стихотворении «Мать» (1893) перед читателем открывается ночная картина бурана, затерянного в степи хуторка, мертвого дома, образ матери, укачивающей ребенка на руках.

И дни и ночи до утра
В степи бураны бушевали,
И вешки снегом заметали,
И заносили хутора.
Они врывались в мертвый дом –
И стекла в рамах дребезжали,
Кружился в сумраке ночном.

Но был огонь - не угасая,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая.
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И положив дитя к плечу,
Все напевала и ходила…

Бытовая, на первый взгляд зарисовка, обрастая символическими деталями, в контексте стихотворения превращается в обобщенную философскую картину мироздания, в которой материнское сострадание своему ребенку передано как заступничество Богоматери за весь род человеческий, попавший в бесконечный жизненный буран.

Когда ж буран в порыве диком
Внезапным шквалом налетал,–
Казалось ей, что дом дрожал,
В степи на помощь призывал.

Описание бурана, мертвого дома, плачущей матери с ребенком на руках, стремящейся сохранить огонь свечи и старинную книгу - все эти мотивы соединяются в драматический сюжет, максимально обобщенный, передающий картину мира и определяющий место человека в нем. Тема мировой катастрофы, мирового страха перед угрозой гибели, перед всеобщим бураном и материнское заступничество Богородицы за всех живущих достаточно представлена в поэзии И.А. Бунина («Мать» (1893), «Канун Купалы» (1903), «Бегство в Египет» (1915) и др.). Используя канву евангельских сюжетов, а порой иконописное изображение, автор тем самым не столько отражает эпохальные апокалиптические настроения, сколько подчеркивает веру в спасение, в божественное покровительство. Бунин последовательно подчеркивает, что Богородица, оберегая и спасая Младенца, спасает Мир.

Особо отметим роль анафоры и многоточий, которые вместе с многочисленными глаголами несовершенного вида («бушевали», «заметали», «заносили», «врывались» и т.д.) создают неограниченное временное пространство в произведении: как бесконечна смена дня и ночи («и дни и ночи»), так бесконечен жизненный буран, так верна, хрупка, и в то же время абсолютно надежна в нем «мерцающая свеча», дающая веру и надежду на защиту и покровительство в этом сумрачном мире. Показательно, что в тексте один единственный глагол употреблен в совершенном виде, и это глагол «заслонила». Таким образом, И.А. Бунин подчеркивает изначальное, несомненное, абсолютное заступничество Божьей Матери. Отсюда и интонационное противопоставление: нарочитая анафора первой строфы (подчеркивающая и будто повторяющая завывание ветра) вдруг обрывается противительным союзом «но» и почти библейским оборотом «но был огонь - не угасая…» (Ср. с текстом Евангелия: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5)).

Как мы видим, образы дома, книги и свечи имеют особое значение для понимания текста. Безусловно, свеча - символ веры, «старинная книга» имеет достаточно прозрачную аллюзию на Книгу Книг, а образ дома ассоциируется с понятием души человека; и спасти этот дом может лишь «мерцающая свеча» - вера в Божественное сострадание.

Особую эмоциональную нагрузку несет строфическое оформление текста. Стихотворение состоит из 3 строф: в первых двух строфах по 8 строк, в последней - 13. В заключительной строфе между двумя рифмованными катренами пятистишие, в котором конкретное вырастает до размеров вселенского, приобретает максимальное философское обобщение и перерастает в кульминационный момент произведения.

Когда ж буран в порыве диком
Внезапным шквалом нарастал, -
Казалось ей, что дом дрожал,
Что кто-то слабым, дальним криком
В степи на помощь призывал.

Драматическая динамика стихотворения, переданная через описание пейзажа, внутреннее движение сюжета, направлена на создание поэтизированного иконописного образа. Само изображение дается последними 4 строками (как развязка сюжета), в которых образ Богородицы с младенцем становится очевидным. В этой связи особое обобщенно-символическое значение приобретает название стихотворения. Мать как заступница всех попавших в жизненный буран и нуждающихся в сострадании. Иконописное изображение, подготовленное динамикой и драматизмом сюжета, дается не только как вывод произведения, не только как живописное подтверждение сказанному, не только как запечатленный драматический сюжет, но и как открытие, как озарение для заблудившихся в буране жизни, как необходимый для спасения духовный маяк. Динамика стихотворения внезапно сменяется лаконичным описанием портрета матери с ребенком на руках. Причем передано изображение двумя штрихами, а именно: взгляды матери и ребенка вдруг обращаются к читателю. Этого оказывается достаточно, чтобы в контексте стихотворения портрет преобразился в иконописный лик:

И до утра не раз слезами
Ее усталый взор блестел,
И мальчик вздрагивал, глядел
Большими темными глазами…

Так, эпический сюжет в поэтическом тексте в сочетании с пейзажной зарисовкой, рядом символических деталей и образов, особых интонационно-синтаксических конструкций и оборотов оказывается средством создания не просто конкретно очерченного портрета героини, а служит для воссоздания и как бы «оживления» иконописного образа, переданного в движении, в динамике.

Таким образом, в стихотворении «Мать» И.А. Бунин раскрывает не только тему Апокалипсиса и заступничества Богородицы за род людской, а путем преобразования драматичного лирического сюжета в живописное портретное изображение, он воссоздает иконописный сюжет, и тем самым конкретный лирический образ женщины превращается в образ Богоматери - заступницы всех страждущих, Матери мира, которая слышит всех и плачет обо всех заблудившихся. Так предельно конкретно-бытовая сюжетная коллизия преобразуется в портретную зарисовку, а затем, путем волшебного художественного слова, вырастает до максимальной степени обобщение и символического толкования.

Иван Бунин - Я помню спальню и лампадку (Матери)

Ya pomnyu spalnyu i lampadku,
Igrushki, tepluyu krovatku
I mily, krotky golos tvoy:
«Angel-khranitel nad toboy!»

Byvalo, razdevayet nyanya
I polushepotom branit,
A sladky son, glaza tumanya,
K yee plechu menya klonit.
Ty perekrestish, potseluyesh,
Napomnish mne, chto on so mnoy,
I veroy v schastye ocharuyesh.
Ya pomnyu, pomnyu golos tvoy!
Ya pomnyu noch, teplo krovatki,
Lampadku v sumrake ugla
I teni ot tsepey lampadki.
Ne ty li angelom byla?

Z gjvy/ cgfkmy/ b kfvgflre,
Buheirb, ntgke/ rhjdfnre
B vbksq, rhjnrbq ujkjc ndjq:
«Fyutk-}