В п зинченко психология. Доклады на конференциях

Зинченко Владимир Петрович (Харьков) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.

Родился семье психологов. В 1948 году поступил в МГУ на отделение психологии. После окончания университета (1953) занимался изучением развития восприятия у детей. 1957 г. - кандидат психологии; 1966 г. - доктор; 1969 г. - профессор.

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Зинченко Владимир Петрович является действительным членом РАО (Российская Академия Образования), заведующим кафедрой эргономики МИРЭА, профессором Самарского государственного педагогического университета, почетным членом Американской академии искусств и наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Книги автора:

Эту книгу студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь - это основа как теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря. Новое четвертое расширенное издание представляет собой продукт глубокой переработки "Большого психологического словаря" (2003), который, в свою очередь, опирался на предшествующие два издания 1983 и 1996 годов. Его...

Большой психологический словарь

Эту книгу студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь – это основа как теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря. Новое четвертое расширенное издание представляет собой продукт глубокой переработки «Большого психологического словаря» (2003), который, в свою очередь, опирался на предшествующие два издания 1983 и 1996 годов. Его основные...

Читайте ещё:

Авторитарный стиль общения убивает познавательный интерес у учащихся, которые хоть и усваивают преподаваемый материал в полном объеме, но не могут самостоятельно развивать свои умения и навыки, мыслительные способности не развиваются. Преподаватель, обладающий авторитарным стилем общения...

Валидизация выявила ограниченные возможности тестов интеллекта: прогнозировать на их основе успешность выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не удавалось. Требовалась, помимо знания общего уровня интеллекта, дополнительная информация об особенностях психики человека....

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их...


Мы говорили уже, что эти драматические роли могут исполнять самые разные фигуры, конкретные и абстрактные, одушевленные и неодушевленные. Возбуждение воодушевления, как и многих других инстинктивных реакций, подчиняется так называемому правилу суммирования раздражений. Согласно этому правилу...

Сферой применения анкетного метода служат по преимуществу массовые явления более или менее внешнего порядка. Так, посредством анкетного метода могут обследоваться читательские или профессиональные интересы определённой группы лиц.

Отечественный психолог.

Зинченко В.П., Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили: К началам органической психологии, М., «Новая школа», 1997 г., с. 42.

«В своё время П.А. Флоренский говорил, что сам человек - не факт, а акт. Мне казалось этого недостаточно, и я добавлял, что человек - это артефакт, поскольку не природа делает людей, а люди делают себя сами. И делают (строят) из очень плохо известного им материала. […]
Трудно отрицать, что по мере взросления мы утрачиваем значительную долю детской непосредственности. Те, кто не доиграли в детстве, например чиновники, и вовсе её утрачивают. Кроме того, мы усваиваем культурные запреты и табу, подавляем душевные порывы, нередко потом сожалеем об этом. Не слишком многим удаётся сохранять детскую непосредственность надолго.
П.А. Флоренский говорил, что гений - это сохранение детства на всю жизнь, а талант - это сохранение юности. Анна Ахматова говорила о Борисе Пастернаке , что он награждён каким-то вечным детством.
Утешает то, что есть не только исходная (пока гипотетическая) детская непосредственность, но и другая - непосредственность - новообразование , которой мы в значительной степени обязаны нашей способности к забыванию источников опыта и наличию у нас способности к творчеству».

Зинченко В.П., Создание и творческий акт, М., «Языки славянских культур», 2010 г., с. 533.

«… диссертаций по творчеству много больше, чем творцов, по мышлению - больше, чем мыслителей, по личности - гораздо больше, чем личностей, их написавших и защитивших. Но если пренебречь такими издержками (хотя нужно быть строже, в том числе и мне грешному), то человеческое любопытство неистребимо. Многие действительно хотят сказать своё слово (и говорят!) в науке, в искусстве.
В психологии немало проблем и ещё больше - тайн.
Кто бы что ни говорил, но тайнами являются деятельность, личность, сознание, творчество, творческое озарение или интуиция, мышление; чудом является человеческая память, образ мира...
У И. Канта есть очень здравая мысль (кстати, и М.К. Мамардашвили любил эту мысль), что претендовать на решение тайны, её раскрытие - самонадеянность. Другое дело прикоснуться к ней, сделать тайну более осязаемой. И вот если нам удаётся эти тайны сделать более осязаемыми, то это уже не так мало».

К 75-летию В.П. Зинченко (интервью), журнал «Вопросы психологии», 2006 г., N 4, с. 174.

Годы жизни: 1931 - дата смерти не известна

Родина: Харьков (СССР)

Зинченко Владимир Петрович - российский психолог, специалист в области общей, когнитивной, инженерной и экспериментальной психологии, эргономике, теории и методологии психологии, психологии развития. Один из создателей отечественной инженерной психологии. Автор концепции перцептивных действий (совм. с А.В. Запорожцем), концепции микроструктурного анализа когнитивных процессов. Д-р психологических наук (1967), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1974). Вице-президент Общества психологов СССР (1968—1983). Зам. председателя Центра наук о человеке при Президиуме АН СССР (1989). Поч. чл. Американской академии искусств и наук (1989). Д. чл. РАО (с 1992). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1992-1997). Чл. Президиума и председатель Экспертного Совета по психологии и педагогике ВАК (1995-2000). С 2001 - д. чл. Отделения образования и культуры РАО. В разные гг. был чл. редкол. многих журналов ("Вопросы психологии", "Вопросы философии", "Техническая эстетика", "Человек", "Journal of Russian and East European Psychology" (ранее - "Soviet Psychology" и др.). Лауреат премии им. К.Д. Ушинского (совм. с А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др., за монографию "Восприятие и действие", 1967). Награжден медалью им. Г.И. Челпанова (2002). Окончил отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1948-1953) и аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР, защитив в 1957 канд. дис., посвященную исследованию ориентировочных движений руки и глаза и их роли в формировании произвольных движений. Работал в этом же институте в лаборатории детской психологии, возглавляемой А.В. Запорожцем, над проблемой развития восприятия и мышления дошкольников. В 1961 организовал в НИИ автоматической аппаратуры первую в стране лабораторию инженерной психологии, которой руководил до 1970 г. С 1969 по 1984 г. руководил отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР. Одновременно с 1951 занимался преподавательской деятельностью, в том числе в МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1960).

В 1970-1982 возглавлял созданную им кафедру психологии труда и инженерной психологии на психологическом фак-те МГУ. В 1984 г. организовал кафедру эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), которой продолжает заведовать. Кроме того, в конце 80-х гг. был зам директора Института философии РАН (1988-1991) и руководителем Центра наук о человеке (1988-1991), директором-организатором Института человека РАН (1988-1991). В 1998 организовал и возглавил кафедру психологии в Государственном университете природы, общества и человека "Дубна". С 1998 г. З. - гл. н. с. Института общего и среднего образования РАО, руководитель Центра наук о человеке при этом институте, профессор Самарского педагогического ун-та. Научные интересы З. отличаются широтой и многосторонностью. Его первые исследования были направлены на понимание онтогенеза восприятия. Экспериментально изучались процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и др. Результаты были представлены в разработанной совместно с А.В. Запорожцем концепции перцептивных действий ("Восприятие и действие", в соавт, М., 1967). Последующие работы были посвящены исследованию зрелых форм перцепции, движения и действия: формированию зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии, развертыванию восприятия как перцептивной деятельности, разработке функциональной модели предметного действия.

Исследования в области когнитивной психологии включали работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению, микроструктурному анализу когнитивных процессов ("Формирование зрительного образа", М., 1969, в соавт.; "Психология восприятия", М., 1973, в соавт.; "Психометрика утомления", М., 1977, в соавт.; "Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980, в соавт.; "Функциональная структура действия", М., 1982, в соавт.и др.). Дальнейшая сфера научной работы З. существенно расширилась и касалась трех направлений: (1) Психологических проблем установки, сознания, деятельности, личности. (2) Проблем теории, методологии и истории психологии ("Методологические вопросы психологии", М., 1983, в соавт.; "Человек развивающийся.

Очерки российской психологии", М., 1994, в соавт.; "Мысль и слово Густава Шпета", М., 2000). (3) Проблем "человек - техника", которую З. трансформировал в проблему "Человек - культура - техника" ("Основы эргономики", М., 1979, соавт. В.М. Мунипов). Особо следует отметить научно-координационную деятельность З., который совместно с коллегами возглавлял крупные научные проекты по инженерной психологии в оборонной промышленности. Привлекал к созданию инженерной психологии ведущие психологические учреждения, сотрудничал в этой сфере с ведущими психологами - А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, В.Д. Небылициным, Б.М. Тепловым, П.А. Шеваревым, П.И. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Бобневой, О.К. Тихомировым, В.Н. Пушкиным, М.С. Шехтером и многими др.. Инженерная психология создавалась как наука, и ее концептуальный строй (принципы анализа деятельности оператора, понятия информационной и образно-концептуальной моделей и т. д.) также был делом научно-практических трудов З. Он один из инициаторов формирования новой вузовской специальности: "эргономика". Под его ред. были разработаны и приняты первые в стране инженерно-психологические требования, принципы и рекомендации по эргономике, опубликованы 30 выпусков трудов ВНИИТЭ. Работы З. в 1990-е гг. выходят за пределы экспериментально-прикладной проблематики. Он обращается к иной, чрезвычайно широкой области творческого приложения своих сил - проблемам личностного и духовного развития, эстетического воспитания и развивающего образования, формулированию принципов психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии. Рассматривает проблематику психологии развития через поэтическое наследие О.Э. Мандельштама и философские идеи М.К. Мамардашвили ("Возможна ли поэтическая антропология?", М., 1994; "Аффект и интеллект в образовании", М., 1995; "Образ и деятельность", М., 1997; "Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии", М., 1997; "Живое знание.

Психологическая педагогика", Самара, 1997; "Психология доверия", М., 1999). З. - автор первых отечественных учебников по эргономике для вузов: "Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды" (М., 1979, 1998, соавт. В.М. Мунипов) и др. Автор и редактор 4-х выпусков "Зрительные образы: феноменология и эксперимент" (1972-1975). Автор и соред. "Психологического словаря", (М., 1983; 1996) и книги "Психологические основы педагогики", М., 2002. Свыше 100 его работ, в том числе 12 монографий, изданы за рубежом на англ., франц., испан., японском, венгерском, чешском и др. языках.

_________________________

История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005

Зинченко Владимир Петрович - выдающийся российский психолог, один из создателей инженерной психологии и эргономики в России.

Родился 10 августа 1931 в Харькове. Представитель семейной династии психологов (отец - Пётр Иванович Зинченко, сестра - Татьяна Петровна Зинченко, сын - Александр Владимирович Зинченко).

Окончил отделение психологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1953). Кандидат психологических наук (1957), тема диссертации «Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков» (научный руководитель проф. ). Доктор психологических наук (1966), тема диссертации: «Восприятие и действие». Профессор (1969). Академик Российской Академии Образования (1992). Академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1991-1998). Почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Почётный доктор Тартуского университета (2011). Главный редактор международного научного журнала «Культурно-историческая психология»; член редколлегии научных журналов «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек».

Создал факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и был её заведующим (1970-1982). Организовал и возглавлял лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической аппаратуры (1961-1969). Заведовал отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Создал кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984 - 2001). Создал и возглавлял кафедру психологии в Государственном Университете природы, общества и человека «Дубна» (1998-2013). Ординарный профессор факультета психологии ГУ ВШЭ (2004-2014). Под руководством В.П. Зинченко защищено более 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Области научных интересов

Общая психология; теория и методология психологии; психическое и духовное развитие человека; психологическая педагогика и развивающее обучение; культурно-историческая психология; психология сознания; возрастная психология; экспериментальная психология; когнитивная психология; инженерная психология и эргономика.

Научная деятельность

В.П.Зинченко исследовал онтогенез восприятия и разработал совместно с А.В.Запорожцем концепцию перцептивных действий, на основании которой был проведен цикл экспериментальных исследований зрелых форм перцепции, формирования зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии, восприятия как перцептивной деятельности. Дальнейшие исследования движений и действий нашли отражение в разработанной им модели предметного действия. Исследования в области когнитивной и инженерной психологии включали работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению. Его труды способствовали созданию гуманистически ориентированной психологии и эргономики. В последние годы В.П.Зинченко активно развивал идеи культурно-исторической психологии, сформулировал положение о сознании как функциональном органе индивида, разрабатывал проблемы психологии доверия и психологии понимания, духовного развития, развивающего образования, психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии, сознания и творчества.

Педагогическая деятельность

В.П.Зинченко вел большую педагогическую работу, читал в ряде высших учебных заведений курсы лекций по общей психологии, инженерной психологии и эргономике, методологии психологии.

Публикации

  • Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (соавт. Н.Ю. Вергилес).
  • Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (соавт. Б.М. Величковский, А.Р. Лурия).
  • Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков).
  • Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии, 1977, № 7 (соавт. М.К. Мамардашвили).
  • Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Функциональная структура зрительной памяти. М.: МГУ, 1980 (соавт. Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич).
  • Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева).
  • Живое знание. Психологическая педагогика. Самара: СПГУ, 1998.
  • Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997.
  • Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник. М.: Логос, 2001 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Большой психологический словарь (ред.). СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2003, 2008 (соред. Б.Г. Мещеряков).
  • Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1995 (соавт. Е.Б. Моргунов).
  • Мысль и слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). М.: РОУ, 2000.
  • Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010.
  • Мои учителя и заслуженные собеседники // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию В.П. Зинченко. Раздел III. М.: РОССПЭН, 2011.
Научная сфера:

Зи́нченко, Влади́мир Петро́вич (родился 10 августа , Харьков) - российский психолог . Один из создателей инженерной психологии в России. Представитель семейной династии известных психологов (отец - Пётр Иванович Зинченко , сестра - Татьяна Петровна Зинченко). Активно развивает идеи культурно-исторической психологии .

Биография

Окончил отделение психологии МГУ (). Кандидат психологических наук (). Доктор психологических наук (), профессор (), академик Российской Академии Образования (), вице-президент Общества психологов СССР (1968-1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с ), почетный член Американской академии искусств и наук (). Профессор Самарского государственного педагогического университета. Член редколлегии научного журнала «Вопросы психологии ».

Педагогическая работа в МГУ (1960-1982). Организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с г.). Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Заведующий кафедрой эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (с г.), профессор Самарского Государственного педагогического университета. Под его руководством защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития , детская психология, экспериментальная когнитивная психология , инженерная психология и эргономика .

Научная деятельность

Экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа и информационную подготовку решений. Представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Разработал функциональную модель структуры предметного действия человека. Развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманизацию системы образования.

Основные научные труды

  • Возможны ли целостные представления о мышлении?
  • Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (в соавт.).
  • Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (в соавт.),
  • Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков),
  • Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии , 1977. № 7 (соавт. М. К. Мамардашвили).
  • Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980 (в соавт.).
  • Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева)
  • Живое знание. Психологическая педагогика. Самара. 1997.
  • Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии . М., 1997.
  • Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов. М., 1998 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) (2003). Большой психологический словарь (idem )

Мемуары и воспоминания

  • Зинченко, В. П. (1993). Культурно-историческая психология: опыт амплификации . Вопросы психологии, 1993, № 4.
  • Человек развивающийся. Очерки российской психологии . М., 1994 (соавт. Е. Б. Моргунов).
  • Зинченко, В. П. (1995).Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца), Вопросы психологии, 1995, № 5
  • Зинченко, В. П. (2006). Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): скачать doc /zip
  • Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988). Слово об Учителе , Вопросы психологии, 1993, № 1.
  • Зинченко В. П. (1997). Участность в бытии (К 95-летию со дня рождения А. Р. Лурия). Вопросы психологии, 1997, № 5, 72-78.
  • Зинченко В. П. Слово о С. Л. Рубинштейне (К 110-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна), Вопросы психологии, 1999, № 5
  • Зинченко В. П. (2000). Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (К 125-летию со дня рождения Ухтомского) (idem ). Вопросы психологии, 2000, № 4, 79-97
  • Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура… ». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.
  • Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 151-169.

Зинченко посвящена песня барда Ольги Чикиной «Академик Зинченко» .

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 10 августа
  • Родившиеся в 1931 году
  • Родившиеся в Харькове
  • Выпускники факультета психологии МГУ
  • Психологи России
  • Психологи СССР
  • Психологи по алфавиту
  • Ординарные профессора ВШЭ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зинченко, Владимир Петрович" в других словарях:

    ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович - (р. 10.8.1931, Харьков), психолог, акад. РАО (1992), д р психол. наук (1967), проф. (1968). Сын П. И. Зинченко. Окончил отделение психологии филос. ф та МГУ (1953). На пед. работе с 1951, в 1960 82 работал в МГУ (с 1971 зав. кафедрой инж.… … Российская педагогическая энциклопедия

    - (р. 10.08.1931) психолог, философ. Род. в Харькове. Окончил филос. ф т МГУ по спец. "психология" (1953). С 1951 учитель психол. и логики в средней школе. В 1954 1961 асп. и н. с. Психол. ин та АПН. Докт. дисс. "Восприятие и… … Большая биографическая энциклопедия

    Зинченко, Владимир Петрович - (р. 1931) д р психологических наук (1967), профессор (1969), действительный член РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), руководитель Центра Института общего среднего образования РАО. (Бим Бад Б.М. Педагогический… … Педагогический терминологический словарь

    Зинченко, Владимир Петрович - (1931 г.р.) Российский психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1968), академик РАО (1992). Окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1953). С1960 по 1982 г. преподавал в МГУ, организатор и … Кто есть кто в российской психологии

    - (2006) Дата рождения: 10 августа 1931 Место рождения: Харьков Научная сфера: российский психолог Зинченко, Владимир Петрович (родился 10 августа 1931, Харь … Википедия

    Владимир Петрович Зинченко Владимир Петрович Зинченко (2006) Дата рождения: 10 августа 1931 Место рождения: Харьков Научная сфера: российский психолог Зинченко, Владимир Петрович (родился 10 августа 1931, Харь … Википедия

    Владимир Маренков Дата рождения: 12 декабря 1926(1926 12 12) Место рождения: Москва Дата смерти: 25 апреля … Википедия