4 процесса памяти. Основные процессы и механизмы памяти
Мораль основные ценности и нормы.
Мораль – от латинского – обычай, нравы, поведение.
Существует множество определений морали - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом; система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения; потребности и установки индивида, его поступки в соответствии с существующими в данной группе представлениями о добре и зле. Очень близкими понятию морали являются нравственность, совесть, этика.
Наука о морали – этика.
Различие понятий «мораль» и «нравственность» основано на противопоставлении того, что должно быть и теми реально практикуемыми нравами, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Под моралью при таком подходе понимают специфическую сферу культуры, в которой обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
В понятие «нравственность» вкладывается более житейское значение – это принципы реального нравственного поведения людей, где строгость моральных норм значительно смягчена.
Нормы и правила морали формировались историческим путем. При родовом строе порядок поддерживался системой табу. Постепенно складывались обычаи и тенденции. Они опирались на авторитет общественного мнения. Далее появилась мораль – как проявление коллективной воли людей и навыков согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и интересами общества в целом, через систему норм, правил и оценок. Мораль это нормы поведения. Существуют и моральные качества: доброжелательность, мужество, мудрость, справедливость и пр. Мораль многообразна, она может пониматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инструмент сохранения порядка в обществе, как честность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний голос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой. Нравственные принципы: коллективизм, индивидуализм, эгоизм, альтруизм, выбирая которые мы определяем моральную ориентацию в целом.
Моральный идеал – идеальный образ или конечная цель нравственного развития. В качестве идеала может выступать как образ нравственно совершенной личности, так и морально обобщенный образ всего «морально совершенного, прекрасного, высшего». Моральный идеал указывает направление на высшую цель, вдохновляет человека в его действиях, позволяет обосновать свой собственный путь к самосовершенствованию и саморазвитию.
Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответствия ее принятым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными (достойными, благородными, правильными) и безнравственными. Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. Основой морали являются - совесть (нравственное чувство, позволяющее человеку определять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла) и долг (нравственное веление, готовность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении).
Мораль не зависит от национальности или места проживании. Большинство народов мира сейчас имеют некоторые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скромность, гуманизм, мудрость и др. Качества, которые вызывают порицание у многих народов (пороки), - глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.
Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее общие понятия, которые позволяют оценивать действия и поступки людей. Добро - главная ценность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.
У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственности за выбранный путь.
Общепринятые этические требования и ориентиры моральных поступков составляют общечеловеческое в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеала как высшей моральной цели («золотое правило» нравственности). С древних времен до сегодняшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности. В общем виде это правило можно выразить следующим образом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».
Особенность морали состоит в том, что она основана на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полного согласия человека с действительностью и самим собой). Отсюда исходят: доброта, великодушие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать добродетелями . Им противостоят пороки - ненависть, зависть, гордыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.
Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.
Моральный выбор начинается тогда, когда человек сталкивается с необходимостью действовать «правильно», т.е. в соответствии с нравственными ценностями и нормами. Он связан с тем, какой системы ценностей придерживается тот или иной человек. Свобода создает предпосылки для определения человеком целей и средств, направлений и характера своих поступков
В обществе обычно не бывает специальных организаций, ведающих моралью. Мораль должна поддерживаться общественным мнением, которое создает духовную атмосферу. Нравственный идеал всегда зависит от конкретного общества и исторического периода.
Идеал - это образ к которому должно стремиться человечество и человек.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Свобода личности является основой социального и правового положения человека в обществе.
Формы проявления:
1) Внутренняя свобода, присущая человеку и отличающая его от других живых существ.
2) Свобода от ограничения и насилия, от неравноправия и различных форм дискриминации в обществе. Свобода проявляется в запрещении предпринимать по отношению к личности действия, противоречащие человеческому достоинству и ущемляющие права.
3) Свобода – как деятельностная характеристика личности . Свобода предполагает выбор различных вариантов различного отношения человека к миру.
Свобода» носит социальный, конкретно-исторический характер. Свобода – познанная необходимость.
Свободы и права граждан закреплены документально во Всеобщей декларации прав человека от 1948 года, принятой ООН.
В 1966 году – документы об экономических, социальных и культурных правах.
Поведение человека должно соответствовать нормам права и морали.
Свобода в деятельности человека - свобода самостоятельных социальных и политических субъектов (в т.ч. личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Абсолютно свободным человек быть не может . Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Границей свободы могут быть права и свободы других людей.
В своей внутренней жизни человек абсолютно свободен .
Он сам не только выбирает варианты деятельности, но и формирует общие принципы своего поведения
Цели человеческой деятельности формируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека.
Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и всеми его членами
Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть.
Свобода и ответственность – это целое. Они слиты воедино, это единство противоположностей. Единство в том, что друг без друга противоположностей не бывает.
Центральный вопрос свободы выбора - вопрос о внутренних границах самого хотения: «Способна ли человеческая воля выбирать между мотивами, или она (воля) является лишь регистратором, приводящим в действие наиболее сильный мотив?».
Одни - детерминисты - полагают, что волевая жизнь человека сводится к борьбе мотивов, в которой автоматически побеждает мотив сильнейший, а воля является лишь регистратором, приводящим в действие наиболее сильный мотив.
Другие, напротив, считают, что человеческая воля сама способна выбирать между разными мотивами. Причем, ситуация выбора возникает лишь в случае приблизительного равенства силы разных мотивов, ибо в случае явного неравенства сил выбор совершается автоматически – по существу, его вообще тогда нет, а есть прямое следование мотиву
СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества?
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств
Личная неприкосновенность – первое условие свободы.
Естественное право
человека
Высшая ценность человечества
Идеал либералов
Одна из составляющих стандартов демократии
Объем свободы является критерием социального прогресса
УЧЕНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ О СВОБОДЕ
Ж. Кальвин
В учении о предопределении: свободы нет, т. к. все предопределено Богом
Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.
Ш. Монтескье
Свобода есть право делать все, что дозволено законами.
Г. Гегель
Понятие свободы и свободного человека меняется с развитием общества
ПЕРИОД
ПОНЯТИЕ
ДРЕВНОСТЬ
Свободным является только член общины, гражданин полиса, т. к. у него была личная неприкосновенность, а также обладал личными и гражданскими правами.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Свободен лишь тот, кто находился под защитой покровителя (феодала, короля), т. к. сохраняют возможность выбора господина.
СОВРЕМЕННОСТЬ
Свободный человек – это тот, кто обладает свободой экономической. Нет свободы политической без свободы экономической.
УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ СВОБОДЫ
Человек делает выбор на свой страх и риск: т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого: т. е. свобода не может быть абсолютной
Свобода есть познанная необходимость
Свобода есть возможность поступать так как хочется
ПОСЛЕДСТВИЯ
Если все необходимо, значит нет случайностей и возможностей – человек превращается в автомат, действующий по заданной программе
Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления устойчивых социальных связей.
НАДО ЛИ ОГРАНИЧИВАТЬ СВОБОДУ?
МЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ
Права, свободы и интересы других людей
Общественные условия: нормы морали, нормы права, традиции и общественное мнение.
НЕОБХОДИМОСТЬ
(внешнее принуждение)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
(внутреннее принуждение)
НЕОБХОДИМОСТЬ – то, что должно обязательно произойти в данных условиях, закономерное изменение.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – сознательное осуществление предъявляемых обществом требований.
Абсолютизация необходимости :
любое действие человека предопределено заранее, возможность выбора или случайность - исключена
ФАТАЛИЗМ - концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.
Пренебрежение необходимостью:
все решения принимаются в обход объективными историческим событиям, сообразуясь лишь оценками и желаниями.
ВОЛЮНТАРИЗМ – концепция, признающая волю как первооснову всего сущего
СВОБОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СВОБОДА
во внешних условиях жизни
АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности
во внутренней жизни
Человек может сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять его развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями
Какой выбор должен сделать человек:
- действовать соответственно СВОИМ внутренним принципам свободы;
- учитывать общепринятые ограничения и запреты
Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки.
Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ
СОЦИАЛЬНЫЕ
МЕСТО ЧЕЛОВЕКА
В ОБЩЕСТВЕ
ОБЩЕСТВЕННОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
РАЗВИТИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ
ВЫБОР
Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора
Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с волей человека
Диапазон зависит от условий реализации свободы
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ответственность, принимая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков.
Регулятором подобного поведения является совесть.
ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
- Историческая, политическая, нравственная, юридическая;
- Индивидуальная, групповая, коллективная, общественная;
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
– склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
По мере развития СВОБОДЫ ответственность УСИЛИВАЕТСЯ. Но ее направленность смещается с коллектива на самого человека.
СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО
Вмешательство государства в жизнь человека минимально.
Свобода предполагается во всех сферах жизни
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
Свобода предприниматель-ства, многообразие видов собственности.
ДУХОВНАЯ
Плюрализм, демократия, многопартийность
СОЦИАЛЬНАЯ
Свободомыслие, инакомыслие, свобода вероисповедания.
Выбор деятельности, возможность изменения статуса