История геноцида в руанде. Геноцид в Руанде

Конфликт между двумя африканскими народностями хуту и тутси длится уже не первое столетие. Его причины очень простые: после получения независимости в двух странах - Руанде и Бурунди - была нарушена единственная в своем роде "общественная договоренность", существовавшая между двумя африканскими народами на протяжении как минимум пяти веков.

Дело в том, что в конце XV века на территории современной Руанды возникли ранние государства земледельцев хуту, а в XVI веке с севера в этот регион проникли высокорослые кочевники-скотоводы тутси. (В Уганде они назывались соответственно хима и иру, в Конго тутси зовут баньямуленге, хуту там практически не проживают). В Руанде тутси повезло. Завоевав страну, они смогли создать здесь своеобразную экономическую систему под названием убухаке. Сами тутси не занимались земледелием, это было обязанностью хуту, им же отдавались на выпас и стада тутси. Так сложился своего рода симбиоз: сосуществование земледельческого и скотоводческого хозяйств. При этом часть скота из выпасаемого стада передавалась семьям хуту в обмен на муку, продукты земледелия, орудия труда и т.п. Каюмов, С. Тутси хуту не товарищ: Чудовищная резня в Руанде / С. Каюмов // Разоблаченная Африка. - 2000. - С.17

Тутси, как владельцы больших стад крупного рогатого скота, стали аристократами. Эти группы (тутси в Руанде и Бурунди, иру в Анголе) образовали своеобразную «благородную» касту. У земледельцев не было права владеть скотом, они занимались лишь его выпасом на определенных условиях. У них также не было права занимать административные посты. Так продолжалось длительное время. Но конфликт между двумя народами был неизбежен, ведь, несмотря на то, что как в Руанде, так и в Бурунди тутси составляют всего 10-15% населения, именно ими формируется основа военной и экономической элиты региона. Поэтому любыми свободными выборами обеспечиваются перевес хуту, которые в свою очередь начинают «отыгрываться» на тутси". Лебедева М. М. Межэтнические конфликты на рубеже веков. Методологический аспект / М. М. Лебедева // Мировая экономика и международные отношения. -2000. - № 1. - С. 33

Результатом постоянных междоусобиц и межэтнической напряженности стал крупнейший со времен Второй мировой войны геноцид народности тутси в Руанде. Бывшая колония сначала Германии, а после Первой мировой войны - Бельгии, Руанда получила независимость в 1962 году. Обиженные хуту сразу же пришли к власти и стали оттеснять тутси. Массовые преследования тутси начались в конце 80-х и достигли апогея в апреле 1994 года, когда примерно за неделю преимущественно деревянными мечами и мотыгами было убито около миллиона тутси. Сигналом к началу такого небывалого еще в Африке геноцида послужила смерть тогдашнего президента Руанды Хабьяримана, когда в апреле 1994 года самолет, на борту которого находились президенты Руанды и Бурунди, был сбит ракетой "земля-воздух".

Тем не менее, тутси удалось быстро организовать армию и, вторгшись с территории Уганды, захватить власть в Руанде.

Реакция ООН на геноцид оказалась, мягко говоря, своеобразной. Тогдашний генсек Бутрос Гали, под давлением США, принял решение вывести миротворческие силы из Руанды - слишком уж большой опасности они там подвергались.

В получившей в том же 1962 году независимость Бурунди, где соотношение тутси и хуту было примерно тем же, что в Руанде, началась цепная реакция. Здесь тутси сохранили большинство в правительстве и армии, однако это не помешало хуту создать несколько повстанческих армий. Первое восстание хуту произошло в 1965 году, но оно было жестоко подавлено. В ноябре 1966 г. в следствии военного переворота была провозглашена республика и в стране был установлен тоталитарный военный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., что приняло характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тысяч хуту были убиты и не менее ста тысяч стали беженцами. А в Бурунди утвердились представители народности тутси.

Пока разгоралась война, оба народа - и тутси, и хуту - быстро наладили сотрудничество с соплеменниками по обе стороны границы Руанды и Бурунди, благо ее прозрачность к тому вполне располагала. В результате бурундийские повстанцы-хуту начали оказывать помощь вновь гонимыми хуту в Руанде, и их же соплеменникам, которые были вынуждены бежать в Конго после прихода к власти Кагаме. Чуть ранее аналогичный международный профсоюз организовали тутси. Тем временем в межплеменной конфликт оказалось вовлеченным еще одно государство - Конго.

В 1997 году в Демократической республики Конго произошли важные события. Местные тутси не стерпели присутствие в стране такого большого количества ненавистных хуту, и выступили с жесткими обвинениями в адрес тогдашнего президента Мобуту Сесе Секо. В результате в мае 1997 года к власти пришел Лоран-Дезире Кабила, свергнувший диктатора Мобуту. В этом ему помогли западные спецслужбы, а также тутси, правившие как в Уганде, так и в Руанде. Емельянов, Андрей Современная конфликтность в Африке / А. Емельянов // Журнал теории международных отношений и политических процессов. - 2011. - №12. - С. 25

Однако Кабила очень быстро поссорился с тутси. 27 июля 1998 года он заявил, что высылаются из страны все иностранные военные (преимущественно тутси) и гражданские чиновники и расформировывается подразделение конголезской армии, укомплектованной лицами не конголезского происхождения. Он обвинил их в намерениях «восстановить средневековую империю тутси». В июне 1999 года Кабила и вовсе обратился в Международный суд в Гааге с требованиями признать Руанду, Уганду и Бурунди агрессорами, что нарушили устав ООН.

В следствии хуту, которые сбежали из Руанды, где их собирались судить за геноцид против тутси в начале 90-х, быстро нашли убежище в Конго, а в ответ Кагаме были введены на территорию этой страны свои войска. Война, что началась, быстро зашла в тупик, пока Лорана Кабила не был убили 16 января 2001 года. Впоследствии контрразведка Конго обвинила в убийстве президента спецслужбы Уганды и Руанды. В этом обвинении была часть правды. Потом спецслужбы Конго нашли и приговорили к смертной казни убийц - 30 человек. Правда, имя истинного виновника названо не было. К власти в стране пришел сын Лорана Жозеф Кабила.

Для того, чтобы война закончилась, понадобилось еще пять лет. В июле 2002 года двумя президентами - Кагаме и Кабила - подписано соглашение, по которому хуту, которые участвовали в 1994 году в уничтожении 800 тысяч тутси и бежали в Конго, будут разоружены. В свою очередь, Руанда обязалась вывести с территории Конго находящиеся там 20-тысячные вооруженные силы.

Интересен то факт, что три из четырех стран, что участвовали в конфликте - Бурунди, Руанда и Конго - до 1962 года контролировались Бельгией. Однако Бельгия повела себя в конфликте пассивно, и сегодня многие считают, что именно ее спецслужбы сознательно проглядели возможность прекратить конфликт.

В декабре 1997 года специальная комиссия Бельгийского Сената провела парламентское расследование событий в Руанде и установила, что разведслужбы провалили всю работу в Руанде.

Между тем, есть версия, что пассивная позиция Бельгии объясняется тем, что Брюссель в межэтническом конфликте сделал ставку на хуту. Та же сенатская комиссия пришла к выводу, что хотя офицеры бельгийского контингента и докладывали об антибельгийских настроениях со стороны экстремистов хуту, военная разведка SGR замалчивало эти факты. По некоторым данным, представители ряда знатных родов хуту имеют давние и ценные связи в бывшей метрополии, многие обзавелись там собственностью. В столице Бельгии Брюсселе действует даже так называемая "Академия Хуту".

Пока все способы примирить тутси и хуту остаются без результата. Потерпел неудачу способ Нельсона Манделы, который был опробован в Южной Африке. Будучи международным посредником при проведении переговоров между правительством Бурунди и повстанцами, бывшим президентом ЮАР в 1993 году была предложена схема «один человек - один голос». Он заявил, что мирное урегулирование 7-летнего межэтнического конфликта может быть возможным только в случае отказа меньшинства тутси от монополии на власть. Он заявил, что "армия должна состоять, хотя бы наполовину, из другого народа - хуту, а голосование необходимо проводить согласно принципу один человек - один голос".

Сегодня власти Бурунди полагают, что вновь вводить принцип "один человек - один голос" будет означать продолжение войны. Поэтому необходимо создание системы чередования у власти хуту и тутси, отстранив от активной роли экстремистов из той или другой этнической группы. Сейчас в Бурунди заключено очередное перемирие, но никому не известно сколько оно продлится.

Положение в Руанде более спокойное - Кагаме называет себя президентом всех руандийцев, в независимости от их национальной принадлежности. Но при этом жестоко преследует тех хуту, что виновны в геноциде тутси в начале 90-х гг.

Население Руанды составляет свыше 7 миллионов человек и состоит из трех этнических групп: хуту (85 процентов населения), тутси (14 процентов) и тва (1 процент).

До колониальной эпохи тутси обычно занимали более высокое положение в социальной системе, а хуту - более низкое. Однако было возможно изменение социального статуса: представитель хуту, который приобрел много скота или другого имущества, мог ассимилироваться с группой тутси, а к обедневшему тутси относились, как к хуту. Кроме того, существовала клановая система, и клан тутси, который назывался Ньингинья, был наиболее могущественным. На протяжении XIX века Ньингинья расширил свое влияние путем завоеваний и предоставления защиты в обмен на выплату дани.

Начало этнического конфликта

Бывшая колониальная держава Германия в ходе первой мировой войны утратила владение Руандой, и эта территория была передана под управление Бельгии. В конце 50-х годов в ходе широкого процесса деколонизации напряженность в Руанде возросла. Политическое движение хуту, которое выступало за передачу власти большинству, набирало силу, в то время как часть обладавших властью тутси противилась демократизации и утрате своих привилегий. В ноябре 1959 года острый инцидент спровоцировал восстание хуту, во время которого сотни тутси были убиты и тысячи были изгнаны и вынуждены бежать в соседние страны. Это послужило началом так называемой «крестьянской революции хуту» или «социальной революции», которая продолжалась с 1959 по 1961 годы и которая ознаменовала конец господства тутси и обострение этнических трений. К 1962 году, когда Руанда обрела независимость, 120 тысяч человек, в основном тутси, нашли убежище в соседних странах, чтобы избежать насилия в период постепенного перехода власти к общине хуту.

После получения независимости начался новый этап этнического конфликта и насилия. Беженцы тутси в Танзании и Заире, стремясь вернуть свои прежние позиции в Руанде, начали организовывать нападения на отдельных представителей хуту и на правительственные учреждения хуту. В период между 1962 и 1967 годами было совершено десять таких нападений, каждое из которых повлекло ответные действия и расправы над большим количеством тутси из числа гражданского населения в Руанде и вынудило еще большее число людей бежать из страны. К концу 80-х годов около 480 тысяч руандийцев находились на положении беженцев, в основном в Бурунди, Уганде, Заире и Танзании. Они настойчиво требовали выполнения своего законного права вернуться в Руанду; однако тогдашний президент Руанды Жювеналь Хабиаримана придерживался мнения, что перенаселенность в стране слишком велика, а экономические возможности слишком малы, чтобы страна смогла принять многочисленных беженцев тутси.

Гражданская война

В 1988 году в Кампале, Уганда, как политическое и военное движение был создан Руандийский патриотический фронт (РПФ), объявивший своими целями обеспечение репатриации находящихся в изгнании руандийцев, а также реформирование системы государственного управления, в частности, раздела политической власти. В РПФ вступали, в основном, живущие в Уганде тутси, многие из которых служили в армии национального сопротивления при президенте Йовери Мусевени, который в 1986 году отстранил от власти предыдущее правительство Уганды. Хотя среди членов РПФ были и хуту, большинство, особенно в руководстве, составляли беженцы тутси.

1 октября 1990 года РПФ начал масштабное наступление на Руанду из Уганды силами около 7 тысяч человек. В результате этих наступательных действий, когда тысячи людей бежали из родных мест, и проведения правительством целенаправленной пропагандистской кампании, все тутси в стране были заклеймены как пособники РПФ. А хуту, принадлежавшие к оппозиционным партиям, были объявлены предателями. СМИ, особенно радиостанции, распространяли безосновательные слухи, которые лишь усугубляли этнические проблемы.

В августе 1993 года, благодаря усилиям по мирному урегулированию, предпринятым Организацией африканского единства (ОАЕ) и рядом правительств этого региона, подписание Арушских мирных соглашений, казалось, положило конец противостоянию между тогдашним правительством, в котором преобладали хуту, и оппозиционным РПФ. В октябре 1993 года Совет Безопасности учредил (МООНПР), мандат которой предусматривал действия по поддержанию мира, оказание гуманитарной помощи и поддержку мирного процесса в целом.

Однако с самого начала стремление к достижению и упрочению мира натолкнулось на противодействие некоторых руандийских политических партий - участников соглашений. Последовавшие задержки с их осуществлением привели к еще более широкомасштабному нарушению прав человека и ухудшению ситуации в области безопасности.

Впоследствии стали известны неопровержимые факты того, что экстремистские элементы, принадлежавшие к доминирующей группе хуту, выступая на словах за мир, фактически планировали уничтожение тутси и умеренных хуту.

Геноцид

6 апреля 1994 года, после гибели президентов Бурунди и Руанды в авиационной катастрофе, произошедшей в результате ракетного обстрела, начались продолжавшиеся несколько недель широкомасштабные и систематические массовые убийства. Эти убийства, которые повлекли за собой гибель около одного миллиона человек, потрясли международное сообщество и явили собой очевидные акты геноцида. Кроме того, по оценкам, от 150 до 250 тысяч женщин были изнасилованы. Сотрудники президентской охраны начали убийства гражданских лиц из числа тутси в районе аэропорта в Кигали. Меньше чем через полчаса после крушения самолета на дорогах были организованы контрольно-пропускные пункты, на которых ополченцы хуту, нередко с помощью жандармов (военизированная полиция) или военнослужащих, выявляли тутси.

7 апреля радио и телевизионная станция Libres Des Mille Collines (RTLM) выпустила в эфир программу, в которой ответственность за крушение самолета возлагалась на РПФ и на контингент военнослужащих ООН, а также содержались подстрекательские призывы уничтожить «тараканов тутси». В тот же день премьер-министр Агата Увилингийимана была зверски убита вместе с десятью бельгийскими миротворцами, которым было поручено ее охранять, во время нападения солдат правительственных войск на ее дом. Другие лидеры умеренных хуту были также убиты. После гибели военнослужащих Бельгия вывела весь свой контингент. 21 апреля, после того, как другие страны обратились с просьбой о выведении своих контингентов, численность сил МООНПР сократилась с 2165 до 270 человек.

Отсутствие приверженности политике национального примирения со стороны некоторых руандийских политических партий было одной из причин трагедии, однако нерешительность международного сообщества стала причиной эскалации ситуации. Возможности Организации Объединенных Наций облегчить страдания людей в Руанде были серьезно ограничены нежеланием государств-членов отреагировать на изменение обстановки в Руанде путем укрепления мандата МООНПР и предоставления дополнительных военных контингентов.

22 июня 1994 года Совет Безопасности развертывание сил под командованием Франции для проведения гуманитарной миссии. Эта миссия, получившая название « », помогла спасти жизни сотен гражданских лиц на юго-западе Руанды; однако, по некоторым данным, ее действия позволили солдатам, должностным лицам и ополченцам, участвовавшим в геноциде, бежать из Руанды через территорию, находившуюся под ее контролем. В других районах убийства продолжались до 4 июля 1994 года, до момента установления РПФ военного контроля над всей территорией Руанды.

Последствия геноцида

Правительственные чиновники, солдаты и участники формирований ополченчев, причастные к актам геноцида, бежали в Демократическую Республику Конго (ДРК), тогдашний Заир, а вместе с ними - примерно 1,4 миллиона мирных жителей, в основном хуту, которым внушили, что они будут уничтожены РПФ. Тысячи людей умерли от инфекционных болезней, передаваемых через воду. Лагеря беженцев использовались также солдатами армии бывшего правительства Руанды для перевооружения и организации вторжений в Руанду. Это послужило одной из причин, приведших в 1996 году к войне между Руандой и Демократической Республикой Конго. Отряды бывших руандийских вооруженных сил продолжали действовать на территории ДРК наряду с конголезскими ополченцами и другими вооруженными группами, которые сеяли смерть, горе и страдания среди мирного населения.

Лишь в конце 1996 года руандийские власти начали возбуждать дела по обвинению в геноциде. Задержка объясняется тем, что страна потеряла большое количество работников правовой системы, не говоря уже о разрушениях зданий судов, тюрем и другой инфраструктуры. К 2000 году суда ожидали свыше 100 тысяч подозреваемых в совершении актов геноцида. В 2001 году, для решения проблемы огромного количества скопившихся дел, правительство начало вводить систему правосудия с участием общественности, известную как «Гачача». Общины выбирали судей для рассмотрения дел подозреваемых в геноциде и обвиняемых в любых преступлениях за исключением планирования актов геноцида и изнасилования. Подсудимые, чьи дела рассматривались судами «Гачача», в ожидании суда были выпущены на свободу. Освобождение из-под стражи вызвало бурю негодования среди пострадавших, которые рассматривали такой шаг как своего рода амнистию. В Руанде по-прежнему используется национальная судебная система для рассмотрения дел тех, кто принимал участие в планировании актов геноцида или в изнасилованиях в рамках обычного уголовного права. Эти суды не применяют практику временного освобождения обвиняемых в преступлении геноцида.

Суды «Гачача» смягчают приговоры тем, кто раскаялся и ищет пути примирения с обществом. Эти суды призваны способствовать участию общественности в процессе отправления правосудия и достижения примирения в стране.

На международном уровне 8 ноября 1994 года Совет Безопасности учредил , который в настоящее время находится в Аруше, Танзания. Расследования были начаты в мае 1995 года. Первые подозреваемые предстали перед судом в мае 1996 года, а слушания по первому делу начались в январе 1997 года. Юрисдикция Трибунала ООН распространяется на все виды нарушений международно признанных прав человека, которые были совершены в Руанде в период с января по декабрь 1994 года. Трибунал обладает полномочиями преследовать в судебном порядке высокопоставленных членов правительства и военных, многие из которых бежали из страны и тем самым могли бы избежать наказания. За истекший период Трибунал приговорил Жана Камбанду - премьер-министра страны во время геноцида - к пожизненному заключению. Этот Трибунал впервые обвинил подозреваемого в изнасиловании в совершении преступления против человечности и в преступлении геноцида. Трибунал также рассмотрел дело трех владельцев СМИ, обвиняемых в использовании СМИ для разжигания ненависти на почве этнической неприязни и геноцида. К апрелю 2007 года Трибунал вынес двадцать семь решений, касавшихся тридцати трех обвиняемых.

Всего за 100 дней были уничтожены до миллиона коренных жителей маленькой африканской страны Руанды. Гражданская война переросла в геноцид. Мировая общественность бездействовала, а в сообщениях СМИ трудно было отличить правду от лжи.

Официальное изложение геноцида в Руанде в 1994 году

Каждую первую неделю апреля все первые полосы западных СМИ заполнены историями, которые начинаются с заявлений о годовщине геноцида 1994 года в Руанде (Восточная Африка).

Тогда почти 800 000 этнических тутси и хуту умеренных взглядов погибли от рук радикальных и экстремистски настроенных хуту. Почти во всех историях, повествующих о «геноциде в Руанде», делается акцент на несколько ключевых моментов, шокировавших представителей всех слоёв общества, различных языковых, экономических классов и приверженцев разных политических взглядов:

  • Количество погибших минимум 800 000 человек (по разным источникам до 1 000 000 человек);
  • Погибли в основном этнические народности тутси и хуту;
  • Зверские способы убийства с помощью мачете и др. видов холодного оружия (кирки, мотыги, тесла…);
  • Бессмысленная для XX века, первобытная дикость (происходившая в 1994 году);
  • Экстремизм хуту;
  • Всего за 100 дней столько жертв;
  • Весь мир был «очевидцами», но никто ничего не предпринял.

Эти ключевые моменты канонизируются и систематически цементируются в сознании людей на протяжении более чем 20 лет благодаря пропаганде СМИ, радиопрограммам, фотографиям, видео и кинофильмам. Официальные повествования о событиях были очень скупыми на правду. Все знают только, что тутси были жертвами, а хуту угнетателями.

Двадцать лет прошло со времени ключевых событий 1994 года, и потребители новостей СМИ, в т.ч. духовенство, политики, учёные и многие другие, должны понимать ответственность за своё собственное участие в истерии вокруг вопроса о «геноциде в Руанде». Что послужило основой для, так называемых, «100 дней геноцида», которые начались 6 апреля 1994 года и продолжались до 15 июля 1994 года в Руанде?

Прежде чем оплакивать жизни и смерти в Руанде, необходимо искоренить невежество в этом вопросе, знать и понимать некоторые критические факты.

«Хуту» и «Тутси» — это не просто дикие племена коренных африканцев, это социально-политические и социально экономические категории.

До имперской оккупации коренным населением Руанды, Уганды были хуту, они вели сельскохозяйственный образ жизни. После 1890 года племена тутси, которые были скотоводами, начали насильно вытеснять хуту и составили уже 20% населения Руанды.

Сначала немцы в 1916 году, а затем бельгийцы превратили Руанду в свою колонию, поставив тутси во все структуры власти, постепенно превращая массы хуту в рабов.

Тутси служили колониальными оккупантами, используя жестокость и терроризм, они держали хуту в качестве рабов на полях. Хотя языковых различий между ними не было, существовало много смешанных браков, и тутси были в этническом меньшинстве, они считались элитой.

Хуту были ниже ростом и имели меньший размер черепа. Во времена колонизаторства Руанды бельгийцами, национальность детей записывали по национальности отца.

: Хуту становятся «угнетателями», а тутси «жертвами»

К 1959 году в Руанде начались гражданские столкновения между хуту и тутси, терпение хуту кончилось, они перешли к партизанской войне, сжигали дома и убивали тутси.

В революции 1959-1960 годов в Руанде при поддержке бельгийских католических священников хуту свергли монархию тутси. Многих убили, тысячи элиты тутси, связанные с бывшей властью, бежали из страны, в основном в Бурунди, Танзанию и Уганду. Те, кто остались, в ближайшие 30 лет вели партизанские войны.

Бельгийские колонизаторы сменили свою поддержку, и, для защиты своих интересов, поставили некоторых вождей хуту у власти. В 1962 году Руанда получила независимость с правительством хуту во главе.

Элита тутси, веря, что они избранный народ Божий и рождены господствовать над миллионами хуту, стали называть себя жертвами, а хуту угнетателями. За пределами Руанды тутси создали Движение неприсоединения, они накапливали вооружение, обучались террористическим методам.

С середины 1960-х и в начале 1970-х годов они организовали в Руанде самый вопиющий терроризм. Нападая под покровом ночи, тутси подвергали репрессиям франкоязычных, а обвиняли в карательных злодеяниях представителей хуту. Проводя партизанские рейды, они взрывали кафе, ночные клубы, бары, рестораны, автобусные остановки. Тем самым демонстрировали очень реальную картину страданий и притеснений франкоязычных тутси внутри Руанды.

Самая многочисленная диаспора беженцев тутси находилась в Уганде, где с 1986 года пришёл к власти президент Мусевени. Там в 1987 году возникла политическая партия Патриотический фронт Руанды (сейчас ПФР правящая партия в Руанде). В 1990 году небольшая группа ПФР (около 500 человек) из Уганды перешла границу и напала на Руанду.

Вылазка боевиков была отбита превышающей численностью армии Руанды. Бельгийцы способствовали установлению перемирия, которое продержалось с октября до декабря. В 1991 году стягивалось вооружение, война шла мелкими очагами.

В Руанде с 1973 года по апрель 1994 года при поддержке Франции правил президент хуту Ювенал Хабиаримана. Он был приверженцем однопартийной диктатуры, но шёл на уступки некоторых франкоязычных тутси, оставшихся в Руанде в небольшом количестве.

Хуту, получившие полный контроль над Руандой, были главной причиной вражды, они хотели полностью уничтожить всех тутси и даже некоторых хуту, симпатизирующих и оправдывающих тутси. Экстремистские хуту за ночные вылазки назвали тутси тараканами, против которых и начали геноцид.

6 апреля 1994 года самолёт c двумя президентами, в том числе и Ювеналом Хабиариманом, был сбит. Экстремисты получили повод начать кровавую бойню, в которой за один день уничтожили 500 человек. Они зверски расправились с бельгийскими миротворцами в аэропорту, когда те получили приказ сложить оружие.

Пришло время бежать, и многие иностранцы, в основном французы и бельгийцы, стали покидать страну. Радикальные хуту стали смертельными врагами и целью тысячи террористов в Уганде.

Тутси, считавшие себя жертвами геноцида, 7-го апреля 1994 года снова начали наступление, к этому моменту ПФР насчитывал уже более 15 тыс.чел. Они жгли целые деревни, создавали крематории, в лагерях заражали воду и отравляли людей тысячами. Скорость убийств была в пять раз выше, чем в немецких концлагерях (в которых нацисты к тому же проводили ).

Убийства носили зверский характер. Чтобы экономить боеприпасы, тутси и хуту сражались с помощью мачете, своим противникам они отрезали конечности, подвергали жесточайшим пыткам, а потом уже отрубали головы и в качестве трофеев складировали черепа. Всего с обеих сторон потери за последующие три месяца составили более 800 000 человек.

Кошмар закончился в июле 1994 года, после того, как силы ПФР полностью взяли под контроль всю страну.

Почему весной 1994 года власти Руанды организовали массовые убийства представителей народности тутси, какую роль в этом сыграли средства массовой информации и почему после этих событий Руанда из франкоязычной страны стала англоязычной? Об этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, заместитель директора Института Африки РАН Дмитрий Бондаренко.

«Лента.ру»: Что послужило причиной геноцида в Руанде, когда в этом небольшом, до этого события мало кому известном африканском государстве за три месяца было убито около миллиона человек?

Дмитрий Бондаренко: Действительно, это были сто дней, которые воистину потрясли мир. К весне 1994 года большинство населения Руанды (85 процентов) относилось к народности хуту, а меньшинство (14 процентов) - к народности тутси. Еще около одного процента населения составляли пигмеи тва.

Тайна гибели президентов

Исторически так сложилось, что в доколониальный период вся политическая, экономическая и культурная элита Руанды состояла из представителей тутси. Государство в Руанде возникло в XVI веке, когда с севера пришли скотоводы-тутси и подчинили племена земледельцев-хуту. Когда в 1880-е годы пришли немцы, которых после Первой мировой войны сменили бельгийцы, тутси перешли на язык хуту и сильно перемешались с ними. К тому времени понятием хуту или тутси обозначалось не столько этническое происхождение человека, сколько его социальный статус.

То есть хуту находились в подчиненном положении по отношению к тутси?

Не совсем так. В целом это утверждение верно, но к тому времени когда в Руанду пришли европейцы, уже появились разбогатевшие хуту. Они обзавелись своим скотом и повысили свой статус до уровня тутси.

Бельгийские колонизаторы сделали ставку на правившее тогда меньшинство - тутси. Они ввели систему, очень напоминающую советскую прописку - каждую семью прикрепляли к своему холму (Руанду часто неофициально называют «страной тысячи холмов»), и она должна была обозначить свою национальность: тутси или хуту. Естественный процесс слияния двух народов был искусственно прерван.

Во многом эта бельгийская политика по принципу «разделяй и властвуй» предопределила резню 1994 года. Бельгийцы, уходя в 1962 году из Руанды, передали власть, до этого принадлежавшую меньшинству тутси, большинству хуту. С этого времени в стране стало открыто нарастать напряжение между ними. Начались столкновения, апофеозом которых стал геноцид тутси в 1994 году.

То есть события 1994 года произошли не спонтанно?

Конечно. Межэтнические конфликты в Руанде разгорались и раньше: в 1970-е и 1980-е годы, просто они не достигали таких масштабов. После этих погромов некоторая часть тутси укрылась в соседней Уганде, где при поддержке местных властей был сформирован «Патриотический фронт», стремившийся вооруженным путем свергнуть правящий режим хуту. В 1990 году почти удалось это сделать, но на помощь хуту пришли французские и конголезские войска. Непосредственным поводом к резне стало убийство президента страны Жювеналя Хабиариманы, самолет которого сбили при подлете к столице.

Известно, кто это сделал?

До сих пор неясно. Естественно, хуту и тутси сразу обменялись взаимными обвинениями в причастности к этому преступлению. Хабиаримана вместе с президентом Бурунди Сиприеном Нтарьямирой возвращался из Танзании, где проходил саммит глав государств региона, главной темой которого было урегулирование ситуации в Руанде. По одной из версий, на нем было достигнуто соглашение о частичном допуске представителей тутси к управлению страной, что категорически не устраивало властную верхушку хуту, которая и организовала заговор. Такая трактовка имеет право на существование наряду с прочими, поскольку массовые убийства тутси начались буквально через несколько часов после крушения президентского самолета.

Убийственная пресса

Правда ли, что большинство жертв геноцида были даже не расстреляны, а просто забиты мотыгами?

Там творились немыслимые вещи. В Кигали, столице Руанды, есть Центр изучения геноцида, по сути своей являющийся музеем. Я посещал его и был поражен тому, какую изощренность может проявлять ум человека в изобретении способов уничтожения себе подобных.

Вообще, когда попадаешь в такие места, начинаешь поневоле задумываться о нашей природе. В этом заведении есть отдельный зал, посвященный людям, сопротивлявшимся геноциду. Резня была организована государством, в местные администрации поступали прямые указания уничтожать тутси, а списки неблагонадежных лиц зачитывались по радио.

Вы говорите про печально известное «Свободное радио тысячи холмов»?

Не только. Геноцид провоцировали и другие СМИ. Почему-то у нас в России многие считают, что «Радио тысячи холмов» было государственной структурой. На самом деле это была частная компания, но тесно связанная с государством и получавшая от него финансирование. На этой радиостанции говорили о необходимости «истреблять тараканов» и «валить высокие деревья», что многими в стране было воспринято как сигналы к уничтожению тутси. Хотя, помимо опосредованных призывов к резне, в эфире часто звучали и прямые подстрекательства к погромам.

Но потом многие сотрудники «Свободного радио тысячи холмов» были осуждены за подстрекательство к геноциду?

Многие, но не все. Перед Международным трибуналом по Руанде предстали главные «звезды» радиостанции Анани Нкурунзиза и Хабимана Кантано, призывавшие в прямом эфире убивать тутси. Затем за аналогичные преступления были осуждены и другие журналисты - Бернар Мукинго (на пожизненный срок) и Валери Бемерики.

А как население Руанды в 1994 году отреагировало на эти призывы?

Известно как - в стране началась настоящая резня, но, к чести руандийцев, не все поддались массовому психозу и государственной пропаганде. В одной из провинций местного чиновника, отказавшегося выполнять приказы убивать тутси, закопали заживо вместе с одиннадцатью членами его семьи. Известна история женщины, прятавшей в своей хижине под кроватью семнадцать человек. Она умело воспользовалась своей репутацией колдуньи, поэтому погромщики и солдаты побоялись обыскать ее жилище.

Символом сопротивления безумию, охватившему тогда Руанду, стал управляющий столичного отеля «Тысяча холмов» Поль Русесабаджина. Сам он хуту, а его жена – тутси. Русесабаджину часто называют «руандийским Шиндлером», потому что он укрыл в своей гостинице и спас от верной гибели 1268 человек. На основе его воспоминаний в Голливуде десять лет назад был снят знаменитый фильм «Отель "Руанда"». Кстати, потом Русесабаджина стал диссидентом и эмигрировал в Бельгию. Сейчас он находится в жесткой оппозиции к существующему в Руанде политическому режиму.

Руанда сегодня

Действительно ли в ходе геноцида 1994 года пострадали не только тутси, но и хуту?

Это так - примерно 10 процентов жертв массовых убийств составляли именно хуту. Кстати, Поль Русесабаджина, будучи этническим хуту, именно в этом и обвинял правительство, пришедшее к власти после тех страшных событий.

Как сейчас живет Руанда и преодолела ли она последствия геноцида 1994 года?

После 1994 года ситуация в стране радикально изменилась, произошла полная смена элит, и теперь она активно развивается. Сейчас в Руанду идут большие западные инвестиции и гуманитарная помощь, прежде всего из США и Евросоюза. Я сам видел, что на местных рынках крестьяне продают картошку в мешках с лейблом USAID (Агентства США по международному развитию - прим. «Ленты.ру» ), то есть в мешках из-под гуманитарной помощи, - настолько велики ее размеры. Экономика Руанды растет, но в стране установился очень жесткий политический режим. Хотя в реальности у власти с 1994 года находятся тутси, официальная идеология в стране такова: нет ни хуту, ни тутси, есть только руандийцы. После геноцида активизировался процесс строительства единой нации.

Сейчас Руанда старается позиционировать себя как современное государство. Например, она проводит политику повсеместной компьютеризации - оптоволоконные кабели тянут даже в самые отдаленные деревни, хотя сельская глубинка во многом продолжает оставаться патриархальной.

Нынешняя Руанда ориентируется на Запад, в первую очередь США. В то же время в этой стране, как и повсеместно в Африке, проявляет активность Китай. Необходимо отметить и то, что несколько лет назад Руанда восстановила свое посольство в Москве, закрытое в середине 1990-х годов. Государственный язык она сменила с французского на английский. Во время геноцида большинство беженцев укрывалось в соседних англоязычных странах, где выросло новое поколение, почти не говорящее по-французски.

С Францией, которая в событиях 1994 года сыграла очень неблаговидную роль, складываются очень непростые отношения. Она поддерживала режим хуту, который организовывал геноцид, и на французских самолетах бежали из страны многие его вдохновители и идеологи. В современной Руанде до сих пор принято отрицательно относиться ко всему французскому.

Почему мировое сообщество так поздно спохватилось и фактически проморгало геноцид?

Скорее всего, оно недооценило масштаб события. К сожалению, для Африки массовые убийства не редкость, да и Руанда тогда была на периферии внимания международной общественности, озабоченной войной в Боснии. В ООН спохватились, когда счет убитым пошел на сотни тысяч. Поначалу, в апреле 1994 года, когда геноцид уже начался, Совет Безопасности ООН решил сократить численность миротворческого контингента в Руанде почти в двадцать раз – до 270 человек. Причем это решение было принято единогласно, за него проголосовала и Россия.

К сожалению история многих африканских стран (впрочем, как и история многих европейских или азиатских стран) имеет немало темных пятен: войн, бедствий, эпидемий, катастроф, голода и даже такого ужасного явления человеческой истории как геноцид — полное уничтожение представителей определенного народа или этноса. Самый страшный геноцид в истории был начат Адольфом Гитлером против евреев, результаты его более чем ужасные – 6000000 евреев, проживавших в разных странах Европы, были уничтожены нацистами, погибли в концлагерях, были расстреляны и замучены. Это великая трагедия, но кроме этого были геноциды и поменьше, например геноцид армян, устроенный турками в начале 20-го века, или ужасный геноцид народа Камбоджии, устроенный кровавым коммунистическим диктатором Пол Потом против своего собственного народа в 60-е годы прошлого века. Но был один геноцид, о котором мало кто знает, и что удивительно, он был совсем недавно, каких-то 20 лет назад, в 1994 году в одной восточноафриканской стране — Руанде.

Жертвами этого геноцида стали 800 000 руандийцев (почти целое население большого города), представителей племени Тутси, которые были убиты своими же согражданами, тоже руандийцами, но представителями другого племени — Хуту. Но прежде чем понять, почему так произошло, нужно заглянуть в историю этой африканской страны.

ПРЕДИСТОРИЯ

Руанда — небольшая страна в центрально-восточной . С давних времен ее населяли несколько племен, наиболее крупными из которых собственно были племена Хуту и Тутси. Племена Хуту вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, Тутси же наоборот были кочевниками-скотоводами, с большими стадами скота (крупного и рогатого) кочевали то тут, то там. И конечно как всякие порядочные кочевники Тутси были более воинственными, и в какой-то период древней истории Руанды они покорили оседлые земледельческие племена Хуту.

Далее руандийское общество поделилось на две касты — господствующие Тутси, которые занимали все руководящие должности (в том числе должность короля Руанды) и наиболее состоятельную часть населения и так называемый «пролетариат» Хуту. И что интересно, для нас представители, что племен Хуту, что Тутси на первый взгляд были бы на одно лицо, но на самом деле они отличаются по некоторым малозаметным признакам: у Тутси как правило, немного другая форма носа. Также на протяжении многих веков господства Тутси были запрещены смешанные браки между представителями разных племен, это и привело к тому, что эти племена не растворились друг в друге. (А жаль, потому что тогда может и не было бы этого трагического геноцида, как видим расизм, даже африканский, между различными племенами, до добра не доводит).

Но вот наступило 20-й век, в Руанду приехали белые европейцы. Сначала короли Тутси присягнули на верность германскому кайзеру, но в течение первой мировой войны бельгийские войска напали на ее территорию и полностью ее захватили в 1916 году. Дальше и вплоть до 1962 года Руанда была бельгийской колонией. Впервые годы бельгийского господства представители племени Тутси сохранили свои привилегии и аристократическое положение, но начиная с 50-х годов бельгийские колонизаторы начали урезать права Тутси, а на руководящие должности все чаще назначались представители «пролетариата», выходцы из племени Хуту. Среди последних тоже все более нарастало недовольство многовековым гнетом Тутси, которое в 1959 году перешло в отрытое восстание против короля Тутси. Восстание вылилось в настоящую маленькую гражданскую войну, результатом которой стала ликвидация монархии (в 1960 году), многие представители племени Тутси стали беженцами в соседних странах: Танзании и Уганде. Руанда стала президентской республикой и одновременно получила независимость, первым президентом, и фактически руководителем государства впервые стал представитель племени Хуту, человек по имени Каибанда.

Однако президентом Каибанда пробыл недолго, в результате военного путча к власти пришел тогдашний министр обороны страны, генерал-майор Жювеналь Хабьяримана (кстати, тоже Хуту). Впрочем, это типичная ситуация для Африканских стран второй половины ХХ века, где военные перевороты стали привычным и даже обыденным явлением.

Так шли годы, и уже подходил к концу 20-й век, наступили 90-е годы, уже развалился Советский Союз, мир все больше набирал признаков глобализации (автор этой статьи в то время пошел в школу), в Руанде же потомки Тутси, которые стали беженцами еще в 60-е годы задумали вернуть себе власть и создали так называемый Национальный фронт Руанды (далее НРФ), который недолго думая начал боевые действия против руандийского правительства Хуту. Как известно, одна агрессия вызывает еще большую агрессию, а насилие всегда порождает еще большее насилие, поэтому среди племен Хуту стали активно расти ненавистнические настроения против Тутси, которые в их воображении представлялись в образе многовековых поработителей. Кроме того Тутси часто были начальниками Хуту (а кто вообще любит своих начальников), часто Тутси были более богаче (а зависть еще со времен библейского Каина, является причиной чуть ли не всех преступлений). В то же время образовалась экстремистская организация Хуту — Интерахамве (на руандийском языке — «те, кто нападает вместе»). Она то и стала главным лезвием геноцида.

НАЧАЛО ГЕНОЦИДА

Но давайте по порядку: сначала президент Руанды старый вояка Жювеналь Хабьяримана пытался мирно все уладить с Тутси. Это вызвало недовольство среди радикально настроенных Хуту. Последние по «хорошей» африканской сделали очередной переворот — 6 апреля 1994 президент возвращался самолетом из какой-то международной африканской конференции, уже на подлете к земле президентский самолет был сбит из ПЗРК (переносной зенитно-ракетный комплекс) военизированной группировкой радикальных Хуту. В убийстве же президента радикальные Хуту, которые сами совершили это преступление, обвинили, именно так — ненавистных Тутси. С этого момента по всей территории страны прокатилась волна насилия, Тутси часто жившие по соседству с Хуту, становились жертвами своих собственных соседей. Особенно свирепствовала Интерахамве, убивая не только Тутси, но и умеренных Хуту, которые не поддерживали это кровавое безумие, или даже скрывали у себе Тутси. Интерахамбве убивало всех Тутси без разбора, женщин, стариков, маленьких детей. Скорость убийств Тутси в Руанде в 5 раз превышала скорость убийств в немецких концентрационных лагерях в годы второй мировой войны.

Под раздачу также попал десяток бельгийских миротворцев ООН, которые охраняли премьер-министра Руанды, Агату Увилингийману, она принадлежала к умеренным Хуту и была сторонницей мирного диалога с Тутси. Поэтому после смерти президента она стала одной из первых жертв насилия, вскоре захлестнувшего страну. Ее дом окружили члены все той же пресловутой Интерахамве, бельгийским миротворцам, охранявшим премьер-министра, предложили сдаться, обещая жизнь, но после коварно убили. Погибла и премьер-министр Агата Увилингиймана вместе со своим мужем, но к счастью им удалось спрятать и спасти своих детей (сейчас они нашли политическое убежище в Швейцарии).

РАДИО 1000 ХОЛМОВ И ЕГО РОЛЬ В ГЕНОЦИДЕ.

Особая роль в руандийском геноциде 1994 года принадлежит радиостанции радикальных Хуту, известной как «Радио 1000 холмов». На самом деле деятельность руандийского «Радио 1000 холмов» весьма поучительна для сегодняшних событий, происходящих в России и Украине, когда средства массовой информации (скорее дезинформации) своими лживыми репортажами (там о «распятых мальчиках», «зверствах киевской хунты», «двух рабов с Донбасса» и т.п.) целенаправленно нагнетают национальную вражду между двумя народами. То же делало Радио 1000 холмов, нагнетая настоящую ненависть и вражду среди Хуту по отношению к племени Тутси, «едящих детей Хуту», и «вообще даже не люди, а тараканы, которых всем порядочным Хуту надо истреблять». И знаете что интересно, в отдаленных руандийских селах, где «Радио 1000 холмов» не транслировалось, уровень насилия был или в разы меньше, или даже вообще отсутствовал.

Фактически геноцид в Руанде — это очень показательный пример, как СМИ (в данном случае захудалая африканская радиостанция) может влиять на общественное мнение, вызывая настоящее массовое безумие, когда сосед, живший рядом с тобой всю жизнь, и казалось бы вполне нормальный человек, теперь идет тебя убивать, только за то, что ты принадлежишь к другому племенному этносу, за то, что у тебя немного другой формы нос. А теперь признайтесь, у кого есть знакомые русские, которые тоже, казалось, были вполне себе нормальными людьми, а теперь тебя ненавидят за то, что ты укроп, правосек, фашист-людоед-бандеровец и далее по списку. Теперь понимаете, почему так происходит, если даже радиостанция может реально убивать. Так было в Руанде, радио действительно убивало, с радиоприемником в одной руке, и окровавленным мачете в другой члены Интерахамве ходили с одного дома в другой, убивая всех Тутси, при этом вдохновляясь радиотрансляциями, призывающими убивать всех Тутси словно тараканов. Сейчас диджей этого радио и его основатель отбывают пожизненное заключение за преступление против человечества — разжигания геноцида в Руанде. Интересно будет такое же справедливое наказание для представителей российских СМИ? Оставим этот вопрос открытым.

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА

Интересно, что сделало международное сообщество, чтобы остановить геноцид. Знаете, ровным счетом — НИЧЕГО. Хотя конечно на заседании совета безопасности ООН представители разных стран очень даже обеспокоились этими событиями, но мы-то знаем, чего стоит их обеспокоенность. Даже Бельгия, у которой погибли собственные миротворцы, не предприняла никаких активных действий, максимум это срочно эвакуировали из страны всех европейцев и американцев, которые на тот момент там были. И все.

Особенно позорным было поведение солдат ООН в руандийской школе «Дон Боско». Там находился штаб контингента миротворцев ООН и туда под защиту ооновских солдат сбежались сотни Тутси, спасаясь от преследующих их Интерахамве. Вскоре солдатам ООН был дан приказ об эвакуации, и что они сделали, просто оставили на произвол судьбы, фактически на верную смерть, сотни человек, женщин, детей Тутси, которые нашли в школе временный приют. Сразу, после того как солдаты ООН покинули школу, Интерхамбве устроили там кровавую резню.

ЗАВЕРШЕНИЕ ГЕНОЦИДА

После начала кровавого безумия, захлестнувшего Руанду, военизированные формирования Тутси, находящиеся в соседних странах, их Национальный фронт Руанды НФР сразу начал активное наступление на страну, с целью спасти своих соплеменников Тутси. И так как воевать они научились неплохо, очень скоро почти вся страна была освобождена от радикальных Хуту, многие из которых уже в свою очередь начали убегать из Руанды боясь теперь уже ответного геноцида Хуту со стороны Тутсти.

Экономические последствия геноцида были ужасные, вскоре после него наступил голод (ведь ни был собран урожай) и всевозможные эпидемии, вызванные ужасной антисанитарией в лагерях для беженцев, куда стекались, как Тутси спасаясь от Хуту, а потом уже и Хуту спасаясь от Тутси. Пусть эти ужасные события станут хоть темным, но поучительным историческим уроком для всех нас.

ГЕНОЦИД В РУАНДЕ В КИНЕМАТОГРАФЕ

И в завершение, это событие нашло свое воплощение в кинематографе, хороший об этих событиях был снят в 2005 году под названием «Отстреливая собак» о девочке Тутси пережившей вышеупомянутую резню в школе Дон Боско, о позорном уходе ооновских миротворцев, о католическом священнике, оказавшемся в эпицентре этого кошмара.

Но лучший фильм снятый за этими событиями — это «Отель Руанда», всем советую его посмотреть, в нем показано как простой служащий руандийского отеля, кстати из племени Хуту, рискуя своей жизнью спасает своих соотечественников Тутси от собственных же фанатичных соплеменников Хуту. Фильм показывает человечность отвагу и благородство простого человека, который в этом безумии не утратил свое человеческое лицо. Этот фильм, как и «Отстреливая собак» снят по реальным событиям, все показанное там не художественная выдумка, а происходило на самом деле.