Какая зависимость существует между синусом косинусом. Соотношение между тригонометрическими функциями одного и того же угла
Равнина - это разновидность рельефа, представляющая собой ровное обширное пространство. Более двух третьих территории России заняты равнинами. Для них характерен небольшой уклон и незначительные колебания высот местности. Подобный рельеф встречается и на дне морских акваторий. Территорию равнин могут занимать любые : пустыни, степи, смешанные леса, и т.д.
Карта крупнейших равнин России
Большая часть страны расположена на относительно равнинном типе местности. Благоприятные позволили человеку заниматься скотоводством, строить большие поселения и дороги. На равнинах легче всего вести строительную деятельность. На них сосредоточено много полезных ископаемых и других , включая , и .
Ниже представлены карты, характеристика и фото пейзажей самых больших равнин на территории России.
Восточно-Европейская равнина
Восточно-Европейская равнина на карте России
Площадь территории Восточно-Европейской равнины составляет примерно 4 млн. км². Естественной северной границей являются Белое и Баренцево моря, на юге земли омывают Азовское и Каспийское моря. Река Висла считается западной границей, а Уральские горы - восточной.
В основании равнины лежит Русская платформа и Скифская плита, фундамент покрывают толщи осадочных пород. Там, где основание приподнято, образовались возвышенности: Приднепровская, Среднерусская, Приволжская. В местах, где фундамент глубоко опущен, залегают низменности: Печорская, Причерноморская, Прикаспийская.
Территория расположена в умеренной широте. На равнину проникают атлантические воздушные массы, принося с собой осадки. В западной части теплее, чем на востоке. Минимальная температура января составляет -14˚C. Летом воздух с Арктики дарит прохладу. Крупнейшие реки текут на юг. Короткие реки, Онега, Северная Двина, Печора, направлены на север. Неман, Нева и Западная Двина несут воды в западном направлении. На зиму все они замерзают. Весной начинаются половодья.
На Восточно-Европейской равнине проживает половина населения страны. Почти все лесные массивы представляют собой вторичный лес, очень много полей и пашен. На территории залегает много полезных ископаемых.
Западно-Сибирская равнина
Западно-Сибирская равнина на карте России
Площадь территории равнины составляет около 2,6 млн. км². Западной границей являются Уральские горы, на востоке равнина оканчивается Средне-Сибирским плоскогорьем. Карское море омывает северную часть. Южной границей считается Казахский мелкопесочник.
В основании лежит Западно-Сибирская плита, на поверхности залегают осадочные породы. Южная часть выше северной и центральной. Максимальная высота составляет 300 м. Края равнины представлены Кетско-Тымской, Кулундинской, Ишимской и Туринской равнинами. Кроме этого, там находится Нижнеенисейская, Верхнетазовская и Северо-Сосьвинская возвышенность. Сибирские увалы - комплекс возвышенностей на западе равнины.
Западно-Сибирская равнина лежит в трех : арктическом, субарктическом и умеренном. Из-за пониженного давления на территорию проникает арктический воздух, циклоны активно развиваются на севере. Осадки распределены неравномерно, максимальное число приходится на среднюю часть. Больше всего осадков выпадает в период с мая по октябрь. В южной полосе летом часто случаются грозы.
Реки текут медленно, на равнине образовалось много болот. У всех водоемов равнинный характер, они имеют малый уклон. Тобол, Иртыш и Обь берут начало в гористой местности, поэтому их режим зависит от таяния льдов в горах. Большинство водоемов имеет северо-западное направление. Весной наступает продолжительное половодье.
Нефть и газ являются главными богатствами равнины. Всего насчитывается более пятисот месторождений горючих полезных ископаемых. Кроме них, в недрах находятся месторождения угля, руды и ртути.
Зона степей, расположенная на юге равнины, почти полностью распахана. На черноземной земле располагаются поля яровой пшеницы. Распашка, длившаяся много лет, привела к образованию эрозий и пылевых бурь. В степях находится много соляных озер, из которых добывают поваренную соль и соду.
Среднесибирское плоскогорье
Среднесибирское плоскогорье на карте России
Площадь территории плоскогорья составляет 3,5 млн. км². На севере оно граничит с Северо-Сибирской низменностью. Восточные Саяны являются естественной границей на юге. На западе земли берут начало у реки Енисей, на востоке оканчиваются у долины реки Лена.
В основе плоскогорья лежит Тихоокеанская литосферная плита. Из-за нее земная кора значительно приподнялась. Средние значения высот составляют 500 м. Плато Путорана на северо-западе достигают 1701 м в высоту. Горы Бырранга находятся на Таймыре, их высота превышает тысячу метров. В Средней Сибири есть только две низменности: Северо-Сибирская и Центрально-Якутская. Здесь много озер.
Большая часть территорий располагается в арктическом и субарктическом поясах. Плоскогорье отгорожено от теплых морей. Из-за высоких гор осадки распределяются неравномерно. Они выпадают в большом количестве летом. Земли сильно охлаждаются зимой. Минимальная январская отметка составляет -40˚C. Сухой воздух и отсутствие ветров помогают перенести такие непростые условия. В холодный сезон формируются мощные антициклоны. Осадков зимой мало. Летом устанавливается циклонический тип погоды. Средняя температура в этот период составляет +19˚C.
Через низменность протекают крупнейшие реки Енисей, Ангара, Лена, Хатанга. Они пересекают разломы земной коры, поэтому имеют много порогов и ущелий. Все реки судоходные. Средняя Сибирь обладает колоссальными ресурсами гидроэнергии. Большинство крупных рек расположено на севере.
Почти вся территория расположена в зоне . Леса представлены лиственничными породами, которые сбрасывают на зиму хвою. Сосновые леса растут по долинам Лены и Ангары. В тундре встречаются кустарники, лишайники и мхи.
В Сибири очень много полезных ископаемых. Здесь есть залежи руды, угля, нефти. На юго-востоке находятся месторождения платины. В Центрально-Якутской низменности имеются залежи соли. На реках Нижняя Тунгуска и Курейка находятся залежи графита. Алмазные месторождения расположены на северо-востоке.
Из-за сложных климатических условий крупные населенные пункты расположены только на юге. Хозяйственная деятельность человека сосредоточена на горнодобывающей и лесозаготовительной промышленности.
Азово-Кубанская равнина
Азово-Кубанская равнина (Кубано-Приазовская низменность) на карте России
Азово-Кубанская равнина является продолжением Восточно-Европейской равнины, ее площадь составляет 50 тыс. км². Река Кубань является южной границей, а северной - река Егорлык. На востоке низменность оканчивается Кумо-Манычской впадиной, западная часть выходит к Азовскому морю.
Равнина лежит на Скифской плите и представляет собой целинную степь. Максимальная высота составляет 150 м. В центральной части равнины протекают крупные реки Челбас, Бейсуг, Кубань, есть группа карстовых озер. Равнина находится в континентальном поясе. Теплые смягчают местный климат. Зимой температура редко опускается ниже -5˚C. Летом столбик термометра показывает +25˚C.
В состав равнины входят три низменности: Прикубанская, Приазовская и Кубанско-Приазовская. Реки часто подтапливают населенные пункты. На территории есть газовые месторождения. Регион славится черноземными плодородными почвами. Почти вся территория освоена человеком. Люди выращивают злаковые. Разнообразие флоры сохранилось только вдоль рек и в лесных массивах.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Земной поверхности. На суше равнины занимают около 20% площади, наиболее обширные из них приурочены и .Все равнины характеризуются малыми колебаниями высот и незначительными уклонами (склоны достигают 5°). По абсолютной высоте различают следующие равнины: низменности - абсолютная высота их от 0 до 200 м (Амазонская);
- возвышенности - от 200 до 500 м над уровнем океана (Среднерусская);
- нагорные, или плоскогорья - свыше 500 м над уровнем океана ();
- равнины, лежащие ниже уровня океана, называются депрессиями (Прикаспийская).
По общему характеру поверхности равнины бывают горизонтальные, выпуклые, вогнутые, плоские, холмистые.
По происхождению равнин различают следующие типы:
- морские аккумулятивные (см. ). Такова, например, низменность с ее осадочным чехлом из морских молодых напластований;
- материковые аккумулятивные . Они образовались следующим образом: у подножия гор отлагаются выносимые с них потоками воды продукты разрушения . Такие равнины имеют небольшой наклон к уровню моря. К ним чаще всего относят краевые низменности;
- речные аккумулятивные . Они образуются вследствие отложения и накопления рыхлых пород, принесенных ();
- абразионные равнины (см. Абразия). Они возникли в результате разрушения берегов деятельностью моря. Эти равнины возникают тем быстрее, чем слабее горные породы и чаще волнения, ;
- структурные равнины . Они имеют очень сложное происхождение. В далеком прошлом они были горными странами. В течение миллионов лет горы разрушались внешними силами, иногда до стадии почти равнин (пенепленов), затем в результате возникли трещины, разломы, по которым излилась на поверхность ; она, как броня, прикрыла прежние неровности рельефа, ее же собственная поверхность сохранилась ровной или ступенчатой в результате излияния траппов. Это и есть структурные равнины.
Поверхность равнин, получающих достаточное увлажнение, расчленена долинами рек, испещрена сложными системами балок и .
Изучение происхождения равнин и современных форм их поверхности имеет очень важное хозяйственное значение, так как равнины густо заселены и освоены человеком. На них располагается множество населенных пунктов, густая сеть путей сообщения, большие и угодья. Поэтому именно с равнинами приходится иметь дело при освоении новых территорий, проектировании строительства населенных пунктов, путей сообщения, промышленных предприятий. В результате хозяйственной деятельности человека рельеф равнин может существенно меняться: засыпаются овраги, сооружаются насыпи, при добыче открытым способом образуются карьеры, а около шахт вырастают созданные человеком холмы из пустой породы - терриконы.
На изменение рельефа равнин океана влияют:
- , извержения , разломы земной коры. Создаваемые ими неровности преобразуются внешними процессами. Осадочные породы, оседая на дно, выравнивают его. Больше всего накапливается у подножия материкового склона. В центральных же частях океана этот процесс происходит медленно: за тысячу лет создается слой в 1 мм;
- природные течения, которые размывают и переносят рыхлые породы, иногда образуют подводные дюны.
Наиболее крупные равнины на Земле
КАРТА УРОКА «ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ СИНУСОМ, КОСИНУСОМ И ТАНГЕНСОМ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ УГЛА»
Учащийся _______________________________________________________________________
1. Я знаю материал предыдущих уроков | Баллы |
Я ответил без конспекта на все вопросы правильно. | |
Я ответил без конспекта с одной ошибкой. | |
Я ответил без конспекта и сделал более одной ошибки. | |
Я ответил правильно на все вопросы, используя конспект. | |
Я ответил, используя конспект, с одной ошибкой | |
Я ответил, используя конспект, и сделал более одной ошибки |
2. Я завершил запись примеров | Баллы |
Я выполнил все задания без ошибок | |
Я выполнил с одной ошибкой | |
Я выполнил задания и сделал более двух ошибок |
3. Я выполнил вывод формулы для нахождения синуса и косинуса | Баллы |
Я вывел формулы правильно | |
Я вывел формулы и допустил одну ошибку | |
Я вывел формулы с помощью учителя |
4. Я применил свои знания по теме: «Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла» при решении самостоятельной работы | Баллы |
Я решил примеры 1 варианта без ошибок. | |
Я решил примеры 1 варианта и допустил ошибку. | |
Я решил примеры 2 варианта без ошибок. | |
Я решил примеры 2 варианта и допустил ошибку. | |
Я решил примеры 3 варианта без ошибок | |
Я решил примеры 3 варианта и допустил ошибку. | |
Я решил примеры 4 варианта без ошибок. | |
Я решил примеры 4 варианта и допустил ошибку. |
5. Оцени себя: | |
Я понял вывод формул и могу решать примеры по данной теме с тетрадкой и помощью учителя. | |
Я понял вывод формул и могу решать примеры самостоятельно без тетради, только смотря в формулы. | |
Я понял вывод формул и могу решать примеры самостоятельно без тетради, если забуду формулу, я смогу ее вывести сам. |
Мои баллы: __________
Максимальное кол-во баллов – 22
18 – 22 балла - оценка «5»
15 – 17 баллов - оценка «4»
11 –14 баллов - оценка «3»
Менее 11 баллов - нужно прийти на консультацию в ближайшие дни, материал еще не усвоился.
«Краткий план»
Головатова Вера Анатольевна, преподаватель математики
ГБ ПОУ «Охтинский колледж»
Конспект двух уроков для обучающихся I курса (10кл.) по теме:
«Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла»
Цель: изучить зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла.
Для достижения поставленной цели необходимо:
Знать:
формулировки определений основных тригонометрических функций (синуса, косинуса и тангенса);
знаки тригонометрических функций по четвертям;
множество значений тригонометрических функций;
основные формулы тригонометрии.
Понимать:
что пользоваться основным тригонометрическим тождеством можно только для одного и того же аргумента;
алгоритм вычисления одной тригонометрической функции через другую.
Применить:
умение правильно выбрать нужную формулу для решения конкретного задания;
умение работать с простыми дробями;
умение выполнять преобразование тригонометрических выражений.
Анализ:
анализировать ошибки в логике рассуждения.
Синтез:
предложить свой способ решения примеров;
составить кроссворд, используя полученные знания.
Оценка:
знаний и умений по данной теме для использования в других разделах алгебры.
Оборудование: макет тригонометрической окружности, раздаточный справочный материал с формулами и таблицами значений тригонометрических функций, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, листы с заданиями для самостоятельной работы.
Используемые источники:
Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Ш.А.Алимов, Ю.В. Сидоров и др. Просвещение, 2006.
Задания Открытого банка для подготовки к ЕГЭ по математике, 2011 г.
Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.
Краткий план урока:
Приветствие. Сообщение цели урока и плана работы на уроке – 3-5 мин.
Актуализация знаний и умений.
Учащимся раздаются карты урока и даются пояснения как с ними работать.
На экран выводятся вопросы; учащиеся записывают ответы в тетрадь; преподаватель выводит на экран правильный ответ. После окончания опроса учащиеся выставляют баллы в карту урока для Задания № 1 – 10 мин.
Объяснение нового материала.
Преподаватель выводит формулу для основного тригонометрического тождества – 5 мин.
Учащимся предлагается самостоятельно завершить запись примеров, выведенных на экран, проверить правильность ответов и выставить баллы в карту урока для Задания № 2 – 5 мин.
Учащимся в тетради предлагается самостоятельно выразить из основного тригонометрического тождества синус через косинус и косинус через синус. На экран выводится правильный ответ, учащиеся проверяют и выставляют баллы в карту урока для Задания №3 – 5-7 мин.
Преподаватель на доске решает примеры на применение основного тригонометрического тождества. Учащиеся отвечают на вопросы преподавателя по ходу объяснения и записывают примеры себе в тетрадь – 15 мин.
Преподаватель выводит формулы, показывающие зависимость между тангенсом и котангенсом, учащиеся принимают активное участие в выводе формул, отвечают на вопросы и делают записи в тетрадь – 5 мин.
Преподаватель выводит формулы, показывающие зависимость между тангенсом и косинусом, между синусом и котангенсом – 5 мин.
К доске вызываются учащиеся по желанию и с помощью преподавателя по алгоритму выполняют решение примеров. Все остальные записывают и по мере необходимости отвечают на вопросы – 10 мин.
Закрепление изученного материала
В конце урока на экран выводятся правильные ответы, учащиеся проверяют свои ответы и выставляют баллы в карту урока для Задания № 4 – 20 мин.
Домашнее задание: Учащиеся записывают в тетрадь задание на дом – 3 мин.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексия»
После посещения семинаров по РНС и проведении урока с использованием технологической карты мне стало очевидно, что рейтинговая система стимулирует максимально возможный интерес учащихся к конкретной теме. В моем случае – это основные формулы тригонометрии.
Тригонометрия очень часто не воспринимается учащимися не столько из-за своей сложности, сколько из-за большого количества формул, с которыми нужно уметь работать.
Трудно после одного урока, проведенного с использованием технологической карты, ожидать каких-то невероятных успехов и результатов, но мне кажется, что преимущества рейтинговой системы при изучении тригонометрии и математики в целом состоят в следующем:
появилась возможность организовать и поддерживать как работу на уроке, так и самостоятельную, систематическую работу учащихся дома;
должна повыситься посещаемость и уровень дисциплины на уроках;
повышается мотивация к учебной деятельности;
уменьшаются стрессовые ситуации при получении неудовлетворительных оценок;
стимулируется творческое отношение к работе.
Единственный недостаток РНС (как мне кажется) – это большой объем работы для преподавателя, но это работа на результат. После единственного урока, проведенного по этой системе, учащиеся постоянно спрашивают, будем ли мы еще так работать. Значит, их что-то зацепило. И нужно продолжать работать.
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Какой бы уровень вы не выбрали, сначала внимательно просмотрите все задания, которые я вам раздала, а затем выполните задание, соответствующее выбранному вами уровню ( перед вами задания четырех вариантов, номер варианта соответствует уровням самооценки.)
1 вариант
Инструкция:
Инструкция:
Решите самостоятельно этим способом пример:
2 вариант
Указание: Для определения функции косинус воспользуйтесь формулой (3) из сегодняшнего урока. Не забудьте определить знак, который будет стоять перед корнем. Для вычисления значений тангенса и котангенса можно воспользоваться определением этих функций ил использовать формулы, которые мы вывели сегодня на уроке.
Указание. Сгруппируйте первый и третий члены выражения, вынесите за скобку общий множитель….
3 вариант
4 вариант
Просмотр содержимого презентации
«Презентация»
Повторение:
1. В какой четверти находится угол в
1 радиан и чему он примерно равен?
В I четверти, 1 рад. 57,3 °
2. Какое слово пропущено в определении функции синус?
Синусом угла называется ………… точки единичной окружности.
ОРДИНАТА
3. Какое слово пропущено в определении функции косинус?
Косинусом угла называется
………… точки единичной окружности.
АБСЦИССА
4. Допишите формулу:
tg
5. Определите знак произведения:
tg
6. Какое значение может принимать синус?
или
7. Вычислите:
y
B (x; y)
R
Y=sin
O
x
x=cos
Завершите запись:
x
y
x
y
x
x
x
y
x
y
x
x
- Я понял тему и могу решать примеры по алгоритму, глядя в тетрадь, но с помощью наводящих вопросов (карточка – инструкция).
- Я понял тему и могу решать примеры по алгоритму, глядя в тетрадь, используя указания преподавателя.
- + Я понял тему и могу решать примеры по алгоритму, глядя в тетрадь, без наводящих вопросов и указаний.
- + Я понял тему и могу решать примеры по алгоритму, не заглядывая в тетрадь.
1 Вариант:
3 Вариант:
2.Вариант:
4 Вариант:
А синуса график волна за волной
По оси абсцисс убегает.Из студенческой песни.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: вывод формул зависимости между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла (числа); обучение применению этих формул для вычисления значений синуса, косинуса, тангенса числа по заданному значению одного из них.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: учить анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия..
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание добросовестного отношения к труду и положительного отношения к знаниям.
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ: создание комфортного психологического климата на уроке, атмосферы сотрудничества: ученик – учитель.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА: кабинет математики.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: учебник, тетрадь, плакаты по теме урока, таблицы, компьютер, диски, экран, проектор.
МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: групповая и индивидуальная работа за партой и у доски.
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, заполнение журнала.
2. Проверка готовности учащихся к уроку: настрой учащихся на работу, доведение до них плана урока.
3. Анализ ошибок домашнего задания. На экране - картинка с верно выполненным домашним заданием. Каждый ученик проверяет с подробным фронтальным объяснением и отмечает правильность выполнения в рабочей карте урока.
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА.
С/о – самооценка.
О/т – оценка товарища.
4. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала.
Следующий этап нашего урока-диктант. Записываем кратко ответы – чертеж у нас на слайде.
Диктант (устное повторение необходимых сведений):
1. Дайте определение:
- синуса острого угла А прямоугольного треугольника;
- косинуса острого угла В прямоугольного треугольника;
- тангенса острого угла А прямоугольного треугольника;
- котангенса острого угла В прямоугольного треугольника;
- какие ограничения накладываем мы на синус и косинус при определении тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника.
2. Дайте определение:
- синуса угла a a .
- косинуса угла a через координату (какую) точки, полученной поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол a .
- тангенса угла a .
- котангенса угла a .
3. Записать знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса для углов, полученных поворотом точки Р(1;0) на угол
4. Для всех этих углов указать четверти координатной плоскости.
Ребята проверяют диктант по слайду вместе с учителем, объясняя каждое высказывание и выставляя себе оценку в рабочую карту урока.
5. Из истории тригонометрии. Современный вид тригонометрии придал крупнейший математик 18 столетия Леонард Эйлер – швейцарец по происхождению, долгие годы работавший в России и являвшийся членом Петербургской академии наук. Он ввел известные определения тригонометрических функций, сформулировал и доказал формулы приведения, с которыми вам еще предстоит встретиться, выделил классы четных и нечетных функций.
6. Введение нового материала:
Главное не просто сообщить учащимся конечные выводы, а сделать учащихся как бы участниками научного поиска: поставив вопрос, так, чтобы они, разбудив свою любознательность, включились в исследование, что способствует достижению более высокого уровня умственного развития учащихся.
Поэтому при введении нового материала я создаю проблемную ситуацию – как легче и рациональней установить зависимость между синусом и косинусом одного и того же угла – через уравнение единичной окружности или через теорему Пифагора.
Класс разбивается по вариантам на первый и второй вариант – на экране слайд с условием и чертежами, решения пока нет.
1 вариант устанавливает зависимость между синусом и косинусом через уравнение окружности с центром в начале координат и радиусом, равным 1x 2 +y 2 =1; sin 2 +cos 2 =1.
2 вариант устанавливает зависимость между синусом и косинусом через теорему Пифагора – в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов: OB 2 +AB 2 =OA 2 - и получаем sin 2 +cos 2 =1.
Сравнивают результаты, делают выводы: главный – равенство выполняется при любых значениях входящих в него букв? Ученики должны ответить, что это тождество
(на слайде показывается верное решение, как для первого, так и для второго вариантов).
Мы получили равенство справедливое при любых значениях входящих в него букв. Как называются такие равенства? Правильно – тождества.
Вспомним – какие еще тождества мы с вами знаем в алгебре – формулы сокращенного умножения:
a 2 -b 2 =(a-b)(a+b),
(a-b) 2 =a 2 -2ab+b 2 ,
(a+b) 3 =a 3 +3a 2 b+3ab 2 +b 2 ,
(a-b) 3 =a 3 -3a 2 b+3ab 3 -b 3 ,
a 3 -b 3 =(a-b)(a 2 +ab+b 2),
a 3 +b 3 =(a+b)(a 2 -ab+b 2).
Следующая проблема – а для чего мы вывели основное тригонометрическое тождество – sin 2 +cos 2 =1.
Правильно – для нахождения по одному известному нам значению синуса, косинуса или тангенса – значений всех остальных функций.
Вот теперь мы с вами всегда сможем пользоваться основным тригонометрическим тождеством, но главное – для одного и того же аргумента.
Применение полученных знаний:
1 ВАРИАНТ – выразить синус через косинус угла.
2 вариант – выразить косинус через синус угла. На слайде верный ответ
Вопрос учителя – никто не забыл проставить знаки +и - ? Каким может быть угол? – любым.
В этих формулах знак перед корнем зависит от чего? от того, в какой четверти расположен угол (аргумент) тригонометрической функции, которую мы определяем.
Выполняем у доски 2 ученика №457. – 1 – й вариант - 1, 2-й вариант - 2.
На слайде – верное решение.
Самостоятельная работа на узнавание основного тригонометрического тождества
1. найти значение выражения:
2. выразить число 1 через угол a , если
Идет взаимопроверка – по готовому слайду и оценивание работ – как самооценкой, так и оценкой товарища.
6. Закрепление нового материала (по технологии Г.Е.Хазанкина – технология опорных задач).
ЗАДАЧА 1. Вычислить ……….., если ………………………………………………………………….
1 ученик у доски самостоятельно – затем слайд с правильным решением.
ЗАДАЧА 2. Вычислить……………., если………………………………………………………………..
2-й ученик у доски, затем слайд с верным решением.
7. Физкультминутка.Я знаю, что вы уже взрослые и считаете, что совсем не устали, особенно сейчас, когда урок идет так активно, что время для нас как –бы и удлиняется– по теории относительности А.Эйнштейна, но давайте проведем гимнастику для сосудов головного мозга:
- повороты и наклоны головы вправо – влево, вверх – вниз
- массаж плечевого пояса и кожи головы – руки от кисти, лицо и затылок – сверху вниз.
- плечи поднять вверх и расслабленно “сбросить” вниз. Каждое упражнение выполняем 5-6 раз!
Выясним теперь зависимость между тангенсом и котангенсом………………………………………………………………………………………………………
Идет новое исследование на тему – каким может быть угол во втором тригонометрическом тождестве?
ГЛАВНОЕ – ВЫЯСНЕНИЕ МНОЖЕСТВА, НА КОТОРОМ ЭТИ РАВЕНСТВА ВЫПОЛНЯЮТСЯ. ОТМЕТИТЬ НА РИСУНКЕ ТОЧКИ, В КОТОРЫХ ТАНГЕНС И КОТЕНГЕНС УГЛА НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
3-й ученик у доски. Равенства справедливы при……………………….
ЗАДАЧА3. Вычислить………, если………………………….
ЗАДАЧА 4. Вычислить…………….. если ………………………………………………………………
Остальные учащиеся работают у себя в тетрадях.
1 ОПОРА………………………………………………………………………………………………
2 ОПОРА………………………………………………………………………………………………
3 ОПОРА. Применение основного тригонометрического тождества к решению задач.
8. Кроссворд. Анатоль Франс сказал как-то: “Учиться надо весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Для проверки знаний по данной теме вам предлагается кроссворд.
- Раздел математики, изучающий свойства синуса, косинуса, тангенса…
- Абсцисса точки на единичной окружности.
- Отношение косинуса к синусу.
- Синус – это…..точки на единичной окружности.
- Равенство не требующее доказательства и верное при любых значениях входящих в него букв. Называется……
Проверив кроссворд, ребята выставляют себе оценки в рабочую карту урока. Учитель выставляет оценки тем ученикам, которые особенно активно проявили себя на уроке. Итог – средний балл за работу на уроке.
9. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.
10. Подведение учителем итогов урока.
11. Домашнее задание: параграф 25 (до задачи 5), №459 (четные), 460 (четные), 463*(4). Учебник Ш.А Алимов “Алгебра и начала анализа”., 10-11, “Просвещение”., М., 2005г.