Устная или письменная появилась раньше. Устная и письменная речь

Отличительной чертой литературного языка является наличие двух форм: устной и письменной речи. Их названия свидетельствуют о том, что первая — звучащая речь, а вторая — графически закрепленная. Это их основное различие. Если спросить, какая из форм возникла раньше, то каждый ответит: устная. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков, не имеющих письменности, устная форма является единственной формой их существования.

Письменная речь обычно обращена к отсутствующему. Пишущий не видит своего читателя, а может только мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника, слушателя. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга, Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех — все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции, а то и прекратить.

Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, исправлять.

Академик Л. В. Щерба пишет:

«Литературный язык, которым мы пользуемся, — это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен».

Введенская Л.А. Культура речи — Ростов н/Д., 2001г.




Цели и задачи исследования. Разобраться в причинах появления Разобраться в причинах появления устной и письменной формы речи. Вспомнить особенности устной и письменной формы речи. Вспомнить особенности устной и письменной формы речи. Узнать, как появление данных форм речи связано с развитием человеческого общества? Узнать, как появление данных форм речи связано с развитием человеческого общества?


Ход исследования. 1.Вспомнить особенности письменной и устной формы речи. 1.Вспомнить особенности письменной и устной формы речи. 2.Сопоставить тексты в устной 2.Сопоставить тексты в устной и письменной форме. и письменной форме. 3.Подумать,какая форма речи была 3.Подумать,какая форма речи была наиболее распространённой на ран- наиболее распространённой на ран- ней стадии развития человечества. ней стадии развития человечества.


Двое на одного. Двое на одного. Вышел я на поляну…и ахнул от удивления.На краю поляны два ежа Вышел я на поляну…и ахнул от удивления.На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком Хотели его повалить,но гриб не сдавался!Вот здорово!Молодец,боровик! боролись с огромным боровиком Хотели его повалить,но гриб не сдавался!Вот здорово!Молодец,боровик!



Светильники осени. Светильники осени. В этом сером осиннике весной,бывало, тянули вальдшнепы,а теперь жёлтые листья летят. В тёмных лесах загорелись светильники, иной лист на тёмном фоне так ярко горит, Что даже больно смотреть. Липа стоит уже вся чёрная,но один яркий лист её остался,висит,как фонарь,на невидимой нити и светит. (М.Пришвин.) (М.Пришвин.)


2.Письменная форма речи:2.Письменная форма речи: -строга, сложна по форме -строга, сложна по форме -менее выразительна -менее выразительна -соблюдение литературных норм -соблюдение литературных норм -строгий выбор слов -строгий выбор слов -соблюдение орфографических и пунктуационных норм. -соблюдение орфографических и пунктуационных норм.


На основе сопоставленных текстов можно сделать следующий вывод: устная форма речи была наиболее удобной на этапе зарождения общества. Это связано с условиями жизни людей того времени и с развитием их мышления. На основе сопоставленных текстов можно сделать следующий вывод: устная форма речи была наиболее удобной на этапе зарождения общества. Это связано с условиями жизни людей того времени и с развитием их мышления.




Использованная литература 1.Львова С.И.Русский язык.6 кл.:Пособие для учащихся.-М.:Дрофа, 1.Львова С.И.Русский язык.6 кл.:Пособие для учащихся.-М.:Дрофа, с. 2.Русский язык.6 класс:Конспекты уроков по развитию речи.Сост. И.В.Ка- 2.Русский язык.6 класс:Конспекты уроков по развитию речи.Сост. И.В.Ка- расева. расева. 3.Русский язык.Справочник школьника 3.Русский язык.Справочник школьника Сост.О.В.Галаева;под ред.Славкина.-М.:


Филолог, с. 4.Франклин Фолсом Книга о языке- 4.Франклин Фолсом Книга о языке- Издательство Прогресс. Издательство Прогресс.

Русский язык (1 класс)

Тема: Язык и речь. Устная и письменная речь. Русский язык – родной язык русского народа. Русский язык – государственный язык нашей страны.

Цель: дать первоначальные представления об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения; учить различать устную и письменную речь; формировать чувство уважения к русскому языку как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, а также чувство уважения к языку других народов.

    Воспроизведение названия раздела « Наша речь», темы «Язык и речь». Повторение: что мы относим к нашей речи? (слушание, говорение, речь про себя, чтение и письмо)

    Чтение первой познавательной задачи: «Какой бывает речь? « (учебник,с.7), уточнение её понимания учащимися.

    Учитель, опираясь на уже существующий опыт детей, подводит их к тому что, наша речь существует в двух формах: устной (уста – губы) и письменной (письмо). Когда мы говорим и слушаем, пользуемся устной речью, когда пишем – письменной.

Работа с пословицами. Какая речь имеется в виду в следующих пословицах. (Учитель говорит пословицу, дети повторяют, а затем дают ответ на заданный вопрос.)

Что не складно, то не ладно (устная речь)

Что написано пером, того не вырубишь топором (письменная речь)

Что на уме, то и на языке (устная)

Хорошие речи приятно и слушать (устная)

Твоими устами да мёд пить (устная)

Чтение - вот лучшее учение (письменная)

    Сведения о языке. Из истории возникновения письменной речи.

А какая речь появилась раньше – устная или письменная?

А вы знаете, как возникла русская письменность? (учитель показывает икону Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, образцы славянской азбуки, а так же старинные книги)

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это Салоники, в Греции) жили два брата – Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Греческий царь Михаил послал братьев к славянам, так как славянский князь Ростислав просил прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, прочесть которые славяне не могли, так как у них не было своей азбуки, славяне не имели собственных букв, а значит у них не было собственной письменности.

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться «кириллицей».

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша «азбука» - дочка греческого алфавита.

Каждый год 24 мая весь православный народ отмечает день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий все славянские страны учением своим просветили и привели к вере в Господа Бога нашего Иисуса Христа. Как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Константин стал горячо молиться перед иконой Богородицы, чтобы она помогла ему придумать для славян буквы. После молебна братья и пять их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки. Всё получилось у них легко, словно само собой. Азбука складывалась, как мозаичная картина, и наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна:

В начале было Слово.

Теперь славянские народы получили письменность и могли прочесть Святое Евангелие.

Закрепление полученной в ходе беседы информации. Учитель передаёт икону Святых Кирилла и Мефодия первому ученику, а он говорит, какие это были братья по характеру. Говорит одно слово и передаёт икону следующему ученику (мудрые, трудолюбивые, умные, православные и т.д.)

    Использование устной речи учащимися на уроке . Инсценирование русской народной «Колобок».

    Использование письменной речи учащимися на уроке . Чтение диалога из сказки «Колобок» и запись названия сказки в тетрадь.

    Чтение второй учебной познавательной задачи : «Что такое родной язык?»

    Рассматривание рисунков и предложений,написанных на разных языках (учебник, упр.5,с.8)

Какой русский язык? (плавный, певучий, похожий на песню, на нём разговаривали наши прабабушки и прадедушки, великий язык)

Дети вспоминают, что на русском языке мама пела им колыбельные:

Котик серый, хвостик белый,

Приди, котик, ночевать,

Мою доченьку качать.

А уж я тебе,коту,

За работу заплачу:

Кувшин молока

Да кусок пирога.

Пестушки

Когда ребёнок учится ходить, приговаривают:

Ножки, ножки.

Куда вы бежите?

В лесок, на мошок:

Избушку мшить,

Чтоб не холодно жить.

Когда учат ребёнка прыгать, приговаривают:

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ!

Небылицы рассмешат любого ребенка (инсценирование)

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка – на кошке

По кривой дорожке.

Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

Еду сено косить.

На что тебе сено?

Коровок кормить.

На что тебе коровы?

Молоко доить.

А зачем молоко?

Ребяток кормить.

9. Запись в тетрадь словосочетаний : русский язык, родной язык.

10. Рисование флага Российской Федерации, беседа о языке: «Русский язык-государственный язык нашей страны, Российской Федерации»

11. Итог урока. Показ герба Российской Федерации. Какой здесь святой изображен? Какие святые создали нашу азбуку? Обсуждение вопросов,данных на шмуцтитуле к разделу «Наша речь».

Используемая литература.

1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.1 класс.-М.:Просвещение,2012.

2. Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками.-М.:Просвещение,2014

«Письменное умножение» - 3. На машину погрузили 25 ящиков. 2. Выполни действия: а) 25 96 4 б) 306 8 125. 3) Составьте правильные пары. б) Синбад - Мореход попал на остров. Деление натуральных чисел. Какое число задумано? Тогда Осёл и Козёл поменялись местами. Преодоление первой преграды приносит очки командам. 7. Загадки.

«Устный счёт» - Что изображено на рисунке? Цели урока: Вычислите: Какие числа называются целыми? Продолжите: А в математике? Сложение отрицательных чисел. Решите уравнения: Каково расстояние (в ед. отрезках) между: Вычислите устно: Устный счёт. Найдите сходство и различие в выражениях: Сравните:

«Устное народное творчество» - Фольклорные жанры. Сказочные «премудрости»: присказка, зачин, концовка, повтор, постоянные эпитеты. Поэтическая автобиография народа. Лирика – род литературы, в котором автор выражает свои чувства. Устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях. Приметы сказки: вымысел, занимательность, поучительность.

«Устное выступление» - Зачем Вы занимаетесь, что получат слушатели. Удобно для Интернета – библиотеки презентаций. И для заочного обучения, похоже, тоже удобно. 3. Структурирование собственной работы. Вы видели слайд «для пользователя». Отдаю приоритет самым интересным и важным для меня вопросам (и людям). Использование Microsoft Power Point (МРР) в устном выступлении.

«Как появился человек» - А чтобы разобраться самому – надо думать сообща». (Б.Васильев). 1.Дриопитек, 2.Австралопитек. 3.Человек умелый, 4.Человек прямоходящий, 5.Неандерталец, 6.Кроманьонец. Эволюция человека. «Мне необходимо разобраться самому! Какие из наших далеких предков изображены на рисунке? Как человек появился на Земле.