Смысл высказывания гоголя дивишься драгоценности нашего языка. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок!

«Я люблю свой язык: он понятен для всех, он певуч, как русский народ многолик, как держава наша, могуч!» Нельзя не согласиться со словами А.Яшина?

Писатели и поэты разных времен и народов всегда отзывались о нем с восторгом. Наш язык один из самых сильных и живых языков. Люди веками создавали гибкий, выразительный и певучий язык. В каждом слове слышится особенность национального характера. Русская речь окрашена неповторимой эмоциональностью. Великое множество оттенков настроения: раздражительность, восторг, радость и гнев, можно выразить только на нашем языке.

русская душа, эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений».

Человек не может считаться культурным без умения говорить грамотно и использовать богатейшую лексику русского языка. Огромного богатства лексических, грамматических и морфологических форм не существует ни в одном другом языке мира. Н.М.Карамзин говорил: « Язык наш выразителен не только для высокого красноречия. Для громкой живописной поэзии, но и для звуков сердца и чувствительности». Сколько замечательных произведений разных жанров написано на необычайно красивом и необычном языке?! Мы передаем всю красоту природы и внутреннего мира людей. Во все века люди выражают нежные чувства и ощущения, говорят о любви, детстве, материнстве. Слова способны вызвать слезы восторга, жалости и щемящей душу нежности.

Русский язык значим во всем мире. Самая главная причина этой значимости - это литература. Иностранцы занимаются изучением русского языка, чтобы читать великие поэтические и прозаические шедевры русских писателей. Русский язык всегда был нашей гордостью. А.С.Пушкин называл русский язык гибким и мощным в своих оборотах и средствах. Он высоко ценил русскую речь, ее свежесть, простоту и чистосердечность выражений. Мастера слова Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов, Горький и филологи Буслаев, Виноградов совершенствовали язык. Нам досталось необыкновенное бесценное наследство. Мы обязаны его хранить, не искажать, не засорять сленгами и иностранными синонимами. « Каждое слово языка есть результат мысли и чувств человека, через которые отразилось в слове природа страны и история народа»,- писал Константин Ушинский.

« все доступно нашему языку. Он властен все выразить, изобразить и передать. В нем стихийность и четкость; и простата и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность. Это язык острого слова и режущей мысли. Язык волевых решений и пророчества. Язык самобытного русского нрава. И русский народ, создавший этот язык, сам способен достигнуть душевной и духовной высоты, на которую зовет его-его язык»

Мы, молодое поколение, должны любить, изучать и сохранять наше богатейшее достояние - Русский язык! Дивиться и восторгаться драгоценности нашего языка. Воистину в нем «что ни звук, то и подарок»

Уже более века прошло с тех пор, как вышел в свет первый рассказ Сэра Артура Конан Дойла, повествующий о приключениях легендарного детектива Шерлока Хомса, но и сегодня произведения о сыщике пользуются огромной популярностью у читателей. Нас все еще волнует интрига, и возникает желание узнать разгадку очередной тайны.

Чем же Хомс так популярен? Почему спустя более ста лет он остается актуальным?

Шерлок выделяется из огромного числа героев детективного жанра тем, что в его образе переплетаются совершенно разнообразные качества. Зачастую это абсолютно противоположные черты, делающие его неординарной личностью. Он разносторонне развитый человек, обладающий многими талантами. Располагая множеством умений, он все свое существование посвящает раскрытию преступлений. При этом он старается использовать все свои возможности по максимуму. Шерлок не старается помочь людям своим призванием, он не считает служение закону долгом. Сыщик лишь пытается удовлетворить свой интерес, который чудесным образом совпадает с потребностями общества, жаждущего справедливости. У него есть убеждения, особая мораль, которой он пользуется в тех случаях, когда считает, что поступить по закону в ситуации будет несправедливо. Но эти убеждения имеют характер правил чести, жизненных принципов, основанных на честности с самим собой. Ими он никогда не злоупотребляет, а использует очень редко и исключительно во благо общества.

Шерлок ощущает почти физическую потребность в работе. Он никогда не позволяет себе скучать, а его разум постоянно работает. Сэр Артур Конан Дойл показывает нам идеальную машину мысли, созданную, чтобы безотказно и самоотверженно разгадать самые трудные и запутанные загадки жизни. Его работа не отягощена излишними эмоциями всевозможными чувствами и переживаниями, на которые обычный человек растрачивал бы уйму энергии и силы. Нет…Порою даже может показаться, что Хомс вовсе не способен чувствовать все то, что свойственно человеческой душе, но это не так. Он способен на дружбу, уважение, ненависть, просто Шерлок относится к ним с некоторым презрением и не позволяет им затмевать свой разум. Ему неведома слепая ненависть, равно как и слепая любовь.

Любовь сыщика- отдельная тема. Вообще Хомс в своей жизни любви не испытывает. Он убежденный холостяк. Но все-таки однажды детектив встречает девушку по имени Ирэн Адлер, к которой проникается особенным уважением. Возможно, у любого другого героя подобное чувство можно было бы назвать влюбленностью, но не у Шерлока… Его единственная страсть-дело, а единственная слабость-азарт. К своей работе он относится как к игре, и когда им овладевает азарт, он становится способным ан все, лишь бы доказать правоту своей версии и убедиться в ней самому.

Таким образом, Шерлок Хомс поражает читателя своими способностями, неповторимым,уникальным характером, привычками, заставляя проникнуться к себе любовью и уважением. В этом и состоит секрет его вековой популярности.

(Дикция оратора)

Каждый должен обладать превос-

ходной дикцией, произношением... дол-

жен чувствовать не только фразы, сло-

ва, но и каждый слог, каждую букву...

Если человек не чувствует души буквы,

он не почувствует и души слова, не

ощутит и души фразы, мысли.

К. С. Станиславский

Добившись свободы звучания, необходимо включать в голо­совой тренинг и дикционные упражнения, которые также спо­собствуют музыкальности речи. Ведь непрерывная линия звучания создается в речи тогда, когда не только гласные, но и согласные “сами по себе поют, как в вокальном искусстве”, - говорил К. С. Станиславский. Надо ставить голос, попутно ис­правляя дикцию.

Красиво должен звучать не только голос оратора, по и его речь. Благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения (шепелявость, картавость, свистящие С, 3 и дру­гие недостатки), небрежностью в выговаривании, особенно со­гласных звуков нашей речи. А ведь психологическая значимость согласных выше гласных звуков потому, что они несут больше информации, выполняя главную смыслоразличительную функ­цию. По произнесению одних согласных звуков (Пшкн, Нкрсв, Ггль, Чхв, Лрмнтв) мы скорее поймем, о каких поэтах и писа­телях идет речь, чем по ничего не говорящим гласным, входящим в состав этих слов: уи, еао, оо, ео, еоо.

Недопустимо переносить в публичную речь искаженные в быту словесные комплексы, такие, например, как “чек” вместо “человек”, “мобыть” вместо “может быть”, “тащи” вместо “то­варищи” и т. д. Это делает речь неразборчивой, неэстетичной, невыразительной.

Необходимо учитывать акустические условия публичного выступления, знать, что расстояние, существующее между ора­тором и аудиторией, “затушевывает” согласные, а “звуковой поток” поглощает их, “размывает”, и они доходят до слушателей в значительно ослабленном виде.

Следует знать, что разборчивость речи падает при высоких тонах голоса, усилении звука, быстром темпе (наступает скован­ность артикуляционного аппарата), а также при тихом звучании



и низких тонах голоса (снижается интенсивность звучания со­гласных). В результате до аудитории подчас долетают слова и фразы, изменяющие смысл сказанного: не обратил внимания на активность произнесения согласных В - Ф и слышится: “Надо кусить плоды своих трудов” (вместо “вкусить”), “Дорогие товарищи тираны” (вместо “ветераны”).

Нечеткое выговаривание согласных соединяется еще иногда и с “проглатыванием” гласных звуков. И тогда фразы звучат вообще странно: “Она очень баятельна на кране” (она очень обаятельная на экране), “Петсрбурски странны ртисты” (эстрад­ные артисты), “Ки лики дела дела мы!” (какие великие дела делаем мы!), “Целый вечер па крылечке просидела я с душком” (вместо “с дружком”).

Отсюда вывод: разрабатывать свой речевой аппарат, занима­ясь дикционным тренингом, постигать эмоциональную содержа­тельность звуков речи - обязательное требование ко всем, кто овладевает речевым мастерством.

В русской речи трудными для произнесения являются: взрывные согласные П-Б, Т-Д, К-Г; согласные Ч-Ц, часто заменяемые звуками Щ-С (щеловещество); согласные В-Ф, которые как бы “запирают” звук (при их произнесении нижняя губа соприкасается с верхними зубами). Для образования этих звуков требуется скоординированность ротовой артикуляции с действиями дыхательной системы, особенно диафрагмы. Звуки образуются при активном прорыве воздушной струей препятст­вий: крепко прижатого копчика языка к верхним резцам (Т-Д), задней части спинки языка, крепко прижатого к твердому нёбу (К-Г), затвора обеих губ (П-Б). В силу своей активной приро­ды рождения взрывные согласные тонизируют работу дыхатель­ного аппарата, особенно развивают подвижность диафрагмы (проверьте, произнося глухие согласные: п-пь! п-пь! п-пь!.. т-ть! т-ть! т-ть! к-кь! к-кь! к-кь!..), а также помогают приближать звук. Тренируйте такие сочетания: птка! птко! птку! птке! птки! пткы! бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы!.. Тренировка сочетаний взрывных согласных развивает артикуляционный аппарат: П-Б - губы, Т-Д - кончик языка, К-Г - корень языка.

Тренируя всевозможные сочетания согласных, отчитывайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите... Но только делайте это не формально, не мертво, не механически, “без душевного участия”, как говорил К. С. Станиславский.

Упражнение “Поезд”. Передайте стук колес поезда в разном темпе: поезд отходит ТуктУктуктукТуктУктуктукТук-тУктуктукТук... Прибавляет ход... И вот:

Вагоны вперед покатили, как мячики:

ТАк-чики,

ТАк-чики,

ТАк-чики,

ТАк-чики...

(Ю. Тувим)

Упражнение “Цокот подков”. Передайте цокот подков изящным звуком:

ЦОк-копЫтце! ПОд копЫтцем пЫль клубИтся!

Упражнение “Трубочист”. Вы “моете” трубочиста. Де­лаете свободные движения рукой от плеча влево, вправо, влево, вправо... Приговариваете:

МОем, мОем, ТрУбочИста

ЧИсто, чИсто, чИсто, чИсто!

БУдет, бУдет, ТрУбочИст

ЧИст, ЧИст, ЧИст, Чист!

(К.Чуковский)

Скандируйте стихи, а рука, двигаясь, будет подчеркивать ударные слоги, которые легко “вылетают”. Четко заканчивайте слова с глухим согласным звуком Т: чисТ, будеТ, трубочисТ.

Тренируя дикционную четкость, надо помнить о том, что все звуки нашей речи разномощиы. Один звук требует меньше энергии для его звучания (а), другой - больше (и). Легче сказать “Мама”, труднее “Папа”, чтобы были слышны взрывные звуки “П”. Наша диафрагма не только обеспечивает опору звука, но и способствует четкости артикуляции. Она “по-своему дублирует ротовую артикуляцию”. Проще говоря: диафрагма “артикули­рует”, выравнивая по звучанию все гласные и согласные в их сложных сочетаниях в словах.

Упражнение “Начальный звук”. Начальный звук в слове очень важен в речи. Он, как установили ученые, в четыре раза значительнее остальных звуков слова. Начальный звук меняет смысл слова, является выразителем эстетически-чувственного восприятия мира человеком. Вслушайтесь, как мягко звучит слово мамы в отличие от хамы, как красиво звучит слово милый и как неприятно - хилый.

Что ни звук, то и подарок!

Мы заботимся недаром,

Чтобы наша Дикция

Не была бы Фикцией.

Первый звук!

Он много значит:

Смысл слов переиначит.

Бочка - Кочка - Дочка - Мочка - Ночка - Почка - Точка.

Печь - Жечь - Сечь - Течь - Лечь - Меч - Речь...

Бот - Год - Мот - Пот - Лот - Рот - Кот - Ход...

Можно сочинить мнемонические стишки, вроде:

Дамы - Хамы.

Дочка - Бочка.

Порох - Шорох.

Пик и Тик.

Ламы - Рамы.

Кочка - Ночка.

Тачка - Дачка.

Сиг и Миг...

Звук начальный заменяю -

Этим смысл в словах меняю.

Приучайтесь к четкому произнесению концов слов, особенно глухих согласных. Это не только позволяет точнее домести смысл, “дорисовать картину”, передаваемую зрителю, слушателю, но и воспитывает навык рефлекторного дыхания. Напоминаем: хорошо кончая слова, невольно выбрасываешь вместе со звуком неиспользованный при фонации воздух, и сквозь раскрытую голосовую щель, которая вызывает рефлекторное расширение стенок бронхов, мгновенно втягивается наружный воздух, то есть происходит незаметный, быстрый “добор” воздуха. (Плотность внешнего воздуха оказывается больше той, что оста­лась в легких.)

Упражнение “Конечные согласные”.

Для смысла слов они важны - Конечные согласные. Но в речи часто не слышны. Тренировать их мы согласны. Как будем их тренировать? Строку с строкою рифмовать.

Повторяйте какое-либо окончание с согласным звуком па конце, и в рифму этому окончанию сами будут рождаться неза­мысловатые строки, типа:

Ать-ать-ать-ать. Очень хочется гулять.

Ёт-ёт-ёт-ёт. Но с утра дождище льёт.

Уть-уть-уть-уть. Не пойти ли мне соснуть. Ать-ать-ать-ать. Завтра рано мне вставать.

Упражнение “Хоровод”.

Ют-ют-ют-ют - красны девицы поют.

От-от-от-от - водят русский хоровод.

Ят-ят-ят-ят - ясных соколов манят.

Ут-ут-ут-ут - хоровод водить зовут.

Еть-еть-еть-еть - вместе звонки песни петь.

Упражнение “Все в мире живет”.

Пыхтит паровоз

Ползет водовоз,

Плывет пароход,

Летит самолет,

Поет ветерок

Цветет ноготок,

Растет грибок,

Гудит городок,

Грустит бегемот,

Волнуется крот...

Все то, что пыхтит, и ползет, и плывет,

Летит, и поет, и цветет, и растет -

Все это по-своему в мире живет.

Целевая установка упражнения: следить за четким произне­сением конечных согласных - т, к, с, которые в звучащей речи часто не слышны. “Подлаивать” их!

Обеспечив синхронность работы артикуляторного, дыхатель­ного и голосового аппаратов, можно добиться лучшего звучания трудных в произнесении “пучков” согласных с минимальным артикуляционным усилием. Гласные в произнесении этих соче­таний должны звучать свободно и звучно. Когда же они туск­неют, то это служит сигналом того, что связки несколько пере­напряжены. Тогда надо вспомнить о мышечном чувстве свободы в области гортани и активизировать работу диафрагмы - “подлаять”, опереть звук.

Упражнение “Пучки согласных”.

Их много в нашей речи мы встречаем,

Хотя не думаем о них, не замечаем

И искажаем смысл произнесенных фраз.

Должны “пучки согласных” беспокоить нас.

Урона смыслу слов не наносить.

Отыскивайте в речи и тренируйте сложные “букеты”, “пуч­ки” согласных в словах и на стыках слов во фразах: боДРСТВовать, муДРСТВовать, поСТСКРиптум, паРТВЗНос, В3Будора­жить, ВЗБадривать, дилетаНТСТВо, агеНТСТВо, адъюНКТСТ-Во, сверхВСТРевоженный, ваСВСТРевожили, как-нибуДЬ-ВДРугой раз; пуНКТВСТРечи; конспеКТСХВатил; ореЛ-ВЗМахнуЛКРылами; не моГВЗДРемнуть; передаСТВСТол находок; коНТРВСТРеча, куНСТКамсра, ведоМСТВо, коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт, цеНТР-Форвард, маРШБРосок, траНСПЛантания, рекоРДСМен, коНТРНаступление, СвеРХЗВуковой, ВЗДВаивать, филосоФСТВовать, гораЗДВСХРапнуть, моНСТРВСКЛокочен...

Усиленного мускульного напряжения требуют фразы, со­стоящие из односложных слов.

У п р а ж н ение “Односложные слова”.

Из односложных слов составьте фразы.

Попробуйте их четко произнесть.

И вы бесспорно убедитесь сразу:

В активность надо “аппарат” привесть.

Иначе много звуков пропадет,

И смысла речи зритель не поймет.

В тот час тут пел дрозд. В тот год был тут град. В тот год был там ТРАМ. Под дуб вполз еж. Всем люб был Петр. Бубн бьет в такт. Темп быстр - тембр чист. В миг клуб поли. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Брит брат Клим, брит брат Глеб. Фрол - прям, Пров - крив. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск. Сто верст вскачь. Волк влез в хлев. Есть серп рожь жать? Пров впал в транс. Рысь сыр ест? Сыр рысь ест.

Упражнение “Пес”.

Был день...

Вдруг дождь.

Гром: “Бом!” -

Все - в дом.

Вслед пес -

Мокр нос,

Шерсть вниз,

Хвост свис,

Взгляд туп,

Дик, глуп! -

Вверх нос!

Научитесь слышать звуки речи, полюбите их, почувствуйте их значение для выразительности звучащего слова, овладевайте “звукописью”, четким произнесением каждого звука русской речи.

Упражнение “Звуки”.

Шипящий звук “Ша”

заШурШал, заШептал,

А “Жэ” - словно Жук, закруЖась,

заЖуЖЖал.

ЗаВеяли Ветры Весенние в “Вэ”.

ЗаФыркал вдруг “эф”, расфуфырился: “Фэ!”

СвиСтящий Согласный звук “эС” -

заСвиСтел, "

За ним Звонко, Звонко, Звук “Зэ” -

ЗаЗвенел.

Раскатистый “эР” - не напРасно “соноРный”:

Рычит и Рокочет в Работе упоРной!..

Бьет Бурю и Бой в БараБан Бравый “Бэ”.

Пришел ПоПросить быть Потише звук “Пэ”...

Упражнение “Парикмахер-неудачник”.

Чик! Чик! Чик! Чик!

Челку я себе подстриг! (С радостью)

Чик! Чик! Чик! Ча!

Чудо челка у меня! (С гордостью)

ЧИк-чик! чИк-чик! чИк-чик! чОк!

Отхватил волос клочок! (С испугом)

Чик! Чик! Чик! Ха! Что за челка?

Чепуха! (С досадой)

Короткими движениями пальцев рук (ножницы) “подстри­гаем челку”, имитируя звук ножниц энергичными звуками Ч.

Упражнение помогает тренировать чистое произнесение звука Ч, не давая ему возможности превратиться в звук Щ. Соединить четкое, отрывистое произнесение Ч с активным движением диафрагмы. “Подлаивать” тренируемый звук.

Упражнение “Воробьи”. Представьте, что вы “воробьи”. Прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и “чирикаете”.

Первый. Чик-чирик, чей червячок?

Второй. Чей червяк? Чирик, молчок!

На крючочке червячок.

Попадешься на крючок.

Первый. На крючок? Чего? Чего?

Не боюсь я ничего!

Червячка с крючка схвачу!

Чик-чирик! И - проглочу!

Хотя упражнение делается сидя, но при вере в то, что вы “воробьи”, невольно рождаются быстрые, легкие характерные движения головы, тела, которыми сопровождается текст. Острый, быстрый поворот головы “шустрого воробья” и такие же острые, быстрые движения языка (в верхние зубы и - отскок на глас­ную), энергичный, короткий выдох при произнесении согласного Ч, легкое движение диафрагмы.

Трудными звуками русской речи являются губно-зубные В, Ф. Они западают, их не слышно чаще всего в начале слова, что искажает смысл. “В - вообще очень нелюбимая буква. Она запирает звук, требует особой постановки говорильного аппарата, свойственной только ей да еще букве "Ф" (верхние зубы на нижней губе)”1. Именно потому, что эти согласные действи­тельно запирают звук, и надо тренировать особую активность их произнесения.

Вспомните знакомое по дыхательной гимнастике упражнение “Пульверизатор” (ф! ф! ф!..) и закрепите активное произнесение согласного “ф” в текстах. Например, покрыв волосы лаком, рас­сматриваете себя в зеркале и оцениваете новую прическу:

И в фас, и в профиль “Фантази” К физиономии Зизи. Факт.

Упражнение “Воля”. Вы идете в метель и вьюгу. Ветер бьет в лицо, валит с ног... Погрузите себя в атмосферу обстоя­тельств: вызовите дрожь в теле, в губах, которые, не переставая дрожать, издают тянущийся, дрожащий звук ВВВВВВВВ-ВВВВВВВВВВ...

Начинайте действовать, призывая всю свою волю к преодолению препятствий.

Эй, ветрило-ветродуй,

Ветродуй,

в лицо не дуй!

Валишь с ног и в дрожь

вгоняешь,

Воешь, свищешь

и пугаешь?..

Не возьмешь!

Я волевой.

В страх не ввергнешь,

Вой не вой!..

Вьюга вдруг взвилась и взвыла,

Вьюга вспять поворотила!

Верх взять воля помогла.

Воля все превозмогла.

Воспитывайте волю!

1 С. Волконский. Выразительное слово. - СПб. Изд. “Аполлон”. 1913.С. 65.

Сохраняйте дрожащее “ВВВ” в стихах: удваивайте и утраи­вайте согласный “в”, когда дрожа от холода, разговариваете с ветром.

Русская речь требует хорошо натренированного языка, потому что двенадцать согласных в нашей речи образуются при движении кончика или передней части языка по направлению к верхним зубам или передней части твердого нёба: Д, Т, Н, Ц, Ч, 3, С, Ж, Ш, Щ, Л, Р.

Надо добиться хорошей вибрации кончика языка, чтобы со­норный согласный Р не “проваливался” в слове среди звучания других согласных и гласных. И хотя в русской речи Р менее раскатистый, чем, допустим, в испанском языке, но он должен звучать определенно, не искажать смысла слова.

Упражнение “Переполох”.

Передайте услышанный вами грачиный крик:

Где же стРАжа?

–Что уКРАли?

Два пеРА,

БезобРазие! С утРА...

Вы уКРАли?

Мы не бРАли. БРАли!

Грачиный крик

На наш язык.

(А. Шибаев)

Небрежность речи сказывается и в неправильном звучании мягких согласных Т-Д. Вместо Т слышится ТС; вместо Д-ДЗ:

ГдЗе растСяпа, да тСетСеря - Там не прибыль, а потСеря.

Не смотри, как рот дЗерет, А смотри, как дЗело идЗет.

Отчего происходит этот недостаток в звучании мягких со­гласных Т-Д?

Известно, что при произнесении согласных Д-Т язык, пе­редней своей частью плотно прижатый к альвеолам верхних зубов, под сильным давлением воздушной струи отскакивает от них и опускается вниз, за нижние резцы. При мягком звучании ТЬ-ДЬ происходит больший подъем средней части спинки языка. При изменении позиции языка важно сохранить плотную смычку кончика языка с альвеолами. При малейшей щели между языком и альвеолами ТЬ-ДЬ становятся “тсякающими” и “дзякающими ”.

Произнося “Дь-дь-дь-дь”, попробуйте слегка двигать кончи­ком языка вверх и вниз по резцам (как бы протирая их). К согласному “Д” сразу же прибавляется призвук “3”. Значит, для избавления от этого недостатка надо добиться того, чтобы кончик языка не скользил (образуя щель, в которую выходит воздух, порождая свистящие звуки 3-С), а плотно прилегая к верхним альвеолам, мгновенно отскакивал от верхних зубов, “взрывая” мягкие согласные Д-Т. Какие приспособления, ассоциации помогают излечивать этот недостаток? Их много.

Упражнение “Ток”. Представьте, что ваши верхние зубы наэлектризованы. (Каким образом это случилось - фантазируй­те.) Когда вы хотите прижать к ним кончик языка, вас бьет током. Любопытно еще и еще раз проверить это ощущение, чтобы убедиться: существует ли оно?

Дя! - язык отскочил вместе с быстро опущенной нижней челюстью. Пробуйте еще раз. Осторожнее - ток!

А теперь чередуйте слоги: чистого звучаний “Tю с прИЗву-ком С - <<Тсю>>.

Тсё-Тё! Тся-Тя! Тси-Ти! Дзю-Дю! Дзё-Дё! Дзя-Дя! Дзи-Ди!

Не торопитесь произносить слоги. Заинтересуйтесь тем, что делает ваш язык. Любопытно ведь прислушаться к звукам, ко­торые изменяются при малейшем движении языка.

Слуховой анализатор и мышечная память - вот главные врачеватели недостатков речи. Надо поэтому чередовать верное и неверное произнесение. Понять и услышать разницу звучания. “Ученики должны не только знать, понимать неправильное, но и воспроизводить его. Это наиболее исчерпывающий прием изу­чения ошибок, - пишет К. С. Станиславский. - Им надо уметь владеть. Правильное лучше оценивается, когда до конца охватываешь не только его, но и неправильное”1.

Упражнение “Звоночки”. В одной руке звонок побольше, звонит он так: “дзинь-дзинь”, а в другой - поменьше, звонит оп выше и звонче, издавая такой звук: “динь-динь”. Позванивая то в один, то в другой звоночек, сыграйте “Чижика”.

ДзИнь-дзинь! ДзИнь-дзинь! ДИнь-дИнь-дИнь! ДзИнь-Дзинь-дзинь! Динь-динь-дИнь! ДИнь! ДИнь!

Затем, непрерывно звоня во второй звоночек, созывайте дру­зей: Динь-динь-динь-динь-динь-дииь-динь-динь...

Упражнение “Утки”. Окликаете, зовете торопливо ковы­ляющих по двору уток:

Ути, ути! Уть-уть-уть!

Что спешите?

Есть хотите?

К речке держите свой путь?

Уть-уть-уть-уть-уть-уть-уть!

Здесь 19 раз повторяются мягкие “ТЬ и ДЬ”. Тренируйте четкое их произнесение. Особенно хорошо тренируется верное - без “тсякаиья” - произнесение ТЬ в междометиях - коротких, сокращенных названиях уток, которыми мы скликаем их. Звук направлен как бы “к себе” - воздух идет вверх. Отсутствие

1 К. С. Станиславский. Соч., т. 3. С. 439.

пауз между словами не позволяет воздуху просачиваться вне звука.

Скороговорки - это народно-поэтические шутки, в которых намеренно сочетаются звуки, трудно произносимые вместе. На­род придумал их специально для разработки “говорильного ап­парата”. Он заботился о красоте, четкости, выразительной звуч­ности русского слова. Тренируясь в произнесении скороговорок, надо добиваться не только четкости произношения всех звуков речи, входящих в структуру слова, но обязательно сохранять яркость интонирования. При быстрой речи все равно надо ста­раться “вкладывать” в сознание слушателей свои мысли, виде­ния, подтекст. Значит, чем быстрее, тем - четче дикционно, ярче интонационно.

Тренируя скороговорки, надо сохранять рефлекторную связь трех систем речеобразующего органа (дыхательной, голосообра-зующей и дикционной). Не забывать о “подлаивании”. Оно по­может сохранить ровность звучания, гибкость, подвижность го­лоса, способного “рисовать” мысли при быстром произнесении слов, фраз. Полезно сразу же научиться говорить медленно (четко и выразительно) и быстро, сохраняя эту четкость и выра­зительность. Надо внутренне оправдывать переход от медленной к быстрой речи:

Бобр добр ДЛЯ БОБРЯТ (медленно - разъясняя).

Для БОБРЯТ добр Бобр (быстро - уточняя).

Водовоз вез воду ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА (медленно -разъясняя).

ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА водовоз вез воду (быстро - уточняя).

Ткет ткач ткани на платки ТАНЕ (медленно - разъясняя).

На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (быстро - уточняя).

Купи кипу ПИК (медленно - прошу).

Купи КИПУ пик (быстро - уточняю).

Около кола - КОЛОКОЛА (медленно).

Около КОЛА - колокола (быстро).

Ложечка ЖЕЛОБОКО - ВЫГИБИСТАЯ (медленно - разъясняя),

ЖЕЛОБОКО - ВЫГИБИСТАЯ ложечка (быстро - уточняя).

Затем можно брать более сложные скороговорки. В чем их сложность? Народ заметил, что наш язык торопится восстановить заданный в начале порядок звуков: “Шел Саша по шоссе и сосал сушку”. Так и хочется повторять “ШС, ШС, ШС” вместо необходимого сочетания “ШСШШССССШ”. Язык не должен бежать впереди мысли. Вот и подчиняйте воле свою речь. И вторая особенность, подмеченная народом: ударный слог в русской речи выделяется четко и забирает много энергии, после него резко падает активность “говорильного аппарата” (снижает-

ся уровень громкости). Вот почему мы часто слышим полслова, не слышим концов фраз и т. д. Надо натренировать навык удер­живать уровень громкости произнесения всей фразы до конца. Для тренировки этого навыка народ сочинил скороговорки с большим количеством предударных и заударных слогов в слове: “РасчУвствовавшаяся Варвара расчУвствовала нерасчУвствовав-шегося Вавилу”.

Тренируйте этот второй тип скороговорок тоже по принципу медленно-быстро. Предлагаем для тренировки следующие скоро­говорки:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури турка трубку, не

клюй курка крупку!

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора!

Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовывал, да зарапортовался.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Осип охрип. Архип осип.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича твоего.

Говорили про Проколукорпенко. Про какого про Проколукорпенко?

Про Проколукорпенко, про Проколукорпенко, про Проколукорпенко твоего.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

От топота копыт пыль по полю летит.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Фрол - прям. Пров - крив (повторять несколько раз).

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

Тренируя скороговорки, меняя глаголы действия, отношения, чувства, находя различные приспособления, надо не забывать о звучании голоса.

Упражнение “Распространитель”.

Громко, увлеченно распространяйте либретто, стараясь боль-шее количество раз произнести не сбившись:

Либретто - Риголетто! Либретто - Риголетто... Король - Орел! Король - Орел! Король - Орел... Робертино Лоретта! Робертино Лоретта! Робертино Лоретти...

Заканчивая этот важный раздел пособия, приведем еще одну яркую, образную выдержку из трудов гениального Станислав­ского: “Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо буквы Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА. Согласный С звучит у нас, как ЦС, а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте к этому окание, акание, шепелявость, картавость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа.

Слово со скомканным началом подобно человеку с расплю­щенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами.

Выпадение отдельных букв и слогов - то же, что провалив­шийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства.

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, по­павших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.

Аритмия в речи, при которой слово или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает мне пьяного, а скороговорка - пляску святого Витта”1.

Итак, основные качества, которые тренируются в первых упражнениях голосо-речевого тренинга: фонационное дыхание (различные виды выдыхания, диктуемые характером речи); на­вык “переключения” дыхания, обеспечивающий качественное звучание речи при медленной-быстрой, громкой-тихой, спокой­ной-экспрессивной речи; опора звука; мягкая атака звука; соб­ранность и звонкость голоса; нахождение своего “центра” го­лоса; укрепление силы голоса; совершенствование природного тембра; дикционная четкость; голосовая гибкость.

1 К. С. Станиславский. Соч. Т. 3. С. 69-70.

Литература 5 - 11 класс

Школьные сочинения

Русский язык

    Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
    (А. Н. Толстой).

    Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. С русским языком можно творить чудеса!
    (К. Г. Паустовский).

    Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей.
    (Максим Горький).

    Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.
    (Н. В. Гоголь).


    (И. С. Тургенев).


    (К. Г. Паустовский).

    Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.
    (К. Д. Бальмонт).

    Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
    (К. Г. Паустовский).


    (М. В. Ломоносов).

    Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
    (А. И. Куприн).

    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
    (И. С. Тургенев).


    (М. Горький).


    (Н. В. Гоголь).

    Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
    (А. С. Пушкин).

Высказывания великих людей о русском языке.

Русский язык!
Тысячелетия создавал народ это гиб­кое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное,
поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мыс­ли, своих чувств,
своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
А. В. Толстой

Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только
в падении и возвышении человеческого голоса!
Николай Михайлович Карамзин

.......................................................

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

.......................................................

Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных,
быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется.
Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
Александр Сергеевич Пушкин

.......................................................

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
Николай Васильевич Гоголь

.......................................................

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Иван Сергеевич Тургенев

.......................................................

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Константин Георгиевич Паустовский

.......................................................

Язык - это история народ. Язык - это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением
от нечего делать, а насущной необходимостью.
Александр Иванович Куприн

.......................................................

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово,
- значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

.......................................................

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Александр Иванович Куприн

.......................................................

Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших;
но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды.
Владислав Маркович Иллич-Свитыч

.......................................................

Простирайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова.
Михаил Васильевич Ломоносов

.......................................................

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
Иван Сергеевич Тургенев

.......................................................

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве
усвоить и язык иностранный, но не прежде.
Федор Михайлович Достоевский

.......................................................

Следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их.
Антон Павлович Чехов


Сердцеведением и мудрым знанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово, немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
Николай Васильевич Гоголь

.......................................................

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.
Михаил Васильевич Ломоносов

.......................................................

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе,свободе расположения, обилию форм.
Николай Александрович Добролюбов

.......................................................

Что русский язык - один из богатейших языков в мире,
в этом нет никакого сомнения.
Виссарион Григорьевич Белинский

.......................................................

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
Михаил Васильевич Ломоносов

.......................................................

Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем - отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, "жизни мышья беготня", крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
Александр Иванович Герцен

.......................................................

Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.
Александр Николаевич Радищев

.......................................................

Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.
Константин Георгиевич Паустовский

.......................................................

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ
и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Константин Георгиевич Паустовский

.......................................................

Существует один знаменательный факт: мы на нашем еще
неустроенном и молодом языке можем передавать
глубочайшие формы духа и мысли европейских языков.
Федор Михайлович Достоевский

.......................................................

Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.
Михаил Михайлович Пришвин

.......................................................

Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.
Проспер Мериме

.......................................................

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
Михаил Васильевич Ломоносов

.......................................................

Наша речь преимущественно афористична,
отличается своей сжатостью, крепостью.
Максим Горький

.......................................................

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
Максим Горький

.......................................................

Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости,
есть не обогащение, но порча языка.
Александр Петрович Сумароков

.......................................................

Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми.
Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.
Николай Семенович Лесков

.......................................................

Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу; но она вредит не русскому языку и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею.
Виссарион Григорьевич Белинский

.......................................................

Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности
и образования каждого из нас.
Петр Андреевич Вяземский

.......................................................

Надо любить и хранить те образцы русского языка,
которые унаследовали мы от первоклассных мастеров.
Дмитрий Андреевич Фурманов

.......................................................

Язык важен для патриота.
Николай Михайлович Карамзин

.......................................................

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
Константин Георгиевич Паустовский

.......................................................

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
Александр Иванович Куприн

.......................................................

Знание русского языка,- языка, который всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой им литературы,- теперь уж не такая редкость.
Фридрих Энгельс

.......................................................

Языка нашего небесна красота не будет никогда попрана от скота.
Михаил Васильевич Ломоносов

.......................................................

Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
Александр Сергеевич Пушкин

.......................................................

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых,-
для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Константин Георгиевич Паустовский

.......................................................

Обращаться с языком кое-как - значит, и мыслить кое-как:
приблизительно, неточно, неверно.
Алексей Николаевич Толстой

.......................................................

Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать - всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека.
Алексей Федорович Мерзляков

.......................................................

Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной.
Петр Андреевич Вяземский

.......................................................

Славяно-российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком.
Гавриил Романович Державин

.......................................................

Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие.
Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык…
он также как бы пронизывается этим способом выражения.
Алексей Николаевич Толстой

.......................................................

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Анна Андреевна Ахматова

.......................................................

Но какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения… с одной стороны… с другой же стороны – и все это без всякой надобности. “Тем не менее” и “по мере того” чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь.
Антон Павлович Чехов

.......................................................

Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям - просторно.
Николай Алексеевич Некрасов

.......................................................

Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического;
всё волнует, дышит, живет.
Алексей Степанович Хомяков

.......................................................

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
Михаил Александрович Шолохов

.......................................................

Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с поражающей быстротой.
Максим Горький

.......................................................

Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.
Александр Сергеевич Пушкин

.......................................................

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.
Антон Павлович Чехов

.......................................................

Язык и золото – вот наш кинжал и яд.
Михаил Юрьевич Лермонтов

.......................................................

Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно
вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
Константин Дмитриевич Ушинский

.......................................................

Русский язык довольно богат, однако, у него есть свои недостатки, и один из них - шипящие звукосочетания: -вша, -вши, -вшу, -ща, -щей. На первой странице Вашего рассказа «вши» ползают в большом количестве: поработавший, говоривших, прибывшую.
Вполне можно обойтись и без насекомых.
Максим Горький

.......................................................

Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка.
Михаил Васильевич Ломоносов

.......................................................

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
Лев Николаевич Толстой



Copyright © All rights reserved

«Сердцеведением и мудрым знанием жизни отзовется слово британца; легким щёголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово, немец; но нет слова, которое бы замашисто, бойко, так вырывалось бы из под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово». (Н.В.Гоголь).

Памятник Кириллу и Мефодию

Сегодня День славянской письменности и культуры. Сегодня, как никогда в другие дни, будут много, ярко, весомо, значимо говорить о великом даре, оставленном Кириллом и Мефодием, который определил духовное и историческое единство народов, и о бережном отношении к родному языку.

«Общеизвестно: русский язык – хранитель мудрости нашего народа. А старинные пословицы и поговорки – это его духовное сокровище, настоящий «золотой фонд», поскольку в них кратко и метко выражен поучительный опыт многих поколений. Но вот незадача: в условиях современной информационной войны этот опыт, выраженный словесно, подвергся искажениям под влиянием новых веяний времени.

Смысл многих широко известных пословиц оказался вывернут наизнанку и изменен с точностью до наоборот. Кто-то очень хотел утаить от нас правду, сломать исконные представления народа о добре и зле, о плохом и хорошем. С помощью «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля (издание 1897 г.) попробуем восстановить забытую истину...

В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ УРОДА. Желая оправдать появление неблагочестивого человека в большом роду, мы привычно говорим: что ж, бывает – в семье не без урода. Или придаем другой оттенок: в любой компании обязательно найдется один непутевый. Но язык наш говорит иначе: «урод» – значит стоящий «у рода», находящийся под его надежной защитой и покровительством. И потому «уродом» раньше называли не больного инвалида, а первого ребенка – самого сильного, самого красивого, самого умного, который от молодых родителей взял все первое, лучшее. И семьей пара называлась только после рождения первенца. «Урода» – это на некоторых славянских языках означает «красота». То есть изначально в пословице был заложен очень глубокий смысл: «без ребенка – это еще не семья», «семье не быть без первого ребенка». Таким образом вся деревня, вся родня как бы убеждали молодых супругов скорее рожать наследника, чтобы стать полноценной семьей и приумножить силу своего рода-племени.

ОТ РАБОТЫ КОНИ ДОХНУТ. Как часто бездельники употребляют это выражение! Нравится оно им. Хотя полная версия поговорки звучит так: от работы кони дохнут, а люди крепнут.

МОЯ ХАТА С КРАЮ. Неправильное толкование: «отойдите, отстаньте от меня, я ничего не знаю». Это сегодня мы так говорим, а раньше на тех людях, чьи хаты стояли с краю поселка, лежала особая ответственность – они первыми встречали любую опасность, будь то нападение врагов, лесной пожар, весенний разлив реки или стремительно мчащийся табун лошадей. Именно они и должны были дать отпор. Поэтому «в хатах с краю» жили самые смелые и сильные люди. Выбирая место для дома на краю деревни, его хозяин как бы говорил односельчанам: «Я буду охранять покой всех». Готовность к самопожертвованию всегда была свойственна русскому народу, что и запечатлелось в этой пословице.

СВОЯ РУБАХА БЛИЖЕ К ТЕЛУ. Да, к сожалению, многие современники нынче обрели ложное убеждение, что свой интерес – дороже всего, и ничто не должно вредить личной выгоде. Однако наши предки произносили эти слова совсем в другой обстановке. На похоронах воина, с честью павшего в бою, его братья снимали с себя льняные или полотняные рубахи и клали их в могилу – как можно ближе к телу погибшего сородича. Тем самым они показывали, как они любили его, как он им был дорог...

РАБОТА НЕ ВОЛК – В ЛЕС НЕ УБЕЖИТ. «Не торопись, полежи, отдохни, работа подождет» – таким значением наполнена эта пословица в современном русском языке. Однако изначальный ее смысл заключался вовсе не в том, чтобы потакать своей лености, откладывая важные дела на потом. Все было как раз наоборот! В старину, когда волк забегал в деревню, бабы с детьми тут же прятались по домам и выжидали, когда зверь убежит в лес. А работа их, брошенная на время, никуда не убежит, никуда не денется. Следовательно, чего ждать? Как только опасность миновала, сразу надо приступать к работе, оставленной на огороде, во дворе или по хозяйству.

НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ. «Все любят поесть чужого, дармового» – таким узко-пагубным содержанием наполнили мы сегодня эту пословицу. Но история тут опять-таки прямо противоположного свойства. Раньше был обычай: перед тем, как все сядут за стол, хозяин выходил на улицу из хаты и громко кричал: «Есть кто голодный?» То есть хозяин разевал рот «нараспашку» и звал на свой каравай всех голодных: соседей, сородичей, нищих, случайных прохожих. Негоже, когда все поедят, а кто-то голодным останется.

ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН. Пожалуй, сегодня это одна из самых часто употребляемых пословиц: многие заимодавцы гневно требуют у должников отдать взятое, звонят им, преследуют, угрожают. Беда, да и только…. На самом же деле эта пословица учит прощать долги. Наши мудрые предки поступали по-христиански простодушно: одалживая кому-то что-то, возврата никогда не ждали, тем более – не просили и не требовали. Они были искренне рады помочь каждому нуждающемуся просто так, без всякой корысти. Когда же долг все-таки возвращали, они густо краснели: им было стыдно принимать его назад.…
Задумайтесь только, что мы потеряли! Как высоки были нравы у наших мудрых предков и как измельчали мы по сравнению с ними»….
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ УСЕЧЕННЫХ ПОСЛОВИЦ
- Свято место пусто не бывает. А пусто место не бывает свято.
- Голод не тетка. Пирожка не поднесет.
- За битого, двух небитых дают. Да не больно-то берут.
- Не все коту масленица. Будет и пост.
- Не печалится дятел, что петь не может. Его и так весь лес слышит.
- У страха глаза велики. Да ничего не видят
- Ума палата. Да ключ потерян.
- Язык мой – враг мой. Прежде ума рыщет, беды ищет.
ГОВОРЯТ, что из песни слов не выкинешь, иначе смысл другой становится. А мы, теряя окончание, по крайней мере, изменили смысл половины исконно русских пословиц.
И сколько мудрости утратили….
« Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса течет, как гордая величественная река – шумит и гремит - и вдруг, если надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса» (Н.М. Карамзин).

НЕ для этого поста пословица: « Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет». По-моему, ВСЕ ПО УМУ.