Что такое девиз в средневековье. О крестоносцах начистоту: интересные факты о крестовых походах

Подскажите девизы средневековых рыцарей!

  1. за родину! за сталина!
  2. ***

    "Представители какого-либо семейства, обыкновенно старшие в роде, носили над
    гербом так называемые cri de guerre или cri darmes, то есть такое
    выражение, какое употреблял на войне какой-либо знатный рыцарь для
    возбуждения воинов к бою или к победе; этот известный клик, или клич,
    отличал его от других рыцарей. Французы говорят: Le cri suit la baniere
    (Клич следует за знаменем). Это означает, что военный сигнал там, где
    знамя, потому что оно являлось средоточием военной силы, центром, к
    которому стремились войска, за которым следили все воины и сердцем, и
    глазами. Военные клики были известны в глубокой древности; у каждого
    рыцаря, у каждого военачальника был свой особенный присвоенный ему клич,
    которым он собирал своих воинов и с которым он бросался в самый кровавый
    бой. Вот наиболее замечательные из кликов. Готфрид Бульонский во время
    крестовых походов говорил: Dieu le veut! (Так угодно Богу!)- и это
    убеждение руководило как им самим, так и его войском. С этим кликом он вел
    своих воинов в бой с неверными; этот клик воодушевлял их, поднимал их дух и
    вселял в них мужество и храбрость. Французские короли считали святого
    Дионисия своим покровителем, и потому, ведя своих воинов в бой, они
    повторяли: Montjoie et Saint Denis; Монморанси повторял следующий клик:
    Dieu aide au premier baron Chretien (Да поможет Бог первому
    христианскому барону). Бурбоны же приняли клик: Bourbon Notredame, или
    Esperance. У английских королей считался покровителем Святой Георгий, и
    потому они говорили сначала: St.Georges, - а позднее: God and my right!
    (Бог и мое право!)."

    "Геральдические девизы. Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

    Изображение "Пустой колчан" - Девиз: "Его стрелы в моем сердце"
    Изображение "Ласточка, которая перелетает море" - Девиз: "Чтоб найти солнце, покидаю отечество"
    Изображение "Горностай" - Девиз: "Лучше умереть, нежели опозориться"
    Изображение "Лев, скованный пастухом" - Девиз: "Покорен и страшен"
    Изображение "Орел, смотрящий на солнце" - Девиз: "Один он достоин моего благоговения"
    Изображение "Бутон розы" - Девиз: "Меньше показываясь, становится прекраснее"."

    "Примерный перевод рыцарских девизов:

    1. Служу - Отечеству, отвечаю - Богу.
    2. Достоинство и благородство.
    3. Совесть и дисциплина.
    4. Быть, а не казаться.
    5. Честь, но не почести.
    6. Честь дороже жизни.
    7. Честная смерть, но не позорная жизнь.
    8. Побеждаю, но не мщу.
    9. Скуп в потребностях, щедр на отдачу.
    10. Великодушие и справедливость.
    11. Учтивость и миролюбие.
    12. Блаженство в верности.
    13. Достоинство в служении.
    14. Служить, но не прислуживаться.
    15. Должен -- значит можешь.
    16. Соперничаю, но не завидую.
    17. Любовью ведом, добротой очищаюсь.
    18. Злу возмездие, добру награда.
    19. Слово крепче камня.
    20. Ударом на удар.
    21. Победа или смерть.
    22. Верой и правдой.
    23. Биться шумно, говорить тихо.
    24. Один за всех, все за одного.
    25. Слово серебро, молчание золото"

В ходе изучения испанской истории пришлось много читать про военные и нищенствующие католические ордена. Подчас узнаю поразительные факты. Думаю посвятить им несколько постов. Сегодня вкратце о некоторых известных и малоизвестных орденах и их девизах.

Августинцы - неофициальное наименование членов нескольких монашеских орденов и конгрегаций католической церкви, руководствующихся «Уставом святого Августина».

Братья августинцы или еремиты, С 1256 - по наши дни. Amor meus pondus meum (« Любовь моя - груз мой »)

- августинцы каноники (Орден Уставных Августинских Каноников; Орден Черных Августинских Каноников; регулярные каноники; каноники-обсерванты св. Августина)

Ассумпциони́сты (Августинцы Успения Пресвятой Богородицы) С 1845- по наши дни. «Adveniat Regnum Tuum. (Да придет царствие Твоё»).

Алексиане (или целлиты)- Сaritas christi (Милосердие Христово) С 14 века - по наши дни.С 1459 года орден принял устав св. Августина.

Бенедиктинцы (Орден святого Бенедикта) С 529 года - по наши дни. Ora et labora. («Молись и трудись»)

Базилиане - общее название нескольких католических монашеских орденов византийского обряда, следующих общежительному уставу, который приписывается св. Василию Великому, в частности:

- Итало-албанская католическая церковь

Украи́нская грекокатоли́ческая це́рковь

Бонифратры (орден госпиталитов св. Иоанна Божьего, «милосердные братья») С 1537- по наши дни. Основан в Гранаде.Больницы бонифратров были особенно известны уникальными методами траволечения, а также эффективной помощью людям с нервными срывами и психическими расстройствами.

Доминиканцы (орден братьев-проповедников , Пси Господни) - Laudare, Benedicere, Praedicare («Восхвалять, Благословлять, Проповедовать») С 1214 - по наши дни.

Иезуиты - С 1534 - по наши дни. Ad ma y orem Dei gloriam («К вящей славе Господней»)

Камиллиа́нцы (Орден уставных клириков) - Ordine del Ministri degli Infermi («Орден Божьей помощи больным») С 1584 год по наши дни.

Кармели́ты — общее название католических монашеских орденов и конгрегаций, придерживающихся духовности монахов-отшельников с горы Кармель. Zelo zelatus sum pro Domino Deo exercituum! («Возревновал я о Господе Боге») С 12 век по наши дни.

Ветви мужские:

- Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель

- Орден босых братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель

- Конгрегация братьев-кармелитов Непорочной Девы Марии

Ветви женские:

- Кармелитки благодати

- Кармелитки Божественной любви

- Терезианские кармелитки-миссионерки

- Конгрегация сестер Матери Кармеля

- Сестры апостольского Кармеля

- Общество св. Терезы Иисуса

- Кармелитки-миссионерки

- Терезианские кармелитки

- Сестры Пресвятой Девы Марии горы Кармель

- Кармелитки Божественного Сердца Иисуса

Картезианцы (картузианцы) - С 1084 года - по наши дни. Stat crux dum volvitur orbis(« Крест стоит, пока вращается мир»).

Женская ветвь:

Орден картезианок

Кларетинцы (кларетины ) - С 1849- по наши дни. Servidores de la palabra. Unidos en la esperanza . («Слуги слова. Объединенные надеждой»).

Женская ветвь:

- Миссионерки-кларетинки Непорочной Девы Марии

- Миссионерки св. Антония Марии Кларета

Паллотти́нки (Конгрегация сестёр католического апостольства и Конгрегация сестёр-миссионерок католического апостольства ) С 1835 - по наши дни. Ad aeternus Dei gloriam. (« Для бесконечной Славы Божией»).

Женская ветвь:

Общество сестёр католического апостольства

Салезиа́нцы Дона Боско (Общество св. Франциска Сальского или Салезианцы) - Главенствующая конгрегация Салезианской семьи (движения монашествующих и мирян, соотносящих себя с харизмой Дона Боско). Camminando con I giovanai («Идущие с молодежью») . С 1859 - по наши дни.

Сёстры служительницы Иисуса в Евхаристии (евхаристки)- С 1923 - по наши дни. « Верующие есть сила моя!»

Тринитарии («Орден Пресвятой Троицы») . С 1198 - по наши дни. Gloria Tibi Trinitas et captivis libertas («Слава Тебе Троица, а пленным — свобода»).

Траппи́сты Орден цистерцианцев строго соблюдения») - С 1663 - по наши дни. Девиз: см. Цистерианцы

Франциска́нцы («минориты», «меньшие братья») С 1208 - по наши дни. Deus meus et omnia. ("Мой Господь - моё всё").

Ветви мужские:

  • Орден меньших братьев конвентуальных
  • Орден меньших братьев обсервантов
  • Орден меньших братьев капуцинов
  • Орден меньших братьев реформатов

Женские:

Орден бедных клариссинок

Цистерцианцы (белые монахи , бернардинцы) С 1098 год - по наши дни. Cistercium Mater Nostra. («Сито - мать наша»)

Рыцарские ордена:

Тамплиеры («храмовники » или Рыцари Христа и Храма Соломона). С 1119 по 1312. Non nobis, Domine, non nobis, set tuo nomini da gloriam! («Не нам, Господи, не нам, но все во славу имени Твоего»).

Правопреемник на территории Португалии — военно-рыцарский орден, Орден Христа .

Суверенный военный гостеприимный орден Святого Иоанна; (Госпитальеры, Иоанниты, Мальтийский орден) С 1048 - по настоящее время. P ro F ide ! ("За веру"). Де-юре считается независимым государством без собственной территорией, с резиденциями в Риме и на Мальте, которые считаются территорией Мальтийского ордена и подчиняются его юрисдикции. По факту Мальтийский орден это самое маленькое государство на Земле. Существуют паспорта этого государства, признанные мировым сообществом. С паспортами Мальтийского ордена имеется безвизовый въезд в 32 страны.

Тевтонский орден (Немецкий орден) С 1190 - по наши дни. «Helfen — Wehren — Heilen» («Помогать — Защищать — Лечить»).

- Ливонское братство воинов Христа (Орден меченосцев, Ливонский орден, Орденом братьев меча ) С 1202 по 1237.В 1237 году стал частью Тевтонского ордена.С 1237 - 1561существовал как Ливонское ландмайстерство тевтонского ордена, был разгромлен русскими войсками в Ливонской войне и прекратил свое существование.

Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского (Орден святого Лазаря) С 1098 года - по наше время. «Atavis et armis» («Предкам и оружию»). В 1517 году часть ордена объединилась с Орденом святого Маврикия в Орден Святых Маврикия и Лазаря, однако сам орден Святого Лазаря продолжил существование.

Рыцарский Орден Святого Себастьяна - основан в 1985 Европейским Обществом Сохранения Истории. Гроссмейстером Ордена стал депутат Европейского парламента, Его Императорское и Королевское Высочество Эрцгерцог Отто фон Габсбург. Орден связан с династией Габсбургов и только глава Дома может быть гроссмейстером Ордена. Членами Христианского Рыцарского Ордена являются церковные и политические деятели, а также много простых людей, кто верит в новую христианскую Европу. Кандидаты в Члены Ордена проходят сложную проверку и утверждаются Римской Курией - пока, только католики могут быть членами Ордена. Девиз Ордена: PRO DEO - PRO EUROPAE CHRISTIANI UNITATE - PRO VITA («За Бога, За объединенную, христианскую Европу - ради жизни»).

Рад буду вашим дополнениям, комментариям.

Меч - ничто, воин - всё.

Каждый равен каждому, все равны всем, каждый равен всем.

Жизнь варвара стоит ровно столько, сколько он может за неё взять. Если варвар уже ничего не может взять за свою жизнь, она стоит столько, сколько за неё дадут другие.

Если ты не можешь выжить в одиночку, и тысяча друзей тебя не спасёт.

Слово, данное варваром, является залогом его чести.

Если слово идёт впереди тебя, в этом ещё нет большой беды, но если ты не можешь его догнать, значит, ты не мужчина.

В поле варвар дома, в лесу варвар дома в море варвар дома потому, что дом варвара - это он сам.

Разумно то, что полезно.

Какие бы ветры ни ходили вокруг твоего дома, впускай внутрь только ветер перемен.

Ищи себе друга, враг найдёт тебя сам.

Если ты хочешь изменить мир вокруг себя - перерождайся сам.

Кривое дерево легче срубить, чем выправить.

Стоящую цель стрела любит больше.

Варвар дважды в один след не наступает.

Верни себе то, что ты потерял.

Никогда не жалей о том, что тебе не принадлежит.

Не трогай чужого, оно для тебя проклято.

Три главных порока: предательство (слабость), трусость, глупость.

Варвар верит глазами. Если тебе скажут, что солнце теперь восходит на Западе, не поленись утром посмотреть в окно.

Варвару не нужно искать себе врага. Если ты варвар, враг обязательно придёт к тебе сам.

Не делай себе врагом того, кто тебя своим врагом не считает. Прости того, кто прощает тебя.

Варвара можно уничтожить, но победить - никогда!

Варвар, забывший врага своего - мёртвый варвар.

Ты проиграл столько раз, сколько забыл о своём поражении.

Ты можешь сомневаться в поражении врага, но никогда не сомневайся в своей победе.

Превратить врага в соратника - лучшая победа.

Варвар должен быть для врага непонятным, непредсказуемым и неожиданным.

Трудно попасть в ту цель, которая всё время исчезает.

На берегу двум секачам воды не пить.

Подчини себе других или подчинишься сам.

Никогда ни о чём не проси. Добивайся всего сам.

Не верь в удачу - она слепа. Верь в успех, варвар всего добивается сам.

Презри просящего.

Помоги тому, кто нуждается в твоей помощи, но не просит о ней.

Варвар никогда ни на что не жалуется. Варвар не будет жаловаться даже на собственную жену.

Удача нужна слабым. Сильный сам двигает звёздами.

Причину всех неудач надо искать в себе.

Твёрдо стоит на ногах тот, кого не качает то в одну, то в другую сторону.

Где труднее - там достойней.

Тот, кто держит голову опущенной - ничего не видит.

Топор любит склонённые головы.

На все вопросы, которые жизнь поставила перед тобой, ты должен ответить сам.

Не желай удачи, она нужна неумехам, желай успеха.

Достойная смерть - лучшее украшение жизни.

Человек может пережить своё здоровье, свой ум и даже свою совесть, но человек не может пережить самого себя.

Воин живущий - воин только наполовину, поскольку он ещё не пережил главной битвы в своей жизни.

Болтун украшает свою жизнь словами, торговец - деньгами и роскошью, воин - смертью.

Ты можешь далеко уплыть от берега, главное - всегда на него возвращайся.

Не говори десять слов там, где от тебя ждут только одного слова.

Одна из дверей в сердце варвара закрыта всегда.

Нет чести в том, чтобы родиться, важно умереть с честью.

Твои враги бояться не тебя, а воина в тебе и варвара в тебе.

У голодного волка нюх лучше.

Во всём происходящим с тобой виноват только ты сам.

Каждая стрела - в цель.

Если ты не хочешь, чтобы убили тебя - убей первым.

Не поднимай руку на друга своего.

Не отрекись от друга своего.

Если варвар сдаётся в плен, это значит только то, что он собирается нанести удар по врагу с тыла.

Семья для варвара в первую очередь - его дети.

Варвар, который над всем в жизни ставит женщину - слепой варвар.

Варвар, забывший отца и мать, будет забыт сам.

Враг каждого из нас - наш общий враг.

Предающий стоящего над тобой становится врагом каждого из нас.

Избранные места из многолетней истории крестовых походов. Кто надоумил рыцарей отправиться в поход на Иерусалим? Участвовали ли в походах женщины и дети? Чем сейчас заняты крестоносцы?

Идея Петра

Надоумили рыцарей нашивать себе на одежду кресты и воевать в жарких далеких землях за Гроб Господень два человека. Первым, кому эта гениальная идея пришла в голову был бывший военный, ставший монахом-отшельником, Петр Амьенский. Якобы он побывал в Иерусалиме, увидел, как там обижают братьев христиан, вернулся домой и забил тревогу. Ходил Петр по городам, собирал толпы народа и красиво доказывал им, что необходимо вернуть Гроб Господень, освободить христиан, а турок стереть в средневековый радиоактивный пепел. От неимения достойных развлечений, СМИ и интернета граждане слушали Петра, раскрыв рот. Образ юродивого нищего проповедника очень сильно действовал на окружающих и вскоре Петр стал настоящей "звездой". Люди толпами шли к нему, чтобы прикоснуться, взять на память кусочек его одежды или прядь волос, приписывали ему целебные свойства и были готовы выполнить , что он скажет.

За папу!

Дальше в игру вступил папа Урбан II, который сообразил, что Петра и его сторонников можно очень выгодно использовать. По другой версии, было наоборот, то есть сначала до походов додумался папа римский, а потом уже его поддержал Петр Амьенский и начал проводить работу с населением. Официально именно Урбан II считается главным вдохновителем крестовых походов. Прикинув сколько богатств можно будет вынести из Святой земли и поразмыслив над способами увеличения пошатнувшегося рейтинга, папа 27 ноября 1095 года произнес пламенную речь в городе Клермон во Франции о необходимости ввести войска на Святую Землю и силой вырвать ее из цепких лап неверных.

Так хочет Бог

Чтобы люди охотнее собирались в поход, папа пообещал всем участвующим немедленное отпущение всех обычных грехов, а также отпущение смертных грехов со значительной скидкой, прощение всех долгов, 100% гарантию попадания в рай, христианский аналог 72 девственниц, ну и посулил золото и бриллианты, которые можно добыть на Святой Земле. Народу, а также высокопоставленным священникам и государственным деятелям идея понравилась, толпа прокричала несколько раз "Deus vult" ("Так хочет Бог") и стали собираться в поход, который был назначен на 15 августа 1096 года.

Самый неудачный поход

Самые ярые последователи Петра никак не могли дождаться августа 1096 года, им не терпелось начать прорубать путь отцовским мечом к сокровищам Святой Земли и заодно освободить товарищей христиан. Самые бедные и самые грешные самоорганизовались и двинулись по направлению к Гробу Господню. У многих из низ не было ни оружия, ни доспехов. Говорят, что примерно 30 тысяч человек первыми двинулись в поход, большинство из них были нищими крестьянами. Новоявленные крестоносцы брали с собой свои семьи (то есть жены, дети и старики тоже пошли возвращать Гроб Господень), чтобы не тосковать в дороге по родным. Запастись достаточным количеством еды удалось далеко не всем. Дело в том, что в крестоносной суматохе цены на необходимое для похода взлетело до небес, поэтому даже средневековой версией доширака закупиться было очень не просто. Местные жители стран, которые встречали на пути крестьян-крестоносцы, неохотно делились едой, из-за чего происходили вооруженные конфликты. Первое же крупное сражение с противником стоило жизни половине отряда, детей и женщин захватывали в плен и продавали в рабство на азиатских базарах. До места добрались буквально несколько десятков человек. Петр, возглавлявший "крестьянский поход", выжил и присоединился к первому официальному крестовому походу. Кстати, когда крестоносцы шли на Святую землю, то крест у них был нашит на грудь, а когда возвращались, то нашивали на спину.

Детский крестовый поход

Дети не остались в стороне от папской пропаганды, и по всей Европе стали появляться посланцы Бога. Мальчишкам якобы Бог нашептал, что им выпала честь возглавить своих ровесников и отправиться отвоевывать Иерусалим. Слухи о о чудесах, творимых избранными, делали свое дело, и ровесники новоявленных чудотворцев сбегали из дома и собирались в отряды. Истинными вдохновителями этих малолетних крестоносцев были работорговцы, которые надеялись продать большую партию европейских деток на восточных базарах. Собственно, тех, кто не погиб в дороге, погрузили в корабли работорговцев. Многотысячные отряды, которые вел мальчик Николай (ему было не больше 10 лет), обещавший "по морю аки по суху" дойти до Святой земли, растеряв половину в дороге, дошли до итальянского порта Бриндизи, но дальше их не пустил на верную смерть один адекватный местный епископ. Тогда фанатичные детки пошли к папе римскому с просьбой их благословить на священную резню. Папа посоветовал им дождаться совершеннолетия. Даже по меркам средневековья детские крестовые походы были дичью. Кстати, полагают, что участниками похода были не совсем дети, а юноши и подростки, но меньшей дичью факт от этого не становится.

Голод не тетка

Первый крестовый поход, осада сирийской крепости Маары, крестоносцы осаждают ее из последних сил, еда давно закончилась, куда не глянь повсюду пустыня. и вот мусульмане сдаются, правда при условии, что рыцари оставят жителей города в живых. Крестоносцы входят в город в надежде плотно поесть, но, оказывается, что сирийцы тоже давно сидят без припасов. Христиане вконец обезумев от голода и разочарования начинают отлавливать и жарить врагов, которых совсем недавно пообещали пощадить. Хронисты первого крестового похода описывают ужасные сцены каннибализма, а Альберт Аахенский пишет, что в расход пустили даже собак: "Крестоносцы не ограничивались поеданием только убитых турок и сарацин, они ели даже собак".

Тот от меча и погибнет

Пытались крестоносцы пролить свет своей истинной религии не только на мусульман, но и на всех, кто попадался под руку. Папа римский вообще довольно размыто говорил в своей знаменитой речи по поводу врагов. Например, он намекнул на то, что хорошо бы мечом насадить католичество в землях, где исповедуют любую другую религию, а заодно ликвидировать язычников, иудеев, православных. Дескать, Бог это дело одобряет. Так вот в 1096 году крестоносцы отклонились от маршрута и устроили массовые убийства евреев в городах Германии. А с 1198 по 1411 год крестоносцы ходили на языческие славянские и финские племена. В 1240 году рыцари-крестоносцы Ливонского ордена двинулись на Псков и Новгород, однако подчинить Русь папе римскому им, как известно, помешал Александр Невский, разгромив их на Чудском озере в 1242 году.

Современные крестоносцы

Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского до сих пор существует. То есть крестоносцы бродят среди нас. Орден ведет свою историю с 1099 года. Основная цель ордена - поддержка католиков на Святой земле. Например, на средства ордена там строят католические церкви, школы, больницы. В свое время членом ордена был венгерский композитор Лист, первый канцлер ФРГ Адэнауэр, короли и королевы многих европейских стран. У крестоносцев даже есть свой сайт, а штаб-квартира в Риме в дворце Палаццо делла Ровере. Чтобы стать крестоносцем надо получить орден Заслуг перед Иерусалимским орденом Гроба Господня. Он вручается людям с безупречным моральным обликом, занимающимся благотворительностью. Девиз Ордена "Deus vult".

Происхождение гербов

Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.

Символика гербов

Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов - это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.
Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

Гербы Пруссии и Мекленбурга

В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.

Герб маркграфа Иосифа Шварценберга

Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых – словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее - от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.

Arma Carlo Alberto

Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы - это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.

Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.

1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.

3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.

4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.

5)Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.

6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.

7) Гербы по преемству (armoiries de succession).
Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.

8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.

Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь - непоколебимую надежду, шар или хлебы - благотворительность, соты - церковные праздники и гостеприимство.

Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.

Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.

Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц - белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.