Нужно ли быть сегодня воспитанным человеком. Все для женщин

Разобраться, когда те или иные поступки связаны с расстройством нервной системы и требуют компетенции врача, а когда они не что иное, как издержки воспитания, — задача непростая. Вот потому и случается, что больной человек подчас приобретает незаслуженную репутацию невоспитанного. Невоспитанный же пользуется нашей снисходительностью, потому что убедил всех вокруг, и, прежде всего, самого себя, что всё это от «нервов».

Нервным человеком в обиходе называют раздражительного или бурно реагирующего на всякие события, то есть того, кто, как правило, выплёскивает свои эмоции. Тех же, кто переживает случившееся в себе, считают спокойными, уравновешенными. Однако в обеих этих группах психоневролог найдёт и своих пациентов (то есть, людей с пограничными формами нервно-психических расстройств), и вполне здоровых людей.

Жизнь требует от нас постоянного самоконтроля. Воспитанием закладывается умение человека определять, что можно, что нельзя, на что обратить внимание, не реагируя внешне. Это умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами меняется с возрастом. Ребёнку, который только учится владеть своими эмоциями, или старому человеку, у которого способность контролировать себя слабее, некоторые поступки простительны.

Для зрелого человека вспышки раздражительности или периоды необоснованной мрачности могут служить поводом, чтобы задуматься над своим характером. Многие психиатры определяют характер как однобокость психической организации личности. Именно по этой причине переделать характер невозможно. Но можно научиться закрывать свои слабые стороны, научиться владеть собой.

Если вы чувствуете, что вас многое раздражает, если вы «вспыхиваете» по малейшему поводу, признайте для начала, что это вас не украшает. А затем сделайте шаг навстречу себе: постарайтесь изменить своё поведение. Именно своё. Не стремитесь переделывать окружающих людей, чтобы вам было с ними легко и удобно. Задумайтесь, легко ли им с вами?

Представьте, например, удобно ли было вашей соседке с больной головой подниматься к вам и просить тишины в ваш прошлый праздник? Чем вслух и мысленно произносить всё, что вы о ней думаете, постарайтесь настроиться на другой лад: разумеется, она не знала (и не могла знать — вы же не обсуждаете с соседями график посещения вашей квартиры!), что у вас гости, у неё была своя обоснованная причина требовать тишины. Так посочувствуйте пожилому человеку, и раздражение уйдёт.

Разработанная ещё Эпикуром техника контрастирования работает и сегодня. Поиски положительных сторон отрицательного явления присущи человеку, они становятся нашей психологической защитой. Даже у вполне здорового, уравновешенного человека могут временно ослабевать механизмы психологической защиты. Причинами могут быть болезнь, переутомление, стрессовые ситуации. И тогда, устав на работе, он «срывается» на домашних, а после болезни может стать непривычно сентиментальным.

На первый взгляд может показаться странным, но повысить собственную неуязвимость вы можете, стараясь с пониманием входить в положение других людей. Лучше понимая другого, мы совершенствуем себя.

Именно поэтому общепринятым считается определение, по которому воспитанным человеком является не тот, кто правильно держит вилку и нож, а тот, кто уважает и понимает других, их мнения, поступки, мысли, чувства. Кто не только помнит о своих правах, но и считается с правами окружающих, и, не раздражаясь по пустякам, не вынуждает раздражаться и нервничать других.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эссе

на тему «Кто такой воспитанный человек»

В разное время люди вкладывали разный смысл в понятие воспитанного человека, потому что «хорошее» воспитание людям разных эпох представлялось по-разному. Даже и в настоящее время существует множество понятий, определяющих воспитанность того или иного человека. Например, для кого-то воспитанный, значит, легко управляемый человек, а для кого-то воспитанный, значит соблюдающий все правила общества. Как говорится, сколько людей, столько и мнений.

Я считаю, что воспитанный человек -- это сложившаяся личность, которая соблюдает все нормы морали и поведения в обществе, а также уважает интересы других людей как свои собственные. Воспитанный человек способен не только совершать поступки, но и отвечать за содеянное. Вежливость и чувство такта являются неотъемлемой частью его личности. Такой человек должен быть толерантен ко всем людям, не зависимо от их положения в обществе, возраста или пола. Воспитанный человек не станет указывать окружающим на их недостатки, напротив, постарается всячески сгладить ситуацию, чтобы не причинить кому-то неудобство. Он никогда никому не грубит, даже своим недругам. Воспитанный человек не показывает неприязнь к тем, кто ему не подуше, а проявляет уважение так же, как и с другими людьми. воспитанный человек поведение

Все мы получаем воспитание, в первую очередь, в своей семье. От поведения родителей зависит и поведение их детей. Также воспитание дается и воспитателями, педагогами в детских садах и школах. Но я думаю, что воспитанность -- это не только результат воздействия вышеперечисленных людей. Безусловно, они играют огромную роль в становлении личности воспитанного человека, главная их задача -- привить интерес к тому, чтобы быть воспитанным, сделать это желаемой целью. Если воспитатели выполнили свою работу успешно, то в дальнейшем человек будет и самовоспитываться, совершенствоваться, что и является второй составляющей воспитанности, по моему мнени.

Таким образом, воспитанный человек -- это не только личность, обладающая всеми вышеупомянутыми качествами, но и личность, постоянно самосовершенствующаяся и занимающаяся самовоспитанием.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека. Принципы семейного воспитания, влияние родителей на становление полоролевого поведения. Типология современных отцов и матерей, отличительные особенности их методов воспитания детей.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Семья как социальный институт. Специфика современной семьи. Особенности речевого поведения дошкольников. Апробация эксперимента по выявлению влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников. Определение уровня речевого поведения.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2013

    Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении. Организация обучения детей разного возраста в малокомплектных детских садах. Методика организации занятий в разновозрастных группах. Планирование занятий по изобразительной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2014

    Культура поведения - показатель воспитанности ребенка. Нормы и правила поведения детей дошкольного возраста. Опыт работы воспитателей по воспитанию культуры поведения у детей в детском саду. Методы и приемы формирования культуры поведения у дошкольников.

    реферат , добавлен 21.08.2013

    Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании младших дошкольников. Методы их формирования в детских садах и семье. Выявление отношения родителей к развитию у детей навыков личной и общественной гигиены. Применения в работе с детьми игровых приемов.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Открытость детского сада для семьи. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. Художественно-эстетическое воспитание.

    МАТЕРИАЛ

    к внеклассной работе

    «Что значит быть воспитаннымчеловеком»

    Преподаватель:

    Вдовиченко Н.Н.

    Что значит «воспитанный человек»?

    Воспитанность есть усвоение хороших привычек.

    Платон

    Как вы ответите на этот вопрос?

    В толковом словаре сказано, что «воспитанный - это умеющий хорошо вести себя».

    Кого мы считаем воспитанным? Может быть, того, кто получил высшее образование?

    Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным. Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

    Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Но воспитанность - это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое и существенное в человеке. Этим «нечто» является внутренняя культура и интеллигентность, основой которой являются радушие и уважение к другому человеку.

    Пример (воспоминания народной артистки СССР):

    «Мне представляется эталоном таких качеств актер Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он - и то залюбуешься. И скромно, и празднично... Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчина чувствовал себя умным и очень ему (Качалову) нужным в данный момент. Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство».

    В связи с этим хочется вспомнить о таком качестве личности, как обаяние. Обаятельный человек обладает притягательной силой, он всегда приветлив, предусмотрителен, его улыбка светла и естественна, встреча и разговор с ним доставляют удовольствие. А быть воспитанным - это значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, не мелочным.

    Пример. В письме к своему брату Николаю Антон Павлович Чехов пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди. Думается, нам полезно прислушаться к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

    Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...

    Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужой души, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», - потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...

    Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями... Делая дело на грош, они не носятся со своей палкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили...»

    Вывод: подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с барским высокомерием.

    Совершенно несовместим с понятием воспитанного человека цинизм - наглое, бесстыдное поведение, проникнутое презрением к людям. Цинизм - это глубокое проявление невоспитанности, отсутствие подлинной внутренней культуры, неуважение к людям и обществу.

    «Цинизм опасен, прежде всего, потому, что он возводит злобу в добродетель» (Андре Моруа, фр. писатель).

    Люди с циничным поведением способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей; а главное - они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

    Какое главное качество отличает воспитанного человека от невоспитанного?

    Отношение к людям, внимание к ним, уважение их индивидуальности.

    Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба. Какое это богатство - внутренний мир человека!

    Людей неинтересных в мире нет.

    Их судьбы - как истории планет:

    У каждой все особое, свое,

    И нет планет, похожих на нее.

    Е . Евтушенко

    Как важно понимать и постоянно помнить, что такой сложный внутренний мир имею не только я, но и каждый из окружающих меня людей. И если человек, который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно исходить из того, что другой человек - самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение. Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т. п. несовместимы с понятием «воспитанный человек».

    Воспитанный человек не только умеет разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания.

    Пример. «Бывает и так, - пишет писатель С. Шуртаков, - в дороге ли, в дальнем селе повстречаешь нового человека, незнакомого; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же, поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощание руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания - не очень-то огорчишься, не загрустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце - нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось».

    Действительно, как хочется каждому из нас встретить в собеседнике созвучие мыслей, чувств, настроений. Мы благодарны тем людям, которые участливо выслушивают нас, пытаются понять, что занимает нас и волнует. Нам часто и не нужны конкретные советы, а нужно «выговориться» в присутствии человека, доброжелательность которого в себе ощущаем. А обратная связь?

    Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны. А понять особенности человека не так уж просто. Мы часто объясняем поступки, настроения и отношения других, исходя из своих собственных представлений об их причинах. Надо сказать, что хороший человек в поступках и отношениях людей обычно видит хорошие побуждения. А плохой - плохие.

    Хороший человек обычно доверчив. В своих отношениях с людьми он исходит из представления о том, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется и огорчается, когда в ком-то этих качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика, карьериста, любую удачу другого человека он объясняет хитростью того, лестью, обманом; и его очень трудно убедить в порядочности данного человека.

    Вообще умение понять наиболее существенные особенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей, свидетельствует о достаточно высоком культурном развитии человека.

    Культурный, воспитанный человек, прежде всего, заботится о том, чтобы не унизить достоинство другого человека.

    Хочется обратить внимание еще на одно качество, о котором мы стесняемся говорить вслух, которое многие, к сожалению, считают старомодным. Это благородство.

    Истинное благородство - приходить на помощь к человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность человека сострадать, сопереживать, сочувствовать, содействовать - признак духовной зрелости личности.

    Благородство - высокая нравственность человека, соединенная с самоотверженностью и честностью.

    Нам иногда выпадают счастливые моменты встречи с благородным человеком, но эти моменты бывают очень редки. Почему? Наверное, потому, что действительно очень мало в жизни благородных и истинно культурных людей.

    Ну, а мы-то сами? Почему-то смеем требовать благородства и великодушия, сочувствия и понимания, прощения и помощи от других людей по отношению к нам. А сами? Давайте зададим себе несколько вопросов и попытаемся ответить на них.

    Что для нас главное - «быть» или «казаться»? Интересны ли нам люди сами по себе, вне их должности, места работы и материальных возможностей? Уважаем ли мы окружающих или только делаем вид? Любим ли кого-нибудь, кроме себя? Иными словами, каковы наши внутренние, самые сокровенные потребности, желания и ценности?

    Как бы мы ни ответили на эти вопросы, наши слова, действия, поступки и отношения выдают нас.

    Великий И. Гете писал, что «поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».

    ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ

    Совершенно естественными стали для нас фразы: “Он - воспитанный человек”, “Она - просто хамка” и т.д. Но часто мы сами затрудняемся определить, что вкладываем в понятие “воспитанный человек”. А, между прочим, неплохо бы знать, из чего именно складывается воспитанность, хотя бы для того, чтобы самому быть именно таким, каким хотят нас видеть окружающие.

    Вежливость. Древние греки утверждали, что надо быть очень выдающимся человеком, чтобы позволить себе быть невежливым. Именно вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляет сдерживаться, способствует возникновению любви и уважения. Вежливости можно научиться, но существует и врожденная вежливость, идущая от души, а не от воспитания.

    Правила вежливости запрещают:

    Входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола);

    Шуметь, тревожить и раздражать окружающих;

    Критиковать чьи-либо религиозные убеждения;

    Унижать чью-либо национальность;

    Смеяться над ошибками и промахами других людей;

    Наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами;

    Отсылать по обратному адресу письмо или подарок;

    В неуважительном тоне отзываться о близких собеседника;

    Коверкать фамилии и имена;

    Открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов;

    Самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.

    Тактичность. Такт - это моральная интуиция воспитанного человека, как бы подсказывающая ему наиболее верный подход, наиболее тонкую, деликатную, осторожную линию поведения по отношению к окружающим.

    Такт предполагает в нас терпимость, великодушие, внимание и глубокое уважение к внутреннему миру других людей, искреннее желание и умение понять их, почувствовать, что может доставить им радость, а что - огорчить. Тактичность - это чувство меры, которое следует соблюдать в разговоре, в любых отношениях с людьми, умение не переходить границу, за которой всегда стоит обида собеседника. Тактичность также предполагает умение вовремя определить реакцию собеседника на наши слова или действия и в нужных случаях - самокритичность и способность вовремя извиниться за допущенную оплошность.

    Такт не отменяет принципиальности, прямоты, честности, да и правила тактичного поведения далеко не первые в моральном кодексе. Но очень часто именно отсутствие тактичности ранит близких нам людей.

    Пунктуальность. Именно она свидетельствует о хороших манерах. Только уважительная причина может извинить опоздание. Намеренно заставлять себя ждать (даже юным особам, приглашенным на первое свидание) - невежливо.

    Скромность. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство над ними, не говорит о своих качествах, не требует никаких привилегий, особых услуг, удобств.

    Вместе с тем скромность - это не робость и не застенчивость. Обычно по-настоящему скромные люди в критических ситуациях оказываются намного тверже других в отстаивании своих принципов.

    Услужливость. Это добродетель до тех пор, пока она не становится навязчивостью. Лучше всего взять себе за правило оказывать услуги только тогда, когда вас об этом попросят. Если же к вам обращаются с просьбой, которую вы не в состоянии выполнить, лучше отказаться сразу, чем дать слово и не сдержать его.

    Хорошие манеры. “Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение”, - утверждал Джонатан Свифт.

    Не принято в обществе:

    Приводить себя и свою одежду в порядок, поправлять галстук, прическу, чистить ногти;

    Причесываться и вообще трогать волосы;

    Использовать ноготь мизинца в качестве зубочистки;

    Щелкать суставами пальцев;

    Потирать руки;

    Одергивать одежду;

    Постоянно что-то “мурлыкать” себе под нос;

    Бурными проявлениями, оскорбительными, грубыми словами обнаруживать свой гнев и негодование.

    А теперь посмотрите на своеповедение и подумайте, насколько вы вежливы.

    Воспитанность есть усвоение хороших привычек

    Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

    Интеллигент — это образованный и хорошо воспитанный человек, который никогда не плюнет на пол. Но в душу плюнуть может…

    Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем. Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

    Воспитанность — это навык прикрывать рот, не только чихая, но и вовремя

    В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью.

    Воспитанность – способность реализовать в межличностных отношениях свои лучшие качества личности, высокую внутреннюю культуру и навыки в соблюдении правил поведения и общения, принятых в данном обществе.

    Великий мыслитель Платон совершенно справедливо сделал акцент в определении воспитанности на привычках. Привычка – вторая натура, стоит ее посеять, в итоге пожнешь у себя развитие соответствующего качества личности. Букет из заботливо выращенных достоинств наряду с усвоенными правилами поведения в обществе делает человека воспитанным. Махровый эгоист при всей его образованности никогда не попадет в галерею приверженцев воспитанности. Думая только о себе, своих интересах, желаниях и потребностях, он не способен проявлять воспитанность относительно окружающих. Его желание «перетянуть одеяло» на себя встречает протест со стороны внешнего мира, значит, неизбежны конфликтные ситуации, скандалы, возмущения и обвинения. Не уважающий других будет и сам неуважаем. Эгоист не способен кого-то слушать, ему самому хочется говорить. Значит, он будет перебивать, досказывать за собеседника, демонстрировать жестами не уважение к говорящему человеку. Словом, любой, столкнувшийся с ним человек, мысленно отметит его невоспитанность, будь он почетным академиком всех академий мира.

    Воспитанность – это не дрессура, как правильно вести себя в обществе, это не просто хорошие манеры. Натаскать, социализировать можно и собаку. Подонка можно накачать знаниями и обучить правилам этикета, но от этого он не перестанет думать только о себе. Воспитанный человек уважает других людей, думает не только о своих желаниях, но и намерениях окружающих. Воспитанность живет в гармонии с внешним миром. А о какой гармонии с другими людьми может говорить эрудированный скандалист, образованный лицемер и ханжа, начитанный мошенник или коварный и вероломный почитатель этикета?

    Воспитанность видит в другом человеке целую Вселенную, уникальность и неповторимость. Уважая духовную сущность человека, она учитывает своеобразное мышление другого человека, особенности его памяти, интересы, симпатии, привязанности, особенности настроения и потребности. Евгений Евтушенко писал: «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет: У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее».

    Воспитанный человек – тонкий психолог, знаток человеческих сердец. Он умеет искренне отзываться на чувства и переживания людей. «Бывает и так, – пишет писатель С. Шуртаков, – в дороге ли, в дальнем селе повстречаешь нового человека, незнакомого; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощание руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания – не очень-то огорчишься, не загрустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце – нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось».

    Воспитанность – это добродетели личности, породненные с этикетом. Что внутри, то и снаружи. Воспитанность идет изнутри, как проявление всего лучшего, что есть в человеке. Но достоинства человека будут голыми, если не надеть на них наряды вежливости, тактичности, учтивости и почтительности. В процессе воспитания, а этот процесс длиною в жизнь, они так привыкают друг к другу, что уже не мыслят себе раздельного существования.

    Воспитанность не придает кому-то или чему-то особой, избыточной значимости, поэтому ее не обременяют идеализации авторитетов, отношений, денег, социального положения и репутации. Не мешая другим, она и сама не становится центром внимания для конфликтных ситуаций. Воспитанный человек проявляет искреннее внимание к другим людям и основой этого внимания служит глубокое уважение к другому человеку. «Мне представляется, - вспоминала народная артистка СССР С. Гиацинтова, - эталоном таких качеств артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он - и то залюбуешься. И скромно, и празднично… Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент. Василий Иванович как бы „впитывал в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство».

    Воспитанность предполагает обязательность, пунктуальность и доброжелательность. Невозможно представить воспитанного человека, с легкостью нарушающего свои обещания и обязательства, игнорирующего назначенные встречи и недоброжелательного к людям. Человек чести и развитого чувства собственного достоинства, он умеет контролировать свои эмоции, проявлять выдержку, самообладание, сдержанность и корректность. Обаятельный, он, как магнит, притягивает к себе людей, всегда приветливый и предупредительный, он доставляет всем окружающим удовольствие от общения.

    В письме к своему брату Николаю Антон Павлович Чехов пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди. Думается, нам полезно прислушаться к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних… Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужой души, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», – потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво… Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями… Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него поко­ем, женщинами, вином, суетой… Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрян­ным воздухом, шагать по оплеванному полу… Делая дело на грош, они не носятся со своей палкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили…»

    Петр Ковалев

    Часто воспитанность и наличие хороших манер являются обязательными требованиями к спутнику жизни, новому сотруднику и даже к друзьям. И дело вовсе не в том, что человек, который не знает, что такое «менажница», не имеет права на пребывание в приличном обществе. Мне кажется, есть определенный минимум воспитанности, обладать которым должен каждым.

    Поведение за столом

    Мне, как хозяйке, очень приятно, когда близкие говорят «спасибо» за приготовленное блюдо. А уж если добавят «было очень вкусно», лицо мое расплывается в улыбке, а настроение резко улучшается. Со своей стороны всегда желаю приятного аппетита, стараюсь красиво сервировать стол.

    И дочь, и муж стараются не отвлекаться во время еды. У нас не принято кушать в одиночестве или на ходу. Конечно, бывают случаи, когда муж задерживается на работе, но большую часть дней мы ужинаем вместе.

    Постоянство привычек

    Мне совершенно непонятно, как людям удается вести себя иначе дома и в обществе. Так и ребенку не объяснишь, почему дома можно вытирать лицо рукавом, а в кафе нужно пользоваться салфеткой. Правила этикета должны выполняться всегда и везде. Как-то я читала интервью одной телеведущей, так она рассказывала, что даже в одиночестве ведет себя так, будто находится под прицелом видеокамер.

    Отношение к окружающим

    Показателем воспитанности для меня является отношение к обслуживающему персоналу. И жутко раздражает, когда клиенты хамят официантам, парковщикам, продавцам, парикмахерам и т.д. Во-первых, все профессии хороши. Во-вторых, кто знает, где каждый из нас будет завтра или через год? Часто бывает, что выбирать не приходится, а когда нужны деньги, согласишься на любую работу.

    Опять же, насчет постоянства. Как можно уважительно относиться к жене, а грубить женщинам незнакомым? Я считаю, что все же женщины являются слабыми, как говорил О.Уайльд, «декоративным» полом, и каждая из нас достойна уважительного отношения.

    Мне нравится, когда дочь называет меня ласковыми прозвищами – мамочка, мамуля, любимая мамочка и т.д. Просто у нас в семье так принято – по именам друг друга мы практически не называем.

    Отдельная тема – отношение к людям преклонного возраста. Это ведь тоже воспитанность. Помимо почтительного отношения к родителям, не так уж сложно аналогично относиться и к незнакомым людям пожилого возраста. Даже уступить право очереди или помочь прочитать ценник на продукте – помощь, оказать которую под силу каждому из нас.

    Правильная речь

    Необязательно уметь использовать витиеватые обороты и «заумные» слова. Важно говорить правильно, избегать основных ошибок в речи. Достаточно нескольких часов свободного времени, чтобы ознакомиться с самыми распространенными ошибками, найти которые можно в интернете.

    Конечно, главное, чтобы человек был хороший, но грубые грамматические ошибки уровня первоклассника способны свести на нет даже наилучшее впечатление.

    Выводы

    Быть воспитанным – значит обладать базовым набором хороших манер, которые непременно включают в себя доброжелательное отношение к окружающим. Сюда же можно отнести умение хорошо выглядеть в соответствии со временем и местом, способность контролировать свои эмоции и грамотно выражать их.

    А что вы вкладываете в понятие «воспитанность»?

    Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в