Ргб русское национальное единство история идеология. Русское национальное единство (1990)

Что такое была Русь в эпоху предтатарскую?

Собрание земель, более или менее обособленных, имевших во главе разные ветви одного княжего рода, которые успели приобрести значение местных династий, за исключением Великого Новгорода и стольного Киева. Сии последние получали князей из той или другой ветви, смотря по обстоятельствам, следовательно, оставались, так сказать, в общем владении потомков Владимира Великого. Киев сохранял еще значение средоточия в церковном и вообще гражданском отношении. Сам Владимир-Залесский подчинялся его главенству в этом отношении. Хотя Суздальская Русь и преобладала над остальными землями своим могуществом, но ее политическое верховенство не было общепризнанным. Она выступила с своими притязаниями только при двух князьях (Андрее Боголюбском и Всеволоде III), умевших держать в единении самое Суздальскую землю; а потом, при их преемниках, на время утратила свое преобладание, по причине собственного раздробления. Следовательно, в данную эпоху Русь почти не имела политического средоточия. Историк может наблюдать в ней то же самое явление, какое видим и в других странах, когда они предоставлены самим себе, т.е. когда над ними не тяготеет сильное внешнее давление: естественным путем, чувством самосохранения начинает вырабатываться некоторая система политического равновесия. Если какое-либо княжение слишком усиливалось и начинало теснить соседей, то вызывало против себя союзы других князей. Союзы эти часто видоизменяются и усложняются; но в конце концов обыкновенно успевают отстоять политическое существование отдельных земель и препятствуют упрочению какого-либо могущества, опасного для их самостоятельности.

Хотя Русь была окружена более или менее неприязненными ей народами, но никто из этих соседей не был настолько силен чтобы угрожать ее независимости. Поляки, в то время сами раздробленные на уделы, Угры, Литва, Немцы, Шведы, Камские Болгары и Половцы могли угрожать только пограничным владениям. Они иногда временно господствовали в какой-либо области, как Угры в Галиче, или захватывали земли, населенные инородцами и мало ценимые Русью, как Немцы и Шведы на Балтийских побережьях, или разоряли своими набегами русские украйны, как Половцы; но более ничего не могли сделать. Не стесняемый извне, русский народ имел возможность беспрепятственно развивать свой удельно-вечевой порядок и свою самобытную гражданственность.

При всем дроблении на отдельные самостоятельные земли и недостатке политического средоточия, Русь того времени все-таки представляет важные и разнообразные условия, которые связывали ее части в одно целое и до некоторой степени налагали на них печать национального единства:

1. Уже самый характер природы препятствовал полному обособлению отдельных земель – характер равнины, не разделенной никакими естественными преградами и покрытой огромной сетью внутренних вод. Три главные ее бассейна, Волжский, Днепровский и Двинский, сближаясь своими вершинами и переплетаясь бесчисленными притоками, связывали части этой равнины естественными и по тому времени наиболее удобными путями сообщения; следовательно, поддерживали живое единение, промышленное и торговое, а вместе с тем влияли на единение политическое.

2. Один и тот же богатый русский язык царил на всем этом огромном пространстве. Два его главных наречия, северное и южное (впоследствии великорусское и малорусское), хотя уже существовали в те времена, но, по-видимому, были еще так близки, что стояли скорее на степени говоров, легко понятных друг другу. Областные отличия уже тогда были многочисленны, вырабатываясь под влиянием географического разнообразия и местных инородческих примесей; но они не нарушали единства языка. Сильным связующим началом для всех областей служила и книжная словесность, в основу которой лег церковнославянский язык со своими переводами богослужебных и священных книг. Письменная речь также разнообразилась по областям под влиянием местных говоров; но и это влияние, пока еще слабое, не нарушало единства книжного языка.

3. Православная церковь служила могущественной связью, распространяя единение религиозных догматов и обрядов, налагая на все русские области единство своей иерархии. Старые языческие предания, конечно, продолжали жить в народе: они разнообразились по различным местным условиям и инородческим примесям и вторгались в религиозную жизнь народа в виде многочисленных суеверий. Но христианская церковь везде противопоставляла им свою непреложную систему вероисповедания, строго выработанную и закрепленную вселенскими соборами. Греческое православие распространяло во всех русских областях одни и те же виды храмового зодчества, иконописания и других художеств, служащих для внешнего украшения и благолепия церкви, и тем неотразимо влияло на объединение как самих приемов в образных искусствах, так и вообще художественных вкусов.

4. Хотя разнообразие климата, почвы, естественных произведений, инородческих примесей и других областных условий способствовало развитию некоторых отличий в быте и характере населения, но эти отличия не нарушали единства основных черт и общего склада русской жизни, как семейной, так и общественной. Во всех областях Руси, мы находим одни и те же семейные отношения, общественные учреждения, сословия, тот же характер княжеской власти, суда и управления, то же отношение между дружиной и земством, те же вечевые обычаи – по крайней мере в общих, главных чертах.

5. Единение русских земель в особенности поддерживал один и тот же княжеский род – многоветвистое потомство Старого Игоря, долгое время сообща владевшее всеми этими землями и наблюдавшее известный порядок родового старшинства при замещении Киевского и других главных столов. Если князь умирал, не достигнув старшего стола, то его сыновья теряли право на этот стол. Но происходившие отсюда князья-изгои, упорно отстаивали свое право на участие во владении Русскою землею. (Оттуда, как известно, многие междоусобия.) Кроме того, порядок родового старшинства уже рано встретил себе противника в стремлении князей наследовать дедину и отчину.

6. В неразрывной связи с потомством Игоря распространились повсюду и русские дружины, которых первоначальное ядро составила Среднеднепровская, или Киево-Черниговская, Русь. Разместясь со своими князьями в разных областях Восточной Европы, эти дружины постепенно слились с высшим слоем туземного населения, как славянского, так отчасти и инородческого, и везде послужили основой местной аристократии, военной и землевладельческой.

Понятие о неразрывности русских земель с одним княжеским родом успело настолько везде вкорениться, что в самом Новгороде Великом, при всем его стремлении к самобытности и народоправлению, не возникала еще и мысль о возможности управляться без русского князя, происходившего из того же племени Игоревичей. При постепенном упадке великого Киевского княжения, объединившего все русские земли, областные ветви этого племени все еще не забывали о своем общем происхождении, о своем общем владении Русскою землею, о необходимости действовать сообща в некоторых случаях. Сознание этой кровной связи и этой общности яснее всего выразилось в княжеских съездах, которые являются как бы верховным судилищем для самих князей и верховным советом или рядом для важнейших вопросов, каковы в особенности раздел волостей между князьями и совокупные предприятия против внешних врагов. В течение почти двух столетий, от Ярослава до монгольского ига, мы видим довольно частые княжеские съезды, как поместные, касавшиеся только известной области, так и более общие, на которых обсуждались дела или целой Руси, или значительной ее части. Однако таких почти всеобщих и знаменитых съездов, как Любецкий и Витичевский, мы уже почти не встречаем во второй половине XII и в первой XIII века. (Исключение составляет Киевский съезд при первом появлении Татар.)

Та степень единения, на которой в это время находились русские земли, была более или менее действительна для охранения Руси от соседних народов. Но она оказалась далеко не достаточна, когда с востока, из Азии, надвинули новые полчища варваров, направляемые одной деспотичной волей, одним хищным стремлением.

История. РНЕ - наиболее авторитарное (и даже тоталитарное) из всех национал-патриотических объединений, являющееся не столько политической организацией, сколько военизированным формированием, построенным на принципах единоначалия и строжайшей дисциплины.
РНЕ, первоначально называвшееся "Движением "Национальное единство за Свободную Сильную Справедливую Россию", было создано в конце августа 1990 г. Виктором Якушевым и Александром Баркашовым - бывшими членами Национально-патриотического фронта "Память", исключенными из него Д.Васильевым. Осенью 1990 г. в движении произошел раскол. Сторонники Якушева создали Национал-социальный союз, а сторонники Баркашова изменили название движения на "Русское национальное единство".
В начале 1991 г. РНЕ выступило с призывом ввести в стране чрезвычайное военное положение, приостановить деятельность органов высшей исполнительной и законодательной власти, средств массовой информации и всех "непатриотических" партий и движений. В августе 1991 г. РНЕ поддержало ГКЧП.
В феврале-мае 1991 г. Русское национальное единство приняло участие в организации движения "Славянский собор" (на II съезде Собора в мае 1991 г. А.Баркашов был избран членом Думы Собора и председателем его Правления), в феврале 1992 г. - в создании Русского национального собора Александра Стерлигова. РНЕ вошло в состав РНС (А.Баркашов при этом стал членом Думы РНС), однако в марте 1993 г. вышло из него, обвинив А.Стерлигова в "неизжитом коммунизме". В октябре 1992 г. представители РНЕ присутствовали на Конгрессе национального спасения, на котором был учрежден Фронт национального спасения, однако в дальнейшем в деятельности ФНС не участвовали, разочаровавшись в его способности к решительным действиям.
В сентябре - начале октября 1993 г. члены РНЕ приняли активное участие в обороне Дома Советов, в связи с чем деятельность РНЕ была временно приостановлена, а ряд его активистов, в том числе и А.Баркашов, арестованы.
24 марта 1994 г. РНЕ подписало с Конфедерацией свободных профсоюзов России Александра Алексеева соглашение о создании "Национально-социального движения" с целью "внесения русской национальной идеи в рабочее движение России", однако через полгода этот союз распался. Кроме того, на протяжении 1994 г. из РНЕ вышел ряд региональных отделений, каждое из которых пыталось создать собственные партии.
В конце 1994 г. РНЕ поддержало военную операцию в Чечне и объявило себя "резервом Министерства обороны и Министерства внутренних дел".
Долгое время РНЕ являлось неформальной организацией, не проводящей никаких официальных мероприятий. В качестве московской городской организации оно было зарегистрировано в июле 1993 г., а задачу регистрации в качестве общефедеральной организации поставило только в 1995 г. С этой целью 15 октября 1995 г. была проведена учредительная конференция РНЕ. Делегаты конференции учредили Всероссийское общественное патриотическое движение "Русское национальное единство" и приняли его устав.
В апреле 1996 г. А.Баркашов заявил, что РНЕ не намерено принимать участие в "обмане народа под названием президентских выборов".
Программные ориентиры. Целью РНЕ, как и всех прочих национал-патриотических объединений, объявляется "восстановление России как национального государства и возрождение Русской Нации". При этом подчеркивается, что Россия должна быть "унитарным государством русских и россиян", под русскими понимаются "великороссы, малороссы (украинцы) и белороссы", а под россиянами - "неславянские коренные народы России, для которых Россия является единственным отечеством". Основной целью РНЕ является "установление на Русской Земле Русского Порядка" путем "остановки колонизации России", "прекращения геноцида русских и коренных народов России", "восстановления приоритета духовных ценностей над материальными", "защиты русских и россиян в любой точке земного шара", "сохранения сырьевых запасов для будущих поколений", "обеспечения достойной жизни гражданам России" и пр.
Кроме того, согласно неофициальным заявлениям лидеров РНЕ, организация выступает против смешанных браков, требует запрещения иудаизма и "нетрадиционных для России конфессий", считает необходимым введение "смертной казни практически за все виды преступлений и длительного срока заключения за проституцию". После прихода к власти РНЕ обещает "запретить употребление в разговоре иностранных слов, прослушивание записей иностранных рок-групп и просмотр западных видеофильмов, запретить импорт западных товаров". К осени 1994 г. РНЕ более или менее отчетливо сформулировало свою экономическую программу, которая основывается на том, что русская нация должна обладать приоритетным правом управления экономикой. Экономическая доктрина РНЕ, носящее название "национальный социализм", предусматривает "обеспечение социальной справедливости", т.е. бесплатные медицинское обслуживание, образование и т.п. Под контроль государства отдаются "основные отрасли производства" (энергетика, добыча полезных ископаемых, транспорт, связь, военная промышленность) и внешнеэкономическая деятельность. Частное предпринимательство ("основанное на трудовых доходах и накоплениях отдельных граждан и трудовых товариществ") допускается также только под контролем государства и только в сфере обслуживания и легкой промышленности. Частная собственность на землю не признается, земля может передаваться в частное наследственное владение при условии ее обязательной обработки.
Предполагаемая численность РНЕ - 5-6 тысяч человек, около 500 из которых проживают в Москве и Московской области. По данным В.Прибыловского, количество региональных отделений РНЕ особенно увеличилось в 1994-95 гг., в основном за счет перехода в РНЕ других радикально-националистических организаций - прежде всего Русского национального собора.
РНЕ построено по иерархическому принципу (любые выборы, как и в НПФ "Память", в РНЕ отрицаются в принципе). Костяк организации составляют "соратники", каждый из которых возглавляет "десятку" "сподвижников" (в "десятке" может быть от 2 до 10 человек). Каждый "сподвижник", в свою очередь, стоит во главе "десятки" "сочувствующих" (количество сочувствующих в десятке не лимитировано). Причем "соратник РНЕ" определяется как "полномочный представитель Русской Нации", который обязан "восстанавливать справедливость в отношении Русских людей своей властью и своим оружием, не обращаясь в судебные и иные инстанции", а любые вопросы правомочен решать "руководствуясь только национальным правосознанием и в соответствии с полномочиями, данными ему Главным Соратником". Евреи, цыгане, кавказцы, среднеазиатские тюрки в организацию не допускаются. Председатель (Главный соратник) РНЕ - Александр Баркашов, заместитель председателя - Владимир Якунин.
По мнению экспертов, РНЕ существует за счет доходов от деятельности его членов, работающих в частных охранных агентствах, которые, собственно, и являются "первичными организациями" Русского национального единства.

Русская партия

История. От большинства национал-патриотических организаций Русская партия отличается своей антихристианской, антимонархической и (во всяком случае, поначалу) рыночной ориентацией. Эти отличия, однако, с лихвой компенсируются зоологической ксенофобией (в частности, антисемитизмом) такой степени, что здесь с Русской партией вряд ли могут конкурировать даже "Память" и РНЕ.
Оргкомитет Русской национально-демократической партии (так сначала называлась Русская партия) создан в конце 1990 г. В январе 1991 г. РНДП была переименована в Русскую национальную партию, а свое нынешнее название получила на учредительном съезде (18 мая 1991 г.). Председателем партии был избран президент ассоциации кооперативов "Россия" Виктор Корчагин.
На II съезде (23 ноября 1991 г.) Русская партия приняла "Декларацию об образовании Русского государства Россия" и избрала В.Корчагина главой Общественного русского правительства. Примерно тогда же РП отказалась от своей прежней ориентации на частную собственность и свободную рыночную экономику и сблизилась с коммунистами. Член руководства партии Владимир Милосердов был избран в Исполком движения "Трудовая Россия". В 1992 г. Русская партия вступила на правах коллективного члена в Русский национальный собор Александра Стерлигова.
В конце 1992 г. от партии откололись группы В.Милосердова (председатель Московской организации) и В.Цыкарева-Н.Бондарика (Санкт-Петербургская организация), которые 27 марта 1993 г. провели внеочередной съезд Русской партии. В съезде приняли участие также представители орловской (группа Игоря Семенова), тамбовской (группа Егора Провалова), крымской и ряда других организаций. Объявив об исключении В.Корчагина из РП "за раскольническую и провокационную деятельность", участники внеочередного съезда избрали председателем партии Владимира Милосердова, а его заместителями - Виктора Иовлева (Москва), Николая Попова (Москва), Игоря Семенова (Орел) и Николая Бондарика (Санкт-Петербург). В дальнейшем партия В.Милосердова провела еще два внеочередных съезда, приуроченных к регистрации в Минюсте: IV съезд (10 сентября 1994 г.) - к регистрации в качестве межрегиональной организации и V съезд (4 февраля 1995 г.) - к регистрации в качестве общефедеральной организации. В отличие от Русской партии России В.Корчагина, Русская партия В.Милосердова не придерживается антихристианской (языческой) ориентации и выступает за "частную собственность на землю без права продажи".
25 марта 1994 г. РП, вместе с Русской партией национального возрождения (Валерий Иванов), Союзом русского народа, Русским центром и Христианско-патриотическим союзом, участвовала в учреждении общественного движения "Россия Соборная" (так ничем себя и не проявившего).
Русская партия В.Милосердова пыталась принять участие в выборах в Госдуму II созыва, однако не смогла собрать необходимые 200 тыс. подписей для регистрации своего списка.
Партия В.Корчагина зарегистрирована не была. Партия В.Милосердова зарегистрирована Министерством юстиции РФ 30 сентября 1993 г. как межрегиональная, 23 февраля 1995 г. - как общероссийская.
Программные ориентиры. Суть программы Русской партии В.Корчагина сводилась к обвинениям в адрес сионистов, в вину которым, в частности, вменялось: "преступный захват власти во время октябрьского переворота", "развязывание красного террора и гражданской войны", "создание сионистской экономики". В связи с этим партия призывала "содействовать репатриации евреев из России, согласно их свободному волеизъявлению", "депортировать сионистов из России", а также образовать "Русское государство Россия". В экономической области Русская партия испытала заметную эволюцию - от признания частной собственности и свободной рыночной экономики до союза с коммунистами из "Трудовой России".
Смена руководства в РП не привела к сколько-нибудь заметному изменению программных установок партии, по-прежнему выступающей за "избавление России от масоно-сионистского ига и возврат сионистами награбленного трудовому народу", создание "единого неделимого Русского государства в границах территории компактного проживания восточных славян", упразднение на его территории национальных автономий. В число программных требований РП входят также: формирование "всех властных и иных структур" на национально-пропорциональной основе; объявление земли и природных ресурсов общественным достоянием, не являющимся "предметом купли и продажи, залога и ростовщичества"; создание многоукладной экономики; "непримиримая борьба с идеологиями, враждебными русской национальной идее, русскому народу, России"; "отказ от искусственного разделения властей"; "соборность управления, предполагающая наличие коллективных органов" и пр.
Численность. Руководящие органы. Лидеры. Численность Русской партии В.Корчагина на середину 1991 г. оценивалась в 20-30 человек, на конец 1992 г. - в 40-50 человек. РП В.Милосердова была более многочисленной. На момент регистрации в качестве межрегиональной организации (сентябрь 1994 г.) в ней официально состояло 380 человек, на июль 1995 г. - 2570. По утверждению В.Милосердова, на февраль 1995 г. Русская партия имела отделения в 62 регионах России.
В 1991-92 гг. во главе партии стояли председатель партии (Виктор Корчагин) и два его заместителя (Николай Попов, Юрий Ракинцев). Руководящим органом РП В.Милосердова является Центральный совет (на июль 1995 г. - 17 человек), председатель партии - полковник ВВС запаса Владимир Милосердов.

Уже несколько лет мы всей страной празднуем этот праздник - День национального единства. Праздновать-то празднуем, но, как мне кажется, упускаем из виду нечто очень важное, саму суть этой памятной даты.

Посмотрите на памятник.

Кого вы там видите? Странный, казалось бы, вопрос - каждый гражданин России (если он не дикарь) знает, что это Минин и Пожарский.

А кто они? Ну как кто... Минин - посадский ("простой народ"). Пожарский - князь (аристократия).

На этом памятнике для полноты картины не хватает только одной фигуры, во многом благодаря которой Минин с Пожарским и совершили свой подвиг. Не хватает патриарха Гермогена, умученного в Кремле поляками, который перед смертью рассылал по всей России свои воззвания с требованием не подчиняться супостату и защищать свободу своей Родины.

А где-то приблизительно в то же самое время простой русский крестьянин, по имени Иван, заводил в костромские болота польский отряд. Чтобы погибнуть там в этом болоте самому, но спасти жизнь Русского Царя.

Церковь. Дворянство. Народ... Царь...

Это и есть национальное единство - единство всей нации, всех ее составляющих частей.

В XX веке мы, русские, совершили над собой страшный эксперимент, попытавшись на чужих европейских теориях построить свое новое общество и даже вывести новую породу человека. Одним из признаков того лелеемого общества была его декларируемая внеклассовость. Идея-то может и звучала заманчиво, но будучи совершенно оторванной от жизни, естественно, оказалась ошибочной. Эксперимент провалился, едва не угробив в 90-е всю Россию, всю русскую цивилизацию.

Да, у нас сегодня плохие элиты. Но они к нам не с Марса прилетели. Они плоть от плоти нашего народа. Какой народ - такие и элиты. Поэтому ругать надо не их, ругать надо себя, всех нас в целом.

А мы предпочитаем как раз другое - себя нахваливать (народ свят! народ всегда прав!), а вот ко всем богатым и влиятельным относимся, мягко скажем, с подозрением и недоверием. Мы почему-то хотим, чтобы люди, которые взвалили на себя непосильную ношу управления Империей, ездили на работу в троллейбусе и стояли вместе с нами в очереди за колбасой по 2.20. А так не бывает... Так бывает только в социальных экспериментах, не имеющих никакого отношения к РЕАЛЬНОЙ жизни.

Сограждане! Братцы и сестрицы мои! Запомните: элиты были и будут всегда. Таков непреложный социальный закон нашей жизни. Бороться с богатыми, бороться с элитами - глупо. Это путь к самоуничтожению, потому как элиты, аристократия - такая же неотъемлемая часть нации, как и "простой народ". Без собственных элит любая нация погибает, вырождается. Мы же все это испытали на себе - оставшись в XX веке без русских элит, мы вошли в век XXI с элитами антирусскими, со всеми этими Семибанкирщинами и прочими уродами, от которых до сих пор избавиться не можем! Свято место пусто не бывает. И если нация вырезает и прогоняет свои собственные элиты, то это место просто займут другие люди, для которых Россия и русский народ - лишь средство заработка.

Соотечественники! Бороться надо не против элит, а за то, чтобы они были НАЦИОНАЛЬНЫМИ. За то, чтобы они жили русским национальным интересом и отстаивали его на своих важных государственных постах.

После 70 лет СССР мы до сих пор считаем, что национальное единство - это только единство всех племен и народов, проживающих на территории России. Но это глубокая ошибка. Национальное единство - это, прежде всего, единство самой нации. Единство всех ее классов и социальных групп, всех ее составляющих частей. Единство на почве общей идеи, общей культуры, общей исторической судьбы.

Вот о чем нам надо думать сегодня, в этот день - о единении всех классов общества вокруг одной общей идеи. А такая идея в России может быть только одна - построение русской православной Империи. Всякая другая идея обречена на провал, что мы уже два раза видели за последние 100 лет.