Психотерапия гештальт терапия. Гештальт-терапия в профилактике психических расстройств

Гештальт-подход и гештальт-консультирование – развивающиеся области практической психологии. Понятие, легшее в основу названия этого подхода, пришло из немецкого – gestalt (гештальт), что дословно переводится как «образ» или «форма». В психологии фигурирует в смысле целостного восприятия ситуации или образа.

Теория гештальтов родилась в результате экспериментов. Целостность – главная характеристика образов восприятия. Обычно то, что мы воспринимаем, предстает как элементы, связанные в некую общую картину – образ объекта, или гештальт. Комбинация нот – это мелодия, которой нет ни в одной из отдельно взятых нот, вот пример гештальта.

Целостный образ

Построение гештальтов происходит по определенным правилам. Эти правила описывают, как происходит организация элементов в группы. Можно выделить основные принципы гештальта:

1. Сходство. Гештальт формируется из сходных объектов. В пример можно привести рисунок, на котором кривые линии образуют форму.

2. Непрерывность. Тенденция следовать взглядом в том направлении, которое связывает объекты.

3. Замкнутость. Если нам даны элементы, расположенные в определенной последовательности так, что мы угадываем очертания некой знакомой фигуры, мы дополняем существующие элементы и видим саму фигуру, хотя фактически её нет.

4. Близость. Расположенные близко элементы воспринимаются как группа. Например, приставленные друг к другу кубики будут казаться квадратом или прямоугольником, тогда как разбросанные в хаотичном порядке будут восприниматься просто как отдельные объекты.

5. Фигура и фон. Объекты воспринимаются либо как фигуры, либо как фон, в зависимости от того, как они размещены, есть ли на них акцент и т.д. Фигура более заметна.

6. Простота. Особенность восприятия, благодаря которой объекты искажаются до идеала – симметрии, до самой простой формы. Этот закон гештальта получил еще одно название – прегнантная форма. Она характеризуется неизменностью и невозможностью упростить или больше упорядочить образ объекта.

Эти законы гештальта, проверенные экспериментально, позволяют утверждать, что образ – это не сумма его частей, а нечто большее. Широко известной является картинка девушки-старухи, которая представлена на рисунке «а».

На рисунке «б» легче увидеть девушку, так как прорисованы ресницы, сережка, обозначено прерывистой линией ожерелье, виднеются нос и плечо. На рисунке «в» – старуха. А вот на первом рисунке все это перемешано: вроде бы продолжение плеча есть, но сережки, ресниц, ожерелья нет, хотя есть намек на нос. Когда испытуемым показывали сначала изображение «б», то на рисунке «а» они видели девушку, если же испытуемым предъявляли изображение под буквой «в», то они чаще видели на «а» – старуху. Таким образом было доказано влияние прошлого опыта на последующий.

История и основные понятия

В самом начале ХХ века в Германии зародилась гештальтпсихология. Общая характеристика гештальтпсихологии – представление психики как поля, состоящего из целостных структур-гештальтов.

Психология гештальт рассматривала как целостный образ, упорядочивающий элементы и не сводимый к ним. Восприятие же – процесс организации опыта в гештальты. Гештальтисты проводили множество экспериментов с целью анализа процессов восприятия, мышления и воображения. Теория родилась как ответ на вундтовское представление, в котором образы сводились к своим частям.

Гештальтпсихология возникла в виде направления в результате опыта, подтвердившего гештальт. Психолог Вертхеймер провел эксперимент с восприятием иллюзии движения луча света, что и послужило отправной точкой.

Две прорези в приборе, через которые пропускался свет. Одна вертикальная, другая на 30 градусов отклонена от вертикали. Сначала свет пускали в первую щель, потом – по вторую. Если между этими действиями было около 60 мс, то луч воспринимался движущимся туда-сюда. Если больше 200 мс, то было просто два луча в разное время.

Если принимать во внимание роль исследований гештальтистов, становится яснее, что такое гештальтпсихология, а именно передовое в свое время направление, которое, сойдя на нет под влиянием школы бихевиористов, возродилось отчасти в когнитивной психологии. Последняя в свою очередь, является одной из наиболее многообещающих дисциплин в XXI веке.

По мысли гештальтистов, познание – это процесс изменения гештальтов. А сами гештальты определяют затем поведение человека и восприятие среды. Основные положения:

1. Психическое поле

Аналог поля физического. Гештальты располагаются в нем и могут меняться, лучше подходя к внешним условиям. Само поле может реконструироваться – элементы меняют расположение, что свидетельствует об осознании и новом решении или инсайте.

2. Изоморфизм

(С греческого isos – «одинаковый», morphe – «форма»). Внешнее изоморфно внутреннему – гештальты происходящего соответствуют процессам головного мозга, которые совершаются в момент переживания. Таким образом, инсайта можно добиться путем построения внешней схемы задачи – перенесения внутреннего во внешнее и работой с этим.

3. Феноменология

Простыми словами, это отрешение от прошлого опыта, очищение от всего наносного – традиций, догм, правил. Пребывание в «здесь и сейчас».

Гештальттерапия возникла в 40-х годах как ответ на ограниченность психоанализа, восприняв идеи гештальтпсихологии и восточных практик, распространив их на все миропонимание в целом. Она предполагает то, что образы ситуаций, явлений, пережитого представляют собой гештальты.

И, в частности, то, что было пережито, но не завершено, стремится к своему завершению. Гештальт-терапия – это построенная на теории гештальта психотерапия, то есть специфический подход к решению психологических проблем.

Её основоположник – Фредерик Перлз. Основатель гештальт-терапии отошел от психоанализа и воспринял одно из важных утверждений гештальтпсихологии, а именно то, что сознание неотделимо от тела и реальность для человека складывается как последствие состояния его организма. Так, голодный человек будет возвращаться к мыслям о еде и выделять в мире именно те объекты, которые с ней связаны, а сытый – вряд ли.

Психическая реальность есть создание целостных образов (гештальтов), а психопатологии – не что иное, как последствия нарушений создания образов. Создание образов происходит на стыке человека и среды, в действии (контакте), в котором проявляются желания, стремления и потребности человека.

Тот рубеж, где организм стыкуется со средой, терапевты назвали границей контакта. Гештальт-терапия постулирует, что характер – это такое соединение гештальтов, которые повторялись в прошлом, были относительно постоянны и являлись в то время здоровой реакцией на окружающую среду.

Если потребность не удовлетворена и с её удовлетворением есть трудности, то ситуация может выродиться в психопатологию. Именно трудности становятся фокусом терапии, образуя понятие «незавершенный гештальт».

Суть и методы

Для ответа на вопрос, что такое гештальт-терапия, стоит углубиться в её основы. Человек не изолирован, поэтому понимать его нужно в связи со средой (огромным полем). Он выступает частью большого поля и сам является полем, взаимодействие (контакт) его с малыми и большими полями служит отражением того, что вообще собой представляет личность. Таким образом, можно создать психологический портрет и выявить затруднения человека в контакте, используя техники раскрытия его гештальтов.

Центральным понятием гештальт-терапии является «незакрытый гештальт». Это понятие означает незавершенные, не доведенные до конца действия. Яркий пример эффекта незавершенного гештальта описан психологом Б. Зейгарник. В результате экспериментов она выяснила, что люди вспоминают чаще (в два раза!) именно незавершенные задания, чем те, которые были доведены до логического конца. Человек помнит именно о том, что является его неудовлетворенной потребностью, незавершенным гештальтом.

Ф. Перлз придавал большое значение желанию завершить незаконченное, чтобы добиться целостности. Прожитый, завершенный опыт дает спокойствие и расслабленность, хотя может включать и такие переживания, как печаль, досада, потеря.

Незаконченный гештальт образуется от неудовлетворенной в контакте потребности. С ростом неудовлетворенности человек все больше наполняется напряжением. Человек возвращается к гештальту, но не проживает его до конца, так как боится собственных чувств и эмоций, а это усугубляет состояние отсутствия целостности.

Гештальт-терапевт помогает человеку завершить ситуации и избавиться от их давления, которое создается эмоциями, переживаниями и чувствами, что не были завершены или выражены в прошлом. Для этого человеку необходимо осознать настоящее, присутствовать в нем, взять на себя ответственность за свою жизнь и то, кто он есть, обрести себя. Закрыть гештальт могут помочь:

  • Прощание.
  • Прощение.
  • Благодарность.

Закрывать гештальт не так-то просто. Он, аллегорически, предстает вампиром, притягивающим внимание постоянно и от этого получающим силы. Он насыщается, разрастается и становится всепоглощающим. Пути завершения:

  • Возвращение к старым действиям.
  • Обращение к аналогичным ситуациям в реальном времени.
  • Фантазирование прошлого.
  • Принятие настоящего положения вещей.

В терапии используются различные техники, которые делятся на принципы или игры. Главный принцип – включенность в настоящее или «сейчас». Кроме этого, принципы открытости и непосредственности контакта, высказывание от первого лица и концентрация на потоке переживаний.

Игры разворачиваются для наиболее плодотворного процесса проработки внутреннего опыта и открытия себя. В ходе игр человек достигает завершения гештальта. Некоторые наиболее известные игровые техники:

1. Диалог разных частей личности.

2. Усиление переживания, доведение его до абсурда.

3. Пустой стул. Высказывание эмоций и мыслей пустому стулу.

4. Разыгрывание ролей, противоположных тем, в которых находится обычно человек.

Методы гештальт терапии разнообразны и пополняются, зависят от предпочтений терапевта и проблемы клиента. Общим моментом в них является ориентация на сознательное переживание настоящего.

Лайфхак от Зейгарник

Многие исследователи подтверждали эффект Зейгарник. Аткинсон присовокупил к результатам исследования Зейгарник важность мотивации. Чем более мотивирован человек на решение задачи, тем сложнее он забывает незавершенные задачи. Где это может работать?

1. Быстрое запоминание. Можно попробовать запоминать что-то не целиком, а только частями. Достаточно прерываться периодически при выполнении задачи, и в памяти осядет больше.

3. Сложные дела. Стоит только начать делать какое-то дело, как оно само потом будет притягивать внимание, если будет незавершенным.

4. Создание интриги. Если закончить сообщение на действии, у которого отсутствует логический конец, то слушатели будут ждать продолжения, так как действие не завершено. Так работают сериалы, к примеру.

Когда нам удается начать, мы склонны завершить. Промедление же только портит настроение и нагнетает обстановку. Вы столкнулись с масштабной задачей? Избегаете первого шага? Да, кажется, что неизвестно, как начать и с чего, но каждый раз вспоминайте об эффекте Зейгарник!

Если есть некоторый уровень мотивации и вера в возможность осуществления этого дела, то вы его сделаете. Стоит только начать, чуть-чуть, хотя бы с чего-то, с самых легких частей задачи, а дальше все пойдет как по маслу! И дробите дела на детали – как правило, люди, думающие больше о деталях, а не об общей картине, меньше откладывают выполнение дел. Автор: Екатерина Волкова

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психоанализа и психотерапии онлайн , желаю Вам психического здоровья.

Такой, интроецированный (по сути запрограммированный) человек, если говорит «Я», то имеет ввиду «ОНИ». Т.е. живет не своей жизнью, и зачастую такая жизнь неудачника.

Незавершенный гештальт и «Проекция»

При проекции, человек перекладывает с себя ответственность за происходящее на окружение. Часто, все свои скрытые, не осознаваемые негативные качества приписывает другим людям. В том числе, жизненные проблемы и несчастья.

Когда такой человек говорит «ОНИ», надо понимать — «Я».

С помощью гештальт-подхода, он может осознать и решить свои проблемы.

Незавершенный гештальт и «Слияние»

При слиянии, у человека настолько размыты контактные границы, что он не в состоянии отличить свои мысли, чувства и поступки от мыслей, чувств и поступков других людей.

Когда такой человек говорит «МЫ», то это может быть и «ОНИ» и «Я».

Незаконченный гештальт и «Ретрофлексия»

При ретрофлексии (поворот назад), человек переносит на себя эмоции и поступки предназначенные для других.

Он проводит контактную границу посередине себя, как бы разделяясь на две личности.

Такой человек пользуется местоимениями: «самого себя», «самому себе», как будто речь идет о двух разных людях.

Гештальт терапия: методы, техники и упражнения

Используя методы, техники и упражнения гештальт-терапии, перенос и контрперенос , при незавершенных ситуациях возможен эмоциональный выплеск и завершение гештальта (ситуации), т.е. восстановление контактной границы и избавление от невротических механизмов.

Метод гештальт терапии «Очистка луковицы»

Методом «очистки луковицы» человек постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами, и не зависел от гештальт-терапевта.

Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»

Психотерапия «здесь и сейчас» помогает освободиться от сегодняшних трудностей, независимо от того, когда они возникли.

Текущее решение проблем, освобождает от этих проблем будущее.

Подход гештальт терапии «Челночное движение»

«Челночное движение» заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему.

Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визиуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Упражнения гештальт-терапии для самостоятельного использования

Гештальт-молитва Фрица Перлза:

Я — это я.
А ты — это ты.
Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.
А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.
Я есть я.
А ты есть ты,
Аминь.

«Тебе просто надо закрыть гештальт» - такой совет можно услышать от доброжелателей. Но чтобы понять, что такое гештальт, и правильно использовать это понятие, нужно на какое-то время отвлечься от психотерапии и обратиться к психологии восприятия.

В буквальном переводе с немецкого Gestalt означает «форма, вид, фигура», а производное от него слово Gestaltung - «оформление». Другие более или менее подходящие по смыслу русские аналоги - «целостность», «структура» и «модель». Официальной датой рождения термина считается 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд Über Gestaltqualitäten («О качествах формы»). Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта - о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств - дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие.

Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть ее»

Эта идея продолжала развиваться в течение 1910-х-1930-х годов, когда психологи начали активно изучать восприятие произведений искусства. Ученые выяснили, что когда мы смотрим на картину или статую, главную роль играет некое целостное восприятие объекта, несводимое к свойствам суммы составляющих ее элементов. Образно говоря, когда мы смотрим на картину Ренуара или другого импрессиониста, мы не замечаем и не оцениваем каждый мазок, а видим единое целое и именно это общее сочетание цветов и форм нас впечатляет. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом».

Параллельно гештальт-подход к восприятию вырос в самостоятельное направление психологии - благодаря Максу Вертхаймеру, ученику фон Эренфельса. В 1912 году он опубликовал работу «Экспериментальные исследования восприятия движения». Ученый описал, как две вспышки света, сверкнувшие в двух разных местах в разное время, могут восприниматься как один источник света, переместившийся с одного на другое место- если правильно подобрать расстояние и временной интервал (оптический обман работал при интервале около 60 миллисекунд).

Таким образом, наблюдатель воспринимал не два отдельных элемента, а единое целое. Это подтвержало идею о том, что цельная модель отличается от простой суммы частей. Похожие эксперименты проводились и с музыкой - Эрнст Мах в своей работе «Анализ ощущений» доказал, что изменение тональности и темпа мелодии не мешает идентифицировать мотив. Похожий эксперимент - но только с текстом - сейчас широко тиражируется в соцсетях: благодаря способности мыслить гештальтами вы можете понять предложение, даже если в каждом слове поменять порядок букв и оставить на месте только начальные и конечные.

Нпармиер, вы лгкео мжотее почрстеь эту фазру.

Исследования гештальта продолжил датский психолог Эдгар Рубин. Он делил любое воспринимаемое человеком изображение на Фигуру (объект) и Фон. Фигура - это то, на чем сосредоточено наше внимание, а фон - все остальное. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый рисунок, который можно «прочитать» либо как изображение вазы, либо как изображение двух лиц - смотря на чем сконцентрироваться. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план.

Из психологии термин перекочевал в психотерапию и прочно там обосновался, породив новое направление- гештальт-терапию. Ведь понятие фона и фигуры сохраняется и в повседневности - если представить, что реальность, в которой мы существуем - это фон, а различные объекты или процессы - это фигуры. Когда у нас появляются те или иные потребности, мы можем «выдергивать» фигуры из фона и сознательно с ними взаимодействовать, а по завершении взаимодействия, фигура снова сливается с фоном. Например, мы проголодались и ищем еду, а дожевав и проглотив гамбургер, забываем об этой потребности и отвлекаемся на что-то другое.

По сути, «фигурой», гештальтом, может быть любой процесс - увлечение кем-либо, ссора или начатое дело.

Незавершенные процессы мы запоминаем лучше - это явление называется «эффектом Зейгарник» по имени советского психолога Блюмы Зейгарник. Будучи еще студенткой, она подметила, что официанты в кафе прекрасно помнят все невыполненные заказы и моментально забывают выполненные. Позже Зейгарник провела ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти.

Это напряжение помогает нам не забыть о своих потребностях, но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно доводить до логического завершения. Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть» ее. И человек начинает повторять прежние схемы в изменившихся условиях - например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером.

Понятие просочилось и в поп-культуру: в мультсериале «Трансформеры» Гештальтом зовут сложносочиненного робота, состоящего из нескольких роботов меньшего размера. Название было придумано поклонниками сериала, но потом стало официальным - возможно, потому что робот действительно оказался наглядной иллюстрацией сложного термина.

Как говорить

Неправильно: «Эта неожиданная научная теория разрушает гештальты». Правильно - «разрушает шаблоны».

Правильно: «Варя в детстве хотела быть врачом, но не получилось. Незавершенный гештальт заставил ее отправить сына на медицинский факультет»

Правильно: «Этот художник играет с оптическими иллюзиями и гештальтами»

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Много вы помните таких ситуаций, когда, например, общение с вашими клиентами на работе прошло на позитивных нотах, и вы при этом сумели очень легко договориться о сделке? Немного? Смутно? Помните что было, но детали в памяти не сохранились?

А когда, наоборот, всё закончилось ссорой, непониманием? Намного лучше и ярче отображается в воспоминаниях? Все верно, именно так оно и бывает у большинства людей. Это и есть гештальт .

Пока он не закрыт и «это все вертится у вас в голове», вам трудно будет обрести покой, равновесие и почувствовать себя счастливым. Методы гештальтпсихологии как раз и помогают избавиться от всего «застрявшего в голове» и продолжить счастливо жить, получая от этого удовольствие.

Что такое гештальт и почему он нас преследует

Слово само по себе происходит от немецкого (кто бы сомневался, исходя из его звучания) Gestalt . В буквальном переводе оно означает фигуру, образ, форму или структуру (можете сами в Гугл переводчике глянуть). Другими словами, это целостный образ, который является чем-то большим, чем сумма его составляющих.

Ввел его в обиход немецкий философ более века назад, и дал более точное, но менее понятное объяснение (оно приведено в размещенном ниже ролике).

Хотите пример такого образа (гештальта)? Ну, возьмите мелодию. Ведь это много больше, чем отдельные звуки ее составляющие. То же самое можно сказать про картину. Это свойство психики — искать в разрозненном целое.

Какие-то отдельные вещи мы может умственно собирать в единый образ. Так работает наша психика и это помогало нам выживать веками (например, распознавая фигуру хищника затаившегося в кустах).

Самое важное свойство гештальта — стремление к завершению . Наверняка у вас в памяти сохранился лучше образ фильма, который вам не удалось досмотреть. Покопайтесь в своей голове. А сколько раз вы видели, когда травмированный спортсмен все равно стремиться хотя бы доковылять до финиша. Стремление к завершению — оно присуще всем нам.

Все это происходит на уровне подсознания и обычный человек (не умеющий профессионально копаться в своей голове) всего этого просто не осознает. Однако, некоторые незавершенные гештальты очень глубоко «заседают в голове» и преследуют нас (порой всю жизнь), накладывая свой отпечаток на поведение. Больше всего склонны к этому люди , то есть с .

Человек раз за разом вытягивает из памяти какую-то проблемную, так до сих пор и не разрешенную ситуацию, и она его терзает. Это может длиться годами, уходя корнями зачастую в самое детство. Вся загвоздка в том, что причина проблемности этой ситуации (незавершенность гештальта) нами попросту не осознается , что и мешает выйти из нее.

Это как заноза, от которой мы чувствуем дискомфорт, но понять первопричину не можем. Гештальтпсихология как раз и признана указать человеку на эту занозу и помочь от нее избавиться. Нет, даже не так. Не указать, а научить самим находить эту взаимосвязь и избавляться от таких душевных заноз в дальнейшем уже самостоятельно.

Такая терапия призвана научить человека самостоятельно избавляться от деструктивных гештальтов , чтобы он мог идти по жизни не хромая на обе ноги, а спокойно и конструктивно строя свое будущее (без лишних незавершенных психологических проблем за плечами).

Первопричиной всех проблем в гештальтпсихологии признается то, что данный конкретный человек не может жить настоящим и тащит с собой из прошлого все незакрытые гештальты. Постоянно их извлекает из памяти, прокручивает и страдает оттого, что сделал тогда что-то не так. Закрыть все эти проблемы и научить человека жить настоящим — это и есть задача терапевта практикующего эту методику.

Взгляд в историю гештальтпсихологии

До 1940-х годов в мире психотерапии царил метод Фрейда. Его немецкий ученик – Фриц Перлз совместно со своей супругой пересмотрели свои взгляды на его теорию. Они добавили новые понятия и немного поменяли способ общения с человеком на сеансе.

«Гештальт-терапия : возбуждение и рост в человеческой личности» — это первая изданная книга на данную тематику, написанная им вместе с Полом Гудменом. По её концепции и принципам проводилась психотерапия в клинике (точнее, просто в квартире) Перлзов.

Что представляла из себя такая психотерапия? Фриц вступал в конфликт с клиентами , поднимал у них сильную бурю негативных эмоций. Чуть позже была введена терапия в группе, поскольку он считал индивидуальный формат слишком устаревшим.

В сети можно найти редкие исторические кадры его гештальт-сеансов, посмотрев которые (правда, только с русскими субтитрами, а не с русским переводом) вам станет понятен его метод:

Со временем такая практика распространилась по всей Европе. Только отношение к людям на сеансе стало более . Хотя некоторые заядлые гештальт-терапевты до сих пор остаются приверженцами старой школы и могут позволить себе накалить атмосферу.

Помните картинки, где изображена то ли ваза, то ли лица людей, которые смотрят друг на друга? Что-то из этого становится основной фигурой, а что-то, соответственно, фоном для неё.

Эдгар Рубин изучал это явление. Пришёл к выводу, что некоторые ситуации из жизни человека становятся главными , на них обращается больше внимания. Всё остальное отходит на задний фон.

Незавершённый гештальт — в чем суть проблемы

Гештальт – это целостность, завершённость. Относится не только к классическим отношениям между родителями, друзьями, парой. А вообще к удовлетворению желаний, достижению поставленных целей и т.п.

Когда кто-то находится в соре с близким человеком или не может долгое время найти работу – это сильно удручает, согласитесь. Давайте рассмотрим пару распространенных жизненных ситуаций, чтоб понять что к чему.

Примеры

Представьте ситуацию. Человек очень сильно хотел стать художником, пытался рисовать, но потом забросил это дело. Проходит время, все идет как обычно, но вот когда он лезет в шкаф за какими-то вещами, то случайно натыкается на свои работы.

Что происходит? Он огорчается, поскольку вспоминает о своём желании, которое не достиг . Потом целую неделю ходит грустным по квартире.

Рассмотрим незавершённый гештальт на примере расставания мужчины и женщины. Допустим, кто-то из них решил разойтись. Как правило, такая новость будет как снег на голову в середине лета. Человек будет обескуражен, огорчён.

Возможно, он впадёт в состояние безысходности, углубится в депрессивное состояние. Его будут терзать мысли, что нельзя вернуть всё, как раньше, что-то исправить.

Эта ситуация останется незакрытой , если ее не проработать правильным образом в своей голове самостоятельно или с помощью психотерапевта.

Как проходит сеанс гештальт-терапии

Терапия-гештальт – это, простыми словами, попытка закрыть те вещи и жизненные ситуации, которые не дают человеку покоя .

Если это индивидуальный сеанс, то клиент рассказывает психологу о том, что его тревожит. И терапевт помогает найти выход. Главное здесь слово – «помогает», а не «указывает» на решение проблемы.

Если психотерапевт сразу укажет, как стоит поступить, что делать, как мыслить, то гештальт закроется, да. Но при дальнейших похожих ситуациях человек снова не будет знать, что делать, как совладать с собой и окружающим миром. Поэтому психолог учит правильно мыслить , самостоятельно выходить из лабиринта неурядиц.

В арсенале терапевта не только обычная беседа с клиентом, но и много методик. Например, есть методика, подходящая для людей, у которых остался незакрытый гештальт с каким-то человеком, с которым уже невозможно физически поговорить и решать проблему. Допустим, он не желает с ним видеться, выехал в другую страну либо скончался.

В этом случае, напротив клиента ставят стул и просят представить, что на нём сидит тот, с кем произошло непонимание или на него таят сильную обиду. Это может занять некоторое время, поскольку нужно углубиться в ситуацию. После чего клиент должен сказать образу, что он его прощает, отпускает, больше не держит негативные чувства. Перед этим может «ему» высказать весь негатив – выпустить пар.

Принцип «Здесь и сейчас» в гештальтпсихологии

Гештальт — это то, что нужно закрыть, чтобы быть счастливым . А принцип «здесь и сейчас» — это подход к мышлению, который берёт свои истоки из философии буддизма. К слову, Фриц Перлз тщательно изучал восточную культуру.

Психотерапевт всегда спрашивает, как чувствует себя пациент в данный момент, какие у него эмоции и чувства. Если человек рассказывает о прошлом, психолог пытается вернуть его в настоящее вопросами:

  1. А какие у вас сейчас отношения?
  2. Что вы чувствуете, когда это говорите?
  3. Как можно исправить данную ситуацию сегодня?
  4. Как эта ситуация влияет на вас сейчас?

Это создаёт уверенность в том, что клиенту подвластна проблема здесь и сейчас. Даже если она произошла несколько лет назад.

Понимание того, что человек должен жить в данный момент и час, даётся нам очень сложно. Мы часто застреваем то ли в прошлом, то ли в мечтах о будущем.

Поэтому есть упражнения, как этому научиться. Одно из них можно делать во время завтрака, обеда и ужина. Нужно сосредоточиться на столовых приборах, которые подносим ко рту; на процессе пережёвывания пищи; на руке, которая тянется за солью. Здесь и сейчас.

Когда стоит обратиться к гештальт-психологу?

Разные направления психотерапии подходят для какого-то типа людей и определённой сферы проблем, а для каких-то не подходят. Как понять, что нужно вам и нужно ли вообще?

При каких обстоятельствах нужно обращаться к профессионалу , который разбирается в гештальт-терапии? Ответ вовсе не очевиден, но честные ответы на ряд вопросов (они приведены ниже), помогут вам разобраться.

Если вы нашли в себе какой-то их приведенных ниже симптомов (или несколько из них сразу), то стоит всерьез задуматься о методах гештальтпсихологии:

  1. У вас часто случаются стрессовые ситуации;
  2. Имеются трудности общения с родителями/детьми/друзьями/мужем/женой;
  3. Сложно адаптироваться к новому окружению;
  4. Вы погружены в длительное депрессивное состояние;
  5. Вы жертва морального или физического насилия;
  6. Периодически возникает непонятное чувство грусти или пустоты;
  7. Вы пережили тяжёлую потерю и нуждаетесь в поддержке;
  8. У вас есть фобии, которые ухудшают качество жизни;
  9. Вы не можете достичь поставленной цели;
  10. Вы не можете удовлетворить своё желание;
  11. Вы не можете начать жить сегодняшним днём;
  12. Вам сложно определить, что чувствуете.

Нужно подобрать психотерапевта, с которым будем комфортно общаться. Не бойтесь поменять нескольких, пока не найдёте подходящего. Тогда эффективность сеансов будем намного выше, и вы останетесь довольны результатом.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Ипохондрия - это обычное нытьё или серьёзное заболевание Что такое рефлексия, что говорит об этом психология и как рефлексировать с пользой Депрессия - это плохое настроение или психическое заболевание Что такое ностальгия и каковы причины ее возникновения


«Расскажите мне, и я забуду. Покажите мне, и я запомню. Позовите меня с собой, и я пойму». Конфуций (древний мыслитель и философ Китая).

Психологию, как систему жизненных явлений, знает, пожалуй, каждый, а вот как систему проверенных знаний – знают немногие, и то те, кто специально ею занимается, решая всевозможные научные и практические задачи. Термин «психология» впервые в научном употреблении появился в ХVI веке, и обозначал особую науку, которая занималась изучением душевных и психических явлений. В XVII – XIX веках, сфера исследований психологов значительно расширилась и охватила неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и детальность человека. А уже с XIX в. психология — самостоятельная (экспериментальная) область научных знаний. Изучая психологию и поведение людей, ученые продолжают искать их объяснения, как в биологической природе человека, так и в его индивидуальном опыте.

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология (нем. gestalt - образ, форма; gestalten - конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер . Данное направление получило свое развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. Гештальтпсихология – это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты » (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.

Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания (структурная психология) на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.

Школа гештальтпсихологии

Школа гештальтпсихологии ведет свое начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера – «фи – феномена» , суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы – стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей (две прямые линии) путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее:

  • Если интервал велик – испытуемый воспринимает линии последовательно
  • Очень короткий интервал – линии воспринимаются одновременно
  • Оптимальный интервал (около 60 миллисекунд) – создается восприятие движения (глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно)
  • При оптимальном временном интервале – испытуемый воспринимал только чистое движение (осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии) – это явление и получило название «фи-феномен».

Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год.

Макс Вертгеймер — известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880 -1943) – родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах – Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году ученую степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт – на – Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.

Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения.

Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год – эмиграция в США (Нью –Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление» , в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).

Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886 – 1941). Родился К.Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К.Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году – получил докторскую степень. В 1910 году – плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития» , посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года) . В 1933 году Коффка издает книгу «Принципы гештальтпсихологии» , которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

Идеи, законы, принципы

Ключевые идеи гештальтпсихологии

Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
  • Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Законы гештальтпсихологии

Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.

Закон прегнантности : существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

Закон константности: все стремится к постоянству.

Закон близости : тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.

Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

Принципы гештальта

Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
  • Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
  • Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
  • Замкнутость (приобретение фигурой формы);
  • Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
  • Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).

Гештальт – качество

Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität ) введен в психологическую науку Х . Эренфельсом для обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:

  • разные тональности одной и той же мелодии,
  • картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

Константы восприятия

Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру , расположенный на фоне . Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

Гештальт–терапия

Гештальт-терапия – направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» – это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его – единое целое. Основатель гештальт – терапии — психолог Фридрих Перлз . Контакт и граница – это два основных понятия данного направления.

Контакт – процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода – нам нужна пища.

Жизнь абсолютно любого человека – это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения.

Техника гештальт-терапии

Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.

Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, беспокойством). Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения – что происходило с вами.

Техника игры:

  • Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул – для воображаемого «участника» (вашего собеседника), а другой стул – ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог — стараться максимально отождествит себя с различными частями своей личности.
  • Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.
  • Незаконченноe дело. Незавершенный гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов нашей статьи.

Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов связанных с их родственниками, родителями или друзьями.

Незавершенный гештальт

Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии: завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так:

  1. Возникновение потребности;
  2. Поиск возможности ее удовлетворения;
  3. Удовлетворение;
  4. Выход из контакта.

Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу. В результате чего, цикл остается незавершенным. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом еще и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру – замечательный поэт, драматург и писатель — Оскар Уайльд:

«Чтобы побороть искушение – нужно ему… поддаться».

Завершенный гештальт дает непременно свои плоды — человек становится приятным, легким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми – насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!

Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта . Исполните свою заветную (желательно – не серьезную) мечту. Научитесь танцевать танго. Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом.

Гештальт–упражнения

Гештальт-терапия представляет собой общие те­рапевтические принципы, способствующие помочь «самому себе» научиться разбираться в таинственных лабиринтах своей души и распознавать источники причин внутреннего противоречия.

Приведенные ниже упражнения нацелены: на одновременное осознание самого себя и бытия другого. В общем, призывают нас вступить за грань возможного. Выполняя упражнения, старайтесь анализировать, что вы делаете, для чего и как вы это делает. Основная задача этих упражнений – выработать умение находить собственные оценки.

1. Упражнение – «Присутствие»

Цель: фокусировка на ощущении присутствия.

  • Закройте глаза
  • Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. При необходимости произведите коррекцию позы
  • Будьте естественными каждое мгновение
  • Откройте глаза, расслабьте их, оставаясь застывшими телом и мыслями
  • Позвольте расслабиться телу
  • Сконцентрируйтесь на чувстве «существования» (почувствуйте «Я здесь»)

После концентрации в течение некоторого времени на ощу­щении Я, расслабившись при этом и с умолкнувшим рас­судком, внесите свое дыхание в осознание и переведите внимание с «Я» к «здесь», и мысленно повторяйте «Я — здесь» одновременно с вдохом, паузой, выдохом.

2. Упражнение — Ощущение «Ты»

Цель упражнения: суметь испытатьсостояниеприсутствие «в другом человеке», то есть суметь прочувствовать состояние «Ты» в замен — состоянию «Эго». Упражнение выполняется в паре.

  • Расположитесь лицом друг к другу
  • Закройте глаза, примите максимально удобные позы.
  • Дождитесь состояния полного умиротворения.
  • Откройте глаза
  • Начните вести бессловесный диалог с партнером
  • Забудьте о себе, сфокусируйтесь только на смотрящем на вас человеке.

З. Упражнение «Я/Ты»

Упражнение выполняется также в паре, необходимо сесть друг напротив друга.

  1. Сконцентрируйтесь;
  2. Глаза должны быть открытыми;
  3. Поддерживайте мысленное молчание, физическую релаксацию;
  4. Сконцентрируйтесь на обоих ощущениях «Я» и «Ты»;
  5. Попробуйте ощутить «космическую глубину», бесконечность.

Цель упражнения — достичь состояния: «Я» — «ТЫ» — «Бесконечность».

Гештальт-картинки

Рисунки перевертыши (зрительные иллюзии): Что вы видите? Какие эмоции переданы на каждой из сторон картинок? Не рекомендуется давать просматривать подобные картинки детям дошкольного возраста, поскольку они могут служить причиной психических расстройств. Ниже даны знаменитые «двойственные» изображения: людей, животных, природы. А что вы смогли разглядеть на каждом из рисунков?

Кроме того, идея гештальтпсихологии лежит в основе таких картинок, которые называются «друдлы». Читайте подробнее про друдлы на .

Этой статьей мы хотели пробудить в каждом из вас желание , начать заботиться о себе – раскрыться миру. Гештальт, конечно, не в силах сделать вас богаче, а вот счастливее – бесспорно.