Кто находится в палате 6.

В данной статье будет рассмотрено одно из талантливейших, удивительных, сложных и неоднозначных произведений - «Палата номер 6». Чехов, признанный мастер интеллектуальной и сатирической прозы, как всегда смог заметить и обличить самые ужасные язвы на теле общества.

История создания

Рассказ был написан в 1892 году. Это было еще время правления Александра III, ознаменовавшееся борьбой с интеллигенцией и мыслящими людьми. Откликом на эти события и стала «Палата номер 6». Чехов смог изобразить не только страдания людей, отвергаемых властью, но страх и ненависть к ним простых обывателей. Трагизм, безысходность и отчаяние царят в этом рассказе. Автор демонстрирует, что просвещенный человек оказывается бессилен доказать что-либо людям, чей мозг закоснел в примитивизме.

Краткий пересказ: начало (Чехов, «Палата номер 6»)

Краткое изложение начнем с описания двора больницы и стоящего здесь флигеля. Местный сторож, старый солдат, спит всегда в сенях на куче старого хлама. Никита, так зовут сторожа, невысок ростом, жилист и сухощав, испитое лицо и свисающие брови делают его похожим на степную овчарку, но зато у него «здоровенные кулаки» и внушительная осанка. Он принадлежит к тем тупым и исполнительным людям, которые почитают порядок прежде всего, поэтому убежден: чтобы его соблюсти, необходимо бить своих подопечных.

Обитатели палаты

Во флигеле есть комната с прикрученными к полу кроватями, здесь и содержатся пятеро душевнобольных, один из них принадлежит к благородному сословию, а остальные - к мещанскому. Всегда создавал уникальных и живых персонажей Чехов (рассказы), «Палата номер 6» не стала исключением. Рассмотрим подробнее ее обитателей.

«Палата номер 6», Чехов: анализ

Тема и идея произведения неразрывно связаны с историей жизни самого Андрея Ефимыча. Чехов всегда был тем, кто обличал безнравственность, пошлость и попустительскую философию, которую и проповедует Рагин. И вот на примере доктора автор показал, к чему приводит хорошего мыслящего человека безразличие и отказ от борьбы. Пошлость, низость и закостенелость одержали победу и уничтожили единственного, кто выделялся на фоне других в лучшую сторону.

Палата № 6 становится символом общества, где одни мучаются от непонимания, а другие даже не пытаются им помочь. Так, те, кто находится по другую сторону двери палаты для душевнобольных (Никита, фельдшер, почтмейстер, Хоботов), не считают пациентов палаты № 6 за полноценных людей, которые могут страдать физически и морально, о которых нужно заботиться. И это вполне оправдывается их жизненной позицией - все равно все умрем. И Рагин в своих размышлениях тоже приходит к этой простой философии. Однако Андрея Ефимыча все же мучила совесть, он думал о деградации людей, о том, что и сам обманывал пациентов. Постепенно доктор начинает желать лишь одного - найти умного собеседника, который и обнаруживается в палате № 6. И за это свое открытие Рагин платит высокую цену - сам оказывается среди умалишенных и умирает.

Но многое открыла Андрею Ефимычу палата номер 6. Анализ эпизода, когда доктор осознает весь ужас обитания в таком месте, позволяет убедиться, что человек может что-либо осознать, только испытав это сам. Как бы красиво Рагин ни говорил о том, что главное - свобода мысли, потеряв телесную свободу, он впал в апатию и перенес невероятное потрясение.

Таким образом, Чехов затронул такие проблемы, как лицемерие, насилие, незаинтересованность в духовном развитии, бездушное отношение к людям социальных работников и врачей. В рассказе затронуты и философские проблемы: поиск смысла жизни, предназначение человеческого разума и роль страданий в жизни людей. Интересны мысли о том, что отрицание страданий равносильно отрицанию самой жизни, а ум - единственный источник счастья и наслаждения.

Большой успех еще при жизни заслуженно имел Антон Павлович Чехов. «Палата номер 6», отзывы на которую были в основном положительные, никого не оставила равнодушным. Так, например, отозвался Н. С. Лесков об этом произведении: «В "Палате № 6" в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — "Палата № 6"».

Образ Ивана Громова

Требуют особого внимания основные герои («Палата номер 6»). Биография Ивана Дмитриевича уже была подробно описана выше, поэтому приступим сразу к анализу. Громов - интеллигентный, нравственно высокий, добрый и деликатный человек, который очень любит читать книги. По убеждениям его можно отнести к либералам: сострадает бедным, ненавидит сытых и безразличных горожан, верит в светлое будущее, торжество правды и человеческого ума. В последнем он настолько уверен, что убежден - когда-нибудь люди добьются бессмертия.

Даже попав в больницу с диагнозом "мания преследования", он не утратил своей доброты и желания помогать людям. Настолько сильны были его убеждения. Именно поэтому Рагина привлекает этот сильный персонаж.

Неоднозначно отношение автора к своим героям, как и неоднозначно само произведение «Палата номер 6». Но в одном сходятся критики - Чехов, несомненно, симпатизировал Громову. Неспроста Иван Дмитриевич во многом противопоставляется Рагину: критикует жизнь доктора и его философскую позицию попустительства. У Громова есть и свое представление о человеке. Согласно этой концепции, люди состоят из холода, голода, потерь, обид и страха смерти. Поэтому сама человеческая природа за то, чтобы реагировать слезами - на боль, негодованием - на подлость, а отвращением - на мерзость. Иван Дмитриевич не приемлет рагинскую философию стоицизма, более того, говорит о том, что Андрей Ефимыч не вправе делать каких-либо выводов, потому что не знает настоящей жизни вообще и российской в частности. И действительно, по сравнению с жизнью доктора, Громов успел перенести много потерь, ощутить голод и страх.

Однако страдания самого Рагина не производят на Ивана никакого впечатления, совершенно не трогают его. Громов даже немного злорадствует, призывая доктора вспомнить его прежнюю философию. После смерти Рагина единственным утешением Ивана становится вера в то, что после смерти он будет являться всем тем, кто мучает людей, и пугать их.

Образ Андрея Рагина

Продолжаем анализ рассказа «Палата номер 6». Чехов, герои которого всегда были невероятно реалистичны, создает достаточно распространенный среди интеллигенции тип человека - философствующий о жизни мыслитель. Однако этот мыслитель мало что знает о тяготах действительности. Существование Рагина концентрируется на его внутренних размышлениях.

Доктор постепенно отторгает внешний мир. Чехов с присущей ему лаконичностью изображает, как быстро и в то же время закономерно протекает этот процесс. Сначала Рагин смиряется с беспорядками, царящими в больнице, затем перестает добросовестно относиться к лечению своих пациентов. Постепенно его философия начинает сводиться к одному - зачем что-то делать, если все равно умирать. Любое столкновение с действительностью, которое его не удовлетворяет, приводит к тому, что Рагин впадает в апатию и перестает разговаривать, окончательно замыкаясь в себе.

Рагин оказывается не в состоянии выдержать столкновение с действительностью. Именно в этом эпизоде проявила себя прославленная, очень похожая на жизнь ирония Чехова. Его герой, проповедующий стоицизм и ценящий только свободу мысли, оказывается в положении узника. Здесь, казалось бы, и должны в полной мере реализовать себя взгляды Рагина, но он неспособен следовать своей же жизненной концепции. Философия Андрея Ефимыча приводит его самого к гибели.

Выводы

Таким образом, рассказ Чехова «Палата номер 6» предстает глубоко философским произведением, не только отразившим проблемы своего века, но и поднявшим общечеловеческие вопросы.

В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там «воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец». В палате обитают пять человек. Первый - «худощавый мещанин с рыжими блестящими усами и с заплаканными глазами». Он, видимо, болен чахоткой и целый день грустит и вздыхает. Второй - Моисейка, весёлый дурачок, «помешавшийся лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская». Ему одному дозволяется покидать палату и ходить в город побираться, но все, что он приносит, отбирает сторож Никита (он принадлежит к числу тех людей, которые обожают во всем порядок, и потому нещадно бьёт больных). Мойсейка любит всем услуживать. В этом он подражает третьему обитателю, единственному «из благородных» - бывшему судебному приставу Ивану Дмитриевичу Громову. Он из семьи зажиточного чиновника, которого с определённого момента начали преследовать несчастья. Сначала умер старший сын - Сергей. Потом он сам был отдан под суд за подлоги и растрату и вскоре умер в тюремной больнице. Младший сын Иван остался с матерью без средств. Он с трудом выучился и получил должность. Но вдруг оказался болен манией преследования и попал в палату № 6. Четвёртый обитатель - «оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом». Кажется, что он потерял способность мыслить и чувствовать; он не реагирует, даже когда Никита его зверски бьёт. Пятый и последний обитатель - «худощавый блондин с добрым, но несколько лукавым лицом». У него мания величия, но странного свойства. Время от времени он сообщает соседям, что получил «Станислава второй степени со звездой» или какой-то совсем редкий орден вроде шведской «Полярной звезды», но говорит об этом скромно, как бы сам удивляясь.

После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. В ранней молодости он мечтал быть священником, но отец, доктор медицины и хирург, вынудил его стать медиком. Наружность у него «тяжёлая, грубая, мужицкая», но манеры мягкие, вкрадчивые, а голос тонок. Когда он вступил в должность, «богоугодное заведение» находилось в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнёсся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в своё право изменять жизнь к лучшему. Сначала он работал очень усердно, но скоро заскучал и понял, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. «Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?» От этих рассуждений Рагин забросил дела и стал ходить в больницу не каждый день. У него выработался свой образ жизни. Немного поработав, больше для вида, он идёт домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает солёным огурцом или мочёным яблоком. Потом обедает и пьёт пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч, бывший богатый, но разорившийся помещик. Он уважает доктора, а прочих обывателей презирает. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает читать. Он читает все подряд, отдавая за книги половину жалованья, но больше всего любит философию и историю. Читая, он чувствует себя счастливым.

Однажды Рагин решил навестить палату № 6. Там он знакомится с Громовым, беседует с ним и скоро втягивается в эти беседы, часто навещает Громова и находит в разговорах с ним странное удовольствие. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью и «сонной одурью». Тем не менее их тянет друг к другу, и это не проходит незамеченным для остальных. Вскоре в больнице начинают судачить о посещениях доктора. Затем его приглашают на объяснение в городскую управу. Это происходит ещё и потому, что у него есть конкурент, помощник Евгений Федорыч Хоботов, завистливый человек, мечтающий занять место Рагина. Формально разговор ведётся о благоустройстве больницы, но на самом деле чиновники пытаются выяснить, не сошёл ли доктор с ума. Рагин понимает это и сердится.

В тот же день почтмейстер предлагает ему вместе поехать развеяться в Москву, Петербург и Варшаву, и Рагин понимает, что это также связано со слухами о его душевной болезни. Наконец ему прямо предлагают «отдохнуть», т. е. подать в отставку. Он принимает это равнодушно и едет с Михаилом Аверьянычем в Москву. По дороге почтмейстер надоедает ему своими разговорами, жадностью, обжорством; он проигрывает в карты деньги Рагина, и они возвращаются домой, не доехав до Варшавы.

Дома все опять начинают докучать Рагину его мнимым сумасшествием. Наконец он не выдерживает и гонит из своей квартиры вон Хоботова и почтмейстера. Ему становится стыдно, и он идёт извиняться к почтмейстеру. Тот уговаривает доктора лечь в больницу. В конце концов его помещают туда хитростью: Хоботов приглашает его в палату № 6 якобы на консилиум, затем выходит якобы за стетоскопом и не возвращается. Доктор становится «больным». Сначала он пытается как-то выйти из палаты, Никита его не пускает, они с Громовым начинают бунт, и Никита бьёт Рагина в лицо. Доктор понимает, что из палаты ему никогда не выйти. Это ввергает его в состояние полной безнадёжности, и вскоре он умирает от апоплексического удара. На похоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка, его бывшая прислуга.

Вы прочитали краткое содержание повести Палата №6. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

«Палата номер 6» - одно из наиболее известных произведений в творчестве Антона Павловича Чехова. Загадочная повесть, полная странных совпадений и беспокойства - пожалуй самое трагическое произведение в творчестве автора. Сюжет «Палаты номер 6» Чехова рассказывает историю Главврача психиатрического диспансера, в какой то момент самого ставшего его пациентом. Главный герой - доктор Рагин - один из ключевых персонажей русской литературы, а также один из самых колоритных героев, которых создал Чехов. «Палата номер 6» входит в число золотых произведений русской литературы, и как правило всегда преподается в школах где изучают русский язык.

Описание добавлено пользователем:

Артем Олегович

«Палата № 6» - сюжет

В небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. В палате обитают пять человек, среди которых дурачок Моисейка и бывший судебный пристав Иван Дмитрич Громов. После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. Когда он вступил в должность, больница находилась в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнёсся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в своё право изменять жизнь к лучшему. Поначалу он работает усердно, однако скоро начинает скучать и понимает, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. От таких рассуждений Рагин забрасывает дела и ходит в больницу уже не каждый день. Немного поработав, больше для вида, он идёт домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает солёным огурцом или мочёным яблоком. Потом обедает и пьёт пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает чтение. Он читает всё подряд, отдавая за книги половину жалованья; больше всего любит философию и историю. Читая, чувствует себя счастливым.

В один из весенних вечеров Рагин невзначай навещает палату № 6. Там он обвиняется Громовым в воровстве и втягивается в продолжительную беседу. Визиты доктора во флигель становятся ежедневными, разговоры с Громовым производят на Андрея Ефимыча глубокое впечатление. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью. По больничному корпусу разносится слух о посещениях доктором палаты № 6. В конце июня это становится известно доктору Хоботову, молодому врачу, очевидно желающему занять место Рагина на посту главного врача. В августе Андрей Ефимыч получает письмо от городского головы с просьбой явиться в управу по очень важному делу. Состоявшийся разговор становится комиссией на освидетельствование его умственных способностей.

В тот же день почтмейстер предлагает ему взять отпуск и отправиться в путешествие. Через неделю Рагину предлагают отдохнуть, то есть подать в отставку. Он принимает это равнодушно и едет с Михаилом Аверьянычем в Москву, затем в Петербург и, наконец в Варшаву. По дороге почтмейстер надоедает ему своими разговорами, жадностью, обжорством; он проигрывается в карты и, чтобы отдать долг, занимает 500 рублей у Рагина. После этого они возвращаются домой.

Дома ждут финансовые трудности и продолжение разговоров о сумасшествии Андрея Ефимыча. Однажды он не выдерживает и, вспылив, выгоняет из своей квартиры Хоботова и почтмейстера. Ему становится стыдно и досадно за своё поведение, утром доктор идет извиняться к почтмейстеру. Михаил Аверьяныч предлагает ему лечь в больницу. В тот же вечер к нему приходит Хоботов и просит совета. Два доктора заходят в палату № 6 якобы на консилиум, Хоботов выходит за стетоскопом и не возвращается. Через полчаса входит Никита с охапкой одежды. Рагин всё понимает. Сначала он пытается выйти из палаты, но Никита не пускает. Рагин и Громов устраивают бунт, Никита бьёт Андрея Ефимыча в лицо. Доктор осознаёт, что из палаты ему никогда не выйти. Это ввергает его в состояние безразличия, и на другой день он умирает от апоплексического удара. На похоронах присутствуют только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка.

История

Первое упоминание о повести встречается в письме Чехова к его издателю А. С. Суворину от 31 марта 1892 года:

Веду жизнь по преимуществу растительную, которая постоянно отравляется мыслью, что надо писать, вечно писать. Пишу повесть. Прежде чем печатать, хотел бы прислать Вам её для цензуры, ибо Ваше мнение для меня золото, но надо торопиться, так как нет денег. В повести много рассуждений и отсутствует элемент любви. Есть фабула, завязка и развязка. Направление либеральное. Размер - 2 печатных листа. Но надо было бы с Вами посоветоваться, а то я боюсь нагородить чепухи и скуки. У Вас превосходный вкус, и Вашему первому впечатлению я верю, как тому, что на небесах есть солнце. Если не будут торопиться печатать мой рассказ и дадут мне месяц-два для поправок, то разрешите мне прислать Вам корректуру.

16 апреля Чехов писал И. И. Ясинскому, что привёз рукопись в Москву, чтобы отдать её в редакцию «Русского обозрения». 29 апреля Чехов писал Л. А. Авиловой, что продолжает работу над «Палатой № 6»:

Кончаю повесть, очень скучную, так как в ней совершенно отсутствуют женщина и элемент любви. Терпеть не могу таких повестей, написал же как-то нечаянно, по легкомыслию. Могу прислать Вам оттиск, если буду знать Ваш адрес после июня.

В письме А. С. Суворину от 15 мая он пишет, что послал конец повести и начал писать новую (вероятно, имеется в виду рассказ «Соседи»):

Я уже прочёл корректуру, послал конец, а ответа нет и нет! Вероятно, мне не заплатят, ибо дела и судьба журнала тесно связаны с крахом нотариуса Боборыкина. Потерпите, вышлю долг, ибо пишу ещё повесть.

Рецензии

Рецензии на книгу «Палата № 6»

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить рецензию. Регистрация займет не более 15 секунд.

Юлия Олегина

Ума палата...№6

Прочитать "Палату №6" хотела ещё давно, произведение известное, а совпадающее с названием выражение часто слышу в повседневной жизни. Сюжет описывать не буду, но скажу немного и стилистике, героях и общем впечатлении.

Итак, немного о героях. Главным является Андрей Ефимыч - главный врач больницы, человек старый и уже потерявший всякий интерес в жизни и работе. Интересно, что этот человек сначала показался мне достаточно амбициозныи, но втечение истории словно "увядал", как цветок. Точно так же и с его другом Михаилом Аверьянычем. В начале его образ трактуется как образ интеллигентного, образованного, всестороннеразвитого человека, но всё равно достаточно скрытного. В разговорах он только поддакивает, но я так думаю, в глубине всегда имеет свою точку зрения. Но затем уже Москве, Петербурге и Варшаве этот человек очень сильно меняется. Он начинает проигрывать большие суммы денег, буйствовать, много болтать лишнего. И при прочтении уже сам начинаешь нервничать от его бесполезной болтовни. Ну, и конечно, нельзя не упомянуть Ивана Дмитрича. Я считаю, что это тот самый человек, которого психбольница всё-таки вылечила. Жаль, что он так и не смог обрести душевную свободу и душевное спокойствие, хотя человеком был интересным в общении и умным. Были ещё Хоботов и фельдшер - но это алчные люди, которые всё делали для себя и своей выгоды.

Общее впечатление. Читать, обязательно читать! Повесть или рассказ(как больше нравится?) очень поучительный и по-настояему заставляет задуматься о смысле нашей жизни и, простите меня, о подчас неимоверной тупости тех, кто нас окружает. Тем, кто уже знаком с творчеством Чехова, скажу так: финал не удивит.

Спасибо за внимание, книге даю 9 из 10 (сняла балл за обыденность финала). А так, читать настоятельно рекомендую!

«Палата № 6» Чехова - одно из самых известных произведений писателя. Впервые повесть была опубликована в 1892 году. Именно об этом произведении пойдет речь в данной статье. А если говорить конкретнее, то мы рассмотрим краткое содержание данной повести Антона Павловича Чехова.

«Палата № 6», Чехов: краткое содержание по главам. Глава 1

Повесть начинается с описания большого двора, где находится флигель. Это неоштукатуренное здание с поржавевшей крышей, окруженное многочисленными кустами крапивы и репейника. Здесь находится палата № 6 - место, где содержат умалишенных.

В сенях флигеля на куче соломы расположился старый солдат Никита, служащий здесь сторожем. Больше всего он любит порядок. И для поддержания оного бьет сумасшедших.

Для повести «Палата № 6» Чехова очень важным является описания этого места, так как именно с ним будет связано развитие сюжета и его развязка. Прямо за сенями располагается комната, где всегда царит страшная вонь. Здесь лежат на кроватях пятеро умалишенных. Самый первый - Моисейка, старый неугомонный жид, которому единственному разрешено выходить на улицу. Его соседом является Иван Дмитриевич Громов, бывший чиновник, который стал одержим Он часто ходить по палате и разговаривает о человеческой подлости, насилии и о прекрасной жизни, которая ожидает всех в будущем.

2 глава. История Громова

В данной главе рассказывается о том, как оказался в этом месте Громов, один из основных персонажей повести «Палата № 6». Чехов в свойственной ему манере довольно подробно описывает события, лишившие его героя рассудка.

Начинается все с того, что отца Громова, довольно состоятельного чиновника, отдали под суд за растраты и подлоги. И вскоре он скончался в заключении, а все его имущество было конфисковано. В итоге Иван Дмитриевич и его матушка остались без каких-либо средств к существованию. Громову пришлось давать уроки, а большую часть денег отдавать матери, пока та не умерла. Иван Дмитриевич по своей натуре был склонен к душевным волнениям. Именно поэтому он жаловался на то, что в городе скучно и душно жить, а у общества отсутствуют высокие интересы. Громов много читал, отчего слыл в городе «ходячим справочным словарем».

3 глава. Палата № 6

Однако еще неизвестно нам о том, как приняла главного героя палата № 6. Краткое содержание рассказывает, как однажды Громов повстречал в переулке арестантов, которых вели конвойные с ружьями. И в этот момент герой почему-то решил, что и его могут так же взять и отвести в тюрьму. Иваном Дмитриевичем овладела сильная тревога. Он был ни в чем не виновен, но от судебной ошибки или клеветы никто не застрахован.

Постепенно он убедил себя в том, что его могут арестовать в любую минуту. В ожидании этого Громов перестал спать. А когда к хозяйке комнаты, которую он снимал, пришли печники, Громов решил, что это полицейские, вышел и побежал в ужасе по улице. Вскоре его задержали и определили в палату № 6.

4 глава. Другие обитатели

Продолжаем говорить о произведении Чехова «Палата № 6». Краткое содержание возвращается к остальным обитателям флигеля. Справа от Громова лежит почти круглый, оплывший жиром мужик с совершенно отупелым лицом. От этого обитателя палаты постоянно смердит. Никита, который убирает за ним, всякий раз бьет его, но тот никак не реагирует на это, только колышется подобно грузной бочке.

Следующий обитатель палаты - служивший на почте мещанин. Главная его мечта - получить орден. Более того, он уверен, что его постоянно награждают то одним, то другим орденом. Об этом он по большому секрету рассказывает Громову.

5 глава. Рагин

Окончен рассказ о тех, кого приютила палата № 6. Краткое содержание по главам обращается к описанию основного героя повести - Андрея Ефимыча Рагина, доктора. Это человек широкий в плечах, высокого роста, но тихий. Одевается доктор очень небрежно, совсем не заботясь о своем внешнем виде.

Когда Андрей Ефимыч прибыл в город, он обнаружил в больнице воровство и антисанитарию. Рагин немного улучшил положение дел, но до конца исправить ситуацию не смог из-за своей слабохарактерности. Он ни на кого не кричит и даже конфузится, разговаривая с собственной служанкой. Поначалу Рагин честно старался помочь больным, но видя, что количество их не уменьшается, постепенно опустил руки и начала появляться на работе через день.

6 глава. Воззрения Рагина

Однако это не все основные персонажи повести «Палата номер 6». Краткое содержание по главам знакомит нас с фельдшером больницы Сергеем Сергеевичем. Он помогает в работе Рагину, но сам является человеком недалекого ума и ханжой. Тем не менее Сергей Сергеич берет на себя выполнения всех операций, так как Рагину неприятен вид крови.

Долгие часы, проведенные дома, Андрей Ефимыч тратит на чтение книг по философии и истории. Часто к нему в гости захаживает Михаил Аверьяныч, почтмейстер. Вместе они много беседуют о том, что в городе нет людей, которые могли бы вести интересную и умную беседу. Рагин сожалеет о том, что не пошел в гуманитарии, а по воле отца получил медицинское образование. Он считает, что человек не может найти в жизни смысла существования, и все его страдания заканчиваются только смертью.

7 глава. Занятия Рагина

Неспешна и размеренна жизнь героев произведения «Палата номер 6» (краткое содержание по главам подтверждает это). Когда Рагина покидает почтмейстер, он вновь принимается за чтение, размышляя о силе человеческого ума, огорчаясь тому, что как бы светел ни был ум, его все равно ожидает смерть. И эта смерть делает все прижизненные достижения совершенно бессмысленными. Рагин восхищается медицинскими достижениями Коха и Пастера, но тут же осознает, что от этого болезней и смертей не стало меньше. Никуда не исчезли больницы, подобные той, где он служит, на месте и палата № 6. Доктора терзает мысль о том, что он зря получает свое жалованье, ведь чью-либо жизнь он не в состоянии облегчить.

8 глава. Появление Хоботова

Краткое содержание Чехова («Палата номер 6») повествует о том, как два года назад земство увеличило сумму, выделяемую для содержания больницы ежегодно, на 300 рублей. Эти деньги ушли на то, чтобы нанять нового врача в помощь Рагину. Им оказался совсем еще молодой человек - Евгений Федорыч Хоботов. Он оказался не особенно грамотным, на работе появлялся довольно редко, а рекомендации больным списывал из книги рецептов, пользующейся большой популярностью. Хоботов сильно завидовал Андрею Ефимычу, своему непосредственному начальнику, и хотел занять его место и стать главой больницы.

9 глава. Знакомство с Громовым

Одним мартовским вечером Андрей Ефимыч встретил Моисейку, возвращающегося со сбора милостыни в калошах на голую ногу. Рагин пошел вслед за ним. Темнотой и смрадом встретила его палата номер 6. Краткое содержание описывает, как герой велел Никите выдать Моисейке новые сапоги. Тут врача заметил Громов и назвал его гадиной, которая держит здоровых людей взаперти.

Рагин начинает успокаивать пациента. Он говорит о будущем, в котором не будет сумасшедших домов и угнетения, а сейчас необходимо пройти испытание страданием. Но Громов лишь смеется в ответ - такое может говорить только человек, не ведавший лишений. Рагин решает как-нибудь снова зайти побеседовать с Громовым.

10-11 главы. Философские беседы

С этих пор влечет Рагина палата № 6. Чехов находит для своего главного героя достойного собеседника - им оказывается Громов. Доктор часто ходит к умалишенному. Они ведут долгие и оживленные беседы и с увлечением спорят. Рагин получает от этих встреч огромное удовольствие.

О посещении Рагиным палаты № 6 узнает Хоботов. Он подслушивает философскую беседу начальника с сумасшедшим. Никита пребывает в том же недоумении, что и молодой врач. Тогда на следующий день Хоботов приводит Сергея Сергеевича. Слушая разговоры Рагина, они приходят к выводу, что доктор сошел с ума.

12-13 главы. Поездка

Продолжают разворачиваться события повести Чехова «Палата номер 6» (краткое содержание мы приводим в статье). Андрей Ефимыч начинает замечать, что окружающие шепчутся за его спиной. Однажды его приглашают к городскому голове, где собрались и другие доктора, включая Хоботова. Рагин понимает, что это комиссия для освидетельствования его вменяемости. В то же время Михаил Аверьяныч предлагает другу куда-нибудь съездить, и Рагин с радостью соглашается.

Перед отъездом доктор подает в отставку и уезжает на железнодорожную станцию. Вместе с ним отправился Михаил Аверьяныч, который уже за первые дни пути успел сильно надоесть Рагину своими рассказами о былых временах. Герои прибывают в Москву, где осматривают достопримечательности.

14 глава. Возвращение

Отправляются в путешествие герои повести «Палата № 6» (Чехов). Краткое содержание описывает, как Рагин с почтмейстером из Москвы отправляются в Петербург. Затем Михаил Аверьяныч уговаривает Андрея Ефимыча посетить Варшаву.

Вскоре приятели вернулись в родной город. Рагин узнает, что его место уже занял Хоботов. Герою приходится искать и новую квартиру, так как его большую занял новый глава больницы.

15-16 главы. Жизнь на пенсии

Рагин нанял комнаты в небольшом домишке, принадлежащем мещанке Беловой. Здесь он много читал. Иногда ходил в больницу, но оттуда его выгоняли. Пенсии бывшему главврачу не назначили. Изредка к нему приходили Хоботов и Михаил Аверьяныч. Рагин все больше предавался философским размышлениям.

История о мыслящих людях и недалеких обывателях - вот что лежит в основе произведения «Палата № 6». Чехов (краткое содержание это подтверждает) избирает героя-философа и помещает его в уездный город, населенный мещанами, озабоченными только низменными проблемами.

Так, когда к Рагину пришли Хоботов и Михаил Аверьяныч, болтающие о всяких глупостях, бывший доктор, уставший от их разговоров, началах кричать на них и в конце концов выгнал. Однако на утро Рагин, промучившись всю ночь, отправился извиняться перед почтмейстером.

А затем бывший доктор оказывается в палате № 6.

17-18 главы. Новый больной

Отчаяние овладевает Рагиным. Краткое содержание «Палаты № 6» Чехова описывает, как Андрей Ефимыч признается Громову, что окончательно пал духом. Теперь он понял правоту сумасшедшего - философствовать за решеткой не так прекрасно, как на воле. Рагин решает выйти из палаты и начинает стучать в дверь. Но появляется Никита и сильно избивает бывшего доктора. Лежа на своей кровати, герой осознает, что все пациенты палаты № 6 терпели подобное многие годы, а он не хотел даже замечать этого.

19 глава. Развязка

Завершается краткое содержание Чехова («Палата номер 6») тем, что на следующий день к Рагину пришли Хоботов, Михаил Аверьяныч и его служанка Дарьюшка. Однако это нисколько не обрадовала героя, и под вечер он скончался от Его тело из палаты вынесли два мужика за руки и за ноги, даже не закрыв глаза.

На похоронах Рагина в местной небольшой часовенке были только Дарьюшка и Михаил Аверьяныч.

«Палата номер 6» – одно из самых знаменитых произведений русского классика Антона Павловича Чехова. Культовая повесть рассказывает историю обитателей одной захолустной больницы для душевнобольных. На самом же деле медицинское учреждение является мастерской аллегорией на современную Россию.

«Палата номер 6» – одна из 19 повестей, написанных Чеховым за его творческую карьеру. Она входит в число самых знаменитых на ряду со «Степью», «Драмой на охоте», «Скучной историей», «Дуэлью». Произведение было опубликовано в 1892 году в журнале «Русская мысль». «Палата №6» создавалась как бы по наитию, просто из-за необходимости написать что-то. В письме Иерониму Иеронимовичу Ясинскому, писателю, литературному критику, журналисту, Чехов сообщал, что кончает неимоверно скучную повесть, в которой полно рассуждений, отсутствует женщина и элемент любви.

Как бы не хулил свое творение писатель, «Палата №6» произвела огромный резонанс. Со временем выражение «палата №6» стало нарицательным. Его используют в том случае, ели хотят дать характеристику чему-то ненормальному, из ряда вон выходящему.

Чехов «Палат номер 6»: краткое содержание

В забытом богом уездом городке, которых можно найти огромное множество на карте необъятной России, находится больница для душевнобольных. Там, в старом флигеле, есть палата под номером шесть. У лечебного заведения удручающий вид: положенная невесть когда штукатурка осыпалась и покрывает стены уродливыми кусками, крыша поржавела. Все здесь, даже гвозди перекошенного серого забора, имею окаянный вид. Грязные окна шестой палаты наглухо закрытыми толстыми прутьями железных решеток, от чего больница походит на тюрьму.

В палате №6 пять пациентов:

Первый – худощавый мещанин с рыжими усами и заплаканными глазками. Днями напролет он сидит, подпирая голову кулачком, глядит в одну точку и о чем-то грустно вздыхает.

Второй – толстяк с тупым бессмысленными лицом. Он не реагирует ни на что, ни с кем не говорит и, кажется, окончательно утратил способность мыслить.

Третий – худой блондин с добреньким и в то же врем хитреньким лицом. У него мания величия, блондин очень словоохотлив, он обожает рассказывать всем подряд о своих выдуманных достижениях, совершенных в прошлой жизни, до того, как он попал в больницу.

Четвертый – дурачок Мойсейка. Этот старик с острой бородкой и курчавыми черными, как у негра, волосами, тронулся умом лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская. Мойсейка очень добр, бескорыстен, услужлив, щедр.Таких, как он, обыкновенно называют блаженными, божьими людьми.

Пятый обитатель палаты – Иван Дмитриевич Громов – единственный интеллигент среди пациентов. Ему 33, он бывший судебный пристав, официальный диагноз – мания преследования. Именно в лице Громова главврач больницы Андрей Ефимович Рагин находит отличного собеседника.

Андрей Ефимович Рагин – талантливый врач, просаживающий свои жизненные силы и талант в захолустном городе и ужасной больнице. Видя плачевное состояние лечебного заведения, главврач принимает решение ничего не менять, потому что не видит смысла в жалких попытках одного человека изменить к лучшему то, что нуждается в коренной переработке. Вскоре образ жизни Рагина сводится к водке с огурцами, пустым разговорам с почтмейстером Михаилом Аверьинычем и чтению книг. Но однажды доктор Рагин зашел в палату №6, где у него завязался разговор с пациентом Громовым.

Несмотря на то что Громов находился по ту сторону больничной решетки, он призывал бороться за свои права и страстно жаждал изменить мир к лучшему. Философия пациента из шестой шла вразрез с теорией созерцательности, которой придерживался Рагин. Однако дискуссия с интеллигентным умным человеком так заинтересовала и взволновала доктора, что он стал наведываться в палату практически каждый день, чтобы поговорить со своим любимцем.

Такое поведение доктора не могло не привлечь внимание, и вскоре по больнице поползли слухи, что доктор сошел с ума. Распространению клеветы немало поспособствовал уездный врач Евгений Федорович Хоботов, активно претендующий на место Рагина. В конце концов Андрею Ефимовичу предлагают «уйти в отпуск». Рагин прекрасно понимает, что его выживают. Это подрывает его душевные силы, он становится импульсивным, раздражительным и однажды выставляет своих друзей из квартиры.

Вскоре Раина приглашают на консилиум в больницу. Хоботов обманом заманивает Рагина в палату №6 и оставляет там. Сторож Никита, специализирующийся в большей степени на жестоком избивании пациентов, приносит больничную форму и бьет разжалованного доктора в лицо. Андрей Ефимович понимает, что его жизнь и философия дали трещину. Рагин больше не видит смысла в существовании, а потому жизнь уходит из него – вскоре Рагин умирает от апоплексического удара.

Главная идея

Полемика Громова и Рагина зиждилась на столкновении двух точек зрения. Рагин позиционировал себя в качестве созерцателя. Он называл жизнь суетой сует и не считал целесообразным вмешиваться в текущий ход событий. Смысла бороться нет. Громов, напротив, считал, что жизнь – это борьба. Мыслящий человек не может оставаться в стороне, когда вокруг творится хаос когда страдают другие люди. Пациент называл философию доктора «философий российского лежебоки». «Удобная философия, – с пылом отмечал Громов. – И совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь».

Общество в миниатюре

Автор подводит читателя к осознанию – серьезные общественные проблемы касаются каждого человека. Жизнь не изменится к лучшему до тех пор, пока люди будут оставаться глухи, пока будет существовать понятие «чужое горе».

Чехов наблюдает за дискуссией своих героев как бы отстраненно, позволяя высказаться и доктору, и его пациенту. Однако финальные события повести доказывают несостоятельность рагинской философии. Непредсказуемая жизнь может повернуться так, что ты окажешься в положении угнетенного, и тогда философствовать начнут другие, в то время как ты будешь слезно просить о помощи.

Анализ произведения

Отталкиваясь от центральной идеи действия и бездействия, Чехов также препарирует актуальные общественные и философские проблемы:

  • насилия над человеческой личностью;
  • права и бесправия;
  • ценности жизни человека (быть точными, проблема обесценивая жизни);
  • бесправия современных людей (угнетенному, обездоленному, несправедливо обвиненному просто негде искать защиты).

Чеховская палата №6 – это уменьшенная копия современной России. Обитатели палаты и больницы – граждане России, из которых состоит общество. В нем есть место несчастным обездоленным, слепцам-тугодумам, блаженным дурачкам (Мойсейка), палачам, тупым воякам (сторож Никита), лицемерам и карьеристам (Хоботов), безответственным гулякам (почтмейстер), праздным философам (Рагин) и, конечно же, восторженным романтикам, отчаянным смельчакам (Громов). Кстати говоря, благодаря последним наш мир все еще существует.