Можно ли стать супергероем. Игрушки в помощь

Оказывается, вечные студенты не перевелись со времен Пети Трофимова из чеховского «Вишневого сада»


В разгар приемной кампании мы решили отыскать студентов, для которых поступление в вуз — дело привычное. Оказывается, вечные студенты не перевелись со времен Пети Трофимова из чеховского «Вишневого сада». Конечно, герою Чехова до нынешних студентов-рецидивистов далеко. В то время как Трофимов к 27-ми годам так и не смог закончить курс, эти ребята успевают за то же время получить несколько дипломов, устроиться на работу мечты и даже обзавестись семьей.

За последние несколько лет система высшего образования в России изменилась — появился ЕГЭ, практически исчезли специалисты, им на смену пришли бакалавры и магистры. Обладателям диплома о высшем образовании, полученном хотя бы год назад, теперь не так просто понять, что же с ним делать и как получить еще одну «корочку». Как человек, не заставший ЕГЭ, я решила позвонить в один из московских вузов и узнать, на что же теперь я могу рассчитывать. Выбор пал на МГПУ (Московский городской педагогический университет), захотелось хоть на один звонок приблизиться к детской мечте о карьере воспитателя в детском саду.

- Здравствуйте, скажите, а можно поступить к вам на втрое высшее, и что для этого нужно?

Знаете, а у нас это так больше не называется, вам, наверное, в магистратуру нужно.

После долгой беседы выяснилось, что если первое образование у меня гуманитарное (журфак), то при поступлении мне могут зачесть уже сданные экзамены из первого диплома, плюс к этому придется сдать экзамен по психологии. Вот, в общем-то, и все. Никаких мучительных испытаний и обивания порогов вуза, результат мне сообщат на собеседовании сразу после вступительного теста.

Деньги делают людей

Случаев, когда человек идет получать второе высшее образование сегодня не перечесть. Кто-то, отучившись несколько курсов на первой специальности, понял, что это не его, кто-то не смог найти работу, а кому-то интересно продолжить учебу просто для себя. «На юрфак я поступила спонтанно, — рассказывает мне моя бывшая однокурсница Катя Скубак, — подумала, даже если по специальности потом работать не пойду, в жизни всегда пригодится. Выбрала Институт коммерции и права на Таганке. Экзаменов сдавать не пришлось — все зачли из первого диплома. Это был последний год, когда набирали специалистов, так что меня отправили сразу на четвертый курс, это считается, как первый курс для второго высшего». Теперь пять дней в неделю Катя работает, а на выходных превращается в студентку.

Пожалуй, единственное условие, необходимое для поступления на второе высшее — наличие денег. Конечно, если вы заканчивали вуз по программе специалитета, у вас есть шанс поступить в магистратуру бесплатно, причем не только по своей специальности, но и по любой, где будет похожий перечень дисциплин. Однако мало кто решается связываться с новой волной экзаменов, гораздо проще пройти собеседование, на котором вам озвучат плату за учебный семестр. В зависимости от вуза цена колеблется от 40 до 100 тысяч рублей.

Я и плотник, и юрист

Но бывают истории и заковыристее. Андрей Смоляков свой первый диплом получил еще в 2000-м году. С того момента он успел пополнить коллекцию еще двумя. Друзья уже привыкли к его вечному статусу студента, а сам Андрей сетует, что скидками по студенческому билету пользуются только дневники.

«Я уже привык быть студентом. Даже когда слышу «бедный студент» — неизменно ассоциирую с собой, несмотря на то, что мне уже за 30 и бедным меня не назовешь. Хотя от скидок в кино не отказался бы, — смеется Андрей. — Первое образование у меня филологическое. Когда поступал, мне казалось, что с таким дипломом смогу работать кем угодно, хоть учителем, хоть ученым. Почти так и получилось — работал я и учителем, и строителем, и продавцом, только до ученого дело не дошло. Через два года скитаний решил открыть свой бизнес: небольшой магазин стройматериалов, потом открыли целую сеть. Тогда стало понятно, что без юридического образования не обойтись. Так мною был получен второй диплом. А потом, когда дела пошли в гору, я просто вошел во вкус. Сразу после окончания юрфака пошел на истфак. Просто так, потому что всегда была интересна история России», — говорит Андрей.

По словам бизнесмена-студента, времени на учебу ему хватает, занятия проходят по субботам, а на время сессии он уходит в небольшой отпуск. «Кто-то любит на пляже отдыхать, а я вот люблю экзамены сдавать. Не жизнь, а поэзия», — снова отшучивается Андрей.

С ЕГЭ шутки плохи

Ни Катя, ни Андрей не столкнулись с главным препятствием абитуриентов на пути к светлому будущему — с ЕГЭ. Тем не менее, бывают случаи, когда сдавать его приходится не сразу после школьной скамьи, а вместе с собственными детьми. Это случилось и с Маргаритой Александровой. Сегодня ей 46 лет, женщина не скрывает своего возраста и очень гордится тем, что год назад снова стала студенткой.

«Так получилось, что первое образование я не закончила. Забеременела первым ребенком на последнем курсе, муж настоял, чтобы диплом отложила. Но, как это часто бывает, потом захлестнули заботы, появился второй ребенок, в общем, вуз я так и не закончила. Это не помешало мне найти работу и прожить вполне счастливую жизнь. Но чувство невыполненного долга меня не оставляло. Тогда я решила поступить в университет», — рассказывает Маргарита.

Естественно, никаких свидетельств, кроме академической справки, о том, что когда-то она почти закончила вуз, не осталось. Пришлось начинать с нуля. Поступать женщина решила в РГСУ (Российский государственный социологический университет). Маргарита выбрала направление «документоведение», и даже для вечернего факультета понадобилось сдавать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. «Сдавали в специальном центре при вузе, готовилась вместе с младшим сыном, который заканчивал школу. Нанимали репетиторов и занимались каждый вечер. Конечно, мне все давалось сложнее — со времен школы все давно забыла. Но проходной балл набрала», — говорит Маргарита.

Сегодняшние вечные студенты, может, и успешнее тех, что были сто лет назад, а все-таки тоже романтики в душе. И нет им дела до того, что за одной партой с ними может оказаться кто-то вдвое младше, а друзья, услышав об очередной сессии, в очередной раз спросят: зачем все это? Главное для них — возможность продолжать узнавать новое и может быть, именно так бесконечно продлевать свою молодость.

На дворе июль, горячая пора для поступающих в вузы. А кое-кто замахнется на второе или даже третье высшее образование — сегодня это очень модно: новые "высшие", курсы, тренинги… Кто же те люди, которые не останавливаются и продолжают пополнять свою копилку знаний? Вечные студенты? Или просто они идут в ногу со временем? Попробуем разобраться.

Тезис о непрерывном обучении на протяжении всей жизни в условиях информационного общества необычайно актуален в наше время. Белозубые улыбки американских пенсионеров, получающих энное по счету высшее образование, внушают жизнерадостность и оптимизм. Запомнилась также одна фраза бывшей учительницы из Соединенных Штатов, сказанная ею перед аудиторией украинских студентов: "Я вышла на пенсию, и моя жизнь только начинается". Закончив свою педагогическую карьеру, Шелли оправилась путешествовать по всему миру, так и попала на эту встречу с изучающей английский сумской молодежью. Можно ли сказать, что она непрерывно учится? Безусловно. Потому что обучение для мыслящей личности во все времена не ограничивалось школьной или университетской скамьей.

Учиться означает, в первую очередь, эффективно осваивать новую информацию, чтобы затем использовать ее в своей жизни для саморазвития, достижения определенных целей, ведущих к получению личного блага. Учиться — значит, познавать нужное, и теоретически, и опытно. В этом смысле человек не может не учиться постоянно, если только он хочет развиваться.

Современная парадигма образования наконец-то взяла правильный курс − она прежде всего нацелена на формирование азов искусства учиться и постигать. Разумеется, главная роль при этом отводится адаптации учебных программ к индивидуальным и возрастным особенностям человека. Ведь, к примеру, даже любое литературное произведение одним и тем же читателем в 15 и в 40 лет будет воспринято по-разному. Что уж говорить о методиках, целью которых является формирование практических знаний, умений и навыков.

Тем не менее, фраза: "Этому поздно учиться", — постепенно и справедливо получает ярлык "абсурд". Возможно, начав заниматься гимнастикой после тридцати, вы не победите в международных соревнованиях − но это не лишит вас пользы, которую может принести данный вид спорта. Вопрос лишь в том, чем измерять эффективность обучения − потенциальными медалями, количеством успешно выполненных упражнений или же просто очередным шагом к неплохому владению своим телом? Только два последних характеризуют отношение к непрерывному и пожизненному обучению чему-либо как к необходимому саморазвитию. Именно с этим подходом полученные знания и умения становятся действительно полезными − не в отдаленной и туманной перспективе, а именно здесь и сейчас.

Человек, который учится успешно и постоянно, причем и в довольно зрелом возрасте, − не обязательно "вечный студент". К таким людям можно смело отнести всех успешных практиков − невозможно оставаться признанным асом в какой-либо отрасли, если не интересоваться ее новинками. Итак, учиться всю жизнь − это не роскошь и вряд ли простая необходимость, а, бесспорно, закономерность успеха. Двадцать первый век стимулирует совершенствоваться еще одним, не менее важным фактором − конкурентоспособностью. Вряд ли сможет опередить талантливую молодежь в карьерной гонке опытный бухгалтер, до сих пор пользующийся только счетами. Счеты могут быть, безусловно, но лишь как раритет и почти хобби наряду с приличным владением современными компьютерными программами финансового учета. Без этого никуда − эпоха рыночной экономики, временами удивительно жестокая к личностям, однако верно служит качеству их деятельности. И только те, кто готов и может воспринимать новое, а главное, умело его использовать, сохраняет свои позиции в ее четких рейтингах. Что это, если не сдача постоянных и многочисленных экзаменов самой жизни, как говорится, не выходя из родного кабинета?

Изучение многочисленных иностранных языков, на которые приходится львиная доля пожизненных образовательных усилий, − также не прихоть. Об этом еще бессмертный Антон Павлович Чехов сказал вполне точно и конкретно: "Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек". Ни прибавить, ни убавить. Наше время во многом более многолико и критично, чем-то, в которое жил классик. Оно требует от желающего быть полиглотом (или просто хорошим профессионалом) большей мобильности − как реальной, так и виртуальной. Возможно, скоро будет считаться невежеством не смочь прочесть онлайн какую-нибудь статью о своей профессии на одном из иностранных языков международного пользования − жестко, но довольно справедливо. Ибо мы живем и в эпоху больших возможностей, реализовать которые не так уж и сложно − было бы желание и немного усилий.

Если попробовать сформулировать три основных принципа развивающего непрерывного обучения, они прозвучат примерно так: учиться для себя, учиться для пользы, учиться для цели. Осознав потребность в постоянном повышении своего личностного уровня, хоть в 20 лет, хоть в шестьдесят пять, человек без труда придет и к ответам на два последующих важных вопроса: почему полезно узнавать новое и какой конкретно положительный результат изученная новизна может принести. В этом, собственно, состоит и различие между целенаправленно обучающимся человеком и "вечным студентом": для первого важен КПД, выражающийся как в материальном, так и в духовном, для второго же его статус учащегося − скорее всего, просто удобный образ жизни, приносящий определенные "дивиденды", но уровень его бытия существенно не повышаюший.

Век информатизации дал "зеленый свет" первым. Благодаря появлению новых интерактивных технологий процесс постоянного обучения становится все приятнее. Каждый имеет возможность выбрать что-то свое − ненавидящий корпеть над книжками вполне может начать самообразование на любимом интернет-портале или наладить видеосвязь с тьютором, оставив консерваторам ни с чем не сравнимое для последних удовольствие общения с книгой. Разрушается поистине вредный стереотип о том, что дополнительное образование − это долгое и нудное получение еще одной "корочки", обреченной пылиться на полке, что учеба − лишь определенный этап жизни, заканчивающийся лет эдак в двадцать пять — двадцать семь. Нет, для понимающих настоящую ценность знания и развития учение − синоним самой жизни. Причем почти абсолютный…

Айтишник, который хочет писать о путешествиях, менеджер, которая тратит всю зарплату на онлайн-курсы, и 30-летний безработный, готовый вечно учиться ради того, чтобы не работать. Обозреватель РИАМО собрал истории жителей Московского региона, которые идут на все ради очередного диплома.

Владимир, 33 года, программист (Егорьевск):

«В детстве я перепробовал разные секции и кружки, как в стихотворении Агнии Барто - драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота. Долго выбирал профессию, разрывался между техническим и художественным вузом, но все-таки пошел в инженеры.

Потом понял, что будущее за IT, и поступил на второе высшее. Платил около 170 тысяч рублей в год - было трудно, но я знал, что это временно.

На последнем курсе устроился на работу программистом. Хорошая зарплата, но мне не хватало творчества. Увлекся фотографией, а потом поступил на курсы операторов. Год занятий обошелся в 130 тысяч рублей, но эти деньги быстро окупились, когда я начал снимать свадьбы и праздники по выходным. Заработок тратил на путешествия.

Тогда решил научиться писать. Курсы выбрал дорогие - 110 тысяч рублей за год. И не пожалел - талантливые педагоги, мастер-классы от звезд журналистики и знаменитых писателей.

Хотя мой основной доход - работа в IT, для души подрабатываю фото- и видеосъемкой, а еще пишу статьи о туризме для нескольких турфирм. Недавно начал изучать интернет-маркетинг по видеоурокам - мечтаю создать свой интернет-проект о путешествиях».

Василий, 30 лет, безработный (Солнечногорск):

«Я вечный студент и мне не стыдно. Я давно понял, что учиться намного интереснее, чем ходить на работу.

В пятом классе я прочитал 12 томов «Истории государства Российского» Карамзина, школу окончил с серебряной медалью. Поступил в Плехановский на юриспруденцию, естественно, на бюджет, окончил с красным дипломом.

Послу универа устроился на работу юристом, но как-то не пошло - не нашел общий язык с коллегами. Сменил три работы, полностью разочаровался в профессии, в итоге опять поступил в институт. Мне сказали, что я «никчемный» юрист, потому что не умею обходить законы.

Выбрал факультет государственной и муниципальной службы РАНХиГС при Президенте РФ. Оплачивали учебу родители - 150 тысяч в год. На работу я не вышел, так как много времени занимала учеба. После диплома снова попытался устроиться на работу, но идти клерком в администрацию не хотел, а на нормальную должность без опыта не брали.

Сейчас я опять студент. Изучаю теорию и историю искусств в РГУ им. Косыгина, и это то, о чем я мечтал с детства. Стоимость обучения - около 75 тысяч в год.

Меня опять тянут родители. Конечно, мне неловко, но найти работу как-то не получается.

Не знаю, пригодятся ли мне все мои специальности. Мама меня поддерживает и надеется, что новый диплом наконец-то поможет мне найти свой путь».

Ольга, 37 лет, менеджер (Серебряные Пруды):

«Все началось со второго высшего, которое, по сути, было никому не нужно - тогда все учились на менеджеров. А потом наступила эпоха онлайн-курсов. Если я вижу рекламу или скидки на курсы - обязательно покупаю.

За авторский онлайн-курс по моделированию одежды я отдала 18 000 рублей, еще 20 тысяч - за компьютерную программу для создания выкроек, плюс несколько мастер-классов по 1000 - 2000 рублей. Думала, что научусь шить и не буду тратить деньги на одежду. В итоге швейная машинка стоит под столом.

Потом я купила зеркалку, стала изучать фотографию и фотошоп. Но дешевые занятия по видеороликам ничего не давали, поэтому я решила потратиться на онлайн-курсы с проверкой домашнего задания - 8500 за два месяца. Еще хотела научиться рисовать - два курса по цене одного за 4900 рублей, английский язык, пение… Теперь мне просто не хватает времени, чтобы изучить все то, что я купила.

Я просто подсела на онлайн-обучение, как некоторые подсаживаются на онлайн-шопинг».

Алексей, 55 лет, таксист (Орехово-Зуево):

«Я с маниакальным желанием загораюсь идеей новой специальности, но знания особо нигде не использую. Все «корки» складываю на полку.

Как только получаю диплом, теряю интерес к профессии – мне важен сам процесс.

При СССР, после авиационно-инженерного училища, меня направили на полигон, но летать я не хотел и постарался откосить, для этого поступил в университет марксизма-ленинизма, там была сплошная халява. Потом пошел на заочку в математический вуз - мне нравились тусовки с одногруппниками.

Во время перестройки занял денег у друзей и окончил курсы коммерсантов, торговал жвачкой, но не пошло. Дальше были курсы английского, испанского и новое высшее образование - хотел стать филологом. А чтобы с голоду не умереть - таксовал.

Сейчас у меня новая идея-фикс - поступил заочно на юриста, чтобы любые вопросы «разруливать». Для пенсионера 10 тысяч рублей в месяц - дороговато, но мне не жалко! Параллельно хожу на курсы китайского языка - говорят, что за ним будущее. Мечтаю рвануть с женой в Гуанчжоу».

Дмитрий 36 лет, бизнесмен (Шаховская):

«Я все время чему-то учусь, потому что качество услуг у нас оставляет желать лучшего. Проще и дешевле все сделать самому.

У меня одно высшее, два средне-специальных образования и около десяти курсов разной направленности при крупных вузах Москвы.

Еще после школы, в нулевых, я отучился на мастера по дереву. Благодаря этому сэкономил на ремонте - сам собрал кухню, установил шкафы, сделал и повесил полки, а сейчас достраиваю дачу. Тут экономия на рабочих перевалила уже за 50 тысяч.

За курсы по открытию собственного бизнеса в центре «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана заплатил всего 7 тысяч рублей, зато теперь экономлю на подготовке документов для инстанций, бумаг для налоговой, составляю сметы и бизнес-планы, веду бухгалтерию.

Раньше я ездил на курсы в Москву, а сейчас учусь онлайн, использую электронные библиотеки, вебинары. Чему-то можно учиться по бесплатным видео-урокам, но законы часто меняются, поэтому лучше обращаться к профессионалам».

Елена, 36 лет, домохозяйка (Павловский Посад):

«У меня два высших - юридическое и экономическое. В 90-е считалось, что быть юристом - значит жить богато. Учиться мне не нравилось, я прогуливала лекции, получала двойки и еле дотянула до диплома. Потом поступила на экономический и добросовестно отучилась, устроилась в банк и доросла до повышения.

Но после замужества и декрета я решила, что не хочу выходить в офис и отдавать ребенка в сад. Тогда появилась идея работать на дому. Многие молодые мамы жалуются, что в декрете каждый день одно и то же, а я ищу себя.

Я наконец-то поняла, кем хочу быть по жизни – вечным студентом!

Каждые полгода я прохожу онлайн-курсы: кулинарные, писательские, по психологии, графическим программ, фотографии, иностранные языки т.д. Поработала педагогом в детском центре, пишу тексты для модных блогов».

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Петенька Трофимов, выдуманный Чеховым, и сейчас гуляет по России. Другой вопрос, что он несколько изменился: "вечноучащийся" может оказаться в юбке, увлекаться эротическими техниками и даже мечтать о сцене. Главное - он всё также постоянно учится. Маниакально. Лайф о том, что скрывается под личиной бесконечного образования и что делать, если вы заучились.

Как утверждают психиатры, треть населения не нашла себя ни в профессии, ни в призвании. Эти люди хотят постоянно учиться: у одних это может перейти в психопатию, а у других никакой "гонки" нет. Поэтому далеко не все вечные студенты заметны. Люди таким образом бегут от одиночества или пытаются, попробовав себя в чём-то новом, наконец-то определиться с работой.

Оказывается, основная причина непрекращающейся учёбы - семейные наставления. "Ты должен быть врачом!", "Нормальные люди не идут в театр!", "Ты не будешь ходить в музыкальную школу - ты мальчик!" - это приводит к тому, что в будущем дети не смогут найти себя. По словам специалистов, заучиться могут все - неважно, есть у человека семья или нет.

Не хватает. Учиться, чтобы не чувствовать себя одиноким

Довольной жизнью, как может показаться сначала, Ольге - 34 года. Она работает в консалтинговой компании, получает больше 100 тысяч рублей в месяц и, живя в одиночестве, может все деньги тратить только на себя. Но она носит одежду из синтетики - что-то покупает в переходах метро, что-то на рынке, иногда в дешёвых магазинах. Она не ходит в рестораны и кафе (разве что в "Макдоналдс"), редко ездит за рубеж. Большая часть заработка уходит "на образование".

Ольга учится актёрскому мастерству, двум языкам, ходит на пилатес, гимнастику, йогу, секс-тренинги и курсы личностного роста. Все эти занятия она меняет, как перчатки, хотя хотела бы так переключаться с мужчины на мужчину.

Вся неделя женщины расписана: ещё до работы она может пойти в спортзал, а вечером - позвонить репетитору по чему-нибудь. Это неважно. Выходные вовсе превращаются в гонку: из дома Ольга выходит в 10-11 утра, а приходит спустя 8-9 часов. Её "всё устраивает". Ну, почти всё.

Женщина никогда не была замужем и у неё нет пока детей. Ольга убеждена, что с ней что-то не так, но если она будет всё уметь, то непременно станет кликабельней в Tinder и привлекательней на рынке невест.

В режиме нон-стоп курсов "учащаяся" уже шестой год. Слава богу, заработок позволяет. Однако на занятиях с мужчиной своей мечты она пока так и не познакомилась, а полученные навыки в консалтинге ей пока не пригодились.

Иногда Ольга сдаётся и плачет. Почти у всех подруг уже есть семьи, а потому развлекаться и забываться приходится самой.

Руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов утверждает, что такие женщины не страдают от своих увлечений, они таким образом ищут мужчину и пытаются найти спутника и, как следствие, саму себя.

- Нужно либо найти мужчину, чтобы успокоиться, либо пойти к специалисту. Это, конечно, не болезнь, но идея, с которой можно так до старости проходить. При этом, как и в других случаях с вечными студентами, причину нужно искать в воспитании. Девушка не может определиться с выбором пути, отсюда неуверенность и невозможность создать семью.

Сексолог, психиатр Александр Полеев считает, что основополагающая причина постоянной "учёбы" - сексуальная неудовлетворенность. Если у человека есть постоянный любовник, то ему не нужно никак сублимировать.

- Это достаточно частая проблема молодых, неустроенных женщин (старше 27 лет). Несмотря на то что такие дамы образованны и хорошо зарабатывают, есть некие личные качества, которые мешают им устроить личную жизнь. И девушки рассчитывают, что курсы или тренинги в этом им как-нибудь помогут, - сказал Полеев. - Мой опыт говорит, что тренинги - это неплохо. Масса девочек, ранее "психологически неуклюжих", повышали таким образом самооценку, учились общаться и знакомиться.

Однако нужен психолог, который скажет, какой тренинг (психологический или нет) вам поможет. От женщин может исходить неуверенность, из-за чего мужчины после секса могут их сразу оставлять. Неинтересно, и вот тут надо сексологу разбираться - почему так, какие занятия нужны, в чём корень проблемы. Просто так постоянно что-то учить и забивать себе курсами голову не стоит - пустая трата денег.

Как рассказал член Гильдии маркетологов Андрей Милехин, целый сегмент курсов и тренингов рассчитан на "одинокую аудиторию".

- Это такая целевая группа. Причём, как правило, это люди, имеющие большой доход и свободное время. Речь идёт о курсах, связанных с личностным ростом, установлением межличностных отношений, тренингах, с помощью которых можно не просто приобрести знания, но и, возможно, новый социальный статус, - говорит Милехин. - Сейчас, благодаря прогрессу, у человечества появилось огромное количество пустого времени. А чем его заполнять - неясно (не было продумано это), поэтому мы начали заполнять его телевизором и Интернетом.

Шабашник. Учиться, чтобы наконец-то "выстрелить"

За 32 года Игорь так себя и не нашёл, зато везде попробовал. Как признаётся мужчина, он всегда хотел стать "звездой", а поэтому в 27 лет он ходил на курсы вокала, актёрского мастерства, танцы, несколько раз пытался попасть на "Фабрику звёзд", пробовал писать статьи для газет, а ещё научился отдельно множеству профессий.

Пока я ещё не стал известным, мне неважно, где работать. Вообще по профессии я инженер (этого хотели родители, и я не отказал), но это не моё. Я не ходил на пары вообще. Закончил на тройки и забыл. Я работал официантом, кассиром, грузчиком, барменом, консультантом в разных магазинах. Во многих компаниях я, конечно, проходил обучение, поэтому во многом разбираюсь. Могу и одежду подобрать человеку, и духи, и косметику, - рассказывает Игорь. - Однако долго я нигде не работал ещё. Просто не моё это. Я хочу заниматься творчеством, у меня есть талант, но никто не видит. Но я уверен, что ещё получится - меня заметят.

Игорь в этом был убеждён в 18 лет, и он искренне в это верит в свои 32. Стоит при этом сказать, что у мужчины нет семьи - он считает, что пока рано. "Да и всё не то".

Мужчина берётся за новое дело, но угасает так же быстро, как и воспылает к новому ремеслу. Игорь считает, что его "уникальность" должны сразу заметить, но этого не происходит ни на одной работе и ни на одних курсах. Его бывшие коллеги говорят, что "он - мальчик который не вырос".

По словам психиатра Михаила Виноградова, "маниакальное желание стать известным" связано с тем, что человек вовремя не "оторвался от семьи".

Раньше было понятие - психопаты, теперь их называют акцентуированными личностями. Здесь очевидно, что семья рекомендовала сыну выбрать определённый "правильный" путь, который не подошёл чаду. Немало известных певцов, музыкантов, художников нашли себя, потому что вовремя оторвались от семьи, от гнёта. Здесь так не получалось, - говорит Виноградов.

Патологическое студенчество. Учиться, чтобы учиться

36-летняя Елена недавно закончила медицинский техникум. Получать среднеспециальное образование женщина решила, чтобы "научиться правильно делать прививки своему ребёнку" - на это Лена потратила 4 года. Надо сказать, что отучилась мамочка на "отлично". Как поясняет новоявленный медик, она только после 25 поняла, как классно учиться, а потому теперь "остановиться сложно".

Вообще Лена закончила МГУ, а сейчас учится ещё и в аспирантуре (соискателем учёной степени женщина решила стать два года назад). К 36 годам вечная студентка научилась искусству массажа, свободно говорить по-английски, наращивать самостоятельно ногти. И большую часть жизни (родители помогают) девушка не работала, а если и шла зарабатывать, то "для души".

У меня должно быть время, чтобы учиться. Мама это понимает, - рассказывает женщина. - Я чувствую себя удовлетворённой, когда начинаю в чём-то разбираться, получаю оценки...

Сейчас Елена хочет получать второе высшее - стать врачом. И её не пугает тот факт, что учиться придётся не меньше 6 лет.

Психиатр Михаил Виноградов говорит, что "учёба ради учёбы" - патология.

Это навязчивое стремление. Такие люди себя не находят и не найдут, если им также не обратиться к специалисту (если они признают проблему). Учёба должна быть для того, чтобы она помогала развиваться в каком-то одном направлении или хотя помогла определить жизненную позицию. Тут такого нет, знания особо в жизни не будут применяться. Нужно разбираться со структурой личности, с тем, что человек действительно может и хочет. Пока последнее не определено, есть метания в таком зрелом возрасте, результатов от учёбы никаких не будет.

Студенчество всегда было передовой частью общества. Так как, во-первых, это молодежь, полная сил, уверенности в своей правоте и в возможность преобразований. Во-вторых, это учащаяся молодежь, то есть люди, которым суждено ежедневно пополнять свои знания, соприкасаться с новым в науке, философии, искусстве. Все это заставляет человека задумываться, что-то решать, постоянно двигаться вперед и бороться с отживающим, устаревшим. Недаром в русской литературе довольно широко представлено студенчество. Это нигилист Базаров, отрицавший искусство, любовь, красоту - «эмоцио» и веривший только в науку - «рацио». Это «новые» и «особенные» люди Чернышевского: «разумные» эгоисты Лопухов, Кирсанов, Рахметов. Это создавший свою чудовищную теорию совестливый убийца Родион Раскольников, как бы реально откликнувшийся на призыв Герцена: «К топору зовите Русь».

Все они - представители революционно-демократической молодежи конца 50-х - середины 60-х годов. Петр Сергеевич Трофимов - представитель студенчества начала XX века. Молодой человек в «поношенном мундире, в очках», «вечный студент», как называет его Варя. Дважды его отчисляли из университета - вряд ли за академическую задолженность, скорее за участие в какомнибудь революционном кружке, за пропагандистскую деятельность или участие в студенческих демонстрациях. «Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес!.. куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» Практически вся жизнь Пети осталась «за кадром», видимо, из-за цензурных соображений Чехов много не смог сказать. Но и того, о чем написано, немало, чтобы судить о взглядах, мнениях Пети, о его деятельности. Петя - отнюдь не либерал-пустослов, а человек действия (хотя в пьесе мы этого прямо не видим), ратующий за коренные преобразования. В отличие от Раневской, Гаева и других, он знает, для чего живет, что будет делать.

«Должно быть, я буду вечным студентом», - говорит Трофимов. А это значит не только то, что его еще не раз будут выгонять из университета. Это значит, что он еще многому будет учиться. Это значит, что «студент» - для него своего рода звание, олицетворяющее все молодое, прогрессивное и борющееся.

А вот Раневская доживает настоящее. Будущего у нее нет. Вместе с садом она теряет последнее, что связывает ее с прошлой, луч- шей частью ее жизни. У нее нет никаких перспектив. Единственное, что ей остается, - так это попросить Петю: «Пожалейте меня, хороший, добрый человек», и Трофимов жалеет эту милую слабовольную женщину, которая потеряла сына, лишилась имения, любит в общем-то ничтожного человека. Петя сочувствует ей, что не мешает ему сказать Раневской: «... нет поворота назад, заросли дорожки. Успокойтесь, дорогая!»

Интересны взаимоотношения Пети с другими персонажами. Петя - умный, понимающий, тонко чувствующий душу другого человека, всегда умеющий дать точную оценку событиям и людям. Он дает меткую характеристику Лопахину: «... вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Уезжая, он советует Лопахину отказаться от привычки размахивать руками. Только он чувствует тонкую, нежную душу купца, засыпающего над книгой, замечает его нежные, как у артиста, пальцы. В имение Раневской Петя приезжает из-за Ани. Он живет в бане, боясь стеснить хозяев. Только глубокая привязанность к девушке заставляет его быть здесь. А иначе - что у него может быть общего с владельцами выставленного на торги имения? Однако Петя утверждает, что они «выше любви», сердится на Варю, которая следит за ними: «Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости». Что это - парадокс? Да нет, конечно. В своих замечаниях он пытается выразить свой протест против любви как олицетворения «мелких», «призрач- ных», «пошлых» чувств и свое убеждение, что человек, ставший на путь борьбы, должен отказаться от личного счастья (это уже что-то базаровское).

Но все же это лишь налет юношеского максимализма и наивности. И чувства Пети намного сильнее и глубже, чем он пытается себе доказать.

Влияние Пети на Аню неоспоримо. Интересно, что в разговорах с Аней проступают какие-то лекторские нотки (вероятно, ему все же часто приходилось заниматься лекторской деятельностью). Интересно, что Петю часто называют «смешным человеком», «смешным чудаком», «недотепой». Почему? Мне кажется, что Раневская порою, боясь суждений Трофимова, видя его правоту и пытаясь как-то защититься, называет его смешным, так как у нее просто нет других аргументов ддя спора. (Здесь можно где-то провести аналогию с Чацким, которого объявили сумасшедшим от страха за его правоту, от бессилия противостоять ему.) С другой стороны, чтобы не делать из Пети слишком сухого, правильного человека, Чехов, возможно, специально подчеркнул его некоторую наивность, угловатость. А может быть, из цензурных соображений, чтобы не делать его центральной фигурой. Ведь он и Аня - живой мостик между прошлым и будущим. Он олицетворение этого непонятного, неизвестного ни ему, ни его автору будущего, очищенного от эксплуатации и чистогана страданием и трудом. За пределами сцены он, видимо, не так одинок, если употребляет вместо «я» - «мы». Он верит в свою звезду и в звезду своей России: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Он живет не столько реальной верой в будущее, сколько мечтой. А «мечта прекрасная» - всегда неясная. Особенно в России.