А с грибоедов дипломатическая деятельность. Трудные поиски себя

Жаль, что Грибоедов не оставил своих записок. Но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. А.С. Пушкин

Писатель, дипломат, переводчик, математик, правовед и композитор А.С. Грибоедов принадлежит к числу авторов одной книги . В Испании таким писателем был Мигель Сервантес , написавший роман "Дон Кихот", в Голландии - Эразм Роттердамский , известный как автор "Похвалы глупости", в США авторами единственной книги стали писательницы Маргарет Митчелл ("Унесённые ветром") и Харпер Ли ("Убить пересмешника"). Русский драматург Александр Грибоедов известен как автор комедии в стихах "Горе от ума" , хотя строго говоря это не единственное его произведение. Тем не менее, пародийную комедию "Дмитрий Дрянской" или написанные в соавторстве с другими писателями водевили "Студент" и "Притворная неверность" по художественному уровню невозможно отнести к настоящей литературе.

Год рождения Грибоедова точно не известен - иногда указывают 1790, 1793, 1794. Однако в документах зафиксирована дата рождения - 4 (15) января 1795 года. Родился Грибоедов в Москве в семье секунд-майора Сергея Ивановича и Анастасии Фёдоровны. Примечательно, что оба родителя происходили из рода Грибоедовых, поэтому матери не пришлось в замужестве менять фамилию. Сам же род Грибоедовых имел польские корни: далёкий предок Ян Гржибовский переселился из Польши в Россию в начале 17 века.

В детстве юный Грибоедов проявил незаурядные интеллектуальные способности: в шестилетнем возрасте он свободно владел тремя языками, а к двенадцати годам - девятью. В 13-летнем возрасте окончил словесное отделение Московского университета с присвоением звания кандидата словесных наук, после чего к 17-ти годам окончил ещё два факультета - физико-математический и правовой, получив таким образом три высших образования .

Участвовал в Отечественной войне 1812 года в составе гусарского полка, в котором прослужил до 1815 года. В возрасте 20 лет вышел в отставку и, приехав в Петербург, посвятил себя литературной деятельности. Служит губернским секретарём в Коллегии иностранных дел. Знакомится с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером. В соавторстве с Павлом Катениным, Александром Шаховским и Андреем Жандром пишет несколько пародийных комедий.

В 1817 году Грибоедов оказался участником четверной дуэли , то есть такого поединка, в котором после дуэлянтов обязаны стреляться их секунданты. Дуэль состоялась из-за известной балерины Авдотьи Истоминой. Дуэлянтами были Шереметев и Завадовский, секундантами соответственно - Якубович и Грибоедов. Во время дуэли Шереметев был смертельно ранен, и секунданты решили отложить свой поединок. Дуэль Грибоедова и будущего декабриста Александра Якубовича состоялась осенью 1818 года в Тифлисе (ныне Тбилиси). В результате дуэли Грибоедов был ранен в кисть левой руки . Из Тифлиса писатель уехал в Персию в качестве секретаря дипломатической миссии.

Комедия "Горе от ума" . В Персии Грибоедов прослужил до 1821 года, затем по состоянию здоровья перевёлся в Грузию секретарём при генерале Ермолове. Здесь же были сделаны черновые наброски комедии "Горе от ума". С 1823 по 1825 гг. живёт в Москве и Петербурге, где общается с некоторыми декабристами (хотя не разделяет их взглядов) и завершает работу над главной своей комедией.

Именно комедия "Горе от ума" сделала Грибоедова классиком русской литературы. Не будь её, он остался бы в истории России лишь как дипломат. Традиционно считается, что замысел комедии "Горе от ума" возник в 1816 году во сне (о чём сам Грибоедов упоминал в одном из писем), а в 1824 она была завершена. Собственно текст комедии создавался с 1822 по 1824 годы. Первоначальным замыслом автора было сатирическое изображение быта и нравов московского дворянства. Комедия сначала называлась "Горе уму", затем "Горе и нет ума", и в окончательном варианте - "Горе от ума".

Для своего времени комедия "Горе от ума" оказалась в высшей степени злободневным произведением. Центральные персонажи - московский барин Фамусов и молодой дворянин Чацкий - олицетворяют два лагеря, на которые разделилось российское общество после Отечественной войны, - консервативный и прогрессивный. Консерваторы были противниками любых общественных перемен; смысл жизни видели в приобретении чинов и богатства, а просвещение и образованность считали злом. Немногочисленные молодые дворяне придерживались противоположных взглядов, выступали противниками крепостного права, чинопочитания и преклонения перед богатством. Именно о таком столкновении "века нынешнего и века минувшего" говорит в одном из монологов Чацкий.

Однако в комедии центральное место занимает не только социальный, но и любовный конфликт. Завязкой сюжета служит приезд Чацкого в дом Фамусова с целью жениться на его дочери Софье: молодые люди когда-то любили друг друга, но Чацкий внезапно уехал и, по словам Фамусова, "три года не писал двух слов и грянул вдруг как с облаков". Чацкий не собирался вступать в конфликт со своим потенциальным тестем, однако неожиданно обнаруживается, что в жизненных принципах Чацкого, планирующего жениться на Софье, и взглядах Фамусова есть непримиримое противоречие. Но не это тревожит Чацкого: Софья почему-то принимает его холодно, и, чтобы разгадать причину такого приёма, Чацкий на сутки задерживается в доме Фамусова, успевая перессориться практически со всеми гостями хозяина дома.

Комедия написана как будто в духе классицизма (с элементами зарождавшегося в то время реализма): Грибоедов формально соблюдает правило трёх единств. Однако невозможно строго разделить персонажей на положительных и отрицательных, так как образы центральных героев - Чацкого, Фамусова, Софьи - в значительной степени противоречивы. К тому же в комедии более 60-ти внесценических персонажей, то есть героев, не присутствующих на сцене, но упоминаемых в репликах и монологах, а это существенно расширяет границы изображаемого. Сам Грибоедов говорил, что в его комедии "двадцать глупцов на одного здравомыслящего человека". Однако Чацкого, вступающего в борьбу с "фамусовским обществом", подстерегают унизительные интриги. Объявленный сумасшедшим, он уезжает из Москвы, и его борьба заканчивается ничем.

Некоторые исследователи считают, что в такой развязке сюжета содержится намёк на деятельность декабристов, вступивших в неравную борьбу с политической системой тогдашней России. Известна фраза Грибоедова: "Сто прапорщиков хотят перевернуть весь государственный быт России. Я им сказал, что они дураки". Таким образом, отношение автора к своему герою можно считать двойственным. Споры вокруг образа Чацкого сводились и к вопросу о том, действительно ли умён главный герой комедии. В частности, А.С. Пушкин отказал Чацкому в уме, отметив, что главным признаком умного человека является умение видеть, с кем имеешь дело, в то время как Чацкий произносит свои пылкие обличительные монологи перед теми, кто в принципе не способен его понять. Однако бесспорно умным считали Чацкого писатели и критики И.А. Гончаров (статья "Мильон терзаний") и А.И. Герцен (статья "Ещё раз Базаров") : первый отметил, что Чацкий не только умнее других персонажей комедии, но и "положительно умён", а второй обнаружил сходство вольнолюбивых идей Чацкого со взглядами декабристов: это и критика крепостного права, и идея служения Родине, и уважительное отношение ко всему русскому.

Дипломатическая деятельность и гибель Грибоедова . В 1825 году Грибоедов едет на Кавказ - через Киев и Крым. В Крыму у писателя возник замысел масштабного произведения о крещении Руси. В январе 1826 года, находясь в крепости Грозная (ныне город Грозный в Чеченской Республике), был арестован по подозрению в связях с декабристами . Следствие продолжалось около полугода, но доказать вину Грибоедова не удалось, и он был освобождён в июне того же года и продолжил дипломатическую деятельность.

Подписание Туркманчайского мирного договора

При участии Грибоедова был заключён выгодный для России Туркманчайский мирный договор в 1828 году, согласно которому России отходили ханства на территории современных Армении и Азербайджана, а Персия (ныне Иран) обязывалась выплатить России контрибуцию в размере 20 миллионов рублей серебром. Грибоедов с текстом договора приехал в Петербург, где был назначен министром-резидентом в Персии. По дороге в Персию задержался в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе, с которой фактически прожил несколько недель, так как направлялся на службу в Тегеран. Именно там 30 января 1829 года толпа фанатиков-мусульман напала на русское посольство, в результате которого были зверски убиты 37 человек, в том числе Грибоедов. Его тело было настолько обезображено, что его удалось опознать лишь по ранению кисти левой руки, полученному во время дуэли с Якубовичем.

Грибоедов был похоронен в Тифлисе. На надгробии Нина Чавчавадзе установила памятник с надписью "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?". Памятники Грибоедову установлены также в Ереване, Петербурге и Москве.

Памятник А.С. Грибоедову в Москве на Чистых прудах

Автор знаменитой пьесы «Горя от ума» был не только драматургом. Александр Сергеевич Грибоедов являлся выдающимся дипломатом, пианистом и композитором. Но его гений блистал недолго: в 34 года его постигла ужасная смерть, за которую персидский шах заплатил Российской империи алмазом удивительной красоты.

Талант заметен сразу

Будущий поэт и дипломат родился 15 января 1795 году в Москве в дворянской богатой семье. У него был брат Павел, который умер в раннем возрасте, и сестра Мария, выдающаяся пианистка и арфистка. Грибоедов никогда не питал уважения к женщинам (и даже в шутку называл их «крикливый пол»), но с сестрой он до конца жизни сохранил тёплую дружбу. Свою знаменитую пьесу «Горе от ума» он писал в комнате Марии, стараясь избежать шума и назойливых знакомых. Она же была единственным человеком, посвящённым в тайну написания этого произведения до его публикации.

С раннего детства Александр удивлял всех пытливым умом и усидчивым характером – вместо того, чтобы играть и резвиться со сверстниками, он подолгу мог сидеть и прилежно заниматься науками. Первичное образование и воспитание мальчику дала мать Анастасия Фёдоровна и несколько профессиональных гувернёров, которые помогли ему уже в шестилетнем возрасте освоить три европейских языка.

С семи лет Александр учился в высшем учебном заведении для дворянских детей – в Московском университетском благородном пансионе. Там Александр изучал различные предметы, но особое внимание он уделял словесным и нравственно-политическим наукам. Кроме этого он выучил ещё три иностранных языка. Окончил юноша пансион с отличием, получив прекрасное разностороннее образование.

Трудные поиски себя

В 1812-ом году началась война с Наполеоновскими захватчиками. И Александр, пренебрегая гражданской карьерой, пошёл в армию. Он вступил в ряды Московского гусарского полка в чине младшего офицера. Юный Александр жаждал славы и подвигов, но встать на защиту Родины ему помешала длительная болезнь. Даже после войны пылкий Александр не сумел добиться успехов на военном поприще – до самого ухода из армии он так и оставался в звании корнета кавалерии. Зато именно здесь Грибоедов впервые пробовал себя в литературе: за годы службы он написал несколько очерков, статей и переводов.

Разочаровавшись в военной службе, Александр оставил её в начале 1816 года и переехал в Петербург. Здесь он хотел отдохнуть и определиться с дальнейшей своей судьбой. В столице Грибоедов завёл многочисленные знакомства в светском обществе и среди знаменитых драматургов. Они помогли юноше всерьёз взяться за литературную деятельность. А чуть позже Александр вступил в ряды масонской ложи «Соединённые друзья». Но их программа полностью не устраивала Александра, и в 1817 году он помог создать новую масонскую ложу.

Жизнь в Петербурге позволила юному Александру узнать быт, эгоизм, лицемерие и узость взглядов высшего общества. Воспитанный в духе идеализма и гуманизма, Александр был возмущён, и это вдохновило его написать ряд комедий, в которых появляется персонаж, прообраз Чацкого. Намного позже полученный от жизни в столице опыт лёг в основу сюжета его знаменитой обличительной пьесы.

Великий дипломат

В 1817 году Александр поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Свою карьеру он начал в должности переводчика, но спустя всего год он стал секретарём посольства в Персию (ныне Ирак). В этом же году Грибоедов уехал на Восток, даже не подозревая, что именно здесь найдёт свою смерть.

Вся дипломатическая служба Грибоедова была связана с постоянными поездками из России в Персию или Грузию. Воспоминания о кочевой жизни легли в основу многочисленных путевых заметок и дневников драматурга. На Востоке он работал по службе, а когда возвращался домой в Петербург (иногда на год и больше), то принимался за литературную деятельность и сочинял вальсы и сонаты для фортепиано, которые поражали слушателей своей гармоничностью. Служебные обязанности побудили Александра выучить ещё 4 восточных языка.

В 1825 году Грибоедов был в Киеве, где некоторое время встречался с декабристами. Это не прошло для него даром – в январе следующего года его задержали и доставили в столицу, подозревая в связях с подпольщиками. Но так как не нашлось никаких компрометирующих доказательств, то через полгода подозреваемого отпустили. К счастью, арест не повлиял на службу и карьеру Грибоедова, и он продолжил работу.

1828 год ознаменовался для него участием в подписании мирного договора с Персией в деревне Туркманчай. Александр разрабатывал условия этого трактата и приложил немало усилий для его подписания. Так завершилась русско-персидская война 1826-1828 гг.

После успеха в Туркманчае Грибоедову дали повышение – его назначили на пост министра-резидента в Тегеране. По пути в Персию он заехал в грузинский город Тифлис (ныне Тбилиси). Дипломат задержался там всего на несколько месяцев, но эти дни стали его последними счастливыми днями, которые полностью изменили его жизнь.

Большая любовь и страшная гибель

В Тифлисе Грибоедов гостил у давнего друга – грузинского князя Александра Гарсевановича Чавчавадзе, военного и поэта-романтика. Здесь он вновь встретил старшую дочь хозяина 15-летнюю Нину, с которой не виделся уже 6 лет. В то время Грибоедов учил девочку игре на фортепиано, и их связывала тёплая дружба. Но в 1828 году между ними вспыхнула настоящая любовь. 3 сентября они обвенчались в храме Сиони, несмотря на большую разницу в возрасте (Грибоедову было тогда 33). Вскоре после свадьбы Грибоедов продолжил путь в Персию. Нина Александровна сначала сопровождала мужа, но из-за беременности и болезней она была вынуждена на полпути повернуть назад.

Грибоедов во главе дипломатической миссии прибыл в Тегеран ко двору Фетх Али-шаха в начале января 1829 года. Он должен был склонить шаха к выполнению обязательств Туркманчайского мирного договора. Но переговоры затягивались, а в русское посольство приходило всё больше армянских беженцев, спасавшихся от исламских фанатиков. Принято считать, что укрытие беженцев и послужило поводом для разгрома русского посольства.

Нападение было совершено 11 февраля в 1829 году. Разъярённая толпа религиозных фанатиков ворвалась в здание посольства и жестоко перебила всех беженцев и членов русской дипмиссии. Уцелеть удалось лишь секретарю И. С. Мальцову. А зверски изуродованное тело Грибоедова опознали лишь по посольскому мундиру и следам старого ранения на левой руке, которое он получил 11 лет назад на дуэли с декабристом А. И. Якубовичем.

Но в этих событиях осталось много неясного. Специалисты и историки считают, что среди зачинщиков нападения были английские агенты – в интересах Англии было рассорить Россию с Персией. Единственного спасшегося человека – секретаря Мальцова – некоторые исследователи подозревают в связях с нападающими. А гибель Грибоедова до сих пор остаётся под сомнением – признаки, по которым опознали его тело, не могут считаться достаточными.

После

Резня в русском посольстве повлекла за собой международный скандал. Чтобы сгладить свою вину, шах послал императору Николаю I многочисленные подарки, в том числе крупный алмаз «Шах» массой более 88-ми карат. Благодаря этому, скандал был улажен, но драгоценный камень не смог заменить выдающегося дипломата.

Нина Александровна, узнав о гибели мужа, тяжело заболела, а её ребёнок родился мёртвым. 18 июня 1829 года она схоронила тело Грибоедова в Грузии у церкви Святого Давида (сейчас это пантеон Мтацминда). Траур по мужу она носила всю жизнь – на родине в Тифлисе её даже называли Чёрной розой. Умерла Нина Александровна от холеры в 1857 году.

Высокое чувство чести руководило им во всех его поступках и составляло его правило во всех случаях жизни.
Глава английского представительства в Тавризе Дж. Макдональд – об А.С. Грибоедове

В двух войнах за власть над Закавказьем (1804–1813 гг. и 1826–1828 гг.) Россия дважды победила Персию. В этой борьбе был важный скрытый участник – Англия. Она поддерживала и подстрекала Персию, но ради своего интереса: в Лондоне опасались, что Россия, продвигаясь на Юг, захочет отнять у Англии Индию, уязвимое место Британской колониальной империи. Российское дипломатическое представительство в Персии должно было добиваться соблюдения Персией условий двух мирных договоров и одновременно сопротивляться враждебной политике Англии. А. С. Грибоедов решал эту задачу во время двух дипломатических миссий.
В первый раз он приехал в Персию в 1818 году, после первой из двух русско-персидских войн, в должности секретаря посольства, неглавного человека. Персия не пришлась ему по душе, его мучила мысль о смерти друга, он издевался над своей дипломатической ролью. Это все же не значило, что А.С. Грибоедов не намерен был отстаивать здесь интересы своего любимого и уважаемого Отечества. Он был молодой человек с вызывающим воображением и проявлял иногда такие инициативы, до которых не всякий опытный дипломат бы додумался именно из-за профессиональной привычки опытных дипломатов действовать с оглядкой и так, чтобы никто не мог догадаться, чего им надо на самом деле.
Грибоедов умел добиться многого решительным маневром. Однажды ему удалось убедить вернуться в Россию некоторых пленных русских солдат, перешедших на персидскую службу, даже несмотря на их боязнь наказания за предательство. Сделал это он так: объявил солдатам на понятном для них языке, что он о них думает. Неожиданно простой шаг принес большой успех. Батальон из русских пленных под командованием Самсона Макинцева считался привилегированной частью персидской армии, подчиненной наследному принцу Аббасу-мирзе. Для России существование такого почетного батальона перебежчиков было глубоко позорно. Российская дипломатия и раньше добивалась от Персии их возвращения, но никто не спрашивал самих солдат, не мучает ли их совесть в их положении и не хотят ли они по доброй воле вернуться в Россию. Грибоедов сам привел отряд тех, кто раскаялся (более полутора сот человек), в Тифлис, но, к сожалению, власти не прислушались к его просьбе простить их. Другие подобные нестандартные ходы молодого Грибоедова тоже достигали цели – позиции России в Персии значительно укрепились, а сам он получил персидскую награду – орден Льва и Солнца, (который заложил потом в ломбард).
В другой раз, по окончании второй русско-персидской войны, в конце 1828 года в Персию прибыл уже глава дипломатического представительства, статский советник Александр Сергеевич Грибоедов на вершине почета и славы, человек, который хотел и, казалось, мог быть счастливым, но чувствовал: что-то ему не позволит. У него был дипломатический ранг полномочного министра (по-персидски «Вазир-Мухтара»). Теперь он должен был добиться осуществления Туркманчайского мирного договора, в составлении которого сам принимал участие. Этот договор, присоединивший к России новые земли и закрепивший ее военное господство над Каспийским морем, будет определять российско-персидские отношения почти сто лет – до самого 1917 года. И в наши дни государственные границы Армении и Азербайджана с Ираном установлены на основе Туркманчайского мира.
По правилам того времени, проигравшая в войне сторона должна была заплатить победителю условленную денежную сумму – контрибуцию, предназначенную для того, чтобы возместить военные издержки победителя. Грибоедов считал, что цель контрибуции – лишить врага средств на новую войну. Сумма контрибуции для Персии была определена очень крупная – 10 куруров , или 20 миллионов рублей серебром. Чтобы ее собрать, срезали бриллиантовые пуговицы с одежд жен самого наследника персидского престола Аббаса-мирзы и отправляли в переплавку драгоценные золотые предметы из его сокровищницы. Но решающим вопросом для жизни и смерти Грибоедова оказалась не контрибуция, а люди, через жизни которых прошла война.
Туркманчайский договор предусматривал, что все пленные обеих сторон подлежат возврату, а все подданные персидского шаха, во время войны оказывавшие помощь России (особенно армяне) не будут преследоваться за это и получают право в течение года перейти под власть России. Так в российском посольстве в Тегеране сперва оказались две женщины из гарема Аллаяр-хана, ненавидевшего Грибоедова шахского министра и зятя шаха. А затем Мирза-Якуб, евнух шахского гарема и казначей шаха, пришел просить оказать ему помощь вернуться на родину, в Армению. Грибоедов получал возможность узнать главные государственные тайны Персии из первых рук. Для персов Мирза-Якуб повел себя как предатель шаха и отступник от истинной веры. Шах потребовал вернуть Мирзу-Якуба, но Грибоедов все-таки взял его под свою защиту как российского подданного.
Въезд Грибоедова в столицу Персии в глазах мусульман был связан со многими зловещими предзнаменованиями. В то время как при дворе Фетх-Али-шаха «Вазир-Мухтару» всячески угождали, на улицах Тегерана раздавались призывы к священной войне против «неверных». Распространялись слухи о возмутительном поведении русских и об их презрении к персидским законам. Укрывать в стенах миссии Мирзу-Якуба и женщин становилось очевидно опасно. Но и отказать им в убежище было нельзя хотя бы потому, что Туркманчайский мирный договор дал им право перейти в подданство России, и Россия была обязана, не меньше, чем Персия, уважать это их право. Кроме того, неприкосновенность российского дипломатического представительства охранялась и международным правом, и персидским обычаем (иностранные миссии приравнивались в Персии к святым местам), и положением Корана, который требует соблюдать договора, даже заключенные с немусульманами.
30 января 1829 года (по новому стилю – 11 февраля) в дом, который занимала русская миссия, ворвалась толпа – вооруженные, чем попало, озлобленные люди. Несколько десятков человек, бывших в миссии, приняли бой, защищались и были убиты. Погиб и Мирза-Якуб. Из дипломатического персонала удалось уцелеть лишь одному человеку – секретарю Мальцеву. Грибоедов погиб в мундире дипломата, с оружием в руках. Его тело три дня волочили по улицам Тегерана, и всякий, кто встречал мертвого «Вазир-Мухтара», издевался над ним, как мог, считая, что творит благое дело…
Персидские власти обязаны были обеспечить безопасность российской дипломатической миссии, охраняемой со своей стороны лишь небольшим казачьим конвоем. Однако персидские солдаты опоздали.
Предлагались две версии, объясняющие причины случившегося. Одна, официально принятая правительствами России и Персии, приписывает вину «опрометчивым порывам усердия покойного Грибоедова» и дурному поведению прислуги из миссии, возмущавшему нравы жителей Тегерана. Другая утверждает, что на самом деле враги Грибоедова решили свою проблему чужими руками. В организации нападения подозреваются лица из высших придворных кругов и высшего духовенства Персии, также (по принципу «ищи, кому преступление выгодно») часть сотрудников английского представительства – те, кто настраивал шаха и его двор против Российской империи и в борьбе с нею не выбирал средств. В существование заговора против Грибоедова верил и Пушкин. Иначе он не назвал бы Грибоедова «жертвой невежества и вероломства»: ведь вероломство – это борьба неблагородными средствами. Толпа, напавшая на русскую миссию, была невежественна, а вероломными были те, кто незримо направлял ее.
Нелегко отделаться от мысли, что Грибоедов приблизил свою смерть. Будучи представителем страны-победительницы в побежденной стране, Александр Сергеевич придерживался той же линии поведения, которая оправдывала себя раньше, то есть твердой, используя для того, чтобы шах не сомневался в силе России и настойчивости ее требований, всякие важные мелочи. Например, на приемах и переговорах во дворце Фетх-Али-шаха правила персидского этикета предписывали снимать обувь и стоять. Русский «Вазир-Мухтар» отказывался разуваться и требовал подать ему кресла, напоминая о том, что после победы в первой войне с Персией Россия получила здесь особые права. Это дополнительно усиливало раздражение персов по отношению к Грибоедову. А ведь известно по многим свидетельствам, что, отправляясь в Персию, он предчувствовал беду, говорил, что ему «удивительно грустно ехать туда» и получил предупреждение: «Вам не простят Туркманчайского мира!» Грибоедов умел смотреть в лицо опасности, но ведь по дороге в Персию он женился, и скоро должен был родиться его ребенок. Зачем же он рисковал, зная всю сложность ситуации и угрозу для себя лично, если его жизнь теперь принадлежала не только ему?
Но говорят, что Грибоедов сам виноват в своей гибели, или те, кто хотел бы скрыть или уменьшить свою собственную вину, или те, кому он безразличен. Те, кто любил Грибоедова, не обвиняли его. Можно считать, что безразличный человек объективен. А можно также думать, что только любящим открывается настоящая правда.
Конечно же, унижать поверженного врага чрезвычайно опасно. Но стоит помнить, что и персы не были милостивы и гуманны в отношениях с покоренными народами и пленными. Как здесь обращались с пленниками, Грибоедов знал, а жители Закавказья помнили жестокость, которую проявил в завоеваниях в конце ХVIII века персидский шах Ага-Мохаммед-хан, первый правитель из захватившей персидский трон династии Каджаров. На стиль дипломатии А.С. Грибоедова в Персии также отчасти повлиял интересный для него человек – наместник России на Кавказе, главноуправляющий Грузией (в 1816 – 1827 гг.) генерал Алексей Петрович Ермолов, личность яркая, популярная и неоднозначная. Грибоедов некоторое время (в 1822 – 1827 гг.) служил при нем чиновником по дипломатической части. Ермолов был патриотом, любимым и почитаемым солдатами, однако в отношениях с народами Кавказа и Персией слишком полагался на жестокость и устрашение. Из опыта дипломатических переговоров с Персией и столкновений с кавказскими горцами он вынес убеждение, что восточные народы принимают мягкость на переговорах за проявление слабости противника, и она служит для них приглашением наступать снова.
Грибоедов, имея собственный опыт общения в Персии, также считал, что «тон умеренности» на переговорах «персияне причтут к бессилию». Напротив, в отношениях с жителями Кавказа и Закавказья Александр Сергеевич был сторонником не «барабанного просвещения», а «одного лишь строжайшего правосудия», не террора, а справедливости. Во время второй русско-персидской войны, когда Ермолов в должности наместника на Кавказе был заменен родственником А.С. Грибоедова И.Ф. Паскевичем, Грибоедову удалось привлечь на сторону России многих местных правителей Армении и Азербайджана, что во многом повлияло на результат войны в пользу России.
Однажды, осенью 1825 года на одну из станиц на Кавказе напали горцы, разграбили и подожгли ее, убили или захватили в плен людей. Грибоедов примкнул тогда к посланной против них карательной экспедиции и в дороге написал от имени «хищников» стихи, исполненные восхищения жизнью народов Кавказа:
Наши – камни; наши – кручи!
Русь! зачем воюешь ты
Вековые высоты?
Досягнешь ли?
За дух свободы и чувство собственного достоинства Александр Сергеевич многое прощал. Но он не прощал сознательное унижение – хуже всего, что добровольное:
Узникам удел обычный, -
Над рабами высока
Их стяжателей рука.
Узы – жребий им приличный;
В их земле и свет темничный!
И ужасен ли обмен?
Дома – цепи! в чуже – плен!
В Персии Грибоедову еще сильнее, чем в высшем обществе Москвы и Петербурга, недоставало человеческих качеств, которые он ценил высоко – душевной прямоты и свободолюбия. Говорят, что литературные произведения, в которые автор вложил частицу самого себя, приобретают власть над своим автором. В таком случае можно представить себе, что Грибоедов в Персии как бы исполнил в жизни роль своего положительного героя Чацкого, желая, во что бы то ни стало, оставаться самим собой и отвергая лицемерие. Но неприятная Москва, собравшаяся в доме Фамусова, отпустила Чацкого, пожав плечами и не поняв его гнева. А тегеранская толпа бросилась вслед Грибоедову и не пощадила его, приписав за него к его комедии «Горе от ума» трагический финал.
Те, кто пришел убивать Грибоедова, считали его виноватым и, должно быть, думали тогда, что идут на подвиг. На самом деле, они всего лишь совершили массовое убийство, заурядное и унижающее человека дурное дело. Версии, которые обвиняют самого Грибоедова в том, что произошло с ним и его товарищами можно услышать и в наши дни. Но отсутствие раскаяния не превращает преступление в подвиг.
1. Курур – крупная персидская денежная единица (2 миллиона рублей серебром).

Грибоедов Александр Сергеевич (1795 год - 1829 год) - знаменитый из русских драматургов.

Родился в Москве 4 января 1795 г. Его первые же впечатления показали ему ту затхлую среду старого барства, чьим смелым обличителем он выступил со временем. Ребенком видел он вокруг себя спесивые и самодовольные лица Фамусовых, Хлестаковых, Хрюминых. Это были родные или светские знакомые его матери, постоянно стремившейся скрыть стесненное свое положение, запутанное беспорядочностью ничтожного мужа, блюсти традиции рода, восходившего к выехавшим из Польши дворянам и украшенного именами многих допетровских сановников, не отставать ни в чем от избранного общества и при помощи связей обеспечить хоть для детей блестящее будущее.

Властная и честолюбивая, она способна была изломать жизнь детей, насиловать их природу, попирать их волю и склонности, лишь бы выполнить свой план выхода из захудалого состояния. Но, превышая умом, пониманием духа века и культурными вкусами большинство своих сверстниц, она знала, что, кроме старомодных торных дорог, в александровское время к карьере вели, иногда гораздо скорее и успешнее, новые пути, где родовитость опиралась на просвещение. Не расставаясь со своими заветными идеями и не выходя из замкнутого круга столбового дворянства, она захотела показать на воспитании детей пример разумного пользования новизной. В ее доме, кроме языков, процветала музыка; гувернерами Александра и его сестры Марии были образованные иностранцы - Петрозилиус, затем Ион; профессора университета приглашались для частных уроков.

Мальчик много прочел дома, и явно, и втайне; от шалостей и проказ, в которых рано сказался его горячий, непокорный нрав, он переходил к усиленному, страстному чтению, совсем захватывавшему его. Ни мать, ни брат ее, пользовавшийся неограниченным влиянием в доме, как человек с большими связями и знанием света (впоследствии у него взяты были главные черты для Фамусова), не могли бы отгадать, что происходило в пытливом уме мальчика, которого они так неуклонно направляли, казалось, в духе кастовых преданий, рано вводя его в круг будущих покровителей, знатных или "случайных" людей. Он многое понял, во многом усомнился из того, что ему навязывали как незыблемые основы житейской мудрости, и с трудом выносил гнет любящей, но своенравной и непреклонной матери.

Университетский Благородный пансион был первой его школой. Умственное пробуждение довершил университет. Он подействовал и сближением с молодежью, которое все-таки состоялось, вопреки присмотру, и разнообразием научных интересов, развившихся благодаря свободе, с которой студент-юрист мог слушать любые курсы на других факультетах, и личным влиянием наиболее даровитых профессоров. Если некоторые из них, вроде Шлецера, были полезны по обстоятельности фактических сведений, которые они сообщали, приохочивая к самостоятельной работе (Грибоедов навсегда сохранил любовь к занятиям историей, объясняющую и в его комедии возврат мысли к старине, здоровой и цельной, - а также к экономическим наукам), то бывший геттингенский профессор Буле, разносторонний, с натурой пропагандиста и умением отгадывать дарования и склонности юношей, подействовал на все развитие Грибоедова, оценил и выдвинул его из толпы, расширил его горизонт, занимался с ним приватно, придал ему особый интерес к мировой литературе и прежде всего к драме, которой сам специально занимался, и, начиная с Плавта, Теренция и кончая Мольером и позднейшими французскими комиками, побудил его познакомиться с выдающимися произведениями драматического творчества. Участвуя (по преданию) в то же время и в студенческих спектаклях, бывших тогда чуть не постоянным учреждением, Грибоедов, таким образом, вынес из университета подготовку к тому виду писательской деятельности, который прославил его. Даже его студенческие литературные опыты, или, скорее, шалости, получали драматическую форму. Такова не дошедшая до нас пародия на "Дмитрия Донского"; такова и попытка (о которой свидетельствует один из его товарищей) набросать из действительной жизни несколько юмористических сценок, в которых выведены были бы домашние и родные, весь дядин кружок, но не в парадных, а в закулисных нарядах и поступках. Этот, также утраченный, набросок можно считать первой редакцией "Горя от ума", которое с той поры не расстается более с Грибоедовым, отражая на себя все переходы и изменения в его развитии.

Годы, проведенные в университете, в связи с домашней подготовкой и обширным чтением, были для Грибоедова такой серьезной подготовкой к жизни, что по образованности он превосходил всех своих сверстников в литературе и обществе. С годами разрастались и его эрудиция, и знакомство с всемирной словесностью, начавшееся под влиянием Буле в несколько одностороннем, ложноклассическом направлении, но впоследствии свободно охватившее все, что было живого и сильного в поэзии всех времен и школ - и Шекспира, и Байрона, и романтиков. По мере того как шло вперед его развитие и вместе с тем росло критическое отношение к окружавшей действительности, для Грибоедова становилась все тягостнее зависимость от нее и будничная проза жизни, давно уже для него предназначенная.

В позднейшем официальном документе он сам свидетельствует, что готовился уже к экзамену на степень доктора, когда неприятель вторгся в Россию. Во всем своеобразный, он любил родину искреннее множества современников, суетливо выставлявших на вид свой казенный патриотизм; ему казалось постыдным не принять участия в национальной обороне, да и жажда полной жизни, с подвигами и опасностями, влекла его в ряды войска. Вместе с тем задуманный им перелом в своей судьбе избавлял его, хоть на время, от семейных и светских отношений, среди которых он задыхался, и сулил свободу личной жизни, постоянно подавляемой бдительным надзором и попечением. Не без противодействия со стороны домашних он настоял на своем и записался волонтером в полк, набиравшийся графом Салтыковым. Но пока организовался этот отряд, Наполеон успел покинуть Москву, а затем и Россию. Поэзия самоотвержения для отечества не могла уже больше увлекать Грибоедова, с тех пор как оно избавилось от нашествия и само готовилось предписывать законы Европы. Но он не вернулся в Москву, чтобы снова зажить с Фамусовыми и Загорецкими, и предпочел чиновничьей карьере мало привлекательную, по-видимому, но все же обещавшую независимость кавалерийскую службу в глухих закоулках Белоруссии.

Здесь, сначала в иркутском гусарском полку, потом в штабе кавалерийских резервов, провел он с лишком три года. То был искус, который нелегко было пережить. Сначала Грибоедов, так долго сдерживаемый, страстно отдался увлечениям и шалостям, составлявшим главную прелесть старинного гусарства, и не отставал от товарищей в самых бурных затеях. Все усвоенное в пору студенчества как будто отодвинулось куда-то на самый дальний план, и та проза, от которой спасся было Грибоедов, втягивала его в свою тину. Но чад рассеялся, страсти поулеглись; некультурность, отсталость и грубость новой среды выказались в настоящем свете; книга, размышление, мечты и творчество снова явились единственным прибежищем.

В Бресте-Литовском, где Грибоедов был прикомандирован к штабу резервов и состоял при гуманном и образованном генерале Кологривове, эти вновь пробудившиеся в нем вкусы встретили поддержку, сначала в незатейливом, но прямодушном и честном малом, его товарище Бегичеве, также тяготившемся пустотой гусарской жизни, потом и в группе штабных офицеров, скрашивавших свои досуги дилетантскими упражнениями в словесности, в особенности писанием стихов, сочинением и переводом театральных пьес. Здесь Грибоедов снова берется за перо, посылает в Москву, в "Вестник Европы", свои первые статьи ("О кавалерийских резервах" и "Описание праздника в честь Кологривова", 1814) и оканчивает перевод пьесы "Le secret du menage", названной им "Молодые супруги". Он еще плохо владел слогом, не решался нарушать прелестными остроумными вольностями, которыми и тогда отличался его разговор, чопорность псевдоклассического диалога; его первый опыт для сцены оставляет многого желать, хотя, как показала новейшая попытка возобновить пьесу, она смотрится и теперь не без интереса.

Решительный поворот к вкусам первой молодости привел его, наконец, к сознанию, что дольше оставаться в армии он не должен, что только в другой среде и с другими людьми может он проявить свои дарования. Побывав в 1815 г. в Петербурге, завязав там литературные связи и знакомства и подготовив свой переход в коллегию иностранных дел, он в марте 1816 г. вышел в отставку. Военный эпизод, врезавшийся каким-то странным клином в его биографию, был теперь позади. Тяжело, совестно было вспоминать об этих молодых годах, совсем загубленных; зато запас наблюдений над жизнью и людьми значительно обогатился. Фигуры Скалозуба, его "крепко зараженного теперешним столетием" двоюродного брата, Горячева, Репетилова (прототипом которого был товарищ-офицер) создались потом под непосредственным воздействием встреч и отношений ранней молодости. Даже в жизнеописании Чацкого (насколько его можно построить по данным, представляемым комедией и не совсем выдержанным хронологически) мы можем предположить краткий период увлечения военной службой, оставившего также после себя осадок горькой иронии.

Переезд в Петербург имел важное значение для Грибоедова; после начинавшегося уже, по его словам, одичания в глуши Белоруссии и Литвы, он не только возвратился снова в культурную жизнь, но вошел в такой круг развитых, благородно мыслящих и любящих родину людей, которого до той поры он и не ведал. Начиналось томительное послесловие геройских лет Отечественной войны и войн за освобождение Европы; навстречу поднимавшейся реакции выступали и группировались свежие, даровитые силы молодого поколения, воспитавшегося в лучшую пору александровского царствования. То в форме возродившихся масонских лож, то в виде интеллигентных кружков и салонов, под конец перейдя к организации тайных обществ, с целями общественного возрождения, эта молодежь стремилась во что бы то ни стало порвать с рутиной и застоем и грезила о светлом будущем. К ней рано примкнул и Грибоедов, только что вступивший и в чиновничий мир, и в петербургский большой свет, и в закулисные уголки театра (куда манили его и сердечные увлечения, и любовь к сцене), и в круг литераторов. Многое еще в нем должно было казаться стороннему наблюдателю неустановившимся. Он мог терять время на такие безделки, как перевод французской пьесы "Придворная неверность" или пародия на авторские приемы Загоскина ("Лубочный театр"); за кулисами, вероятно, он многим казался одним из покладистых поставщиков бенефисных новостей, не первого притом разбора, потому что слог его оставался тяжелым. В литературе он также не определил своих отношений к спорившим тогда школам классиков и романтиков, сближаясь и с членами шишковской "Беседы", и с Пушкиным и его друзьями.

Когда долго казавшийся, да и не одному Грибоедову, авторитетным судьей Катенин перевел балладу Бюргера "Ленора", считавшуюся предвестием романтизма, Грибоедов печатно выступил на защиту приятельского перевода. С другой стороны, он вместе с тем же Катениным написал комедию "Студент", где в лице героя пьесы, экс-семинариста Беневольского, осмеял, впадая иногда в карикатурное преувеличение, вычуры сентиментальности и романтизма. В этом смешении школ и взглядов не все указывало, однако, на шаткость начинающего писателя; уже здесь проявлялась та независимость, с которой Грибоедов впоследствии занял место среди главных направлений, заявляя, что "как живет, так и пишет свободно". Он появлялся и в свете, где его меткое, но холодное и строгое остроумие удивляло и смущало, внушая собеседникам ложное представление об озлобленности его ума, - по свидетельству Пушкина, мешая им разгадать в нем необычайно даровитого, быть может, великого человека. На хорошем счету был он в своей коллегии, и заветная мечта матери видеть его дипломатом сбывалась. Но той внутренней работы, что происходила в нем, почти никто не подозревал. Человек, все теснее сближавшийся с лучшими из будущих декабристов, считавший впоследствии в числе друзей своих Александра Одоевского, Чаадаева и Рылеева, мог еще в своих литературных работах возделывать несколько старомодные формы, но все смелее предъявлял свой протест против современного строя вещей. Его исторические симпатии способны были указать ему (как Рылееву, в его "Думах") величие и мужество в старине, чьим примером следует вдохновлять новые поколения. Таков замысел дошедшей до нас лишь в виде сценария драмы из Отечественной войны, изображавшей, наряду с чертами народного героизма, и "разные мерзости", тогда как ночью в Архангельском соборе слетаются тени великих Россиян, скорбят о гибели отечества и молят небо о его спасении. Но еще дороже было для Грибоедова непосредственное вмешательство в злобу дня - и из ранних юношеских лет всплывает тогда покинутый было совсем замысел "Горя от ума", из пересказа московского пикантного анекдота превращаясь в более стройное целое, очевидно, имевшее уже целью сатирическое освещение всей жизни высшего общества. Это - вторая редакция комедии, также не дошедшая до нас, но засвидетельствованная показаниями лиц, слышавших чтение ее автором, известная и по переменам, сделанным в ней для третьей и заключительной редакции (например, по устранению из числа действующих лиц жены Фамусова). Более зрелая по замыслу и общественному значению, она, конечно, и написана была живо и остроумно. В этом убеждают успехи, сделанные тем временем Грибоедовым в выработке стиха и свободно движущегося диалога.

В пьесе "Своя семья, или Замужняя невеста", написанной им в складчину с Шаховским и Хмельницким, Грибоедову принадлежат пять явлений второго акта, поражающие, в этом отношении, сравнительно с первыми опытами; типический "грибоедовский" стих уже народился. Точно так же и в прозаической комедии "Студент" - насколько можно различить то, что принадлежит в ней Грибоедову - есть живые бытовые черты (крепостничество большого барина Звездова, молчалинская вкрадчивость Беневольского, гусарские ухватки Саблина). С какой же заботливостью должна была отделываться, даже в мелочах, любимая пьеса Грибоедова! Но еще не суждено было автору закончить ее; его первый петербургский период, полный увлечений, шалостей, серьезных помыслов и постоянно прогрессировавшей литературной работы, внезапно обрывается. Участие Грибоедова, в качестве секунданта, в возмутившей всех, по ожесточению противников, дуэли Шереметева с Завадовским, едва не испортило его служебного положения, тем более что стало известно, что предположена была вслед за тем и дуэль между секундантами.

Мать Грибоедова настойчиво требовала временного удаления его из Петербурга, чтобы дать улечься толкам и пересудам и смягчить гнев начальства. Тщетно протестовал он, отговаривался, уклонялся; все было пущено в ход, и место секретаря посольства в Персии было за ним обеспечено помимо его воли. С неподдельной грустью покидал он отечество, друзей и любимую женщину. Через несколько месяцев, после умышленно замедленного путешествия по России и Закавказью, отдалявшего по возможности начало этой почетной ссылки, Грибоедов въезжал в Тегеран (4 марта 1819 г.), понемногу приглядываясь к восточным нравам, типам и порядкам, порой напоминавшим ему, при всем его сочувствии русской старине, древнерусские. Не пришлось ему остаться в столице шаха; поездки по Персии провели Грибоедова и по развалинам, напоминавшим о героическом прошлом пэров, и по горным и степным захолустьям, сводили его с поэтами, дервишами, придворными, мелкими владетельными князьками, и, наконец, привели его в Тавриз, где в полном затишье "дипломатического монастыря" Грибоедов провел значительную часть своей первой службы на Востоке.

Обязанности были несложные, главным образом, сводясь к отражению интриг Аббаса-мирзы, при котором собственно и состояли европейские посольства. Ни русские сослуживцы, ни иностранные дипломаты не могли понять запросов и разнообразных интересов Грибоедова. Он ушел в себя: то усиленно занимался восточными языками (персидским и арабским), то читал, или же с непонятной для него самого легкостью и плодовитостью работал снова над своей комедией, удивляясь, что там, где у него нет никаких слушателей, стихи так и льются. Наедине со своими думами он глубже вник в смысл избранной им фабулы; возвел характеры, первоначально набросанные с натуры, до значения типических образов (списки мнимых оригиналов его действующих лиц не заслуживают доверия); расширил и поднял значение среды; внес изображение пустой светской толпы, бессмысленно и нетерпимо восстающей против знания, гуманности, свободы; из лучших свойств единомышленников и друзей сложил типический характер Чацкого; сделал его защитником прогресса и национального самосознания перед лицом торжествующей реакции. Как человек многосторонне начитанный, он не мог не испытать известного влияния образцов; злая сплетня о мнимом безумии Чацкого несколько напоминает месть абдеритов Демокриту в повести Виланда "Geschichte der Abderiten"; Мольеровском "Мизантропе" своей характеристикой Альцеста, тонко придуманным сочетанием разочарования его в людях с увлечением кокеткой, которую он надеется спасти и поднять до своего уровня, даже некоторыми отдельными стихами (например, заключительными словами Чацкого) еще более повлиял на "Горе от ума"; но возбуждение и поддержка, оказанные такими образцами, определили только часть творческой работы, которая вся была выношена, выстрадана, написана кровью сердца.

В Тавризе были вчерне окончены первые два акта комедии, в ее третьей и последней редакции. Деловые поручения побуждали по временам Грибоедова к поездкам в Тифлис; однажды он вывез из Персии и возвратил на родину целую толпу несчастных, едва прикрытых лохмотьями русских пленных, несправедливо задержанных персидскими властями. Это неустрашимо выполненное предприятие обратило на Грибоедова особенное внимание Ермолова, сразу разгадавшего в нем редкие дарования и оригинальный ум, и пожалевшего, что такому человеку приходится скучать и вянуть в глухой и невежественной стране. Это совпадало вполне с разгоравшимся все сильнее желанием Грибоедова вырваться на свободу из "печального царства" (triste royaume), в котором "не только ничему не научишься, но еще забудешь то, что прежде знал". Ермолов добился, наконец, назначения Грибоедова секретарем по иностранной части при главнокомандующем на Кавказе.

С переезда его в Тифлис снова оживился и сам он, и успешнее стала подвигаться вперед комедия. Оба начальных акта были закончены и набело переписаны в Тифлисе. Среди официальных занятий, памятных записок и проектов, которых всегда ожидали от Грибоедова как от специалиста по Востоку, медленно писались последние два действия - и не по недостатку вдохновения, а по осознанной самим автором неполноте его сведений о современном столичном обществе, успевшем, как слышал он, во многом измениться, хоть и не к лучшему, за пять лет (1818 - 1823), проведенных Грибоедовым вдали от него. Необходимо было для пользы комедии снова окунуться в московский большой свет; отпуск, сначала краткий, потом продленный и в общем охвативший почти два года, привел Грибоедова к желанной цели. Радость свидания с друзьями увеличивалась возможностью, благодаря им, наблюдать жизнь. Не было общественного собрания в Москве, где бы не показывался Грибоедов, прежде избегавший всех подобных сборищ; со множеством лиц он познакомился тогда, потом на лето уехал к Бегичеву в его имение, с. Дмитриевское Ефремовского уезда Тульской губернии, и там, уединяясь для работы на полдня и читая затем написанное своему другу и его жене, он летом 1824 г. окончил "Горе от ума" и вернулся с рукописью его в Москву, посвятив в свою тайну только сестру. Пустая случайность огласила на весь город появление беспощадной сатиры, направленной, как говорили, против москвичей вообще и влиятельных людей в особенности. Сохранить рукопись в тайне было невозможно, и Грибоедов изведал на себе "славы дань"; наряду с восторгами слышались ропот, брань, клевета; люди узнавали себя в портретах, увековеченных комедией, грозили дуэлью, жаловались местному начальству, ябедничали в Петербург. По словам самого Грибоедова, с той минуты, как приобрело такую гласность его заветное произведение - о судьбе которого он сначала не загадывал, зная, что тяжелые цензурные условия не допустят его на сцену, и в лучшем случае мечтая лишь о его напечатании - он поддался соблазну слышать свои стихи на сцене, перед той толпой, образумить которую они должны были, и решил ехать в Петербург хлопотать о ее постановке. С сожалением расставался он с лучшими украшениями пьесы, урезал, ослаблял и сглаживал, сознавая, что в первоначальном своем виде "Горе от ума" было "гораздо великолепнее и высшего значения", чем теперь, в "суетном наряде, в который он принужден был облечь его". Но это самопожертвование было тщетно. Враждебные влияния успели настолько повредить ему в правящих сферах, что все, чего он мог добиться, было разрешение напечатать несколько отрывков из пьесы в альманахе Булгарина "Русская Талия" на 1825 г., тогда как сценическое исполнение было безусловно запрещено, причем запрет безжалостно был распространен и на келейный спектакль учеников театральной школы (в том числе известного впоследствии П. Каратыгина), желавших хоть где-нибудь дать возможность автору увидать свое произведение в лицах.

Нападки старомодной критики, часто являвшейся выражением озлобленных светских счетов; ропот задетых комедией или вообще ратовавших за приличие и нравственность, будто бы ею оскорбленную; враждебность властей, не выпускавших на волю ни печатного, ни сценического текста комедии и тем самым вызвавших беспримерную ее распространенность в десятках тысяч списков; наконец, непосредственные впечатления реакции, обрушивавшейся и на него лично, и на все, что ему было дорого, - все это сильно подействовало на Грибоедова. Веселость его была утрачена навсегда; периоды мрачной хандры все чаще посещали его; теснее прежнего сблизился он с передовыми людьми в обществе и литературе и, по-видимому, был посвящен во многие из их планов и намерений. Если в эту пору им написано несколько стихотворений (преимущественно из природы и жизни Кавказа), и даже вместе с князем Вяземским - небольшая пьеска: "Кто брат, кто сестра" (приключение на станции, с переодеванием молодой девушки в офицерский мундир как главным эффектом), то эти мелкие работы, в которых лишь изредка мелькнет изумительная талантливость автора, как будто и написаны только, чтобы чем-нибудь наполнить душевную тревогу и разогнать тоску.

Когда пришлось возвращаться в Грузию, Грибоедов выбрал опять окольный путь, побывал в Киеве и в Крыму, в путевых записках оставил живой след своей любознательности и начитанности по вопросам истории и археологии, и художественного отношения к природе, приближался уже к цели своего путешествия и съехался с Ермоловым, когда до него дошла весть о событиях 14 декабря, в которых участвовало столько близких ему людей, чьим идеям он сочувствовал, сомневаясь лишь в своевременности переворота. Вскоре прислан был фельдъегерь, с приказом немедленно доставить его в следственную комиссию. Ермолов успел предупредить Грибоедова, и все компрометирующие бумаги были уничтожены. Снова совершив путь на север, навстречу ожидавшей его участи, Грибоедов нашел даже в числе следователей и крепостного начальства людей высоко ценивших его талант и готовых выгородить и спасти его. По совету одного из них, он в ответах на вопросные пункты заменил первоначальное заявление своих убеждений неведением.

В июне 1826 г. он был выпущен на свободу и должен был опять возвращаться на свою службу, ни в чем не пострадавшую от возникшего подозрения и ареста. Но возвращался уже другой человек. Только ближе знавшие Грибоедова догадывались, что творилось под сдержанной, деловой внешностью, которую он усвоил теперь себе; только они знали, какой грустью томился он, как жалел о своих несчастных товарищах, как осиротел без них; только они, взглянув "на его холодный лик", видели на нем "следы былых страстей" и вспоминали (как это сделал Баратынский в прекрасном стихотворении к портрету Грибоедова), что так иногда замерзает бушевавший прежде водопад, сохраняя и в оледенелом своем состоянии "движенья вид". Литературная деятельность, по-видимому, прекратилась для Грибоедова навсегда. Творчество могло бы осветить его унылое настроение; он искал новых вдохновений, но с отчаянием убеждался, что эти ожидания тщетны. "Не знаю, не слишком ли я от себя требую, - писал он из Симферополя, - умею ли писать? Право, для меня все еще загадка. Что у меня с избытком найдется что сказать, за что я ручаюсь; отчего же я нем?" Жизнь казалась ему бесконечно томительной и бесцветной; "не знаю, отчего это так долго тянется", - восклицал он. Чтобы наполнить ее сколько-нибудь полезным трудом, он с большим рвением занялся деловыми обязанностями.

При новом главнокомандующем, Паскевиче, женатом на его двоюродной сестре, можно было еще более рассчитывать на практическое применение проектов, зарождавшихся у Грибоедова. Он никогда не примирился с "барабанным просвещением", которое мы водворяли на Кавказе, и ждал той поры, когда русское владычество принесет краю культуру и свободное развитие народных сил. Заинтересованный еще в университете общественными науками, он прилагал теперь их приемы к изучению местной жизни, юридических обычаев, торговых отношений, народного хозяйства в широком смысле слова. Его разнообразные "записки" по вопросам этого рода остались любопытным доказательством его редких способностей и к практической деятельности; в основе их всегда лежало стремление сочетать выгоды государства с возможно большим простором для быта народностей, чьи вековые традиции сталкивались с официальным русским строем. Неохотно возвратился Грибоедов на Кавказ и серьезно думал об отставке, быть может, и о продолжительной поездке за границу; только усиленные просьбы матери и в особенности искусно разыгранная ею сцена в часовне Иверской Божией Матери, где перед иконой Настасья Федоровна взяла с сына клятву исполнить то, чего она попросила, заставили его продолжать службу. Но раз это было сделано, и повседневная работа началась, он считал долгом чести влагать в нее все свое умение и знания. Необходимо было принимать участие в военных начинаниях, сопровождая войска во время экспедиций в горы, или же, когда началась русско-персидская война 1827 - 28 гг., присутствуя при всех делах, схватках и сражениях; бесстрашный, приучивший свои нервы к свисту пуль и ядер, он здесь совершал тот же подвиг самоотречения и, возмущаясь против узаконенного войнами истребления людей, усилием воли сдерживал протест, вырывавшийся из груди.

По окончании кампании он снова, по тонкому знанию людей и порядков в Персии, был необыкновенно полезен во время переговоров о мире. Когда, разбитый наголову под Нахичеванью, Аббас-мирза просил о прекращении военных действий, Грибоедов был послан в персидский лагерь и после многих усилий добился выгодного для России Туркманчайского договора, принесшего ей и значительную территорию, и большую контрибуцию. Уступки эти были сделаны персами против воли, по необходимости; сквозь витиеватые любезности в восточном вкусе слишком ясно проглядывали ненависть и нетерпеливое желание отомстить и взять назад все уступленное. Грибоедов, справедливо гордясь своим успехом, не скрывал своих опасений этой отместки и, быть может, скорого возобновления войны. Но настоящая минута все же была и для него значительной; Паскевич не мог лучше выбрать вестника о мире. В феврале 1828 г. Грибоедов едет снова на север с донесениями и текстом трактата.

В заключительный период жизни Грибоедов, переполненный делами и соображениями административного или дипломатического характера, казалось, не осталось даже и скромного места для творчества. Но в это время (точной даты нельзя определить) в последний раз посетило его вдохновение. Он не мог уже вернуться на путь комедии, и новый замысел его, внушенный кавказскими впечатлениями, должен был принять форму трагедии в шекспировском вкусе или, как тогда говорили, "трагедии романтической". Он назвал ее "Грузинская ночь" и, как кажется, окончил ее сполна, хотя сохранились только две сцены, да беглый очерк содержания. Сюжет был взят из грузинской жизни. Самоуправец и крепостник, старый князь в минуту каприза продал соседу сына кормилицы, верной слуги дома. На ее мольбы вернуть мальчика он отвечает гневно и изгоняет ее. Она проклинает его, идет в горное ущелье, вызывает злых духов Али. Они "плавают в тумане у подошвы гор", выступают "хороводом в парах вечерних, перед восходом печальной, девственной луны". Как Макбетовские ведьмы, они обмениваются сообщениями о зле, которое собираются совершить; кормилица требует их помощи; когда молодой русский, влюбленный в княжну, увлекает ее с собой и отец гонится за ним, духи несут пулю, направленную в похитителя, прямо в сердце дочери, отец становится убийцей любимого детища; несправедливость и произвол жестоко отомщены.

Трудно сказать, насколько правды в восторженных отзывах друзей Грибоедова, утверждавших, будто в "Горе от ума" он только "попробовал свое перо", тогда как в "Грузинской ночи" вполне высказал свое дарование; дошедшие до нас отрывки все же высоко любопытны как выражение поворота в его художественном вкусе, обнаруживающее и в новом его направлении большие красоты. В раздраженном диалоге двух непреклонных противников, князя и няни, есть настоящая сценическая жизнь; появление духов и сцена заклинания окружены поэтической таинственностью. Если сравнить эти приемы Грибоедова в последнем его произведении с прежними попытками его писать, более или менее приподнятым слогом, приводившими (например, во многих стихотворениях, особенно с философским оттенком) к неумеренному употреблению славянизмов или нагромождению метафор, станет очевидным прогресс, сделанный Грибоедовым в этой области. Окончание войны, поездка в Петербург и новая деятельность, открывшаяся вслед за тем перед нашим писателем, пресекли последние порывы его к творчеству. Пришлось поставить на сцене жизни небывалую трагикомедию с кровавой развязкой. Никого не нашлось из числа дипломатов, кто сумел бы, явившись в побежденную Персию, тотчас после ее поражения, установить с тактом, знанием людей и условий жизни, правильные отношения обеих стран, кроме Грибоедова, пользовавшегося репутацией специалиста по персидским делам и творца только что заключенного договора. Несмотря на заявленное им решительнее прежнего нежелание ехать в Персию, где, как он вправе был ожидать, его всего более ненавидели как главного виновника унижения национальной чести, отказаться было невозможно ввиду категорически заявленного желания императора. Грустно прощался Грибоедов со всеми знавшими его, предчувствуя вечную разлуку.

Упрочение русского влияния в Персии, предстоявшее теперь как главная задача его деятельности, уже не занимало его вовсе; он слишком пригляделся к восточному быту и складу мысли, чтобы находить живой интерес в открывшейся перед ним возможности долгого житья в одном из центров застоя, самоуправства и фанатизма. Он сознавал, что много уже поработал в этой области, и самым отрадным отдыхом снова казалась ему поездка не на Восток, а на Запад (так и оставшаяся во всю жизнь для него, как и для Пушкина, неисполнимой мечтой). Но долг внушал стойко осуществлять принятое на себя трудное дело, и новый полномочный министр не раз взвесил и обдумал, во время пути из Петербурга, политику, которой он должен следовать. Луч счастья осветил внезапно усталого душой Грибоедова в ту пору жизни, когда, казалось, все радости его покинули. Дочь его старого приятеля, княгиня Нина Чавчавадзе, которую он знал еще девочкой, очаровала его прелестью распускающегося цветка; внезапно, чуть не за семейным обедом, он сделал ей предложение и, несмотря на мучившую его лихорадку, не отставшую и во время брачного обряда, он, быть может, впервые испытал во всей силе счастливую любовь, переживая, по его словам, такой роман, который оставляет далеко за собой самые причудливые повести славящихся своей фантазией беллетристов.

Когда он поправился настолько, что мог пуститься в путь, он довез жену до Тавриза и отправился без нее в Тегеран, чтобы приготовить там все к ее приезду. О нежности, которой он окружал свою маленькую "мурильевскую пастушку" (как он называл Нину; ей только что пошел шестнадцатый год), говорит письмо его к ней, одно из последних (из Казбина, 24 декабря 1828 г.), полное ласки, любви и мольбы к Богу, чтобы никогда им больше не разлучаться. По приезде в Тегеран он сразу принялся применять к делу ту программу действий, которую себе предначертал; он желал импонировать высоко поднятым достоинством русского имени, нарушал этикет шахского двора, выказывая самому шаху возможно меньше уважения, принимая под свое покровительство то смотрителя гарема, то его обитательниц, если они были из числа русских подданных и искали защиты русского посла, - настойчиво требуя уплаты контрибуции и вообще не уступая ни в чем строптивости персиян. Все это делалось вопреки личным склонностям, из твердого сознания обязанности; но, пересиливая себя, Грибоедов слишком далеко зашел. Возбуждаемый сторонними нашептываниями, он действовал иногда вызывающим образом; этими ошибками пользовались английские дипломаты, чтобы разжигать ненависть к послу в придворных сферах; подозрения, тогда же возникшие на этот счет, в значительной степени подтверждаются документами, обнародованными за последнее время. Но ненависть поднималась еще грознее в народной массе; ее возбуждали и поддерживали духовные лица, в базарные дни фанатически проповедовавшие месть и избиение русских; вряд ли кто-нибудь из враждебных Грибоедову иностранных дипломатов в своей интриге мог сознательно опираться на дикую силу невежественной толпы, которой втолковали, что русских следует истребить как врагов народной религии. Зачинщиком восстания был тегеранский муджшехид (высшее духовное лицо) Месих, его главными пособниками - улемы; вельможи вроде Алаяр-хана, всегдашнего врага Грибоедова, были также посвящены в заговор, имевший целью напугать русских, нанести им некоторый урон, но не вызывать резни.

Когда же (по показаниям самих персидских сановников) народу собралось в роковой день около 100 тысяч человек, и масса, фанатизованная проповедью, бросилась к дому посольства, руководители заговора потеряли власть над ним, и стихийная сила забушевала. Грибоедов понимал, какой опасности подвергается, и за день до смерти послал во дворец грозную ноту, заявляя в ней, что ввиду неспособности персидских властей охранить честь и самую жизнь представителей России он просит свое правительство об отозвании его из Тегерана. Но было уже поздно. 30 января 1829 г. произошло почти поголовное избиение русских (спасся лишь советник посольства Мальцов) и в особенности зверское убийство Грибоедова, чье тело найдено было в груде трупов обезображенным и изуродованным. Со всегдашней своей неустрашимостью Грибоедов поспешил спуститься к входной двери, которую пытались охранять казаки, защищался саблей, был узнан и положен на месте. Долгими дипломатическими отписками, уверениями в невиновности и демонстративным отчаянием, наконец, присылкой Хосрева-мирзы в Петербург с извинениями, удалось персидскому правительству уладить снова отношения к России; это осуществилось тем легче, что, занятая турецкой войной, Россия не могла желать возобновления военных действий против другой страны. Постепенно водворялись мир и согласие, как будто ничего и не нарушало их.

Не стало только великого человека... Грибоедов похоронен в Тифлисе у монастыря святого Давида, прекрасным местоположением которого он всегда любовался, выражая желание найти себе здесь могилу. Жена пережила его почти на тридцать лет.

Бывают писатели, вся духовная жизнь которых, все лучшие помыслы и творческое дарование выразились в одном произведении, являющемся точно итогом их существования. В их числе одно из первых мест занимает Грибоедов. Потомство забыло его стихотворения и мелкие пьесы, о "Грузинской ночи" слишком мало знает, дипломатические труды и ученый дилетантизм Грибоедова ценит в миру, но никогда не перестанет удивляться благородству замысла, смелости сатиры и несравненному комизму "Горя от ума". В этой комедии и в переписке - к сожалению, еще мало известной, тогда как в ней необыкновенно ярко и задушевно выступает нравственная личность писателя, - виден на каждом шагу один из даровитейших русских людей, любивший искренно свое отечество, с симпатиями к его старине и самобытности умевший соединять сочувствие прогрессу и вражду к тем, кто "хотел бы навеки задержать народ наш в состоянии младенчества".

Счастлива литература, в которой мог раздаться такой горячий и мужественный протест против зла. Сила его влияния пережила уже полвека, хотя "грибоедовская Москва" стала совершенным анахронизмом; оно основывается на вечно правдивом, всегда понятном заступничестве за дорогие людям идеалы и не зависят от временных условий быта, как бы остроумно они ни были осмеяны; не зависит оно и от прискучивших споров о партийности Грибоедова, который сам же отвоевал себе независимое положение в литературе и обществе, - потому что истинно великое в творчестве свободно возносится над раздорами и мелочами дня. Для современной, упавшей духом литературы неоценимым благом была бы решимость писателя "с душой" выступить с новым переложением вечной темы о "Горе от ума", столь же страстным и искренним, хотя и обращенным к новому обществу и к порочным на новый лад людям. В этом пожелании заключается, кажется, высшая похвала, которую потомок может воздать Грибоедову.

Среди замечательных русских людей прошлого века привлекает внимание многогранная личность А.С. Грибоедова, знаменитого писателя и выдающегося дипломата. Жизнь А.С. Грибоедова оборвалась рано, дипломатическая служба его была недолгой, но он оставил яркий след в истории внешних отношений России.

Пост полномочного министра России в Иране, который занимал А.С. Грибоедов, в 20 - 30 - х годах XIX века по своему значению был очень важен. Это был период обострения Восточного вопроса, период, когда в сферу Восточного кризиса был втянут Иран. Продолжалось формирование британской колониальной Империи в Азии. Русско-иранские, русско-турецкие, а также русско-английские противоречия сплетались вместе с англо-иранскими, англо-афганскими, и ирано-турецкими противоречиями в один узел. Разрешать эти противоречия в первую очередь должна была дипломатическая служба на Востоке. Поэтому отношения России со странами Среднего Востока и Центральной Азии определялись в значительной степени не только успехами русского оружия, но и деятельностью русской дипломатии, в частности, в том же Иране. А здесь важнейшие политические проблемы должны были решаться в сложной обстановке интриг, династических распрей, в своеобразной атмосфере восточной дипломатии того времени .

В литературе о А.С.Грибоедове высказывалась мысль, что его дипломатическая деятельность не имела большого политического значения, а занимаемый им пост «был казенным поручением по плечу любому исполнительному чиновнику», что это была «мелкая дипломатическая служба». Совсем другого мнения придерживался С.В. Шостакович. На его взгляд, должность русского представителя в Иране того времени - не мелкое казенное поручение, а обширное поле деятельности для дипломата большого размаха, каким и был А.Грибоедов. А.Грибоедов отличался не только широким политическим кругозором и прекрасной общей подготовкой, необходимой для выполнения сложных и ответственных обязанностей русского представителя на Востоке. Для Грибоедова-дипломата характерны горячий патриотизм, стремление к действенному служению России, любовь к свободе. Принципиальный противник деспотизма и угнетения, А.С. Грибоедов был проводником передовых идей в русской восточной политике. В условиях Николаевской России это было нелегко и далеко не всегда осуществимо. Согласно взглядам А.С.Грибоедова, восточная политика России должна была быть направлена на экономическое, политическое и культурное сближение России со странами Востока, властности с Ираном. Это общение России со странами Востока должно было стать обоюдовыгодным. Убеждение дипломата и правильности этой «политики влияния» порождалось верой в живые силы России. А.С.Грибоедов прилагал все усилия, чтобы улучшить русско-иранские отношения, чтобы не только нормализовать, но и сделать их дружественными и тем самым укрепить русское влияние в Иране .

А.С.Грибоедов был тверд и настойчив, но никогда не позволял себе оскорблять самолюбие иранцев. Твердость сочеталась у него с уважением к обычаям и людям Востока. Трагическая гибель дипломата явилась результатом политической интриги, а не следствием опрометчивости или ошибки А. С. Грибоедова.

Долгое время изучение дипломатической деятельности А.С. Грибоедова представляло далеко непростую задачу. Для решения ее биографы дипломата должны были располагать необходимым документальным материалом. Публикация же его началась спустя десятилетия после гибели полномочного министра России в Иране А. С. Грибоедова. Исследователи дипломатической деятельности А. С. Грибоедова должны были, прежде всего, выяснить политические воззрения дипломата, что вызывало необходимость вскрыть его связи с декабристами, т. е. решить сложную и политически весьма острую задачу. На изучении дипломатической деятельности А. С. Грибоедова сильно сказывалось еще одно обстоятельство. Большинство исследователей интересовалось им как автором бессмертной комедии «Горе от ума»: Грибоедов-поэт заслонял собою Грибоедова-дипломата. Когда же его биографы находили возможным говорить о нем как о дипломате, то многообразная и кипучая деятельность посланника в свою очередь заслонялась трагической его кончиной. Многие ценнейшие документы, относящиеся к дипломатической деятельности А. С. Грибоедова, не будучи опубликованы, исчезли. Публикуются новые архивные материалы, печатаются исследования, посвященные отдельным периодам его жизни и деятельности, выявляются его связи с прогрессивным общественным движением эпохи, с движением декабристов. Еще не все обстоятельства смерти гибели дипломата в Тагеране выявлены.

Исследований о А.С. Грибоедове - дипломате немало, но многие моменты его биографии остались недостаточно разработанными. Этот факт объясняется не только индивидуальными научными интересами исследователей, но и трудностью поисков новых материалов о А.С. Грибоедове. Ни семейный, ни личный архив А.С. Грибоедова не сохранился. Многие материалы того времени были уничтожены из конспиративных соображений 1825 года.

В книге писателя и литературоведа Гасана Гулиева освещены истоки Карабахского конфликта; они увязаны с деятельностью и смертью дипломата и поэта А. С. Грибоедова, оказавшегося в эпицентре важнейших исторических событий начала XIX века. Опираясь на факты и документы того времени, автор раскрывает перипетии заговора, жертвой которого стал А. С. Грибоедов - очевиден и участник событий, связанных с переселением армян из Ирана в Карабах. В книге раскрываются также причины и следствия обострения межнационального конфликта .

В монографии А. Базиянца «Долгий путь от Тегерана до Санкт-Петербурга» подвергаются проверке основные выводы исследователей по главному вопросу: почему убили А.С. Грибоедова, а Иран не начал третью войну с Россией на стороне Турции.

Основными документами, регламентирующими русско-иранские отношения в первой трети XIX века являются Гюлистанский договор и Туркменчайский договор. Гюлистанский мирный договор - договор между Россией и Персией (Ираном), подписанный 12 (24) октября 1813 года в селении Гюлистан (Карабах) после окончания русско-персидской войны 1804 1813 годов. Согласно договору, Персия признавала переход к России Дагестана, Картли, Кахети, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и части современного Азербайджана где находились ханства. По договору России предоставлялось исключительное право иметь свой военный флот на Каспийском море .

Гюлистанский мирный договор установил правовые нормы в торговле сторон, и ожидалось, что это увеличит масштабы торговли между Россией (и в первую очередь районами Кавказа) и Ираном. Гюлистанский мирный договор 1813 года был обнародован только в 1818 году, после чего Россия и Иран получили возможность приступить к широким торговым операциям. Туркманчайский договор 1828 года - мирный договор между Россией и Персией (Ираном), завершивший русско-персидскую войну 1826 - 1828 годов. В выработке условий договора участвовал Александр Грибоедов. Договор подтверждал территориальные приобретения России по Гюлистанскому мирному договору 1813 года. Подтверждалось исключительное право России держать военный флот на Каспийском море. Стороны обменивались миссиями на уровне посланников. Одновременно с мирным договором был подписан торговый трактат, в соответствии с которым русские купцы получили право свободной торговли на всей территории Ирана.

Проблема русско-иранских отношений первой трети XIX века широко освещается в литературе, посвященной дипломатической деятельности А.С. Грибоедова. Изучение дипломатической деятельности А. С. Грибоедова стало возможным только после Великой Октябрьской революции, открывшей свободный доступ к архивохранилищам. К столетию со дня смерти автора «Горя от ума» из печати вышло сразу два сборника воспоминаний о «А. С. Грибоедове: «А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников» (под ред. Н. К. Пиксанова; примечания И. С. Зильберштейна. М., 1929); «А. С. Грибоедов. Его жизнь и гибель в мемуарах современников» (ред. З. Давыдова, 1929).

Книга «А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников» (1980). является третьим и, по сравнению с двумя предыдущими, наиболее полным изданием, охватывающим практически все значительные мемуарные свидетельства о А. С. Грибоедове.

Большой интерес для исследователя представляет монография С. В. Шостаковича «Дипломатическая деятельность А.С. Грибоедова», написанная на основе архивных материалов и многочисленных иностранных источников. С. В. Шостакович (1902 - 1981) - профессор доктор исторических наук Иркутского университета, специалист широкого профиля, полиглот - специализировался в области юриспруденции и всеобщей истории, работал в сфере различных разделов зарубежной и отечественной истории и правоведения. Следует отметить, что автор не использовал исследования иранских историков. Данный труд представляет собой подробное исследование дипломатической деятельности А.С. Грибоедова на Востоке на фоне международных отношений 20-х гг. XIX в. В работе СВ. Шостаковича А.С. Грибоедов характеризуется как прогрессивный деятель, сторонник укрепления политических, экономических и культурных связей России со странами Востока и в первую очередь с Ираном. С.В. Шостакович опровергает и развевает созданную каджарскими властями и английскими резидентами в Иране Лживую легенду о «неловком дипломате» С.В. Грибоедове, якобы виновном в своей гибели, и показывает дипломатическое искусство писателя-посланника. Автор отмечает, что основное направление деятельности русской миссии 1818 года состояло в наблюдении за выполнением Гюлистанского договора, заключенного Россией с Ираном в 1813 году. В книге приводятся факты противодействия деятельности русской миссии со стороны как иранских властей, так и английских дипломатических агентов. Это особенно сказалось при выполнении А.С. Грибоедовым задания о выводе из Ирана в Россию русских перебежчиков и пленных. Но, несмотря на трудности, А.С. Грибоедов «с дипломатическим мастерством и очевидным достоинством сумел поддержать и престиж русского имени и подчеркнуть независимость позиций русской дипломатической миссии в Тавризе». В работе уделяется значительное внимание характеристике командующего отдельным Кавказским корпусом генерала А.П. Ермолова и его взаимоотношениям с А.С. Грибоедовым с момента первого знакомства и до 1827 года. Причем автор считает, что по ряду существенных вопросов внешней политики России на Среднем Востоке «довольно рано выявилось резкое расхождение во взглядах Ермолова и Грибоедова». Эти расхождения привели А.С.Грибоедова, как, впрочем, и многих других его современников, к разочарованию в «проконсуле» Кавказа. Особенно тщательно прослеживает автор деятельность А.С.Грибоедова во время русско-иранской войны 1826 - 1828 годов и мирных переговоров России с Ираном. Здесь на основе вновь обнаруженных архивных материалов освещаются вопросы о привлечении феодалов Азербайджана на сторону России, политика «мирных сделок» с племенами Закавказья, переговоры А.С. Грибоедова с Аббас-мирзой, заключение Туркманчайского трактата. С. Шостакович рисует А.С. Грибоедова времени заключения Туркманчайского договора как сложившегося серьезного государственного деятеля, боровшегося за величие России, против ирано-английских дипломатов, против консервативной части русской дипломатии. Останавливаясь на деятельности А.С.Грибоедова после заключения Туркманчайского договора, автор выясняет его принципиальный взгляд на русскую политику в отношении Ирана, рисует сложившуюся на Среднем Востоке обстановку после заключения мира, выясняет сущность проектировавшейся «Российской Закавказской компании», рассказывает о мерах, принятых им по переселению армян в русские провинции, о демаркации русско-иранской границы, о взимании контрибуции, возвращении пленных и, наконец, повествует о трагической гибели русской миссии в Тегеране и об исчерпании конфликта. Д.Б. Салихова отмечает и ряд имеющихся в работе недостатков. С. Шостакович рассматривает деятельность А. С. Грибоедова как дипломата изолированно от других волновавших его вопросов. А между тем дипломатическая деятельность автора «Горя от ума» была связана с рядом серьезных вопросов, которые не могли не сказаться на решении им отдельных дипломатических проблем и о которых следовало бы рассказать на страницах книги.

Мысль о декабристах никогда не покидала А.С. Грибоедова, постоянно вклиниваясь во всю его деятельность. Так, например, в напряженные дни заключения Туркманчайского договора, когда все внимание А.С. Грибоедова было направлено на быстрейшее заключение трактата, он находит все же возможным говорить с Паскевичем об облегчении участи декабристов. Д.Б. Салихова выделяет также отсутствие в монографии должной характеристики организации и состава русской миссии .

Таким образом, проведя исследование в первой главе, можно сделать следующие выводы.

В ХIХ в. в российское правительство стало уделять серьезное внимание подготовке русских дипломатов для работы со странами Востока.

Всего было выпущено 250 человек, имевших высокую языковую и патриотическую подготовку. Среди выпускников был А.С. Грибоедов, осуществлявший дипломатическую миссию в Иране и внесший неоценимый вклад в историю российской дипломатии.

дипломат иранский грибоедов мирный