Как возникали и строились города сообщение. В свое время фантасты мечтали о подводных и даже подземных городах

Городом принято называть крупное поселение, население которого занято преимущественно несельскохозяйственным трудом. Границы размеров города весьма условны и зависят от многих факторов. В России статус городов обычно получают населенные пункты с числом жителей более 10-12 тыс.

Чел. В то же время 135 городов России, или 15,8 % от всего их числа, имеют численность населения менее 5 тыс. чел. В то же время есть много поселков городского типа и даже сельских населенных пунктов с числом жителей более 10 тыс. чел. В США, например, нет понятия, аналогичного нашему понятию «поселок городского типа» или «рабочий поселок», и все они считаются городами. Поэтому там можно встретить множество городов с числом жителей даже менее тысячи.

Слово «город» происходит от слов «городить», «огораживать». Возникновение первых городов относится к периоду перехода от кочевого к оседлому образу жизни, от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, периоду первого крупного разделения труда в человеческом обществе на сельскохозяйственный и ремесленный труд. Разделение труда привело к появлению обмена продукцией и развитию торговли. Поэтому первые города чаще всего возникали на перекрестках торговых путей.

Первые крупные города появились еще в IV-V вв. до н. э. Так, численность населения Вавилона и Древнего Рима достигала 1 млн чел. Города становились предметом проектирования и обустройства, что требовало развития ремесел и наук, материальной базы и развитого сельскохозяйственного производства на окружающих территориях. Территории городов тогда составляли 19 кв. км - в Сиракузах, 17,5 - в Риме, 8 - в египетской Александрии, 2,5 - в Афинах (См.: Блаватский В. Д. Природа и античное общество. - М.: Наука, 1976).

Первыми элементами городского хозяйства были водопроводные и канализационные системы, бани, мощение улиц (из В. В. Маяковского: «Как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима»).

Древний город был городом-крепостью. Стены, окружавшие Вавилон, имели в толщину несколько метров, вдоль них тянулся глубокий ров с водой. Центральное место в древних городах занимали дворцы и храмы, которые строили из камня; жилые дома были, как правило, деревянными. Для рабов сооружались землянки. Город античного типа часто был одновременно и государством (Афины и другие греческие города). Древние городские цивилизации существовали и в других районах Земли: Китае, Средней Азии и др.

Система муниципального управления

В средние века основой феодального строя были сельскохозяйственный труд и мелкое ремесло, поэтому крупные города не были востребованы и пришли в упадок.

Так, Вавилон был полностью уничтожен, а в Риме после его разорения осталось всего 40 тыс. жителей. Средневековые города развивались как центры ремесел и торговли, на перекрестках торговых путей, вокруг феодальных замков. По мере развития производства территории городов расширялись, за городскими стенами появились слободы и посады. Крупнейшими городами Средневековья были Париж (100 тыс. чел.) и Венеция (200 тыс. чел.). В эпоху Возрождения, Великих географических открытий, расцвета торговли и мануфактурного производства, развития науки и культуры в Западной Европе возникли «вольные города», обладавшие большой самостоятельностью от феодальных государственных властей и получавшими за счет торговли большие доходы.

При переходе к капитализму города стали быстро расти и приобретать современный облик. Но тогда же начали возникать сложные проблемы их жизнеобеспечения (скученность населения, недостаток и неблагоустроенность жилищного фонда, проблемы транспорта, канализации, благоустройства территории, уборки мусора и т. п.), иначе говоря, все, что сейчас связывают с процессом урбанизации.

В России первыми крупными городами были Киев, Новгород, Псков. Позднее приоритет перешел к Москве. В эпоху Петра I возник и стал быстро расти Санкт-Петербург, обогнавший по численности населения Москву. Однако со временем Москва, сделавшись столицей, снова стала самым крупным городом СССР и России.

Причины быстрого роста одних городов и упадка других были самыми разными. Например, город Новониколаевск (нынешний Новосибирск) когда-то был небольшим уездным городом Томской губернии. Однако когда строящаяся Транссибирская железнодорожная магистраль прошла через Новосибирск, миновав Томск (такое решение пролоббировали томские купцы, не желавшие терять доходы от конского извоза), ситуация изменилась. Новосибирск быстро вырос, а развитие Томска замедлилось.

В первые годы после Октябрьской революции 1917 г. с упадком промышленности многие города стали угасать и были преобразованы в сельские поселения. Однако с началом эпохи индустриализации количество и численность населения городов начали быстро расти.

Город - это место, где живет много людей. Место, где люди готовы терпеть неудобства от близости себе подобных ради доступа к возможностям, которые оно предоставляет. Если говорить чуть более научно, то город - это место концентрации и эффективного использования материальных и человеческих ресурсов. О том, как развивались города мира, какие выгоды и риски несли своим жителям и какое будущее их ожидает, мы расскажем вам в материале, подготовленном совместно с Moscow Urban Forum, крупнейшим международным конгрессом в области урбанистики, который уже семь лет объединяет представителей городских администраций России и мира, архитекторов, градостроителей, инвесторов, технологические стартапы, медиа и жителей города.


С чего люди вдруг решили жить в городах?

Это сейчас ответить на этот вопрос просто, но на заре появления городов - порядка 12–10 тысяч лет до нашей эры - ответ был далеко не так очевиден.

Первые постоянные поселения, такие как Дамаск (возник около 12 тысяч лет назад) или Иерихон (около 9 тысяч лет назад), еще не были городами в нашем понимании. Считается, что время их возникновения примерно совпало с неолитической аграрной революцией, то есть переходом людей от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. При этом охотники на тот момент вели более здоровый образ жизни - хорошо и разнообразно питались (регулярно ели мясо и фрукты, например), много двигались, редко встречали людей и, как следствие, реже болели. А только что появившиеся фермеры страдали от скудного рациона, эпидемий и необходимости постоянно работать.

Но зерно, в отличие от тех же фруктов, можно было запасать. Проиграв в качестве жизни, обитатели первых поселений обрели другое важное преимущество. Человек, у которого есть кров и запасы еды, уверен в завтрашнем дне. Его дети во всех смыслах находятся в большей безопасности, теперь ему есть где за ними ухаживать, с кем их оставить, кому поручить их воспитание. Число жителей первых поселений стало стремительно расти, а сами они - увеличиваться в размерах. Так, в крупных центрах трипольской культуры, таких как Тальянки или Майданец (3,7–3,5 тысяч лет до нашей эры), одновременно проживало по 30 тысяч человек и даже больше.

С 6 по 9 июля в рамках Moscow Urban Forum пройдет масштабный фестиваль городских сообществ MUF Fest. В формате публичных лекций, мастер-классов и открытых интервью эксперты форума - знаменитые архитекторы, урбанисты, представители бизнеса - обсудят наиболее эффективные способы участия городских сообществ в жизни города. В программе фестиваля лекции, воркшопы от лучших городских проектов, беговые экскурсии, дни отрытых дверей в ведущих архитектурных бюро и крупных компаниях, концерт независимой музыки и выставка стритарта.

Вслед за ростом поселений стала развиваться торговля. В каком-то виде торговые отношения были и у племен охотников-собирателей. Встречаясь, они обменивались добычей, инструментами, оружием. Но только с появлением постоянных поселений это явление вышло на систематический уровень. Вслед за этим началось развитие социальных институтов и всего-всего, что мы ассоциируем с городом. К этому моменту даже самым отсталым охотникам стало понятно, что жить в городе - круто.

Да, вот еще что, насчет болезней. Средневековые города или, скажем, Лондон в эпоху промышленной революции страдали от антисанитарии и плохой экологической обстановки. Но так было не везде и не всегда. Например, в городах долины Инда (на территории современных Пакистана и Индии) более четырех тысяч лет назад существовал культ чистоты. Центр города обычно занимала общественная баня с бассейном, почти в каждом доме был собственный колодец, и, что самое поразительное, там уже были изобретены унитазы со сливным бачком - то, что в Европе появится лишь через несколько тысяч лет.

Хорошо, а когда появился первый город?

Эра городов началась примерно за четыре тысячи лет до нашей эры, и поначалу городов на Земле было немного. Однако они возникали повсюду, где проживало большое количество людей: известно, что независимо друг от друга городскую цивилизацию породили жители Северной Африки, Ближнего Востока, долины Инда, Центральной и Южной Америки.

Отличие первых городов от ранних поселений заключается в возросшей сложности их внутреннего устройства: в наличии самоуправления, развитых социально-политические структур, основ государственности. Вырос объем торговли и начали складываться политические отношения с округой и другими городами. Вокруг городов появляются каменные стены - города стали пунктами военной защиты.

Но главное, города позволили концентрировать человеческие и материальные ресурсы, получили значительное преимущество в росте производительных сил. В городах появилось крупномасштабное разделение труда: благодаря запасам провизии горожане оторвались от обработки земли и обратились к другим занятиям: сложным ремеслам, торговле, выработке знаний, отправлению культа. Многие древние города разбогатели, обрели важное политическое и культурное значение. Так сформировался фундаментальный принцип развития городов, основанный на экономике масштаба: город концентрирует в своих границах ресурсы и наиболее эффективные производительные силы, вытесняет менее прибыльные занятия на периферию, становится точкой роста для обширных окружающих пространств.

Среди древних городов выделяются такие крупные центры, как шумерский Ур (2,1 тыс. лет до н.э.) и египетский Аварис (1,7 тыс. лет до н.э.) с сотней тысяч жителей в каждом, египетские Стовратные Фивы (1,4 тыс. лет до н.э.), в которых проживало 80 тысяч человек, Мохенджо-Даро и Ракхигархи из долины Инда, (2,5 тыс. лет и 3 тыс. лет до н.э. соответственно), насчитывавшие по 40 тысяч жителей, и другие.

План Древних Афин


И чем первые города отличались от современных?

Тут уместно будет сделать отступление: историки выделяют пять этапов в развитии городов.

Первые поселения. Отсутствует социальная стратификация, планировки нет, начальства и элиты нет. Главная функция такого города - запасать пищу, ограждать жителей от дикой природы.

Первые крупные города древности . Появилась социальная стратификация, вокруг города выросли стены. Функция такого города - быть центром власти и раннего ремесленного производства, иногда воевать.

Великие города античного мира. Возникают города-государства и другие мегаполисы с максимальной концентрацией населения в них (около миллиона жителей). В них расцветают политические структуры, развиваются механизмы городского управления, инженерно-архитектурные разработки. Крупные города становятся важными центрами культурного влияния.

Средние века. Масштабы городов по сравнению с Античностью зачастую невелики, зато в городах концентрируются новые, современные ремесла и мануфактуры, снова начинается рост населения. Многие города обретают политическую независимость. Появляются банки, наука и промышленность.

Новое и новейшее время. Исчезают городские стены, в городах появляются фабрики и прочее производство. Экология ухудшается, но зато города становятся единственными поставщиками промышленных товаров для деревни. В городах концентрируются капиталы, научные центры, растет их культурное влияние, возникают мегаполисы с населением численностью свыше 6 миллионов человек. Городское общество - сложный социальный механизм, со своей иерархией и политическим устройством, развитыми механизмами самоуправления. Растет колониальное значение крупных городов, в масштабах государства города превращаются в крупные транспортные узлы. Со временем складываются современные городские агломерации с десятками миллионов жителей, связанные друг с другом на глобальном уровне. Агломерации становятся центрами наиболее эффективной экономической деятельности, местом формирования промышленных или финансово-сервисных кластеров, вытесняя менее продвинутые производства за свои пределы.

По сути первые города были просто огромными деревнями, а в наше время стали центрами человеческой цивилизации.


То есть наши современные города устроены так же, как в Новое время?

Не совсем, скорее, наши города - результат их развития. Можно выделить три аспекта современного города.

Во-первых, это открытость современного города к восприятию всего нового: новых территорий, новых жителей, новых ресурсов, новых элементов инфраструктуры, транспортных возможностей, методов управления. Современная агломерация состоит из городского ядра и периферии, но физической границы между ними больше не существует. То есть, конечно, административные границы есть - без них городом невозможно управлять, - но за их пределами территория урбанизирована так же, как в самом ядре.  

Таким образом устанавливается экономическая, социальная и культурная зависимость периферии от своего ядра. Если жители периферии ездят в город-ядро на работу, если ведут с его жителями бизнес и обеспечивают его всем необходимым (равно как и получают от него все необходимое для себя), то это уже не автономный пригород, а часть агломерации.

Во-вторых, высочайшая степень инфраструктурного развития. Так, современный город снабжен развитой транспортной системой, состоящей из автомобильных и железных дорог, которые охватывают не только ядро города, но и прилегающие к нему территории. Например, в самой Москве такая система объединяет метро, троллейбусы, автобусы, трамваи и наземные поезда, а развитая сеть электричек и загородных автобусов связывает ядро города со многими районами Подмосковья и другими, более отдаленными регионами.

Но транспорт это только один пример. Все достижения цивилизации, обеспечивающие жителей агломерации современными товарами и услугами, должны быть доступны в любой ее точке, и этот эффект достигается за счет развития крупных сетевых структур, разноуровневых предприятий городского хозяйства, а также малого и среднего бизнеса.

Наконец, в-третьих, в управлении всем этим сложным городским хозяйством используются самые современные технологии. Это цифровая связь, компьютеризация, автоматизированные системы управления, в перспективе переход к внедрению элементов искусственного интеллекта, но также и развитые структуры муниципальной власти, вовлекающие в процесс значительную часть жителей города, и открытость городских властей к потребностям горожан, их способность гибко реагировать на их запросы.

То есть наши города стали больше, повысили качество городской инфраструктуры и сделали ее максимально гибкой и управляемой.



План средневековой Флоренции

Выходит, все крупные города развиваются одинаково?

Как ни странно, но опыт человечества показывает, что большие города выбирают по сути одну и ту же стратегию, просто в разное время проходят через разные ее этапы. Это очень хорошо видно, если сравнить, например, такие современные агломерации, как Токио и Сеул. Сеул, пусть сегодня его можно назвать одним из наиболее развитых городов мира, - это отстающий Токио. Многое из того, что делается в Сеуле для городского развития, заимствовано у японцев с разницей в десять-двадцать лет.

Обе азиатские столицы в ХХ веке пережили бурный рост за счет развития промышленности. Потом и в Японии, и в Корее поняли, что из-за чрезмерной концентрации промышленных и человеческих ресурсов развитие города может зайти в тупик, и постарались повысить привлекательность других городов. А затем власти обеих столиц стали избавляться от производства, выносить его за пределы городского ядра. Соответственно, «грязное» корейское производство сперва уехало в соседние регионы, а затем, когда в Южной Корее экономический уклад сменился почти повсеместно, - в Малайзию и другие менее развитые страны. Это позволило Сеулу и другим крупным центрам стать городами будущего, чье население занято производством наиболее технологичной продукции.

Для сравнения можно посмотреть на еще одну крупную азиатскую экономику - Китай. Вторая агломерация мира по численности населения (более 30 миллионов человек), китайский Шэньчжэнь представляет собой огромный город-завод. Развитие производительных сил в Китае таково, что его города по-прежнему вынуждены концентрировать у себя производство. Но эта модель, несомненно, будет себя изживать - по этому пути уже пошли такие города, как Пекин или Шанхай.

Представим, что Илон Маск построил свой сверхскоростной поезд Hyperloop. Может ли появиться город размером с континент?

Для того чтобы представить себе нечто подобное, можно посмотреть на опыт той же Японии, где с начала 1960-х годов развивается сеть высокоскоростных поездов Синкансэн. В Японии существует крупнейшая в мире городская агломерация - Токио, в которой проживают от 32 до 37 миллионов жителей, а потенциал ее роста достигает 50 миллионов.

И все же город размером с континент - это утопия. Те же японцы, которые наиболее близко подошли к воплощению подобных проектов в жизнь, говорят о мегарегионах, соединенных сверхскоростной транспортной сетью. Так, сегодня в Японии через горную гряду, разделяющую два крупнейших экономических центра, Токио и Осаку, прокладывается туннель. К 2035 году, когда он будет достроен, от центра одной агломерации до центра другой можно будет доехать за два с половиной часа. Эта территория объединит уже 70 миллионов человек. Будет ли она единым городом? Скорее всего нет.

Дело в том, что еще очень важна городская идентичность. Она включает в себя психологические, культурные, социальные аспекты, которые нельзя не учитывать. Очевидно, что одной транспортной связанности для этого недостаточно. Город - это еще и культурное единство.



План современного Лондона

В свое время фантасты мечтали о подводных и даже подземных городах. Можно ли построить такие?

Если отбросить вопрос о технических трудностях и рассуждать о создании искусственных городов с точки зрения экономической целесообразности, то ответ будет нет.

Урбанизация развитых и множества развивающихся стран сегодня находится на очень высоком уровне. В мире просто не осталось такого количества неурбанизированного населения, для которых имело бы смысл строить новые города.

Поэтому, если задумываться о перспективах подводного города, необходимо сразу спросить себя: какая у этого города будет экономическая модель? Какое место он будет занимать в экономике своего государства? Или он сам по себе станет новым государством? Все равно необходимо решить, за счет чего этот город будет зарабатывать и привлекать к себе новых жителей. Вот если мы придумаем, каким конкурентным преимуществом будет обладать подводный или подземный город, то тогда можно будет думать и про преодоление технических трудностей.

Дмитрий Иванов

От Сонгдо в Южной Корее до Лавасы в Индии или безымянной новой столицы Египта – создается впечатление, что по всему миру кто-то строит новые города. Насколько трудным это может оказаться?

Строительство нового города с нуля не похоже на игру в Minecraft, Цивилизацию или SimCity. Ну, разве что немножко. В реальности существуют проблемы, которые не возникают в виртуальном мире, например: тщеславные диктаторы, зазнавшиеся архитекторы, бюрократия и тот факт, что самые лучшие земли уже используются всякими неустранимыми объектами – надоедливыми людишками.

Тем не менее, изучив некоторое количество проектов городского планирования по всему миру, мы создали пошаговую инструкцию о том, как построить свой собственный настоящий город.

Шаг 1: Выберите место

Прежде чем начать, нужно найти место. Пустыни, джунгли и необитаемые острова – самые популярные. Вы же не хотите потратить все свои деньги на уборку токсичных отходов, снос старых зданий или судебные баталии за свои исконные земельные права. Кроме того, очень немногие верблюды присутствуют на заседаниях по планированию, и еще менее вероятно то, что они будут способны выстроить логичную аргументацию против вашего гениального плана по постройке мегаполиса.

Президент Таджикистана, Эмомали Рахмон, недавно заложил первый камень Сайхуна (Saihoon), нового города для 250 000 человек, занимающего 14 000 гектаров (34 580 акров) земли в пустыне. Когда строительство будет окончено, в городе будет 19 жилых районов, 50 школ, 40 спортивных и торговых центров и базаров а также, моя любимая конструктивная особенность, 7 000 гектаров (17 290 акров) садов, цветущих посреди бывшей пустыни. Новая столица Египта тоже будет построена на песке к востоку от Каира, ее недостаточно функционального предшественника. Между тем, президент Теодоро Обианг в настоящее время пристально следит за созданием Ояла – новой столицы, спрятанной глубоко в джунглях Экваториальной Гвинеи, удаленной от морских нападений, которые угрожают диктатору и правительству в существующей столице. А на реке неподалеку от Москвы должны построить Хрустальный Остров.

Если у вас нет на примете пустыни или необитаемого острова, просто создайте их. Сонгдо, новый город недалеко от Сеула в Южной Корее, построен на мелиорированных землях Желтого Моря. В начале шестидесятых годов Бакминстер Фуллер придумал гигантскую плавающую пирамиду в Токийском Заливе, которая способна вместить около миллиона жителей – в качестве решения проблемы по приобретению земли для застройки в Японии. К сожалению, ее никогда не построят.

Шаг 2: Обеспечьте надежную систему водоснабжения

Это может казаться элементарным заданием, но вспомните, что случилось в городе Фатехпур-Сикри. Император Моголов Акбар начал строительства этого города-крепости в 1569 году, в качестве столицы Великой Монголии. В течение следующих 15 лет он и его приспешники построили королевские дворцы, гаремы, суды, мечети и личные покои, и всё из красного песчаника, который было очень просто достать в том районе. Однако, вскоре после завершения строительства Акбар покинул Фатехпур… в частности, из-за недостаточных поставок воды.

Сегодня Раваби – первый израильский город, построенный для палестинцев – испытывает аналогичные проблемы. Работы по строительству начались в 2011 году, и в итоге город будет способен вместить 40 000 жителей. Также в городе будут кинотеатры, торговые центры, школы, прогулочные дорожки, офисные здания, конференц-центры, рестораны и кафе. Но дома пустуют, ибо переговоры с израильскими властям о соединении города с государственным водопроводом не увенчались успехом.

Шаг 3: Обеспечьте надежное финансирование

Опять же, этот шаг может также показаться элементарным, но Вы же не хотите остаться без денег на половине постройки высокоскоростного поезда, ведущего в финансовый квартал. Для вас доступны различные варианты, если говорить о финансировании. Раваби, который некоторые палестинцы осудили за легализацию израильской оккупации, а некоторые израильтяне за строительство базы для террористов, получил треть своих инвестиций (которые в общем счете составляют один миллиард долларов) из частного палестинского конгломерата Massar International, а остальное от Катара.

Город Ояла описывают как «многомиллиардную игрушку для самого „долгоправящего“ африканского диктатора», а финансируется он главным образом за счет доходов от нефти, древесины и газа. Экваториальная Гвинея занимает третье место среди добытчиков нефти около Сахары, и большая часть доходов направляется в новую столицу, в которой будет поле для гольфа, библиотека Центральной Африки (которая выглядит как космический корабль, севший на поляну в джунглях), роскошный отель и президентская вилла. В это же время, согласно International Business Times, «народ в стране голодает».

В Египте безымянный город, площадью 700 кв.км, который должен заменить Каир в качестве столицы, частично финансируется бизнесменом Мустафой Мэнбоули из Эмират, который недавно обнародовал планы проекта стоимостью 30 млрд фунтов стерлингов. Он рассказал Guardian Cities, что у него уже есть деньги на строительство как минимум 100 кв.км новой столицы, включая строительство нового парламента. Но ему нужно больше, поэтому он пригласил королей, президентов, 30 эмиров и около сотни потенциальных инвесторов на мартовский запуск в Шарм-эль-Шейхе.

Шаг 4: Позаботьтесь о рабочих местах

Если Вы хотите, чтобы ваш город был экономически состоятельным, в городе должны быть рабочие места. Герберт Жирарде, автор Creating Sustainable Cities («Строим устойчивые города»), заявил, что проект по строительству новой столицы Египта имеет больше шансов на успех, чем другие египетские города, по большей части из-за того, что в этот город будет перенесено правительство. И в самом деле, большинство самых знаменитых городов, построенных с нуля, планировались как новые столицы: Бразилиа, Канберра, Абуджа, Оттава, Нью-Дели. И именно это, несмотря на разные их недостатки, сделало их успешными, в частности благодаря возможностям трудоустройства и экономической поддержки, за счет существования в качестве национального административного центра.

Первые три из ста «умных» городов, которые министр Нарендра Моди планирует построить в Индии, буду построены в рамках проекта промышленного коридора «Дели-Мумбаи». По замыслу правительства, этот проект должен стать «глобальным торговым и производственным центром». В Лавасе в Махараштре планируют построить анимационные и кинематографические студии, компании по разработке программного обеспечения, биотехнологические лаборатории и юридические и строительные компании, которые сосредоточат все индийские знания в сердце «новой Индии».

Шаг 5: Не пытайтесь избавиться от местных жителей

Не повторяйте судьбу Лавасы. Создатели проекта по застройке 12 500 акров были обвинены в запугивании местных фермеров продажей их земель по супернизким ценам. Их также обвиняют в вырубке миллионов деревьев. Правозащитники сообщили, что около 5000 поселенцев было вынуждено уйти. В 2010 году индийское министерство по защите окружающей среды и лесного хозяйства остановило строительство Лавасы, так как проект нарушал природоохранное законодательство.

Шаг 6: Разработайте генеральный план


Вам даже не придется лично посещать страну, в которой будет реализоваться Ваш проект. Так, консалтинговая архитектурная компания Garsdale Design, специализирующаяся на разработке планов разрушенных войной городов в Ираке, является семейным бизнесом и располагается в переоборудованном амбаре в Йоркшир-Дейлс. Такие приложения для 3D-моделирования, как Esri CityEngine, дают возможность разработать план города с домами, канализационной системой, водопроводом, электрификацией и интегрированным общественным транспортом, а затем подкорректировать его с учетом особенностей будущего места расположения. Всё чаще подобные планы начинают включать в себя Wi-Fi точки, расположение оптоволоконных сетей и сенсорных датчиков (подробнее об этом будет сказано ниже).

Шаг 7: Интегрируйте транспорт

Все 100 спланированных городов Наренда Моди в Индии включают в себя интегрированную транспортную систему со скоростным автобусным транспортом (что-то вроде наземного аналога метрополитена), пригородными поездами и сетью велодорог. Система умного транспорта может также включать в себя цифровые парковочные счетчики, которые будут сообщать вам о наличии свободных мест, или дисплеи, которые будут отображать информацию о пробках в режиме реального времени, о доступности автобусов и поездов. Хельсинки - который, конечно, не относится к городам, спланированным с нуля, но, тем не менее, служит хорошим примером для подражания - настолько далеко зашел в развитии интегрированных общественных транспортных систем, что в будущем, возможно, личные автомобили станут совсем не востребованы.

В результате обсуждения невостребованности личного транспорта в Масдар-Сити - спроектированном архитектурной компанией Foster + Partners и построенном Abu Dhabi Future Energy Company - его использование в границах города вообще оказалось под запретом. Подобным образом в дубайской пирамиде «Зиккурат», метрополисе вместимостью в миллион человек, спланированном в 2008 году, машины тоже могли бы оказаться излишними: его внутренняя общественная транспортная система, позволяющая перемещаться как по горизонтали, так и по вертикали, была бы более эффективной, чем использование личного транспорта. (К сожалению, с 2008 года мало что слышно об этой крайне экологичной пирамиде.)

Шаг 9: Сделайте мусор умным

Забудьте о мусоровозах, вонючих баках и ужасе под названием «бак на колесах». В Лусаиле, что в Катаре, планируется поставить систему пневматических труб для транспортировки мусора в центр, на переработку. Схожим образом, в южнокорейском Соньдо на улицах нет мусоровозов и баков: весь домашний мусор засасывается в громадную сеть подземных туннелей и выбрасывается в мусоросборочные центры, где его сортируют и лишают запаха. Как вариант, информационно-коммуникационные технологии могут дать возможность с помощью сенсоров определять, когда нужно забрать мусор, или измерять потребление энергии и выбросы. Граждане, конечно, могут поставить эту идею под сомнение. Не обращайте на них внимания. Чей это город, в конце концов?

Шаг 10: Обеспечьте максимальный уровень коммуникаций


Широкополосная инфраструктура, совмещающая кабельные, оптоволоконные и беспроводные сети - одно из основных требований в таких высокотехнологичных городах, как Соньдо. Более того, если у вас серьезные намерения по постройке умного города, вам понадобится так много оптоволокна, что это даже не смешно - не только для обеспечения быстрого доступа в Интернет, но и для нормальной работы сенсоров, без которых немыслима разработка умных решений для городского развития. Иначе вы вместо умного города построите глупый.

Шаг 11: Стремитесь к углеродно-нейтральной среде

Дестини, город во Флориде, который задумывался градостроителем Энтони Пьюджилезе как Кремниевая долина зеленых технологий, некоторое время был образцом для подражания: там планировалось снизить выбросы отходов почти до нуля и удовлетворять энергетические потребности с помощью возобновляемых источников энергии, в том числе солнечной, ветряной, геотермальной, а также крупнейшей в мире водородной электростанции. Город так и не построили: власти Флориды прикрыли разработки, посчитав, что достаточно зеленый и приятный город станет причиной стихийной урбанизации.

Шаг 12: Начинай заново, клоун, ты забыл про парки

Взгляните на свой гениальный макет. Всё сплошь небоскребы и торговые центры, стекло, бетон и столько клеверовидных развязок, что глаза разбегаются? Разумеется. Как и на большинстве гениальных макетов. Люди не могут процветать в такой обстановке, и хорошие планировщики все больше это осознают. Например, Лаваза - первый город в Индии, который будет проектироваться согласно принципам «нового урбанизма», выступающего за города, удобные для пешеходов, совмещающие офисные и жилые районы, предлагающие жилье для людей с различным уровнем дохода и сберегающие зеленое пространство. Соньдо проектировался вокруг центрального парка по такому принципу, чтобы любой житель мог пешком дойти на работу в офисном квартале - а это большой плюс в привлечении новых жителей. Шестьдесят процентов Большого города, плотно заселенного мегаполиса недалеко от Чэнду, что в Китае, будет состоять из буферных зон садов и зеленых насаждений, не далее чем в десяти минутах от центра. А в запланированной новой столице Египта будет парк в два раза больше, чем нью-йоркский Центральный парк.

Шаг 13: …и культуру

Абу Даби бросил свои нефтедоллары на культурный город под названием Остров Саадият, в нескольких километрах от берега. Там будет отделение Лувра, которое откроется в этом году, а к 2020 году появится музей Гуггенхейма - проектирует его, как и аналогичный музей в Бильбао, Фрэнк Гери - и Центр театрального искусства, которым занимается Заха Хадид. Находясь прямо у дубайского побережья, они стараются догнать Дубайский плановый район, признавая тот факт, что торговых центров и спортзалов недостаточно для того, чтобы в городе было приятно жить. Остряки уже сравнивают промзону Аль Куоз, где сейчас среди складов 1970-х и 1980-х годов расположено уже больше тридцати галерей, с Шордитчем или Уильямсбургом. Только не ждите рэйвов и складских вечеринок. Тем временем, в джунглях Конго нидерландский художник Рензо Мартенс пытается сделать нечто подобное - создать в одной из беднейших частей мира художественную сцену, тем самым запустив в джунглях процесс джентрификации.

Шаг 14: Пожалуйста, только не очередной островок забавной формы

Нужно ли миру еще одно роскошное поле для гольфа? (В Лавазе считают, что да: помимо медцентра, элитных отелей, пансионов и спортивных академий, там есть спроектированное Ником Фальдо поле для гольфа). Проблема строящихся с нуля городов в том, что, как говорит антрополог и участник Оксфордской программы «Будущее городов» Ник Симчик Ариз, они предлагают «сегрегированный закуток» для богатых - форму классового апартеида. Он полагает, что новые города зачастую не обеспечивают занятость небогатого населения и не предоставляют ему доступный транспорт в районы, где можно найти больше работы.

Это важная мысль. По всему миру новые города зачастую закрыты для всех, кроме самых богатых. Например, наименее дорогие квартиры в Лавазе сейчас стоят от 17 до 36 тысяч долларов, что для большей части индийского среднего класса недостижимо. Проектирующая компания заявляет, что изменила планы с целью предоставления доступного съемного жилья молодым профессионалам. Таким образом, новые города зачастую испытывают противоречивые потребности максимизации доходов с жилья и привлечения жителей. Иными словами, если вы хотите, чтобы ваш город был похож не на город-призрак или огромный закрытый элитный район, а на что-нибудь другое, ему нужно социальное разнообразие.

Что миру точно не нужно, так это очередные проекты безыдейной формы для тех, у кого денег больше, чем ума, вроде Пальмовых Островов в Дубае. Весь их смысл в том, что их видно из космоса. На земле, однако, это просто не соединенные между собой длинные участки земли, похожие на уличный ад. Да и что подумают наши соседи из космоса?

Шаг 15: Яркий замысел

Может, Пальмовые острова - это и смешно, но кому бы не хотелось жить в первом в мире обитаемом вулкане? Когда в 2008 году Норман Фостер обнародовал планы нового города на острове неподалеку от Москвы, гвоздем программы было высочайшее (на тот момент) здание в мире: высотой в 450 метров, на площади почти в полмиллиона квадратных метров, с общей площадью помещений в 2,5 миллиона квадратных метров, где располагались бы театры, выставочные залы, 3 тысячи гостиничных номеров, 900 обслуживаемых квартир и школа.

«Хрустальный остров - один из самых амбициозных строительных проектов, представляющий собой важную веху в сорокалетней истории этой практики»

Но экономический кризис помешал этим грандиозным планам, что, наверное, досадно. В конце концов, какая радость в постройке нового города, если он не смотрится круто?

Шаг 16: Стройте быстро. Нет, еще быстрее…

Новая египетская столица, согласно брошюре проектировщиков, будет состоять из 21 жилых районов с пятью миллионами жителей, раскинется на 700 квадратных километров (почти размером с Сингапур), и там будут 663 больницы и клиники, 1 250 мечетей и церквей и миллион и сто тысяч домов. Ах да, ещё - согласно брошюре - она будет построена в ближайшие пять-семь лет. Нет-нет, никто не гонит.

Шаг 18: Переучивайте своих новых горожан

В Кангабаши, новом китайском городе на миллион жителей в регионе Ордос во Внутренней Монголии, новым жителям выдают подарочные наборы, куда входят вентиляторы и список инструкций: «Не плюйтесь, не бросайте мусор на улице, не включайте громко музыку, не ездите по тротуарам». Идея в том, что большинство жителей - селяне из близлежащих деревень, не знающие, как себя вести в городах. Я знаю, о чем вы думаете: когда же горожан Лондона, Нью-Йорка и Парижа насильно переучат, чтобы они перестали осквернять свою рукотворную среду слюной и немыслимой музыкой?

Когда пять лет назад работа над Кангабаши только началась, его называли «городом-призраком». Но сельские работники теперь и в самом деле переезжают в городские высотки, манимые щедрыми компенсациями. Задумка китайских властей в том, что такие города помогут разнообразить экономику страны: натуральное сельское хозяйство становится менее выгодным из-за дурных почв и всё большего недостатка воды. Громадные богатства угольной промышленности региона обеспечили большую часть инфраструктуры города, и дешевой земли для строительства было предостаточно. Кангабаши - это только начало, проверка планов Пекина по урбанизации обширных сельских регионов в глубине Китая и переселению 250 миллионов фермеров в течение ближайших двадцати лет - эксперимента в той же степени социального, что и экономического.

Шаг 19: Если построите, придут они

Как известно любому планировщику, не имеет значения, насколько продвинуты ваши программы 3D-макетирования и насколько умны ваши градостроительные замыслы.

«Настоящее испытание начнется, когда сюда придут путаны, когда по проспекту пройдет гей-парад, и когда в городе пройдет ежегодная конвенция организации извращенцев», - считает Аджит Гулабчанд, проектировщик Лавасы. - «Я не хочу учитывать это в планах, но я надеюсь, что это случится».

Воистину: одно из удовольствий от строительства города с нуля должно быть в том, что он начинает жить своей жизнью и становится чем-то неожиданным.

Шаг 20: Ах да - назовите его

У запланированной новой столицы Египта еще нет названия, хотя можно с уверенностью поставить на то, что ее не назовут Мубараквилль, Каир 2.0 или Сиси-сити - хотя последнее мне немного нравится. А что там с новым городом на берегу Красного моря? У него много плюсов. Там будет один из крупнейших морских портов в мире. Он обеспечит более миллиона рабочих мест. И если строительство будет идти по плану, его закончат к 2020 году. Одна проблема: называется он Экономический Город Короля Абдуллы. Может, по-арабски звучит лучше.

Автор: Стюарт Джеффрис, парижский корреспондент Guardian, критик, колумнист и вообще молодец.
Оригинал: Guardian .

Ремесленники, выделявшиеся постепенно из массы закрепощённого и феодально зависимого сельского населения, стремились уйти из деревни, бежать из-под власти своих господ и поселиться там, где они могли бы найти наиболее благоприятные условия для сбыта своей продукции, для ведения своего самостоятельного ремесленного хозяйства. Уходившие и бежавшие из деревни крестьяне-ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия ремеслом (возможность сбыта изделий, близость к источникам сырья, относительная безопасность и т. п.). Местом своего поселения ремесленники избирали нередко именно те пункты, которые играли в раннее средневековье роль административных, военных и церковных центров. Многие из этих пунктов были укреплены, что обеспечивало ремесленникам необходимую безопасность. Сосредоточение же в этих центрах значительного населения - феодалов с их слугами и многочисленной свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации и т. д.- создавало благоприятные условия для сбыта здесь ремесленниками своих изделий. Ремесленники селились также вблизи больших феодальных владений, усадеб, замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров. Селились ремесленники и у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п. При всём различии тех мест, где они возникали, все эти поселения ремесленников становились центрами средоточия населения, занятого производством ремесленных изделий на продажу, центрами товарного производства и обмена в феодальном обществе.

Города играли в развитии внутреннего рынка при феодализме важнейшую роль. Расширяя, хотя и медленно, ремесленное производство и торговлю, они втягивали в товарный оборот как господское, так и крестьянское хозяйство и тем самым содействовали развитию производительных сил в сельском хозяйстве, зарождению и развитию в нём товарного производства, росту внутреннего рынка в стране.

Внешний вид города

Они были обычно окружены высокими стенами - деревянными, чаще каменными, с башнями и массивными воротами, а также глубокими рвами для защиты от нападения феодалов и нашествия неприятеля. Жители города - ремесленники и купцы несли сторожевую службу и составляли городское военное ополчение. Стены, окружавшие средневековый город, со временем становились тесными и не вмещали всех городских построек. Вокруг стен постепенно возникали городские предместья - посады, населенные главным образом ремесленниками, причем ремесленники одной специальности жили обычно на одной улице. Так возникали улицы - кузнечные, оружейные, плотничьи, ткацкие и т. п. Предместья в свою очередь обносились новым кольцом стен и укреплений. Размеры европейских городов были весьма невелики. Как правило, города были малы и тесны и насчитывали лишь от одной до трёх-пяти тысяч жителей. Только очень крупные города имели население в несколько десятков тысяч человек.

В городах вследствие антисанитарного состояния часто вспыхивали эпидемии, смертность от которых была очень велика. Часто случались и пожары, так как значительноая часть городских здании была деревянной и дома примыкали друг к другу. Стены мешали городу расти вширь, поэтому улицы делались крайне узкими. Уличного освещения не существовало. Центральным местом в городе была обычно рыночная площадь, неподалёку от которой располагался городской собор.

*Ратуша – здание городской думы (представительный орган власти в городе)

* Глава городского совета – Мэр (Англия, Франция), Бургомистр (Германия)

Сейчас, в наше время, слово «город» не вызывает ни у кого удивления. Это привычное место жительства основной массы людей. Но мало кто задумывается, какой процесс эволюции прошел, чтобы мы могли вовсю наслаждаться привилегиями городской жизни – горячей водой, инфраструктурой, интернетом, телефоном и т.д. Поэтому в нашей статье, мы расскажем вам, как возникали и строились города, в разные эпохи жизни человека.

Конечно же, сначала мы расскажем вам о самых первых городах, которые существовали на нашей планете задолго до появления системы канализации, отопления и остальных благ.

Когда появились первые города

  • По сведениям уважаемых историков, первые города появились еще в 4 тыс. – 3 тыс. годах до н. э. в местности Мессопотамия. Это были центры проживания племен и общин. Также по некоторым историческим сведениям, в таких странах как: Индия, Греция, Китай и Египет, города возникали в 3 тыс. – 2 тыс. годах до н. э.
  • Древние поселения занимали довольно обширные территории. Большая их часть была окружена стенами и рвами. Центральным местом селения по праву являлись храмы или дворцы.
  • По мере развития первых городов, остро появлялись потребности в системах хозяйства и планировке. В то время как проходило расслоение общества, также проходила и дифференциация их жилищ. Вместе с роскошными дворцами, располагались и темные лачуги, в которых находила свое пристанище беднота.
  • Первыми элементами хозяйства городов являлись канализационные сооружения и централизованное снабжение водой, бани, санитарная чистка.

Как появились города средневековья

  • Основной составляющей властвующего на то время феодализма, были не города, а крестьянские общины, деревни и хозяйства. То есть в ранние периоды феодального строя, города практически отсутствовали. Но с возникновением потребности в торговле и ремесел, вскоре начинают строиться феодальные города. Крупные поселения начали возникать вокруг замков, на торговых путях. Именно так возникла Пиза, Венеция, Гамбург, Тулуза, и прочие знаменитые города. Поселения средневековья были невелики. На то время наибольшими городами считались те, в которых проживало около 10 000 человек.
  • Города средневековья были не слишком развитыми. Городское хозяйство не создавалось, санитарные условия были на зачаточном уровне, водопровод отсутствовал, так же, как не было и канализации. Только лишь в XV веке, в Нюрнберге и в Любеке, появились первые службы по очистке улиц. Именно в данный период в крупных европейских городах возникают цехи ассенизаторов.

Как образовались города эпохи Возрождения

Оживление жизни и переход к мануфактурному производству дали толчок к формированию крупных городов. Теперь начали появляться первые системы городского хозяйства. Первоочередной задачей обеспечения населения являлась организация водопроводно-канализационной сферы. Позже начались постройки мусоросжигательных станций, начали применяться машины для чистки улиц. Понемногу прибавлял в развитии общественный транспорт. В XIX веке появилось газовое освещение улиц. После, начали использовать керосиновые лампы. И только к концу века, стало применяться электричество.

Как строили города в постиндустриальный период

Неизменно растет число городского населения, а вместе с ними и города. Примыкающие поселки понемногу застраиваются, так как уже не могут справиться с количеством жителей. Таким образом, появляются целые междугородние агломерации с огромным количеством жителей. Нередко центр города уже не считается престижным, и люди переселяются в недавно отстроенные престижные районы на окраинах города.

Основная особенность данного периода заключается в развитии абсолютно всех систем городского хозяйства. В его число входят приоритетные сферы развития, в том числе инфраструктура города, которая и составляет качество жизни населения.

Города, появившиеся при Петре 1

В эпоху знаменитого русского царя произошел отказ от феодального строя, начались развиваться мануфактуры, и поэтому все больше населения нуждалось в качественном жилье. Таким образом, были закреплены социальные структуры, развивалось городское хозяйство, градостроение приобрело внушительные масштабы. Так, многие города, построенные во времена Петра 1, существуют и процветают по сей день. Это Петербург, Верхне-Камчатск, Омск, Екатеринбург, Таганрог. Но, к сожалению, технологии Российской Империи не достигали масштабов Европы, и по состоянию на начало XX века только у 20% городов имелись водопроводы.

Город, как система, появился только в начале XX века, с появлением электростанций, городского транспорта и условий для нормального проживания населения.