Когда чаще всего употребляются антонимы в речи. Лекция: Роль антонимов в речи
Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.
Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе "старыми"), а Московская совершенно иначе ("новые правила").
Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.
Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.
Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный .
"Старые" правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В
1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.
3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.
4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.
5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз - дник, солн-це.
"Новые" правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)
1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.
Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать, а деление слова для переноса - уез-жать.
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц]. При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.
Если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер.
Если обобщить правило более доходчиво:
Слова "разрубаются" на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.
НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь и за ними есть еще парная согласная, они (сонорные и сонорные с ь) отходят к предыдущему слогу; если после й есть любой другой согласный, й отходит к предыдущему слогу.
Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл... , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.
Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>
Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных
Примеры слов с одним слогом:
звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.
Примеры слов с двумя слогами:
ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.
Слова, в которых 3 слога:
учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.
Слов с четырьмя слогами:
обезьяна, велосипед, акация.
Слова, в которых 5 слогов:
ударение, математика, литература, белоголовый.
Потренируемся в делении на слоги?
Сколько слогов в слове ЗВУК? 1 гласная, значит 1 слог звук.
Сколько слогов в слове ОГУРЕЦ? 3 гласных, значит 3 слога: о|гу|рец, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.
Сколько слогов в слове УЧИТЕЛЬ? 3 гласные, значит 3 слога: у|чи|тель, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.
Сколько слогов в слове ОТВЕТ? 2 гласных, значит 2 слога. По теории Щербы делим на слоги как от|вет, по Аванесову о|твет.
Сколько слогов в слове ГЛАСНЫЙ? 2 гласных, значит 2 слога. По Щербе делим глас|ный, по Аванесову гла|сный.
С удовольствием поможем разделить на слоги любое слово. Свои вопросы задавайте в комментариях.
Урок русского языка 5 класс, по учебнику Ладыженской Т.А. Тип урока "Открытие новых знаний". Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС.
Просмотр содержимого документа
«Роль антонимов в речи»
Тема урока «Роль антонимов в речи»
Цель познакомить учащихся с понятием «антонимы», с местом антонимов в речи.
Задачи:
Научить распознавать антонимы;
Раскрыть роль антонимов в речи;
Повторить и систематизировать понятие «синонимы»;
Развивать:
умения применять новые знания на практике;
познавательный интерес учащихся к внешней оболочке слова и его значению;
орфографическую зоркость;
речь учащихся;
умение строить речевые высказывания, контролировать и оценивать результаты деятельности;
коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
1)Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам, использовать антонимы в речи.
Личностные:
Способность к рефлексии.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель деятельности;
Умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
Умения контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативность и самостоятельность;
Вносить необходимые коррективы в действие, высказывать свое предположение.
Познавательные:
Умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;
Строить логическую цепь рассуждения.
Коммуникативные:
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
Принимать на себя ответственность за результат своих действий;
Наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Тип урока: открытие новых знаний.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | Эмоциональный, психологический и мотивационный настрой учащихся на усвоение нового материала. | Создает эмоциональный настрой на работу. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Михайловна, я учитель русского языка Шебалинской школы. Мне очень приятно сегодня поработать с вами. На ваших столах лежат смайлы, один из их веселый, другой грустный. Покажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (показывают смайлики) Большинство из вас пришли с хорошим настроением Также эти смайлы станут верными помощниками в течении урока. Сядьте правильно, выпрямите спину. Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Тему запишем позднее. В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность: ставить себе отметки в лист самооценки. | Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм. Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе. Читают установку. | Познавательные: осознают учебно - познавательную задачу. Личностные : эмоциональный настрой. Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
2. Актуализация знаний | Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | Учитель активизирует знания учащихся. Задает вопросы - «Ребята, я задам несколько вопросов и попрошу с помощью смайлов оценивать ответы одноклассников, веселый – правильно, грустный – неправильно» 1.«Вспомните, какой раздел вы начали изучать недавно на уроках русского языка?» (Лексика) Оценили смайлами 2.«Что такое лексика?» (словарный состав языка) Класс оценили смайлами 3. «Какую тему из раздела «Лексика» вы изучили?» (Синонимы) Оценили смайлами 4. Дайте определение понятию «Синоним» (слова одной части речи, разные по звучанию и написанию, одинаковые по смыслу). Оценили смайлами 5. Приведите примеры синонимов. Оценили смайлами Те ребята, чьи ответы были оценены правильно, заносят в лист самооценки по 1 баллу Для того определить тему урока зачитаю вам четверостишье, ваша задача найти ключевые слова (слайд 3) добро и зло. Являются ли эти слова синонимами? Нет, наоборот противоположные Да, эти слова по смыслу противоположные, такие слова называют «АНТОНИМЫ». Запишите тему урока (Слайд 4) Для того, чтобы сформулировать цели урока, используем прием «Незаконченное предложение» (слайд 5) | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы, повторяют пройденный материал | Фронтальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей; осознают учебно-познавательную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, применяют ранее приобретенные знания. Регулятивные: формулируют цель с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою деятельность. | Устные ответы Работа с листами самооценок |
3. открытие новых знаний | Обучающиеся учатся работать с текстом, знакомятся с правилом и новым понятием | Сейчас я попрошу открыть учебники на стр. 166, прочитать правило и выполнить письменно упражнение по рисунку над правилом, выписывая антонимы. Что такое «АНТОНИМЫ»? Теперь попрошу поменяться тетрадями и оценить друг друга по эталону (слайд 7), не забывайте оценить орфографическую зоркость (правильный ответ -1б, неправильный- 0, при наличии ошибок ответ считается неправильным) Выставляем полученные баллы в лист самооценки Поднимите руки у кого правильно | Читают правило в учебниках | Самостоятельная, индивидуальная | Познавательные УУД: работа с правилом, смысловое чтение, умение понимать что такое антонимы и находить их Регулятивные УУД: взаимооценивание, согласно критериям | |
4. Физкультминутка. | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки. | Физминутка . ТРИ КОТА | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | |
5.Первичное закрепление | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике | Предлагаю вам групповую работу. У вас на столах лежат карточки с заданиями. В 1 группе стихотворение Аржана Адарова «Моя песня», во 2 группе отрывок из алтайской народной сказки «Дед и бабушка синяя корова и кабарга Лакомка», в 3 группе отрывок из прозы «про охотников Алтая». Вам необходимо найти и подчеркнуть антонимы, командир группы зачитает ответ. Для работы в группах дается 3 минуты После ответа каждой группы: Задание 2. Каждой группе показывается картинка из русских народных сказок и басни И.Крылова, нужно назвать антонимы к картинке Члены группы за правильные ответы выставляют по 1б в лист самооценки | Выполняют задание, отвечают. | групповая | Личностные: совершенствуют имеющиеся знания Познавательные: читают и извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её Регулятивные: контролируют учебные действия, устраняют допущенные ошибки, адекватно оценивают достижения. | Работа с текстом. |
6.вторичное закрепление Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет подбирать антонимы и выявить роль антонимов в речи. | обсуждение | Для того чтобы определить роль антонимов в речи, подберем определения антонимы к слову «хлеб» (какой?), «зима» (какая?). Подумайте, для чего в речи нужны антонимы? (вывод на слайде 10) | Отвечают, делают выводы | Фронтальная, коллективная | Личностные: закрепляют новые умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: самостоятельно применяют новые знания в измененной ситуации. Коммуникативные : формулируют собственные мысли и высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах, обосновывают свою точку зрения | Письменное выполнение упражнений, заданий в группах, устные ответы. |
9.Рефлексия. | А теперь подведем итог урока. Вернемся к нашим целям и продолжим предложения. Также, для того чтобы закрепить умение использовать полученные знания, предлагаю вам в группах закончить предложение, выбрав один из предложенных антонимов и зачитать полученное предложение. Возвращаемся к листам самооценки, подсчитываем общее количество баллов и выставляем оценки согласно критериям на экране. Вернемся к нашим смайлам, поднимите тот,согласно которому ваше настроение. Улыбнитесь друг другу. Дз на слайде | Устные ответы. | Фронтальная | Регулятивные: подводят итоги урока, оценивают свою работу, Коммуникативные : формулируют собственные мысли и высказывают свою точку зрения. |
Употребление антонимов в речи Раскрыть противоречивую суть предметов, явлений, свойств помогает правильное употребление антонимов в речи . 1. Антонимы являются важным средством сотворения антитезы (гр. antithesis - противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь . По структуре антитеза может быть обычный (одночленной) : У сильного всегда бессильный повинет - и сложной (многочленной): И не можем терпеть мы, и любим мы случаем, ничем не жертвуя ни злости, ни любви, и царит в душе некий холод потаенный, когда огнь бурлит в крови . В сложную антитезу вовлечено немного антонимических пар. 2. Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета : В бричке посиживал государь, не красавчик, да и не дурной внешности, не очень толст, не очень тонок; нельзя сказать, чтоб стар, но ж и не так, чтоб очень молод . Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярчайших свойств, верно выраженных признаков. Схожее внедрение антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют четкого обозначения: В том случае друг оказался вдруг и не друг и не неприятель, а так... 3. Сравнение антонимов в выражении присваивает необыкновенную значительность каждому из нареченных ими предметов, что увеличивает выразительность речи: Горы делят страны, однако сближают людей; Нрав спортсменов воспитывается не триумфом побед, а горечью поражений
. Не считая того, антонимы в подобных случаях принимают на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы: Жизнь довольно продолжительна, чтоб успеть поправить старенькые заблуждения, однако недостаточно коротка, чтоб не успеть впасть в новые
. 5. Явление антонимии употребляется и в оксюмороне (гр. oxymoron - остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необыкновенного понятия: «Плохой неплохой человек» (заглавие кинофильма). Одни оксюмороны строятся на подлинных антонимах (начало конца ), другие - словестно с обратными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: «Живой труп»; «Оптимистическая трагедия»; ...Пышноватое природы увяданье . Слова, применяемые в подобных оксюморонах, нельзя именовать антонимами в серьезном значении термина, потому что они принадлежат к различным частям речи. 6. В ироничном контексте может быть употреблен один антоним заместо другого: Откуда, умная, бредешь ты голова? ; прилагательное умная относится к Ишаку в басне И. Крылова, и читатель осознает, что за этим определением стоит его антоним - глуповатая . Употребление слова в обратном значении именуется антифразисом (гр. апti - против + phrasis - выражение). К антифразису нередко прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шуточку говорят: Какой ты внимательный! ; злому: Как ты добр! и т. д. 7. Антонимия привлекается не только лишь для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: С южных гор до северных морей; Войска идут день и ночь; им становится невмоготу ; полноту отражения явлений, фактов реальности: Спят богатые и бедные, и опытные, и глуповатые, и добрые, и свирепые . Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот вдалеке блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла ; Помиримся. И поссоримся. И опять ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белоснежную ночь . 8. Столкновение в речи антонимов - неоднозначных слов порождает каламбур (фр. calembour ). Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в итоге восприятия неоднозначных слов сходу в нескольких значениях: Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален; Юная была уже не молода . 9. Отдельно обширно антонимы употребляются в фольклоре. К примеру, в пословицах и поговорках: В шуточку сказано, да серьезно задумано; Летом готовь сани, а зимой - тележку ; в зачинах сказок: Близко ли, далековато ли, низковато ли, высоко ли ... Источники: Дополнительно на сайт: |