Николай майоров. Майоров николай петрович

Они принадлежали к поколению сороковых и вошли в историю как начинающие поэты, чей талант погубила безжалостная война: Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Борис Богатков... Не дожил нескольких месяцев до 23 лет и Николай Петрович Майоров, автор известного стихотворения от имени целого поколения - «Мы».

Начало биографии

Их отцы - люди, родившиеся на рубеже двух эпох: заставшие царизм и прошедшие горнило Первой мировой, революции и Гражданской войны. Они верили в лучшее будущее и эту веру передавали детям. Николай Майоров, биография которого неотделима от истории страны, родился в семье рабочего в мае 1919-го. Его родина - небольшая деревня Дуровка Там семья оказалась проездом по пути во Владимирскую губернию, родину отца. Но уже в возрасте десяти лет вместе с родителями и старшими братьями он переехал в Иваново, где Пётр Максимович построил дом на 1-й Авиационной улице.

Обучаясь в школе № 9 (ныне школа № 26), Николай Петрович посещал литературный кружок и слыл лучшим школьным поэтом. В одной из его рукописных тетрадей сохранились иллюстрации Николая Шеберстова, в будущем ставшего известным художником. Именно его друзья в дальнейшем по крупицам собирали стихи поэта и восстанавливали страницы биографии, ибо верили в его неоспоримый талант.

Школьные стихи

По воспоминаниям друзей, в школьные годы Николай Майоров смущался, когда его причисляли к поэтам. А те, напротив, шутили по этому поводу и, заходя всей ватагой в книжный магазин, в его присутствии интересовались у продавца, не вышла ли книга стихов известного поэта Николая Майорова. Чтобы понять своё предназначение, юноша отправил первый поэтический опыт в Москву, в солидное издательство. «Художественная литература» дала ему отповедь, разобрав присланный материал подробнейшим образом. Сегодня подобных анализов никто не делает, а тогда это было обязательным.

В ответе его упрекали в бедности словарного запаса и затасканных эпитетах. Интересно, знал ли редактор, что отвечает тринадцатилетнему юноше, а не взрослому человеку? В 1960 году сестрой Михаила Кульчицкого будут обнародованы первые три рукописные тетради Майорова, где перед читателями предстаёт школьное творчество поэта. Это сборник «Ухабы», где проскальзывает грустное пророчество себе самому, мини-поэмы и сказки, уже говорящие о жанровом многообразии, и лирика, связанная с первой влюблённостью поэта в девушку с «московской улицы».

Образование

Третья тетрадь относится уже к московскому периоду, когда Николай Майоров стал студентом Московского Государственного Университета. Поступил он в 1937 г. на исторический факультет, а на других учились известные в молодёжных кругах Михаил Луконин, Давид Самойлов, образовавшие первый литературный кружок. Писавшего взахлёб студента истфака скоро признали своим и всё чаще приглашали почитать стихи перед студенческой аудиторией, полюбившей его сразу и безоговорочно.

Успех окрылил автора, и в 1939-м параллельно он стал учиться в посещая поэтический семинар известного советского поэта. Учившийся вместе с ним его ровесник Михаил Кульчицкий оставит воспоминания, где назовёт друга «глыбой», тем ориентиром, к которому всем хотелось тянуться. Первые его стихи напечатает многотиражка МГУ, так и оставшись единственным изданием, опубликовавшим произведения Майорова при жизни.

Финская война

Старший брат Николая Майорова Алексей служил в авиации. А в 1938-м он сам стал свидетелем гибели лётчиков на окраине Иванова. Их хоронили с почестями, положив на могилу вместо надгробной плиты винт разбившегося самолёта. Николай назвал его «памятью ими взятой высоты», написав чудесные стихи, в которых наряду с пафосом гражданственности и поэтизированием войны появилась нотка ранней солдатской смерти.

Его друг по Жуков попадёт на Карельский перешеек, став участником финской войны. Вторая мировая уже началась и показывала свой истинный смысл, неся смерть и страдания. Жуков был серьёзно ранен, и после госпиталя друзья долго размышляли о том, каково это, вести прицельный огонь по противнику, испытывать страх в бою и пережить ранение, навсегда оставшись инвалидом. Уже тогда Николай Майоров, стихи которого о предчувствии ранней гибели увидели свет, понимал, что не миновать ему в будущем пулемётной роты.

Любовь

Музой поэта была его сокурсница Ирина Пташникова, чьё увлечение археологией не позволило влюблённым соединить свои жизни. После первого курса они мечтали пожениться, но Ирина уехала в археологическую экспедицию в Хорезм. Творческой натуре понять это было трудно, и Николай Майоров напишет трогательные стихи «Тебе», в которых тоже поставит Ирину на второе место после поэзии. Ирина не простит юношеский максимализм возлюбленного, и они начнут отдаляться друг от друга.

Сокурсники понимают, что двум сильным личностям, отстаивающим свою независимость, отношения выстроить сложно. Но они до последнего останутся друзьями, и с фронта Николай будет писать ей письма, а на вечере его памяти женщина прочтёт наизусть огромное количество его стихов, многие из которых были посвящены ей.

Великая Отечественная

С первых дней войны, ожидание которой чувствовалось с началом сороковых, студенческая Москва была направлена для рытья противотанковых рвов под Ельней. Весь литературный кружок стремится на фронт, и уже в сентябре Николай Майоров, биография которого в дальнейшем мало будет отличаться от биографии друзей, отправится в Иваново для прибытия в военкомат. После прохождения формальностей уже в октябре он будет призван в Красную Армию.

Назначенный помощником политрука, он окажется в составе пулемётной роты стрелковой дивизии № 331, участвующей в боях на смоленской земле.

Гибель поэта

О Ржевско-Вяземской операции зимой 1942-го долгое время старались не упоминать. Наступательная тактика Красной Армии не привела к успеху и захлебнулась в крови тысяч солдат и офицеров, прозвавших места подо Ржевом «долиной смерти». В сорокаградусный мороз на протяжении месяцев стрелковый полк, в котором служил Николай Петрович Майоров, удерживал деревню Баранцево на Смоленщине. Здесь 8 февраля пал помощник политрука, чью могилу долго не могли разыскать.

Ирина Пташникова безуспешно разыскивала останки своего друга, погребенного, как выяснилось, в братской могиле вместе с семью боевыми товарищами. Позже участников боёв в печально известном Кармановском выступе перезахоронили в Карманово, где создали памятный мемориал.

Наследие

Николая Майоров - один из поэтов, чьи стихи не были известны широкой публике при жизни, однако он стал глашатаем целого поколения. Его друг опубликовал часть его стихов в местных газетах, а в 1962 г. издал сборник под названием «Мы», по крупицам собрав воспоминания друзей и коллег. Николай Майоров, творчество которого до конца не изучено до сих пор, передал чемоданы с рукописями на хранение одному из друзей. К сожалению, они не найдены до сих пор. Уже в 2013-м ранние работы были обнаружены в архиве (РГАЛИ), но это лишь малая часть написанного автором. Его поэмы «Ваятель» и «Семья» сохранились только в отрывках.

Стихи Николая Майорова о войне, вернее, о её предчувствии от имени «мы-поколения» входят в топ лучших произведений наряду с творчеством Константина Симонова и Александра Твардовского, Анны Ахматовой и Посмертно он стал членом Союза писателей, что само по себе является фактом уникальным. Его именем названа улица в Иваново, а к 70-летию Победы Кармановская школа тоже добилась права носить имя выдающегося поэта. Николай Майоров, как сказал П. Антокольский, навсегда в людской памяти останется молодым, как и его строчки:

«Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли, не долюбив, Не докурив последней папиросы».

М айоров Николай Петрович
15 февраля 1958 года

Родился в деревне Высоково Шуйского района Ивановской области. Окончил среднюю школу с. Пустошь Шуйского района Ивановской области.

В Вооружённых Силах с 1975 года. В 1979 году окончил Рязанское воздушно-десантное командное училище. После окончания училища был назначен командиром парашютно-десантного взвода 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (г. Псков).

С 1980 по 1988 год проходил службу в должности командира взвода и командира роты курсантов Рязанского воздушно-десантного командного училища. С 1988 по 1991 год обучался в Военной академии им. М.В. Фрунзе.

После окончания академии теперь уже майор Майоров назначен командиром парашютно-десантного батальона 331-го парашютно-десантного полка 106-й (с 1993 года 98-й) воздушно-десантной дивизии. С этого времени жизнь и служба Николая Петровича связаны с Костромой.

В 331-м парашютно-десантном полку Майоров последовательно занимал должности от командира батальона до командира полка.

С 28 июля по 2 ноября 1992 года 3-й парашютно-десантный батальон полка под командованием подполковника Майоров Н.П. выполнял боевые задачи в составе Миротворческих сил в Приднестровье с целью прекращения этнического конфликта. При возвращении батальона к месту постоянной дислокации в Кострому благодарные житель г. Бендеры подарили воинам батальона расписной самовар с благодарственной надписью. Этот самовар в настоящее время представлен в экспозиции военно-исторического отдела Костромского музея-заповедника.

С 16 по 18 марта 1999 года личный состав полка, которым к этому времени командовал полковник Майоров, принял участие в крупных тактических учениях «Воздушный мост» на которых было десантировано около 1000 человек, 10 единиц боевой техники, а так же один экипаж внутри боевой машины. На учениях присутствовал Министр обороны РФ, маршал РФ Сергеев И.Д.

В июне 1999 года на базе 2-го парашютно-десантного батальона полка был сформирован 14-й отдельный парашютно-десантный батальон под командованием гвардии майора Лозового Ю.В., который в июле того же года был комбинированным способом перевезён в Косовский анклав республики Югославия. За образцовое выполнение воинского долга при подготовке и осуществлении операции по вводу российского воинского контингента в Косово Указом Президента Российской Федерации №1509 от 13 ноября 1999 года полковник Майоров был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.

С 13 сентября 1999 по 23 марта 2000 года полковая тактическая группа под командованием командира полка гвардии полковника Майорова Н.П. была направлена для участия в контртеррористической операции на территории Чечни и Дагестана. Личный состав полка проявил при этом исключительные мужество и героизм, командир полка полковник Майоров Н.П. действовал грамотно и хладнокровно, проявляя героизм и личное мужество. Указом Президента РФ №98 от 22 января 2000 года полковник Майоров был награждён орденом «Мужества».

20 марта 2000 г. на территории республики Чечня состоялось торжественное построение личного состава полка, посвящённое его убытию на место постоянной дислокации. В данном мероприятии принимал участие Президент РФ Путин В.В., который поздравил личный состав с завершением выполнения боевой задачи и вручил военнослужащим государственные награды.

Согласно Указа Президента РФ №515 от 16 марта 2000 г. за мужество и героизм проявленные при ликвидации незаконных вооружённых формирований командиру полка гвардии полковнику Майорову Н.П. и командиру разведывательного взвода старшему лейтенанту Щетневу Р.Н. было присвоено звание Герой Российской Федерации, а 641 военнослужащий полка награждён орденами и медалями.

Необходимо отметить и тот факт, что с 1998 по 2000 годы, будучи командиром 331-го парашютно-десантного полка, полковник Майоров возглавлял парадную коробку полка на параде в честь Дня Победы на Красной площади в Москве.

По возвращении из Чечни, в июле 2007 года гвардии полковник Майоров был назначен на должность заместителя командира 98-й гвардейской Свирской воздушно-десантной дивизии (город Иваново). А в 2002 году уволился из рядов Вооружённых Сил по организационно-штатным мероприятиям.

После увольнения в запас, Н.П. Майоров вернулся в Кострому, работал на различных предприятиях города, а с 2015 года работает в Администрации Костромской области помощником губернатора по вопросам военно-патриотического воспитания.

Документы из Костромского городского военкомата.

Источники:

  • Документы из фондов Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
  • Документы Костромского городского военкомата.
  • Сайт «Герои страны»

Заведующий военно-историческим отделом

Костромского Государственного историко-архитектурного

и художественного музея-заповедника,

председатель Костромского военно-исторического общества

Белоус Михаил Александрович .

Майоров Николай Петрович - поэт.

Родился в крестьянской семье. С 10 лет жил в г.Иванове.

В 1937 поступил но исторический факультет МГУ, а с 1939, одновременно с университетом, учится в Литературном институте им. М.Горького, посещает поэтический семинар П.Г.Антокольского. В окт. 1941 Майоров уходит добровольцем в действующую армию. Был политруком пулеметной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии, погиб на фронте.

Не все написанное Майоровым сохранилось, но и то, что уцелело и было опубликовано посмертно, свидетельствует о том, что он обещал быть большим и самобытным поэтом. Он был человеком, рожденным революцией. Таким людям, как он, революция открыла путь к знаниям и большой культуре, к реализации своих творческих возможностей. В стихотворении «Мы» (1940), рисуя портрет своего деятельного, творчески активного поколения, Майоров писал: «Мы были высоки, русоволосы. / Вы в книгах прочитаете, как миф, / О людях, что ушли, не долюбив, / Не докурив последней папиросы. / Когда б не бой, не вечные исканья / Крутых путей к последней высоте, / Мы б сохранились в бронзовых ваяньях, / В столбцах газет, в набросках на холсте». В этом портрете поколения много от автопортрета Майорова. Главное для него и его ровесников - это творчество, созидание, «вечные исканья / Крутых путей к последней высоте», однако высокое чувство общественного и воинского долга, ради выполнения которого они готовы умереть, заставляет их идти в бой, «не долюбив, / Не докурив последней папиросы». Те молодые поэты, которым суждено было погибнуть в 1941 и 1942, а кое-кому и раньше - на «незнаменитой» (по словам Твардовского) финской войне,- не успели пережить ни сомнений, ни разочарований в своих идеалах, их мироощущение осталось цельным и героическим, лишенным чувства жертвенности и трагизма.

По воспоминаниям друзей, основным произведением Майоров была большая поэма «Ваятель», от которой сохранился только отрывок (печатается под заглавием «Творчество», 1940). В нем программа молодого поэта: «Есть жажда творчества. / Уменье созидать. / На камень камень класть / Вести леса строений. / Не спать ночей, по суткам голодать, / Вставать до звезд и падать на колени. / Остаться нищим и глухим навек, / Идти с собой, с своей эпохой вровень / И воду пить из тех целебных рек, / К которым прикоснулся сам Бетховен. / Брать в руки гипс, склоняться на подрамник, / Весь мир вместить в дыхание одно, / Одним мазком весь этот лес и камни / Живыми положить на полотно, / Не дописав, / Оставить кисти сыну. / Так передать цвета своей земли, / Чтоб век спустя все так же мяли глину / И лучшего придумать не смогли».

Творческая страсть у Майорова определяется силою любви к женщине. В стихотворении «Рождение искусства» (1939), обращаясь к любимой, поэт сравнивает себя с первобытным художником, у которого вдохновенная любовь к женщине обостряла жажду жизни, потребность в гармонии. Среди тех молодых поэтов, которые ушли из жизни, «не долюбив», М. был наделен, очевидно, самым сильным чувством любви к женщине, о чем свидетельствуют такие его стих., как «Весеннее», «Мой отъезд», «В тот день, когда я был еще не твой...», «Что значит любить», «Здесь все не так...», «Я был ее. Она еще все помнит...», «Заснуть. Застыть. И в этой стыни...», «Все к лучшему. Когда прошла гроза...», «Мне нравится твой светлый подбородок...», «В грозу», «Я знал тебя, должно быть, не затем...», «Мне только б жить и видеть росчерк грубый...» и др. Интересно, что Маяковский, которого многие воспринимали тогда только как поэта-трибуна, оказался близок Майоров как поэт «громады-любви»: он взял эпиграфом к стихотворению «Обрыв» (1940) его слова: «Страсти крут обрыв, / Отойдите,- будьте добры».

Майоров отличался глубоким чувством природы, которое является важной особенностью его мировосприятия. Среди пейзажных стих, поэта особенно выразительны «Август» (1939) и «После ливня» (1939). О пристрастиях Майоров среди русских классиков говорят его стихотворения «В Михайловском» (1937), «Пушкин» (1937) и «Гоголь» (1939). На его мировосприятие и стиль оказали влияние В.Маяковский, В.Хлебников, Э.Багрицкий, П.Антокольский, ему нравилась поэзия А.Твардовского, но по силе любовной страсти, чувству природы, рельефной пластике образов он ближе всего к П.Васильеву.

М.Ф.Пьяных

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 496-497.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Мы: книга стихов. М., 1962 [в сб. вошли воспоминания о Майорове Д.Данина, И.Пташниковой, В.Жукова, Н.Глазкова и М.Львова];

Советские поэты,павшие на Великой Отечественной войне / предисл. А.Суркова; вступ. статья В.Кардина. М.; Л., 1965;

Мы // вступ. статья Н.Банникова. М., 1972.

Литература:

Аннинский Л. Глубина фронта // Новый мир. 1974. №4;

Таганов Л. «Земля» и «небо» Николая Майорова // Таганов Л. На поэтических меридианах. Ярославль, 1975;

Куликов Б. Николай Майоров: Очерк жизни и творчества. Ярославль, 1975;

Турков А. Слово о поэте // Турков А. Открытое время М., 1975;

Коган А. Стихи и судьбы. М., 1977;

Ружина В. Нам арах и подлость были не к лицу... // Поэзия. Вып.20. М., 1977;

Лазарев Л. Юноши 41-го года // Лазарев Л. Это наша судьба. М., 1978.

Биография

Родился в деревне Дуровка Сызранского уезда Симбирской губернии в крестьянской семье. С десяти лет жил в городе Иваново. Учился в школе № 35, ныне - лицей № 33. В 1937 году поступил на исторический факультет Московского государственного университета. С 1939 года одновременно учился в Литературном институте им. М. Горького, занимался в поэтическом семинаре Павла Григорьевича Антокольского .

В октябре 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Был политруком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии. Погиб на фронте у деревни Баранцево Смоленской области.

Творчество

Несколько стихотворений опубликовано за время его учёбы в газете «Московский универси­тет». Две поэмы, написанные им в 1939 и 1940, не сохранились. Большинство рукопи­сей, очевидно, утеряно вместе с чемода­ном, отданным на сохранение в начале вой­ны. Сохранившиеся стихотворные произведения были опубликованы посмертно.

Его стихи отличаются большой страстностью и утверждением активности в жизни. Данное Майоровым описание Н. Гоголя, сжигающего руко­пись, позволяет предполагать, что он и сам порой критически относился к собственным стихам. Сожаление о том, чего не удалось пережить, и мотив ранней солдатской смерти говорят о предчувствии терпис дно конечно же собственной судь­бы. Лирика Майорова предметна, его язык большей частью жёсткий, немногословный, но, судя даже по немногим уцелевшим стихам, бога­тый.

Издания

Память

Именем Майорова названа одна из улиц города Иванова.

Николай Петрович Майоров родился в 1919 году в семье ивановского рабочего. Ещё в десятилетке начал писать стихи.

Окончив в Иванове школу, переехал в Москву и поступил на исторический факультет МГУ.

С 1939 года стал посещать поэтический семинар в Литературном институте имени А.М. Горького. Писал много, но печатался редко.

В 1939 и 1940 годах Н. Майоров пишет поэмы «Ваятель» и «Семья». Сохранились только отрывки из них, а также немногие стихи той поры. Чемодан с бумагами и книгами, оставленный поэтом в начале войны у кого-то из товарищей, найти не удалось.

Летом 1941 года Н. Майоров вместе с другими московскими студентами роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена.

Политрук пулемётной роты Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине 8 февраля 1942 года.

Посмертно вышла книга поэта «Мы» (издательство «Молодая гвардия»).

Стихи Н. Майорова печатались в коллективных сборниках поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной воины.

Памятник

Им не воздвигли мраморной плиты,

На бугорке, где гроб землёй накрыли,

Как ощущенье вечной высоты

Пропеллер неисправный положили.

И надписи отгранивать им рано -

Ведь каждый, небо видевший, читал,

Когда слова высокого чекана

Пропеллер их на небе высекал.

И хоть рекорд достигнут ими не был,

Хотя мотор и сдал на полпути, -

Остановись, взгляни прямее в небо

И надпись ту, как мужество, прочти.

О, если б все с такою жаждой жили!

Чтоб на могилу им взамен плиты

Как память ими взятой высоты

Их инструмент разбитый положили

И лишь потом поставили цветы .

Я не знаю, у какой заставы

Вдруг умолкну в завтрашнем бою,

Не коснувшись опоздавшей славы,

Для которой песни я пою.

Ширь России, дали Украины,

Умирая, вспомню... И опять -

Женщину, которую у тына

Так и не посмел поцеловать .