Отношение стародума к сильным мира сего. Рассказ о стародуме из рассказа недоросль

Стародум - дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа И. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые). По этой причине драматург противопоставляет родословную С. и его воспитание родословной Простаковой и ее воспитанию. Едва появляясь в доме Простаковой, С. рассказывает об отце: «Служил он Петру Великому», «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (д. 3, явл. I).

Роль С. в комедии - резонер. В драматических произведениях резонером был обычно мудрый старый дворянин. Область его моральных поучений - чаще всего семейные проблемы. Фонвизин оригинально переосмысливает функцию резонера по сравнению со старой драмой. Моральные сентенции резонера, в которых выражается авторская точка зрения, в «Недоросле» становятся формой изложения политической программы. Речи С. напоминают монологи героев русской тираноборческой трагедии и по заключенному в них содержанию, и по гражданскому пафосу, а сам он сродни таким героям.

В комедии С. появляется в 3-м действии I явления, сравнительно поздно, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя. Роль С. заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и правильно понятого просвещения. Функция «избавителя» несколько ослаблена (в строгом смысле спасают Софью и наказывают Простакову Милон и Правдин; С. же подводит нравственный итог: «Вот злонравия достойные плоды!» - д. 5, явл. последнее), но зато усилена функция С. - политического мыслителя. Положительные герои из его речей должны «теоретически» осознать, почему «злонравие» восторжествовало в семье Простаковых, а зрители и читатели - уразуметь причины краха Простаковой. Поэтому С. одновременно обращается и к действующим лицам, и к зрительному залу.

Дворянскую праздность С. считает недостойной дворянина, а воспитание его полагает делом государственным; главное - возвратить дворянству его истинное содержание. Тут С. (и Фонвизин), под влиянием опыта российской жизни, расходятся с идеями французского просвещения. « Просвещение» и «воспитание» не сводятся для резонера и автора к «просвещению ума», «воспитанию разума». С. говорит: «Невежда без души - зверь». Но без души и «просвещеннейшая умница - жалкая тварь» (д. 3, явл. I). К чему приводит необразованность ума и невоспитанность души, С. объяснять не приходится: этому посвящена комедия. Примером же умного, просвещенного, но мелкого и ничтожного человека служит товарищ молодости С, граф. «Он <...> сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило» (д. 3, явл. I). Однако патриотический призыв С. к графу послужить отечеству на полях сражений встречает холодный отпор. Фигура горе-учителя Цыфиркина являет пример противоположный: учитель арифметики необразован, но у него есть душа, и С. сочувствует бывшему воину, прощая ему недостаточность познаний. Французские «мудрецы», по мысли Фонвизина, поставили на первое место ум (разум) и забыли душу. Разум не нашел опоры в чем-либо, кроме себя, и, оставленный в небрежении, может служить как добру, так и злу. Напротив, от воспитания души лежит прямой путь к воспитанию чести, благородства. Такое воспитание берет разум своим помощником, добивается, чтобы человек делал для других то, чего желал бы для себя. Рационализму Запада С. противополагает русский опыт, русскую традицию и русское представление о сущности просвещения. Поэтому воспитание молодых людей должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и своим критерием положить благо отечества.

Фонвизин стремился всячески оживить фигуру резонера. Он «дал» С. подробную биографию, сообщил о его службе и отставке, о том, что он долго жил в Сибири и своим трудом нажил состояние. Следуя велению сердца и своим убеждениям, С. хочет устроить счастье Софьи и делает ее наследницей. Как ближайший родственник, С. берет на себя заботу о Софье и желает ей достойного жениха. При этом он отказывается принуждать девичье сердце. Предупреждая появление С, Простакова, а затем и Правдин говорят о его «угрюмости», «грубости» (д. 2, явл. V). Однако Правдин, знающий С, называет эти суровые черты «действием его прямодушия». Прямой нрав С. сказывается и на его отношении к людям («кого уж и полюбит, так прямо полюбит», «А кого он невзлюбит, тот сам дурной человек»). С. с высоты своего опыта (ему шестьдесят лет, за его плечами большая жизненная школа) проницательно, почти с первого взгляда, понимает, что за дом у Простаковых, каков нрав хозяйки, каковы учителя у Митрофана й как жилось Софье до его приезда. Лесть Простаковой напрасна: С. не терпит угодничества.

Предъявляя к людям большие требования, С. и себя подвергает строгому нравственному суду. Наконец, С, вопреки «суровой» репутации, оказывается приятным в общении, любезным и воспитанным человеком, не чуждым веселья, иронии, смеха, чувствующим комизм положений и речей. Он может быть трогателен, возвышен, исполнен гнева и сострадателен (не желая зла Простаковой, он прощает ее и проявляет участие в ее судьбе).

Современниками С. воспринимался как учитель жизни. Об успехе персонажа у публики свидетельствует название журнала «Друг честных людей, или Стародум», задуманного Фонвизиным, но не осуществленного, в котором писатель обращался к своему герою: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика с удовольствием слушает».

Кто такой Стародум? Какой портрет его характера можно представить в работе Дениса Ивановича Фонвизина? Сколько ему лет и какое положение в обществе он имеет? Какую роль он сыграл в великой комедии « » и в жизни главных героев произведения?

Господин Стародум является сильным и многоуважаемым положительным героем. Внимательно отследив его диалоги в контексте комедии и отзывы других персонажей, можно представить подробный портрет его характера и знать много деталей о жизни. Стародум был мужчиной в зрелом возрасте, имел большой жизненный опыт и опыт в служении стране. Его знают, высоко ценят и уважают все порядочные граждане государства. Он не имеет чинов и званий, но имеет большое состояние и гордость за неиспорченную душу.

В молодом возрасте был на войне и получил множество ранений, но отошел от службы из-за государственной несправедливости. Его дальний знакомый, уклонился от военных действий и остался при дворе, имел «выслугу» угодную высшим чиновникам и получил звание, а Стародум, имея тяжкие ранения остался не удел.

Герой был оскорблен такими событиями жизни. Не получив ни званий, ни богатств он оставил службу. В диалоге с Правдиным Стародум сожалеет о своем поступке. Он мог продолжать служить родине, не поддаваясь первым порывам гордости и образумиться. Герой понимает, что истинная награда — это уважение за честность, правильные поступки, умение владеть собой в трудных ситуациях и признание заслуг окружающими.

После отставки он поехал в Петербург, там его взяли на службу при дворе. В службе он узрел, как люди «идут по головам» ради собственных благ и нечестивых целей. Он был рад уйти со службы во дворе и ушел вовремя. С честью и собственным достоинством он остался верен себе, своим принципам и слову.

Ни чины, ни богатства не искусили его. Свое большое состояние Стародум заработал честным трудом в Сибири, чем высоко гордится. Он считает свой пример заработка истинно благородным, честным и верным путем. Благодаря нажитым годам и полученному опыту герой имеет острый ум и хорошо разбирается в людях. Он прямолинеен в своих мыслях и словах, всегда говорит правду и то, что думает. Не смотрит на чины и считает, что где начинаются чины, там пропадает искренность человека. За это многие его считают грубым и угрюмым мужчиной.

Стародум сдержан и глубоко рассудителен, будучи в возрасте не спешит действовать, поддаваясь первым порывам чувств, но такими качествами герой обладал не всегда. Дядюшка Стародум имеет единственную любимую племянницу Софью и обещает ей отдать свое состояние, чтобы мужа она выбрала по достоинству душевному, а не состоянию богатому.

«…Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного…».

История Стародума начинается уже с первых строк комедии, когда выясняется, что племянница Софья осталась одна после смерти матери и дальние родственники Простаковы увезли ее к себе. Все персонажи уверены, что больше никого у Софьи не осталось. И дяди ее Стародума давно уже нет в живых. В корыстных целях Простаковы желают отдать ее замуж родственнику семьи – брату , Скотинину. Его фамилия в комедии является говорящей. Чтобы подчеркнуть это автор наделяет его любовью к свиньям.

Скотинину не симпатична Софья и его не интересуют деревни, принадлежащие ей, душа его радуется свиньям, имеющимся в этих деревнях. Но вскоре все узнают, что дядя Софьи жив и очень богат. Богатство свое он наследует Софье. Планы Простаковых резко меняются, и желают они отдать ее замуж уже не за брата Простаковой, а за собственного необразованного сына.

Стародум приезжает как спаситель Софьи от нежеланного замужества и нечестивых планов родственников. Благодаря дяде Стародуму Софья самостоятельно может выбрать себе мужа. Оказывается, что избранник у племянницы уже имеется. Стародум доволен выбором племянницы и благословляет молодых. Но рассказывать о своем решении герои комедии не спешат.

От чего действия вокруг них превращаются в нелепый фарс и сплошное безумие. Этим поступком Стародум показал зрителю комедии, вскрыл на поверхность все низкие чувства и пороки человека. Он дал время, чтобы герои комедии, сами того не зная, открыли правду окружающим о своем бесчестии и низких пороках. Ситуация вывернула наизнанку Простаковых, Скотинина и показала, как можно унизится и пасть в глазах себя и окружающих в погоне за низкими целями.

Сама фамилия Стародума является говорящей. Она означает, что его мысли, «думы» и соответственно поступки исходят из воспитания, которое вложил в него отец. А отец его был воспитан на службе у Петра Великого. Значит Стародум был воспитан по старым ценностям и это заложило в него сильные черты характера и непреклонность ума.

Многие критики считают Стародума олицетворением самого Дениса Ивановича Фонвизина. От лица Стародума писатель хотел подчеркнуть безнравственность общества своего времени с помощью отсылок к поколению Петра воспитанному по старым нравам. Не было надменных чинов, говорил он:

«…Тогда один человек назывался Ты, а не Вы… Зато нынче многие не стоят одного…».

Стародум уважал людей, преданных своему слову, чести и благородству, презирая в ответ других, противоречащих этим качествам и не уважал их. Он презирал дворян, получивших свои чины и имущество за неблагородную выслугу, притворную ложь, лесть и измену себе и своим принципам, чести. Стародум не терпел низость души человеческой и надменность, был груб и скуп с такими людьми. А таких людей было в его время много. Простаковы же являются тем же доказательством и олицетворением этих низких людей.

Таким образом, Стародум является одним из значимых персонажей комедии. Он сыграл в ней самую яркую и важную роль - открыл пороки человеческие. Персонаж является главным ключом к открытию важной темы всей комедии Д.И. Фонвизина и олицетворением благородных черт человеческих.

Образ и характеристика Стародума в комедии "Недоросль" Фонвизина Господину Стародуму около 60 лет: "...Мне на свете шестьдесят лет..." "...Ты должна делать утешение моей старости, а мои попечении твое счастье..." Стародум - дворянин, отставной офицер: "...Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода..." "...Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом.." В молодости Стародум участвовал в войне и был ранен: "...Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. "...я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни..." Также Стародум служил при императорском дворе: "...Ко двору. Меня взяли ко двору..." Стародум нажил свое состояние своим трудом, проработав несколько лет в Сибири: "...Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу..." Стародум заработал свое состояние честным трудом, без подлостей и воровства: "...решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро..." Стародум - умный человек: "...Дядюшка-де человек умный; он, увидя меня в чужих руках, найдет способ меня выручить..." Стародум - прямодушный, искренний человек, но некоторые люди принимают эти качества за угрюмость и грубость: "...Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет..." "...И злодеи его говорят только, что он немножечко угрюм, а такой-де преразумный, да коли-де кого уж и полюбит, так прямо полюбит..." Стародум разбирается в людях. Он не любит дурных людей: "...А кого он невзлюбит, тот дурной человек..." (о Стародуме) Стародум - откровенный, прямодушный человек: "...Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет..." Стародум - простой, нехитрый ("простосердечный") человек: "...Извини мое простосердечие..." Стародум не смотрит на статус, чин людей, с которыми говорит: "...Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает искренность..." Стародум воспитан по-простому, "по-старому": "...Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы..." Стародум - малообразованный, но при этом умный человек: "...Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову..." Господин Стародум ценит в человеке душу и сердце - так воспитал его отец: "...Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.." Стародум - сдержанный человек. Он научился владеть собой и теперь ничего не делает по первому порыву: "...У меня правило: в первом движении ничего не начинать...""...О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству..." Стародум - человек с редкими качествами: "...Происшествии с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут..." Стародум не терпит несправедливости: "...Такое неправосудие растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку..." Стародум - горячий, пылкий человек: "...Ласкаюсь, что горячность моя меня не обманывает..." "...Горячность не допустила меня тогда рассудить..." Стародум не гонится за чинами и богатствами. Он выше всего ценит душу, честь и принципы: "...Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы..." У Стародума есть единственная родственница - Софья. Ей он завещает свое состояние: "...Ты знаешь, что я одной тобой привязан к жизни..." "...Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного..." Стародум - почтенный человек: "...Почтенный человек! (Милон о Стародуме) Стародум читает книги (в отличие, например, от Тараса Скотинина): "...Очки мои на столе, в книге..." Стародум любит честных людей: "...Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание..." Стародум - небезразличный человек. Его "трогают люди": "...Ты меня счастливее. Меня трогают люди..." (Стародум Скотинину) Стародум - великодушный человек. Он умеет прощать людям их ошибки, подлые поступки. Так например, он прощает Простаковой ее подлость: "...Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю..." По сюжету оказывается, что друг Стародума является дядей офицера Милона: "...Я не знаю Милона; но когда дядя его мой истинный друг.." Также оказывается, что учитель Простаковых Вральман когда-то служил кучером у Стародума: "...Он три года у меня был кучером..." Это был цитатный образ и характеристика Стародума в комедии "Недоросль" Фонвизина, описание характера и биографии героя.

Была написана в 18 веке – в переходную эпоху, когда российское общество представляло собой два противоположных лагеря – приверженцев новых, просветительских идей и носителей устаревших, помещицких ценностей. Ярким представителем первых в пьесе выступает Стародум. «Недоросль» является классицистическим произведением, поэтому уже в фамилии героя Фонвизин предоставляет читателю краткую характеристику Стародума. «Стародум» – тот, кто думает по-старому. В контексте комедии это человек, для которого важны приоритеты предыдущей – петровской эпохи – в то время монарх активно вводил реформы по просвещению и образованию, отходя таким образом от укоренившихся в российском обществе идей домостороя. Помимо того, значение фамилии «Стародум» можно трактовать и более глобально – как носителя мудрости, опыта, традиций, христианской морали и человечности.

В пьесе Стародум выступает положительным героем. Это образованный мужчина преклонного возраста, с большим жизненным опытом.
Основные черты Стародума – мудрость, честность, доброта, уважение к другим людям, справедливость, ответственность за будущее своего отечества и любовь к родине.

Стародум и Простакова

По сюжету комедии Стародум является дядей Софьи. Еще когда девушка была маленькой, ему пришлось уехать в Сибирь, где он честным путем нажил состояние, и теперь вернулся домой спокойно провести старость. В комедии Стародум является одним из главных героев и противопоставляется в пьесе, прежде всего, госпоже Простаковой. Оба персонажа – это родители, однако подход к воспитанию у них кардинально различается. Если Простакова видит в Митрофане маленького ребенка, требующего постоянной заботы, всячески его балует и потакает ему, то Стародум относится к Софье как ко взрослой сформировавшейся личности. Он заботится о ее будущем, выбирая в мужья ни грубого Скотинина или глупого Митрофана, а достойного, образованного и честного Милона. Беседуя с Софьей, он наставляет ее, объясняя как важно равноправие, уважение и дружба между супругами, к чему приводит непонимание и отстраненность в браке, тогда как Простакова даже не втолковывает Митрофану всю ответственность женитьбы, и юноша воспринимает ее как очередную забаву.

Помимо того, противопоставляются и основные ценности, внушаемые родителями своим детям. Так, Простакова объясняет Митрофану, что главное – это деньги, дающие неограниченную власть, в том числе над людьми – слугами и крестьянами, над которыми можно издеваться, как то вздумается помещику. Стародум же объясняет Софье, что главное в человеке – благонравие. Особо показательны его слова о том, что если умный человек не имеет какого-либо качества ума, то его вполне можно извинить, тогда как «честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца».
То есть для Стародума образцовая личность – это не обязательно тот, кто многого добился или много знает, а честный, добрый, милосердный, любящий человек с высокими моральными ценностями – без них, по мнению мужчины, личность является несостоявшейся. Представляя собой именно такую личность, Стародум противопоставляется и другим отрицательным героям – Митрофану, Скотинину и Простакову.

Стародум и Правдин

Образ Стародума в «Недоросле» противопоставляется не только отрицательным персонажам, но и положительному Правдину. Герои имеют, казалось бы, схожие взгляды на необходимость перевоспитания помещиков, оба являются носителями идей гуманизма и просвещения, оба считают важным благонравие и моральные ценности человека. Однако Правдина главным регулирующим механизмом становится буква закона – именно она определяет кто прав, а кто виноват – даже наказание Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Он – прежде всего, чиновник, для которого ум человека, его достижения и рассуждения более важны, чем личные пристрастия. Стародум же более руководствуется сердцем чем умом – показательной является история о его друге, образованном умном человеке, который не захотел служить родине, думая больше о себе, чем о судьбе отечества. Тогда как Цыфиркин вызывает у Стародума сочувствие и благосклонность – учитель не имеет хорошего образования, но добр и честен, чем и привлекает мужчину.

Таким образом, при сопоставлении образов Правдина и Стародума, становится понятно, что чиновник – это современная рациональная личность эпохи Просвещения, для него важна справедливость закона, опирающаяся на гуманность и честность. Стародум же выступает образом, представляющим мудрость поколений – он осуждает устаревшие ценности помещиков, но не возносит на пьедестал рационализм новых дворян, придерживаясь вневременных, «вечных» человеческих ценностей – чести, сердечности, доброты, благонравия.

Стародум как резонер комедии «Недоросль»

Образ Стародума в комедии выступает резонером мнения самого автора. Одним из подтверждений этого является решение Фонвизина через несколько лет после написания пьесы выпускать журнал «Стародум» (еще до выхода первого номера был запрещен Екатериной ІІ). Противопоставляя в пьесе два противоположных ценностно-идейных направления – помещиков и нового дворянства, автор приводит третье, находящееся между ними и зависящее не только от образования, полученного в детстве, как это прослеживается в остальных персонажах, а от личного опыта героя. Стародум не получил в детстве хорошего образования, но «воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голов». Фонвизин подчеркивает, что человек с правильным воспитанием способен сам получить необходимые знания и вырасти достойной личностью.

Кроме того, словами Стародума автор остро критикует современную ему власть – Екатерину II и двор, обнажая все их недостатки, подчеркивая хитрость и лживость дворянства, их нечестную борьба за чины, когда люди готовы «ходить по головам». По мнению героя, и, следовательно, Фонвизина, монарх должен быть примером благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество нуждается в изменении ориентиров, воспитании гуманизма, доброты, уважения и любви к ближнему и своей Родине.

Высказанные в произведении взгляды на то, какой должно быть общество в целом и каждая личность в частности, остаются актуальными и в наши дни, привлекая все новых и новых ценителей классической литературы.


Подробная характеристика Стародума в «Недоросле» позволяет понять идейный замысел автора, прояснить его взгляды на российское общество той эпохи. Она пригодится ученикам разных классов при подготовке сочинения на тему «Характеристика образа Стародума в комедии «Недоросль»».

Характеристика Стародума в комедии «Недоросль» Фонвизина – описание образа для сочинения по теме |

Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» выполнена в основных традициях классицизма, и одной из основных черт этого художественного стиля является четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. В этой комедии существует цела система, героев можно разделить на три группы, в каждой из которых 1 женский и 3 мужских персонажа – это воспитатели, плохие и хорошие герои. Говоря о последних, в первую очередь стоит выделить Стародума.

Из сюжета становится известно, что Стародум – это мужчина примерно 50-60 лет, приходящееся дядюшкой Софье, еще одной главное героини пьесы. Долго время жители поместья, в частности госпожа Простакова и ее супруг, считали Стародума умершим и даже успели отпеть его в церкви, так как от него слишком давно не было вестей.

Появление героя – это завязка сюжета. Как становится известно из его же реплик, он несколько лет провел в Сибири, где собственным трудом нажил приличное состояние для того, чтобы обеспечить достойную жизнь своей племяннице. Теперь главная цель его жизни – это сделать Софью счастливой, найти ей достойного жениха.

Герой играет важную роль в движении пьесы, ее сюжете, его действия образуют завязку и кульминацию комедии. Желание выдать Софью за определенного молодого человека, взаимная любовь девушки и Милона и одновременно готовность повиноваться любому решению дядюшки создают интригу в произведении.

Как становится известно из уст самого героя, ранее он служил при дворе, однако, не захотел добиваться успеха на этом поприще из-за царящего там чинопочитания, желания услужить всем, лишь бы продвинуться по карьерной лестнице. По этим же причинам герой недолго продержался на военной службе.

Свое воспитание, а, следовательно, идеи и основные жизненные принципы, он получил от своего отца, наилучшее для того времени (петровская эпоха). Главное, что хотел донести до него отец – это то, что нужно «иметь сердце, иметь душу», и тогда он сможет найти истинное счастье.

Эти же качества Стародум старается вложить в свою племянницу Софью. Он учит ее быть добродетельной, оценивать людей не по их чину или знатности, а по их поступкам и поведению. Также, герой положительно реагирует на тягу Софьи к книгам, чтению и знаниям в частности, считая, что именно глупость и необразованность людей являются причиной многих бед. В отличии от госпожи Простаковой, которая дает образование Митруфанушке лишь потому, что это модно среди дворянства, Стародум следит за тем что читает и как мыслит его племянница, старается воспитать хорошего, достойного человека.

Считается, что в Стародума Денис Иванович Фонвизин вложил все те черты и идеи, которые были близки ему самому.

Один из главных социальных вопросов, которые поднимаются благодаря этому герою – это критика двора и монарха в частности (на тот момент Россией правила Екатерина Вторая). Стародум (и сам писатель через реплики персонажа) недовольны сложившейся системой, при которой царица приблизила к себе дворян, дала им множество привилегий, позволяющих буквально не считаться с сословиями, находящимися ниже. Сам персонаж является приверженцем петровской «старины», высказывается против тех нововведений, которые ввела Екатерина.

Также, уже во второй половине 18 века поднимается вопрос об отмене крепостного права. Стародум отмечает деспотичность госпожи Простаковой, ее грубость и хамство по отношению к крестьянам и прислуге. Он называет сложившуюся феодальную систему рабской, говори о том, что каждый человек должен быть свободен и волен делать то, что считает нужным.

8 класс с цитатами

Характеристика Стародума и его образ

18 век – это удивительное время, в которое изумительным образом в России сочеталось противопоставление эпохи просвещения и старой помещичьей страны. Именно в этот непростой исторический период Денис Фонвизин написал свою комедию «Недоросль», в которой как раз и отразилась в полной мере политическая и культурная обстановка в стране.

Среди главных героев пьесы ярко выделяется персонаж по имени Стародум.

Стоит заметить, что «Недоросль» - это строго классицистический текст, в котором четко выдержаны свойственные ему каноны. Так и фамилии. Они должны быть говорящими.

Какую информацию извлекает читатель из фамилии Стародум?

Во-первых, дословно можно расшифровать смысл, как старые думы.

Во-вторых, анализируя политическую подоплеку, думающий читатель сразу отметит важность преобразований Петра Первого в их сочетании с канонами Домостроя.

Таким образом, Стародум – это тот, кто сочетает в своем образе, как говорится, «новаторство и традиции».

Вчитываясь в текст Фонвизина, делаем выводы, что Стародум – это немолодой человек, положительный литературный герой, в котором органично выпуклы мудрость и опытность.

Внимательно читая текст, читатель понимает суть сюжетных перипетий: Стародум – это дядюшка Софьи. У него есть состояние, а значит Софья – богатая невеста.

По этому принципу Стародум противопоставляется госпоже Простаковой. У них различно абсолютно все, но объединяет этих героев тот факт, что оба они являются родителями.

Важно, что Софья не безразлична Стародуму. Он, как умудренный опытом человек, старается для ее блага, когда ответственно подходит к выбору кандидата в мужья для нее.

Стародуму важны качества человека, и по этой причине он ищет в окружающих его людях благонравие, остроту ума, качества сердца.

Также если рассматривать парадигму положительных образов в комедии, то нетрудно заметить, что Стародум и Правдин положительны, но Фонвизин противопоставляет их, чтобы воплотить свой художественный замысел.

Правдин, если следовать канонам классицизма, - это тот, кто будет искать правду. Он правдоруб. А Стародум в этом отношении выступает носителем вечных общечеловеческих ценностей, и, несомненно, привлекателен в этом отношении.

Таким образом, подводя итоги, стоит отметить, что Стародум не имеет хорошего образования, но нормы, привитые ему родителем, всегда и во все времена будут востребованы. Ибо, такие как Стародум – есть истинные люди.

8 класс с цитатами

Интересные факты и даты из жизни