Урок обучения грамоте "Звуки, буква Ж.". II


Буква Ж - восьмая буква русского алфавита. Обозначает согласный звонкий звук, всегда твёрдый [Ж].

Слова, начинающиеся на букву Ж : жаба, журавль, жаворонок, жадина, жало, жидкость, жулик, жёлудь, живот, Жора, жираф, животное, жук, жилетка, жена, женщина, желание, железо, журнал, жвачка, Женева, жизнь,

Буква Ж в середине слова : обжора, предложение, кожа, сажа, мороженое, книжка, ложка, ножницы, ножик, кружка, ужин, лужа, мужчина, вельможа, ложа, дождь, пироженое, кружева,

Буква Ж в конце слова : морж, ёж, нож, муж, этаж, километраж,


Как писать букву Ж? ()
Это - Ж,
А это - К,
Целый жук
И полжука.

Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.


Знакомство с буквой Ж - артикуляция звука ()
- губки округлены и слегка вытянуты вперёд
- широкий язычок наверху и образует "чашечку"
- тёплая воздушная струя по центру язычка
- горлышко "работает"

Загадки с буквой Ж ()
Целый час жужжит уже
На цветочке буква...

Жираф - высокий наш жираф,
У него весёлый нрав.
Мы с ним на третьем этаже,
Смеясь, запомним букву...

Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит "ы".

Стихотворения про букву Ж ()
Жу-жу-жу, я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
А однажды жук-жучок
Отвечал весной урок.
Вместо слов "ручей журит"
Написал "ручей жужжит".

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.

Посмотри-ка на снежинки:
В каждой - Ж посерединке!

Букву Ж считают жадной,
Ж не делится совсем!
Жадным быть нельзя, не надо!
Ведь у жадных нет друзей!

Жизнь, жвачка, слово ждать,

Ж вам тоже надо знать,

Женя, Жанна, лужа,

С - ж, зимою стужа.

Скороговорки ()
Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружится.

Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужжелица,
Жужжит, кружится.
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Уже ужи в луже.

Встретил в чаще ёж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

У ежа - ежата,
У ужа - ужата,
У чижа - чижата,
У жука - жучата.

Жук жужжит - он встать не может,
Ждёт он, кто ж ему поможет.

Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.

Жук с жужжихой не тужили,
Крепко с буквой Ж дружили.
Буква Ж к ним приходила,
Их жучат жужжать учила.

Чистоговорки ()
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи - под кустом сидят ежи.
Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.


Изображение буквы Ж и слова на букву Ж (здесь)

Слова со звёздочкой назвать во множественном числе.






Сказки про букву Ж ()

— Я поймал букву Ж, — мальчик показал маме жука.

— Он похож на букву Ж и жужжит, как Ж, – согласилась мама.

— Ж-ж-ж-ж, отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук.

— Хорошо, но где твой дом? – спросил мальчик.

— В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, — объяснил жук.

Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками.

— Жалко, жук улетел, и у нас нет буквы Ж, — сказал он маме.

— Разве ты не слышишь? – удивилась мама.

« Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. « Ж-ж-ж,» – жужжали мухи.

Источник http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm

********************************************************************************************


Давай вспомним, мой дорогой и любимый, где и какие буквы у нас живут? На самом верху, где всё видно и слышно, живёт самая главная буква «А». Этажом ниже проживает буква «Б», потом буква «В», буква «Г», буква «Д» и ниже две сестрички буквы «Е» и «Ё», про которых мы недавно прочитали историю.

А сегодня мы узнаем историю о букве «Ж».

Буква «Ж» была похожа на жука. И когда она гуляла и отдыхала на травке, то её всегда путали с жуком. К ней подлетали разные жуки и говорили:

– Эй, друж-ж-жок! Что ты тут леж-ж-жишь? Как ж-ж-жизнь? Давай пож-ж-жужж-ж-жим!

– Не буду я жужжать! – отвечала буква «Ж», – Я же не жук! Поймите!

– Да? – удивлялись жуки, – Надо ж-ж-же… Не ж-ж-жук, а очень похож-ж-жа…

И они открывали крылья и улетали: ж-ж-ж-ж.

Однажды буква «Ж» пошла гулять и на лугу легла отдохнуть на травке, погреться на солнышке. А птички пели, было тепла и она задремала. И только она уснула, как почувствовала, что её схватили и потащили куда- то.

– Ой-ой-ой! – закричала буква «Ж» и открыла глаза. – Ой! – и тут же закрыла их снова.

Она летела над землёй. Оказывается, её схватила клювом какая-то птичка и несла её в клюве, а сама летела.

Буква «Ж» набралась смелости и открыла глаза.

– Ух! – они летели очень высоко. Далеко-далеко остались луг, лес и родной домик Алфавит. И тут они прилетели в гнездо, где птичку ждали голодные птенцы. Птичка сразу же положила букву «Ж» в горлышко одному птенцу, ведь она думала, что это не буква «Ж», а что это жук.

– Ой-ой-ой! Отпустите меня! – закричала наша буква.

Тут птенчик удивился и выплюнул нашу букву «Ж».

– Не вкусная! Чив-чив! – сказал птенчик.

– Конечно, я не вкусная! – заявила буква «Ж», – потому что я не жук, а буква! Просто я очень похожа на жука.

И тут она посмотрела вокруг. А солнышко уже собралось на отдых и стало темнеть.

– Ой, птичка, миленькая! – сказала буква «Ж», – помоги же мне пож-ж-жалуйста! Мне нужно домой, в Алфавит, а то как же будут все ж-ж-жить без меня? Будет не «жизнь», а «изнь», и будут не «жуки», а «уки».

– Уки? – удивилась птичка. – Ну нет, мы не кушаем уков, мы кушаем жуков, поэтому я тебя отнесу обратно. Тем более, что ты не съедобная.

Она взяла очень осторожно и аккуратно букву «Ж» и они полетели. Они летели высоко-высоко, внизу проплывали поля, леса, и буква «Ж» совсем не боялась, ей было очень интересно.

Потом птичка опустила букву «Ж» на поляну рядом с домиком и все буквы выбежали встречать свою пропавшую сестричку – букву «Ж».

Непростой для освоения дошкольниками звук Ж обладает следующими характеристиками: согласный, твердый, звонкий. Постановкой его можно заниматься тогда, когда в речи ребенка уже есть . Важно, что артикуляция звука Ж и Ш одинакова, различие одно - наличие или отсутствие работы голосовых связок. Эту разницу легко показать, прикасаясь к наружной стороне горла: «шипим» – горло спокойно, «жужжим» – оно вибрирует.

Дети легко могут не только услышать разницу между этими парными звуками, но и почувствовать дифференциацию звуков Ш и Ж тактильно. После этого можно переходить к постановке звука.

Постановка Ж

Для произношения звука Ж важна правильная артикуляция. В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:

  • Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть опущена, а боковые стороны приподняты и крепко прижаты к зубам.
  • Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя.
    Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
  • Голосовые связки вибрируют.

Артикуляционная гимнастика

Важно подготовить артикуляционный аппарат ребенка к освоению нового непростого звука, для этого нужно подобрать соответствующий комплекс упражнений:

  • «Язычок-лопаточка»: предлагаем детям выложить широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и подержать его в таком положении около минуты. “Язычок спокойно спит, как лопаточка лежит»
  • «Красим потолок»: рот открыт, широкий язык поднимается к небу и совершает движения «вперед-назад».
    “Белим-красим потолок, язычок нам в том помог!”
  • «Вкусное варенье»: поднимаем широкий язык к верхней губе, «слизываем» с нее воображаемое лакомство.
    “Поработали - устали, подкрепиться не пора ли?”
  • Чашечка: рот открывается широко, язык складывается «чашечкой» и немного выдвигается вперед.
    “Надо чай скорей попить и к игрушкам уходить!”




Дыхательная гимнастика

Правильная постановка звука Ж непременно должна включать не только артикуляционную, но и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения позволяют выработать направленную воздушную струю.

  • Пушинка:
    Язык широкий, поднят к верхней губе, края его тоже приподняты и доходят до уголков рта. На нос ребенку кладется небольшой кусочек ваты или салфетки. Нужно попытаться сдуть снежинку» с носа. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Буря в стакане:
    В стакан наливается вода, ставиться трубочка. Ребенку предлагается устроить в нем “бурю”, выдыхая воздух в через соломинку.

Постановка звука Ж, в первую очередь, проводится по подражанию. Взрослый обращает внимание малыша на вибрацию собственного горла, после чего предлагает ему тоже произнести звук Ш «с голосом». Если звук получается чистым, то можно переходить к его автоматизации в слогах и словах.

Если на этом этапе возникли трудности, то нужно проанализировать ошибки артикуляции и устранить их.

Очень полезно провести работу по дифференциации звуков Ш и Ж, Ж и З до начала автоматизации нового звука. Это полезно для всех детей, но особенно важно тем, кто имеет особенности фонематического восприятия.

Для этой цели можно использовать простые логопедические игры:

  • Хлопни, когда услышишь звук!

Взрослый четко произносит слоги за-жа-зу-зы-же-зы-сы-жи-ши-жи и т.п., ребенок должен «поймать» (хлопнуть в ладоши или топнуть ногой) слог с «Ж»

  • Подбери картинки со словами, которые начинаются на нужный звук.
  • Кто придумает больше слов, начинающихся на данный звук.

Также важно связать звук Ж и букву Ж, для этого можно использовать следующие игры:

  • собери букву из кусочков (как разрезную картинку)
  • выложи новую букву из пуговиц, камешков, ракушек и т. п.
  • обведи букву на манке, на песке, на доске
  • закрась фигуры, где видишь букву ж

Автоматизация звука Ж

Последовательная автоматизация звука Ж предполагает закрепление его артикуляции в слогах, а затем в словах. Постепенно можно использовать словосочетания с нужным звуком и целые предложения.

Тренируйте ребенка произносить звук Ж как можно дольше, на одном долгом выдохе.

Используйте звук Ж и букву Ж для составления слогов (устно и с помощью карточек).

Учите короткие стихи-речевки с освоенными слогами. Например:

  • Жа-Жа-Жа - ох, и сту-жа!
    ЖУ-ЖУ-ЖУ - дома я си-жу.
  • Жа-Жа-Жа - мы нашли у- жа!
    Жи-Жи-Жи - есть в елсу у-жи!

Просите ребенка придумать как можно больше разных слов, которые начинаются со звука Ж. Если малыш испытывает затруднения, то на первом этапе можно предложить ему выбрать нужные изображения из карточек лото или из игрушек.

Следующим этапом стоит использовать для автоматизации звука Ж стихи, пословицы,скороговорки, загадки. Их можно найти в специализированных сборниках для логопедов или подобрать самостоятельно. Вот несколько примеров:

  • Жук упал и встать не может,
    Ждет он кто ему поможет.
  • Жаба Жанна в воскресенье
    Ждет жуков на день рожденья.
  • Жужелица жужжала и жук жужжал.
  • У ежихи и ежа в норке сорок семь ежат.
    Все ежата есть хотят, накормить надо ежат.
  • Кто под елкой, весь в иголках? (ежик)
  • Летит - жужжит, сидит - молчит. (жук)
  • Очень нужен длинный шарф, если болен наш … (жираф)

Особое внимание стоит уделить дифференциации звуков С Ш и Ж в предложениях.

  • На суше стужа.
  • У улья не шалить, пчелы могут жалить.
  • Слышать нам помогают уши, а в лесу ползают ужи.
  • Леша, нельзя читать лежа!
  • У Марины был жар, папа ей принес красный шар.
  • Мама потеряла шаль, нам ее ужасно жаль.
  • Ушиб зеленкой мажут, а на прощанье рукой машут.
  • Наш Дружок лаял на пушок.
  • В лесу живут ужи, стрижи, ежи.

Их автоматизация легче всего происходит в игровых упражнениях.

  • «Один - много». Логопед называет слово в единственном числе, а дети - во множественном (уж-ужи, гараж-гаражи, нож-ножи, корж-коржи и т.д).
  • «День рождения у кукол». Нужно найти для кукол Жени, Сони, Шуры разные игрушки, в названии которых первый звук совпадает с первым звуком кукольного имени (Женя - жираф, Соня - слоник, Шура - гарик и т.д).
  • Федорова Екатерина

    логопед-дефектолог

    Март (4 неделя)

    Тема: «Звук и буква «Ж».

    Цели:

    Образовательная: Закрепить звук «ж», особенности его артикуляции , зрительный образ. Учить выделять «ж» в потоке речи, определять место звука в слове, подбирать слова с заданной позицией звука в слове. Закреплять навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов.

    Коррекционно – развивающая: Развивать фонема тическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.

    Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно

    Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

    2. Сообщение темы

    Логопед читает загадку:

    Я на ветке сижу,

    Я на ветке сижу

    Букву ж все твержу

    Зная твердо букву эту

    Я твержу весной и летом.

    Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.(картинка жук)

    Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

    2. Артикуляционная гимнастика.

    « Рупор» - вытянуть губы вперёд в форме рупоры, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

    «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, приподняв боковые края и кончик языка.

    «Сладкое варенье» - улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу сверху вниз.

    3. Представление звука, анализ артикуляции звука (колокольчики)

    Построить звук «Ж» (по схеме).

    (язык не хотел пропускать воздух, он поднялся вверх, к зубам и поставил воздуху преграду, зубы тоже закрыли выход воздуху. Но воздух прорвал преграду и зажужжал от радости, да так сильно, что губы вытянулись вперёд «рупором», звоночек в горле зазвенел).

    Ж – согласный звонкий звук

    Он может быть только твёрдым.

    4. Игра “Поймай звук”

    (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

    *Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж….

    *Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

    *Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

    5. «Распредели картинки под схемы»

    :Ж_____________ _____________Ж__________

    (в начале слова) (в середине слова)

    Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.

    На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

    Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.

    6. «Третий лишний».

    Дети должны назвать слово, в котором нет звука [ж):

    жук, жакет, малина

    ружье, ежик, яблоко

    ковер, ножи, жираф

    пирожок, самолет, желудь

    7. Физминутка «ЖУК»

    На лужайке по ромашкам

    Жук летал в цветной рубашке. - (имитировать полет)

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (круговые движения руками)

    Я с ромашками дружу,

    Тихо на ветру качаюсь, (наклоны влево-вправо)

    Низко-низко наклоняюсь (наклоны вперед)

    8. Изменить предложения по образцу

    Я жду Женю. Мы ждем Женю.

    Вы ждете Женю. Они ждут Женю.

    Ты ждешь Женю. Он ждет Женю.

    Я лежу на пляже. Я жалею животных.

    9. Скороговорка

    У ежа - ежата, у ужа - ужата.

    Ужата - у ужа, ежата - у ежа.

    10 Знакомство с буквой «Ж».

    1. Теперь мы наш звук «Ж» обозначим буквой «Ж».

    Эта буква широка и похожа на жука.

    И, к тому же, как и жук издает жужжащий звук.

    «Жила-была буква «Ж». Была она сварливой и вредной. И кто бы не приходил к ней, на всех она жужжала. Придет к ней А, попросить чаю – она ей «ЖЖЖЖЖЖЖЖ», придет к ней О: «Сыграем в мячик!» - она ей «ЖЖЖЖЖЖ». И решила она, что проживет одна. Надоели ей другие буквы. Пошла в лес. Идет, идет, и Жужжжжжит. Увидела паука да как закричит на него «ЖЖЖЖЖЖ!» А паук-то оказался глухой, доделал он свою паутину да убежал, а Ж, пока на паука Жужжжжала, в этой паутине вся и запуталась. Сидит она в паутине и Жужжжжит себе потихоньку (страшно ей стало), заплакала (самое время задать вопрос: «Как «Ж» плачет?» - этот вопрос дети просто обожали, изображать, как кто-то там плачет. Вот только Ж плачет не «хны, хны, хны!» и даже не «иииииии», а «жжжж-жжжж-жжжж», потому как она же все таки Ж). Вот только буквы друг друга в беде не бросают. Пошли они в лес Ж искать, услышали, как она жужжжит, да и помогли ей из паутины выбраться. Буква Ж, так обрадовалась, что Жужжжать стала не сварливо и грозно «ЖЖЖЖЖ», а радостно и благодарно «Жжж! Жжжж!».

    На прямую палочку сели уже две галочки:

    Одна – справа, другая – слева.

    2. Выложить из палочек.

    3. Написать в воздухе.

    4. Чтение и печатание слогов и слов. Графические схемы.

    11. Работа в прописях.

    12. Итог. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «Ж» (вырезать, нарисовать).

    Тема: Звук (Ж) и буква (Ж).

    Интегрируемые образовательные области

    «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

    Форма деятельности

    Совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.

    Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Познакомить со звуком «Ж» -согл. Познакомить с условным обозначением звуков «Ж» - синий квадрат (всегда твердый). Познакомить с печатной буквой «Ж». Формировать навык написания буквы, а также слов. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

    Оборудование: мяч, зеркала, набор картинок, наборное полотно, магнитная доска, фломастер, набор цветков из бархатной бумаги, шерстяная нить, жук.

    Ход занятия

    1. 1. Разминка для ума.

    Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кто как передвигается (игра проводится в кругу с мячом).

    Собака (бежит) кенгуру (прыгает)

    Заяц (скачет) лошадь (скачет, бежит)

    Змея (ползет) птица (летит)

    Корова (идет) рыба (плывет)

    Жук (ползет, летит) и т.д.

    1. 2. Повторение пройденного.

    Артикуляционная гимнастика.

    -«Трубочка» - раз

    -«Заборчик» - два

    -«Желобок» - три

    -«Маляр» - четыре

    -«Катание шарика» - пять и опять…..

    1. 3. Новый материал.

    Дети, посмотрите, кто к нам прилетел? (на столе появляется жук)

    Жук жужжит

    Звук я новый вам скажу

    Вы догадались какой звук мы будем сейчас изучать? (Ж)

    Давайте споем любимую песню жука: «ж-ж-ж-ж»

    Воспитатель объясняет артикуляцию звука «Ж»:

    (дети смотрят в зеркало, произносят звук «Ж» и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)

    Губы в положении широкой трубочки,

    зубы сближены,

    широкий кончик языка за верхними зубами,

    1. 4. Закрепление нового материала.

    Игра «Подскажи словечко»

    Дети должны подсказать слово в конце стихотворения, найти изображение подсказки.

    Он ходит голову задрав,

    Не потому, что важный граф,

    А потому что он… (жираф).

    Назвать картинку, которую нашли. (жираф)

    Назвать первый звук в слове жираф. («Ж»)

    Воспитатель уточнят, что звук «Ж» -звонкий, всегда твердый и обозначается на схемах только синим квадратом.

    Игра «Слоговые домики»

    Показать детям открытку с изображением буквы «Ж», прочитать стихотворение И.Блюмкина.

    Буква Ж – совсем как жук:

    Много ног и много рук.

    • Прочертить изображение буквы в воздухе, спросить, чем отличается звук от буквы. (звук мы произносим и слышим, а букву мы видим и пишем)
    • Написать букву «Ж» в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно.
    • Прочитать слоги в слоговом домике

    Уточнить, что слог ЖЕ читается так же, как ЖО.

    Физкультминутка – игра «Жук»

    Дети выполняют движение по тексту стихотворения.

    На лужайке, на ромашке,

    Жук сидел в цветной рубашке.

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

    Я с ромашками дружу.

    Тихо по ветру качаюсь,

    Низко-низко наклоняюсь.

    Игра «Предмет, слово, схема»

    • Написать название предмета в большом шарике. (Лыжи)
    • Соединить большой шарик со схемой слова, которая ему подходит. (Лыжи – схема из четырех знаков: синий квадрат, красный квадрат, синий квадрат, красный квадрат.)

    Игра «Говорящий жук»

    Воспитатель называет слово, а ребенок у кого окажется жук изменяет его так, чтобы был хорошо слышен звук «Ж».

    Воспитатель Дети

    Снег снежок

    Друг дружок

    Сапог сапожок

    Круг кружок

    Утюг утюжок

    Пирог пирожок

    1. 5. Заключительная часть.

    Развитие мелкой моторики. Ниткография «Цветок»

    Детям раздаются: контуры цветов-ромашек, колокольчиков, вырезанных из бархатной бумаги; - кусочки ворсистой нитки. Педагог предлагает украсить цветы ниточками, чтобы порадовать жука. Из получившихся цветов можно сделать панно «Полянка».

    Воспитатель от имени жука восторгается цветами.

    Цели урока:

    • Познакомить с новыми буквами и звуком, формировать навык чтения.
    • Способствовать развитию мышления, фонематического слуха.
    • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, любовь к природе.

    Задачи урока:

    • Обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность.
    • Формировать навык чтения.
    • Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
    • Учить сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, аргументировано, обоснованно выражать свои мысли, формулировать определения понятий.

    Оборудование: Учебник Н.В.Нечаевой "Азбука", мультимедийная установка, экран, презентация к уроку, фасоль в стаканчиках, картонка 7*7 с тонким слоем пластилина на лицевой стороне, карточки для работы с предложением, рисунок жука для соединения букв в алфавитном порядке.

    Приложение.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Сегодня, ребята, у нас на уроке много гостей. Поздороваемся с ними и подарим им свою улыбку и хорошее настроение.

    Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым звуком и буквой его обозначающей (специально не называю, какими конкретно).

    2. Актуализация знаний.

    "Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?" Представьте себе, что сейчас лето.

    Кругом цветы, яркая зелень.

    Вот и у нас на полянке распустились ромашки, да непростые. Слайд 2.

    Назовите буквы, которые в них спрятались (о, а, ы, у, и, м, г, р, б, й, д).

    На какие 2 группы их можно разделить? (гласные и согласные, те, которые могут быть заглавными и строчными, и те, которые могут быть только строчными).

    Какие звуки называются гласными? Назовите гласные, которые спрятались в ромашках.

    Какие звуки называются согласными? Перечислите их.

    Какая из данных букв обозначает только мягкий согласный звук? (й)

    Придумайте слова с данными буквами. Молодцы.

    3. Введение в новую тему. Слайд 3.

    Но кроме яркой зелени, цветов лето - это многообразие звуков. Давайте прислушаемся к летним звукам. Песенки, каких насекомых мы услышали?

    Спойте любимую песню жука (ж-ж-ж-ж-ж). Молодцы!

    А теперь отгадаем загадки и отыщем в словах-отгадках звук, который пропел нам жук.

    По городу дождик гулял,
    Зеркальце дождик своё потерял.
    Зеркальце то на асфальте лежит,
    Ветер подует, оно задрожит. (Лужа) Слайд 4.

    А где в этом слове стоит звук, который звучал в песенке жука?

    Длинноногий, длинношеий
    Длинноклювый, телом серый,
    А затылок голый, красный.
    Бродит по болотам грязным,

    Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (Журавль)

    А где в этом слове стоит звук [ж]? (в начале слова)

    Ребята, что-то я не пойму. Назвали одно слово, а появились две картинки?

    Что мы видим на первом рисунке? (птицу). Что видим на втором рисунке? (колодец). Почему же его называют журавль? Верно, ребята. Бывает так, что названия одушевлённых предметов, часто переносят на неодушевлённые за их сходство.

    Чёрен, да не ворон,
    Рогат - да не бык,
    Шесть ног - да без копыт. (Жук)

    Где стоит звук [ж]?

    4. Физминутка

    А теперь все дружно стали!

    Я буду называть слова, а вы, если в слове есть звук [ж] приседаете, а если нет, то стоите ровно. Итак, начнём:

    кошка, чемодан, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, жираф, лиса.

    5. Характеристика звука.

    Какой звук был во всех словах - отгадках? (звук [ж]). Слайд5.

    Определите, какой он: гласный или согласный? Почему?

    Приложите руку к шее, скажите долго ж-ж-ж-ж-ж.

    Назовите среди слов - отгадок слово, которое состоит из 3 звуков (жук) Слайд 6.

    Выполним его звуковой анализ.

    • Первый звук [ж]- согл., тв. Обозначим, синим цветом
    • Второй звук [у] - гл. Обозначим, красным цветом.
    • Третий звук [к] -согл., тв. Обозначим, синим цветом.

    В этом слове 3 звука,1 слог. Ударение ставить не будем, так как, если в слове один гласный, значит, он будет ударным.

    Ребята, звук [ж] в нашем слове твёрдый. А кто сможет придумать слова, где бы этот звук был мягким, мне это не удалось, может кому-то из вас удастся? Смогли придумать? Какой же вывод можем сделать?

    Вывод: звук [ж] - всегда твёрдый.

    6. Ввод буквы Жж.

    Для обозначения звука [ж] есть специальная буква. Слайд 7.

    Ребята, посмотрите, кто нам её принёс? Почему? (Буква очень похожа на жука)

    Поэт Виктор Лунин, тоже увидел в этой букве жука и написал стихи. Давайте прочитаем.

    Эта буква широка
    И похожа на жука
    И при этом точно жук
    Издаёт жужжащий звук

    (Читает читающий ученик). Назовите слова, в которых вы увидели букву Ж. А какое слово "чемпион" по количеству этой буквы? (жужжащий)

    6. Творческая работа.

    Выложите эту букву на пластилине из фасоли.

    7. Физминутка для глаз. Слайд 8.

    8. Работа с учебником.

    Откроем "Азбуку" на 49 странице. Пользуемся линейкой.

    • Какие буквы в 1 строке? (печатные )
    • Какие буквы во 2 строке? (письменные)
    • Какие буквы в левом столбике? (прописные, заглавные)
    • Какие буквы в правом? (строчные )

    Нашли заглавную печатную букву. Обвели её указательным пальчиком. Нашли маленькую печатную букву и тоже обвели её пальчиком. Взяли простой карандаш. Показали как его надо держать и обводим сначала заглавную, а потом строчную буквы Жж.

    Рассмотрите рисунок.

    Назовите неодушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? (Жёлудь, лыжи, лужа)

    Назовите одушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? (Жираф, жук, жонглёр, ёжик, журавль, жаба)

    Работаем со схемами слов.

    • Смотрим на 1 схему. Сколько в ней должно быть букв. (3 ) Какому слову она соответствует? (Жук ). На каком месте стоит звук [ж]? (на первом ) Впишите букву, обозначающую его в схему.
    • Смотрим 2 схему. Сколько в ней букв? (4 ) Какому слову она соответствует? (Лыжи ). На каком месте стоит звук [ж] в этом слове? (на третьем ). Впишите букву, обозначающую его.
    • Смотрим 3 схему. Сколько в ней букв?(5 ) Какому слову она соответствует? (Жираф ) На каком месте стоит звук[ж]? (на первом ). Впишите букву, обозначающую его.

    9. Физминутка.

    Вы, наверное, устали?
    Ну, тогда все дружно встали.
    Ножками потопали (раз, два, три),
    Ручками похлопали (раз, два, три),
    Покружились, повертелись
    И за парты все уселись.
    Глазки крепко закрываем.
    Дружно до пяти считаем.
    Открываем, поморгаем
    И работать продолжаем.

    10. Чтение слогов. Слайд 9.

    Читают теперь мальчики. Теперь девочки.

    жа аж
    жо ож
    жу уж
    жи иж

    Ребята, что-то мне непонятно. После ж стоит и. Как надо читать? (мягко). А как прочитали? (твёрдо) Почему? (звук [ж] всегда твёрдый.) Молодцы! Действительно, буква ж такая удивительная, что в любом случае мы будем произносить звук, который она обозначает твёрдо.

    2 столбик читает 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

    А теперь прочитаем слоги от тихого к громкому.

    11. Чистоговорки. Слайд 10.

    А теперь со слогами составим чистоговорки. Начало я придумала, а конец строки вы договорите в рифму. Вы читаете слоги и договариваете слова, а я читаю всё остальное.

    Жу-жу-жу - я на веточке :.

    Жа-жа-жа - есть иголки у :.

    Жи-жи-жи - здесь живут : .

    12. Чтение столбиков слов. Слайд 11.

    ужи живут
    ежи живой
    стрижи жаба

    Прочитайте слова 1 столбика. Что общего в них? Найдите "лишнее" слово в этом столбике. Прочитайте слова второго столбика и назовите "лишнее" слово в нём.

    13 .Работа над предложением. Слайд12 .

    Перед вами лежит конверт. В нём вы найдёте слова и словосочетания. Составьте из них предложение. Работаем в парах.

    (В живом уголке) (живут) (ежи) (и) (ужи.).

    Прочитайте запись друг другу.

    Индивидуальное чтение. Прочитает Арина, Сева, Артём, Андрей.

    Почему в начале предложения вы поставили словосочетание В живом уголке (написано с заглавной буквы)

    Почему слово ужи поставили в конце? (после него стоит точка).

    Сколько слов в этом предложении?(7 )

    Прочитайте слова, в которых есть звук [ж]. (живом, живут, ежи, ужи)

    Скажите, а что такое живой уголок?

    Ребята, где лучше жить ежу и ужу в живом уголке или на воле вместе со своей семьёй?

    14. Итог. Слайд 13.

    • С каким звуком познакомились? Чем он необычен? (всегда твёрдый).
    • С какой буквой?
    • Кто её соседи по алфавиту?