Как связаны понятия стыд и совесть. Стыд, совесть, долг

: через метафору суда (Христос понес наказание, положенное грешнику) или через метафору патроната (Христос выкупает человека из рабства греху и делает его вольноотпущенником и Своим клиентом).

Андрей Десницкий

Я говорил тогда, что любая метафора связана с константами национальной культуры и что в разных культурах константы могут быть неодинаковыми при всём своем сходстве.

Вот, например, и – универсальные понятия, чувства, знакомые каждому человеку. Вина – это осознание своей личной ответственности за поступки, высказывания и даже мысли и чувства, она не обязательно связана с восприятием других людей. Стыд , напротив, может не подразумевать никаких дурных поступков, но он обязательно связан с негативным мнением окружающих.

Проще говоря, вина – это чувство горечи при воспоминаниях о некоторых моих поступках, о которых может никто не знать, а стыд – ощущение неловкости, когда человек оказывается в публичном пространстве в грязной или рваной одежде, даже если в этом нет никакой его вины.

Таким образом, стыд – нечто внешнее, а вина – внутреннее.

Принято считать, что в одних культурах люди стараются избегать чувства вины, в других – стыда. Часто говорят, что «культуры вины» скорее западные, «культуры стыда» – скорее восточные. Так, японский самурай совершает ритуальное самоубийство (харакири), чтобы покончить с непереносимым стыдом, даже если в том нет его вины – например, ему нанес незаслуженное оскорбление его господин.

Для человека западной культуры это кажется бессмысленным и жестоким… но в то же время японское общество не знает таких мучительных размышлений о коллективной ответственности простых граждан за преступления против человечности, совершавшихся во время Второй мировой, какие характерны для европейских стран, прежде всего Германии.

Впрочем, в последнее время культурологи всё чаще задаются вопросом: а не есть ли само это противопоставление чисто западный конструкт?

Ведь всегда приятнее думать, что ты руководствуешься внутренними убеждениями, а не впечатлением, которое произвел на окружающих. Безусловно, полярное противопоставление тут неуместно, стыд и вина присутствуют в любой человеческой культуре, но они по-разному действуют, и разнится их «удельный вес».

В представление о стыде значат намного больше, чем в современных западных обществах (включая и российское). Представления о вине или правоте связаны, прежде всего, с судом, который устанавливает вину или невиновность, и суд нам прекрасно понятен, потому что он играет важную роль и в нашем обществе. Он устанавливает, виновен или невиновен данный человек.

А кто устанавливает, чего и когда нам стыдиться? Культуры мира выглядят такими разными – в одних женщине неприлично появляться на людях с открытым лицом, в других – вполне допустимо прийти на совместный нудистский пляж.

Откуда мы узнаем, что почетно и что позорно? Кто определяет степень почета и позора данного индивида в данном социуме?

При всём разнообразии конкретных проявлений общие принципы сходны для всех традиционных обществ. Почет и позор, прежде всего, основаны на рождении, усыновлении, принадлежности к социальной группе. В то же время почет может быть приобретен личными достижениями или линией поведения в соответствии с общественными ожиданиями. Соответственно, так же приобретается позор как анти-почет или отсутствие почета. Вспоминая статью о патронате, добавлю, что почет – важнейший ресурс, которым патрон делится с клиентами.

В библейских текстах почет и позор занимают гораздо больше места, чем в современных, и в результате переводчики и комментаторы нередко упускают из вида нечто важное. Вот притча о злых виноградарях из Евангелия от Матфея. Почему хозяин виноградника безрассудно посылает к этим злым арендаторам сына, надеясь, что они его «постыдятся»?

Для той культуры это было понятно: не воздав чести сыну хозяина, они тем самым обесчестят хозяина, а это противоречит правилам общественной жизни и навлечет позор на них самих.

А вот притча о званых и избранных из следующей главы того же Евангелия. Гости, приглашенные на пир, один за другим отказываются прийти, и вот кульминация: «Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их» (). Если они их всё равно убили, какая разница, оскорбляли ли они их перед смертью? Для человека библейской культуры это очень важно: убийство было не простым уголовным преступлением, оно было намеренным и тяжелым оскорблением господина, отправившего своих слуг (как, кстати, и в прошлом примере).

Особенно наглядно это выглядит там, где речь идет о богословских идеях, выраженных при помощи метафор. В Послании к Евреям () упоминаются некие люди, для которых закрыта возможность покаяния – уникальная ситуация для Нового Завета, где всё время говорится о возможности покаяния для всех и в любой ситуации. Что именно делают эти люди, не очень понятно – вероятно, отрекаются от некогда принятой веры. Об этом сказано так: ἀνασταυροῦντας ἑαυτοῖς τὸν υἱὸν τοῦ θεοῦ καὶ παραδειγματίζοντας. Синодальный перевод: «Они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему».

Опять-таки, если они распинают Христа, то уже не очень важно, что при этом они «ругаются», по крайней мере, с нашей точки зрения. Но здесь мы видим важнейшую составляющую распятия: демонстративный позор, крайнюю степень публичного унижения. Человечество, к сожалению, изобрело много способов постепенно замучить отдельного человека до смерти. Но далеко не все из них предполагают такую степень унижения, беспомощности и демонстративности, как римское распятие, для евреев к тому же отягощенное обнажением и древним проклятием всякого, кто «повешен на древе».

Таким образом, здесь говорится, что эти люди не только заново убивают своими поступками и словами Христа, но и стремятся Его опозорить. Я бы предложил такой вариант перевода: «Сына Божьего заново предают распятию и выставляют на позор».

Древнеримская карикатура на первых христиан

Чтобы представить себе, как это выглядело в первые века нашей эры, можно взглянуть на карикатуру на первых христиан, граффити в Риме (около Палатинского холма) с малограмотной надписью на греческом: «Алексамен почитает бога ».

Мы видим здесь человека в традиционном жесте приветствия, он воздает почет… существу с ослиной головой, распятому на кресте.

Неизвестный карикатурист соединил здесь давний антииудейский мотив: иудеи поклоняются ослиной голове, – с христианским почитанием Распятого. Он изобразил, с его точки зрения, самое бессмысленное зрелище: воздание высших почестей самому позорному, что только можно себе представить – ослу, да еще и распятому!

«Для иудеев соблазн, для эллинов безумие» – именно об этом и говорил Павел такими словами (), и всё христианство рождается из принятия этого абсурда и парадокса.

Христос принимает на себя наивысший мыслимый позор, чтобы наделить Своих последователей наивысшим мыслимым почетом.

В истории христианства представления о (виновен ли я) и стыде (опозорен ли я) вступали меж собой в причудливые отношения. Но в целом можно сказать, что христианство, начиная с Голгофы – преодоление архаичных представлений о позоре и постепенное осознание индивидуальной вины, которая может быть снята в покаянии.

Но удержаться на этой высоте трудно, и человек то и дело соскальзывает в старую добрую архаику с ее представлениями о коллективном почете: мы самое великое племя, у нас самый крутой вождь, самые позолоченные храмы и самая обширная империя, и так будет всегда. Вопрос о вине и личной ответственности при этом, как правило, снимается: будем поступать не так, как правильней, а так, чтобы выглядеть как можно почетней. Похоже, нынешнее российское общество испытывает именно такое искушение.

Только одно мешает в этом увлекательном деле христианину: память о Голгофе.

Совесть, вина и стыд – универсальные понятия, чувства, знакомые каждому человеку. Вина – это осознание своей личной ответственности за поступки, высказывания и даже мысли и чувства, она не обязательно связана с восприятием других людей. Стыд, напротив, может не подразумевать никаких дурных поступков, но он обязательно связан с негативным мнением окружающих.

«Ни стыда, ни совести» ­– так принято говорить об очень плохом человеке. Но в чем, собственно, разница между этими двумя понятиями?

Проще говоря, вина – это чувство горечи при воспоминаниях о некоторых моих поступках, о которых может никто не знать, а стыд – ощущение неловкости, когда человек оказывается в публичном пространстве в грязной или рваной одежде, даже если в этом нет никакой его вины.

Таким образом, стыд – нечто внешнее, а вина – внутреннее.

Принято считать, что в одних культурах люди стараются избегать чувства вины, в других – стыда. Часто говорят, что «культуры вины» скорее западные, «культуры стыда» – скорее восточные. Так, японский самурай совершает ритуальное самоубийство (харакири), чтобы покончить с непереносимым стыдом, даже если в том нет его вины – например, ему нанес незаслуженное оскорбление его господин.

Для человека западной культуры это кажется бессмысленным и жестоким… но в то же время японское общество не знает таких мучительных размышлений о коллективной ответственности простых граждан за преступления против человечности, совершавшихся во время Второй мировой, какие характерны для европейских стран, прежде всего Германии.

Впрочем, в последнее время культурологи всё чаще задаются вопросом: а не есть ли само это противопоставление чисто западный конструкт?

Ведь всегда приятнее думать, что ты руководствуешься внутренними убеждениями, а не впечатлением, которое произвел на окружающих. Безусловно, полярное противопоставление тут неуместно, стыд и вина присутствуют в любой человеческой культуре, но они по-разному действуют, и разнится их «удельный вес».

В Библии представление о стыде значат намного больше, чем в современных западных обществах (включая и российское). Представления о вине или правоте связаны, прежде всего, с судом, который устанавливает вину или невиновность, и суд нам прекрасно понятен, потому что он играет важную роль и в нашем обществе. Он устанавливает, виновен или невиновен данный человек.

Читайте так же:

А кто устанавливает, чего и когда нам стыдиться? Культуры мира выглядят такими разными – в одних женщине неприлично появляться на людях с открытым лицом, в других – вполне допустимо прийти на совместный нудистский пляж.

Откуда мы узнаем, что почетно и что позорно? Кто определяет степень почета и позора данного индивида в данном социуме?

При всём разнообразии конкретных проявлений общие принципы сходны для всех традиционных обществ. Почет и позор, прежде всего, основаны на рождении, усыновлении, принадлежности к социальной группе. В то же время почет может быть приобретен личными достижениями или линией поведения в соответствии с общественными ожиданиями. Соответственно, так же приобретается позор как анти-почет или отсутствие почета. Вспоминая статью о патронате, добавлю, что почет – важнейший ресурс, которым патрон делится с клиентами.

В библейских текстах почет и позор занимают гораздо больше места, чем в современных, и в результате переводчики и комментаторы нередко упускают из вида нечто важное. Вот притча о злых виноградарях из 21-й главы . Почему хозяин виноградника безрассудно посылает к этим злым арендаторам сына, надеясь, что они его «постыдятся»?

Для той культуры это было понятно: не воздав чести сыну хозяина, они тем самым обесчестят хозяина, а это противоречит правилам общественной жизни и навлечет позор на них самих.
А вот притча о званых и избранных из следующей главы того же Евангелия. Гости, приглашенные на пир, один за другим отказываются прийти, и вот кульминация: «Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их» (). Если они их всё равно убили, какая разница, оскорбляли ли они их перед смертью? Для человека библейской культуры это очень важно: убийство было не простым уголовным преступлением, оно было намеренным и тяжелым оскорблением господина, отправившего своих слуг (как, кстати, и в прошлом примере).

Особенно наглядно это выглядит там, где речь идет о богословских идеях, выраженных при помощи метафор. В Послании к Евреям () упоминаются некие люди, для которых закрыта возможность покаяния – уникальная ситуация для Нового Завета, где всё время говорится о возможности покаяния для всех и в любой ситуации. Что именно делают эти люди, не очень понятно – вероятно, отрекаются от некогда принятой веры. Об этом сказано так: ἀνασταυροῦντας ἑαυτοῖς τὸν υἱὸν τοῦ θεοῦ καὶ παραδειγματίζοντας. Синодальный перевод: «Они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему».

Опять-таки, если они распинают Христа, то уже не очень важно, что при этом они «ругаются», по крайней мере, с нашей точки зрения. Но здесь мы видим важнейшую составляющую распятия: демонстративный позор, крайнюю степень публичного унижения. Человечество, к сожалению, изобрело много способов постепенно замучить отдельного человека до смерти. Но далеко не все из них предполагают такую степень унижения, беспомощности и демонстративности, как римское распятие, для евреев к тому же отягощенное обнажением и древним проклятием всякого, кто «повешен на древе».

Таким образом, здесь говорится, что эти люди не только заново убивают своими поступками и словами Христа, но и стремятся Его опозорить. Я бы предложил такой вариант перевода: «Сына Божьего заново предают распятию и выставляют на позор».

Чтобы представить себе, как это выглядело в первые века нашей эры, можно взглянуть на карикатуру на первых христиан, граффити в Риме (около Палатинского холма) с малограмотной надписью на греческом: «Алексамен почитает бога».

Мы видим здесь человека в традиционном жесте приветствия, он воздает почет… существу с ослиной головой, распятому на кресте.

Неизвестный карикатурист соединил здесь давний антииудейский мотив: иудеи поклоняются ослиной голове, – с христианским почитанием Распятого. Он изобразил, с его точки зрения, самое бессмысленное зрелище: воздание высших почестей самому позорному, что только можно себе представить – ослу, да еще и распятому!

«Для иудеев соблазн, для эллинов безумие» – именно об этом и говорил Павел такими словами (), и всё христианство рождается из принятия этого абсурда и парадокса.

Христос принимает на себя наивысший мыслимый позор, чтобы наделить Своих последователей наивысшим мыслимым почетом.

В истории христианства представления о совести (виновен ли я) и стыде (опозорен ли я) вступали меж собой в причудливые отношения. Но в целом можно сказать, что христианство, начиная с Голгофы – преодоление архаичных представлений о позоре и постепенное осознание индивидуальной вины, которая может быть снята в покаянии.

Но удержаться на этой высоте трудно, и человек то и дело соскальзывает в старую добрую архаику с ее представлениями о коллективном почете: мы самое великое племя, у нас самый крутой вождь, самые позолоченные храмы и самая обширная империя, и так будет всегда. Вопрос о вине и личной ответственности при этом, как правило, снимается: будем поступать не так, как правильней, а так, чтобы выглядеть как можно почетней. Похоже, нынешнее российское общество испытывает именно такое искушение.

Только одно мешает в этом увлекательном деле христианину: память о Голгофе.

Андрей Десницкий

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

План классного часа

  1. Проблемная ситуация. Видео ролик «Осколки в сердце» (приложение 1)
  2. Интерактивная беседа.
  3. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»
  4. Игра «Чего нужно стыдиться?»
  5. Ситуации выбора. «Голос совести»
    • А) Ситуация первая.
    • Б) Ситуация вторая.
    • В) Ситуация третья.
  6. Упражнение для совести - «Минута раскаяния»
  7. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Классный руководитель. Сегодня мы свами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.

Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце»

2. Интерактивная беседа.

Классный руководитель. Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?

(угрызения совести)

Да, вы правы и тема сегодняшнего разговора «Совесть», но это понятие крепко связано еще с одним. Каким?

(стыд)

И здесь вы правы. Итак, тема классного часа «Стыд и совесть» (слайд №1)

В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях. Я вам предлагаю сегодня остановиться и поговорить об этом.

Как бы вы определили эти понятия? (варианты ответов).

А сейчас заглянем в словарь (слайд №2)

3. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»

Вот как объясняется значение этого слова «совесть»в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи) :

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

А вот как объясняется значение слова «стыд» - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Чтобы подчеркнуть важность и силу этих двух понятий, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этими словами?

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят:« грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».

Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «умереть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

« В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Можно сказать в пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:

(слайд №3)

  1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  2. Совесть без зубов загрызет.
  3. От человека утаишь, от совести не утаишь
  4. Жизнь дана на добрые дела.
  5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
  6. Правда как оса - лезет в глаза.

Скажите, вы согласны с этими пословицами? Может быть, у вас другое мнение? (здесь можно обсудить пятую пословицу, и спровоцировать детей на спор фразой «разве не вызывают зависть люди, у которых много денег и они могут позволить себе почти все или почти все»)

4. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему. На интерактивной доске высказывания. Вам надо разделить их на две группы «Стыдно» и «Не стыдно».

  • Физические недостатки
  • Некрасивые поступки
  • Поношенная, но аккуратная одежда
  • Старомодная одежда
  • Непрестижная работа родителей
  • Невежество, необразованность, безграмотность
  • Вульгарная внешность
  • Грубое, бездушное отношение к людям

Классный руководитель. Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая (слайд №4)

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите?

Б) Ситуация вторая (слайд №5)

Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

В) Ситуация третья (слайд №6)

Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)

Дети высказываются по поводу ситуации

6. Упражнения совести.

«Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.

Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках на саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.

Классный руководитель. Прочитайте нам то, что написали.

Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?

(попросить прощения)

Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?

Примерные ответы детей:

– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

– Нужно объявить бойкот.

– Не подавать руки, не здороваться.

– Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами согласна.Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

В качестве завершения нашей сегодняшней беседы я предлагаю посмотреть еще один видеоролик «Притча про воробья» (можно найти в Интернете)

Классный руководитель . Никогда не позднопопросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего первого рассказа.

7. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:

Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным

Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения

Другое (написать)

Литература

  1. Селевко Г. К. Сделай себя сам. М: народное образование, 2006 г.
  2. В ролике использована песня исполнителя Dying Young;
  3. Текст притчи «Осколки в сердце» и фотографии для ролика взяты из Интернета
Красиков В.И.
Совесть и стыд

Важнейшее место в процессах формирования личности, равно как и в социальных коммуникациях занимают такие внутренние механизмы нравственности как совесть и стыд. Они же являются необходимыми внутренними фильтрами, определенным образом регулирующими гомеостаз и "внутреннюю экологию" интеллигентского сознания. Что такое "стыдно" и когда вдруг становится "совестно"? Неожиданно это вдруг опять актуализировалось - в контексте формирования нового "одобрямса" и всеобщего энтузиазма. Однако не будем идти на поводу злободневности и обратимся к экзистенциальной рефлексии.

Что следует из ситуации "держать ответ перед собственной совестью"?

1. Раз мы "держим ответ" - то это все же не постоянно длящееся состояние, а некоторая душевная акция ("жить по совести" - это, скорее, метафора). Потому мы можем сказать, что совесть не является постоянно функционирующим уровнем - он активизируется в условиях проблемной экзистенциальной ситуации.

2. В большинстве случаев совесть действует после события, поступка. Значит это душевный уровень определенного режима - режима работы с пройденным. Потому, если совесть можно условно локализовать в ментальном пространстве души, то это "тыл" психики-сознания. Там же, в том же идеальном регионе, что и память.

3. Совесть - всеобъемлющий, устойчиво-пожизненный уровень, в отличие от биографически изменчивых уровней комплексов значений, стереотипов, связанных с профессиями, социальными статусами, идеологическими позициями. Конечно, совесть можно "потерять", но тогда распадается и устойчивость данной личности. Совесть может "проснуться", что означает либо склонность душевной работы к летаргическим состояниям, либо позднее личностное созревание.

4. Совесть артикулирует все "прошедшее", имеет дело с уже случившимся. Даже если "взвешиваются на весах совести" предстоящие поступок или выбор - мы оцениваем их разные последствия "как бы уже состоявшиеся". В большинстве случаев совесть есть нравственная рефлексия памяти. Совесть и есть ценностная структура нашей памяти, "выплавленная" спонтанными рефлексиями из наших действий и действий других. Она есть Закон нашей душевной жизни, одновременно "жизненный стиль".

5. Насколько автономна наша память, как уже ставшее "я", "факты нашей жизни" - от нашего актуально функционирующего "я", настолько и автономна и совесть. Более того, сознание склонно субстанциализировать - в своем же ментальном пространстве - свои отдельные мыслительно-деятельные, волевые компоненты, приписывать им внутреннюю объективность и автономность. Стихийное, естественно-социальное сознание вообще символически овнешняет их, полагая в виде значений "объективной реальности Бога", незримое присутствие которого в душе есть совесть. Однако и рефлексивное сознание также склонно субстанциализировать, объективировать, но уже вовнутрь себя результаты своего же нравственного строительства - в виде утверждения независимой от "я", особой душевной субстанции совести.

Потому-то мы и держим ответ перед совестью, частью наших "я", уже отщепившейся от "я", собственно живущего в настоящем, этим-вот мгновением. Это "я", объективировавшееся в идеальном материале памяти. Нахождение в прошлом задает внешне принудительный характер совести: судьи и полицейского. Мы можем раздражаться на них, закатывать истерики, но мы обычно ничего не можем им сделать - как и в случае с реальными судьями и полицейскими - и в итоге вынуждены либо подчиниться, либо саморазрушиться.

Под "стыдом" обыкновенно понимается процесс функционирования совести, отчет перед ней, разборка с ней. Это чувство или внутреннее сознавание предосудительного, которые совесть как клеймом помечает некоторые наши поступки в прошедшем. Таковыми они всегда и остаются в нашей памяти, составляя ее отсек под названием: "какой я, однако, подлец".

Стыдом, правда, называют еще несколько побочных явлений собственно стыда. Так это срам, позор, посрамление, поругание, унижение на глазах людей, общественное пристыживание нас со стороны тех, кто либо имеет на это право и почему-то полагает это необходимым, либо тех, кто самонадеянно полагает, что имеет. Подобный стыд малоэффективен, он не внутренен, не выстрадан, не самороден, потому хотя и имеет скромно потупленный вид сокрушенных поз и скорбных вздохов, но поверхностен, вынужденно-лицемерен и преходящ. Воистину: людской стыд - смех, а свой - смерть. К той же категории побочных явлений, а не собственно стыда, относим и ложный стыд: стыд тщеславия, суетности - когда нарушаются какие-либо условности, задеваются чьи-то болезненные амбиции и чувство статуса, вынуждая к "унижению".

Настоящий, "первородный" стыд, в отличие от ситуативного, есть всегда глубокое внутреннее переживание: когда и не пойман (уличен, устыжен), но само наказан. Стыд - сложное по свое гамме, комплексное, высокоинтенсивное переживание. Стыдиться - означает непрерывное, не зависимое от воли припоминание, мысленное повторение своего предосудительного поведения. Сюда включены: горькое сожаление, недоумение ("как я мог такое сделать?"); желание невозможного - "переписать все с чистого листа", вернуться в прошлое, повернуть время вспять, все переделать; бесполезные, душераздирающие заклинания, детские моления ("высшая сила, боже, сделай так, что бы этого не было в помине"); омерзение к себе, столь гадкому, безвольному и распущенному; желание того, чтобы "все отменилось", "мир исчез" и все бы оставили тебя в благодетельном покое; максимизация - самоотрицание: что толку в этом бесполезном, слабом и позорном существовании.

Стыд и совесть справедливо квалифицируют как "высшие" человеческие чувства, проявления. Чувства стыда, виновности, раскаяния являются индикацией человеческого в человеке: ответственности перед личностными и общественными ценностями, способностей к самоукрощению. Краска стыда, глубокое раскаяние, проявляющееся в сердечной боли и слезах, готовности к самонаказанию, искуплению - все это ярче всех иных возможных доказательств манифестирует: я человек, я оступился, но мне можно доверять. Стыд - интерсубъективная метка: я свой, я - человек.

Потому бесстыдство во всех культурах - синоним низости, потери человеческого лица. Мы отказываем бесстыжим в человеческом качестве душевности. Это сорные, пришедшие в негодность, нелюди с признаками необратимой испорченности: нет стыда ни перед собой, ни перед людьми, ни перед Богом.

Но говорят же: "наглость - второе счастье", "бесстыжему наплюй в глаза, а он говорит: Божья роса". Что это? С одной стороны, это самооправдание, стихийная метафизация опыта самих бесстыжих, так же, как существуют и другие амбивалентные народные выражения, обобщения-самооправдания соответствующих людских типажей: "скупо - не глупо", "каждый сверчок - знай свой шесток".

С другой стороны, это констатация преимуществ нелюдя в обмане, неожиданных действиях не по правилам, которых стыдится обычный, воспитанный человек. Часто бесстыжим удается достигать благ и социальных высот - особенно в корпорации таких же нагло-счастливых. Однако, по определению, в человеческой среде это ненормальное явление и оно, рано или поздно, отторгается, причем в основном не прямыми, а косвенными социальными средствами. Само человеческое окружение стихийно отторгает через некоторое время бесстыжих, когда те поизносятся, ослабеют, сами захотят участия, помощи - им "возвращается" в виде отчуждения, изоляции, молчания, неприятия того попрания ими неписанных законов человеческого мира, которые они самодовольно презирали и отвергали, будучи "в силе" (как они наивно полагали, считая хитрость, обман, наглость признаками силы).

Стыд имеет своим следствием признание наличия за человеком некоего экзистенциального долга, добровольное возлагание на себя обязательств по его выплате - искупление. Чувство вины, рождающееся как заключительный аккорд переживаний стыда, есть сделка, молчаливо и безотчетно заключаемая нами с нашей совестью: да, я признаю свою предосудительность, я отказываюсь от гордыни самовольства - признаю верховный суверенитет совести, неких высших для меня начал. Вина в обмен на прекращение пыток совести. Последняя обычно удовлетворяется "платой" - признанием вины-долга, с обязательством его выплаты в виде искупления. Покаяние, вина - вексель, искупление - выплата долга. Искупление есть восстановление должного равновесия в человеческой природе: умерение самолюбия через самоунижение, временное самоограничение страстей и удовольствий, выполнение неких обязательств, демонстрирующих возвращение в норму самоконтроля и пиетета перед установлениями совести. Возвращаясь под занавес к злобе дня: не судите, да не судимы будете.

Красиков В.И., д.ф.н., проф. (Москва)

Введение

1. Понятие совести

1.1 Совесть и стыд

1.2 Виды совестипо Фромму

2.1 Задача совести

2.2 Функции совести

3. Императивностьморали

4. Значениесовести в педагогике

5.Функционирование совести

Заключение

Список литературы


В ведение

Совестьпредставляет собойспособность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. Приэтом человек осознает и переживает по поводу невыполненного долга, недостойногоповедения, оценку которому «выставляет» сам, чувствует себя виноватым.

Совесть – это внутренний контролер человека.

Моральные ценности ориентируютчеловека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, чточеловеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях идействиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействиена волю человека.

Моральныеценности всегда провозглашаются в такой форме, которая указывает нанеобходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральнымценностям воспринимается человеком как долг.

Если человек спокоен при невыполнениидолга, безнравственен, его называют «бессовестным» - им не усвоены, не принятыдушой важнейшие моральные ориентиры. Бессовестного человека сдерживает тольковнешний контроль, иначе он будет приносить вред окружающим. Такие люди проявляетсвою безбрежную зловредность: крадут, лгут, издеваются над другими без зазрениясовести.

Психологи выявили: в семьях, гдесуществует жесткий внешний контроль и жестокие наказания, больше шансоввырастить бессовестного человека. Он будет идти к своей цели, пренебрегая всемиморальными устоями, не обращая внимания на страдания окружающих. В то же времясемьи, где превалируют доверительные отношения, воспитывают совестливых детей,у которых высок уровень внутреннего самоконтроля и моральной рефлексии.

Люди, вырастающие в атмосфере вниманияи ласки, глубоко усваивают моральные нормы и идеалы, они сочувствуютокружающим, воспринимают их страдания как свои и стремятся не делать зла.


1. Понятие совести

Совесть является нравственнымсознанием человека, способностью различать добро и зло, побуждающая человека делатьосознанный выбор в пользу добра.

Когда говорят о свободе совести,имеют в виду право человека исповедовать любую религию или не исповедоватьникакой. В понятии совесть отражается тесная связь этики и психологии.

Совесть - черта духовного обликаличности, выражающая ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зласвоего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей.

Слабое развитие совести у тогочеловека, который, отдавая себе отчет в том, что причинил кому-то материальныйили моральный ущерб, не порицает себя за это, не испытывает стыда, недовольствасобой и стремления поправить дело.

Совесть предполагает осознаниеличностью своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. Всложной обстановке совесть заставляет человека вести себя так, чтобы незаслужить упрека со стороны близких людей, всего народа.

Совесть - феномен эмоциональный, онапроявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупреки, укоры, черезтревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своегоповедения.

Совесть – это наш внутренний голос,который то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости иудовлетворения за содеянное. Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупныйи беспристрастный. Мы не можем убедить себя, что поступили хорошо и правильно,когда совесть обличает нас в том, что мы поступили плохо.

Известный отечественный филолог Д.Н.Ушаков в своем словаре так описывает понятие «совесть»: совесть - внутренняяоценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственнойответственности за своё поведение. А в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: совесть- нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужихпоступков, на основании определенного критерия добра и зла.

По В. Далю: совесть - нравственное сознание,нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла;тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка;способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине идобру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине;прирожденная правда, в различной степени развития.

Итак, мы выяснили, что совесть – этонекая субстанция, способная взывать к нашим чувствам и эмоциям, воле и разуму,побуждая нас поступать в соответствии с тем, что мы считаем добрым иправильным.

1.1Совесть и стыд

Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, носледует их различать.

Человек совестливый по мере своегосамосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Чистаясовесть - нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, этонаграда за нравственные усилия. Отечественный ученый XXв. Г. Бандзеладзе, считает, что без чистой совести добродетель потеряла бывсякую ценность.

Совесть интуитивна, она усматривает то, чего еще нет, поэтому должна«работать» до совершения поступка. Переживания после проступка будут ужестыдом. Совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы.Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не можетзаговорить.

Совесть человека, по существу, независимаот мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннегоконтрольного механизма сознания - стыда. Стыд и совесть в общем довольноблизки.

Совестьназывают «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можноподдержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд – переддругим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, каквиновника страдания.

В стыде также отражается осознаниечеловеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствиянекоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыдполностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить своеосуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнееи значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд - дажеза случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые емукажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковыхокружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Ониошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают».

Стыд– это эмоциональное состояние или глубинное человеческое переживание, котороевозникает в результате несоответствия своего поведения с принятыми нормами иосознания человеком, что он поступил нечестно или смехотворно (традиционнаятрактовка словарей и справочников).

Логикасовести иная. Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутреннейдисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести:стыд – перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-засебя, как виновника страдания.

И это было осмыслено исторически довольнорано.

Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э еще не знаетспециального слова «совесть». Но он требует нового понимания постыдного: «Неговори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. учись гораздо более стыдиться самогосебя, чем других». И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же,сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никомунеизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и вкаждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного».

Совестьинтуитивна, и человек, у которого «она есть», умеет ее чувствовать и опираетсяна нее в своих выборах. Такой человек всегда поступает обдуманно, честно, непричиняя вреда себя и окружающему миру.

Мыговорим про него «совестливый человек», «живет по совести».

Совестинельзя научить. Совесть – это личный опыт зрелого человека. В процессевоспитания ребенка мы даем ему лишь предпосылки чувствования своей совести.Каждый человек, взрослея, проходит сам свой путь совершенствования.

1.2 Виды совести по Э. Фромму

Психоаналитик Э. Фромм считает, чтосовесть бывает двух видов - авторитарная и гуманистическая.

Авторитарная совесть выражаетнашу подчиненность внешнему авторитету. При авторитарной совести мынекритически усваиваем повеления некоей внешней силы, религиозной илисоциальной, и выполняем ее волю, потому что боимся. Подчиняясь авторитарнойсовести из страха наказания, человек следует повелениям, которые далеки от егособственных интересов.

Власть преследует свои корыстныецели и использует индивидов лишь как средство, принуждая их к подчинению спомощью формирования механизмов авторитарной совести. Если человек отступает отвелений власти, он чувствует себя виноватым перед ней и страдает, боясьпоследующего наказания. Но как только люди понимают, что власть утратила силу иничем не может им повредить, они тотчас теряют свою авторитарную совесть ибольше не подчиняются тому, перед чем еще вчера робели и преклонялись.

Гуманистическая совесть поФромму – это голос самого человека, лучшего начала в нем, способного насаморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, безропотноподчиняться чужим интересам, тратить жизнь впустую. Она призывает ксамореализации, к воплощению в действительность лучших своих сил и возможностейк тому, чтобы строить свою жизнь в гармонии с другими людьми. Иногда голоссовести звучит косвенно через страх старости или смерти, когда человек вдругпонимает, что он не состоялся и не выполнил долга перед самим собой.

Совесть - это призыв.

Совесть как зов была понята в XX в. еще одним выдающимся мыслителем Мартином Хайдеггером.Совесть для него сродни истине. Она заставляет человека вспомнить о своейконечности, смертности и вынырнуть из обезличенного обыденного мира,обернувшись к вопросу о Бытии и к теме собственной неповторимойиндивидуальности. Зов совести приходит в молчании.


Личность несет в себе не только все свое настоящее, но и все своепрошлое, все события нравственной жизни, наслоения которых составляют глубокуюи интимную область, известную особому нравственному сознанию, определяемому каксовесть. В совести интегрирована вся нравственно осознанная деятельностьчеловеческой личности. В каждый отдельный момент судьбы совесть - этонравственный итог пройденного человеку жизненного пути.

Совесть - это ответственностьчеловека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальныхценностей.

Раз совесть указывает на соответствиеили несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок по совести» - этопоступок из чувства долга, это поступок, которого требует совесть. Совесть женастаивает на исполнении долга. О долге в отношении совести Кант сказал:

«Культивировать свою совесть, всебольше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого всесредства» .

Общепризнано, что совесть является личным сознанием и личным переживаниемчеловека относительно правильности, достоинства и честности всего того, что имкогда-то совершено.

Реальность совести, как постоянно действующего личного нравственногосознания, представляется вполне очевидной. Это та реальность, с которой вселюди встречаются внутри себя и в общении между собой.

Высший моральный долг человека состоит в том, чтобы содействовать благудругих людей и совершенствоваться, в частности в исполнении долга.Совершенствование - потенциально бесконечно. Предположение индивида о том, чтоон достиг совершенства, свидетельствует о его несовершенстве.

Другой взгляд состоит в том, что признавать свою совесть чистой возможнои нужно. Чистая совесть - это сознание того, что ты в общих чертах справляешьсясо своими моральными обязанностями, что за тобой нет существенных нарушенийдолга и крупных отступлений от нравственных ориентиров. Зачем надо мучиться,если ты действительно выполняешь то, что положено, и делаешь это честно и охотно?

Ощущение чистой совести дает человеку уравновешенность, спокойствие,способность оптимистично и бодро смотреть в будущее. Если у морального индивидавозникнут реальные основания для сомнений в правильности того или иного своегопоступка, индикатор-совесть моментально заработает. Это произойдет даже раньше,чем возникнет рефлексия, чем появится мысль - «что-то не так».

Как понятие и как реальность совесть является предметом не толькотеоретического исследования, но находит отражение в сфере народной мудрости и вописаниях художественной литературы. Философы, богословы и религиозные писателизаявляют в той или иной форме о главенстве совести в нравственной жизни.

Всемирно известные описания совести в ее художественной интерпретациизаключают в себе чрезвычайную этическую ценность. Они убеждают в том, чтовсякий человек, блуждающий в иллюзиях нравственной вседозволенности во имядостижения эгоистических и честолюбивых целей, неизбежно наталкивается насовесть, как на невидимую подводную скалу, о которую разбивается «железнаялогика” всех его построений. В то же время он обретает в совести ту реальную итвердую почву, утверждаясь на которой он становится способным осуществитьнравственное воссоздание своей личности.

Совесть относится к наиболее глубоким и ярким явлениям человеческогонравственного опыта. Она представляет собой ту замечательную способность души,с помощью которой в каждой отдельной личности преломляется общечеловеческоенравственное сознание с его аксиомами естественного нравственного закона. Поэтомуименно личная совесть, а не что другое, что находится во власти самогочеловека, должна явиться связующим звеном двух важнейших экзистенциальныхреальностей: нравственного порядка в душе и нравственного порядка во всемокружающем мире.

Совесть,как и любовь, ответственность, свобода и другие феномены человеческогосуществования не являются предметом специального изучения в программах школьныхкурсов. Понимание этих специфических человеческих проявлений основывается нажизненном опыте людей.

Житейскиевысказывания: совесть «мучает», «гложет» или выражения «нет совести»,«угрызения совести» определяют общее чувствование совести, но, конечно, не раскрываютглубокого понимания.

Совесть - чувство ответственности законкретно понятый долг, это внутренний самоотчет за выполнение совершенноопределенных моральных обязанностей, которые далеко не всегда совпадают собязанностями абстрактного морального субъекта и могут далеко от нихуклоняться.

Человек может считать своим долгомсовершение кровной мести и мучиться упреками совести за то, что не мог еесовершить. Или некто обязан докладывать начальству о благонадежностиокружающих, и его мучает совесть, что он пожалел своего соседа и скрыл отвластей его критические разговоры. В подобных случаях всегда встают вопросы:является ли истинным то добро, перед которым мы держим отчет? Тем ли идеалам мыслужим? Возникает проблема иерархии ценностей, рефлексии по поводу самихустановок нашей совести. И здесь совесть неизбежно вновь возвращается к разуму,без которого человек не может совершить верный выбор в сложной ситуации.


2.1Задача совести

Задачасовести – открыть человеку «то, что надо» для него в каждой конкретнойситуации. Однако, «то, что надо» для каждого человека свое.

Э.Фроммсчитает, что совесть не может быть поверхностной или разной. Совесть имеет делос абсолютно индивидуальным бытием. Она может роявляться в человеке лишь накакую-то долю. Совесть, на момент своей «работы», полностью поглощаетпереживания человека, охватывает все его человеческое существование. Она, как илюбовь, и все другие чувства, есть выражение целостного участия существа вэмоциональном переживании.

Совестьне охватывается общими моральными законами, но согласует общий моральныйпринцип с моими внутренними позициями. «Жить по совести – это всегда абсолютноиндивидуально – личная жизнь в соответствии с абсолютно конкретной ситуацией,со всем тем, что может определять наше уникальное и неповторимое бытие».

Одномучеловеку не дано знать, был ли прав другой, поступая по своей совести, считаетВ. Франкл, тогда как не экзистенциалисты совесть связывают с «голосомобщечеловеческого и универсального». Совесть указывает на сопричастность к другому.

2.2Функции совести

Главная функция совести -самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, обответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой.

В нравственной жизни человека совесть сохраняет свое главенствующееположение и выполняет свои специфические функции.

Основными функциями совести являются законодательная, судебная иисполнительная. В этих трех функциях совести проявляются ее авторитет, достоинствои свобода.

Достоинство совести проявляется в ее судебной функции и заключается втом, что голос совести, обвиняющий за злые дела, всегда правдив, категоричен инеподкупен.

Совесть всегда указывает на требования нравственного закона, обличает илиодобряет совершенные поступки, вознаграждает или карает. Выполнение совестью еефункций не есть простой автоматический акт. Это всегда сложный динамическийпроцесс, в котором сама совесть зависит от общих нравственных установок личности,от степени приближения личности к нравственному идеалу.

Всем хорошо известно, что совестьчасто побуждает человека делать именно то, что ему не только невыгодно, но инеприятно. С точки зрения эволюции, совесть является – человеческой слабостью. Онанисколько не делает человека «сильнее», а наоборот, гарантирует ему полноепоражение в жестокой борьбе за выживание, где выживают «сильнейшие» и болееприспособленные. Кроме того, при помощи теории эволюции невозможно объяснитьсуществование совести в человеке. Совесть побуждает разум не толькоусматривать в тех или иных действиях личную выгоду или просчёт, но и оцениватьпоступки с нравственной стороны. Как совести удаётся это делать? При помощивоздействия на разум с помощью моральных доводов. Совесть играет огромнуюроль в принятии решений, влияя на наш выбор. Но не стоит полагать, что воля исовесть – это одно и то же. Воля – это способность делать осознанный выбор.

Благодаря действию совести, человекзнает, как правильно (с моральной точки зрения) поступить в той или инойситуации. Тем не менее, человек может решить поступить так, как емуподсказывает его совесть, а может решить пойти против неё. Если бы совесть иволя были чем-то неделимым, то это было бы невозможно, и человек всегда быпоступал только по совести. Однако этого в жизни не происходит.

Совесть тревожит личность, не даетей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностями установлениям, уществующим в обществе.

Совесть способна взывать к нашимчувствам, так же, как она взывает к нашему разуму. Как это происходит? Совестьпобуждает человека делать хорошее и избегать делать злое, сопровождая хорошиепоступки чувством радости и удовлетворения, а плохие поступки – чувством стыда,страхами и душевными муками, которые часто называются «угрызениями совести». Итак,мы выяснили, что совесть – это некая субстанция, способная взывать к нашимчувствам и эмоциям, воле и разуму, побуждая нас поступать в соответствии с тем,что мы считаем добрым и правильным.

В нравственной жизни человека совесть сохраняет свое главенствующееположение и выполняет свои специфические функции. Основными функциями совестиявляются законодательная, судебная и исполнительная. В этих трех функцияхсовести проявляются ее авторитет, достоинство и свобода.

Достоинство совести проявляется в ее судебной функции и заключается втом, что голос совести, обвиняющий за злые дела, сегда правдив, категоричен инеподкупен.

Свобода совести предполагает ее исполнительную функцию и проявляется втом, что ничто не может поколебать совесть, сознающую свою правоту, так же, какничто не может связать совесть, заставить ее молчать и не карать за злые дела ибеззакония.

Совесть всегда указывает на требования нравственного закона, обличает илиодобряет совершенные поступки, вознаграждает или карает. Выполнение совестью еефункций не есть простой автоматический акт. Это всегда сложный динамическийпроцесс, в котором сама совесть зависит от общих нравственных установокличности, от степени приближения личности к нравственному идеалу.

Величайшее нарушение долга перед самим собой - противопоставлять истинеложь. Всякая преднамеренная неправда есть ложь, потому что человек в этомслучае лицемерит в отношении внутреннего преклонения перед истиной. Первымпреступлением человека, о котором говорит Библия, была ложь. Человек, не поступающийпо истине, теряет свое нравственное достоинство.

Ложь может быть внешней и внутренней. Внешняя ложь делает человекапредметом презрения в глазах других. Внутренняя ложь делает человека предметомпрезрения в его собственных глазах. Ложь оскорбляет достоинство человека,поскольку является нарушением долга в отношении к честности. Человек, которыйне верит тому, что сам говорит другому, унижает и попирает достоинство в самомсебе.

Согласно Канту, необходимость соответствия поступка во всех обстоятельствахтребованиям нравственного закона есть общий долг человека по отношению к самомусебе.


3.Императивность морали

Обязательства, вытекающие из ценности, касаются как достижения самойценности, так и средств ее достижения.

Нравственные ценности императивны (обязательны). И не просто императивны,но императивны безусловно. Это значит, что им необходимо следовать не прикаких-то условиях, а всегда. Ими надо руководствоваться в отношениях со всемилюдьми, а не только с ограниченным кругом родственников, друзей, коллег,соотечественников. Нравственные императивы, как и утверждаемые ими моральныеценности, имеют надситуативный и безличный, т.е. универсальный, характер.

В истории философии существуют дваподхода к решению вопроса о соотношении ценностности и императивности моральныхсуждений (высказываний) - блага и долга. Согласно одному из подходов, человектак или иначе знает (скорее всего, от природы), в чем состоит его благо; егозадача - не уклоняться от него; долг человека состоит в том, чтобы стремиться ксобственному благу и содействовать благу других людей.

Но как в одном, так и в другомрешении проблемы соотношения ценности (блага) и нормы (долга) предполагается,что нравственная задача решается человеком в преодолении чего-то - себя,обстоятельств, каждодневной рутины, давления авторитета или какого-либо иноговнешнего принуждения.

В любом случае мораль императивна, иее императивность осуществляется посредством противопоставления того, чтодолжно быть, и того, что есть в этой жизни. Имея в виду эту существенную чертуморальной императивности - постоянную противоположность должного и сущего, -можно сказать, что деонтологический подход точнее раскрывает механизмфункционирования морали. Противоречие должного и сущего, обязанностей и нравовявляется фундаментальной характеристикой морали. И как бы человек высоко ниподнялся в нравственном развитии и именно потому, что он поднялся высоко, оностается критичным по отношению к себе и миру.

Существенной характеристикойморальных требований является их универсальность, или всеобщность.

Всеобщность нередко неправомернопонимается как то, что: а) у всех людей есть некоторые общие представления одобродетельном, правильном и достойном; б) определенные моральные требования иценности являются общераспространенными, в) всеми признаваемыми в виде неких«простых норм нравственности» или «общечеловеческих ценностей». Такие пониманиявсеобщности моральных требований отражают действительный фактобщераспространенности некоторых форм поведения и человеческих взаимоотношений.Но универсальность как свойство морального требования неправильно сводить кобщераспространенности.

Под универсальностью следуетпонимать безотносительность нормативных суждений к конкретным лицам иситуациям. Это выражается в:

1)беспристрастности, т.е.равном отношении ко всем в определенной ситуации.

Так, беспристрастность какнелицеприятность проповедовалась Моисеем - как требование к судье: «Не делайтенеправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; поправде суди ближнего твоего». В Новом Завете это требование повторяется, но вто же время как будто допускает и расширительное толкование: к людям следуетотноситься по вере, «не взирая на лица», одинаково относясь к богатому и кбедному.

2) в надситуативности, т.е.равном отношении к одному лицу в разных обстоятельствах. В этих характеристикахнравственного требования Ты обобщается до Они, Мы,Человечество , и это значит, что к другому должно относиться какк вочеловеченному другому, в лице другого - к человечеству. Беспристрастность инадситуативность кристаллизуются в:

3)принципе универсализуемости, которыйгласит: принимая и осуществляя решение в отношении другого, исходи из того, чтодругой в такой же ситуации примет такое же решение в отношении тебя.

Здесь по-своему обнаруживаетсязолотое правило: из универсализуемости вытекает, что если сейчас говорю, что ядолжен поступить определенным образом по отношению к определенному лицу, яобязан считать, что то же самое должно быть совершено в отношении меня, будь яв точно такой же ситуации, включая то, что я обладал бы теми же личностнымикачествами и теми же мотивами.

Таким образом, принимая во вниманиеразличные аспекты всеобщности моральных требований, можно заключить, чтоэтическая нормативная мысль движется следующим образом:

1). «Поступай одинаково в отношенииразличных людей в одинаковой ситуации» (беспристрастность).

2.«Поступай одинаково в отношении разныхситуациях» (надситуативность).

3). «Исходи из того, что любойдругой на твоем месте поступил бы так же, как ты, в отношении данного человекаили в данной ситуации, равно и в отношении тебя любой другой в данной ситуациипоступил бы так же» (универсалиъуемость).

Все эти черты моральногодолженствования, характеризуя форму последнего, недвусмысленным образом задаюти его содержание. Очевидно, что они предполагают, не исчерпывая это содержаниеполностью, что в моральных решениях, действиях и оценках человек должен покрайней мере соблюдать равенство и не ущемлять ничьи права.

Тогда разрешаются вышеозначенныезатруднения. И золотое правило, и принцип универсализуемости, будучи довольнообщими, призваны всего лишь ограничить произвол.

Только при условии соблюдения правдругих людей и, стало быть, исполнения своих обязанностей человек долженсодействовать благу других людей. Это содействие же предполагает иные похарактеру поступки - совершаемые сообразно сложившимся ситуациями включенным в них лицам.


4. Значение совести в педагогике

Совесть как специфическое проявлениечеловеческого существования требует особого внимания в педагогике.

На ранних стадиях становленияличности совесть проявляется как «голос» значимого окружения (референтнойгруппы) - родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоторогоавторитета, и соответственно обнаруживается в страхе перед возможнымнеодобрением, осуждением, наказанием, а так же в стыде за свое действительноеили мнимое несоответствие ожиданиям значимых других.

В практике воспитания обращениевоспитателя к совести ребенка, как правило, и выражает требованиеисполнительности, послушности, соответствия предписываемым нормам и правилам.Так обстоит дело с точки зрения развития этой нравственной способности.

Идеиэкзистенциальных философов и психологов о совести позволяют выделить глубокиетеоретические и практические основания для образования (экзистенциализм –направление в философии и психологии, подчеркивающее уникальность несводимого кобщим схемам личного опыта конкретного человека); постигая себя как экзистенцию,человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя.

Обращаяськ экзистенциальным аспектам феномена совести, рассмотрим идеи В.Э. Франкла.Совесть – то, что погружено в глубины бессознательного, так как важныеэкзистенциальные решения, принимаемые «под руководством» совести, всегда неосознаваемые и не рефлексируемые. Франкл приступает к рассмотрению совести,чтобы пояснить «духовное бессознательное».

Совестьпредшествует любой морали, подчеркивает автор, она – доморальное постижениеценности. Совесть иррациональна, потому что имеет дело не с реальностью, а свозможностью. Для нее открыто не существующее, а лишь то, что должносуществовать. Как и любовь, совесть интуитивна, она предвосхищает должное,усматривает то, чего еще нет.

Совестьнаправляет человека в поиске смысла, поэтому Виктор Франкл называет ее «органомсмысла» и определяет как «способность обнаружить тот единственный и уникальныйсмысл, который кроется в любой ситуации». В век распространяющегося чувствасмыслоутраты, воспитание должно оттачивать совесть – иммунитет противконформизма и тоталитаризма (которые есть следствия экзистенциального вакуума).Только «бодрствующая совесть» (В. Франкл) дает человеку способностьсопротивляться, не поддаватьсяконформизму и не склонятьсяперед тоталитаризмом.

Дляопределения глубины понимания совести и характера ее проявления были опрошеныпедагоги и учащихся начальных классов г. Костаная. Участвовали младшиешкольники школы-сада № 3, студенты очной и заочной форм обучения КГУ им. А.Байтурсынова (2002-2004 уч.гг).

Младшимшкольникам было предложено написать сочинение – размышление «Когда меня«мучает» совесть». Мы получили искренние и содержательные ответы. Школьникиописывали характерные для их возраста житейские ситуации, в которые онипопадают. Большинство рассуждений младших школьников о том, как их «мучает»совесть, связаны с обманом взрослых или скрытия чего-либо от них. Например:«Один раз, когда папа пришел меня будить, я не захотел вставать и не пошел вшколу. На следующий день в школе я сказал, что папа меня не разбудил. Так менямучила совесть» (Виталий, 7 лет, 1 класс). В данном возрасте проявление своейсовести ребенок определяет неодобрением взрослых. Совестно, потому чтонедовольны или огорчены родители и учитель.

Детиописывают свои переживания уже после свершения «плохого» поступка. И здесь замечено,что для детей характерно отождествление стыда и совести. «Мне стыдно, что яразбила папину кружку. За это меня мучает совесть» (Ассель, 7 лет, 1 класс).

Проведенныйанализ психологических текстов и детских сочинений о совести позволилпредположить, что в силу возрастныхособенностей, младшие школьники не знакомы с реальными проявлениями совести какглубокого и зрелого переживания.

Возрастучаствующих в исследовании практикующих учителей от 24 лет до 51 года. Этоучителя сельских начальных школ, на момент опроса они являлись студентамизаочного отделения ПиМНО Костанайского государственного университета им. А.Байтурсынова (2002-2004 уч.гг).

Самоераспространенное мнение о совести – как о внутреннем ограничителе поведения:«рамки, которые человек не должен нарушать», «поступать в соответствии справилами поведения», «внутренний контролер, дающий оценку поступкам» и т.д.Многие связывают совесть с чертой характера человека, его личностнымикачествами: «когда человек говорит правду», «правдивое отношение к себе иокружающим», «любит трудиться», в нескольких ответах уточняется, что совестьхарактеризуется отношением к людям.

Подчеркиваяинтуитивность, интервьюируемые пишут, что совесть – это внутренняя сила, нерегулируемая человеком: «то, чему я не могу воспротивиться, что заставляет меняправильно поступать…», «то, что заставляет меня вовремя одуматься». Так же, каки в школьных работах, замечено отождествление совести и стыда. Самое красивое,на наш взгляд, из предложенных следующее описание: «совесть – это – чистотадуши ; когда человек, не смотря на разные испытания в своей жизни, остаетсячист внутренне» (ответы давались без подписи фамилий).

Какмы и предполагали, определение такого человеческого проявления, как совесть,вызвало у опрашиваемых некоторые затруднения. Заметили, что учителя не готовы кразмышлениям о совести и других феноменах человеческого существования, затруднялисьвыразить свою мысль. В основе понимания совести, в основном, житейскиеопределения, поверхностные, не глубокие. Много размытых представлений, судя покоторым вообще не ясно, о чем хотели сказать: «чувство, которое возникает прикаком-то поведении», «определенное качество», «внешнее и внутреннее состояниечеловека».

Втаких случаях возникает вопрос: что имеет ввиду учитель, когда говорит о совести своему ученику? Здесь четко обозначается проблема компетентности педагогов и качестварезультатов их педагогических действий. Учитель, воспитывая совесть, долженобъяснять ребенку, что она «работает» прежде, чем человек совершает что-либо,помогает не допустить безнравственных желаний, что совесть – специфическое человеческое проявление, основанное напредвосхищении несоответствия должному, открытии того, что и какдолжно быть . Совесть предвосхищает то, за что послебудет стыдно.

Совестьуказывает на сопричастность к другому. Значение приставки со- аналогична словам«сочувствие», «сообщество», «сострадание», «содружество» и др. Корень слова«весть» от «ведать», «знать» - указывает на то, что совесть дана нам для знанияправильности или неправильности поступка, слова или мысли с точки зренияобщности, единства людей.

Обепозиции ценны в педагогическом процессе. Первая – только ты сам определяешь для себя правильность выбора, не согласуя его ни с кем. Вторая –твой выбор согласуется с выбором окружающих . Тот и другой вектор имеютместо в воспитании совести.


5.Функционирование совести

Современные православные богословыпридерживаются мнения, что совесть - это выражение всегонравственно-психологического функционирования личности, а не какая-то изолированнаяее способность.

Совесть упрекает молча, нонеотступно. Она заставляет людей говорить самим себе правду и в конце концов предприниматьреальные усилия для исправления ситуации, если это, конечно, возможно.

Функционирование (деятельность) совести включает участие ума, чувства иволи.

Участие ума в функционировании совести является принципиальнонеобходимым. Ум взвешивает и оценивает альтернативные возможности, анализируетнравственное достоинство мотивов и намерений, чтобы решить, как поступить, иличтобы обсудить уже совершенные поступки.

Однако совесть является не только нравственным сознанием, но инравственным переживанием всего того, что подлежит этической оценке. Чувстваумиротворения и радости чистой совести или чувства вины и тревоги нечистойсовести указывают на участие эмоций в функционировании совести.

Наконец, совесть не может осуществлять своих функций без участия воли,которая помогает ей активно осудить зло и обязывает исполнять то, что еюодобрено и принято. Благодаря содействию воли, решения совести приобретаютимперативный характер.

Таким образом, принимая во внимание, что функционирование совестивключает участие ума, чувства и воли, мы можем представлять совестьодновременно в трех измерениях: как нравственное сознание, как нравственноепереживание и как волевую способность личности в ее стремлении к нравственной самоактуализации.

Функционирование совести предполагает насущную потребность личности внравственной самооценке, потребность в нравственном оправдании сокровенных иникому не ведомых замыслов, произнесенных слов, совершенных тайных и явных дел.


Заключение

Из вышеизложенного нам стало известно,что главная функция совести - самоконтроль.

Совесть - это ответственностьчеловека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальных ценностей.

Раз совесть указывает насоответствие или несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок посовести» - это поступок из чувства долга, это поступок, которого требуетсовесть. Совесть же настаивает на исполнении долга. О долге в отношении совестиКант сказал:

«Культивировать свою совесть, всебольше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого всесредства».

И это - тот долг, который человекимеет перед самим собой: совершенствоваться, в том числе в честном ипоследовательном исполнении долга.

Моральное сознание интригуетзаключениями, которые здравому уму кажутся то логическими кругами, тотавтологиями. Но это все знаки автономии морального духа, который не можетвывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себясамого.

В обычной речи мы можем употреблятьвыражения «спокойная совесть» или «чистая совесть».Под ними понимаютфакт осознания человеком исполненности своих обязательств или реализации всехсвоих возможностей в данной конкретной ситуации.

Человеческая совесть является желанием приблизить окружающий мир кидеальному. Часть информации, описывающей идеальный мир, можно охватить своимсознанием, но оставшаяся часть находится в подсознании, и человек часто непонимает, почему он поступил так, а не иначе. Например, если мы видим, чтокто-либо поступил не так, как он не должен был поступить в нашем идеальноммире, то мы его осуждаем. А если мы сами поступили не так, как должны были, томы осуждаем сами себя.

Самоосуждение – это муки совести. Я считаю, чтобы «не грызла» совесть, надожить по законам морали, по крайней мере – стараться.


Список литературы

1.Афанасьев В.Г.Системность и общество. – М., 1990.

2. Бергер П.Л.Приглашение в обществознание: Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект Пресс,1996. – 462 с.

3. ГусейновА.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.

4. Волков Ю.Г.,Нечипуренко В.Н., и др. Обществознание: Курс лекций: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999.

5. Архимандрит Платон(Игумнов), учебные материалы «Нравственное Богословие».

6. Берлов В.И.Психологический словарь: реалистическое миропонимание. – Краснодар: «СоветскаяКубань», 2001.

7.Волков Ю.Г.,Мостовая И.В. Обществознание. – М.: Аспект Пресс, 1999.

8.Франкл В. Духовность, свобода, ответственность // Психология личности в трудахзарубежных психологов / Сост. И общая редакция А.А. Реана. – СПб: 2000.

9.Ниязбаева Н.Н. «Экзистенциальные основания свободы в педагогическом процессе»,Казахстан, 2005.

10. Фромм Э.Душа человека: Перевод. – М.: Республика, 1992.

11. Франкл В.Человек в поисках смысла // Психология личности в трудах зарубежных психологов/ Сост. И общая редакция А.А. Реана. – СПб: 2000.

12. Золотухина-АболинаЕ.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

13. ФлоренскаяТ. Мир дому твоему. Тело, душа и дух – Воспитание школьников. - № 6. – 1998.