Шепелявость психологические проблемы как исправить. Как избавиться от шепелявости, или когда общение — в удовольствие

Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило! Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами

Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило!

Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами. Став чуть старше, он может оказаться «белой вороной» среди сверстников, неизбежно возникнут проблемы с учебой. Если вы желаете своему малышу более счастливой участи, ознакомьтесь с нашим руководством к действию.

Немного о понятии

Под шепелявостью стоит понимать дефект речи, главным симптомом которого является нарушение произношения свистящих и шипящих звуков. Другими словами, «ж», «ч», «ш», «щ» в словах заменяются на «з», «ц», «с». Более всего распространена подмена звука «с» на «ш»: вместо «сестра» малыш произносит «шештра», вместо «семь» – «шемь» и т.д.

Причинами подобного расстройства речи могут быть короткая уздечка, слабые мышцы языка, неправильный прикус, имеющаяся между передними зубами щель, подражание взрослым с подобным дефектом, долгое пользование соской и т.п.

Шепелявость присуща многим детям. Однако имейте в виду: если до 5 лет она считается нормой, то после пятилетнего рубежа стоит обратить особое внимание на исправление подобной детской «непосредственности» во избежание трудностей с обучением и общением. Поэтому только в ваших силах предотвратить возможные будущие неприятности в жизни вашего ребенка.

1. Убедитесь, что ребенку ничего не мешает правильно дышать.

Определенные проблемы, затрудняющие дыхание через нос, способствуют развитию шепелявости. Это связано с тем, что ребенок начинает дышать через рот, а язык уплощается и высовывается наружу. Даже если внешне все в порядке, стоит показать ребенка отоларингологу. Осмотр врача позволит выявить возможные проблемы с пазухами носа, наличие аллергии и т.д.

2. Прочь бутылочки и соски!

Хоть подобные приспособления и облегчают жизнь родителям, но, увы, очень вредны для детей. Дело в том, что всевозможные соски тормозят развитие оральной моторики, принимающей участие в развитии речи. Поэтому, дорогие мамы и папы, как можно раньше отучите малыша от сосок, а в качестве альтернативного варианта научите пользоваться соломинкой. Она, наоборот, способствует тренировке нужной речевой моторики.

3. Вынимаем палец изо рта.

Другая возможная причина развития шепелявости – сосание пальцев. Поэтому понаблюдайте за малышом: страдает ли он привычкой держать большой палец во рту? Если да – когда чаще всего он это делает? Вашей задачей при наступлении «опасного» момента будет переключение внимания на иное занятие или предмет, скажем, любимую игрушку. Достаточно проблематично быстро избавить малыша от этой вредной привычки, а вот сократить время на нее – вполне посильная задача.

4. Не давите на ребенка!

Реагируйте спокойно и не ругайтесь, если на ваши увещевания и объяснения малыш вновь шепелявит, делает ошибки или сосет палец. Видя ваше негативное отношение, малыш будет расстраиваться: он понимает, что поступает плохо. Забудьте и о привычке постоянно поправлять ребенка и заставлять верно выговаривать слова. Парадокс, но, поступая подобным образом, вы только способствуете укреплению ошибок в речи маленького человечка.

5. Запишитесь на прием к логопеду.

Вы ошибаетесь, если думаете, что шепелявость к определенному возрасту пройдет сама собой. Такое, конечно, случается, но далеко не всегда. Поэтому покажите малыша логопеду, который сможет при помощи эффективного обучения исправить подобную неприятность. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше: речевые дефекты имеют способность закрепляться.

6. Занимаемся с ребенком самостоятельно.

Бывают случаи, когда посещение врача-логопеда в данный момент невозможно. Но и здесь есть решение: не упускать драгоценное время и начать делать с малышом некоторые эффективные упражнения, желательно по несколько раз в день. Благодаря им вы сможете подкорректировать шепелявость ребенка, а в неосложненных случаях и вовсе навсегда забыть о ней.

Некоторые домашние упражнения для занятия с ребенком:

Цокать языком как лошадка;

Разговаривать с закрытым ртом: упражнение сложное, но очень хорошо улучшает дикцию;

Придать языку чашеобразную форму и произносить алфавит по одной букве. Упражнение делается с открытым ртом;

Как можно шире открывать рот и резкими движениями выбрасывать язык изо рта. Малышу можно сказать, что таким образом мы ловим языком комариков.

Избавить малыша от шепелявости – посильная задача. И чтобы она решалась с минимальными усилиями, примите меры, которые в ваших руках. При наличии подобного дефекта речи будьте внимательны к своему ребенку, вовремя покажите его специалистам, наберитесь терпения, спокойствия и любви для выполнения нужных рекомендаций и упражнений. Тогда положительный результат в виде правильной речи вашего малыша не заставит себя ждать.

Шепелявость – дефект речи, при котором наблюдается неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом дефект никак не влияет на понятность речи и корректность ее грамматического и логического построения. Помочь человеку разобраться, как перестать шепелявить, может логопед, а также несколько советов для работы над восстановлением речи на дому.

Расстройства речи не возникают на пустом месте. Как правило, изменениям функционирования речевого аппарата предшествуют определенные события. Специалисты выделяют несколько факторов, отвечающих на вопрос «Почему человек шепелявит?»:

  • патологии органов речевого аппарата, наблюдающиеся у ребенка с рождения. За развитие нарушений произношения шипящих и свистящих может быть ответственна неправильно развитая уздечка, отклонение длины языка, толстые губы и т.д.;
  • нарушения развития челюстно-лицевого аппарата, включающие в себя неправильный прикус, высокий свод нёба, диастему и другие патологии;
  • нарушения неврологического характера, оказывающие негативное влияние на артикуляционный аппарат;
  • если один из членов семьи страдает от этой проблемы, ребенок шепелявит, подражая его манере речи;
  • физические повреждения лицевой части головы;
  • это нарушение часто диагностируется у пожилых людей, что объясняется снижением слуха или отсутствием зубов;
  • наследственная предрасположенность.

Это расстройство речи – не приговор, а значит, есть способы, как избавиться от шепелявости. Первой ступенью на пути к восстановлению речи является выявление дефекта по его симптомам.

Симптомы

Основные симптомы шепелявости включают в себя следующие моменты:

  • неправильная постановка языка при произношении звуков;
  • затрудненное и неверное произношение свистящих и шипящих звуков;
  • пациенты стараются избегать произношения трудных слов;
  • дети могут путать слоги, заменяя сложные слоги более простыми для произношения;
  • многие шепелявые люди замыкаются в себе и стараются минимизировать живое общение, отдавая предпочтение текстовому общению.

Выявить расстройство среди детей, чья речь только начинает формироваться, бывает сложно. Взрослым больным, в свою очередь, настоятельно рекомендуется не стесняться шепелявости, а немедленно обратиться к специалисту.

Диагностика

При первых проявлениях симптомов шепелявости необходимо обратиться к логопеду, который оценит степень развития патологии и покажет, как научиться выполнять упражнения, лежащие в основе коррекционного курса. В ходе осмотра специалист фиксирует следующие моменты:

  • то, как пациент произносит звуки;
  • особенности функционирования слуховых и зрительных каналов восприятия информации;
  • работа артикуляционного аппарата;
  • психоречевая развитость пациента;
  • навыки письма и чтения;
  • качество памяти;
  • грамотность построения речи.

В зависимости от причин, спровоцировавших возникновение отклонений, пациент может быть направлен на прием к стоматологу, хирургу или отоларингологу.

Коррекция

Восстановление корректного функционирования речевого аппарата требует достаточно продолжительного времени и не дает мгновенных результатов, хотя в случае оперативного вмешательства возможны некоторые улучшения уже через неделю после операции.

Коррекция строится на комплексном подходе к тому, как перестать шепелявить, и включает в себя не только логопедические меры, но и работу педагога, психолога, стоматолога и других специалистов по мере необходимости в каждом отдельном случае.

В проблеме того, как научиться жить без шепелявости, поможет коррекция постановки звукопроизношения и правильного дыхания, упражнения для разработки артикуляционного аппарата, массаж языка и прочие процедуры. Взрослому пациенту в особо тяжелых случаях может потребоваться протезирование зубов, исправление прикуса или операция по коррекции мышц языка.

Гораздо проще коррекция проходит, если ребенок шепелявит до 7 лет. Коррекция звукопроизношения в таком возрасте проводится естественно при соблюдении определенных правил и упражнений для профилактики развития патологии. Подростку, как и более взрослым пациентам, бороться с шепелявостью сложнее, однако избавиться от нее можно, четко придерживаясь плана, составленного специалистом.

Упражнения для коррекции произношения звуков

Несколько основных упражнений, созданных врачами-логопедами, подскажут, как научиться корректировать звукопроизношение самостоятельно. Если делать эти упражнения регулярно, результат не заставит себя ждать.


Выше описаны лишь основные упражнения для коррекции шепелявости. На самом деле, их гораздо больше. Помимо выполнения заданий на разработку речевого аппарата, необходимо также уделять время постановке дыхания, которое часто сбивается во время волнения и становится причиной неправильного произношения звуков, тем самым создавая проблемы не только шепелявым людям.

Родители маленького ребенка должны взять на заметку, как научиться правильно разговаривать с ним в процессе его в развития. В качестве мер профилактики необходимо делать с малышом различные игровые упражнения для постановки правильного звукопроизношения, а также учить ребенка скороговоркам.

Люди шепелявят по самым разным причинам. Некоторым даже нравится такая особенность, однако специалисты напоминают, что шепелявость – это проблема, которую необходимо решать, даже несмотря на то, что она не приносит ощутимого вреда здоровью.

Проблемы с речью испытывают не только дети, но и взрослые люди. И если ребенку они не доставляют особых неудобств, то у взрослого человека развиваются комплексы и неуверенность в себе. Один из самых распространенных дефектов речи – шепелявость. Он стоит на втором месте после картавости и характеризуется затруднением в произношении шипящих и свистящих звуков. При этом остальные слова человек выговаривает совершенно отчетливо. Из этой статьи вы узнаете, почему люди шепелявят и как избавиться от шепелявости.

Распространенные причины

Причины для шепелявости есть самые разные – анатомические, психологические, социальные и другие. Поэтому для полноценной диагностики обычно требуется консультация нескольких специалистов. Давайте рассмотрим, почему развивается шепелявость.

  1. Врожденные аномалии. Сюда можно отнести такие патологии, как укороченный или увеличенный язык, неправильно развитую уздечку, толстые губы.
  2. Патологии развития челюстно-лицевого аппарата – нарушения прикуса, диастема, заячья губа, высокий свод нёба.
  3. Неврологические причины, связанные с нарушением артикуляционного аппарата.
  4. Социальные причины. Сюда относится подражание детей взрослым. То есть, если один из родителей шепелявит, то вполне вероятно, что ребёнок переймет эту особенность.
  5. Травмы, связанные с повреждением лицевой части черепа, – вывихи, переломы.
  6. Часто проблема приходит к пожилому человеку, страдающему нарушением слуха и недостатком зубов.
  7. Нельзя исключать и такой фактор, как генетическая предрасположенность.

Почему нужно бороться с шепелявостью и прилагать усилия, чтобы убрать это из своей жизни? Этот дефект значительно снижает уровень качества жизни человека. Он становится источником стрессов, неуверенности в себе, замкнутости. Не имея возможности четко выразить свою мысль собеседнику, человек утрачивает тягу к общению. Особенно это касается детей и подростков.

Диагностика проблемы

Шепелявость диагностируется логопедом, который в случае необходимости назначает дополнительные консультации у других специалистов. Может быть выписано направление на прием к отоларингологу, ортодонту или хирургу. Но сначала логопед должен оценить симптомы, установить степень выраженности патологии и точно определить причины, почему ребенок шепелявит. Для этого он выясняет следующие моменты:

  • особенности произношения звуков;
  • остроту слуха и зрения;
  • насколько подвижен артикуляционный аппарат;
  • уровень психоречевого развития;
  • на каком уровне находятся такие навыки, как письмо, чтение, а также память;
  • грамотность, зрительное и слуховое восприятие.

Только после полной проверки можно найти лучший способ исправить дефект речи и наиболее эффективно помочь шепелявящему пациенту.

Методы лечения

Шепелявость устраняется путем комплексного подхода. Не стоит настраиваться на быстрый результат – это длительный и сложный процесс . Во время лечения делается упор на логопедическую, педагогическую, коммуникативную, психокоррекционную терапию. В план устранения речевых нарушений входит:

  • постановка правильных звуков;
  • упражнения на автоматизацию произношения шипящих и свистящих звуков;
  • массаж языка;
  • специальная артикуляционная гимнастика;
  • упражнения, обеспечивающие механическую вибрацию передней части языка.

Если речь идет о ребенке, то родителей должно немного успокоить то, что к 7 годам нарушение может пройти самостоятельно, а исправление может и не потребоваться. Но не стоит на это слишком надеяться – лучше вовремя показать малыша хорошему специалисту.

В зрелом возрасте шепелявость тяжелее поддается коррекции, так как чаще всего связана с физиологическими причинами. В некоторых случаях может возникнуть необходимость в хирургической коррекции мышц языка, уздечки или исправлении прикуса и протезировании зубов.

Не стоит мириться с дефектами речи. Если вы не знаете, как перестать шепелявить, обратитесь к хорошему логопеду. Он поможет справиться с дефектом, и вы испытаете радость свободной речи. А чтобы становление правильного произношения звуков протекало быстрее, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

  1. Обязательно ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Желательно делать полный комплекс упражнений, в котором задействован весь речевой аппарат: губы, язык, щеки.
  2. Развивайте дыхательную систему. Правильное дыхание должно затрагивать нижние отделы легких – стремитесь к этому.
  3. Ежедневно упражняйтесь в произношении скороговорок. Выбирайте те из них, в которых присутствуют проблемные для вас звуки. Старайтесь выговаривать их четко, постепенно приближаясь к правильному произношению. Этот пункт практически бесполезен без выполнения артикуляционной гимнастики и участия логопеда.
  4. Возьмите за привычку читать вслух по вечерам. Пение тоже оказывает положительное действие.
  5. Многое зависит от психологического состояния, вашего настроя, поэтому обеспечьте себе полноценный отдых, старайтесь поменьше нервничать.

Избавиться от дефекта речи может каждый. Для этого нужно только желание, настойчивость, хороший логопед, а иногда и ортодонт. Теперь вы знаете, почему возникают подобные нарушения, как они диагностируются и лечатся. Еще больше информации вы найдете в видео, посвященном проблеме избавления от шепелявости. Во время просмотра вы услышите немало полезных советов, научитесь делать некоторые простые, но эффективные упражнения.

Шепелявинье – это неправильное произношение свистящих и шипящих. Данный вид нарушения может осложнить ребёнку процесс учёбы, потому что может служить причиной того, что он может путать на слух эти звуки, что отразится на письме.

В пубертатном и более старшем возрастном периоде может проявиться боязнь чтений докладов, выступлений, затруднения в поддержании разговора в малознакомом обществе, стеснение своего дефекта. Чтобы избежать перечисленных трудностей, нужно исправить речевой недостаток. Начало работы – выяснение причин появления нарушения.

Этиология шепелявинья

  1. Отклонения в работе органов артикуляции. Как правило, они проявляются в нарушении тонуса языка или его неправильном положении при произнесении звука; смена зубов.
  2. Подражание кому-либо. Малыш может повторять речь взрослого, который является для него образцом для подражания или копировать манеру говорения своих сверстников. Подросток может пытаться имитировать манеру общаться своего кумира (стоит заинтересовать его другой популярной личностью с хорошо поставленной дикцией).

В первом случае, чтобы исправить дефект нужно провести серьёзную работу для его коррекции. Во втором, нужно провести беседу и убедить в том, что шепелявая речь не совсем понятная для окружающих и им не так просто её воспринимать. Скорректировать нарушение можно в любом возрасте, но нужно сразу настраиваться на продолжительную работу, потому что это может потребовать больше времени, чем будет казаться на первый взгляд.

Если есть сомнения в том, хватит ли Вам времени, сил и знаний для самостоятельных занятий, то лучше записаться на консультацию к логопеду. Он проведёт диагностику Ваш речевой уровень, поможет правильно сформулировать цели и задачи работы, составит учебную программу и покажет в каком направлении надо заниматься. Позже, когда появятся заметные улучшения, логопед может предложить заниматься, не прибегая к его услугам, или Вы сами, поняв в каком направлении нужно заниматься, можете продолжать коррекцию дома.

Содержание коррекционной работы

Основой для исправления дефекта будет служить выработка правильной артикуляции. Подбор упражнений будет зависеть от того, какая группа звуков окажется нарушена. Для нормированного произношения звуков «с», «з», «ц» правильным считается нижнее положение языка, для шипящих – верхнее, похожее на «чашечку». Важной особенностью является и плотное смыкание челюсти. Поэтому и зарядка будет строиться на этих знаниях артикуляции.

Для первой группы подойдут нижеперечисленные упражнения:

  • Уголки губ приподнимаются вверх в улыбке;
  • «Блинчик» — широкий язык кладётся на нижнюю губу;
  • «Наказать непослушный язычок» — это вид массажа для нормализации тонуса языка;
  • «Иголочка» — сделав язык тонким, тянем его вниз;
  • «Вкусное варенье» — движениями вверх-вниз облизать нижнюю губу;
  • «Чистим зубы» — движения языком как в предыдущем упражнении, только облизывать нужно нижние зубы.

Для коррекции звуков «ш», «ж», «щ», «ч» выполняется приведённая ниже гимнастика:

  • «Рупор» — зубы сомкнуты, губы напоминают очертания «окошка»;
  • «Блинчик»;
  • «Наказать непослушный язычок»;
  • «Вкусное варенье» и «Чистим зубы» — движения языка, как и в указанных выше, но облизываются верхние губа и зубы;
  • «Лошадка»;
  • «Чашечка» — передний кончик и боковые края загибаются вверх, чтобы было похоже на «чашу». Это упражнение может представлять трудность, поэтому можно в полученную «чашечку» наливать воду и удерживать её в течение нескольких секунд.

Комплексы описанных упражнений нужно выполнять регулярно, потому что с помощью них и будет сформирована, и отработана правильная работа органов артикуляции. Сюда следует добавить задания на выработку воздушной струи, способы в группах будут различны. Для свистящих берётся за основу «Блинчик» и нужно подуть на язык. Желательно, перед собой положить что-нибудь лёгкое, чтобы можно было сдуть. Для шипящих базой будет «Чашечка», соответственно, струя воздуха направляется вверх. Подспорьем будет, если на кончик носа положить пёрышко, либо ватку и попытаться таким способом сдуть предмет. Важно помнить: вдох делается носом!

Начинать отрабатывать звук нужно после того, как у вас получилось его произнести правильно изолированно. Закрепление начинается со слогов, к ним потом подбираются чистоговорки, слова, составляются предложения с уже отработанным материалом. Чтобы улучшить дикцию, полезными будут скороговорки и тексты, в которых часто встречается одновременно «с»-«ш». Для введения звука в спонтанную речь хорошо подойдут пересказы, заучивание стихотворений, составление рассказа. Если занятия ведутся с ребёнком, то не нужно забывать про картинки – детям трудно без зрительной опоры даются такие задания. Так же для занятий с малышами нужно ввести работу на слуховое различение «с»-«ш», «з»-«ж». Для этого подойдут игры: «Поймай звук» (ребёнок хлопает в ладоши, услышав нужный звук), «Закончи слово» (ребёнку предлагаются на выбор слоги, и он должен выбрать верный). Это хорошая профилактика возможных проблем с чтением и письмом. Перед школой очень важно, чтобы у ребёнка было сформировано произношение всех звуков, так как при письме в начальной школе опора идёт на проговаривание.

Как долго ждать результата?

У детей коррекция звукопроизношения происходит быстрее, чем у взрослого. Главным образом потому, что неправильный звук он употребляет гораздо меньше времени, чем взрослые люди. И для ребёнка ещё немаловажную роль в развитии играет копирование близких ему людей, что является подспорьем в его обучении.

Но и взрослым людям, которые хотят исправить свою речь не стоит переживать. У них коррекция может быть дольше, а может и пройти быстрее: тут большую роль играет мотивация и самоконтроль. Если правильный звук будет поставлен быстро, значит и этап закрепления звука начнётся быстрее. Выполняя все перечисленные рекомендации, от шепелявой речи ничего не останется: вместо неё будет правильная, понятная всем окружающим людям речь.

Зачастую у детей возникают трудности с произношением шипящих согласных. Вариантов их воспроизведения может быть масса: от замены другими буквами до простого «выбрасывания» из слова. Главная ошибка родителей в этой ситуации – это игривое подражание малышу. Коверкать звуки не стоит, так как такая привычка способна очень прочно укореняться. И чем дольше ребёнок шепелявит, тем сложнее от этого будет избавиться.

К исправлению ситуации желательно приступать как можно раньше, в идеале – когда малыш только начал произносить звуки неправильно. Для этого существуют определённые упражнения, которые вполне можно использовать в домашних условиях.

С чего начать?

Делать зарядку для языка следует правильно. Все упражнения должны выполняться определённым образом, и главное условие – язык следует расслабить. Во время проведения занятий родители должны контролировать правильность произношения. Малышу необходимо постараться привыкнуть не выставлять язык перед зубами и не засовывать его между ними.

Зарядку следует проводить в непринуждённой атмосфере. Когда всё происходит легко и без напора со стороны взрослых, ребёнок чувствует себя спокойно. Уясните для себя – ничего нет страшного в том, что он стал шепелявить, не делайте из этого трагедию и обязательно хвалите малыша при малейших положительных результатах.

Что это у тебя? – Блинчик?

Дети очень любят фантазировать, что позволяет легко превратить любые упражнения для коррекции произношения в игру. Попросите малыша представить, что в ротике у него находится не язычок, а маленький блинчик. Последовательность проведения такой зарядки будет следующей:

  • кладём «блинчик» на нижние зубки, слегка выдвинув его вперёд;
  • мягко опускаем верхнюю челюсть и постукиваем ею о язык – получается весёлая дразнилка;
  • спустя несколько секунд движения прекращаем и даём «блинчику» отдохнуть.

Поверьте, немного фантазии и позитива с вашей стороны, и ребёнок будет делать это с удовольствием.

Как сделать «чашечку»?

Это занятие может вызвать определённые трудности. Для облегчения задачи родители должны постараться максимально точно объяснить малышу, что от него требуется.

  1. Для начала показываем «чашечку» руками. Складываем ладошки вместе, как бы пытаясь удержать в них водичку. Для чистоты визуализации можно пойти в ванную и набрать воды в руки на самом деле.
  2. Теперь показываем ребёнку, как сделать эту «чашечку» языком. Пусть малыш повторяет вслед за вами. Чтобы он начал это делать с большим энтузиазмом, можно параллельно произносить шипящие согласные.
  3. Следите за тем, чтобы ребёнок старался равномерно поднимать боковые стороны и кончик языка.

С первого раза может не получиться. Не расстраивайтесь. Переводите всё в игру, но при этом настаивайте на правильности исполнения.

Как выработать правильный звук «Ш»?

Чтобы малыш стал чётко выговаривать согласный шипящий звук «Ш», необходимо прибегнуть к помощи простейшей гимнастики для губ. Упражнения выполняют так:

  • просим ребёнка закрыть ротик и интенсивно пожевать;
  • растягиваем разомкнутые губки в улыбке, челюсть при этом не разжимаем;
  • складываем губы в трубочку и вытягиваем их;
  • в конце поочерёдно делаем трубочку/улыбаемся и с каждым разом увеличиваем скорость.

Не останавливаемся на достигнутом!

Спустя несколько занятий можно увидеть положительный результат. Но на этом останавливаться не стоит. Продолжают упражнения простейшие скороговорки.

Итак, ребёнок стал показывать успехи в произношении отдельных шипящих, теперь согласные звуки необходимо связать с гласными. Можно использовать двухбуквенные сочетания, но эффективней всё же сразу переходить к трёхбуквенным.

  • «аша-ашо-ашу»;
  • «ажа-ажо-ажу»;
  • «аса-асо-асу» и т. д.

Если ребёнку так делать трудно, то первую гласную можно опустить. Несмотря на то, что данная зарядка называется скороговоркой, уделять внимание стоит не скорости произношения, а артикуляции. Пусть малыш повторяет за вами. Главное – чёткость проговаривания.

Родители, обратите внимание!

Если ребёнок начал неправильно произносить шипящие, то решить проблему поможет только ваша настойчивость и своевременное решение этой ситуации. Желательно пройти осмотр у ЛОР-врача и убедиться, что у малыша нет проблем с пазухами носа и аллергии, которые могут мешать ему свободно дышать с сомкнутыми губами.

Если ваш ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти, то постарайтесь искоренить эти привычки. Именно они могут быть основными провокаторами шепелявости. Упражнения принесут свои плоды только в том случае, когда язык «научится» и «привыкнет» находиться в правильном положении.

Чтобы малыш начал говорить правильно и чётко произносил шипящие, необходимы непринуждённая обстановка и ваша безграничная любовь. Никогда не показывайте, что это какой-то дефект. Дети очень остро реагируют на негативное поведение со стороны родителей и могут почувствовать себя неполноценными. А от этого во многом зависит их дальнейшая социализация. Любите, заботьтесь, и всё обязательно получится!