Как поняли что земля круглая. Когда узнали, что Земля круглая? Самые известные теории о том, что Земля круглая

Здравствуйте дорогие друзья и читатели блога. На связи Руслан Мифтахов. В последнее время мне не дает покоя одна тема, а действительно ли земля устроена так, как нам говорили в школе?

Если спросить любого проходящего мимо человека земля круглая или плоская? Почти все не задумываясь скажут, что земля это шар, кто-то еще добавит в виде эллипса. И может один из ста скажет в шутку — земля плоская.

А может быть все, что нам говорили про землю, мы просто верим в это как в Бога без доказательств.

Давайте вместе порассуждаем, что от нас скрывают, действительно ли она шарообразная и что вообще происходит вокруг нас.

Сразу скажу я не сторонник плоскоземельщиков, но плоскоземцы выдвигают свою теорию, тем самым ломая стереотипы по поводу шарообразности планеты. И заставляя думать своей головой, а не верить тупо во все, что нам навязывает центр программирования людей (читайте школа).

Вспомним из истории, что раньше все были убеждены, что земля плоская. Потом человечество убедили, что земля шарообразная, что планета крутится вокруг своей оси и вокруг солнца. И до сих пор мы все беспрекословно верим в это, не задумываясь так ли это на самом деле.

Если нет доказательства, значит это всего лишь предположение. Как мог доказать Коперник в средние века, что земля шарообразная? Как? В космос слетал, сверху посмотрел?

А может космоса то и нет на самом деле. Почему не развивается космическая программа после полета на луну ещё в прошлом веке? Что за этим скрывают? Может это все фейк? И ни какого полета на луну просто не было?

Да вы можете меня потроллить в моей не образованности, что я плохо учился в школе и так далее. Но задумайтесь вот над чем, вы уверены, что в центрах программирования человечества под названием школа нам заливали в мозги достоверную информацию, а не ту которую было выгодно высшей расе?

Вам интересно во сколько раз Россия больше Африки? Вы удивитесь когда посмотрите это видео.

Я например убедился, что история в школьной программе большинство ложь, или попросту не договаривают правду или откровенно лгут. Так может быть и по поводу нашей планеты нам не открывают всю правду?

И так как в зрелом возрасте у человека все сосуды в голове заполнены знаниями, будь то ложными или нет, то к новой информации он относится скептически, отвергая ее, как иммунитет. Попробуйте немного освободить свои сосуды от старой и залить новую инфу.

Вы готовы к новой информации? Тогда смотрите дальше, возможно вы будете в шоке...

Гигантский рудник иной цивилизации

Самое интересное в видео начинается с 12 минуты рассказывая о том, что все скалы, каньоны, ущелья на нашей планете — это не что иное, как гигантские карьеры по добыче полезных ископаемых для иной цивилизации, так как 95% добычи исчезают в никуда.

Суть видео заключается в том, что наша Земля это не планета, это гигантский карьер на котором самым варварским способом добывают всю таблицу Менделеева.

Правда из фильма Джон Картер

После просмотра видеоролика про карьер, дальше посмотрите фильм Джон Картер, если еще не смотрели. Кино из категории фантастика 2012 года, как говорится в каждой сказке есть доля правды. Где-то прочитал, что он провалился в прокате. А может для этого есть причина?

Ниже я выложил отрывок из фильма.

Особенно впечатлил разговор с терном, что у всех планет одна судьба перенаселение и уничтожение как таковой.

Ну а какая ваша цель? — спросил Джон Картер.

Тот ответил — а ее нет, нас не преследует призрак смертности как вас, мы бессмертны. Мы играли в эти игры когда этой планеты (Марс) еще не было и будем играть после того как исчезнет ваша (Земля).

Но не мы доводим до гибели планеты капитан, мы управляем ими, кормимся ими, если угодно. Но на каждой планете происходит одно и тоже... рост населения, раскол в обществе, повсеместные войны.

А в это время планета опустошается и тихо угасает.

Вспомните что у нас творится в последнее время? Население земли перевалило за 7 млрд, разделение в обществе на нищих и очень богатых, постоянные войны.

А то, что она опустошается нет сомнений, только из России сколько всего добывается и увозится в неизвестном направлении. А вот кем и куда неизвестно, и навряд ли мы это узнаем.

А сколько леса положили у нас в Сибири, просто ужас. Хотя это не лес, и деревьев у нас нет, это все кустарники по сравнению с тем, что... впрочем смотрите видео ниже.

На земле нет лесов

Посмотрите это видео и вы будете в шоке, что все эти горы, которые мы привыкли принимать за стволовые горы, вовсе не горы а... пни больших деревьев.

Я раньше сам поражался формам некоторых гор и подозревал, что они наверно искусственно созданы. Но то, что это основание дерева даже и в голову не приходило.

Водопады с гор, откуда столько воды?

В продолжении предыдущего ролика, смотрите видео про водопады. Насколько это правдоподобно решайте сами, я вам ничего не навязываю, просто даю пищу для размышления.

Жизнь под куполом

Вернемся к теме плоской земли. Вообще эту статью я хотел опубликовать еще в сентябре 2017 года, но посчитал эту тему чушью, она осталась пылиться у меня в черновиках. Но собрав некоторые аргументы, я вернулся и дополнил статью интересной на мой взгляд информацией. И статья обрела право на жизнь.

Еще осенью 2017 года при встрече с другом зашёл один разговор, видел видео на Ютубе про то, что земля плоская?

Я говорю: видел, но не совсем верю в это. И вот что он мне на это ответил...

Он вспомнил один фильм, где снимается в главной роли Джим Керри. Сюжет таков, что главный герой на протяжении 30 лет жил в самой большой киностудии в виде острова под куполом.


Вокруг шла обычная жизнь, люди ходили на работу и обратно, ездили на машинах, день сменялся ночью, были дожди ничего странного в общем за исключением одного...

Вокруг все были актеры, кроме одного того самого человека по имени Труман.

Не о чем не подозревая на протяжении многих лет он думал, что все вокруг правда и не сомневался в этом. Пока одна девушка не выдержала и сказала ему правду, что его слегка шокировало.

После он всё больше и больше находил доказательства, что все вокруг фальш и решил уехать с острова. Но ему всячески мешали это сделать и вот одной ночью он сбегает.

Впрочем, можете посмотреть этот фильм сами, называется Шоу Трумана.

Как не странно фильм 1998 года, а я об этом фильме даже и не знал, если бы друг не рассказал.

И вот я его мысль разговора начал понимать, к чему он клонит.

Вы не задумывались, что все вокруг нас — это иллюзия, обман, который мы принимаем за правду. Когда-то все верили, что земля плоская и стоит на трёх слонах, а слоны на черепахе.


Сейчас это кажется чушью не правда ли? И мы верим, что земля шарообразная и вертится вокруг солнца. А правда ли это на самом деле? Может быть это все матрица и мы живём в этой программе и за нами наблюдают из вне.

А может мы тоже все живём под таким куполом и земля вовсе не круглая?

Почему когда мы смотрим в небо ночью, то видим звёзды. А снимки из космоса показывают, что небо чёрное и звёзд нет. Кому верить? Глазам своим? А может сверху купол, а звёзды это просто голограмма.

Ну да вы наверно сейчас думаете, что я сбрендил и напридумывал тут. Тогда скажите, а где она правда? А правды нет. Живём тут своей жизнью в своём мирке и развлекаем зрителя по имени Бог.

Да нет конечно земля шарообразная, крутится вокруг своей оси и вокруг солнца. Есть вселенная, где много звёзд, а что там дальше никому не известно.

Неужели вам никогда не было интересно, есть ли другие планеты подобной нашей во вселенной.

Я скажу так, когда общая картина выстраивается и ты понимаешь, как это все устроено, на душе стает просто спокойней от осознания и понимания правил игры в этом мире.

Кто что думает на этот счёт отпишитесь в комментариях. Обязательно поделитесь этой статьей с друзьями, для этого жмите специальные кнопки социальных сетей внизу.

С вами был, Руслан Мифтахов

О том, что форма у нашей планеты шарообразная, люди узнали не сразу. Давайте плавно перенесёмся в древние-древние времена, когда люди считали, что Земля плоская, и попробуем вместе с древними мыслителями, философами и путешественниками прийти к идее шарообразности Земли...

Древние греки считали, что планета - это выпуклый диск, похожий на щит воина, омываемый со всех сторон рекой Океан.

В Древнем Китае существовало представление, согласно которому Земля имеет форму плоского прямоугольника, над которым на столбах поддерживается круглое выпуклое небо. Разъяренный дракон будто бы согнул центральный столб, вследствие чего Земля наклонилась к востоку. Поэтому все реки в Китае текут на восток. Небо же наклонилось на запад, поэтому все небесные светила движутся с востока на запад.

Греческий философ Фалес (VI в. до н. э.) представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится большой пузырь, имеющий форму полушария. Вогнутая поверхность этого пузыря — небесный свод, а на нижней, плоской поверхности, наподобие пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно догадаться, что представление о Земле как о плавающем острове Фалес основывал на том факте, что Греция расположена на островах.

Современник Фалеса - Анаксимандр представлял Землю отрезком колонны или цилиндра, на одном из оснований которого мы живем. Середину Земли занимает суша в виде большого круглого острова Ойкумены («населенной Земли»), окруженного океаном. Внутри Ойкумены находится морской бассейн, который делит ее на две приблизительно равные части: Европу и Азию:


А вот мир в представлении древних египтян :

Внизу - Земля, над ней - богиня неба;
слева и справа корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов.

Слоны стоят на панцире огромной черепахи, стоящей на змее и плывущей в бескрайнем Океане из молока. Змея, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.
Обратите внимание, до истины ещё далеко, но первый шаг к ней уже сделан!

Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония.

Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо - небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух.

А на Руси считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане.


Когда люди начали совершать далекие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая.

Впервые предположение о шарообразности Земли высказал древнегреческий философ Парменид в 5 веке до н.э.

Но первые доказательства этого были приведены тремя древнегреческими учёными: Пифагором, Аристотелем и Эратосфеном.

Пифагор говорил, что Земля не может иметь никакой другой формы, кроме шара. Не может - и всё тут! Потому, что, по мнению Пифагора, в природе всё устроено правильно и красиво. А самой правильной и поэтому красивой фигурой он считал именно шар. Вот такое своеобразное доказательство))))

Аристотель был очень наблюдательным и умным человеком. Поэтому сумел собрать немало доказательств шарообразности Земли.
Первое: если смотреть на приближающийся со стороны моря корабль, то сначала из-за горизонта появятся мачты и только потом - корпус корабля.


Но такое доказательство не удовлетворяло многих.

Второе , самое серьёзное доказательство Аристотеля связано с наблюдениями, которые он провёл во время лунных затмений.
Ночью на Луну "набегает" огромная тень, и Луна "гаснет", правда, не полностью: она только темнеет и меняет цвет. Древние греки говорили, что Луна становится "цвета тёмного мёда".
Вообще греки считали, что лунное затмение - очень опасное для здоровья и жизни явление, так что от Аристотеля потребовалось немалое мужество. Он не раз наблюдал лунные затмения и понял, что огромная тень, закрывающая Луну, - это тень Земли, которую отбрасывает наша планета, когда оказывается между Солнцем и Луной. Аристотель обратил внимание на одну странность: сколько бы раз и в какое время он бы ни наблюдал лунное затмение, тень Земли - всегда круглая. Но только у одной фигуры тень всегда круглая - у шара.
Кстати, ближайшее лунное затмение будет... 15 апреля 2014 года.

В одном источнике я нашла такой интересный фрагмент со словами самого Аристотеля:

Три доказательства шарообразности Земли мы находим в книге Аристотеля "О небе".
1. Все тяжелые тела падают на землю под равными углами. Это первое по счету аристотелевское доказательство шарообразности Земли нуждается в пояснении. Дело в том, что Аристотель считал, что тяжелые элементы, к числу которых он относил землю и воду, естественные образом стремятся к центру мира, который поэтому совпадает с центре Земли. Если бы Земля была плоской, то тела падали бы не перпендикулярно, ибо они устремлялись бы к центру плоской Земли, но поскольку все тела не могут находиться непосредственно над этим центром, то большинство тел падало бы на землю по наклонной линии.
2. Но также (шарообразность Земли) следует из того, что явлено нашим чувствам. Ибо, конечно, затмения Луны не имели бы такой формы (если бы Земля была плоская). Определяющая же линия во время (лунных) затмений всегда дугообразна. Итак, вследствие того, что Луна затмевается по причине нахождения Земли между нею и Солнцем, форма Земли обязана быть шарообразной. Здесь Аристотель опирается на учение Анаксагора о причине солнечных и лунных затмений.
3. Некоторые из звезд видны в Египте и на Кипре, а в местах, расположенных севернее, не видны. Из этого не только явствует, что форма Земли сферическая, но и что Земля - сфера небольших размеров. Это третье доказательство шарообразности Земли основывается на наблюдениях, которые проводил в Египте древнегреческий математик и астроном Евдокс, принадлежавший к пифагорейскому союзу.
Третьим известным учёным был Эратосфен . Он первым выяснил размеры земного шара, тем самым ещё раз доказал, что Земля имеет форму шара.

Древнегреческий математик, астроном и географ Эрастофен Киренский (около 276-194 гг. до н.э.) с удивительной точностью определил размеры земного шара. Сейчас мы знаем, что в день летнего солнцестояния (21-22 июня), в полдень Солнце на Тропике Рака (или Северном тропике) находится в зените, т.е. его лучи отвесно падают на поверхность Земли. Эрастофену же было известно, что в этот день Солнце освещает дно даже самых глубоких колодцев в окрестностях Сиены (Сиена- древнее название Асуана).

В полдень он по тени от вертикального столба, установленного в Александрии, в 800 км от Сиены, измерил угол между столбом и лучами солнца (для измерения Эрастофен сделал прибор - скафис , полусферу со стержнем, отбрасывающим тень) и нашел его равным 7,2 о, что составляет 7,2/360 долю полной окружности, т.е. 800 км или 5 000 греческих стадий (1 стадия примерно равнялась 160 м, что примерно равно современному 1 градусу и соответственно 111 км). Отсюда Эрастофен вывел, что длина экватора = 40 000 км (согласно современным данным длина экватора 40 075 км).

Посмотрим, что предлагает учебник для детей-пятиклассников:

Почувствуйте себя древними географами!

Характерными для этого времени являются представления византийского географа VIв. Коcьмы Индикоплова . Купец и торговец, Косьма Индикоплов совершал длительные торговые путешествия по Аравии и восточной Африке. Сделавшись монахом, Косьма Индикоплов составил ряд описаний своих путешествий, в том числе единственно дошедшую до нас Христианскую топографию. Он выступил со своей фантастической картиной строения Земли. Земля представлялась ему в виде прямоугольника, вытянутого с запада на восток.
Ссылаясь на священное писание, он установил отношение ее длины к ширине - 2: 1. Со всех сторон земной прямоугольник окружен океаном, а по краям его расположены высокие горы, на которые опирается небесный свод. По своду движутся звезды, которые перемещают приставленные к ним ангелы. Солнце восходит на востоке и скрывается в конце дня за горами на западе, а в течение ночи проходит за горой, расположенной на севере Земли. Внутреннее строение Земли Косьму Индикоплова вообще не интересовало. Не допускались им и какие-либо изменения рельефа Земли. Несмотря на явную фантастичность, космографические представления Индикоплова - имели большое распространение в Западной Европе, а позднее и на Руси.

Николай Коперник также внёс свой вклад в доказательство шарообразности Земли.
Он установил, что продвигаясь на юг, путешественники видят, что в южной стороне неба звезды поднимаются над горизонтом пропорционально пройденному пути, и над Землей появляются новые звезды, которые раньше не были видны. А в северной стороне неба, наоборот, звезды спускаются вниз к горизонту и потом совсем исчезают за ним.

В Средневековье европейская география, как и многие другие науки, входит в период застоя и в своем развитии откатывается назад , в т.ч. отвергаются факт шарообразности Земли и предположения о геолицентрической модели Солнечной системы. Главные европейские мореплаватели той поры - скандинавские викинги - не слишком интересовались проблемами картографии, полагаясь скорее на свое искусство плавания по водам Атлантики. Византийские ученые считали землю плоской, арабские географы и путешественники не имели однозначных взглядов насчет формы Земли, занимаясь в первую очередь исследованиями народов и культур, нежели непосредственно физической географией.
Невежды и религиозные фанатики жестоко преследовали людей, сомневающихся в том, что Земля плоская и у неё есть "край света" (а с мультиком про Смешариков мы словно возвращаемся в те времена).

Новый период познания мира начинается с конца XV в., это время часто называют эпохой Великих географических открытий. В 1519-1522 г. португальский путешественник Фернан Магеллан (1480-1521) и его команда совершают первое кругосветное путешествие, что на практике подтверждает теорию о шарообразности Земли .

10 августа 1519 года пять кораблей - «Тринидад», «Сан Антонио», «Концепсьон», «Виктория» и «Сантьяго» отплывают из Севильи, чтобы обогнуть земной шар. Фернандо Магеллан был абсолютно не уверен в счастливом завершении плавания, потому что мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением.
Путешествие окончилось удачно - было доказано, что Земля - круглая. Сам Магеллан не дожил до возвращения на родину - он умер в пути. Но перед смертью знал, что его цель достигнута.

Ещё одним доказательством шарообразности может служить наблюдение, что при восходе Солнца его лучи освящают сначала облака и другие высокие предметы, тот же процесс наблюдается и во время заката.

Также является доказательством то, что при подъеме вверх увеличивается кругозор. На ровной поверхности человек видит вокруг себя на 4 км, на высоте 20 м уже 16 км, с высоты 100 м кругозор расширяется на 36 км. На высоте 327 км можно наблюдать пространство диаметром 4000 км.

Ещё одно доказательство шарообразности базируется на утверждении, что все небесные тела нашей солнечной системы имеют шарообразную форму и Земля в этом случае не исключение.

А фотодоказательства шарообразности стали возможны после запуска первых спутников, сделавших фотографии Земли со всех сторон. И, конечно же, первый человек, увидевший всю Землю целиком - Юрий Алексеевич Гагарин 12.04.1961 года.

Я думаю, что шарообразность Земли доказана!!!

Согласны?



При написании данной статьи использовались материалы учебников и атласов по географии (по новым ФГОС география с 5 класса):
География. 5-6кл. Тетрадь-практикум_Котляр О.Г_2012 -32с
География. 5-6кл. Алексеев А.И. и др_2012 -192с
География. 5кл. Атлас._Летягин А.А_2013 -32с
География. 5кл. Введение в географию. Домогацких Е.М. и др_2013 -160с
География. 5кл. Начальный курс. Летягин А.А_2013 -160с
География. 5кл. Планета Земля_Петрова, Максимова_2012 -112с,
а также материалы сети Интернет.

Ни один из использованных источников

НЕ ВКЛЮЧАЕТ ОДНОВРЕМЕННО ВСЕХ ОПИСАННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ!


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели.

  • Помочь детям осознать, что Земля имеет форму шара, горизонт воображаемая линия.
  • Научить оценивать роль науки в познании мира.
  • Развивать речь, память, логическое мышление учащихся.
  • Оборудование: геометрические фигуры, мяч, диск, мультимедийное оборудование.

    Ход урока

    1. Оргмомент.

    О чем мы говорили на прошлом уроке (природных часах, компасе, календаре ).

    Сегодня мы с вами вспомним, как мы описывали предметы, выявляя их различные свойства.

    2. Актуализация знаний.

    Отгадайте, что перед вами находится. (Куб, шар, конус, цилиндр, пирамида). (Слайд 2)

    Как называются эти предметы? (Геометрические тела)

    Найдите в классе предметы, которые напоминают по форме эти геометрические тела

    Как хорошо вы разбираетесь в формах предметов. Наверное, определение формы предметов для вас задание очень простое. Попробуйте тогда определить форму нашей школы и назвать количество окон в ней? При условии, что выходить из школы нельзя.

    (Мы видели школу издалека и представляем ее форму, а вот количество окон не знаем.)

    Почему? Только сейчас вы отлично справлялись с заданием и называли формы предметов. Чем ситуация со школой отличается? (Раньше мы видели предметперед собой, делали вывод о его форме, сравнивая с данными моделями. Школа очень большой предмет. Мы его не видим целиком, находясь внутри его.)

    Какие вопросы у вас возникают? (Можно ли точно назвать форму предмета, если не видеть его целиком, если можно, то как это сделать )

    А можете ли вы определить форму нашей планеты? (Наша планета Земля имеет форму шара )

    Но Земля очень большой предмет. Разве вы видите его перед собой? Разве можно сравнить форму Земли с моделями? (Это давно всем известно, что Земля имеет форму шара )

    А всегда ли люди считали, что Земля имеет форму шара? (Нет, вначале люди думали, что Земля плоская ) (Слайд 3)

    Да, прежде люди думали, что Земля - плоский или выпуклый (вроде старинного щита) круг, который держится на подпорках. Насчет подпорок у различных народов были разные мнения.

    Древние индусы считали, что полушарие Земли держат четыре слона, а слоны стоят на громаднейшей черепахе. Но они не задумывались над таким вопросом: а на чем же стоит черепаха?

    Древние греки считали, что Земля имеет форму выпуклого диска, который со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды Океана.

    У нас на Руси в старину можно было услышать такое. Любознательный мальчик спрашивал:

    Дедушка, скажи, на чем Земля стоит?

    На китах, дитятко, - отвечал старик.

    На больших-пребольших китах! И как те киты пошевелятся - бывает земли трясение...

    А на чем же киты, дедушка?

    На воде, дитятко!

    А вода на чем, дедушка?

    На Земле, дитятко!

    А Земля на чем?

    Какой же ты беспонятливый! Ведь сказано тебе, что Земля на китах стоит, дитятко!..

    Такой разговор мог продолжаться без конца.

    Удивительно не то, что люди долгое время считали Землю плоской, как крышка стола; удивительно, что разум человека все-таки сумел узнать истинную форму Земли. Правда, для этого понадобились многие и многие тысячи лет.

    А если выйти на улицу, можно ли увидеть подтверждение этой версии? Что мы обнаружим? (Нам кажется, что мы находимся на плоском предмете )

    Мы не можем быстро обойти Землю, чтобы собрать информацию. Нам не удастся посмотреть на нее со стороны. Что же тогда делать? (Обратиться к книгам, помощи взрослых)

    Какие предположения мы должны проверить? (Или Земля плоская, или шарообразная )

    Какая тема нашего урока?

    Мы будем разбираться, какую форму имеет наша планета. (Слайд 4)

    3. Совместное “открытие” знаний.

    У нас существует две точки зрения: Земля имеет форму шара. Земля плоская.

    Доказательство первое.

    Если выйти на открытое пространство, то мы хорошо увидим границу между небом и землей. (Слайд 5)

    Как называется эта линия (Линией горизонта )

    Линия горизонта как бы разделяет небо и Землю. Это воображаемая линия.

    Что значит “воображаемая”? (На земле не найдем такой нарисованной линии)

    Как вы думаете, можно ли добраться до горизонта? (Нет, линия постоянно отодвигается)

    Какой модели соответствуют наши наблюдения? (Что Земля имеет форму шара)

    Прочитаем доказательство в учебнике стр.26

    Поднимемся в гору. (Слайд 6). Как изменяется линия горизонта при подъеме на высоту?

    Что находится за линией горизонта? Куда попадает солнце, скрываясь за горизонтом? Почему маяки располагают как можно выше на башне?

    Доказательство второе.

    Что видит наблюдатель на горизонте? (Слайд 7 ) Сначала далеко в горизонте начинает маячить парус одинокий и корабль постепенно появляется, сверху вниз, от верхушки до борта корабля. Идем на пристань, куда приходят корабли. (Слайд 8 )
    Если бы Земля была плоская, то корабль увеличивался в масштабе, сначала маленькая точка, потом все крупнее и крупнее, но с самого начала был бы виден полностью (что наблюдается на меньших расстояниях.)

    Посмотрите на иллюстрацию на стр.27. Что это доказывает? (Это больше похоже на шар )

    Доказательство третье.

    Проведем опыт.Если мы поставим фигурку на диск и шар, будем передвигать фигурку строго в одном направлении. Что вы заметили? (Слайд 9)

    Могли ли люди раньше заметить это? (Да, это могли заметить путешественники)

    Со временем люди стали много путешествовать. Вели торговлю в разных странах, то есть обменивали изделия и продукты, которых у них было много, на такие, которых им недоставало. Охотники меняли звериные шкуры на мечи и ножи, на прочные металлические сосуды; земледельцы отдавали хлеб за ткани, за красивые браслеты и ожерелья. Таких торговцев называли купцами. Отправлялись в путешествие и по суше и по морю - на маленьких кораблях. (Слайд 10 )

    Первых морских путешественников предупреждали, что Земля плоская и на краю ее Всемирный океан падает в пропасть огромным водопадом. Корабль, который доплывет до края Земли, свалится в бездну и погибнет.

    Далекие путешествия помогали людям все больше и лучше узнавать Землю. Появились карты земной поверхности, хотя еще далеко не полные и не точные.

    Именно путешественники смогли доказать, что Земля имеет форму шара…. Хотя, люди не могли поверить, что Земля-это шар. - Допустим, Земля шарообразна,- рассуждали они. – Но ведь когда корабль спустится с ее верхушки и съедет в нижние области земного шара, ему невозможно будет подняться обратно - на гору!

    Великий португальский путешественник Фернан Магеллан совершил первое в мире кругосветное путешествие, доказав тем самым, что Земля круглая.Отправившись на восток к островам пряностей, он вернулся домой с другой стороны, с запада… (Слайд 11 )

    Путешествие было трудным. Из 5 кораблей (256 человек составляли экипаж), вернулись домой два корабля, на борту которых было только 20 человек. Сам Магеллан погиб во время сражения с аборигенами на одном из островов. (Слайд 12 )

    Итак, какое решение вы приняли о форме Земли. (Если Магеллан вернулся в исходную точку, это доказывает, что Земля имеет форму шара.)

    Доказательство четвёртое.

    Итак, вы уже приняли решение и не сомневаетесь, что Земля имеет форму шара?

    Как же самим убедиться в правильности наших выводов? Можем ли мы посмотреть на Землю со стороны? Кто в этом нам может помочь? (Космонавты )

    Кто был первым космонавтом, побывавшем в космосе? (Юрий Гагарин ) (Слайд 13 )

    (Чтение стр.31)

    Но это еще не все доказательства шарообразности Земли.

    Доказательство пятое.

    Люди давно наблюдали за луной. Луна – естественный спутник Земли. Это огромный каменный шар. Запомни, что Луна не светит сама, ее освещает солнце. К тому же, луна приобретает каждый раз новый вид. Почему? (Слайд 14 )

    Правильно, Луна вращается вместе с Землей вокруг Солнца. И Солнце с разных сторон освещает Луну. В то время, Земля заслоняет Луну от солнечного света. А теперь посмотрите внимательно, какая тень от Земли на Луне? … Точно, круглая! Значит и Земля…. (круглая).

    4. Самостоятельное применение знаний.

    Сколько наблюдений помогло нам доказать шарообразность Земли? Напомните их.

    Соедините правильно части. (Слайды 15, 16 )

    5. Рефлексия.

    Что нового узнали?

    Как узнали, что помогло?

    Где пригодятся знания?

    Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? А как работал ты?

    Список литературы

    1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Наша планета Земля, 2 класс. Метод. Рекомендации для учителя по курсу окружающего мира. - Москва, Изд-во Баласс, 2010 г.
    2. А.В.Вахрушев, О.В.Буртский, А.С.Раутиан. Окружающий мир, 2 класс, часть 1, - Москва, Баласс. 2009 г.

    Для меня тот факт, что наша планета круглая, очевиден чуть ли не с детсадовского возраста. И потому, стоит мне прочитать про то, что очередной «мудрец» убеждает нас в том, что Земля плоская, хочется биться головой об стенку. Аристотель столько лет назад смог найти доказательства шарообразности планеты , а некоторые в 21 веке не могут удосужиться даже их прочитать!

    До Аристотеля

    Древние люди во что только не верили! Кто считал, что планета стоит на китах , кто думал, что в устройстве мира замешаны черепахи со слонами . С фантазией у них явно было лучше, чем с научными знаниями.


    Но общая идея была такова, что на чем бы Земля не стояла, она плоская. Но понемногу эти представления стали меняться.

    Началось все еще до Аристотеля. Предположил, что планета имеет форму шарика, Пифагор .


    Строил он свою идею на таких рассуждениях:

    • Все в мире стремится к гармонии в своем устройстве.
    • Земля – тоже не исключение. Значит, и она должна быть наиболее правильной формы.
    • А самая правильная форма , по мнению Пифагора, - шар . Значит, Земля тоже шар, все логично.

    Само собой, такая аргументация никого не убедила. И тогда за дело взялся Аристотель, предложивший гораздо более весомые доводы.


    Аристотель и его доказательства

    Первое доказательство связано с приплывающими с моря кораблями . Если за ними наблюдать, заметен странный оптический эффект: сначала заметно приближение мачт , а только потом – всего остального.

    А ведь если бы кораблик плыл на плоскости, такого явления бы не возникало. Вся его передняя часть должна бы была появиться в поле зрения в один момент.


    Второе доказательство – наблюдаемые лунные затмения. На нашем спутнике в определенные дни можно заметить тень, которая делает Луну менее яркой . Если приглядеться, заметно, что эта тень круглая . И раз оставляет ее наша планета, то и сама Земля тоже просто обязана иметь такую форму.


    Но тут можно было бы сказать, что Земля – не шар, а просто круглый диск. Опровергает это предположение третье доказательство – звезды. На разных концах планеты будут видны разные части звездного неба , что подтверждает: Земля просто обязана иметь сферическую форму.


    При жизни Колумба люди считали, что Земля плоская. Они верили, что в Атлантическом океане живут чудовища огромного размера, способные поглотить их корабли, и существуют страшные водопады, на которых сгинут их суда. Колумбу пришлось бороться с этими странными представлениями, чтобы убедить людей отправиться в плавание с ним. Он был уверен, что Земля круглая.
    - Эмма Милер Болениус, автор американских учебников, 1919

    Один из самых долгоживущих мифов, с верой в которой растут дети в США, состоит в том, что Колумб был единственным из людей его времени, верившим, что Земля – круглая. Остальные верили, что она плоская. «Какими же смелыми должны были быть мореплаватели 1492 года,- думаете вы,- чтобы отправиться на край мира и не бояться свалиться с него!».

    И в самом деле, существует много древних упоминаний о Земле в форме диска. И если бы из всех небесных тел вам были бы известны только Солнце и Луна, вы могли бы самостоятельно прийти к такому же выводу.

    Если выйти на улицу на закате, через день-два после новолуния, можно увидеть примерно следующее.

    Тонкий серп Луны, освещённая часть которого совпадает с частью сферы, которая могла бы быть освещена Солнцем.

    Если бы вы обладали научным мышлением и любопытством, вы могли бы выходить на улицу в последующие дни и наблюдать за тем, что происходит дальше.

    Луна не только меняет положение примерно на 12 градусов каждую ночь, двигаясь дальше от Солнца, но и освещается всё больше! Вы могли бы (справедливо) заключить, что Луна вращается вокруг Земли, и что изменение фаз связано со светом Солнца, освещающим разные части круглой Луны.

    Древние и современные взгляды на фазы Луны в этом совпадают.

    Но примерно два раза в год во время полнолуния случается кое-что, что позволяет нам определить форму Земли: лунное затмение! Во время полной Луны Земля проходит между Солнцем и Луной, и тень Земли становится видна на поверхности Луны.

    И если посмотреть на эту тень, становится видно, что она загнута и имеет форму диска!

    Правда, из этого нельзя вывести, является ли Земля плоским диском или круглой сферой. Можно лишь видеть, что тень Земли круглая.

    Но, несмотря на популярный миф, вопрос о форме Земли решился не в XV или XVI веках (когда Магеллан совершил кругосветное путешествие), но примерно 2000 лет назад, в древнем мире. И что самое удивительное, для этого потребовалось лишь Солнце.

    Если отслеживать путь Солнца по дневному небу, живя в северном полушарии, можно заметить, что оно восходит в восточной части неба, поднимается до максимума на юге, и затем клонится к закату и заходит на западе. И так в любой день года.

    Но пути в течение ода немного отличаются. Солнце встаёт гораздо выше и светит в течение большего количества часов летом, а зимой встаёт ниже и светит меньше. Для иллюстрации обратите внимание на фото солнечного пути, изготовленное во время зимнего солнцестояния на Аляске.

    Если построить путь Солнца по дневному небу, вы обнаружите, что самый нижний из путей, и самый короткий по времени, приходится на зимнее солнцестояние – обычно это 21 декабря – а самый высокий путь (и самый длинный) бывает во время летнего солнцестояния, обычно 21 июня.

    Если сделать камеру, способную фотографировать путь Солнца по небу в течение года, у вас получится набор дуг, из которых самая высокая и длинная сделана в день летнего солнцестояния, а самая низкая и короткая – в день зимнего солнцестояния.

    В древнем мире величайшие учёные Египта, Греции и всего Средиземноморья работали в Александрийской библиотеке. Одним из них был древнегреческий астроном Эратосфен.

    Живя в Александрии, Эратосфен получал удивительные письма из города Сиена в Египте. Там, в частности, говорилось, что в день летнего солнцестояния:

    Тень человека, смотрящего в глубокий колодец, закроет отражение Солнца в полдень.

    Иными словами, Солнце будет находиться прямо над головой, не отклоняясь ни на градус на юг, север, восток или запад. И если у вас был бы полностью вертикальный объект, он не отбрасывал бы тени.

    Но Эратосфен знал, что в Александрии это не так. Солнце подходит к верхней точке в полдень во время летнего солнцестояния в Александрии ближе, чем в другие дни, но и вертикальные объекты там отбрасывают тень.

    И как и любой хороший учёный, Эратосфен поставил эксперимент. Измеряя длину тени, отбрасываемой вертикальной палочкой в день летнего солнцестояния, он смог измерить угол между Солнцем и вертикальным направлением в Александрии.

    Он получил одну пятидесятую круга, или 7,2 градусов. Но в то же время в Сиене угол между Солнцем и вертикальной палочкой составлял ноль градусов! Почему так могло происходить? Возможно, благодаря гениальному озарению, Эратосфен понял, что Солнечные лучи могут быть параллельны, а Земля – изогнутой!

    Если потом он мог бы узнать расстояние от Александрии до Сиены, зная разницу углов, он смог подсчитать бы окружность Земли! Если бы Эратосфен был научным руководителем аспиранта, он бы послал его в путь для измерения расстояния!

    Но вместо этого ему пришлось полагаться на известное тогда расстояние между этими двумя городами. А самым точным методом измерения тогда было…

    Путешествие на верблюде. Можно понять критику такой точности. И всё же, он полагал расстояние между Сиеной и Александрией равным 5000 стадиев. Вопрос только в длине стадия. Ответ зависит от того, использовал ли Эратосфен, грек, живший в Египте, аттические или египетские стадии, о чём историки спорят до сих пор. Аттический стадий использовался чаще, и длина его составляет 185 метров. С использованием этого значения можно получить окружность Земли равной 46 620 км, что на 16% больше реального значения.

    Но египетский стадий составляет всего 157,5 метра, и возможно, именно его имел в виду Эратосфен. В этом случае получится 39 375, что отличается от современного значения в 40 041 км всего на 2%!

    Вне зависимости от цифр, Эратосфен стал первым в мире географом, изобрёл понятия широты и долготы, используемые по сей день, и построил первые модели и карты на основе сферической Земли.

    И хотя много чего было утеряно за прошедшие с тех пор тысячелетия, идеи о сферической Земле и знание о её примерной окружности не пропадали. Сегодня кто угодно может повторить тот же эксперимент с двумя местами, находящимися на одной долготе, и, измерив длины теней, получить окружность Земли! Неплохо, учитывая, что первое прямое фотографическое доказательство искривлённости Земли будет получено лишь а 1946 году!

    Зная форму и размер Земли, уже с 240 года до н.э., мы смогли выяснить множество замечательных вещей, включая и размер и расстояние до Луны! Поэтому отдадим должное Эратосфену за открытие того, что Земля круглая и за первый точный подсчёт её размера!

    Если Колумба и нужно за что-то запомнить в связи с размером и формой Земли, так это за то, что он использовал слишком малые значения для её окружности! Его оценки расстояний, с помощью которых он убедил, что судно может пройти из Европы напрямую в Индию (если бы Америк не было), были невероятно малы! И если бы Америк не было, они с командой умерли бы от голода, не дойдя до Азии!