Высшее образование путь к успеху. Высшее образование и личный успех

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Миф о том, что для успеха человеку нужно иметь высшее образование, давно развенчан благодаря примерам талантливых людей, добившихся небывалых высот без заветной корочки (Билл Гейтс, Стив Джобс и др.). Но как сложилась судьба обычных людей, бросивших в свое время учебу в вузе?

сайт собрал истории и советы интернет-пользователей, которые помогут разобраться, так ли сейчас нужен диплом для успешной карьеры.

  • Мне 26, у меня 27 цветочных магазинов в Санкт-Петербурге. Добиться успеха мне помогла вот эта фраза, которую я услышал в 18 лет: «Ты парень неплохой, но у тебя денег нет». И я начал мстить. С 3 000 рублей в кармане и старенькой легковушкой мы с одноклассником начали заниматься доставкой цветов. А спустя 3 года девушка - автор этой фразы объявилась, но, как выяснилось, она того не стоила. Институт я бросил на 2-м курсе: в один день надо было сдавать экзамен и платить зарплату сотрудникам. Выбрал второй вариант.
  • Господи, только сейчас осознал, получив два высших образования, что мне больше не нужно вставать в 7 утра на учебу! Теперь нужно вставать в 6 на работу.
  • На втором курсе на сессии одна преподавательница поставила мне оценку, которую нельзя пересдать (отчисление автоматом). Решил зря год не терять и занялся фрилансом, быстро оброс клиентами. Когда можно было восстановиться, у меня уже был постоянный доход в $ 300–500. Вернувшись к учебе, понял, что институт мой рост ограничивает. Дотянул до 4-го курса заочки и до сих пор не забрал диплом. Тогда я уже работал в перспективной студии в кругу профессионалов, и понеслось... студия, стартап, теперь огромная корпорация. Не помню, как звали преподавателя, но спасибо ей, вот прям от души!

  • Сестра сегодня принесла диплом об оконченном высшем образовании. Мама не нашлась сказать ничего кроме: «Храни, не потеряй, будешь детям показывать».
  • Прошлым летом моя подруга решила поехать в Польшу поработать. Приехала, а ей говорят, что она будет вместо одной работы, которую ей обещали, клубнику собирать. Она сразу стала ругаться и рассказывать, что у нее 2 высших образования. На что работодатель ответил: «Ну хотите, когда вы будете клубнику собирать, мы будем вам аплодировать?»
  • Мой сын так достал меня фразами «Зачем учиться, ведь Билл Гейтс так и не получил высшего образования, зато миллиардер » или «Стив Джобс тоже не учился в универе!», что я не выдержал и принес сыну в комнату разобранный системный блок от компьютера, отрубил в квартире Wi-Fi и сказал: «Если соберешь хотя бы системник без гугла так, чтобы он работал, то можешь спокойно забирать документы из универа!» Через 2 часа подошел ко мне с просьбой: «Пап, включи Wi-Fi, мне курсач надо готовить!»

Спорные моменты в получении высшего образования

Некоторые считают, что высшее образование не нужно. Аргументируют это тем, что известные личности (называют фамилии) добились успеха и без высшего образования. Однако это еще ничего не доказывает.

Скажем, что список преуспевающих людей с высшим образованием будет настоящим. Если говорить о финансовой деятельности, то самые блестящие специалисты в области инвестиций имели не просто высшее, а именно высшее экономическое.

Зарубежная статистика предоставила данные, что за границей более 40% бизнесменов не имеют полученного на http://www.ideka.ru/ высшего образования. Соответственно, 60% его получили. У нас же очень маленький процент, в пределах 3% успешных людей не имеют вузовского образования. Такой маленький процент связан с тем, что они «вышку» получили еще в советские времена, когда это было просто необходимо на пути к карьере. Некоторые аналитики предполагают, что нас в скором будущем ждет такая же общемировая практика.

Но нельзя вот так сравнивать две группы случайных людей, где в одной есть высшее образование, а в другой нет. Исследований их финансовых результатов нет. Можно только сравнить зарплаты, потому что на начальном этапе специалисту с высшим образованием платят больше. Но и то это только на начальном этапе.

Положительные стороны высшего образования

Высшее образование — путь к успеху получить хорошую работу. Ведь если идет набор в организацию на конкурсной основе, то кандидатуры без «вышки» сразу отсеиваются. А на некоторые места, типа международных компаний, преимущество имеют кандидатуры, закончившие престижные вузы с хорошим рейтингом. При большом трудовом стаже значимость образования падает. Остаются только опыт и знания.

Бытует мнение, что у человека с высшим образованием шире кругозор, с ним интереснее, он больше знает. Спорный это вопрос. Иногда человек прожил такую насыщенную жизнь, так много повидал, с ним так интересно общаться. И у него нет «вышки». А какой-нибудь топ-менеджер с высшим образованием зациклен на полученной благодаря http://www.ideka.ru/napravleniya-i-spetsialnosti.html своей карьере и сосредоточен только в приобретении собственных благ. Вряд ли он чем-то сможет заинтересовать окружающих.

Поэтому нет универсального рецепта по достижению успеха в своей собственной жизни. Кому-то для достижения высот образование просто необходимо. Для кого-то – напротив, чему есть множество примеров известных людей. Но не стоит забывать, то против них есть в десятки раз больше тех, кто бросил учебу и так и не добился ничего по жизни. Поэтому не нужно считать, что, бросив университет, Вы обязательно станете миллионером.

Что такое личный успех? Оказывает ли влияние высшее образование на достижение успеха, и изменилось ли высшее образование за последние годы? Как должно меняться образование, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда? Своим мнением на тему "Высшее образование и личный успех" с нами поделился ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Михаил Абдурахманович Эскиндаров .

КонсультантПлюс: Многие молодые люди сегодня стремятся добиться успеха в жизни. И большую часть амбициозной молодежи можно встретить именно в среде студентов. Вы - ректор одного из крупнейших и престижных вузов России, авторитетный ученый и общественный деятель. Как Вы считаете, что такое успех? Что нужно молодому человеку, чтобы стать успешным сегодня? Каково значение высшего образования для достижения успеха?

Михаил Абдурахманович Эскиндаров: Успех и образование, безусловно, взаимосвязанные явления, но я бы не ставил во главу угла именно диплом о высшем образовании. Не вызывает сомнения, что человек, стремящийся достичь успеха в бизнесе или в общественной деятельности, должен быть хорошо подготовлен.

Но надо иметь в виду, что "аудиторное" образование, которое получают в вузе, - всего лишь база. Помимо этого необходимо уметь заниматься самообразованием. Человек, если он хочет быть успешным, должен учиться каждый день. Это объективное требование, диктуемое самой жизнью. Оно определяется всей логикой развития общества в целом.

К сожалению, в обществе сложилось представление, что человек, который не получил высшего образования, не может быть успешным. Я не согласен, это очень упрощенный подход. Часто трагедия заключается именно в том, что, получив диплом, выпускник думает, что его дальнейшая судьба пойдет по восходящей и он получит большие деньги, почет, уважение и так далее. Однако это не совсем так. Образование - база для успеха, но эта начальная база, о которой можно говорить. Необходимо развиваться дальше, получать новые знания и навыки. Очень важно для достижения успеха создавать контакты, приобретать друзей, выстраивать с ними отношения, не управлять, а, как говорил один известный деятель, жить с ними. Приведу пример нашего вуза. В 1990-е - 2000-е годы многие наши молодые выпускники добились успеха именно потому, что после окончания поддерживали друг друга. Старшие поколения, которые раньше закончили вуз, приглашали на работу молодых выпускников, поддерживали и продвигали их. Вместе со знаниями учеба в хорошем вузе позволяет приобретать умение жить и работать в команде.

КонсультантПлюс: Сейчас в России проходит реформа образования. Вузы переходят на двухуровневую систему подготовки специалистов. Это внешняя сторона реформы, видимая "невооруженным глазом". Вы же человек, знающий ситуацию изнутри. Расскажите, пожалуйста, в чем суть изменений, как они скажутся на качестве высшего образования и, в конечном счете, на успешности выпускников вузов?

Михаил Абдурахманович: Реформа образования - сегодня очень популярная тема. Сделано много, и уже пора провести мониторинг того, что достигли, определиться с направлением дальнейшего движения. Я не могу согласиться с теми, кто призывает отказаться от всего и вернуться к советскому образованию. Да, оно было вполне хорошим, но меняются времена и условия жизни. Сейчас рыночные отношения, которые диктуют другие требования, в том числе и к образованию.

Когда говорят о реформе образования, в первую очередь имеют в виду ЕГЭ и, соответственно, прием в вузы, а также переход на уровневую, так называемую болонскую систему подготовки специалистов. Я не вижу в этом ничего страшного. Если мы живем в мировом сообществе, если мы вступаем в ВТО, если мы принимаем правила игры, то мы должны играть по этим правилам. Наша задача - обеспечить высокое качество обучения. Здесь же таится и главная опасность. У нас огромное количество вузов и если все они - и государственные, и коммерческие - начнут готовить не только бакалавров, но и магистров, обеспечить качество будет крайне сложно. Потому что, к сожалению, ни кадровый состав преподавателей, ни материально-техническая база, ни наличие учебных лабораторий не позволяют большинству из вузов обеспечить подготовку магистров. Магистр - это совсем другой профессиональный уровень.

КонсультантПлюс: А в чем принципиальное отличие бакалавров от магистров?

Михаил Абдурахманович: Возьмем наш университет. Мы готовим бакалавров экономики, менеджмента, юриспруденции, математики, IT-технологий. Причем подготовка осуществляется "по профилям" профессиональной деятельности. Что это означает? Бакалавры экономики, например, изучают финансы и кредит, налоги и налогообложение, анализ и аудит, мировую экономику. На своем уровне они получают базовые знания и осваивают основы профессиональной деятельности. Они могут спокойно идти в финансовые и банковские учреждения или на любое производство и занять соответствующую должность. Но для того чтобы быть профессионалом в узкой конкретной области, например в сфере банковского менеджмента, или успешно работать на стыке экономики и права, скажем, заниматься правовым обеспечением экономики, знаний, полученных в бакалавриате, недостаточно. Для этого и существует магистратура. В нашем университете можно выбрать любую из более чем 30 магистерских программ.

Магистратура призвана окончательно определить путь развития специалиста, она является основой его профессиональной ориентации. А бакалавриат - это база, позволяющая ему профессионально приступить к работе. Кстати, мировой опыт показывает, что в странах, которые переходят на уровневую подготовку, сначала 70-80 % выпускников бакалавриата идут в магистратуру, но со временем это число сокращается до 25-30%. Поэтому если бакалавр приходит в банк или куда-то еще, то до требуемого профессионального уровня, как это принято на западе, выпускника должен довести собственный учебный центр работодателя.

КонсультантПлюс: А у нас в России сейчас есть такие центры?

Михаил Абдурахманович: Должны быть. На западе это обычное явление. Никого просто так не допустят непосредственно к рабочему месту, даже если он самый лучший выпускник самого лучшего университета. Как только новичок приходит на производство, он должен пройти тестирование, отбор, после чего его направляют в учебный центр, где читаются лекции и проводится профессиональный разбор специально подготовленных кейсов.

КонсультантПлюс: Может ли, например, инженер по специальности поступить к Вам в магистратуру?

Может, если он хорошо изучал микро- и макроэкономику. Еще один экзамен, который он обязательно должен сдать в нашем университете, независимо от того, на какое направление идет, это иностранный язык. Без иностранного языка, каким бы выдающимся специалистом он ни был, сейчас никак нельзя. И в первую очередь, без английского языка. Без него успеха, о котором мы говорили, не будет. Мы находимся в мировой системе, где главенствует английский язык. Бухгалтер, например, который не знает английского языка, имеет весьма ограниченные перспективы профессионального роста, потому что вся терминология, и в первую очередь отчетная, представлена на английском языке. Во многом оттого, что в советское время мало внимания уделяли иностранным языкам, отстают многие наши ученые и научные коллективы. Наши вузы и научные центры не попадают в мировые рейтинги, потому что научная литература публикуется на английском языке, научные работы цитируются в англоязычных изданиях.

КонсультантПлюс: Финансовый университет является одним из крупнейших финансовых вузов России, Ваши выпускники высоко ценятся работодателями. В чем секрет успеха университета? Каковы наиболее важные показатели качества образования, которое дает Ваш университет?

Михаил Абдурахманович: Сегодня 93% выпускников Финуниверситета работают по специальности. У нас есть результаты исследований, подтверждающие эти показатели. Давайте посмотрим материалы по выпуску 2010 года. На начало июня уже работали 78% выпускников. В феврале - 97%. Если уточнить по факультетам, то на "Учете и аудите" 100%, на факультете налогов и налогообложения - 99%. Наименьший результат был на Международном экономическом факультете - 91%. Кстати, на этом факультете был выпуск бакалавров, и все эти "нетрудоустроенные" собирались идти в магистратуру.

Как оценивают наши выпускники уровень своей профессиональной подготовки? 96,5% опрошенных выпускников оценивают теоретические знания, полученные в Финансовом университете, на высоком и очень высоком уровне. Я считаю, что это очень хорошо. Чуть хуже, когда речь идет о практической подготовке, только 71% выпускников оценивают уровень практической подготовки на высоком и очень высоком уровне. Мы это понимаем. Поэтому мы сейчас открываем кафедры совместно с PriceWaterhouseCoopers, KPMG, с Ассоциацией российских банков, с Внешэкономбанком, чтобы еще шире привлекать к преподаванию в университете высококвалифицированных специалистов-практиков. И второе, встречное, направление - мы поставили задачу, чтобы все преподаватели университета обязательно проходили стажировку раз в три года на производстве: в банках, в страховых компаниях.

КонсультантПлюс: А где чаще всего работают ваши выпускники?

Михаил Абдурахманович: Первое место занимают банки. За ними идут консалтинг и аудит. Около 7% идут работать в госструктуры, примерно такое же количество открывают собственный бизнес, работают в лизинговых и туристических компаниях, занимаются строительством и недвижимостью. Примерно 5% работают в сфере страхования и инвестиций, 8% занимаются наукой и преподавательской деятельностью.

КонсультантПлюс: Охотно ли берут ваших выпускников?

Михаил Абдурахманович: К сожалению, даже слишком охотно. Многие ребята начинают работать на третьем, четвертом курсах. И такие студенты начинают воображать, что они уже все знают, начинают пропускать занятия. В конечном счете страдают и студенты, и работодатели. Поэтому мы предполагаем в ближайшее время запретить работать студентам бакалавриата. Пришли учиться - учитесь. Поработать еще успеете.

КонсультантПлюс: Получается, что диплом Финансового университета - своеобразный знак качества специалиста?

Михаил Абдурахманович: Я очень надеюсь на это, но окончательную оценку должны дать сами выпускники и работодатели. Выпускники говорят - да. Из работодателей нам пока тоже никто не сказал: "Вы готовите плохих специалистов". Да и было бы прискорбно, если бы университет при Правительстве Российской Федерации готовил бы плохо. Ведь мы возглавляем учебно-методическое объединение вузов России. Мы говорим: "Делайте как мы, делайте лучше нас". Но мы должны быть всегда впереди. Очень простой принцип.

КонсультантПлюс: Сегодня во всех сферах деятельности широко применяются компьютеры, программные средства. Уверенное владение передовыми информационными технологиями стало своеобразным стандартом качества выпускников вузов. Понимая это, компания "КонсультантПлюс" в рамках своего некоммерческого проекта "Программа информационной поддержки российской науки и образования" уже около 20 лет сотрудничает с вузами России, предоставляя преподавателям и студентам свободный доступ к своим информационным ресурсам.

Как в Финансовом университете готовят студентов к использованию информационных технологий в их будущей профессиональной деятельности?

Каково Ваше отношение к использованию справочных правовых систем при подготовке юристов, экономистов и специалистов в области управления?

Михаил Абдурахманович: Чтобы ответить на этот вопрос, надо снова вернуться к проблемам, связанным с реформой образования. Реформа будет успешной только в том случае, если мы научим студентов работать самостоятельно. Сегодня у нас основное внимание уделяется аудиторным занятиям, а это не совсем правильно. К сожалению, преподаватель сам не всегда успевает освоить все новое, что ежедневно появляется в науке и в производстве, соответственно, он не может донести это до студентов. Мы должны обеспечить студентов доступом к самой оперативной и достоверной информации - читайте, знакомьтесь, анализируйте, работайте самостоятельно. Задача преподавателя - помочь разобраться в этой информации, быть не ментором, но учителем, наставником, показать направление движения, а не водить студента за руку. Информация в нынешнее время - это, может быть, самое главное. Ваша система - очень удачное подтверждение этому. Почему система КонсультантПлюс необходима в учебном процессе? В ней самая свежая правовая информация, аналитика. Так давайте и предоставим студенту возможность с этой информацией ознакомиться. Пусть поработает самостоятельно в библиотеке, да в конце концов, в сквере на лавочке. Современная техника предоставляет и такую возможность.

Еще раз повторюсь: информация - очень важная вещь. А готовить людей, которые могут работать с ней, заниматься анализом, важно и для нашей сферы. Поэтому мы занимаемся подготовкой IT-специалистов для финансово-банковской сферы, которые смогут работать на стыке техники и экономики. Мы активно рекомендуем использовать правовые программы, и в первую очередь КонсультантПлюс, в учебном процессе на профильных факультетах. Уже много лет мы с вами проводим конкурсы на знание системы КонсультантПлюс и привлекаем к этому другие вузы. Кроме того, наши сотрудники, не только преподаватели, активно используют систему. Что ни спросишь, они сразу ссылаются на КонсультантПлюс. Такого рода помощь и поддержка - это важный элемент подготовки студентов к практической деятельности. Для нас это сотрудничество очень важно.

КонсультантПлюс: Большое спасибо, Михаил Абдурахманович за интересную беседу. Что бы Вы могли пожелать нынешнему студенту?

Михаил Абдурахманович: Я повторю: студент, выйдя из университета, должен продолжать учиться. Как это ни банально звучит, без этого невозможно добиться успеха. Студент, точнее, уже не студент, а специалист, должен всю жизнь самообразовываться, самосовершенствоваться и развиваться.

Документы по теме интервью:

Университет развивает все способности,
в том числе и глупость.

Антон Чехов, росс. писатель

С хорошим дипломом вы будете жить безбедно,
если женитесь на богатой вдове.

Из книги Э. Маккензи “14 000 фраз…”

Человеку с любым образованием нужен учет личных финансов. Я веду его в программе Family.

Думаю, что все согласны с тем, что обучение и самообучение – один из главных факторов успеха, в том числе и финансового. Но как именно обучаться? На этот счет единой точки зрения не существует. Одним из самых спорных вопросов является получение высшего образования.

Люди, достигшие успеха без высшего образования

Для доказательства ненужности высшего образования обычно прибегают к ссылкам на авторитеты: вот посмотрите, сколько людей добились успеха не имея образования! Билл Гейтс, Пол Аллен, Стив Джобс, Стив Возняк, Генри Форд, Ричард Брэнсон, Майкл Делл… Все они либо не учились, либо бросили вузы. К сожалению, как бы ни был велик этот список, он ничего не доказывает.

Во-первых, список успешных людей с высшим образованием подлинней будет. Если мы говорим о финансах, то самые успешные инвесторы имели не просто высшее образование, а высшее финансовое: Уоррен Баффетт, Джордж Сорос, Питер Линч. В мире бизнеса тоже подобных людей немало. Google – это вообще дипломная работа Брина и Пейджа. Кто знает, бросили бы они университет, мы бы до сих пор пользовались поиском от Yahoo…

Общие зарубежные исследования дают следующие цифры: примерно 40% достигших финансового успеха не имеют высшего образования. Цифра довольно приличная, но она же означает, что 60% получили “вышку”… В России ситуация еще веселее: только 2% состоятельных людей не закончили вуз. Но это связано с тем, что подавляющее большинство сегодняшних миллионеров и миллиардеров начинали свой путь еще в советские времена, когда образование было необходимым для продвижения по социальной лестнице… Думаю, что в будущем картина станет более похожей на общемировую.

Во-вторых, сами исследования о связи образования и достижения финансового успеха сделаны в стиле “британских ученых”. Нельзя делать выводы на основе единичных примеров, да еще и . Для выявления влияющих факторов есть определенные процедуры, которые в исследованиях финансового успеха просто игнорируются.

Известная байка, иллюстрирующая подход. Берем 200 человек с раком легких. Мы разобьем больных на две группы. Первая не будет получать лечения, вторая будет пить малиновый чай. В первой группе умерло 90%, остальные выжили. Во второй группе умерло 90%, остальные выжили. Какой вывод вы сделаете о влиянии малинового чая на лечение рака? Что НИКАКОГО влияния нет, верно?

Но консультанты действуют по-другому: они изучают выживших, и спрашивают, что те делали. Оказывается, они пили малиновый чай. Первый человек это говорит, второй, третий. Какой вывод делают авторы книг и методик? Малиновый чай работает! Ведь у них нет даже ни малейшей мысли о том, что результат может быть случаен.

Когда исследуют эффективность лекарств, то есть две группы: основная и контрольная. Основной дают лекарство, контрольной – плацебо. И смотрят, есть статистически значимое (!!!) отклонение в результатах. Только в этом случае можно говорить, что лекарство работает.

По аналогии: нужно взять две группы совершенно случайных людей, половина из которых будет с высшим образованием, а вторая – без. И сравнить их финансовые результаты. Таких исследований нет. Самое близкое, что мне удалось найти – это сравнение зарплат. У выпускников вузов начальная зарплата выше. Но этот ответ не полон. Сравниваются только начальные зарплаты, да и финансовый успех зависит не только от заработка на основной работе.

Плюсы высшего образования

Давайте разберем аргументы стороны, которая утверждает, что высшее образование необходимо.

С образованием легче получить хорошую работу . Совершенно верно. При размещении вакансии отдел кадров может даже сразу отсеивать кандидатов без “вышки”, если конкурс большой. А в аудиторской “большой четверке” еще и не все вузы котируются. В крупных международных компаниях есть потолок, который нельзя преодолеть без МВА. Впрочем, при длительной карьере значение образования падает, а на первый план выходят опыт и профессиональные достижения.

Образование расширяет кругозор. Вы получаете множество знаний из разных областей и становитесь интересным собеседником. Очень спорный аргумент. По моему опыту самые интересные собеседники – это увлеченные чем-то люди, и не важно, какое образование они получали. Мне гораздо интереснее общаться с путешественником, который закончил начальную школу, чем с топ-менеджером с вышкой, чьи интересы ограничиваются карьерой и приобретениями потребительских благ.

Образование дает специализированные знания. Верно, но с оговорками. Я бы не хотел, чтобы мне удалял аппендицит доктор, изучивший видео-курс “как стать хирургом за 21 день”. Или чтобы мой дом рисовал архитектор, научившийся создавать модели в 3D-max. Но, как вы понимаете, список таких профессий очень невелик.

Образование учит учиться. Работать с литературой, усваивать огромный объем знаний за ограниченное количество времени (за ночь перед экзаменом), вести переговоры с преподавателем, когда не знаешь предмета и т.п. Всему этому можно научиться и вне вуза.

Вуз дает полезные связи. Это да, студенческое братство создает довольно близкие отношения, которые действительно в будущем могут помочь достичь вам финансового успеха.

Образование учит системному мышлению. Фундаментальное образование дает картину явлений в целом, позволяет увидеть взаимосвязи между различными областями. Это дает гибкость. Человек закончивший бухгалтерские курсы может стать бухгалтером, и даже неплохим. А выпускник финансового вуза может стать бухгалтером, аудитором, аналитиком, управляющим, финансовым контролером, андеррайтером…

Минусы высшего образования

Давайте послушаем контраргументы.

Высшее образование не учит созданию бизнеса. Совершенно верно. И такой задачи перед ним не стоит. Да, существуют “бизнес-школы”, но это уже на совести их создателей. Ни один нормальный экономический и финансовый вуз не говорит о том, что учит создавать бизнес. О медицинских, технических, сельскохозяйственных вузах и говорить нечего. А финансовой свободы можно достичь и без своей фирмы.

Высшее образование не учит инвестированию и управлению деньгами. Тоже верно. Хотя хорошее финансовое образование уж точно этому не мешает. Баффетт с Соросом тому примеры. Лично мне финансовая и математическая подготовка очень сильно помогает в понимании некоторых аспектов инвестиций и анализе финансовых инструментов.

Стандартный набор предметов. Есть программа, ее должны изучить все студенты независимо от своих наклонностей и интересов. Верно, если вы стремитесь к красному диплому. В противном случае ничто не мешает вам нужные предметы изучать, а по “ненужным” учить необходимый минимум для сдачи экзамена и зачета.

Оторванность от практики. Зачастую лекции читают люди, которые сами знакомы с предметом по учебникам. Что касается бизнес-специальностей и финансов, зачастую так и есть. Многое зависит от вуза. Не секрет, что популярность юридического и экономического образования привела к тому, что такие факультеты открыли вузы, весьма далекие от экономики и юриспруденции. Неудивительно, что у них нет ни кадров, ни программ, отвечающих современным требованиям. Уж как повезет: нам курс о гражданском праве читал действующий адвокат, о страховании рассказывал актуарий, об аудите – владелец аудиторской фирмы. Есть и обратные примеры: государственное управление, макроэкономику, теорию фирмы нам читали чистые теоретики, по сути пересказывавшие учебники.

Огромные затраты времени. 4-5 лет каждый день по несколько часов. И не поспоришь. Это, наверное, самый главный недостаток “вышки”. Время – ресурс ценный и невосполнимый. Лично я считаю, что высшее образование дается слишком рано. В 17-18 лет еще не сформирована личность, не определены жизненные интересы, и выбор образования является не осознанным, а под внешним давлением. Как шутят, для девушек вуз расшифровывается, как “выйти удачно замуж”, а для молодых людей – “возможность увильнуть от забривания”. После этого неудивительно, что выпускники считают “вышку” потерянным временем.

Самым оптимальным был бы вариант сделать высшее образование с цензом, как на МВА. Не принимать в вуз студентов со стажем меньше 3 лет по специальности. Обучение специальности – либо на работе, либо краткие курсы. Все равно, какой бы вуз не закончил студент, на серьезную должность его не возьмут, а выполнять обязанности низшего звена можно и без «вышки». Зато те, кто пойдет на высшее образование будут точно знать, зачем они его получают.

Так нужно ли высшее образование для успеха?

Я не устану повторять, что нужность любого действия или бездействия определяется целью.

Если вы хотите спасать жизни в операционной, создавать новые механизмы, открыть бозон Хиггса и определить состав темной материи – без высшего образования будет трудно. Вопреки распространенному заблуждению, что Эйнштейн был чуть ли не неучем, на самом деле у него – высшее образование по физике, полученное в лучшем швейцарском вузе.

Если ваша задача – заработать денег, то вопрос о высшем образовании более сложен. Оно может, как помочь, так и помешать. В вузе вас не научат продавать, управлять людьми, организовывать бизнес-системы. Но могут научить финансовому анализу, программированию, то есть конкретным специфическим знаниям. И чем точнее вы определите свой путь к успеху, тем яснее для вас будет ответ на вопрос: получать ли высшее образование.

В общем, не ведитесь на посулы любой из сторон. Не слушайте агитаторов бросить учебу и начать свой бизнес “купи-продай” или же модный ныне “инфобизнес”! Не слушайте тех, кто утверждает, что без диплома об окончании вуза вы пропадете. У образования, как и любого другого действия, должна быть цель. Зачем оно нужно/не нужно именно вам. И только вы можете решить, поможет ли высшее образование достичь успеха или же помешает.

Nick Cherry

Предлагаю выяснить, кого больше среди читателей блога – сторонников высшего образования или его противников. Голосуйте за ваш вариант. Дополнения к аргументам за любую сторону пишите в комментариях.

Узнайте больше: бесплатный курс "Как стать инвестором?"

В мире личных финансов любят воспитывать наивных инвесторов. Мол, инвестиции – это легко и просто. Выполняйте пару нехитрых правил, и вы разбогатеете быстро и без усилий.

В условиях кризисов и неопределенности от таких советов больше вреда, чем пользы.

Курс “Как стать инвестором” избавит вас от множества иллюзий по поводу инвестиций и научит основам эффективного управления деньгами в любых условиях.

Каждый человек хочет быть успешным в жизни. Что же такое успех? Согласитесь, что это довольно широкое понятие. Успех – это и материальное благополучие, и достижение высоких профессиональных навыков, и авторитет среди коллег, и устойчивые семейные отношения. Можно данный перечень продолжать бесконечно.

На сегодняшний день вы, ребята, как выпускники школы, мечтая об успехе, нацелены на получение высшего образования. И это не случайно. Сегодня, чтобы получить хорошую должность, найти работу по душе, необходимо иметь высшее образование.

Преимущества высшего образования

  • Высшее образование – это свидетельство того, что человек получил определённую профессию, имеет знания, навыки и умения, связанные с ней, причём в свете современных достижений науки и техники.
  • Выпускник вуза мыслит более широко, умеет применить свои знания в самой нестандартной ситуации.
  • 21-ый век – это век информации. Компьютерные системы, новейшие технологии и совершенствования используются буквально во всех сферах жизни - всё связано с огромным потоком информации. Человек, имеющий высшее образование, научен правильно добывать нужные сведения, пользоваться ими в работе. Он понимает, что нельзя останавливаться, нужно постоянно идти в ногу со временем, чтобы быть в курсе всего нового, что появилось в сфере его деятельности.
  • Наконец, люди с высшим образованием всегда были и остаются цветом общества. Это они способствуют своей деятельностью прогрессивному развитию общества, создают что-то новое, пробуют, внедряют, совершенствуют. Именно от их деятельности во многом зависит будущее страны.

Жизнь не стоит на месте. Она постоянно движется вперёд, всё в ней меняется. Высшее профессиональное образование , его наличие - это необходимая реальность времени. Поэтому нужно получить его, чтобы стать самодостаточной личностью, суметь в будущем реализовать себя, и, что не менее важно сегодня, стать конкурентоспособным на рынке труда.

  • Определитесь, каким делом в будущем вы хотели бы заниматься. Ни в коем случае нельзя поступать в любой попавшийся вуз - лишь бы пройти, лишь бы получить корочку заветного диплома. Работать по специальности придётся всю жизнь, деятельность обязательно должна приносить радость, удовлетворение. Самое страшное - заниматься нелюбимым делом.
  • Определив профессию, выясните, в каких вузах вы можете её получить.
  • Узнайте, какие экзамены необходимо сдать для поступления в данные вузы. Помните, что работа по подготовке к ЕГЭ - это дело серьёзное, поэтому сдавать экзамены по выбору нужно только те, которые вам будут необходимы для поступления. Лишнее количество экзаменов затруднит подготовку к ним.
  • Начинайте подготовку к ЕГЭ. Здесь методов и способов может быть много: серьёзно готовьтесь к занятиям в школе, посещайте элективы, поступайте на курсы подготовки к ЕГЭ , занимайтесь с репетитором, самостоятельно учите теорию, выполняйте тесты - в общем, готовьтесь и готовьтесь. Подготовка к ЕГЭ – это трудная и большая ежедневная работа.
  • Психологически настройте себя на успех. Не будьте пессимистами, верьте в себя, в свои силы, и тогда обязательно хорошо сдадите экзамены.

Таким образом, высшее образование - это пусть к успеху в жизни, это тот старт, который поможет вам добиться в жизни многого. Поэтому приложите все силы, чтобы успешно закончить школу, сдать на высокие баллы ЕГЭ, а в итоге - стать студентами выбранного вами вуза.