Лень мать всех пороков объяснение. Прожигателей жизни рождает безделье и скука

В есёлая прозрачная речка и унылое затхлое болото. Что общего у них? Потоки реки не знают отдыха и постоянно движутся — где быстрее, где медленнее, но стоит воде остановиться, и она со временем превратится в грязную, топкую массу.

Образ вязкого болота как нельзя удачен для толкования популярной английской пословицы «Безделье - мать всех пороков» . Иногда в русском языке можно встретить и такой вариант: «Праздность - мать всех пороков». Смысл английской мудрости в следующем: отсутствие постоянного дела, занятия приводит к морально-нравственной деградации личности. Пословица говорится в качестве назидательного предостережения, когда кто-либо выказывает лень и стремится к праздности.

Как ни избиты эти слова, но труд действительно облагораживает человека, тогда как постоянное безделье, праздность спускает его к состоянию и поступкам, противным добру.

Стоит отметить, что безделье - многодетная мать, так как человек довольно многие искажения нравственности относит к пороку. При этом, согласно церковному представлению о пороке, их можно разделить на основные, и вытекающие из основных. В светском понимании порок часто ассоциируется с грехом.

Как уже отмечалось выше, один порок порождает другой. На этом утверждении и построена ключевая мысль английской мудрости.

Лень - порок, который можно справедливо считать первенцем и любимым детищем безделья. Довольно скоро лень становится наперсницей своей матери, часто меняясь с ней местами. Эпизодические приступы лени возможны и у трудолюбивого человека. В таких случаях подобное состояние обусловлено объективными причинами: перегрузка, болезнь, усталость, эмоциональное выгорание, рутинное задание и т.п. Но внутренняя любовь к труду и привычка получать от него удовлетворение надёжно защищает от перехода ситуативной лени в хроническую стадию.

Обманчивое представление о безделье как о вечном празднике вскоре приводит к таким порокам как скука, равнодушие, чревоугодие, пьянство . Жизнь в постоянной праздности очень быстро опресняется, становится скучной. Нежелание, а часто и неумение получать удовольствие от работы, заставляет человека выбирать примитивные эрзац-удовольствия - еда, выпивка, наркотики, разврат . Этим праздный стремится заполнить внутреннюю пустоту.

Сознательное избегание трудовой деятельности не освобождает человека от жизни и подчинению обществу, где труд является гарантией процветания, развития. Успехи, достаток, увлекательный досуг - подобные достижения людей, не боящихся работать, начинают злить бездельников. Как следствие, появляются новые дети безделья - зависть, уныние, злословие, гнев. Люди становятся нетерпимы к чужим успехам, стремятся очернить других. Тунеядцам тяжело сохранить внутренний комфорт и гармонию с самим собой, так как почти всегда им приходится как-то оправдываться перед обществом, что в свою очередь приводит к вспышкам гнева, нетерпению, лжи.

Примечательно, но такой порок как гордыня , который обычно считают побочным явлением высоких достижений, часто становится детищем праздности. Именно среди бездельников особенно распространено пренебрежительное отношение не только к труду, но и к любому занятому человеку, особенно к тем, кто выполняет низкоквалифицированную работу.

Отсутствие духовного развития ведёт не только к огрублению и опошлению внутренней моральной ориентации, человек, потерявший нравственный стержень, легко идёт на преступления. Воровство, убийство , любое насилие - это уже те грани, где пороки становятся тяжёлыми грехами, дорога к которым, согласно английской мудрости, заботливо выстлана единоутробными братьями и сёстрами.

Так уж повелось издавна: люди хвалят труд и позорят праздность. Они говорят: «Безделье - мать всех пороков!» Почему так, и чем плохо ничегонеделанье?

Труд освобождает, а безделье закрепощает

В большинстве своем работающий человек полагает совсем наоборот, но это не так. Тем, кто зарабатывает на жизнь, некогда себя растрачивать, хотя порой очень хочется предаться лени и лежать в гамаке дни напролет, но это только потому, что есть тяжелый труд, а если бы труда не было? Что бы было в этом случае? Наверное, тогда бы люди узнали на собственном опыте, почему безделье - мать всех пороков. Не хочется ничего говорить против психологической и психоаналитической практики, но специалисты в этой области делают хорошие деньги исключительно на женах богатых людей, которым некуда себя деть. Они не знают, чем занять свое время, которого у них пропасть.

Безделье. Коллайдер. Г.В. Гегель.

Есть один миф, что думать - это хорошо. Думающих людей все уважают. Да, все это так. Но есть тонкость. Человек, который думает о том, как усовершенствовать адронный коллайдер или перещеголять Георга Вильгельма Гегеля - это одно. Такой человек много читает, размышляет, и даже если он не ходит на работу с 9 до 17, его бездельником никак не назовешь, пороки ему не страшны. А представьте себе женщину, которая уже 10 лет книгу в руки не брала, смотрит бесконечные ток-шоу и думает над тем, а любит ли ее муж или нет? Причем мысли подобные этой крутятся в ее голове весь день? Так можно и свихнуться, верно?

Поэтому и нужны психологи и психоаналитики. Они собирают определенный налог с феномена, за которым стоит выражение «безделье - мать всех пороков». А теперь представим, что гипотетическая домохозяйка не думает о том, любит или нет, а просто приводит дом в идеальный порядок, готовит изысканные блюда для мужа и детей. И в самом худшем она все-таки выходит на работу. Никаких лишних мыслей в ее голове не будет. «Безделье - мать всех пороков» - это не про нее. Она больше не праздный человек.

Прожигателей жизни рождает безделье и скука

Народная молва, как всегда, права в общем и не права в частностях. Есть такой термин: «золотая молодежь» - это дети богатых людей, которые берут от жизни все. Под "всем" подразумеваются удовольствия запрещенные и разрешенные. И отношение к этой группе у людей предвзятое. Большинство полагает, что «золотая молодежь» как класс способен только растрачивать свою жизнь, ничего не давая взамен ни родителям, ни миру, но это, к счастью относится не ко всем. Есть некоторые которые понимают, что в жизни им выпал джек-пот, и грех им не воспользоваться. Другими словами, не всегда поговорка «Безделье - мать всех пороков» срабатывает, у нее случаются и осечки. Многое зависит от воспитания родителей и нравственного содержания и наполнения самого ребенка.

Таким получилось маленькое сочинение по пословице «Безделье мать всех пороков».

Мать всех пороков

- Лень, отвори дверь, сгоришь!
- Хоть сгорю, да не отворю!
(Поговорка)

Наверное, на всем белом свете нет человека, который бы не знал, что такое лень. У каждого из нас бывают минуты, когда не хочется ничего делать: идти на работу (учебу) - лень, убирать в доме - лень… Даже думать иногда - лень! Вот когда особенно хорошо начинаешь понимать героев из детских сказок, которые «лежа на печи, едят калачи», находят волшебную палочку, лампу, скатерть-самобранку и т.д. А чего стоит знаменитая фраза Емели: «По щучьему велению, по моему хотению…»?!

Да и пословиц на эту тему не случайно столько придумали: «Лень одежду бережет: не работая, не обносишься»; «Коли б не лень, все б мы в бархате ходили!»; «Пришел сон из семи сел, пришла и лень из семи деревень».

Но если в прошлом люди только пословицы и сказки про лень выдумывали, то современное общество пошло куда дальше. Например, в Великобритании приняли закон, позволяющий не выходить на работу 2 дня в году, если просто лень, и деньги за прогул при этом вычитываться не будут. В США рабочие тоже могут по этому поводу «загулять», правда, 4 раза в году, но деньги из зарплаты вычтены будут. А в Мексике вообще существует закон, по которому с мужчиной можно развестись, если он ленивый и не хочет содержать семью (в случае, когда женщина сама семью не содержит).

В толковом словаре Даля слово «лень» определяется, как неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, тунеядству. Но следует заметить, что лень - это не всегда плохо. Все зависит от того, какими причинами она вызвана.

Например, лень как неохота работать. Иногда нежелание трудиться бывает в результате физической или умственной перегрузки. Такой «ленью» страдают чаще всего «трудоголики». И это совершенно нормальная реакция организма, который, работая на износ, однажды просто отказывается что-либо делать. В этом случае нет ничего плохого в том, что хочется поболтать с друзьями по телефону, поваляться перед телевизором или вообще поспать в дневное время.

Лень как отвращение от труда может возникнуть в случае, если человек попросту не видит смысла в том, что делает. Можно ли считать ребенка ленивым, если заставлять его делать уроки «из-под палки», зубрить «от сих до сих», не объяснив, зачем лично ему нужно учиться? Захочется ли мужу делать ремонт в квартире, которую в скором времени он планирует поменять на дом?

А как насчет известной фразы: «Лень - двигатель прогресса»? Хотя многие ее и произносят с иронией - мол, оправдание для лентяев, но ведь действительно в этом что-то есть! Именно люди, ненавидящие скучный, механический труд, придумали все то, что облегчает нашу повседневную жизнь - от пресловутого колеса до компьютера.

Но уж если лень выступает как наклонность к праздности и тунеядству, превращаясь в затянувшийся отдых, - в таком случае необходимо принимать меры по ее искоренению.

Чтобы не спать сутками, можно ставить возле кровати будильник (желательно советский, механический), для лучшего эффекта установив его в металлическом тазике (туда же неплохо бросить горсть монет). Можно отказаться от необходимой работы или переложить ее на плечи другого (шутка).

Ну, а если серьезно, то попробуйте применить следующее:

  1. Придумайте себе систему небольших поощрений за выполненную работу.
  2. Разберитесь в цели своей деятельности и конкретизируйте ее.
  3. Однообразную часть работы доведите до автоматизма.
  4. Подберите какой-нибудь способ, более вам подходящий.

В любом случае - «С ленью надо бороться!» Именно эту фразу однажды я написала большими буквами на бумаге и повесила в своей квартире на стене. Должна признаться, одно время этот лозунг меня стимулировал к работе - до тех пор, пока я окончательно к нему не привыкла и не перестала замечать этот плакат. И все же ленюсь я теперь намного реже, потому что регулярно читаю Писание. Мудро сказано: «Путь ленивого, как терновый плетень, а путь праведных - гладкий» (Притчи 15:19). А также: «Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью» (Притчи 12:24).

Слово «ЛЕНЬ» совсем короткое, да и звуки в нём такие мягкие, будто придумано оно было нарочно: чтобы никого не утруждать. Попробуйте произнести его протяжно и расслабленно - и вот уже томная вялость разливается по всему телу, руки и ноги тяжелеют и как-то быстро и незаметно убавляется жизненная энергия. Ещё немного - и вы у неё в плену.
Давно подмечено, что лень может передаваться от человека к человеку подобно вирусу: повращайтесь в кругу праздно живущих людей - и сами в этом убедитесь. Она ограничивает свободу, причём не только внешнюю - действий и передвижений, но и внутреннюю - желаний и возможностей, замыслов и устремлений. Рано или поздно лень обязательно заставит вас страдать, вызвав сожаление о безвозвратно ушедшем времени или ощущение собственной неполноценности и невостребованности. К тому же она - верный способ заполучить все остальные пороки.
Вывод очевиден: лень - зло, подлежащее решительному искоренению. Но не спешите отчаиваться, заметив в себе признаки лености. Прежде чем предпринимать какие-то меры, нужно выяснить, чем вызвана именно ваша лень.
Может быть, она - всего лишь результат переутомления . По большому счёту, это вовсе и не лень, а защитная реакция. Просто организм пытается предупредить вас о том, что силы его уже давно на пределе. Не испытывайте его на выносливость, ", возьмите тайм-аут и отдохните как следует. Пройдёт немного времени - и то, что казалось ленью, бесследно исчезнет, а за любимое дело вы приметесь с удвоенной энергией.
Сходный случай - лень как следствие болезни . Есть немало патологических состояний, при которых неизбежны приступы "упадка сил", когда человек не может и не хочет ничего делать. Так бывает при некоторых эндокринных расстройствах, заболеваниях сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, или анемии. Скорее всего, вам опять-таки не придётся предпринимать каких-то специальных мер против лени: нужно просто серьёзнее относиться к своему здоровью.
Если же никакой труд не в радость, а его результаты не приносят удовлетворения, если замучила привычка долго обещать себе и другим заняться каким-то делом, а едва начав его, тут же бросать, если настроение при этом в основном пессимистическое, а образ жизни большей частью малоподвижный, в этом случае лень - врождённая особенность . Только это вовсе не означает, что нужно оставить всё как есть: расстаться с ленью никогда не поздно. Отнеситесь к ней как к сезонному насморку и поскорее приступайте к самолечению (это тот редкий случай, когда оно не только допустимо, но даже желательно).
Имейте в виду: лень лечится только трудом . Поэтому мы хотим предложить вам несколько способов полюбить ТРУД.

Продуктивное планирование. Каждый вечер перед сном или едва проснувшись утром, продумайте, что вам надо сделать за день. Можете составлять список дел на листе бумаги. Сначала вы просто втянетесь в игру "сделал-вычеркнул", а потом даже перерывы между делами вы начнете заполнять чем-то продуктивным - как известно, аппетит приходит во время еды. В результате работа станет для вас ежедневной потребностью, а - отдыхом.
Только никаких увёрток и сделок с собой! Так вы научитесь организованности и требовательности к себе.
Новый взгляд на вещи. Для всякого действия, к которому не лежит душа, нужно найти соответствующую мотивацию. Вам лень делать уборку? Отнеситесь к ней как к фитнесу: мытьё окон или полировка мебели - отличное упражнение для мышц груди и плечевого пояса. Неохота тащиться в тренажерный зал? Но причин пойти туда - масса: роскошное тело к пляжному сезону, знакомство с интересным мужчиной или просто возможность сменить обстановку. Одна загвоздка: а вдруг и поводы придумывать вам будет лень?
Метод “от противного”. Например, если вы терпеть не можете всё связанное с кухней, объявите во всеуслышание, что именно она - ваше любимое место в квартире. Что это даст? Во-первых, отступать от сказанного - нехорошо, и вам поневоле придётся каким-то образом “соответствовать”. Во-вторых, не исключено, что с этого момента вы начнете получать "кухонные" подарки. Занятные вещи не только облегчат ваш труд, но и послужат развлечением: только представьте, как интересно осваивать функции нового универсального комбайна или возиться с набором “навороченных” кастрюль. Скорее всего, вам даже в голову не придёт считать это работой!
Так вы полюбите труд.
И победите лень.
Светлана ДЕНИСОВА

Протоиерей Всеволод Чаплин – священник храма Живоначальной Троицы в Хорошеве, родился в 1968 году. С 1985 года – сотрудник Издательского отдела Московского Патриархата. В 1990 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 1994 году – Московскую Духовную академию. Кандидат богословия. С 1990 года – сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП). В 1991 году рукоположен в сан диакона, в 1992 году – в сан священника. В 1999 году возведен в сан протоиерея. В 1991-1997 годах – заведующий сектором общественных связей ОВЦС МП, в 1997-2001 – секретарь ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества, с 2001 года – заместитель Председателя ОВЦС МП. В середине 1990-х годов состоял членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Член центральных комитетов Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) и Конференции Европейских Церквей, комиссии ВСЦ по международным делам, экспертного совета при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, экспертной группы ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений.

– Отец Всеволод, расскажите, пожалуйста, о Вашем пути к вере и священству. Какова была атмосфера церковной жизни в 80-е годы – в момент Вашего приближения к Православию?

– Я вырос в безрелигиозной семье. Мой покойный отец был профессором, человеком агностических убеждений. Поэтому к вере я пришел своим собственным путем, причем в очень юном возрасте – в тринадцать лет. Совершенно случайно оказавшись в храме, я вдруг понял, что здесь останусь. Именно тогда я четко осознал, что хочу быть христианином и. С тех пор я начал постоянно ходить в храм, и вот уже почти 20 лет, как я исполняю обязанности церковного “бюрократа”. В 1985 году я поступил на работу в Издательский отдел Московского Патриархата при покойном митрополите Питириме, а с 1990 года работаю в Отделе внешних церковных связей. Так что моему приходу к вере не сопутствовала никакая интеллектуальная борьба, хотя, несмотря на юный возраст, это было ответственным и серьезным внутренним решением.

Практически сразу после прихода в Церковь я начал активно общаться с молодыми православными людьми своего поколения, которые тоже пришли к вере в те времена. Это было начало 80-х годов, когда я уже глубоко окунулся в церковную жизнь и знал множество священнослужителей. В эти годы к Церкви приходили многие молодые люди, в основном – из круга интеллигенции. Кем-то двигало чувство протеста, кто-то искал реальность, отличавшуюся от советской действительности, кто-то видел в церковной жизни колорит и экзотику, кто-то делал диссидентскую карьеру, и большинство этих людей потом исчезло. Я с сожалением вынужден признать, что значительная часть того поколения, которое составляло христианскую молодежь в 80-е годы, потом оставила Церковь. Это были талантливые, мыслящие люди, для которых интерес и близость к Православию, как оказалось, были лишь формой социального протеста. Некоторые из них теперь борются с религией, сохраняя верность своему ложному призванию быть вечными диссидентами.

– Отец Всеволод, верующий человек усматривает во всех серьезных жизненных обстоятельствах действие Божией воли. Однако в сознании многих современных христианин наряду с понятиями о Божием промысле и свободе выбора уживаются представления о судьбе, предопределении, а подчас и явные суеверия и предрассудки. Что Вы скажете по этому поводу?

– С христианской точки зрения, судьбы нет. В церковном обиходе мы если и употребляем это понятие, то лишь для обозначения промысла Божиего, говоря, например, о судьбах отечества, о судьбах нашего народа, о судьбах человечества. Но Церкви абсолютно чуждо то понимание судьбы, которое присутствует в современном массовом сознании, – как некое предначертание, которому человек обязан повиноваться. Именно поэтому Церковь противостоит астрологии, попыткам предсказывать будущее, иногда подкрепленным целыми богословскими доктринами, которые говорят об изначальной предопределенности человека ко спасению или вечным мукам вне зависимости от его деяний. Безусловно, Господь ведает всю жизнь человека, в том числе – и ее итог, но при этом ошибочно думать, что существует некая судьба, которую человек не в силах изменить. Зависимость от убежденности в том, что твое будущее раз и навсегда детерминировано и может быть только таким и никаким другим, – это самое настоящее рабство. Ведь очень часто человек становится рабом всякого рода предсказаний, гороскопов, лжепророчеств. Мы должны – вне зависимости от каких бы то ни было представлений о судьбе – всегда творить добро, всегда стремиться быть ближе к Богу и противостоять злу, не оглядываясь на указания гороскопов и астрологических прогнозов. Христианин строит свой жизненный путь в соответствии с евангельским призывом, а не предсказаниями астрологии.

– Часто приходится сталкиваться с тем, что люди отождествляют судьбу с понятием воли Божией, принимая ее за некий сценарий человеческого пути…

– Это не сценарий, а знание Бога о том, как человек осуществит свой свободный выбор. Господь обладает этим знанием, поскольку Он существует вне времени и над временем, Ему известны судьбы не родившихся людей, известен итог человеческой истории. Но это вовсе не означает, что Господь формирует волю человека, задает те или иные его действия и решения. В этом случае человек не был бы свободен, а значит – и не был бы богоподобен. Он не был бы настолько ценным в очах Божиих. Как раз сатанинские силы пытаются детерминировать человека, задать ему мировоззренческий выбор – причем, выбор, далекий от веры и религиозности.

Недавно у нас проходила очень интересная и непростая встреча с представителями различных общественных организаций, которые занимаются вопросами, связанными с опасностью электронного контроля над жизнью человека, включая и сферу мировоззренческого выбора. Эта проблема, которую окарикатурили те, кто борется с шестерками на паспортных виньетках, на самом деле стоит перед современным человечеством очень остро. Существует реальная опасность захвата власти определенными силами с целью сконструировать человека – как духовно, так даже и физически. На фоне выделения все большего и большего количества средств ради обеспечения земного бессмертия возникает множество проектов замены физических органов какими-то техническими устройствами. Дальше может появиться идея поддержания жизни человеческого мозга не в физическом теле, а в какой-то иной, неестественной среде, где он будет омываться искусственной кровью и существовать при помощи тех или иных манипуляторов и программ. Сейчас это кажется научной фантастикой, но существуют миллионы людей, в том числе – влиятельных и богатых, которые стремятся к подобным достижениям в надежде заменить идеал вечной жизни идеалом земного бессмертия.

Кроме того, сегодня разработано и множество способов манипуляции сознанием, в том числе – воздействия на область религиозного, мировоззренческого и политического выбора человека. Мы видим, что эти технологии все больше и больше оказывают влияние на ход современного общественного процесса. Если они будут действовать в полную силу, то вполне возможно предположить, что в скором будущем человек с детства будет обречен на существование в жестких рамках определенной мировоззренческой системы, закрепленной соответствующим законодательством, соблюдение которого будет контролироваться с помощью технических средств. Уже сегодня вполне реальным выглядит такое положение вещей, при котором каждый человек обладает, скажем, неким электронным устройством, позволяющим идентифицировать его личность, устанавливать и отслеживать со спутника его местонахождение, а также тех, кто находится рядом с ним. Процессы, которые мы наблюдаем сегодня, – всеобщая унификация и нивелировка, попытки предопределить выбор человека, поставить его в жесткие рамки, “отштамповать” определенный человеческий тип с заданными качествами – все это свидетельствует о дьявольском плане, призванном уничтожить в человеке его свободную волю.

– В чем, на Ваш взгляд, состоит основная духовная проблема современного человека?

– Их очень много, как много и людей с совершенно разными настроениями и духовными трудностями. Одной из серьезных проблем, с которой мне часто приходится сталкиваться и на исповеди, и в ходе общения с людьми, – это одержимость человека пустыми занятиями. Для кого-то это просмотр сериалов 24 часа в сутки, для кого-то это вовлеченность в культ потребления, вещизма, комфорта, для кого-то это алкоголь, наркотики и азартные игры, получившие сегодня повсеместное распространение и доступные даже школьникам. Такое прожигание жизни, пустое растрачивание сил, в том числе – и на чтение бессмысленных и низкопробных книг, которые пишутся за неделю и читаются за сутки, – все это превращает человека в животное, лишает его смысла жизни, забивает мозги пустой информацией, не оставляя никакого времени для того, чтобы задуматься о своей душе, создавая при этом иллюзию насыщенной и интересной жизни. В свое время было сказано, что праздность – это мать всех пороков. Что же говорить о генерируемой, культивируемой, навязываемой праздности – через телевизор, игровые автоматы, наркокультуру, тупейший “юмор” эстрадных артистов, которые 20 лет повторяют одно и то же…? Это явление настолько сильно разрушает жизнь человека и народа, что нечего удивляться безнравственности, дикости и росту преступности во всем мире. Человек, который всю жизнь проводит в этой отупляющей интеллектуально-культурной атмосфере, парализующей его волю и умение мыслить, становится неспособным ни к какому духовному усилию.

– Как Вам кажется, чем Церковь может привлечь современного человека, развращенного этой навязываемой инфраструктурой развлечений, инертного и отягощенного множеством комплексов?

– Нужно быть проще и прямее. Как говорится в Евангелии, “да будет слово ваше: “да, да”; “нет, нет”; а что сверх этого, то от лукавого” (Мф., 5.37). Мы подчас не осознаем в достаточной степени смысла этих слов, вдаваясь в сложные рассуждения, в то время как наиболее убедительной всегда является прямая простота, которую, конечно, нельзя путать с глупостью. Простота и честность. Это не значит, что Церковь должна подделываться под молодежный язык или язык какой-либо иной возрастной, социальной или национальной группы. Я был и остаюсь сторонником того, чтобы Церковь давала право на жизнь самым разным формам проповеди и общения – будь то рок-концерт, концерт авторской песни, или выставка. В свое время я, например, был одним из организаторов первой выставки авангардной живописи на религиозные темы в Москве в 1989 году, в начале 90-х стал автором предисловия к первой пластинке христианского рока в России. Я убежден, что такие формы участия Церкви в разных сферах общественной и культурной жизни (если за ними стоит искренность и открытость, а не личные амбиции, связанные с культом самореализации или шоу-бизнесом), не противоречат христианскому служению. Однако искренность и попытки мимикрировать, скажем, под молодежную культуру – это разные вещи. Мне смешны, например, многие наши общественные деятели, которые пытаются изображать из себя рэпперов в надежде завоевать популярность среди молодежи.

По моему глубокому убеждению, по-настоящему серьезный, прямой и искренний разговор способен заинтересовать и увлечь любого слушателя. Молодые люди с большим интересом слушают и воспринимают серьезные тексты и глубокие христианские проповеди, если лектор или проповедник открыт и не боится быть самим собой.

Но, в то же время, мне представляется совершенно пагубным и безуспешным путь западного христианства, сделавшим из церкви место, где обязательно должно быть комфортно. Человека усаживают в удобное кресло, угощают чашечкой кофе, сигарой, ставят легкую музыку, спрашивают “чего изволите?”… Обвенчаться мужчине с мужчиной? – Пожалуйста! Послушать священника, который не верит в воскресение Христа? – Пожалуйста! Устроить богослужение для домашнего животного? – Пожалуйста! Самое удивительное, что все это проходит под следующим лозунгом: “Сделайте церковь местом развлечений – и люди к ней потянутся!”. Выяснилось, что нет, и с точностью до “наоборот”! Как раз именно из такой церкви люди и уходят! Если кому-то хочется послушать ни к чему не обязывающую музычку, если кто-то жаждет, чтобы его обхаживали со словами “чего изволите?”, то он куда с большей охотой отправится в ресторан, в клуб, в казино или на дискотеку! В церковь люди идут не за этим. Туда идут, чтобы изменить свою жизнь, начать духовный подвиг, обратиться к Богу с молитвой, осмыслить собственный путь. И если церковь этого не предлагает, то, конечно, из нее люди будут уходить. И не случайно те христианские организации, которые в наибольшей степени заботятся о комфорте прихожан, сейчас сталкиваются с проблемой оскудения паствы.

– Что имеется в виду, когда на богослужении православные христиане обращаются к Богу с молитвой “о воссоединении Святых Божиих Церквей” ?

– Я не специалист по этой богословской проблеме, о которой писал святитель Филарет. Перед нами всегда стоял и будет стоять вопрос о том, какие не православные сообщества можно называть Церквами. По традиции, мы называем так Католическую Церковь, Древние Восточные Церкви, и лишь с большой долей условности мы можем именовать церквами большинство протестантских сообществ, в которых, как правило, нет апостольского преемства, традиционного христианского учения о Таинствах, часто нет богослужения в привычном для нас смысле. Конечно, в дипломатической практике общения с этими организациями мы употребляем их самоназвание, однако Церковь в строгом смысле слова представляет из себя все же нечто другое. Кстати, этот вопрос сегодня детально осмысляет католическое богословие, в частности – известный документ “Dominus Jesus”, под которым я бы на 90 процентов подписался.

Для нас христианское единство возможно только на основе веры и устройства Древней неразделенной Церкви, которые содержатся неповрежденными в Православии. Кто знает, может быть, те или иные группы или сообщества западных христиан будут возвращаться к этой вере, особенно сейчас – в момент острейшей духовной жажды в Европе. Но если говорить о таких церквах, как Англиканская или Лютеранская, то надежды на скорое воссоединение, которое было вполне реальным в начале и в середине ХХ века, сейчас становятся все более далекими от действительности. Эти надежды были связаны именно с перспективами возвращения этих церквей к вере Древней неразделенной Церкви; сегодня же мы наблюдаем противоположную тенденцию. Такие вещи, как женское священство, венчание гомосексуалистов, полный пересмотр христианского учения в угоду общественному мнению, богословская индифферентность, доходящая до оправдания неверия и антихристианских взглядов, – все это свидетельствует о том, что либеральная часть западного христианства все больше и больше уходит от основ христианской веры, а значит – и от возможности воссоединения с Православной Церковью.

Беседовала Александрина Вигилянская