Краткий пересказ произведения иван богомолов. Сочинение на тему: образ юного разведчика в.о

Тема войны всегда была актуальна. Об этом писали многие известные авторы. В повести «Иван» меня заинтересовало не столько содержание, сколько речевые и стилевые особенности произведения. С одной стороны, язык доступен и легко читается, т.к. автор употребляет устно- разговорную, просторечную лексику. Но с другой стороны использование профессиональной и специальной лексики затрудняло понимание содержания. Обоснованием моего выбора стало желание обогатить свой словарный запас и познакомиться с военным бытом того времени. Повесть «Иван» имеет документальную основу. Автор повести, Владимир Осипович Богомолов - русский писатель. Родился 3 июля 1926 в д. Кирилловка Московской области. Участник Великой Отечественной войны 1941–1945. В действующей армии был рядовым, командиром отделения, взвода, офицером разведки. Награжден орденами и медалями. Служил в армии до 1952. Первое произведение Богомолова – опубликованная в журнале «Знамя» повесть Иван (1957) сразу принесла автору известность. Меня поразила трагическая история мальчика-разведчика, погибаюшего от рук немецких захватчиков. К «Ивану» (как и ко всей последующей военной прозе Богомолова) решительно неприменима категория «героизма» – речь здесь скорее идет о чувстве профессионального долга, определяющем поведение персонажей. Повесть «Иван» переведена более чем на сорок языков, опубликована более двухсот раз.

Страдания и боль двенадцатилетнего мальчика в жестоких испытаниях войны являются главной темой повести «Иван». В. Богомолов пишет эту повесть в 1957 году. С тех пор повесть выдержала более 200 публикаций и послужила основой для создания А. Тарковским кинофильма «Иваново детство».

История юного разведчика сразу воспринимается как достоверная и прочно остаётся в памяти читателя. Это достигается типом повествования и его структурой. Реальный создатель повествования передаёт рассказ об Иване Буслове личному повествователю – молодому старшему лейтенанту, временно исполняющему обязанности командиру батальона. Реальная личность писателя и Гальцева, от имени которого ведётся рассказ, в художественном произведении не совпадают. Но мы можем говорить о близости характера и биографий, особенно военных, настоящего автора и личного повествователя. Личному повествователю Гальцеву к началу повествования (октябрь 1943 г.) исполнилось 21 год, он воевал с первых месяцев войны, имел ранения и награды, к моменту форсирования Днепра был командиром батальона, тяжело ранен под Ковелем, в последние полгода был переводчиком разведотдела 1-го Белорусского фронта, а в самом конце войны, в «исторические минуты» капитуляции Берлина 2 мая 1945 года, - в оперативной группе, созданной для «захвата немецких архивов и документов». Об этом мы узнаём от него самого.

Но в художественной прозе структура повествования базируется на различии вымышленного повествователя и автора. Реальный автор – Владимир Осипович Богомолов родился в июле 1926 года в Подмосковье, в деревне Кирилловке, воспитывался бабушкой и дедом. К началу войны ему было почти 15 лет, но он прибавил себе два года, чтобы записаться добровольцем на фронт. Начал войну рядовым, потом стал командиром стрелкового взвода, служил в пешей разведке. В конце войны стал командиром роты; был ранен, имел награды. Его фронтовой путь – Украина, Белоруссия, Польша, Маньчжурия.

Хотя повествование ведётся Гальцевым, его точка зрения, его оценка персонажей и событий близка точки зрения В. Богомолова В. В рассказе о себе:

Родился в июле 1926 года в Подмосковье, в деревне Кирилловке, где я воспитывался у бабки и деда… Бабушка – воплощение доброты – маленькая, худенькая, любившая меня без меры (при живых разошедшихся родителях она считала меня сиротой), была и осталась самым светлым человеком в моей жизни.

Повествователь близок автору по возрасту, судьбе довоенной и военной, восприятию мира, людей, добра и зла, жизни и смерти. В данной повести человек выступает в качестве действующего лица, поэтому его образ создаётся разными типами речи: монологической на повествовательной основе, включающей описание и рассуждение; прямой речью в диалогах; несобственно-прямой речью.

Характерные особенности специальной и профессиональной лексики

Характерной особенностью речи повествователя является большое количество слов и фразеологизмов таких тематических групп как «война», «воинское ремесло», «воинские звания и должности», «военный быт»:

  • Боевое охранение, войсковой тыл, оперативный тыл, траншея полного профиля, блиндаж, оборона, наступательный бой, противотанковая граната, патрулироваться дозорами, ефрейтор, обер-лейтенант, фельдфебель, взвод, дивизия, рота, полк, связной, часовой, посыльный, писарь.
  • Язык повествователя отражает такую особенность профессионального словаря военной эпохи, как сложносокращенные слова, в основном военной тематики:

  • военфельдшер, медпункт, санинструктор, медсанбат, разведотдел, разведгруппа, разведгруппа, разведдогкументы, артполк, артналёт, артмастерская, штарбарм (штаб армии), доппаек, маскхалат, комдив..

Такое тщательное воспроизведение всего специально военного и профессионального (например: смотреть немца, взять «языка», подготавливать «поиск») придаёт повествованию исторически конкретный и объективный характер. Специальная и профессиональная лексика выступает в повести как средство создания речевой характеристики героев определённого военного колорита.

Понимание войны и её будней достигается не только осознанием словаря и стиля повести, но и образ мыслей – точные до цифр представления героев, пространственно-временную определенность, характерную для военного времени, документирование реальности:

«Землянка моя находилась в подлеске, метрах в семистах от Днепра; Лишь минут через тридцать…я добрался до к землянке;… после двадцати ноль-ноль разведгруппа… пойдёт на ту сторону; Берлин капитулировал 2 мая, в три часа дня. Наша группа находилась на Принц-Аль-брехт-штрассе». (название улицы).

Повествование от первого лица сообщает событиям достоверность. Исследователь творчества И. Дедков пишет, что страшнее и ужаснее было бы рассказать о скитаниях мальчика, посмотрев на это не глазами старшего лейтенанта Гальцева, а самого мальчика. Но это потребовало бы переступить границу, отделяющую твёрдоё авторское знание от предположений и фантазии. «По моему убеждению, которому я неуклонно следую, - говорил В. Богомолов, автор может писать только о том, что знает досконально.

Анализ повести Владимира Осиповича Богомолова «ИВАН».

Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. О войне знал не понаслышке.

Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения. Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой - ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева - одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», - не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне». Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.

У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев".

Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» - это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему наша страна победила в страшной войне.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Русский язык и литература

Описание:

Война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное, что причина нашей победы заключается в том, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины. Гитлеру пришлось воевать не только с армией. Дети, подростки тоже внесли свой посильный вклад в победу, и не важно, где они это делали: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны. Они заслуживают того, чтобы мы гордились ими и всегда были благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.

Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже памятники погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Книги о событиях Великой Отечественной войны раскрывают перед всем миром душевную силу, стойкость и мужество нашего народа. Такого массового героизма ещё не знала история человечества. Война не только не “отменяет”, она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.

Владимир Осипович Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. О войне знал не понаслышке.

Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.

Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали. Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.

В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, - о том, что война безжалостна и бесчеловечна.

Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.

Идея- Война - это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.

Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.

Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном. Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

В первом эпизоде мы видим Ивана серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?

В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.

Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.

Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», - говорит Иван.

Но Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну». «Мальчик один. Он весь красный, разгорячён и возбуждён. В руке у него Котькин нож, на груди мой бинокль, лицо виноватое. В землянке беспорядок: стол перевёрнут вверх ногами и накрыт сверху одеялом, ножки табурета торчат из – под нар.». Да, мальчишка остаётся мальчишкой: играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир… Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти…

Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.

По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.

Холин любит Ивана: «О таком мальчишке можно только мечтать». Хочет усыновить его, но в то же время понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, порой грубоват. Холин сам как бы большой ребёнок и относится к мальчику как к родному, а в чём – то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания юного разведчика.

Катасоныч относится к мальчику по – отцовски, всё готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, Лицо Катасонова «озаряется нежной, необыкновенно тёплой улыбкой.

Чудный малец! Только характерный, беда с ним!»

Он один из всех окружающих называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший в армии охотник за языками, Катасоныч как никто из взрослых понимает, как опасна работа, которую выполняет ребёнок для штаба армии.

Любит мальчика и Гальцев. Он ищет подходы к характеру Ивана, сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага. Хочет поцеловать на прощание, да не решается… Гальцев пронёс память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение начальника тайной полиции о гибели юного разведчика.

Иван подолгу живёт на оккупированной территории, ходит по деревням, посёлкам, одетый в тряпьё, как побирушка, а сам зорко всматривается в любое скопление живой силы врага и его вооружение, всё видит, всё запоминает. Сведения, добытые им, очень ценны.

Положение мальчика в тылу врага очень сложное: опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться только на себя. Никого рядом: ни командира, ни товарищей, ни связи. Только ты и враг. Это, конечно, непосильная нагрузка на детские плечи.

И, понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые всё – таки посылают мальчика в разведку. Почему же? Главная причина – горькая и страшная.

А дело было в том, что шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но и будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели сёла. За победу сражались и, случалось, погибали старики и дети. Как ни больно и ни горько об этом говорить. Холин, переправив Ивана на другой берег реки, в тыл врага, разговаривает в землянке с Гальцевым:

« - Третий год воюешь?- спросил он, закуривая. – И я третий… А в глаза смерти - как Иван! – мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! – Ребёнок!» Ребёнок…

Но почему у него такое строгое, взрослое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня», а «Иван»?

Наверное, этого мальчика иначе и не назовёшь: так много на его долю выпало взрослых, мужских дел и обязанностей. Он сделал свой выбор в жизни – выбор защитника Отечества. Повесть В. Богомолова изначально трагична по своему звучанию, на её страницах нет места шуткам, проказам мальчика, здесь редки даже улыбки.

И в самом деле: война – это тяжёлое, жестокое время, она ломает человеческие судьбы, не щадя никого – ни старых, ни малых.

Последние страницы книги страшно трагичны. После тяжёлого ранения Гальцев попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Иван погиб. Есть и его капля крови на знамени Победы. Иван расстрелян ранним утром 25 декабря. Для немцев – протестантов это утро главного праздника – Рождества. В это утро родился Тот, Кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла…

В тёмное утро светлого Рождества маленький Иван взошёл на свою Голгофу. Мужественно и твёрдо. Маленький воин. Солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную. Да, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.

Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения. Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой - ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева - одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», - не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне». Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.

У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев".

Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» - это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему наша страна победила в страшной вой �гу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

Во время Великой Отечественной войны детство всех детей закончилось. История повествует далеко не об одном ребенке-герое, который защищал себя, свою семью, родную землю. У них не было выбора. Они сражались, чтобы выжить. Люди не зря восхищаются их храбростью, не зря сожалеют им.

В рассказе Богомолова главным героем выступает мальчик, которому тоже пришлось рано и очень резко повзрослеть. История Вани создана вызвать в читателе уважение и восхищение к героизму детей того времени. Ваня простой ребенок, такой же, как и другие дети. Ему не повезло встретиться с войной лицом к лицу.

Повествование начинается с того, что к лейтенанту Гальцеву приводят худого мальчика, на вид лет одиннадцати. Ваня был скрытен и недоверчив, поэтому он долго ничего не рассказывал Гальцеву. Более того, он был резок в общении, говорил с вызовом. Уже здесь чувствуется храбрость Вани. Гальцев отметил его не самую детскую серьезность и решительность.

Позже выяснилось, что Ваня жил на заставе в Прибалтике. Отец погиб в самый первый день войны. Его сестра, которой было всего полтора года, была убита прямо на руках мальчика. Сам он оказался в Тростянце. Ваня жутко ненавидел немцев, готов был мстить до самого конца. Холин поражался, что ребенок может так сильно ненавидеть.

Мальчика тщетно уговаривали поступить в суворовское училище. Ваня упрямо стоял на своем. Он сам, не спрашивая разрешения, ходил в разведку. При этом ему было страшно, он был один, но Ваня не готов был отступить. Из-за его упрямства он попал под обстрел своими же товарищами. Ваня всем нравился, его даже хотели усыновить после войны. Но решив упорно сражаться до последнего, Ваня выбрал свою судьбу. Даже при задержании немцами он оказал яростное сопротивление, хотя это не имело никакого смысла. Он не выдал им никакой информации, до последнего ведя себя вызывающе. В итоге был расстрелян.

Богомолов не случайно назвал рассказ именно «Иван», а не «Ваня». Он показал, насколько мужественным и взрослым был Ваня. Прочитав рассказ, лишний раз убеждаешься, что война никого не щадят – будь ты хоть ребенок, хоть старик.

Также читают:

Популярные сегодня темы

    Перед каждым человеком, хотя бы раз в жизни возникал вопрос, а что же такое «красота»? Понятно, что у каждого из нас, это слово ассоциируется с чем-то хорошим, радующим глаз, вызывающим положительные эмоции

  • Анализ рассказа Муму Тургенева

    У Тургенева существует огромное количество разных героев. Но самым проникновенным и жалостливым из всех является «Муму». Те, кто бы ни прочитал данное произведение

  • Образ и характеристика Ленского в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    Одним из таких героев является поэт Владимир Ленский. Его судьба в романе сложилась очень трагично, и повлияли на это его жизненные цели и идеалы. Ленский – молодой, образованный дворянин

  • Сочинение Безделье мать всех пороков по пословице 7 класс

    Каждый человек в своей жизни неоднократно сталкивался с мыслью или ситуацией, в которой имело место равнодушие, отсутствие желание заниматься делом. Именно так проявляется безделье

  • Сейчас не осталось ни одного человека, который хотя бы краем уха не слышал про фаст-фуд. Многие пробовали и любят эту вредную пищу. В быстром темпе большого города, зачастую не успеваешь полноценно пообедать

Акулова Алина

Невозможно перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Анализ повести Владимира Осиповича Богомолова «Иван» Выполнила:Акулова Алина, 8класс. ООШ с. Кучумбетово.

Вы прочитали повесть Владимира Богомолова " Иван", написанную в 1957 году?

В.О. Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии

Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.

Повесть «Иван» Богомолов написал в 1957году.

Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном.

На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб.

По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.

В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами.

"Иваново детство" - фильм Андрея Тарковского по мотивам повести В. Богомолова «Иван»

Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком. Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Но война есть война…

Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради нашей Победы.

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ с. Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Анализ повести Владимира Осиповича Богомолова «ИВАН».

Выполнила:Акулова Алина, 8класс.

Руководитеь:Максименко Любовь Васильевна,

учитель русского языка и литературы.

2012-2013

Введение.

Цели и задачи работы: Показать, как проявился русский национальный характер советских людей в годы Великой Отечественной войны. Раскрыть мужество характера главного героя, который, по мысли автора, «в великом фронтовом братстве в свои двенадцать лет труженик, а не иждивенец». Доказать, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное, что причина нашей победы заключается в том, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины. Гитлеру пришлось воевать не только с армией, но со всем русским народом, а это ему оказалось не под силу. Наши ровесники тоже внесли свой посильный вклад в победу, и не важно, где они это делали: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны. Они заслуживают того, чтобы мы гордились ими и всегда были благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.

Актуальность темы в современном обществе: Невозможно перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Современная молодежь не то что про войну, а вообще книгу в руках редко держит. Я считаю, что книги о войне необходимо читать. Ведь в них описан героизм нашего народа, отдавшего жизнь за свою страну. Мы обязаны знать о подвигах наших дедушек и бабушек. Современные подростки должны знать своих героев, покланяться им, учиться у них патриотизму, нравственной чистоте, гордости за тех, кто отстоял Победу!

Книги о событиях Великой Отечественной войны раскрывают перед всем миром душевную силу, стойкость и мужество нашего народа. Такого массового героизма ещё не знала история человечества. Война не только не “отменяет”, она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.

Тема войны в русской литературе затрагивалась еще с древних временах. С тех времен эта тема не потеряла своей актуальности, так как война - немаловажная часть жизни Российского государства.

Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали. В.О. Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. О войне знал не понаслышке.

Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.

Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали. Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.

В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, - о том, что война безжалостна и бесчеловечна.

Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.

Идея- Война - это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.

Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.

Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном. Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

В первом эпизоде мы видим Ивана серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?

В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.

Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.

Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», - говорит Иван.

Но Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну». «Мальчик один. Он весь красный, разгорячён и возбуждён. В руке у него Котькин нож, на груди мой бинокль, лицо виноватое. В землянке беспорядок: стол перевёрнут вверх ногами и накрыт сверху одеялом, ножки табурета торчат из – под нар.». Да, мальчишка остаётся мальчишкой: играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир… Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти…

Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.

По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.

Холин любит Ивана: «О таком мальчишке можно только мечтать». Хочет усыновить его, но в то же время понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, порой грубоват. Холин сам как бы большой ребёнок и относится к мальчику как к родному, а в чём – то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания юного разведчика.

Катасоныч относится к мальчику по – отцовски, всё готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, Лицо Катасонова «озаряется нежной, необыкновенно тёплой улыбкой.

Чудный малец! Только характерный, беда с ним!»

Он один из всех окружающих называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший в армии охотник за языками, Катасоныч как никто из взрослых понимает, как опасна работа, которую выполняет ребёнок для штаба армии.

Любит мальчика и Гальцев. Он ищет подходы к характеру Ивана, сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага. Хочет поцеловать на прощание, да не решается… Гальцев пронёс память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение начальника тайной полиции о гибели юного разведчика.

Иван подолгу живёт на оккупированной территории, ходит по деревням, посёлкам, одетый в тряпьё, как побирушка, а сам зорко всматривается в любое скопление живой силы врага и его вооружение, всё видит, всё запоминает. Сведения, добытые им, очень ценны.

Положение мальчика в тылу врага очень сложное: опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться только на себя. Никого рядом: ни командира, ни товарищей, ни связи. Только ты и враг. Это, конечно, непосильная нагрузка на детские плечи.

И, понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые всё – таки посылают мальчика в разведку. Почему же? Главная причина – горькая и страшная.

А дело было в том, что шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но и будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели сёла. За победу сражались и, случалось, погибали старики и дети. Как ни больно и ни горько об этом говорить. Холин, переправив Ивана на другой берег реки, в тыл врага, разговаривает в землянке с Гальцевым:

« - Третий год воюешь?- спросил он, закуривая. – И я третий… А в глаза смерти - как Иван! – мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! – Ребёнок!» Ребёнок…

Но почему у него такое строгое, взрослое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня», а «Иван»?

Наверное, этого мальчика иначе и не назовёшь: так много на его долю выпало взрослых, мужских дел и обязанностей. Он сделал свой выбор в жизни – выбор защитника Отечества. Повесть В. Богомолова изначально трагична по своему звучанию, на её страницах нет места шуткам, проказам мальчика, здесь редки даже улыбки.

И в самом деле: война – это тяжёлое, жестокое время, она ломает человеческие судьбы, не щадя никого – ни старых, ни малых.

Последние страницы книги страшно трагичны. После тяжёлого ранения Гальцев попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Иван погиб. Есть и его капля крови на знамени Победы. Иван расстрелян ранним утром 25 декабря. Для немцев – протестантов это утро главного праздника – Рождества. В это утро родился Тот, Кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла…

В тёмное утро светлого Рождества маленький Иван взошёл на свою Голгофу. Мужественно и твёрдо. Маленький воин. Солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную. Да, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.

Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения. Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой - ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева - одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», - не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне». Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.
У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев".

Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» - это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему Россия победила.

МБОУ ЦО № 13 им. Е.Н. Волкова

Анализ повести

Владимира Осиповича Богомолова

«ИВАН»

(Выступление на районном семинаре)

Третьякова Ю.Н.,

учитель русского языка и литературы.

п. Барсуки, 2014

Введение.

Цель работы:

    показать, как проявился русский национальный характер советских людей в годы Великой Отечественной войны.

    раскрыть мужество характера главного героя, который, по мысли автора, «в великом фронтовом братстве в свои двенадцать лет труженик, а не иждивенец».

    доказать, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное, что причина нашей победы заключается в том, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины.

Гитлеру пришлось воевать не только с армией, но со всем русским народом, а это ему оказалось не под силу. Дети, подростки тоже внесли свой посильный вклад в победу, и не важно, где они это делали: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны. Они заслуживают того, чтобы мы гордились ими и всегда были благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.

Актуальность темы в современном обществе: невозможно перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Современная молодежь не то что про войну, а вообще книгу в руках редко держит. Я считаю, что книги о войне необходимо читать. Ведь в них описан героизм нашего народа, отдавшего жизнь за свою страну. Мы обязаны знать о подвигах наших дедушек и бабушек. Современные подростки должны знать своих героев, покланяться им, учиться у них патриотизму, нравственной чистоте, гордости за тех, кто отстоял Победу!

Книги о событиях Великой Отечественной войны раскрывают перед всем миром душевную силу, стойкость и мужество нашего народа. Такого массового героизма ещё не знала история человечества. Война не только не “отменяет”, она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.

Основная часть

Тема войны в русской литературе затрагивалась еще с древних временах. С тех времен эта тема не потеряла своей актуальности, так как война - немаловажная часть жизни Российского государства.

Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали. В.О. Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. О войне знал не понаслышке.

Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.

Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали. Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.

В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, - о том, что война безжалостна и бесчеловечна.

Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.

Идея- Война - это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.

Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.

Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном. Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

В первом эпизоде мы видим Ивана серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?

В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.

Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.

Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», - говорит Иван.

Но Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну». «Мальчик один. Он весь красный, разгорячён и возбуждён. В руке у него Котькин нож, на груди мой бинокль, лицо виноватое. В землянке беспорядок: стол перевёрнут вверх ногами и накрыт сверху одеялом, ножки табурета торчат из – под нар.». Да, мальчишка остаётся мальчишкой: играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир… Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти…

Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.

По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.

Холин любит Ивана: «О таком мальчишке можно только мечтать». Хочет усыновить его, но в то же время понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, порой грубоват. Холин сам как бы большой ребёнок и относится к мальчику как к родному, а в чём – то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания юного разведчика.

Катасоныч относится к мальчику по – отцовски, всё готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, Лицо Катасонова «озаряется нежной, необыкновенно тёплой улыбкой.

Чудный малец! Только характерный, беда с ним!»

Он один из всех окружающих называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший в армии охотник за языками, Катасоныч как никто из взрослых понимает, как опасна работа, которую выполняет ребёнок для штаба армии.

Любит мальчика и Гальцев. Он ищет подходы к характеру Ивана, сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага. Хочет поцеловать на прощание, да не решается… Гальцев пронёс память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение начальника тайной полиции о гибели юного разведчика.

Иван подолгу живёт на оккупированной территории, ходит по деревням, посёлкам, одетый в тряпьё, как побирушка, а сам зорко всматривается в любое скопление живой силы врага и его вооружение, всё видит, всё запоминает. Сведения, добытые им, очень ценны.

Положение мальчика в тылу врага очень сложное: опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться только на себя. Никого рядом: ни командира, ни товарищей, ни связи. Только ты и враг. Это, конечно, непосильная нагрузка на детские плечи.

И, понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые всё – таки посылают мальчика в разведку. Почему же? Главная причина – горькая и страшная.

А дело было в том, что шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но и будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели сёла. За победу сражались и, случалось, погибали старики и дети. Как ни больно и ни горько об этом говорить. Холин, переправив Ивана на другой берег реки, в тыл врага, разговаривает в землянке с Гальцевым:

« - Третий год воюешь?- спросил он, закуривая. – И я третий… А в глаза смерти - как Иван! – мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! – Ребёнок!» Ребёнок…

Но почему у него такое строгое, взрослое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня», а «Иван»?

Наверное, этого мальчика иначе и не назовёшь: так много на его долю выпало взрослых, мужских дел и обязанностей. Он сделал свой выбор в жизни – выбор защитника Отечества. Повесть В. Богомолова изначально трагична по своему звучанию, на её страницах нет места шуткам, проказам мальчика, здесь редки даже улыбки.

И в самом деле: война – это тяжёлое, жестокое время, она ломает человеческие судьбы, не щадя никого – ни старых, ни малых.

Последние страницы книги страшно трагичны. После тяжёлого ранения Гальцев попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Иван погиб. Есть и его капля крови на знамени Победы. Иван расстрелян ранним утром 25 декабря. Для немцев – протестантов это утро главного праздника – Рождества. В это утро родился Тот, Кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла…

В тёмное утро светлого Рождества маленький Иван взошёл на свою Голгофу. Мужественно и твёрдо. Маленький воин. Солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную. Да, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.

Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения. Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой - ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева - одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», - не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне». Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.
У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев".

Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» - это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему Россия победила.