Ак толстой царь федор иоаннович читать. Царь федор иоаннович читать онлайн, толстой алексей константинович

В доме Ивана Петро-вича Шуйского, в присут-ствии многих духовных лиц и неко-торых бояр, решают развести Федора Иоан-но-вича с царицею, Году-новой сестрой, благо-даря коей, по общему мнению, и держится Борис. Состав-ляют бумагу, где, поминая неплод-ность царицы и мало-лет-ство Димитрия, просят царя всту-пить в новый брак. Головин наме-кает Шуйскому на возмож-ность поста-вить Димитрия вместо Федора, но полу-чает суровый отпор. Княжна Мсти-слав-ская обносит гостей, пьют здоровье Федора. Шахов-скому, жениху Мсти-слав-ской, сваха Воло-хова назы-вает место тайной встречи. Иван Петрович отправ-ляет чело-битную митро-по-литу, сокру-шаясь необ-хо-ди-мо-стью губить царицу. Федюк Старков, его дворецкий, доносит о виденном Году-нову. Тот, получив из Углича сведения о сношении Голо-вина с Нагими и видя угрозу своей власти, объяв-ляет сторон-никам своим, Луп-Клеш-нину и князю Туре-нину, о решении прими-риться с Шуйским. Приходит Федор, сетуя на взбрык-нув-шего коня. Появ-ля-ется царица Ирина, которой Федор лукаво сооб-щает о краса-вице Мсти-слав-ской, виденной им в церкви, и тут же уверяет царицу, что она для него краше всех. Годунов говорит о желании прими-риться с Шуйским, и царь с радо-стью берется устроить дело.

Федор объяв-ляет о наме-рении прими-рить Году-нова с Шуйским и просит помощи у митро-по-лита Дионисия и других духовных лиц. Дионисий упре-кает Году-нова в притес-не-ниях церкви, снис-хож-дении к еретикам и возоб-нов-лении сбора податей, от коих была осво-бож-дена церковь. Годунов вручает ему защитные грамоты и сооб-щает о пред-при-нятых гоне-ниях на ересь. Царь просит поддержки у Ирины и бояр. Сопро-вож-да-емый народ-ными востор-гами, приходит Иван Петрович Шуйский. Федор корит его непо-се-ще-нием Думы, Шуйский отго-ва-ри-ва-ется невоз-мож-но-стью подда-ки-вать Году-нову. Федор, поминая Писание и призывая в свиде-тели духовных лиц, говорит о благе прими-рения, и покорный ему Годунов пред-ла-гает Шуйскому согласье. Шуйский упре-кает его в неже-лании делиться управ-ле-нием госу-дар-ства, что Иоанн завещал пятерым боярам: Заха-рьину (умер-шему), Мсти-слав-скому (насильно постри-жен-ному), Бель-скому (сослан-ному), Году-нову и Шуйскому. Годунов, оправ-ды-ваясь, говорит о спеси Шуйского, о том, что восполь-зо-вался едино-личной властью на пользу Руси, чему приводит и дока-за-тель-ства; он добав-ляет, что трудное дело введения в порядок расстро-ен-ного госу-дар-ства немило только Шуйским. И когда Иван Петрович назы-вает сторон-ником своим митро-по-лита, тот сооб-щает о действиях Году-нова в пользу церкви и скло-няет Шуйского к миру. Ирина, пока-зывая выши-ва-емый ею покров для псков-ской святыни, призна-ется, что это её молит-венный обет за спасение Шуйского, осажден-ного некогда литов-цами в Пскове. Взвол-но-ванный Шуйский готов забыть былую вражду, но требует от Году-нова гарантий безопас-ности своим сорат-никам. Годунов клянется и целует крест. Пригла-шают выборных от приве-денной Шуйским толпы. Федор заго-ва-ри-вает со стариком и не умеет его оста-но-вить, в его племян-нике узнает купца Красиль-ни-кова, тешив-шего его недавно медве-жьим боем, вспо-ми-нает его брата Голубя, одолев-шего в кулачном бою Шахов-ского, — не сразу Году-нову и Шуйскому удается вернуть царя к тому, чего ради позваны выборные. Шуйский объяв-ляет о прими-рении с Году-новым, купцы волну-ются («Вы нашими мири-тесь голо-вами»), Шуйского раздра-жает недо-верие к чело-веку, только что кляв-ше-муся на кресте. Купцы просят о защите от Году-нова царя, но тот отсы-лает их к Борису. Борис тишком велит запи-сать имена купцов.

Ночью в саду Шуйского княжна Мсти-слав-ская с Васи-лисой Воло-ховой дожи-да-ются Шахов-ского. Он приходит, говорит о любви, о нетер-пении, с каким дожи-да-ется свадьбы, смешит её и шутит с нею. Прибе-гает Красиль-ников, впустив коего, Шахов-ской скры-ва-ется, зовет Ивана Петро-вича и сооб-щает, что все, бывшие у царя, схва-чены по прика-занью Году-нова. Потря-сенный Шуйский велит поднять Москву на Году-нова. Заик-нув-ше-гося было о Димитрии Голо-вина он резко обры-вает и, заявив, что Борис обманом погубил себя, идет к царю. Остав-шиеся бояре меж тем обсуж-дают чело-битную, приис-кивая новую царицу. Василий Шуйский назы-вает княжну Мсти-слав-скую. Брат её реша-ется не сразу, желая найти хоть повод для ссоры с Шахов-ским. Пока он колеб-лется, Головин вписы-вает имя княжны в чело-битную. Появ-ля-ется Шахов-ской, заяв-ля-ющий, что невесты не отдаст. Обна-ру-жи-ва-ется и княжна с Воло-ховой. При общем крике, взаимных угрозах и упреках Шахов-ской выхва-ты-вает грамоту и убегает. Годунов пред-став-ляет царю государ-ственные бумаги, в содер-жание коих тот не вдается, а согла-ша-ется с реше-ньями Бориса. Царица Ирина говорит о письме из Углича от вдов-ству-ющей царицы с просьбою вернуться с Димит-рием в Москву. Федор было препо-ру-чает дело Борису, но Ирина требует решения «семей-ного дела» от него; Федор спорит с Борисом и раздра-жа-ется его упор-ством. Приходит Шуйский, жалу-ется на Году-нова. Тот не отпи-ра-ется, объясняя, что купцы взяты не за прошлое, а за попытку расстроить мир меж ним и Шуйским. Царь готов простить Году-нова, полагая, что они просто не поняли друг друга, но непре-клонное требо-вание того оста-вить царе-вича в Угличе наконец сердит царя. Годунов говорит, что усту-пает место Шуйскому, Федор умоляет его остаться, Шуйский, уязв-ленный пове-де-нием царя, уходит. Клешнин приносит пере-сланное из Углича письмо Голо-вина Нагим, Годунов пока-зы-вает его царю, требуя взятия Шуйского под стражу и, может быть, казни его. В случае отказа он грозит удалиться. Потря-сенный Федор после долгих коле-баний отка-зы-ва-ется от услуг Году-нова.

Иван Петрович Шуйский утешает княжну Мсти-слав-скую: он не допу-стит её брака с царем и наде-ется, что Шахов-ской не донесет на них. Отослав княжну, он прини-мает бояр и бежавших Красиль-ни-кова и Голубя и, пред-по-лагая смещение скудо-ум-ного Федора и возве-дение на престол Димитрия, опре-де-ляет каждому задачи. Отре-шенный Годунов, сидя дома, расспра-ши-вает Клеш-нина о Воло-ховой и многажды повто-ряет, «чтобы она царе-вича блюла». Клешнин отправ-ляет Воло-хову в УГЛИЧ новой мамкою, велит его беречь и наме-кает, что, если стра-да-ющий падучею царевич погубит себя сам, с нее не спросят. Меж тем Федор не может разо-браться в пред-став-ленных ему бумагах. Приходит Клешнин и сооб-щает, что Борис захворал от расстрой-ства, а Шуйского немед-ленно надо заклю-чить в тюрьму за наме-рение возвести на престол Димитрия. Федор не верит. Входит Шуйский, кото-рому Федор говорит о доносе и просит его оправ-даться. Князь отка-зы-ва-ется, царь наста-и-вает, Клешнин подна-чи-вает. Шуйский призна-ется в мятеже. Федор, испу-гав-шись, что Годунов накажет Шуйского за измену, заяв-ляет, что сам велел поста-вить царе-вича на престол, и вытес-няет потря-сен-ного Шуйского из комнаты. В царские покои врыва-ется Шахов-ской и просит вернуть ему невесту. Федор, углядев подпись Ивана Петро-вича Шуйского, плачет и не слушает доводов Ирины о неле-пости бумаги. Ограждая Ирину от обид, он подпи-сы-вает Борисов приказ, повергая в ужас и её, и Шахов-ского. На мосту через реку старик бунтует народ за Шуйского, гусляр поет о добле-стях его. Проез-жает гонец с вестью о наступ-лении татар. Князь Туренин со стрель-цами ведет Шуйского в тюрьму. Подби-ва-емый стариком народ хочет осво-бо-дить Шуйского, но тот говорит о своей вине перед «святым» царем и о том, что нака-зание им заслу-жено.

Клешнин докла-ды-вает Году-нову, что Шуйские и их сторон-ники поса-жены в тюрьму, и вводит Василия Ивано-вича Шуйского. Тот пово-ра-чи-вает дело так, будто затеял чело-битную для блага Году-нова. Понимая, что Шуйский в его руках, Годунов его отпус-кает. Царица Ирина приходит засту-питься за Ивана Петро-вича. Годунов, сознавая, что Шуйский не прекратит ему пере-чить, непре-клонен. На площади перед собором нищие говорят о смене митро-по-лита, неугод-ного Году-нову, о казни купцов, стоявших за Шуйского. Царица Ирина приводит Мсти-слав-скую просить за Шуйского. Из собора выходит Федор, отслужив пани-хиду по царю Ивану. Княжна броса-ется ему в ноги. Федор шлет князя Туре-нина за Шуйским. Но Туренин сооб-щает, что Шуйский ночью удавился, винится, что недо-смотрел (потому что отбивал толпу, приве-денную к тюрьме Шахов-ским, и отбил, лишь застрелив Шахов-ского). Федор броса-ется на Туре-нина, обвиняя его в убий-стве Шуйского, и грозит ему казнью. Гонец приносит грамоту из Углича о гибели царе-вича. Потря-сенный царь хочет сам дознаться правды. Приходит сооб-щение о прибли-жении хана и скорой осаде Москвы. Годунов пред-ла-гает послать Клеш-нина и Василия Шуйского, и Федор уверя-ется в неви-нов-ности Году-нова. Княжна Мсти-слав-ская говорит о наме-рении постричься. Федор, по совету жены, соби-ра-ется всю тяжесть прав-ления пере-дать Борису и, поминая свое наме-рение «всех согла-сить, все сгла-дить», опла-ки-вает свою участь и свой царский долг.

Трагедия «Царь Федор Иоаннович» по праву относится к числу самых значительных произведений русской классической драматургии. Автор пьесы поэт, прозаик и драматург Алексей Константинович Толстой (1817-1875) стал широко известен прежде всего как талантливый мастер, посвятивший свое творчество проблемам национальной истории, создавший яркие картины жизни России в давние времена. С особой силой приверженность писателя к прошлому страны воплотилась в единой по замыслу и художественному языку трилогии, состоящей из трагедий «Смерть Иоанна Грозного» (1864), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1876).
Пьеса «Царь Федор Иоаннович» несколько десятилетий находилась под запретом царской цензуры и лишь в 1898 году была впервые показана в Петербурге на сцене театра Литературно-художественного общества. Примечательно, что именно спектаклем «Царь Федор Иоаннович» открылся в 1898 году Московский Художественный театр.
С исполнением заглавной роли в трагедии А. К. Толстого связаны выдающиеся творческие достижения крупнейших русских артистов разных поколений - Павла Орленева, Ивана Москвина, Николая Хмелева, Бориса Добронравова. Эта роль справедливо считается одной из самых сложных в классическом отечественном репертуаре. Каждый исполнитель открывает в ней новые глубины философского и нравственного содержания.
Действие трагедии, основанной на реальных исторических фактах, происходит в XVI веке, вскоре после смерти Ивана IV Грозного, когда на престоле был его сын Федор. Годы правления Федора Иоанновича (1584-1598) стали кануном трудного и долгого периода, получившего название «Смутное время». Вокруг трона Федора между боярами, которым Иван Грозный, умирая, поручил заботы о государстве, развернулась ожесточенная борьба за влияние на царя и, по существу, за реальную власть. Князья Шуйские ратовали за сохранение прежних патриархальных устоев, боярин Борис Годунов - фактический правитель царства - стремился к переменам в существующих и уже устаревших порядках. Перипетии борьбы за трон составляют важную часть сюжета трагедии. Другая важнейшая сторона пьесы - конфликт светлой и гармоничной личности царя Федора с окружающим миром бесчеловечности и низменных страстей. «Если представить себе всю трагедию в форме треугольника,- писал автор о композиции пьесы,- то основанием его будет состязание двух партий, вершиною... «микрокосм» Федора. «Микрокосм» царя Федора - это сложный мир чувств, мыслей, желаний».

Постановка - народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии СССР Б.И. Равенских
Художник - народный художник России Е.И. Куманьков
Композитор - народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР Г.В. Свиридов
Режиссеры - заслуженный деятель искусств России В.М. Бейлис, А.И. Шуйский

Государственная ордена Трудового Красного Знамени Республиканская академическая Русская хоровая капелла имени А.А. Юрлова

100-й спектакль - 7 апреля 1975 года (И.Смоктуновский, Е.Самойлов, Е.Шатрова и др.)
200-й спектакль - 17 октября 1979 года (Г.Кирюшина, В.Коршунов, В.Коняев, П.Садовский, Филиппов, Я.Барышев, А.Эйбоженко)
300-й спектакль - 20 декабря 1980 года (В.Коршунов, А.Эйбоженко, П.Садовский)
400-й спектакль - 19 марта 1984 года (В.Коршунов)
500-й спектакль - 14 декабря 1987 года (В.Коршунов)
600-й спектакль - 1 июля 1990 года (В.Коршунов)
700-й спектакль - 19 февраля 1994 года (В.Коршунов)
800-й спектакль - 24 ноября 1999 года (В.Коршунов)

Продолжительность спектакля 3 часа 25 минут.

Пьеса, созданная в 1868 году. Это часть драматической трилогии, в которой рассказывается о Смутном времени, о конфликте власти и добра. Эта пьеса является второй в трилогии. В течение 30 лет произведение, которое создал А. Толстой ("Царь Федор Иоаннович"), было под запретом цензуры. МХТ открылся именно этой драмой в 1898 году.

Тема трилогии и ее раскрытие в каждой из частей

Основная тема трилогии - то, как монархия ведет государство к смуте. Иван Грозный - деспотичный царь, объединяющий страну. Он беспощадно карает и убивает. Эта тема является центральной в первой части интересующей нас трилогии. Федор - его сын. Фамилия царя Федора Иоанновича - Рюрикович (портрет его представлен выше). Он является последним государем из этой династии. После того как Федор вступает на престол, он решает править в соответствии с христианскими установлениями, а не так, как его отец. Об этом говорится как раз в пьесе "Царь Федор Иоаннович". А в третьей рассказывается о том, как правил "безродный" Борис Годунов. После его восхождения на трон пресеклась, поскольку царевич Димитрий был убит. Годунов (на фото ниже) входит на престол для того, чтобы править разумно. Обо всем этом говорится в третьей части.

Мысль о том, что правители оказываются заложниками власти, проходит через всю трилогию. Независимо от того, разумные, добрые или жестокие они, государи не могут править добродетельно. Личность Федора представляется особенно трагичной. В начале царствования он хочет "все сгладить", "всех согласить". А в итоге правления становится ясно, что он не смог отличить "правду от неправды". Предлагаем вам поближе познакомиться с этим правителем.

"Царь Федор Иоаннович": краткое содержание

В доме Шуйского Ивана Петровича в присутствии некоторых бояр и множества духовных лиц идет речь о разводе Федора Иоанновича со своей супругой, сестрой Бориса Годунова. По мнению всех, именно благодаря ей и держится Борис. В бумаге указывают на малолетство Димитрия и неплодность царицы, просят Федора Иоанновича заключить новый брак.

Суровый отпор получает предложение Головина, который намекает царю на возможность поставить вместо Федора Димитрия. Княжна Мстиславская ухаживает за гостями. Все выпивают за здоровье Федора. Жениху Мстиславской, Шаховскому, сваха Волохова указывает место тайной встречи.

Челобитная митрополиту, сведения из Углича

Далее рассказывается о том, что Иван Петрович посылает челобитную митрополиту, при этом сокрушаясь о том, что он вынужден погубить царицу. Его дворецкий Федюк Старков доносит Годунову о том, что он видел. Тот, получив сведения из Углича, что Головин находится в заговоре с Нагими, и видя, что его власти угрожает опасность, объявляет своим сторонникам, князю Туренину и Луп-Клешнину, о намерении примириться с Шуйским.

Намерение Годунова помириться с Шуйским

Появляется Ирина, которой царь Федор Иоаннович говорит о том, что он видел в церкви Мстиславскую. Он уверяет царицу, что для него она все равно красивее всех. Годунов сообщает о своем намерении помириться с Шуйским. За это дело с радостью берется царь.

Федор просит помощи в деле примирения у митрополита Дионисия, а также у некоторых других священников. Дионисий говорит, что Годунов снисходителен к еретикам и притесняет церковь. Он также возобновил подати, от которых духовенство было освобождено. Годунов вручает Дионисию защитные грамоты и говорит о том, что еретики были подвержены гонениям. Царь Федор Иоаннович просит бояр и Ирину поддержать его.

Разговор Гоуднова с Шуйским

Приходит Шуйский Иван Петрович, которого сопровождают восторги народа. Федор упрекает его в том, что тот не посещает Думу. Иван Петрович отговаривается тем, что он не мог поддакивать Годунову. Вспомнив Писание, Федор призывает духовных лиц в свидетели. Он говорит, что примирение - благо. Годунов, покорный ему, предлагает согласие Шуйскому. Последний упрекает его в том, что он не захотел делиться управлением страной. А ведь Иоанн завещал государство пятерым боярам: насильно постриженному Мстиславскому, умершему Захарьину, сосланному Бельскому, Шуйскому и Годунову. Оправдываясь, Годунов говорит, что Шуйский спесив, что он стал единоличным правителем, чтобы принести пользу Руси. Годунов добавляет, что только Шуйские не хотят приводить в порядок расстроенную страну. Митрополит отмечает, что Годунов сделал многое для церкви, и склоняет к примирению Шуйского.

Народу сообщают о примирении, сцена с купцами

Показывая покров для святыни, вышиваемый ею, Ирина признается, что это ее обет за спасение Ивана Петровича, который некогда был осажден в Пскове литовцами. Шуйский готов забыть вражду, однако требует гарантий безопасности своим сподвижникам от Годунова. Тот клянется. Приглашают выборных от толпы, приведенной Иваном Петровичем. Шуйский говорит народу о примирении с Борисом Годуновым. Купцы недовольны тем, что мирятся их головами. Недоверие к человеку, который только что поклялся, раздражает Шуйского. Купцы просят царя защитить их от Годунова, однако тот отправляет их к Борису. Годунов просит записать их имена.

Встреча Мстиславской с Шаховским

Княжна Мстиславская вместе с Василисой Волоховой ночью в саду дожидаются Шаховского. Тот приходит, сообщает о своей любви и о том, с каким нетерпением он ждет свадьбы. Приходит Красильников. Шаховской, впустив его, скрывается. Он принимается звать Ивана Петровича и говорит, что все, кто был у царя, по приказанию Годунова схвачены. Шуйский потрясен. Он велит поднять на Годунова Москву.

Обсуждение челобитной

Бояре обсуждают челобитную, размышляя о том, кто будет новой царицей. В. Шуйский предлагает кандидатуру Мстиславской. Головин вписывает ее имя в челобитную. Входит Шаховской. Он говорит, что не отдаст невесты. Появляется и Волохова с княжной. Шаховской при взаимных упреках и угрозах выхватывает грамоту и уходит.

Годунов дает царю бумаги. Тот не вдается в их содержание, а соглашается с тем, что решил Борис. Ирина говорит о том, что вдовствующая царица написала письмо из Углича, прося вернуться в Москву с Димитрием. Федор хотел было поручить это дело Борису, однако Ирина хочет, чтобы он сам занялся им.

Годунов сообщает о том, что покидает царя

Входит Шуйский, он начинает жаловаться на Годунова. Борис не отпирается. Он говорит, что купцы взяты за попытку разрушить мир между ним и Шуйским, а не за прошлое. Царь Федор Иоаннович соглашается простить Бориса, считая, что они не поняли друг друга. Однако государя сердит непреклонное требование Годунова оставить царевича в городе Угличе. Борис говорит, что уходит, уступая свое место Шуйскому. Царь умоляет не покидать его. Уязвленный поведением Федора, Шуйский уходит.

Клешнин приносит письмо Головина, переданное из Углича. Борис показывает его Федору, требуя заключить Шуйского под стражу. Он даже готов казнить его. В случае невыполнения приказа Борис грозит удалиться. Федор потрясен. После длительных колебаний он решает отказаться от советов и услуг Годунова.

Замысел Шуйского

Шуйский Иван Петрович утешает Мстиславскую. Он говорит ей о том, что не допустит ее свадьбы с царем. Иван Петрович выражает надежду, что Шаховской не выдаст их замысла. Отослав Мстиславскую, Шуйский принимает бояр, а также бежавших Голубя и Красильникова. Он думает, что в скором времени скудоумный Федор будет смещен, а Димитрия возведут на престол. Иван Петрович дает каждому задание.

Годунов поручает Волоховой беречь царевича

Сидя дома, отрешенный Борис узнает от Клешнина о жизни Волоховой и говорит, чтобы она "блюла царевича". Клешнин посылает Волохову в Углич, чтобы та стала новой мамкой. Он велит беречь царевича и намекает, что если он погубит себя (царевич страдает падучей), с нее спросят.

Шуйский признается в мятеже

Федор тем временем не может разобраться в бумагах, предоставленных ему. Входит Клешнин и говорит, что Борис занемог от расстройства. Требуется немедленно схватить и заключить в тюрьму Шуйского за то, что тот намеревался сделать Димитрия царевичем. Федор этому не верит. Появляется Шуйский. Царь сообщает ему о доносе и требует оправданий. Тот отказывается их предоставить. Федор настаивает, и Шуйский решает признаться в мятеже.

Испугавшись, что Борис накажет Ивана Петровича за измену, князь заявляет, что сам он решил посадить на престол царевича, а затем вытесняет из комнаты потрясенного Шуйского.

Федор подписывает указ Годунова

Шаховской врывается в покои государя. Он просит возвратить ему невесту. Увидев подпись Шуйского, Федор плачет и не внимает доводам Ирины о том, что составленная бумага нелепа. Ограждая от обид Ирину, Федор подписывает указ Годунова, повергая в ужас пришедших.

Агитация за Шуйского

Старик поднимает народ, агитируя за Шуйского. Гусляр складывает песни о доблестях Ивана Петровича. Прибывает гонец и сообщает о том, что татары наступают. Князь Туренин вместе со стрельцами отводит Ивана Петровича в тюрьму. Народ, подбиваемый стариком, хочет его освободить. Однако Шуйский говорит о том, что он виновен перед царем и что он заслужил свое наказание.

Клешнин рассказывает Годунову о том, что Шуйские, а также те, кто их поддерживал, находятся в тюрьме. Затем он вводит Шуйского Василия Ивановича. Тот говорит, что затеял челобитную якобы для блага Бориса Годунова. Борис, понимая, что тот в его руках, отпускает его. Входит царица Ирина, чтобы заступиться за Шуйского Ивана Петровича. Понимая, что он будет продолжать ему перечить, Годунов остается непреклонным.

Смерть Шуйского и Шаховского

Нищие, собравшиеся на площади возле собора, говорят о том, что неугодного Годунову митрополита сместили, а купцов, выступавших за Шуйского, казнили. Мстиславская приходит вместе с Ириной для того, чтобы просить за Ивана Петровича. Федор выходит из собора. Он отслужил панихиду по Ивану. Увидев его, княжна бросается Федору в ноги. Тот шлет Туренина за Шуйским. Однако Туренин говорит, что Иван Петрович удавился ночью. Он просит прощения за то, что недосмотрел, так как отбивал толпу, которую Шаховской привел к тюрьме. И отбил ее, застрелив только Шаховского. Федор обвиняет Туренина в убийстве Ивана Петровича. Он угрожает ему казнью.

Гибель царевича, Федор передает Борису управление государством

Прибывает гонец с вестью о гибели царевича. Царь потрясен. Он хочет сам выяснить, что случилось. Приходит весть о том, что хан приближается, а Москве угрожает осада. Годунов предлагает Федору послать Василия Шуйского и Клешнина. Тот убеждается в том, что Борис невиновен. Мстиславская сообщает, что хочет постричься. По совету супруги Федор собирается передать Борису всю тяжесть правления. Он оплакивает свой царский долг и свою участь, поминая собственное желание "все сгладить" и "всех согласить".

На этом заканчивается пьеса "Царь Федор Иоаннович". Краткое содержание ее мы постарались передать, не упустив ничего важного.

Сценическая судьба произведения

Сюжет этой трагедии насыщен событиями, поэтому изложить его в одной статье непросто. Чтобы лучше понять произведение, лучше посмотреть спектакль "Царь Федор Иоаннович". Отзывы о постановках этой драмы в московских театрах (Художественном, Малом, им. Комиссаржевской и др.) всегда были восторженными. Записи многих из них сохранились.

В мае 1973 года в одном из лучших театров столицы состоялась нашумевшая премьера трагедии "Царь Федор Иоаннович". Малый театр привлек к участию в ее постановке целое созвездие корифеев. Бориса Годунова сыграл Федора - в роли Ивана Шуйского выступил в роли Клешнина - и др. Пьеса была встречена восторженно.

Интересное произведение создал Алексей Толстой. "Царь Федор Иоаннович" и сегодня входит в репертуары множества театров.

«Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис» - драматическая трилогия А.К. Толстого. Жанровое обозначение пьес, данное автором — трагедии. «Смерть Иоанна Грозного» написана в 1862— 1864 гг., впервые опубликована в «Отечественных записках» (1866 г., № 1). «Царь Федор Иоаннович» сочинялся в 1864—1868 гг., первая публикация в «Вестнике Европы» (1868 г., №5). «Царь Борис» был написан в 1868-1869 гг. и опубликован в «Вестнике Европы» (1870 г., №1).

Драматическая трилогия А.К. Толстого создавалась в эпоху либеральных реформ, когда возник всеобщий интерес к проблемам русской истории. В пору исторических сдвигов и изменений всех форм русской жизни историософская проблематика приобрела особую актуальность. В творчестве самого А.К. Толстого появление драматической трилогии во многом подготовлено его историческими балладами, работой над романом из эпохи Иоанна Грозного «Князь Серебряный», историческими штудиями. Источниками, вдохновившими А.К. Толстого на создание исторических драм, послужили древнерусские повести о Смутном времени, сочинения князя Курбского, мемуары голландского купца И. Массы, IX—XI тома «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, «История в лицах о царе Борисе Феодоровиче Годунове» М.П. Погодина, «Смутное время Московского государства в начале XVI I века» Н.И. Костомарова, а также пушкинский «Борис Годунов».

Драматическую трилогию А.К. Толстого отличает строгое единство художественной композиции, в основе которой — гегелевская триада: тезис—антитезис—синтез. В историософском плане она освещает трагедию власти, в религиозно-философском — строится на несовпадении земной правды-справедливости и небесной правды-истины, в нравственно-философском — разрабатывает тему «прямого» и «окольного» пути к устроению царства справедливости на земле. Место действия пьес — Московская Русь, символическим центром которой является царский трон. Время действия — Смута. Сквозное действие строится центростремительно по отношению к фигуре заглавного героя. В центре каждой из трех пьес — образ самодержавного властителя, личность которого во многом обусловливает содержание исторического процесса, подготовлявшего Смуту: объясняет его причинность, смыслы и итоги. Образы главных героев складываются в триптих, изображающий особенности национального характера, различные его типы.

Содержанием первой части трилогии - «Смерть Иоанна Грозного » - драматург делает «начало конца» Иоаннова царствования. Действие трагедии развивается в преддверии смерти главного героя. Образ хвостатой кометы как предвестника бед отсылает к сходным образам шекспировских трагедий, а предсказанный волхвами «Кириллин день» — к «мартовским идам» Юлия Цезаря. Личный крах самого Иоанна отзывается крахом его царства: «Все кончено! Так вот куда приводит меня величья длинная стезя!» — к «невзгоде», «горестному шатанью всей Руси». Перед лицом вечности «распаденье» Иоаннова дела воспринимается как Божья кара за его неисчислимые преступления. К своему закату царь идет, обуреваемый раскаянием и великим страхом Господнего суда.

Иоанн Грозный представлен в трагедии как человек, «сгоревший в страстях» (А.К. Толстой). Все его действия по устроению Руси — постоянные «пароксизмы произвола», придающие общему колориту трагедии чувство безотрадности и придавленности. В окружении Иоанна намечаются два типа персонажей, не окончательно раздавленных страхом, не смирившихся с кровавым произволом. Выступивший со справедливыми обличениями князь Сицкий и умудренный опытом боярин Захарин-Юрьев — герой «прямого пути» в достижении цели. Честолюбивый прагматик Борис Годунов, душа которого «борьбы и дела просит», выбирает для своих целей «скользкий», «окольный» путь, «опасный для души». Он наиболее активное лицо в трагедии. Мечта о верховной власти заставляет Бориса разоблачать заговоры придворных, перекупать изменников, призывать волхвов в надежде выведать свое будущее, торопить и приуготовлять смерть венценосца. Трагедия заканчивается смертью Иоанна Грозного и первыми распоряжениями Бориса Годунова в качестве ближайшего советника нового царя. Словами «Вот самовластья кара! Вот распаденья нашего исход!» подведен моральный итог. Предсказание грядущих бедствий — в заключительных словах Захарьина-Юрьева: «Злое семя посеял ты, боярин Годунов! Не доброй жатвы от него я чаю!»

Центральная часть трилогии - «Царь Федор Иоаннович » - выступает в качестве антитезиса по отношению к ее первой части: грозного царя сменяет «святой на троне», царящий «с любовию, и с благочестьем, и с кротостью». Душевный микрокосм Федора Иоанновича — вершина треугольника власти, основанием которого стала смертельная схватка двух партий в борьбе за влияние на царя. Каждый из участников этой трагедии — и сторонник «прямого» пути, герой обороны Пскова Иван Петрович Шуйский и хитрый Борис Годунов — знает, каким в итоге должно быть справедливое устроение русской жизни. У каждого из них своя правда и своя правота, которую они защищают с остервенелой ненавистью к противнику. Длящийся спор о судьбе Руси, в котором все правы и никто не прав окончательно, определяет развитие конфликта. Эта правда-справедливость мирского устроения власти диктует логику борьбы, необходимость которой каждому из действующих лиц русской истории понятна, ими осознана и, в принципе, приемлема для них.

Но абсолютно недоступна «эвклидовым умам» окружающих, неприемлема и странна евангельская «мудрость безумия» царя Федора. Он тоже знает, но его знание — «не от мира сего». (Неслучайно отмеченное критикой сходство этого образа с образом «положительно прекрасного» героя Достоевского — князя Мышкина. Оба они — «последние в роде» и оба отмечены чертами «неотмирности».) Духовная высота личности Федора не в мудрости правителя, а в жизни «по совести», в его призвании «быть человеком». Образ царя Федора Иоанновича построен драматургом на тончайшей грани между святостью и благостностью, смирением и слабостью натуры; между юродством как определенным типом русской святости и психическим недугом. «Чистым источником» называет драматург любящую душу Федора. Но из этого источника истекает страшное событие, разразившееся над Россией долгим рядом бедствий и зол, — инспирированное Годуновым убийство царевича Димитрия. Лучшие побуждения Федора Иоанновича, его стремление «всех согласить, все сгладить», попытка выступить не в свойственной ему роли царя (знаменитое «Я царь или не царь?») приводят к финальной катастрофе: «Моей виной случилось все...». Отныне, по словам автора, «он умер для мира, он весь принадлежит Богу».

Заключительная часть трилогии - «Царь Борис » - посвящена царствованию Бориса Годунова. Начало трагедии — момент высочайшего торжества Бориса: цель достигнута, он венчается на царство. Отныне ничто не препятствует ему синтезировать лучшие черты двух предыдущих правлений и достичь гармонии целого: царить «праведно и мудро, на тишину Руси, как царь Феодор, на страх врагам, как грозный Иоанн».

Но Борис не в силах разорвать «с прошедшим связь»: тень убитого царевича Димитрия преследует его. Борис «с именем, со звуком спорить должен». Сбывается двусмысленное предсказание волхвов: «Он слаб, но он могуч... Сам и не сам... Безвинен перед всеми... Убит, но жив» (явная отсылка к предсказаниям шекспировских ведьм Макбету).

С темой невинной жертвы за грешный мир связывается тема исторического возмездия. Череда несчастий (появление Самозванца, отравление жениха дочери Христиана, недовольство бояр отменой Юрьева дня, брожение в народе и оживление разбойничества) — это расплата Бориса за прошлое, которое он не в силах ни отменить, ни искупить. По мнению А.К. Толстого, оправдание преступления высотой цели невозможно в силу абсолютности высшей правды.

Все намеченные драматургом в начале трилогии темы находят завершение в ее последней части. Показ мирского содержания правды-справедливости в свете небесной правды-истины — можно определить как сверхзадачу автора этой драматической трилогии.

Первую постановку «Смерти Иоанна...» осуществил в 1867 г. Александринский театр (Петербург). В Малом театре (Москва) премьера состоялась в 1868 г. В 1896 г. заглавную роль в трагедии сыграл выдающийся итальянский артист Э. Росси. Позднее трагедию ставили режиссеры: К.С. Станиславский и А.А. Санин (МХТ, 1899 г.; в заглавной роли — К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд); Л.Е. Хейфец (Центральный театр Советской Армии, Москва. 1966 г.); Р.С. Агамирзян (Ленинградский драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской. 1976 г.).

Первую постановку «Царя Федора...» осуществил 12 октября 1898 г. Петербургский театр Литературно художественного общества (Суворинский). 14 октября того же года премьерой «Царя Федора...» открылся Московский Художественно-общедоступный театр: режиссеры — К.С. Станиславский и А.А. Санин; роль Федора гениально исполин И.М. Москвин. Позднее трагедию ставили режиссеры: Р.С. Агамирзян (1972 г., Ленинградский драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской); М.Г. Шепенко (1997 г., Камерная сцена; Москва).

Первая постановка «Царя Бориса» была осуществлена в 1881 г. в Москве. На сцене Александринского театра трагедия была поставлена в 1898 г. и возобновлена в 1900 г. На сцене Малого театра трагедия шла в 1899 и 1902 гг. В 1978 г. трагедию поставил Р.С. Агамирзян на сцене Ленинградского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской, завершив тем самым свой сценический триптих по драматической трилогии А.К. Толстого.

Царь Федор Иоаннович

Толстой Алексей Константинович

Царь Федор Иоаннович

Алексей Константинович Толстой

Царь Федор Иоаннович

ТРАГЕДИЯ В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ц а р ь Ф е д о р И о а и н о в и ч, сын Иоанна Грозного. Ц а р и ц а И р и н а Ф е д о р о в н а, жена его, сестра Годунова. Б о р и с Ф е д о р о в и ч Г о д у н о в, правитель царства. К н я з ь И в а н П е т р о в и ч Ш у й с к и й, верховный воевода. Д и о н и с и й, митрополит всей Руси. В а р л а а м, архиепископ Крутицкий. И о в, архиепископ Ростовский. . . Д у х о в н и к ц а р я Ф е д о р а. К н я з ь В а с и л и й И в а н о в и ч Ш у й с к и й, племянник князя

Ивана Петровича. К н я з ь А н д р е й, К н я з ь Д м и т р и и, К н я з ь И в а н

Шуйские, родственники Ивана Петровича. К н я з ь М с т и с л а в с к и й, К н я з ь Х в о р о с т и н и н

ближние воеводы (сторонники Шуйских) К н я з ь Ш а х о в с к о й, М и х а й л о Г о л о в и н - сторонники

Шуйских. А и д р е й П е т р о в и ч Л у п - К л е ш н и н (бывший дядька царя

Федора), К н я з ь Т у р е н и н - сторонники Годунова К н я ж н а М с т и с л а в с к а я, племянница кн. Ивана Петровича

и невеста Шаховского. В а с и л и с а В о л о х о в а, сваха. Б о г д а н К у р ю к о в, И в а н К р а с и л ь н и к о в,

Г о л у б ь - о т е ц, Г о л у б ь - с ы н - московские гости,

сторонники Шуйских Ф е д ю к С т а р к о в, дворецкий кн. Ивана Петровича. Г у с л я р. Ц а р с к и й с т р е м я н н ы й. С л у г а Б о р и с а Г о д у н о в а. Г о н е ц и з с е л а Т е ш л о в а. Г о н е ц и з У г л и ч а. Р а т н и к. Б о я р е, б о я р ы н и, с е н н ы е д е в у ш к и, с т о л ь н и к и,

д ь я к и, п о п ы, м о н а х и, т о р г о в ы е л ю д и,

п о с а д с к и е, с т р е л ь ц ы, с л у г и, н и щ и е и н а р о д.

Действие - в Москве, в конце XVI столетия.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ДОМ КНЯЗЯ ИВАНА ПЕТРОВИЧА ШУЙСКОГО

На левом конце сцены - стол, за которым сидят все Шуйские, кроме Ивана Петровича и Василия Ивановича. Рядом с Шуйскими Чудовский архимандрит, Благовещенский протопоп и некоторые другие духовные лица. Несколько бояр также сидят за столом; другие расхаживают, разговаривая, в глубине сцены. По правую руку стоят купцы и люди разных сословий. Там же виден другой стол с кубками и сулеями. За ним стоит, в ожидании, Старков, дворецкий князя Ивана Петровича.

А н д р е й Ш у й с к и й

(к духовным) Да, да, отцы! На это дело крепко Надеюсь я. Своей сестрой, царицей, Сидит правитель Годунов. Он ею Одной сильней всего боярства вместе; Как вотчиной своею, помыкает И Думою, и церковью Христовой, И всей землей. Но только лишь удастся Нам от сестры избавиться его Мы сладим с ним.

Ч у д о в с к и й а р х и м а н д р и т

Так князь Иван Петрович Свое согласье дал?

А н д р е й Ш у й с к и й

Насилу дал! Вишь, больно жаль ему царицы было: Я в доме-де своем справляю свадьбу, Племянницу за князя Шаховского, Вишь, выдаю,- царицу же с царем Я разлучу; у нас веселье будет, У них же плач!

Б л а г о в е щ е н с к и й п р о т о п о п

Зело он мягкосерд.

Д м и т р и й Ш у и с к и й Такой уж норов: в поле лютый зверь, А снял доспех - и не узнаешь вовсе, Другой стал человек.

Г о л о в и н

А как же он Согласье дал?

А н д р е й Ш у й с к и й

Спасибо князь Василыо, Он уломал его.

Г о л о в и н

Не жду я проку От этого. По мне: уж если делать Так все иль ничего.

А н д р е й Ш у й с к и й

А что б ты сделал?

Г о л о в и н Попроще б сделал, да теперь, вишь, нам Не время толковать об этом. Шш! Вот он идет!

Входят Иван Петрович Шуйский с Василием Шуйским,

который держит бумагу.

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Отцы! Князья! Бояре! Бью вам челом - и вам, торговым людям! Решился я. Нам доле Годунова Терпеть нельзя. Мы, Шуйские, стоим Со всей землей за старину, за церковь, За доброе строенье на Руси, Как повелось от предков; он же ставит Всю Русь вверх дном. Нет, не бывать тому! Он - или мы! Читай, Василь Иваныч!

В а с и л и й Ш у й с к и й

(читает) "Великому всея Русии князю, Царю и самодержцу, государю Феодору Иванычу - от всех Святителей, князей, бояр, попов, Всех воинских людей и всех торговых, От всей земли: царь, смилуйся над нами! Твоя царица, родом Годунова, Неплодна есть, а братец твой, Димитрий Иванович, недугом одержим Падучиим. И если б, волей божьей, Ты, государь, преставился, то мог бы Твой род пресечься и земля в сиротство Могла бы впасть. И ты, царь-государь, Нас пожалей, не дай остаться пусту Отцовскому престолу твоему: Наследия и чадородья ради, Ты новый брак прими, великий царь, Возьми себе в царицы (имярек)..."

Кн. И в а н П е т р о в и ч Мы имя впишем после; со владыкой Решим, кого нам указать. Читай!

В а с и л и й Ш у й с к и й

(продолжает) "Неплодную ж царицу отпусти, Царь-государь, во иноческий чин, Как то твой дед покойный учинил, Великий князь Василий Иоанныч. И в том тебе мы, целою землею, От всей Руси, соборне бьем челом И руки наши прилагаем".

Кн. И в а н П е т р о в и ч

(к боярам.)

Все ли Согласны подписаться?

Все согласны!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

(к духовным) А вы, отцы?

Б л а г о в е щ е н с к и й п р о т о п о п

Святой владыко нас Благословил тебе дать руки.

Ч у д о в с к и й а р х и м а н д р и т

Полно Христову церковь Годунову доле Насиловать!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

(к купцам)

Князь-государь, Уж нам ли за тобою не идти! От Годунова нам накладной всех С тех пор, как он дал льготы англичанам!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

(берет перо) Прости ж мне бог, что я для блага всех Грех на душу беру!

В а с и л и й Ш у й с к и й

И полно, дядя! Какой тут грех? Не по вражде к Ирине Ты на нее идешь, но чтоб упрочить Престол Руси!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Я на нее иду, Чтобы сломить Бориса Годунова,И сам себя морочить не хочу! Мой путь не прям.

В а с и л и й Ш у й с к и й

Помилуй! Что Ирине В мирском величье? Супротив блаженства Небесного все прах и суета!

Кн. И в а н П е т р о в и ч Я говорю тебе, мой путь не прям Но пятиться не стану. Лучше пусть Безвинная царица пропадает, Чем вся земля!

(Подписывается.)

Прикладывайте руки!

Все начинают подписываться. Кн. Иван Петрович отходит в

сторону. К нему подходит кн. Шаховской.

Ш а х о в с к о й Князь-государь, когда же мне позволишь С невестою увидеться?

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Тебе Одна забота только о невесте? Не терпится? Пожди, она сойдет Тебя с другими потчевать.

Ш а х о в с к о й

Ты, князь, Ведь при других мне только и даешь С ней видеться.

Кн. И в а н П е т р о в и ч

А ты б хотел один? Ты молод, князь, а я держуся крепко Обычая. Им цело государство, Им - и семья.

Ш а х о в с к о й

Обычая ль тогда Держался ты, когда сидел во Пскове, Тебя ж хотел Замойский извести, А ты его, в лукавстве уличив, Как честного, на поле звал с собою?

Кн. И в а н П е т р о в и ч Не красная был девица Замойский, Я ж не жених. Глаз на глаз со врагом Быть не зазор.

Шаховской отходит. Подходит Головин.

Когда б ты захотел, Князь-государь, короче б можно дело И лучше кончить. Углицкие люди Ко Дмитрию Ивановичу мыслят.

Кн. И в а н П е т р о в и ч Ну, что же в том?

Г о л о в и н

А на Москве толкуют, Что Федор-царь и плотью слаб и духом; Так если б ты...

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Михайло Головин, Остерегись, чтоб я не догадался, Куда ты гнешь.

Г о л о в и н

Князь-государь...

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Я мимо Ушей теперь намек твой пропускаю, Но если ты его мне повторишь, Как свят господь, я выдам головою Тебя царю!

Входит княжна Мстиславская в большом наряде; за ней две девушки и Волохова с подносом, на котором чары.

Все кланяются княжне в пояс.

В а с и л и й Ш у й с к и й

(тихо Головину)

Нашел кого поднять На прирожденного на государя! Да он себя на мелкие куски Даст искрошить скорей. Брось дурь!

Г о л о в и н

Кабы Он только захотел...

В а с и л и й Ш у й с к и й

Кабы! Кабы У бабушки бородушка была, Так был бы дедушка.

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Ну, гости дорогие, Теперь из рук племянницы моей Примайте чары!

Волохова передает поднос княжне, которая обносит

гостей с поклонами.

Ш а х о в с к о й

(Ко Мстиславской шепотом,

принимая от нее чару)

Скоро ли поволишь Мне свидеться с тобою?

Княжна отворачивается.

В о л о х о в а

(шепотом Шаховскому)

Завтра ночью, В садовую калитку!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

(подымая кубок,

который поднес ему Старков)

Наперед Во здравье пьем царя и государя Феодора Иваныча! Пусть много Он лет царит над нами!

Много лет Царю и государю!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

А затем Пью ваше здравье!

Кн. Х в о р о с т и н и н

Князь Иван Петрович! Ты нам щитом был долго от Литвы Будь нам теперь щитом от Годунова!

Б л а г о в е щ е н с к и й п р о т о п о п Благослови тебя всевышний царь Святую церковь нашу отстоять!

Ч у д о в с к и й а р х и м а н д р и т И сокрушить Навуходоносора!

К у п ц ы Князь-государь! Ты нам - что твердый Кремль, А мы с тобой в огонь и в воду!

Кн. Х в о р о с т и н и н

Князь, Теперь дозволь про молодых нам выпить, Про жениха с невестой!

Много лет!

Кн. И в а н П е т р о в и ч Благодарю вас, гости дорогие, Благодарю! Она хотя мне только Племянница, но та же дочь. Княжна! И ты, Григорий! Кланяйтеся, дети!

(пьют) Во здравье удалому жениху И дорогой невесте!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Всем спасибо!

(Ко Мстиславской) Теперь ступай, Наташа. Непривычна Ты, дитятко, еще казаться в люди, Вишь, раскраснелась, словно маков цвет.

(Целует ее в голову.) Ступай себе! Княжна, Волохова и девушки уходят.

В о л о х о в а

(уходя, к Шаховскому)

Смотри же, не забудь: В садовую калитку! Да гостинчик Мне принеси, смотри же!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Медлить нам Теперь нельзя. Пусть тотчас ко владыке Идет наш лист, а там по всей Москве!

В а с и л и й Ш у й с к и й Не проболтаться, боже сохрани!

В с е Избави бог!

Кн. И в а н П е т р о в и ч

Простите ж, государи, Простите все! Владыко даст нам знать, Когда к царю сбираться с челобитьем!

Все расходятся. Мой путь не прям. Сегодня понял я, Что чистым тот не может оставаться, Кто борется с лукавством. Правды с кривдой Бой неравен; а с непривычки трудно Кривить душой! Счастлив, кто в чистом поле Перед врагом стоит лицом к лицу! Вокруг него и гром, и дым, и сеча, А на душе спокойно и легко! Мне ж на душу легло тяжелым камнем, Что ныне я не право совершил. Но, видит бог, нам все пути иные Заграждены. На Федора опоры Нет никакой! Он - словно мягкий воск В руках того, кто им владеть умеет. Не он царит - под шурином его Стеня, давно земля защиты просит, От нас одних спасенья ждет она! Да будет же - нет выбора иного Неправдою неправда сражена И да падут на совесть Годунова Мой вольный грех и вольная вина!

(Уходит.)

С т а р к о в

(глядя ему вслед) Неправда за неправду! Ну, добро! Так и меня уж не вини, боярин, Что пред тобой неправду учиню я Да на тебя всю правду донесу! ПАЛАТА В ЦАРСКОМ ТЕРЕМЕ

Годунов, в раздумье, сидит у стола. Близ него стоят ЛупКлешнин и князь Typeнин. У двери дожидается Старков.

К л е ш н и н

(к Старкову) И ты во всем свидетельствовать будешь?

С т а р к о в Во всем, во всем, боярин! Хоть сейчас Поставь меня лицом к царю!

К л е ш н и н

Добро! Ступай себе, голубчик, с нас довольно!

Старков уходит.

(К Годунову.) Что? Каково? Сестру, мол, в монастырь, А брата побоку! И со владыкой Идут к царю!

Г о д у н о в

(в раздумье)

Семь лет прошло с тех пор, Как царь Иван преставился. И ныне, Когда удара я не отведу, Земли едва окрепшее строенье, Все, что для царства сделать я успел,Все рушится - и снова станем мы, Где были в ночь, когда Иван Васильич Преставился.

К л е ш н и н

Подкопы с двух сторон Они ведут. Там, в Угличе, с Нагими Спознался их сторонник Головин, А здесь царя с царицею разводят. Не тут, так там; коль не мытьем удастся, Так катаньем!

Т у р е н и н

(к Годунову)

Боярин, не давай Им с челобитием идти к царю! Его ты знаешь; супротив попов, Пожалуй, он не устоит.

К л е ш н и н

Пожалуй! Рассчитывать нельзя. Покойный царь Пономарем его недаром звал. Эх, батюшка ты наш, Иван Васильич! Когда б ты здравствовал, уж как бы ты И Шуйских и Нагих поуспокоил!

Г о д у н о в Из Углича к нам не было вестей?

К л е ш н и н Не получал. Пусть только Битяговский Ту грамоту пришлет, что Головин Писал к Нагим, уж мы скрутили б Шуйских!

Т у р е н и н А если он сам от себя ворует?

К л е ш н и н Нам нет нужды! С той грамотой они У нас в руках.

Т у р е н и н

Твоими бы устами Пришлося мед пить. У меня ж со князем Иван Петровичем старинный счет: Когда во Пскове с голоду мы мерли, А день и ночь нас осыпали ядра Каленые, я, в жалости души И не хотя сидельцев погубленья, Дал им совет зачать переговоры С Батуром-королем. Но князь Иван На шею мне велел накинуть петлю И только по упросу богомольцев Помиловал. Я не забыл того И вотчины свои теперь бы отдал, Чтобы на нем веревку увидать!

К л е ш н и н Ему б к лицу! С купцом, со смердом ласков, А с нами горд. Эх, грамоту б добыть!

Т у р е н и н

(к Годунову) Твоя судьба висит на волоске Тебе решиться надо!

Г о д у н о в

(вставая)

Я решился.

Т у р е н и н На что?

Г о д у н о в

Т у р е н и н и К л е ш н и н

Как? С Шуйскими на мир?

Г о д у н о в Мы завтра же друзьями учинимся.

К л е ш н и н

Батюшка, дозволь Тебе сказать: ты не с ума ли спятил? Ведь ты козла в свой пустишь огород!

Г о д у н о в Когда, шумя, в морскую бурю волны Грозят корабль со грузом поглотить, Безумен тот, кто из своих сокровищ Не бросит часть, чтоб целое спасти. Часть прав моих в пучину я бросаю, Но мой корабль от гибели спасаю!

К л е ш н и н А как сойдешься с ними ты? С повинной К ним, что ль, пойдешь? Аль их к себе

попросишь? Кто мир устроит между вас?