Гармоническое развитие. Гармоничное развитие личности

Под гармоничной личностью подразумевается баланс между внешним и внутренним миром человека. Такие люди живут в гармонии с самими собой. Они открыты ко всему новому и во всем ищут хорошее. Так что же это за люди? Именно об этом мы и поговорим в этой статье.

Что такое гармония?

Начнем с самого начала, а именно с того, что же такое гармония? Это баланс, который присутствует между чувствами, мыслями и действиями человека. Некая согласованность его желаний, поступков и слов.

Существует два вида гармонии:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Под подразумевается глубокое понимание себя. У человека нет каких-либо внутренних противоречий, потому что он полностью принял себя, свои недостатки и достоинства.

Человек, который находится во внешней гармонии, не испытывает никаких проблем с окружающим миром. У него складываются хорошие отношения с людьми, а также он успешен в других сферах жизни. К примеру, в:

  • семье;
  • хобби;
  • саморазвитии;
  • профессии;
  • творчестве.

Во всем этом царит согласованность ценностей, убеждений, действий и чувств. У него продуктивная и спокойная жизнь.

Описание понятий

От гармонии произошли и другие понятия:

  • гармоничная личность;
  • гармоничное развитие.

Казалось бы, это одно и то же, но на самом деле понятия не являются синонимичными. Человек, который обрел баланс и гармонию, не всегда может быть гармонично развитой личностью.

Это понятие имеет свой смысл в каждом столетии и культуре, поэтому трудно сказать точно, что же это такое. Если говорить в целом, то под этим понятием подразумевается эстетическая, интеллектуальная, физическая и нравственная развитость человека. Конечно же, не все люди, которые обрели гармонию, могут быть одинаково развитыми во всем этом. Целью воспитания гармонично развитой личности является создание всех необходимых условий для ее всестороннего и гармоничного развития.

Какой должна быть гармоничная личность?

Рассмотрим основные качества такой личности:

  1. Человек всегда получает удовольствие от того, что делает, даже если это не совсем то, чего ему хотелось бы.
  2. Он полностью отдается работе и всегда делает это качественно. Он не желает успеть везде сделать по чуть-чуть, для него важно в каждом деле быть лучшим и получать максимум результата.
  3. Человек понимает, что находится под его контролем, а на что он никак не влияет.
  4. Всегда знает, что многое зависит от влияния внешнего мира. По этой причине он всегда стремится к улучшению своей жизни. Он знает, что окружающий мир влияет на его внутренний.
  5. Такой человек никогда не будет идти по головам. Люди для него намного важнее, чем достижение поставленных целей.
  6. Занимается своим саморазвитием. Он всегда старается сделать себя еще лучше.
  7. Такой человек не боится одиночества, потому что ему комфортно быть наедине с самим собой. Также он дает такую возможность другим людям.
  8. Очень отзывчив, никогда не бросит человека в беде. Поможет ему справиться с гневом, страхом или же тревогой.
  9. На каждую ситуацию смотрит с позитивной стороны. К примеру, одиночество он воспринимает не как что-то негативное, а как открытость для новых впечатлений и знакомств.
  10. Не переживает по пустякам, ведь жизнь очень коротка, поэтому нужно ценить каждое ее мгновение.

Условия формирования

Формирование гармоничной личности — это самый лучший путь, который подходит тем, кто хочет обрести гармонию и полностью раскрыть свой потенциал. Однако трудно точно сказать, какие условия для этого необходимы, потому что их много и подбираются они индивидуально.

Чтобы стать гармонично развитой личностью, нужно обогащать свои знания и чувства, а также уделить внимание формированию воли. Для этого не нужно зацикливаться лишь на какой-то одной способности человека, потому что это должно охватывать весь внутренний мир индивида.

В первую очередь человек должен обладать самоконтролем. В противном случае у него не получится соотносить свои личные желания и потребности с социальными требованиями.

Развить такую способность в человеке можно благодаря наградам и похвале от значимых для него взрослых людей. Всестороннее и гармоничное развитие личности невозможно без умения подчиняться внешним требованиям, а также способности вовремя остановиться, не поддаваться своим секундным порывам.

Существуют маршмеллоу-тесты, которые проводились для лучшего понимания самоконтроля. Благодаря их результатам учеными были сделаны определенные выводы, которые могут помочь человеку стать успешнее.

Суть тестов заключалась в том, что перед детьми ставили выбор. Ребенок оставался в комнате наедине, а перед ним располагали зефир или же конфету. Ему говорили, что некоторое количество времени нельзя ничего из этого есть, а если он это сделает, то ему достанется удвоенная порция сладостей.

Эксперты внимательно следили за поведением ребенка. Анализировали его способность держаться и умение контролировать свои желания. В конце эксперимента оказалось, что те дети, которые смогли продержаться и дождаться конца времени, во взрослой жизни стали намного успешнее тех, кто не стал соблюдать правил.

Еще формирование невозможно без обогащенной среды. Во всем должно присутствовать разнообразие, благодаря которому человек начинает активно чувствовать и мыслить.

Не менее важно быть осмысленным и самостоятельным. Если человек способен сам решать вызовы судьбы, то это приближает его к развитию. Он становится сильнее духом и вовлеченным в связь с внешним миром. Личность понимает, что сама ответственна за себя и за свою жизнь.

Как обрести гармонию?

Что касается формирования гармонично развитой личности, то и это требует некоторых усилий. Единогласного ответа на этот вопрос тоже нет, как и в предыдущем случае. Но есть некоторые важные принципы, без которых невозможно обрести гармонию.

Быть собой

Довольно часто можно встретить людей, которые не любят показывать своих настоящих эмоций и чувств другим, в том числе и себе. Они запираются в свои надуманные правила и нормы. В результате получается так, что человек сам не знает о том, чего ему хочется, поэтому и не может получить желаемого, так как не понимает, что для этого нужно сделать.

Не нужно следовать стереотипам, которые нам навязывает общество, нужно быть собой, чтобы научиться понимать свои настоящие желания.

Не боятся перемен

Каждый человек планирует все наперед, без этого нельзя добиться поставленных целей. Только гармоничные люди отличаются тем, что они дают себе право ошибаться, поэтому не делают из этого никакой катастрофы, если что-то пошло не так. Не всегда мир может соответствовать нашим желаниям, но мы всегда можем вынести из этого пользу, даже если наши планы нарушились.

Забыть плохое

Не нужно держаться за прошлое, особенно если оно доставляет вам неприятные ощущения. Из всего этого нужно вынести урок. Его невозможно изменить, но оно может влиять на наше настоящее. Поэтому нужно избавится от надоедливых мыслей и переживаний, чтобы ваше будущее было лучше.

Замечать уникальность окружающего мира

Воспитание гармоничной личности подразумевает умение видеть во всем что-то прекрасное. Все в жизни повторяется, поэтому временами может казаться, что мир серый и обыденный, такой себе безжизненный организм. Такое мышление не дает возможности человеку обрести гармонию и счастье.

Следует понимать, что даже в самом стандартном и обычном для нас есть что-то новое, не случающееся раньше. Это отличие нужно научиться видеть. Человек может жить счастливо и в гармонии только тогда, когда открыт миру и вовлечен в его исследование.

Чаще смейтесь

По жизни надо всегда идти с улыбкой. Научно доказано, что благодаря смеху уменьшается количество стрессовых гормонов. Человек становится открытым миру, когда радуется и получает удовольствие.

Согласно исследованиям, в 2014 году стало известно, что смехотерапия благоприятно воздействует на общее состояние здоровья. Она способна уменьшить тревогу и помогает справиться с бессонницей.

Есть отличная техника, которая помогает стать всесторонне гармоничной личностью. Она состоит из трех практик, придерживаться которых нужно научиться каждому:

  1. Самоконтроль — умение бороться со своими страстями и способность их контролировать.
  2. Умение анализировать свои поступки и делать выводы. Благодаря этому можно понять свои желания, а поступкам придать осознанности и ответственности.
  3. Умение анализировать собственные мысли.

По жизни всегда нужно стремиться к идеалу, а гармонично развитая личность — это и есть то самое совершенство. Человек, который принимает себя и живет в гармонии, который может управлять своими желаниями и добиваться большего, может считать себя тем самым идеалом, который был придуман еще в античное время, а затем переходил из эпохи в эпоху.

Философы того времени являются основателями гуманистической модели, которой придерживаются сегодня во многих странах. Гармоничная личность, ее развитие, сила, внутренняя свобода и желание познавать и узнавать окружающий мир — это то, что нужно для счастливой и насыщенной жизни. К этому нужно стремиться, если вы хотите жить качественно и с удовольствием.

Необходимо развиваться всесторонне, чтобы гордо называть себя гармонично развитой личностью, которая может быть примером для подражания и не только.

Было время, когда я считал, что физические качества гораздо важнее духовного развития. Тогда, должно быть это было наиболее верное решение. Да, я читал статьи и книги, смотрел фильмы, некоторые ребята на собственном примере пытались показать, что физическое развитие куда лучше духовного.
А ведь духовное развитие, тем не менее, по своей структуре ни чем таким особым не отличается от физического развития и в формировании человека играет немаловажную и значительную роль и в свою очередь является сложным многоступенчатым процессом чем-то напоминающим слоёный пирог.
Судя по всему, я не понимал, самого смысла понятия гармоничное развитие человека и спустя время совершенно спонтанно в моей голове промелькнула мысль, что же собой на самом деле представляет гармоничное развитие личности?
Пару дней я находился в раздумьях и вот, невзирая на повседневные дела, я всё же решился высказать своё мнение по тревожащему меня вопросу.
Что же всё-таки в себя включает гармоничное развитие человека? Для начала давайте определимся, что является первоосновой гармоничного развития? Фундамент, на котором зиждется гармоничное развитие личности, представляет собой процесс развития человека не только в интеллектуальном и физическом плане, но и в индивидуальном самопознании мира и совершенствовании себя как личности. Для того чтобы быть гармонично развитой личностью необходимо избавиться от всего негатива, от всего лишнего, отрицательного и плохого, что окружает в жизни.
Жизнь, наполненная яркими красками и положительными эмоциями – это попытка сублимации так сказать метод эффективной борьбы с собственным эгоизмом, грамотная и умелая работа над ошибками и успешный пошаговый способ стать более стойким, собранным, позволяющий распознать свои сильные и слабые стороны, раскрыть в себе скрытые таланты, обнаружить в себе творческую жилку. Только ежедневно побеждая себя можно понять, что тебе в конечном итоге нужно для обретения истинной гармонии. Для воспитания гармонии в себе желательно избавиться от запрограммированных стереотипов, шаблонов поведения, которые прочно засели в памяти. Лишь избавив разум от всего ненужного, отрицательного, плохого присутствующего в жизни, можно понять всю сущность бытия и определить всю значимость этой жизни. Для познания мировой гармонии вынужденным и неизбежным фактором является перерождение человека, как личности. И лишь кардинально изменив себя можно в полной мере познать тайный смысл бытия и стать по-настоящему свободным и счастливым. А счастье в свою очередь есть подлинное состояние души.
Когда мы вообще произносим фразу развитие личности, то перво-наперво имеем ввиду решение всех жизненноважных дел, задач и вопросов, с которыми приходится, сталкиваться человеку в течение всего своего земного бытия, ведь испокон веков повелось, что покуда жив человек, проблемы были, есть и будут. И ступивший на путь самопознания и самосовершенствования как мне кажется, испытывает тоже самое.
Лишь сумевший найти в себе силы и раскрыть свой внутренний потенциал способен справиться с преградами, встречающимися на своём жизненном пути, сможет достичь успеха в жизни и всецело может называть себя гармонично развитой личностью.

Почему многие успешные в бизнесе, в творчестве люди имеют проблемы со здоровьем? Отчего у них возникают семейные проблемы? Почему часто, когда достигается успех в одном деле, то в других делах у многих появляются проблемы? Для решения всех проблем в жизни необходимо гармоничное развитие человека.

Гармоничность развития человека можно оценить по степени развития составляющих – физической, эмоциональной, ментальной и духовной.

Рассмотрим коротко, в чем заключается физическое, эмоциональное, ментальное и духовное развитие.

1. Физическое развитие – это занятие спортом, правильное питание и отдых.

2. Эмоциональное развитие – избавление от негативных эмоций, развитие позитивных чувств и эмоций.

3. Ментальное или интеллектуальное развитие человека. Это направление связано с учебой, написанием научных, философских трудов и т.п. Причем, неважно, сколько вам лет: 10 или 90. Если развивается интеллект, человек становится более способным понимать причины успехов и проблем. И тогда он способен правильно организовать свою жизнь.

4. Пути духовного развития. Каждый человек находит для себя свои пути развития. Сюда можно отнести чтение духовной литературы, Библии; прослушивание музыкальных произведений великих людей, любование природой, медитации; осознание того, что вы с радостью хотите помогать другим людям и уже помогаете и т.д.

Все составляющие оказывают взаимное влияние друг на друга. Чрезмерное увлечение в жизни чем-то одним приводит к появлению проблем в других направлениях.

Если все составляющие действуют, как в басне рак, лебедь и щука, то в жизни возникают проблемы.

Например, если человек физически слаб, мало отдыхает, то о каких эмоциях, о каком ментальном и духовном развитии можно говорить!

Если в жизни не хватает положительных эмоций, то также нет желания чем-то заниматься, т.е. развиваться физически, ментально и духовно.

Когда человек не развивается ментально, ничем не интересуется, у него не появляется новых положительных эмоций. В результате ухудшается его эмоциональный настрой, что приводит к определенным заболеваниям.

Чтобы приблизительно оценить уровень своего гармоничного развития, начертите круг, разделите его на четыре части: физическая, эмоциональная, ментальная и духовная. И затем по 10-ти бальной системе оцените уровень своего развития и закрасьте соответствующую область (от центра). Посмотрите, насколько отличается ваш рисунок от колеса. Можно ли на таком колесе ехать по жизни? И уделите внимание развитию слабых направлений.

Таким образом, гармоничное развитие человека – это условие для достижения успеха.

Формирование гармонично развитой личности.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

Неизменный факт в нашем изменяющемся обществе то, что музыкальное развитие детей в системе дополнительного образования является центром, ядром созидания и воспитания личности будущего, она служила и будет служить для того, чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание личности.

Среди исследователей феномена творчества существуют две точки зрения: одни полагают, что обучить творчеству невозможно, другие утверждают, что творчеству можно научиться. Профессор В.Г.Максимов придерживается взгляда, что обучить творчеству невозможно, но это вовсе не значит, что не нужно содействовать его формированию и развитию. Он утверждает, что без определенных задатков педагога невозможно ожидать от него творческого подхода к профессии. Должны присутствовать такие качества, как любовь к детям и к своему делу, высокая нравственная и эстетическая культура, искусство владения словом, особая чуткость и внимание к миру детских переживаний чувств. Эти качества составляют ядро личности педагога-мастера, которое делает человека личностью и профессионалом.
Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов - раскрыть эти способности, развить их. Однако "разбудить" способности ребенка - не значит открыть какой-то клапан и дать простор природе человека. Способности формируются постепенно в процессе активной деятельности на занятиях музыкального воспитания. В ее обеспечении велико значение целенаправленной системы педагогических воздействий, достаточно гибких, тонко учитывающих особенности детей. Творческие задатки обучающегося проявляются в его инициативности, активности и самостоятельности.

Творчество предполагает стойкий познавательный интерес к музыке. Развивать это качество необходимо в рамках занятий, используя систему специальных заданий, причем особое внимание должно уделяться умению обучающегося высказывать свою точку зрения, находить объяснения к прослушиваемым музыкальным произведениям и формировать таким образом личностное отношение к содержанию музыки. Такой процесс сугубо индивидуален, как и само творчество.

Творческий процесс в широком смысле слова - это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей.

Как же научить ребенка мыслить творчески? Давайте прислушаемся к советам В.А.Сухомлинского. "Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на занятиях о предмете изучения все, что вы знаете, под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал". "...Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание, прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка".

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В связи с этим повышается роль музыкального воспитания как условие для формирования творческой, гармонически развитой личности.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка отводится семье. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача педагога – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Это посещение театров концертов, коллективный просмотр музыкальных телепередач, празднование «Дней рождений» и других семейных праздников, на которых звучала бы музыка. Это позволит развить интерес к музыке, ее лучшее понимание и восприятие. Многие дети переживают информационную ненасыщенность. Им хочется много знать, всё интересно, они желают активно участвовать во всем. Это значит – желают проявить себя. Такая позиция формирует трудоспособность. А для этого следует педагогу и родителям создавать условия, констатировать результаты, стимулировать участие.

Главное в воспитании гармонически развитой личности – создание условий для саморазвития человека.

1. Интерес к самому себе.

Ребенок должен научиться ставить себе вопросы и отвечать на них. Он должен научиться любить себя в хорошем смысле слова: кто я? Какой я? Чего хочу? Что могу? Что для этого я умею? Что необходимо для того, чтобы этого достичь? Пробудить интерес к постановке этих вопросов к самому себе, не испытывая при этом вины и страха, боязни и неуверенности, могут и должны воспитательные мероприятия.

2. Самопризнание себя как личности.

Задача педагога – помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ему, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приведет любого ребенка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.

3. Управление самим собой.

Управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказам. Управлять самим собой – это еще и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Это способствует воспитанию воли, характера.

4. Уважение чужого мнения.

Через воспитательные мероприятия формировать культуру общения, развивать коммуникативные умения. Учиться формировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый имеет право на ошибку. Воспитывать терпимое отношение к разным людям, вещам и взглядам. Помочь детям преодолевать трудности общения.

5. Эмоциональная устойчивость.

Развивать положительные эмоции и управлять отрицательными эмоциями. Учить вызывать одни и избавляться от других.

Вызывать:

Умение прощать;

Не таить в себе обиду;

Не растить в себе желание отомстить, наказать.

Важное умение – это умение управлять своим страхом. Научиться создавать вокруг себя ситуации, способствующие возникновению определенных эмоций.

6. Мотивация действий и поступков.

Отношение ребенка к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Стимулом проявления положительной мотивации являются индивидуальные мотивы:

Заинтересованность;

Далеко идущие перспективы;

Вера в собственные силы;

Положительные эмоции.

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является музыка. Возможности его заложены в специфике музыки, которая отражает действительность в звуковых образах и воплощает в себе творчество композитора, слушателя, исполнителя, и, обладая исключительной эмоциональной насыщенностью, оказывает сильное воздействие на человека, глубоко проникает в тонкие душевные пласты его личности. В процессе активного, созидательного освоения музыкального искусства раскрывается творческий потенциал ребенка. В психологии выделяют две формы творчества детей - воспроизводящее творчество и творчество изобретательное. Следует отметить, что такое деление условно, ибо в искусстве творческом является не только сочинение, но и исполнительство, и восприятие. Поэтому важно понимание творчества как неотъемлемой части любой музыкальной деятельности учащихся на занятии.

Для развития творческого потенциала учащихся в процессе музыкального воспитания и формирования гармонически развитой личности, необходимо поддерживать стойкий, познавательный интерес к музыке.

Этапы развития личности – одна из самых интересных и популярных тем. Это связано с желанием личности узнать что-то сокровенное о себе и стать кем-то еще более продвинутым. Когда мы читаем об этапах развития, мы определяем свое место в этой жизни, и смотрим на близлежащую перспективу.

Это может быть промежуточная ступень, между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся...

Правила внутренние или в отношении к самому себе разделяются на правила образования нравственного и правила образования телесного. Задачей первых есть: развить волю, умственные способности (обдуманность и деятельность). Воля бывает на различных ступенях развития, смотря по тому, над какой частью человека она преобладает.

Три главные момента ее владычества суть: преобладание над телом, преобладание над чувствами и над разумом. В каждый момент ее преобладания она сливается в одно с той частью...

Этапы развития личности человека.
Развитие человека продолжается уже не одну тысячу лет, и нет никаких оснований считать современного человека более интеллектуальным, чем были его далекие предки. То есть физиологически мозг человека за последние несколько тысяч лет сложнее не стал.

И в то же время несомненен успех человеческой цивилизации в общественной организации, что привело к созданию общественных структур обще планетарного масштаба.

Объединение людей в коллектив, процесс достаточно...

Приведем только один классический пример использования этой возможности – генетическую "классификацию личностей", предложенную еще в 1920 г. А.Ф.Лазурским12. Наполненная богатейшим эмпирическим материалом, эта классификация содержит четкие принципы разделения индивидуальных типов и групп людей, а также критерии, оценки уровней их личностного развития.

Таких критериев существует четыре. В них сочетаются признаки развития познавательной и мотивационной сфер человека, их многоплановости и...

Рассмотрим выделенные Эриксоном психосоциальные стадии развития личности, стадии жизни.

1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия - от рождения до конца первого года - соответствует оральной стадии, по Фрейду.

В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы - способность...

Личностным здоровьем называют состояние личности, при котором осуществляется её устойчивый рост.

Нужда человека в самоактуализации характеризует...

Созревание человека, как личности зависит от внешних и внутренних условий. Внутренние условия развития личности – это личностное здоровье, являющееся залогом пассивного роста, а также потребность человека в самоактуализации, влияющая главным образом на активный личностный рост.

Давайте рассмотрим подробнее, каждое из вышеперечисленных условий:

Личностным здоровьем называют состояние личности, при котором осуществляется её устойчивый рост.

Нужда человека в самоактуализации характеризует...

Все ищут хороших отношений. И если мы готовы показать пример дружелюбия, взаимоуважения и любви, все примут нашу философию и купят наш товар.

И основа хороших отношений - это благодарность. Есть взаимоблагодарность - есть отношения, нет взаимоблагодарности - это уже начало войны...

Причем, если благодарность испытывается к человеку за его хороший поступок по отношению к нам, это не культурная благодарность, а животно-рефлексорная. Настоящая благодарность - это благодарность за беспокойства...