Последний подданный Российской империи. Андрей Шмеман (2013) SATRip

  • Дед - Николай Эдуардович Шмеман (1850-1928) - действительный тайный советник, сенатор, член Государственного совета, эмигрант.
  • Бабушка- Анна Шиеман -(1924).
  • Отец - Дмитрий Николаевич Шмеман (1893-1958) - офицер лейб-гвардии Семёновского полка, эмигрант.
  • Мать - Анна Тихоновна, урождённая Шишкова (1895-1981) - жила в эмиграции, дочь представителя старинного российского дворянского рода помещика Самарской губернии Т. А. Шишкова.
  • Брат-близнец - Александр Дмитриевич (1921-1983) - протопресвитер Православной церкви в Америке, богослов.
  • Сестра - Елена Дмитриевна (1919-1926).
  • Жена и дети - женат на Елене Ладыжинской (с 1944 года), у них две дочери.

Биография

С 1929 года семья живёт во Франции.

С 1930 года по 1939 год - обучался в русском кадетском корпусе в Париже.

В течение всей жизни работал администратором картинной галереи и занимался социальными делами русской эмиграции.

С детского возраста состоял в «Национальной организации витязей», был её инструктором.

В 1984-1994 годах - руководитель «Национальной организации витязей»

Являлся председателем Объединение кадет Корпуса-лицея императора Николая II, председателем Объединения кадет российских кадетских корпусов во Франции, хранителем кадетского музея.

Более полувека являлся старостой парижской церкви Знамения Божьей Матери, имел духовное звание иподиакона.

В 2004 году был одним из членов-учредителей «Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе».

Гражданство

Единственный представитель эмиграции первой волны, не принявший французского гражданства.

До 2004 года сохранял статус беженца и жил с так называемым нансеновским паспортом - временным удостоверением личности, служившим заменой паспорта для апатридов и беженцев.

6 июня 2004 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин во время пребывания во Франции вручил ему российский паспорт.

Андрей Дмитриевич сказал по этому поводу:

Шмеман и современная Россия

  • Оказывал постоянную помощь образуемым в России кадетским корпусам, в частности, Второму Донскому кадетскому корпусу.
  • Выступил с инициативой и непосредственно участвовал в передаче в Санкт-Петербурге от имени Общества кадетов иконы для могилы императорской семьи.

Награды

  • Медаль Пушкина (3 марта 2008 года) - за большой вклад в укрепление российско-французского сотрудничества в области культуры и образования.
  • Кавалер ордена Почётного легиона (2004 год)

Президент России Владимир Путин во время пребывания во Франции встретился в Канне с русским эмигрантом первой волны Андреем Шмеманом и вручил ему российский паспорт, сообщает РИА "Новости".

"Мы знаем последние драматические события нашего века, в результате которых миллионы наших сограждан оказались за пределами Родины, но продолжали жить проблемами нашей страны, нашего народа, радовались успехам и переживали неудачи", - сказал Путин, вручая паспорт Шмеману.

"Вы один из тех, кто свято хранил традиции нашей страны, поддерживая национальную культуру, язык и были духовно связаны с Россией. Мы знаем, сколько вы сделали для пропаганды России за границей, в том числе и во Франции, в частности, занимались возрождением кадетских корпусов", - отметил президент России.

Владимир Путин выразил уверенность, что опыт, знания Андрея Шмемана, его душевное состояние и впредь будут служить России.

Передавая паспорт, Путин сказал, что это торжественный жест, но он глубоко символичен. "Я хотел бы вручить вам паспорт и выразить благодарность за ваше солужение стране", - сказал он.

Владимир Путин принимал участие в торжествах, посвященных 60-летней годовщине высадки десанта союзников по антигитлеровской коалиции в Нормандии.

Андрей Шмеман назвал этот день особым в своей жизни. "Я русским в душе был всегда", - сказал он. Он также сказал, что "рад, что Россия встала на путь тех моральных ценностей, которыми она жила последнюю тысячу лет".

"Долгие годы я жил с разладом в душе, чувствуя себя абсолютно русским и одновременно оставаясь человеком без подданства, апатридом. И теперь я счастлив, что наконец обрел Родину", - сказал ранее Андрей Дмитриевич Шмеман, которому недавно указом президента России предоставлено российское гражданство.

Братья-близнецы Андрей и Александр родились 13 сентября 1921 года в городе Ревель (ныне Таллин) в Эстонии. Их отец Дмитрий Шмеман до Октябрьской революции был офицером лейб-гвардии Семеновского полка. В 1929 году семья эмигрировала во Францию. И Шмеманы-старшие, похороненные на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, и их сын Андрей никогда не получали французского гражданства.

Андрей Дмитриевич всю жизнь прожил с так называемым "нансеновским паспортом" - временным удостоверением личности, служившим заменой паспорта для апатридов и беженцев. "Нансеновские паспорта" были введены Лигой Наций и выдавались на основании Женевских соглашений 1922 года.

"Ревель в свое время был частью Российской Империи, так что с детства я рос в русской среде, воспитывался в духе русской культуры и Православия. В эмиграции жизнь у всех складывается по-разному, но мои родители никогда не теряли корней, духовной связи с Родиной. Они всегда оставались истинно русскими людьми и верили в возвращение. И французское гражданство они не стали получать не потому, что не любили Францию, а потому, что не хотели стать нерусскими", - рассказывал Андрей Дмитриевич.

По-русски он, в отличие от многих эмигрантов, говорит очень чисто и грамотно, практически без акцента. В его четком, поставленном голосе, подтянутой фигуре, стройной, несмотря на годы, осанке чувствуется кадетская закалка.

В 1930 году Андрея отдали в открывшийся в Версале кадетский корпус императора Николая II. Преподававшие там офицеры старой русской армии сумели привить своим воспитанникам не только выправку, но и присущую российскому офицерству интеллигентность. И, конечно, любовь к далекой, но, как оказалось, не навсегда утраченной Родине.

Закончив корпус в 1939 году, Андрей Шмеман большую часть жизни посвятил упрочению кадетского братства, воспитанию русской молодежи за рубежом в духе традиций русского офицерства. Он и сегодня возглавляет Кадетское объединение императора-страстотерпца Николая II, являясь живым носителем славных традиций и хранителем уникальных исторических реликвий и архивных документов, рассказывающих об истории русской эмиграции.

В 1995 году Андрей Дмитриевич, у которого трое детей - дочери Наталья и Елена, а также приемный сын Василий Кочубей (сын жены от первого брака), впервые побывал в России. Посетил Санкт-Петербург, откуда родом его отец и мать, и Москву, а в последующие приезды побывал и на Дону, в Ростове и Новочеркасске, где общался с кадетами.

Около двух месяцев назад Андрей Шмеман обратился с официальной просьбой о предоставлении ему российского гражданства, а недавно ему передали текст указа президента РФ.

"Думаю, что до конца понять мои чувства могут лишь немногие. Прожить всю жизнь человеком без подданства, фактически беженцем, а потом стать полноправным русским, каким всегда ощущал себя, - это огромное счастье, за которое я искренне благодарю Бога", - говорит он.

Андрей Дмитриевич Шмеман - глубоко верующий человек. Более полувека он является старостой парижской церкви иконы Божией Матери "Знамение", имеет сан иподиакона. Не так давно он вместе с другими видными деятелями русской эмиграции стал инициатором создания общественной организации "Движение за поместное Православие русской традиции в Западной Европе". Андрей Дмитриевич - убежденный сторонник возвращения эмигрантов в лоно Русской Церкви.

Его брат - протопресвитер Александр Шмеман, перебравшийся из Франции в Америку и скончавшийся в 1983 году, - крупный богослов, хорошо известный и российским читателям. Его перу принадлежит большое число научных трактатов и статей по теологии и православной традиции христианства.

Яркий литературный дар унаследовал от отца Серж (Сергей Александрович) Шмеман - известный американский журналист, являющийся лауреатом Пулитцеровской премии.

ПОСЛЕДНИЙ ПОДДАННЫЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В 2004 году Президент России Владимир Путин во время пребывания во Франции встретился в Канне с одним из старейших русских эмигрантов "первой волны", последним подданным Российской империи, восьмидесятидвухлетним Андреем Шмеманом и вручил ему российский паспорт. "Долгие годы я жил с разладом в душе, чувствуя себя абсолютно русским и одновременно оставаясь человеком без подданства, апатридом. И теперь я счастлив, что наконец обрел Родину", - сказал Андрей Дмитриевич.

Андрей Шмеман всю жизнь прожил с так называемым нансеновским паспортом - временным удостоверением личности, служившим заменой паспорта для апатридов и беженцев. Нансеновские паспорта были введены Лигой Наций и выдавались на основании Женевских соглашений 1922 года.

В одном из интервью Андрей Дмитриевич вспоминал: "Я долго, пока мог, оставался с нансеновским паспортом, а потом и его отобрали. Теперь у меня такой общий для всех беженцев документ. Я никогда не считал свое желание оставаться русским каким-то героизмом, но я просто не хотел быть нерусским. С этим паспортом политэмигранта я могу ездить по всему миру, но не могу ехать в Россию, потому что тогда мой статус, так сказать, закончится. Но французы эту проблему обходят и дают для поездки в Россию специальные документы. По этому поводу возникали трудности на российской границе. Когда я с семьей приезжал в Петербург, моя жена и дочери прошли таможню легко, как французы. А мне сказали: "Посидите, пожалуйста". Я ждал полчаса, дочь моя осталась со мной, боялась, что упекут меня куда-нибудь, но потом выходит их директор, извиняется и говорит: "Простите, что мы заставили ждать, но такой бумаги мы никогда не видали".

Все эти годы он сохранял статус беженца. Такого рода решение сделало пребывание Андрея Дмитриевича на французской земле крайне сложным - он был автоматически лишен многих социальных и иных преимуществ. Не имея местного паспорта, трудно было сделать и профессиональную карьеру. Поэтому в течение всей жизни он работал администратором небольшой картинной галереи, но в то же время уделял много сил и труда социальной помощи людям из русской эмиграции.

Андрей Шмеман - последний классический "белоэмигрант" (воспользуемся этим советским определением). Поэтому в каком-то смысле жизнь этого подданного Российской империи - одна из последних страниц той истории и тех людей, которые старались продлить ее жизнь и традиции вдали от родной земли. А почему судьбе было угодно, чтобы именно его имя оказалось среди последних записей истории почти забытой эпохи - судить не нам.

Андрей Шмеман - сын офицера лейб-гвардии Семеновского полка Дмитрия Шмемана, за доблесть и боевые подвиги награжденного многими медалями и орденами в Первую мировую войну. Его мать Анна Шишкова - дочь директора Крестьянского банка в Самаре Тихона Шишкова. Род Шишковых - древний, корнями уходящий в XV век. Дед Николай Шмеман - известный государственный деятель, действительный тайный советник, сенатор, член Государственного совета.

В 1919 году Дмитрий Шмеман покинул Россию вместе с отступившими от Петрограда войсками Юденича. Андрей и его брат Александр родились уже в Ревеле (ныне Таллин). Русские эмигранты бежали, спасая свою жизнь, у многих из них в эмиграции не оказалось ни средств, ни имущества, у большинства не было мирных профессий.

Поначалу отец Андрея и Александра Дмитрий Шмеман играл в ресторане "Европа" на скрипке, часто задерживался допоздна, что не нравилось его жене. Андрей Дмитриевич вспоминал, что отец часто играл для них с братом на ночь.

В 1929 году Шмеманы переехали во Францию, и в Париже скрипка "случайно" была сломана матерью Андрея. После переезда Дмитрий Шмеман устроился торговать бензином на бензоколонке, на которой часто заправлялись русские таксисты. С ними у него сложилась довольно веселая компания. Неподалеку было кафе, где они часто сиживали. Нельзя сказать, что работа была обременительной, но денег это приносило мало.

Дмитрий Шмеман, тогда уже немолодой, должен был на велосипеде ездить на работу. Туда еще он как-то спускался под горку, а обратно приходилось идти пешком и тащить велосипед за руль. Мать Андрея Дмитриевича стала служить гувернанткой. И успешно, ее очень любили. Но все это, конечно, позволяло лишь сводить концы с концами. Но по тем временам такое положение дел семьи Шмеманов в среде русских эмигрантов считалось очень даже хорошим. Те деньги, которые они зарабатывали, позволили отдать Андрея и Александра в кадетский корпус.

Часто Андрей Дмитриевич вспоминает своего деда Николая Шмемана и то, как он был дружен в Париже с Владимиром Николаевичем Коковцевым - в дореволюционной России он был председателем Совета министров (после Столыпина). Они садились друг против друга и говорили: "Ваше превосходительство, как бы Вы прошли от этого пункта в такой-то пункт?" – и рассказывали друг другу о петроградских улицах, по которым мысленно проходили. У отца Андрея Шмемана, который тоже участвовал в этих играх, был козырь - он родился в каком-то переулке, которого практически никто не знал. Так они проводили время.

Внешне Николай Шмеман был очень представительным, с орденом Почетного легиона, который в то время еще ценился. Когда он переходил улицу, такой импозантный, с орденом в петлице, ему прохожие бросались помогать. Когда он умер, французы прислали предложение отправить на его похороны роту солдат. Во Франции по статуту ордена Почетного легиона полагается отдание воинских почестей на похоронах. Но тетушки Андрея Дмитриевича категорически отказались. Николая Шмемана отпели скромно в маленькой православной церкви, похоронили на небольшом кладбище, а потом перенесли на Сен-Женевьев-де-Буа. В 1930 году Андрей вместе с братом поступил в только что открывшийся кадетский Корпус-лицей императора Николая II в Версале. Братьев воспитывали в православной вере, на любви к русской культуре, литературе и истории. "Вы - русские!" - эти слова родителей Андрей Дмитриевич воспринял с раннего детства. Простые слова, которые определили всю жизнь.

В корпусе-лицее преподавали русские офицеры, прошедшие через кадетскую школу воспитания в императорской России. В корпусе Андрей Дмитриевич получил не только знания, но и выправку, по которой можно и сейчас узнать в нем русского кадета. Он закончил корпус-лицей в звании вице-фельдфебеля, пронеся через всю свою жизнь верность кадетским идеалам, друзьям-однокашникам. Сегодня, когда он путешествует по России и приезжает в современные кадетские корпуса, к нему, как к старшему кадету, мальчишки с трепетом обращаются "господин вице-фельдфебель". Он здесь всегда желанный гость, для них он - живая легенда.

Брат Саша выбрал другую стезю. Протоиерей Александр Шмеман, перебравшийся из Франции в Америку, считается одним из крупнейших богословов современности. Его перу принадлежит большое число научных трактатов и статей по теологии и православной традиции христианства. Он скончался в 1983 году. Его вклад в русское богословие велик, личность - масштабна, как и его труды, оставшиеся потомкам.

Что удивительно: русский до мозга костей, отец Александр никогда так и не был в России. В годы Советского Союза он часто говорил, что ни разу его нога не ступит в пределы железного занавеса. Он не хотел разочаровываться. Ведь русские эмигранты хранили в памяти свой образ России - одни ее помнили с детства, другие знали по рассказам родителей.

Еще мальчиком Андрей Дмитриевич вошел, а затем и возглавлял созданную в Париже организацию "Русские витязи", занимавшуюся, в частности, приобщением к русской культуре и истории. Долгие годы он - председатель Объединения русских кадет в Париже и является хранителем военного музея.

В июне 2000 года русские кадеты и их потомки во Франции приняли историческое решение - о примирении и сотрудничестве с Россией. Это решение, как рассказывает Шмеман, было принято на своего рода референдуме, который прошел среди выпускников корпуса кадет-версальцев, существовавшего во Франции до 1964 года. Примирение с Россией было закреплено торжественным богослужением на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа, у могил предков и соратников.

"Сегодня пришло время перейти к новым отношениям с нашей Родиной, - говорит Андрей Шмеман в одном из интервью. - Тем более что сегодня в самой России есть условия для этого, что немало связано с личностью ее нового Президента Владимира Путина, в котором кадеты и потомки эмигрантов видят человека, радеющего за благо России и стремящегося вернуть ей былую славу, воссоздать сильное государство".

Объединение кадет Корпуса-лицея императора Николая II вносит свой вклад в воспитание сегодняшней российской молодежи в духе традиций русского офицерства. Созданная под эгидой Объединения молодежная организация "Русские витязи" заботится о памяти русских воинов времен Первой мировой войны из русского экспедиционного корпуса, погибших на французской земле.

Более полувека Андрей Дмитриевич является старостой парижской церкви Знамения Божьей Матери, имеет духовное звание иподиакона. Не так давно он вместе с другими видными деятелями русской эмиграции стал инициатором создания общественной организации "Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе". Андрей Дмитриевич - убежденный сторонник возвращения эмигрантов в лоно Русской Православной Церкви. В этом году ему исполнится 87 лет. У него большие планы, и все они связаны с Россией.

Жизнь Андрея Шмемана вряд ли может претендовать на какую-то уникальность. Таких или похожих судеб среди представителей первой волны русской эмиграции можно, наверное, найти далеко не одну. Может, именно поэтому в его выборе - несмотря ни на что не принимать гражданства - можно усмотреть особый смысл. Именно таким, похожим сразу на всех эмигрантов, видимо, и должен был быть последний подданный Российской империи.

И это придает не меньшую символическую важность принятию им гражданства Российской Федерации. В конце концов, не так уж часто формальная бюрократическая процедура становится историческим событием, в котором даже вручающий паспорт Президент Путин отнюдь не главная фигура.

П. Барковец, выпускник Первого Московского кадетского корпуса. Апрель 2008 г.

Название:
Оригинальное название: Последний подданный Российской империи. Андрей Шмеман
Год выхода: 2013
Жанр: Документальный, биография, эмиграция, политика, история
Режиссер: Валерий Дёмин, Людмила Дёмина

Андрей Шмеман всю жизнь прожил с так называемым нансеновским паспортом - временным удостоверением личности, что сделало его пребывание на французской земле крайне сложным. Андрей Шмеман - сын офицера лейб-гвардии Семеновского полка Дмитрия Николаевича Шмемана. В 1919 году Дмитрий Шмеман покинул Россию вместе с войсками Юденича. Андрей и его брат Александр родились уже в Ревеле (ныне Таллин) в 1921 году. В 1929 году Шмеманы переехали во Францию...
Более полувека Андрей Шмеман являлся старостой Знаменской церкви в Париже, был иподиаконом. Стал одним из инициаторов создания общественной организации "Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе" и всегда оставался убежденным сторонником возвращения эмигрантов в лоно Русской Православной Церкви. В 2004 году Президент России Владимир Путин во время пребывания во Франции встретился с одним из старейших русских эмигрантов, последним подданным Российской империи, 82-летним Андреем Шмеманом, и вручил ему российский паспорт.

Снято: Россия, АНО "Дирекция президентских программ"
Продолжительность: 00:39:30
Озвучивание: Русский

Формат: avi
Качество: SATRip
Видео: XviD, 1200 Кбит/с, 704x512
Аудио: MP3, 2 ch, 128 Кбит/с
Размер файла: 379 МБ

К 25-летию кончины
протопресвитера Александра Шмемана (1921-1983)

В этом году (статья написана в 2008 г. – прим ред.) отмечается двадцатипятилетие кончины отца Александра Шмемана, бывшего прислужника и иподиакона при нашем соборе, ставшего уже давно всемирно известным православным богословом. Сам отец Александр никогда ниоткуда не эмигрировал, как он сам любил вспоминать, но все же принадлежал русской парижской эмиграции, которая его и воспитала, и сформировала. В дневниках отец Александр трогательно, с почтением и благодарностью вспоминает своих воспитателей и наставников, в частности, генерала Римского-Корсакова, который передал ему любовь к русской литературе.

Однако не только кадетский корпус сыграл роль в воспитании отца Александра; с ранних лет со своим братом Андреем он прислуживал в соборе святого Александра Невского при митрополите Евлогии, а затем при митрополите Владимире под руководством Петра Евграфовича Ковалевского. Именно здесь, в соборе, отцу Александру открылся церковный мир, красота богослужения, предвосхищение Царствия Божьего, что будет впоследствии главной темой его богословской работы и мысли.

То, что получил отец Александр в годы юности в лоне русской эмиграции, в лицее и в Парижском университете, легло в основу его широкого мировоззрения и зародило в нем удивительную способность независимого и глубокого творчества. Завершением образования отца Александра были те годы, которые он провел в Парижском Свято-Сергиевском Богословском Институте. Тогда еще преподавали светила мирового богословия, и отец Александр впитал все наилучшее, что можно было почерпнуть тогда в эмигрантских условиях. В эту эпоху отец Александр уже сосредоточился на двух предметах, которые он не переставал углублять: церковной истории и литургике. Интерес к этим дисциплинам заложили в нем Антоний Карташов, архимандрит Киприан Керн и отец Николай Афанасьев. В те годы отцу Александру открылось глубокое убеждение, что Церковь жива именно в Литургии и Литургией, т.е. Евхаристией.

В 1951 г. отец Александр стал профессором, а затем деканом Свято-Владимирской семинарии под Нью-Йорком и преподавал в основном литургическое богословие. Впоследствии отец Александр написал известный труд « Евхаристия – Таинство Царства», который способствовал радикальному переосмыслению восприятия Евхаристии и, в частности, эффективного участия в ней народа. Эта книга облетела весь православный мир и сыграла большую роль в евхаристическом возрождении нашего времени. Этой замечательной книге вторит не менее известная книга о Великом Посте.

Будучи исключительно одаренным человеком, обладая незаурядными способностями, тонким чутьем и большим чувством юмора, отец Александр видел, что главнейшей задачей православных, оказавшихся на Западе, является благоустройство поместной Церкви. Именно в Америке отцу Александру удалось развить эту идею. Поэтому важнейшим событием и достижением Православия в Америке благодаря поддержке и трудам отца Александра было основание Автокефальной Православной Церкви в Америке в 1970 г.

Трудно охватить все творчество отца Александра; им написаны многочисленные статьи, брошюры, книги, на ясном языке, вполне приемлемом для широкого круга читателей. Отец Александр был блестящим оратором, замечательно и увлекательно для слушателей читал доклады. Его участие в съездах РСХД было всегда событием, привлекавшим много народу. Большую работу провел отец Александр на радио Свобода, где им были прочитаны сотни передач на русском языке. Их даже теперь можно еще прослушивать на некоторых сайтах. Своими передачами отец Александр тронул в свое время самого Солженицына, открыв ему самому глубину его творчества. Впоследствии отец Александр и Солженицын неоднократно встречались во время пребывания Александра Исаевича в Америке.

Отец Александр любил семейную жизнь, о которой много рассказано им самим в «Дневниках», недавно изданных в Москве и произведших большое впечатление не только на людей церковного мира, но и на весьма широкий круг читателей. Самой большой радостью для него было собираться своей семьей, в окружении детей и внуков. Регулярные поездки в Париж становились некоторым ритуалом, которые, кроме радости общения со своими родными, позволяли ему снова погрузиться в любимый Париж, совершить любимые прогулки, побывать в Шартре, пообщаться со старыми друзьями и непременно посетить родную колыбель - собор святого Александра Невского.

Воспоминания об Андрее Дмитриевиче Шмемане

7-го ноября 2008 г. тихо скончался на 88-м году жизни Андрей Дмитриевич Шмеман, бывший Главный начальник Национальной Организации Витязей (НОВ). Отпевание состоялось 10-го ноября в соборе святого Александра Невского при большом стечении народа, при наряде витязей и вожатых в форме, при знаменах. Отпевание совершали три епископа с сонмом духовенства. Погребение состоялось на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. После погружения гроба в могилу громогласно звучали "Коль Славен" и гимн Витязей. В русском доме состоялись поминки, на которых многие выступили со словом в память усопшего.

Андрей и Александр Шмеманы родились в Ревеле в 1921 г. в семье офицера Семеновского полка Дмитрия Николаевича Шмемана и Анны Тихоновны Шмеман (Шишковой). Семья эвакуировалась из России с армией генерала Юденича и нашла убежище со многими другими в Эстонии. Вскоре семья Шмеман переехала в Париж, где окончательно устроилась после краткого пребывания в Белграде.

Братья Шмеман учились в кадетском корпусе имени Николая II в Верьере, откуда корпус переехал позже в Версаль в хороший большой особняк с парком и плацом. В эти годы братья Шмеман посещали собор святого Александра Невского в Париже и начали там прислуживать под управлением Петра Евграфовича Ковалевского, основавшего братство иподиаконов. Здесь на богослужениях, возглавляемых митрополитом Евлогием, братья Шмеман полюбили благолепие служб и на всю жизнь прониклись любовью к Церкви, к красоте богослужений. Оба были рукоположены в иподиаконов митрополитом Евлогием в 1940 г.
В корпусе братья Шмеманы получили прекрасное образование, они неоднократно вспоминали беседы генерала Римского-Корсакова о русской литературе, в частности о поэзии. В эту эпоху уже работали молодежные организации, в частности РСХД и при нем Дружина Витязей, основанная Николаем Федоровичем Федоровым в 1926 г. Братья Шмеманы тоже посещали дом № 10 на улице Монпарнасс, где был центр молодежной деятельности. Учение Андрей закончил в начале войны в русской гимназии, а Александр в лицее Карно.

Как известно, Александр поступил в Свято-Сергиевский Богословский Институт и в 1946 г. был рукоположен во священника, будучи некоторое время преподавателем Истории Церкви, помощником профессора Карташова. В 1951 г. отец Александр уехал с семьей в Америку. Андрей остался во Франции и был активен в НОВ. После войны он поступил на работу в известную парижскую картинную галерею.

После смерти митрополита Евлогия Андрей Дмитриевич был иподиаконом при митрополите Владимире и заслужил полное доверие. Таким образом, в 1952 г., в момент некоторой смуты в приходе Знамения Божьей Матери, Андрей Дмитриевич был назначен митрополитом Владимиром (Тихоницким) старостой в этом приходе и уже позже избранным пребывал на этом посту до 2005 г. Кроме приходской деятельности, Андрей Дмитриевич был также многие годы членом епархиального совета и казначеем епархии.

Андрей Дмитриевич был долгие годы членом Обще-кадетского Объединения, в котором состояли в основном кадеты Российский Кадетских Корпусов, среди них было много офицеров – участников Белого Движения. Собирались преимущественно в нашем приходе. В конце семидесятых годов это объединение закрылось. Впоследствии, в девяностых годах, Андрей Дмитриевич решил возобновить Кадетское Объединение с кадетами Версальского корпуса, через который прошло примерно 300 человек. Кроме того, в восьмидесятых годах Андрей Дмитриевич был привлечен в правление Земгора – одной из главных благотворительных организаций Зарубежья. Андрей Дмитриевич был активным членом Общества ревнителей памяти Николая II.

Для завершения этого краткого очерка надо подчеркнуть некоторые черты характера Андрея Дмитриевича. Это был крайне внимательный и добрый человек, муж и отец, семьянин, старался помогать всем неимущим, которые являлись к нам в храм за помощью. Прекрасный оратор, он любил веселую компанию, любил попеть, пошутить, но был и строгим, когда это надо было. Вся его жизнь была ознаменована преданностью Церкви, России и служением ближнему.