Психотип мужчины король принц купец воин. Мужские архетипы в современном мире

Про мужские архетипы . Но теорий архетипов несколько — они выдвигались разными авторами и каждая из них по-своему интересна и имеет право на существование. Логично, что со временем архетипы меняются, потому что меняются жизненные условия и меняются сами мужчины. До этого не было деления мужских архетипов на зрелые и незрелые — сейчас эпоха, когда преобладают инфантильные мужчины, поэтому прежнее деление требует корректировки.

Но прежде чем говорить об изменениях, нужно знать, какими эти архетипы были изначально. На данный момент существует 2 «классические» теории архетипов. Первая была сформулирована Карлом Густавом Юнгом. Вторая — его последовательницей, психологом-юнгинианцем Джин Шинодой Болен. Архетипы — это практически тоже самое, что различные типы людей, только они более глубокие, формировались на протяжении человеческой истории, поэтому чрезвычайно устойчивы и универсальны абсолютно для всех народов мира.

Архетипы Юнга мужские

Принято считать, что мужских архетипов Юнга 7: Монарх, Купец, Крестьянин, Монах, Слуга, Воин, Философ. Но это более поздняя классификация. Сам Юнг подходил к вопросу к архетипов более обще. Он рассматривал прежде всего структуру психики. Хотите разобраться во всех этих сложных, но давно знакомых терминах, типа «Оно», «Самость», «Анимус» и т.д.? Тогда вперед.

Я — это ядро, сознание. То, что человек осознает, помнит, каким он себя видит. Здесь все довольно четко.

Персона — «внешняя оболочка» Я. То, как человек себя преподносит, его «визитная карточка» — манеры, стиль, поведение и т.д. Иногда вместо термина «Персона» используют термин «Маска». Это то, как человек проявляется и реализует себя во внешнем мире. В Персоне хранятся не все воспоминания — многие из них вытеснены за неважностью, но всегда могут быть восстановлены.

Я и Персона относятся к Сознательной части личности.

Эго — это проводник между сознательным и бессознательным. Иногда Эго отождествляют с Я, но это более глубокий слой. Эго — это центр нашего сознания, то какими мы становимся, когда выстраиваем гармоничную структуру из нашего самосознания, способа самовыражения и бессознательного. Нарушение этой гармонии ведет к неврозам. Психолог Лев Хигай считает, что невроз — это не просто заболевание, это первый шаг на пути поиска себя.

Тень — это первый слой бессознательного. Уже исходя из названия, понятно, что в Тень перемещается все то, что заложено в человеке, но неприемлимо для него в силу его личных установок. Низкое, порочное, постыдное. Тень — это Личное Бессознательное.

Анима и Анимус следует за Тенью. Это еще более глубокие слои личности. Они представляют собой Коллективное Бессознательное. И только на этом уровне мы можем говорить об архетипах. Анима — женская часть души, Анимус — мужская, но обе они присутствуют в каждом человеке, независимо от пола. По Юнгу, именно под влиянием Анимы, мужчина выбирает себе ту или иную женщину: «Каждый мужчина несет в себе вечный образ женщины - не той или иной опреде­ленной женщины, но образ женщины как таковой. Этот образ - отпечаток, или «архетип», всего родового опыта женственности, сокровищница, так сказать, всех впечатлений, когда-либо производившихся женщинами. Поскольку этот образ бессознателен; он всегда так же бессознательно проецируется на любимую женщину, он является одним из главных оснований привлечения и отталкивания».

И, наконец, Самость — это высшая точка осознания индивида, совмещающее в себе сознательное и бессознательное. Архетип целостности и человеческого потенциала.

Таким образом мужские архетипы по Юнгу — это то, что выделяется на уровне Самости.

Мужские архетипы богов

Мужские архетипы богов были определены в 1989 г. психологом Джин Шинодой Болен. Ранее я писала про ее . Как и женские, мужские архетипы представлены в виде 7 богов. Только женщин Болен делила на уязвимых, независимых и алхимических, а мужские представлены ввиде отцовских и сыновьих архетипов.

Отцовские архетипы представлены троицей старших олимпийских богов — братьями Зевсом, Посейдоном и Аидом.

Зевс — архетип отца и короля. Это статусный мужчина, обладающий властью, глава семьи. Целеустремленный, сильный экстраверт. Он ориентирован на будущее и много работает ради него. Вокруг него всегда много женщин, которые охотно рожают ему детей. В жизни это главы крупных компаний, международные бизнесмены или владельцы сильных семейных бизнесов.

Посейдон — как и Зевс, похож на свой мифический прообраз. Посейдон старше Зевса, но не он царь богов, хотя и не уступает младшему брату в могуществе. В мифологии почти нет противостояния Зевса и Посейдона, они сосуществуют в мире, но все же иногда самолюбие бога моря дает о себе знать и он напоминает Зевсу, что с ним нужно считаться. В жизни мужчина с архетипом Посейдона — это сильный бета-самец, если так можно выразится. Это сильная личность, но часто мечущаяся, ищущая себя. Он может быть экстравертом и интровертом. Может браться за любые дела и бросать их на пол дороги. Поэтому «посейдоны» часто встречаются среди людей творческой среды. Посейдон не столь любвеобилен, как Зевс, ему часто достаточно одной женщины (хотя он и не всегда ей верен), при чем женщины, склоняющейся перед его авторитетом.

Аид — старший брат Зевса и Посейдона, но стоящий в стороне. Он выбрал себе в вотчину Подземное царство и практически не покидает его. В жизни такие мужчины глубокие интроверты. Они живут в своем мире и имеют особенное мировоззрение,склонны к самоанализу, размышлениям и поиску себя. Они часто живут одни. Из профессий выбирают те, где не требуется много общения — лесник, егерь, архивный служащий. В отличие от мужчин с архетипом Зевса и Посейдона, Аид моногамен. Он может долго жить без женщины, потому что ему трудно ужиться с кем попало. Поэтому его жена обычно представляет собой полную противоположность и служит проводником между мужем и другими людьми.

Сыновьи архетипы представлены сыновьями Зевса — Гефестом, Аполлоном, Аресом, Гермесом и Дионисом.

Гефест — чем-то напоминает своего дядю Аида. Он также интроверт, которому трудно (и не нужно) контактировать с другими людьми. Он скрытый и замкнутый молчун. Часто обладает большой физической силой — это одно из его увлечений, «тягать железо». Ему важен и нравится физический труд. Как личность, он глубокий, немного ранимый и не всегда уверенный в себе. Женщинам такие мужчины нравятся нечасто. Но рано или поздно находится подходящая, брак с которой длится всю жизнь. Хотя Гефест может и обжечься в выборе женщины, которая потом способна променять его на более легкого мужчину. Отцы-одиночки часто выходят из мужчин этого архетипа.

Аполлон — архетип любимого сына. Он красив, обоятелен, очень самолюбив и общителен. Он всегда в центре внимания. При этом Аполлону свойственно больше полагаться на разум, чем на чувства. Он благоразумен, любит порядок, здравый смысл и расчет. Из таких мужчин получаются неплохие юристы, дипломаты. Женится Аполлон прежде всего «на ком надо» и только уже в последнюю очередь по любви, что не отменяет множество связей до брака. Да и после брака тоже.

Арес — в отличие от Аполлона, это самый нелюбимый сын Зевса. Потому что царю богов не нравилось, как Арес — бог войны, терял голову от вида крови на поле битвы. Арес — это не справедливая битва, а сражение ради сражения. Но женщины, наоборот, любят таких мужчин. В мифологии в Ареса была влюблена сама богиня любви Афродита, родившая ему троих детей с очень странными именами: сыновей Фобоса и Деймоса, чьи имена переводятся, как «страх» и «ужас» и дочь по имени … Гармония. В жизни мужчины с архетипом Ареса страстные любовники и бойцы по жизни. Они активны, агрессивны, часто идут на конфликт, ввязываются во все подряд. Они создают у женщин иллюзию альфа-самца, хотя таковыми являются мужчины с архетипом Зевса. У Ареса всегда много женщин, он редко бывает верен. Но выбирает себе в спутницу женщину с таким же ярким темпераментом, с которой можно бурно выяснять отношения, сходиться и расходиться.

Гермес — более мягкий вариант Ареса. Он тоже любит кружить голову женщинам, но при этом любит только себя. Любовником он может быть и не ахти каким, хотя женщину все равно теряют от него голову. В жизни он ярко выраженный экстраверт, с кучей идей, знакомых, планов и амбиций. Но любит только то, что дается легко и быстро. Так же любит и с женщинами — чтобы быстро уступили его чарам. Но когда добивается своего, почти сразу теряет интерес и исчезает, как греческий бог в своих крылатых сандалиях.

Дионис — сложная натура. Он все время ходит на грани. Дионис — бог вина и виноделов. В жизни мужчины с этим архетипом часто находятся вблизи алкогольной или наркотической зависимости. Но это не просто алкоголики или наркоманы. Часто это творческие личности, любящие эксперименты и ищущие вдохновения во всем, в том числе и в игре с собственным сознанием. Также они любят экспериментировать и с женщинами. Женщины любят их и часто окружают заботой. Они способен нравится всем — даже пожилые дамы испытывают к ним добрые чувства за их веселость и обаяние. Но,охотно принимая заботу и внимание, Дионис не спешит отвечать тем же. Ему интересно лишь сбить с истинного пути добропорядочную женщину или разбудить страсть в «снежной королеве», а потом он снова сосредотачивается на себе.

Женские и мужские архетипы

Существуют четыре основных аспекта женской и мужской самости, и каждый относится к одной из четырёх функций сознания.
Самость становится целостной, когда все эти различные аспекты развиваются независимо и в конечном итоге интегрируются в пределах каждого индивида.
Женская Самость. Каждая женщина - область воплощения женской энергии желаний и инстинкта. Это архетип природы и жизни, земного и эротического. Существует четыре аспекта женского потенциала, относящиеся к четырём функциям сознании: Мать (аффект); Принцесса (эмоции); Амазонка (интеллект); Жрица (интуиция). Как женская сфера компенсирует мужские характеристики, так же и женственность дополняет мужественность. Женоподобный эмоциональный мужчина, живущий с амазонкоподобной женщиной, не такая уж и редкость. Преимуществом такого мужчины является то, что любая соматическая патология у него протекает более благоприятно, что характерно в целом для женщин по сравнению с мужчинами.
Мужская Самость. Является воплощением логики, интеллекта, духа сознания. В архаических сообществах этот принцип менее развит, чем в цивилизованных сообществах. Так называемый современный человек стремится к сверх дискриминации, тоталитарности, быстро становится, обладая властью, излишне критичным и несправедливым, морализирует и сбивается с пути в сухую интеллектуализацию. Этот процесс повторяется вновь и вновь в каждом последующем поколении. В мужской Самости существует четыре основных аспекта реализации, каждый из которых относится к одной из четырёх функций сознания: Отец (аффект); Вечный Юноша (эмоции); Герой (интеллект); Маг (интуиция).
АРХЕТИПЫ СЕМЕЙНОГО КРУГА
1. Мать. Защитный материнский образ женщины, её домашние качества - содержание дома, приготовление пищи, создание уюта, способность быть любящей и внимательной. Коллективный социальный аспект женственности. Для женщин этого круга важно раскрыть и развить именно протективную сторону женственности. Прототип Геи и Деметры в Греции, Исиды в Египте, Кали в Индии. Объективная истина природы
Великая Мать, Мать-Земля. Этот архетип эквивалентен Мудрому Старцу и представляет женскую целостность, или потенциальную целостность. Его нельзя путать с женским потенциалом, которым является материнство. Таким образом, фактически рождённые дети могут помочь развивать материнский аспект характера. Однако это не обязательно, т. к. данный аспект личности является внутренним и духовным и может культивироваться по-разному, в частности, при отсутствии детей он может реализоваться в педагогическом поведении. Характер в данном архетипическом пространстве становится целостным, интегрируя различные аспекты женственности.
Ужасная Мать. Собственническая, деструктивная сторона материнства, которая может возникать в результате гиперпротективного понимания матерью своей роли. Такая мать сдерживает рост индивида, его развитие и формирование независимости. Мать, удерживающая ребёнка около себя со сверхпротективной любовью, может появляться в снах детей в анималистической и деструктивной форме; или же это может быть сон самой матери с хрюканьем, напоминающим свинью, или нытьём, напоминающим волка. Сон может изображать ужасный аспект действительно возвращая к воспоминаниям о наказаниях матерью в детстве. Вероятно, угрожающий сон может быть символической защитой от инцеста.
Архетипом Ужасной Матери является также образ разгневанной богини, например Кали.

2. Отец. Фигура является воплощением авторитарности, закона, порядка, социальных обычаев, паттернов поведения, связанных с обществом а также мужской защиты. Реально существующий отец у каждого вносит свой вклад в формирование образа идеального отца. Эту роль может принимать на себя дедушка.
Великан-Людоед. Ипостась амбивалентная отцу. Собственнический отец, угрожающий индивиду. Любые проблемы, имеющие отношение к дисциплине, в период непослушания, когда следует подчиниться в результате опасений наказания. Эти представления могут быть перенесены на взаимоотношения с реальным отцом, но в случае, когда индивид не признает существования в себе архетипа Отца. Если он способен видеть проблемы в себе (включая потенциал отца), он способен переводить негативный и деструктивный аспекты данного архетипа во что-то позитивное. Соответствует Сатурну, пожирающему своих детей.

Семейный Круг ассоциируется с цветами земли: чёрным, коричневым, зелёным. Базисным переживанием является сенсация (аффект), то есть тяготение к внезапному и неожиданному изменению обстоятельств. Реакция поведения на сенсацию также носит характер вспышки. Характерен вообще повышенный интерес к сенсационным происшествиям.
Потребность в сенсации важна для предвидения неожиданных событий - качество важное для семьи. Носители ядерных форм таких архетипов предрасположены к сердечно-сосудистым заболеваниям, а также аффективным психозам. К символике этого круга относится дерево, земля как таковая, дом. Цвета зеленый и коричневый. Основной стихией является земля.

АРХЕТИПЫ ЮНОШЕСКОГО КРУГА
3. Принцесса. Данное качество женщины базируется на любви и личном взаимоотношении. Это мифологема флиртующей девушки. Качества непосредственности и теплоты, свойственные для этого образа, постепенно развиваются и созревают. Образ, ожидающий любви через страдания (Спящая Красавица) и самопожертвование, которые эквивалентны мужской инициации.
Соблазнительница. Привлекательные исторические персонажи в сновидениях, преимущественно греческие или римские, а также японские гейши. Соблазнительница, сирена, образ эротических фантазий, гетера.
4. Юноша. Мужской эквивалент Принцессы. И так как он содержит юношеские компоненты, то может являться источником дальнейшего роста в Героя и в конечном итоге в Мудрого Старца, воплощая, таким образом, все аспекты Самости. Динамика архетипа возможна только через преобразования и боль инициации.
Бродяга. Странник, бродяга (известный собиранием сплавного леса в сновидениях). Образ, воплощающий влияние жизненной энергии, окончание периода мальчишества.
Охотник. Пытливая любовь к приключениям в противовес терпению, самопожертвованию и преданности.
Главными психическими характеристиками круга являются эмоции настроение, которые зависят от обстоятельств. Основная стихия - огонь, цвета - красный, оранжевый.

АРХЕТИПЫ ГЕРОИЧЕСКОГО КРУГА
5. Амазонка. Олицетворение интеллектуальных качеств в женщине. Если это основной компонент характера женщины, тогда она будет карьеристкой и компаньоном мужчины.
Женщина-охотница. Это тип карьеристки, которая травит мужчину. Такая мифологема развивается, если женщина фрустрирована в своих притязаниях, которые она в этом случае проецирует на определенного мужчину, или если женщина терпит неудачу в развитии других важных сторон женственности.
6. Герой. Смелость и инициатива индивида, его воля. Этот агрессивный мужской принцип является универсальным и амбивалентным, он лишь наполняется социальным звучанием. Чаще героизму, в отличие от злодейства, приписывают черты альтруизма.
Злодей. Данный архетип воспринимается как эгоистический. В символах этой системы позитивная идея воскрешения используется как орудие пытки и избиения людей; даже любовь в этом архетипе реализуется в некрофилическом аспекте.
Основными психическими функции круга является интеллект и расчет, базисной стихией - воздух. Цвет - белый и любые пастельные тона воплощающие растворение цвета в белом.

АРХЕТИПЫ МАГИЧЕСКОГО КРУГА
7. Жрица. Этот аспект женственности встречается довольно редко. Как основная функция он теоретически должен угасать после пубертата, но женщины, которым удается его культивировать, становятся выдающимися. Внутренний мир для них является большой частью реальности, они стараются реализовать его в творчестве. Великая жрица соответствует богине ночи Исиде (Юноне) - второй аркан Таро.
Ведьма или колдунья. Примитивная, неразвитая интуиция, отделяющая женщину от целостной духовной сферы. Ведьма как фигура в сновидениях может относиться к негативным аспектам женственности, особенно к Ужасной Матери. Её магическая интуитивная власть воспринимается окружающими как нечто деструктивное.

8. Мудрый Старец. Общий архетип для целостной Самости мужчины. Мудрый Старец часто появляется, когда индивид или герой сновидений находятся в безнадёжной, отчаянной ситуации, из которой может вывести его только дух, часто оживляя ресурсы энергии бессознательного. Он часто является источником вдохновения и энтузиазма, проницательности и понимания окружающих.
Трикстер/Чёрный волшебник. Данная фигура столь же неуловима как и интуиция. Фигура ниспровергателя, пересмешника, разрушителя ценностей, бога Ханумана, Локи, вероятно соответствующая Ивану-дураку и Буратино (Джокер). Для архетипа характерно некое высшее понимание ценностей на уровне неразделённости добра и зла. Идеология злого волшебника, который, тем не менее, заставляет обратиться в мир добра.

Эти четыре группы архетипов составляют своеобразный генетический концентрат культуры. Рождаясь с одинаковым набором архетипов, мы, вероятно, можем говорить о некой предрасположенности к реализации конкретного осевого архетипа, который и проявляется под воздействием среды. Однако характер редко бывает столь кристаллизован, что в нём проступает один архетип. Осевой архетип подобен судьбе, которая, хотя и предначертана, всё же может быть модифицирована человеком именно благодаря тому, что он может реализовывать другие архетипы. Вероятно, между архетипическими конструкциями существует противодействие, которое в свою очередь может быть источником развития.
Стрелки показывают, что противопоставление архетипов, которое, кстати, может в обыденной жизни выступать как недоверие к носителям конкретных психологических и поведенческих качеств других людей, одновременно является источником трансформации одного архетипа в другой. То есть трикстер может становиться отцом, а юноша героем, и наоборот. Эти преобразования связаны как с инициацией и, следовательно, индивидуацией, так и со стрессом.
Вполне вероятно, что в различные периоды истории отбор отдаёт предпочтение конкретным архетипам, то есть существует время Героев,Отцов смейств, путешественников или юных мечтателей. Литературные персонажи, герои, популярные в конкретные исторические времена, воплощают те свойства эпохи, которые соответствуют потребности популяции в специфическом осевом поведении. Вчера это может быть образ бедной и обманутой девушки, завтра - юноши, который в 16 лет стал командовать дивизией.
Между тем основоположники великих религий воспринимаются как личности, которые прошли все или почти все центральные архетипы и интегрировали их в неповторимое единство. Мудрость обычно и понимается как умение понять все архетипические конструкции, в то время как величие воспринимается как умение привести их к общему знаменателю.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО АРХЕТИПА МУЖЧИНЫ

Мир отношений бесконечно велик и безграничен. На протяжении веков такие вопросы, как дружба, влюбленность, страсть, любовь, остаются значимыми для каждого человека. Мир отношений развивается не хаотично, а по законам, по которым живет Природа. В нем установлены строгие правила и порядок. Поэтому человеку, чтобы быть счастливым и успешным в жизни, необходимо знать эти законы.

В древности не существовало ни психотерапевтов, ни консультантов по семейным отношениям, ни сайтов знакомств. Зато были мифы о богинях и богах, служившие “программным обеспечением” человеческого поведения. То же “программное обеспечение” руководит людьми и сейчас. Мифы - метафоры судеб, в их историях мы узнаем знакомые жизненные сценарии, мифы демонстрируют нам наши человеческие взаимоотношения, разыгранные на большой сцене Олимпа. Энергию мифологических божеств в человеческой психике называют “архетипами”. Эта энергия присутствует в психике каждого мужчины и каждой женщин. В разные периоды жизни преобладает тот или иной архетип, служащий движущей силой, направляющий наши действия и поведение и влияющий на наш выбор.

Для женщины «верность богине» связана больше с биологическим (дефлорация, роды, угасание) и социальным: вступление в брак активизирует Геру, поступление в аспирантуру — Афину, возвращение домой к маме — Кору, любовные приключения — Афродиту. Найти способ проявить в себе другую богиню может каждая.

У мужчин смена основных архетипов происходит по-другому . Во-первых, на них не оказывает такого влияния физиологический цикл. Мужчины не меняют свой ведущий архетип просто потому, что поступили в институт или пошли в армию, вступили в брак или постарели. Семья, наличие любовницы, развод, вторая жена не меняют ролевой сценарий мужчины. Им приходится прикладывать определенные усилия не только для того, чтобы перейти от влияния одного архетипа к другому, но и для того, чтобы развиваться внутри своих «родных» и самых значительных сценариев (Аполлон-Дионис, Аполлон-Гадес или Посейдон-Дионис). И лишь какие-то ключевые события, важные для внутреннего мира и самоощущения мужчины способны радикально изменить его жизненный сценарий.

Таким образом, надо помнить, что мужчина свои архетипы выбирает бессознательно в детстве и следует им почти постоянно, или же осознанно меняет в силу серьезных жизненных кризисов. Трансформация, движение к зрелости внутри родного архетипа наиболее вероятна, чем смена!

Итак, рассмотрим мужской Пантеон

Архетипы, действующие в мужчинах представлены в образах богов - олимпийцев: Зевс, бог неба, правитель Олимпа, Посейдон , бог моря, Гадес , бог подземного мира, Аполлон, бог солнца и искусств, покровитель медицины и юриспруденции, Гермес, бог красноречия и торговли, Арес, бог войны, Гефест , бог кузни и ремесел, Дионис , бог вина, виноделия и экстаза.

Архетипы отцов - Зевс, Посейдон, Гадес.

Боги отцы Зевс, бог неба, правитель Олимпа, Посейдон , бог моря, Гадес , бог подземного мира, владеют тремя частями мироздания: небом, морем и подземным миром. Они по-своему самодостаточны и представляют «отцовские» архетипы в душе мужчины. Обычно Зевс и Посейдон развиваются, если человек становится вождем, руководителем или начальником. Гадес (Аид) хоть и является одним из «старших богов», детей в мифологии не породил, и к отцовским архетипам его можно причислить лишь условно. Его история отдельна и исключительна.

Архетип Зевса - это прежде всего роль Отца и Руководителя. Он - тот, кто стоит на вершине большой или маленькой иерархической пирамиды. Он организует всю систему и обеспечивает ее нормальное функционирование. Власть как цель. Стратег. Умелец заключать союзы и маневрировать. В отличие от своих братьев - Посейдона и Гадеса - обладатель легитимной власти. Жена как часть образа. Постоянные любовные интриги на стороне.

Архетип Посейдона это роль вождя, предводителя, атамана, харизматического лидера. Он - тот, кто стоит во главе какого-то сообщества людей и толкает их на разные… дела. Его стимул - желание. Он умеет вдохновлять. Но Посейдон - младший брат, и у него вечен комплекс недолюбленности и от Зевса его отличает крайняя эмоциональность и часто неразумная мотивация. Как буря в океане - стихия, которая сметает все вокруг без всякой видимой причины, которой невозможно противостоять, с которой невозможно договориться.

Гадес (Аид) - Зевс Подземный. Это роль замкнутого отшельника, теневой фигуры и вместе с тем тайного властителя. Живет как бы в потустороннем мире и в реальности относится к окружающим «плоско» и функционально. Аскетичен от природы. Обычно не имеет потомков или не привязан к ним, родительских функций не несет. Но, как правило, он верен некоей общности - роду, идее, верность Родине. Это обычно ощущение себя частью какой-то большой системы. Также является младшим с ревностью к старшему Зевсу, которому досталось больше владений и власти.

Архетипы сыновей - Аполлон, Гермес, Арес, Гефест, Дионис. Аполлон, бог солнца и искусств, покровитель медицины и юриспруденции, Гермес, бог красноречия и торговли, Арес, бог войны, Гефест , бог кузни и ремесел, Дионис , бог вина, виноделия и экстаза.

Боги-сыновья не имеют своих царств и владений. Для них еще наиболее важны отношения с родительскими фигурами.

Аполлон - законник, спортсмен, артист. Это старший сын в олимпийской семье. Он первенец и наследник, с которого спрашивается многое. Ему необходимо быть лучшим, и он постоянно доказывает это. В спорте или искусстве. Это образ хорошего и правильного сына, любимца своей матери и послушного исполнителя в глазах своего отца. Аполлон наследует опору на законы и рациональность своего родителя. Убил даже любовника своей сестры, чтобы не делить с ним внимание семьи. Это очень популярный, культивируемый образ положительного юноши, успешного молодого специалиста, социально адекватного и предсказуемого. Мы его видим как ролевой архетип у мужчин и архетип Анимуса у женщин. Однажды поднял мятеж против отца Зевса, но был наказан. Отбыв срок наказания, Аполлон стал самым умеренным и эмоционально уравновешенным богом Олимпа.

Гермес -э то роль посредника, трикстера, значительно облагороженного в олимпийском семействе. Посредник, шутник, хитрец, ловкач. В греческой мифологии и проводник душ в царство мертвых. Это наш внутренний трикстер, "спаситель" или "провокатор. Непостоянство правил и отсутствие четких ориентиров в семье. Роль младшенького несмышленыша и проказника, часто наличие старшего брата выраженного Аполлона. Фигаро. Труффальдино. Хлестаков. «Прикольный дядька» среди молодежи. Незрелый Гермес - Питен Пэн: «- Осторожно, леди. Никому не удастся меня изловить и сделать из меня взрослого мужчину». Отсутствие четкого социального статуса. Трансформация и зрелость - признание границ и отказ от беспечности. Гермес заключил союз с Аполлоном и его подтверждает сам Зевс. Подключение к мужской линии. От Аполлона Гермес получает жезл и посох проводника, от Зевса - возможность отличать добро от зла, учится ответственности и его признают равным олимпийским богом.

Арес - бог войны. борец, солдат, соперник. Это роль связана с традиционным мачо-возмужанием в патриархатном обществе и в военном братстве многих культур (банда, дружина). Маленький хулиган проходит через этап подростковых и юношеских драк и побоищ, и если остается жив, то становится на службу общества. Охранять и защищать его от врагов, нападать на врагов, делать новых воинов, возвращаться с войны с щитом или на щите. Это образ "военного, красивого, здоровенного".

Нелюбимый сын отца. В детстве или юности может появиться отчим или «приходящий мужчина», который вступает с ним в соперничество за внимание «их» женщины. Способ единения с материнской энергией - обида за мать-Геру, несправедливо задвинутую отцом-Зевсом в тень. Может принять эстафету «защитника» от ушедшего отца (часы в наследство). Легче действовать, чем обдумывать или переживать. Храбрость и решительность вызывают высшее уважение. Женщины как трофей. Воин. Самурай. Агрессия как уход от эмоций. «Но я же тебя не бью! Я вообще после второго развода не таскаю женщин за волосы…». Типичный Арес - тактик, но не стратег. На их силе играют более дальновидные люди.

Контроль за эмоциями, умение их осознавать и отделять — главная жизненная задача ярко выраженного Ареса. Зрелый Арес учится дисциплине, приходит к пониманию «для чего и для кого», обретая смысл служения и самопожертвования, высшую цель защиты.

Гефест - простофиля, изобретатель, чудак. Хилый от рождения. Единственный работающий бог в греческом пантеоне. Хромой и неловкий в обществе, но талантливый и искусный мастер своего дела, бог кузнечного ремесла, преданно любящий свою Афродиту. Часто сын деспотичного отца и матери, презирающей и стыдящейся его с рождения.

Бывает славным добрым парнем, к помощи которого охотно прибегают, но не торопятся отплатить благодарностью. Тем, кто не умеет считать деньги и всегда готов снять с себя последнюю рубашку, пожалев ближнего. Он может не замечать измен супруги и всю жизнь подчиняться капризам своей матушки, веря ей на слово. Но за все это периодически отвечает изобретательным тихим мщением и регулярными истериками. Это и опустившийся юродивый, пьющий добряк со странностями, хирург, ученый «не от мира сего», отшельник-писатель, полярники и метеорологи дальних станций. «Тридцать три несчастья» — это тоже про него. Или же тот единственный Иван-дурак, кому удается разгадать загадку, выполнить задание и совершить нужный поступок.

Дионис - гуру, любовник, пьяница. воплощение экстаза, несущий «перерывы на безумие». В позднем возрасте, после духовного странствия за потерянной частью души, исцелился сам и также исцелял безумие с помощью экстатического танца.

Брошенный матерью (синдром «мертвой», т.е. эмоционально недоступной матери), отвергнутый, но частично признанный в итоге отцом (Зевс спас его от смерти в утробе). Мстил тем, кто не признавал в нем сына Зевса. После странствия добился признания себя богом среди олимпийцев.

Саморазрушитель. Причинение себе боли дает ощущение, что он жив. Уход в измененные состояния сознания дает ощущение, что он — часть чего-то неизмеримо большего. Кажется, это на какое-то время залечивает раны, заполняет пустоту в душе или просто отвлекает от них. Яркие сны. «Шаманская болезнь». Яркий символ материнского комплекса, подросткового отделения от матери с помощью наркотического бунта. Простил и вывел мать из подземного царства бессознательного, отделив ее с образ с реальным человеком, тем самым исцелился от безумия.

Единственный из богов, напрямую связанный с трансформацией. Оргии с безумными менадами (вакханками).

Единственный из богов, взявший в жены смертную земную женщину Ариадну. Ариадна, помогающая найти выход из лабиринта, первой возбудила в нем сочувствие и любовь не к любви, а к конкретной женщине. Дионису важно найти Ариадну в себе.

Тест , приведенный ниже, поможет вам выяснить, архетипы каких богов преобладают в вашей (вашего партнера) психике. Прочтите каждый вопрос. В каждом вопросе могут быть несколько ответов , на которые вы можете ответить положительно. Отметьте все ответы, которые кажутся вам подходящими. Почерпните информацию о своем архетипе (архетипе партнера - настоящего или желаемого.

Тест научно разработан в сотрудничестве с преподавателями МГУ им.Ломоносова и лег в основу моей дипломной работы. В качестве результата после внесения взноса 299р. (форма для внесения появится в конце теста) вы получите:

- персональный подход - я ЛИЧНО просматриваю все результаты и описания

- количество набранных баллов по принадлежности к тому или иному мужскому архетипу

- подробное описание каждого архетипа применительно к жизненным реалиям - сила и слабости

При заполнении обоих тестов (М+Ж) - бонус - особенности формирования отношений в вашей паре.

Начать тест

Жми сюда, если нравится

Архетип (архаический остаток) - это первообраз, который базируется на определенных символах из мифологии и сюжетах сновидений. В своей новаторской работе немецкий специалист по антропологии Адольф Бастиан впервые озвучил такой термин, как «элементарная идея».

Впоследствии швейцарский психиатр Карл Юнг изменил озвученную формулировку, дав ей название «архетип». Именно он стал утверждать, что так называемый архаический остаток представляет собой блок, который строится на базе подсознательного и бессознательного разума.

Если расшифровать это утверждение, то любой индивидуум уже при рождении имеет определенную модель «поиска», «ментора» или «героя» на уровне подсознания.

Как определить архетип мужчины

При ознакомлении с озвученным вопросом прежде всего стоит обратить внимание на исследования Карла Юнга. Именно на примере работ этого психиатра разработали свои концепции другие знаменитые психиатры.

Архетипы по теории Карла Юнга


Основываясь на понятие «анимус» (жизненное начало в мужчине), специалист из Швейцарии создал следующую систему определения архетипа у сильной половины человечества:
  • Невинный . Мужчина с подобным архетипом является слабохарактерной особой, которая не в состоянии самостоятельно координировать собственную жизнь. Комфорт, стабильность и максимальный покой - кредо таких представителей сильного пола.
  • Сирота . Славный малый - второе название озвученного мужского архетипа. Иметь такого друга означает приобрести поддержку с его стороны в любую минуту. Подобные люди не любят сидеть на одном месте и стремятся познавать все новое. Уважение к другим, отсутствие желания самоутвердиться за чужой счет и житейская мудрость делают этих мужчин порядочными гражданами общества.
  • Воин . Само название данного архетипа говорит о том, что он подразумевает у своих представителей наличие силы воли, героизма и некоторых амбиций. Мужчины-воины еще с детских лет отличаются лидерскими качествами. При этом они направляют свою энергию в позитивное русло, желая помочь буквально всем и каждому. Из них вырастают прекрасные семьянины, которые становятся надежной защитой для своих близких.
  • Хранитель . Данный архетип является олицетворением сострадания и альтруизма. Личные потребности такие мужчины ставят на последний план, уделяя все свое время помощи как окружающим, так и всему человечеству в общем.
  • Странник . Мятежные души относятся именно к этому архетипу мужчин. Постоянный поиск себя и смена обстановки - отличительная модель поведения Странника. К тому же он обладает неуемной жаждой достижения новых вершин, не боясь при этом никаких экспериментов.
  • Бунтарь . Мужчины с таким архетипом всегда будут идти против установившегося уклада жизни. Они обычно не согласны с мироустройством в общем, поэтому их смело можно назвать революционерами. В некоторых случаях такие душевные порывы у них граничат с агрессивностью, но при этом недостатке бунтари - отличные кандидаты в успешные бизнесмены.
  • Любовник . Мужчины-ловеласы могут действовать как открыто, так и идти к цели тайными путями. Для них главным является достижение чувственных наслаждений, что вовсе не характеризует их как плохих людей. Обычно, достигнув зрелого возраста, они полностью посвящают все свое свободное время семье и верны своей второй половинке.
  • Творец . Креативность и оригинальность - основа поведения таких мужчин в обществе. В любой сфере деятельности - искусстве, строительстве или бизнесе - они покажут себя как неординарные личности. Творцы в состоянии не только стать рационализаторами, но и при желании способны сделать этот мир лучше.
  • Правитель . Самые яркие исторические личности относятся именно к этому архетипу. Подобные мужчины рождены для того, чтобы координировать не только свою жизнь, но и решать судьбы целых народов. Происходить такое влияние на массы может как в позитивном, так и в негативной ключе.
  • Маг . Аналогией этого архетипа является проявление женского начала в виде Колдуньи. Маг способен чувствовать законы мировоздания, потому обладает отлично развитой интуицией. Среди духовных наставников нередко можно встретить мужчин с таким архетипом.
  • Шут . Люди с озвученной моделью поведения имеют большое количество приятелей, потому что очень легки в общении и не навязывают никому свое мнение. Иногда их можно даже назвать ленивыми особами, но глупцами они не являются однозначно. Шут никогда и никуда не торопится, и его невозможно заставить делать то, к чему он не предрасположен.
  • Философ . Данный архетип мужчин живет во имя познания истины, а не для благоустройства собственного быта. Главным занятием Философа является созерцание, поэтому среди таких людей много аскетов. Его можно также назвать интеллектуалом и в какой-то мере даже психологом, потому что он умеет слушать своего собеседника.
Решение причислить архетипы мужчин по Юнгу к стопроцентной характеристике человека будет однозначно ошибочным. В каждом озвученном аспекте присутствует и свои достоинства, и свои очевидные недостатки людей.

Архетипы по характеристике Шиноды Болен


Специалисты приняли во внимание классификацию, которую создал Карл Юнг. В последствии известный американский психиатр Джин Шинода Болен предложила коллегам рассмотреть свою характеристику основных архетипов мужчин, используя за основу плеяду древнегреческих богов:
  1. Зевс . Подобный архетип очень близок к Правителю, которого охарактеризовал Карл Юнг. Мужчины-Зевсы обладают властным и порой тяжелым характером. Однако их желание выявить агрессию по отношению к другому человеку часто сдерживается мудростью, которой они в полной мере обладают. В семейной жизни они могут изменять своей второй половинке, что также было свойственно Зевсу.
  2. Гермес . Таких мужчин невозможно спутать ни с кем, потому что они стараются превратить свою жизнь в бесконечный праздник. Они очень часто становятся авантюристами и любителями острых ощущений. Женщины регулярно обращают внимание на мужчин-Гермесов, потому что они излучают вечную молодость и веселье. Однако удержать рядом с собой ловеласов весьма проблематично, потому что больше всего они предпочитает свободу.
  3. Гефест . Честный работяга и примерный семьянин - это мужчина с озвученным архетипом. Проблем с таким сыном, супругом и отцом никогда не возникнет, потому что вся его жизнь - открытая книга для близких и родных людей. Он никогда не поддастся иллюзиями, потому что трезво оценивает свои и чужие поступки.
  4. Дионис . Таких мужчин называют вечными детьми, потому что большинство их поступков нерациональны. Обижаться на них очень сложно, потому что Дионисы по своей натуре совершенно дружелюбные люди. Однако стоит помнить о вспыльчивости подобных мужчин, поэтому при выборе их в спутники жизни следует серьезно подумать. Верными своей второй половинке они станут только в том случае, если встретят женщину всей своей жизни.
  5. Аполлон . Ясность мысли и точное знание путей достижения своей цели - главные аспекты поведения мужчин с таким архетипом. Обычно мужчины-Аполлоны являются трудоголиками, что присуще бизнесменам, офисным служащим и работникам умственного труда.
Джин Шинода Болен утверждает, что в любом мужчине может совмещаться сочетание одного архетипа с другим. Если у представителя сильной половины человечества наблюдается комбинация Зевс + Гермес, то это обычно приводит к самым неожиданным последствиям. В итоге в человеке будут бороться два начала в виде стремления к свободе и целеустремленности для достижения власти. Однако Шинода Болен настаивает, что даже в спокойном Гефесте может эпизодически проснуться мстительный Посейдон, если кто-то посмеет обидеть члена его семьи.

Архетипы с позиции астрологии


Любителей определения склада характера и модели поведения по гороскопу заинтересует следующая классификация мужских архетипов:
  • Воин . Астрологи считают, что именно Овны соответствуют этому типажу, потому что их стихией является Огонь. В данном случае речь пойдет о Воинах, родившихся под этим зодиакальным созвездием, которые обладают настойчивостью и исключительной силой. Иногда они способны действовать бездумно, но при этом часто становятся энергичными предпринимателями.
  • Пастух . К подобному архетипу астрологи обычно относят мужчин, которые родились под созвездием Тельца. Сами по себе такие мужчины являются уравновешенными и добродушными личностями. В редких случаях они могут проявить такие качества, как праздность и отсутствие чувства меры. Архетип Пастух отлично проявляет себя как настоящий друг и в качестве работника в сфере обслуживания.
  • Исследователь . Близнецы как нельзя более подходят к данному мужскому архетипу. Они всегда находятся в поиске и полны новых идей. Именно по этой причине Исследователи предпочитают работать в информационных структурах. Однако они нередко становятся жертвой внутренних конфликтов и собственной безответственности.
  • Поэт . Данному архетипу астрологи приписывают качества впечатлительных Раков. Такие мужчины обладают очень богатым внутренним миром и тонкой душевной организацией. Хорошо проявляют себя в качестве социальных работников или в сфере искусства.
  • Король (властелин) . Мужчина-Лев является прирожденным лидером, поэтому с детства проявляет свои организаторские способности. Иногда он бывает слишком самоуверенным, но для своей любимой женщины не пожалеет ничего. Так как Короли любят брать от жизни все, то и ищут себе соответствующую сферу деятельности.
  • Ученый . Озвученный мужской архетип по праву отдают мужчинам-Девам. Обычно это реалисты и весьма рассудительные люди, которые умеют держать свое слово. Ученые тщательно планируют свою жизнь, поэтому предпочитают профессии с научным уклоном или требованием к аккуратности и сосредоточенности.
  • Артист . К данному архетипу обычно относят мужчин-Весы. Они часто являются людьми богемы, поэтому любят общение с тусовкой и весьма уверены в своих творческих способностях. При этом из Артистов получаются неплохие дипломаты, дизайнеры и парикмахеры.
  • Маг . Бесстрашные Скорпионы обладают довольно выразительными душевными качествами и склонностью к риску. Многие алхимики в далекие времени родились именно под этим знаком зодиака. Маги любят пробовать свои силы в тех профессиях, которые граничат с запретной для мужчин зоной.
  • Верховный жрец . Некоторая самоуверенность Стрельцов позволяет им претендовать на озвученный архетип. Они часто склонны к преувеличению, но при этом довольно щедры и доброжелательны. Из них получаются отличные миссионеры, судьи, прокуроры и коммивояжеры.
  • Патриарх . Мужчины с таким мировоззрением в большинстве случаев очень дисциплинированы и являются людьми действия. Типаж наиболее подходит Козерогам, которые лучше всего проявляют себя в политике и на государственной службе.
  • Гуманист . Именно Водолеев астрологи и психологи относят к этому архетипу мужчины. Такие представители сильного пола являются отличными друзьями, потому что ценят как свою свободу, так и интересы окружающих людей. Профессии, где изучаются инновационные технологии, являются полем деятельности для Гуманистов.
  • Предсказатель . Мужчин с подобным архетипом прежде всего следует искать среди Рыб. Именно они склонны к мистицизму и иногда обладают даром медиума. Следовательно, Предсказатели часто находят себя в психологии и профессиях, где нужно создавать впечатление.
Что такое архетипы мужчин - смотрите на видео:


Пытаясь разобраться в себе, решая, как определить архетипы мужчин, следует основываться на научных данных ученых. При желании расширить свои познания в озвученной области аналитической психологии рекомендуется непосредственно ознакомиться с работами Карла Юнга и Шиноды Болен.


«О великие Боги Олимпа!

Вы мне снитесь опять по ночам
В белых тогах, в сандалиях с крылами
Вы несете меня к небесам.
Я пою вам небесную оду,
Открывая вам тайны души.
Эта тайна о том, что мы Боги.
Я - Богиня, а Бог - это ты»

Зевс, Посейдон, Аид, Арес, Гефест, Аполлон, Гермес, Дионис… Восемь базовых Архетипов… Восемь программ поведения мужчины в патриархальном обществе.
Иногда кажется, что эти греческие боги очень далеко от нас, но внезапно жизнь делает крутой поворот, и мы оказываемся с ними лицом к лицу. И тогда то, что казалось абсолютно ненужным, становится значимым и важным. Именно таким является для женщины знание мужских Архетипов.
Наши журналы и масс-медиа сейчас очень часто навязывают нам то, какими мы должны быть. Помните, мы говорили, что, в основном, сейчас, в современном обществе, от женщины требуют быть Артемидой, или Афиной (Топ-менеджеры, успешные бизнес леди), или Афродитой (красивая легкомысленная красотка, покоряющая сердца мужчин). Точно так же журналы создают популярный образ мужчины.
Красивый и влюбленный в себя мужчина-метросексуал, модель, блистающий на обложках журналов - Апполон.
Крупный чиновник и завсегдатай благотворительных вечеринок и балов - Зевс. Эмоциональный и блестящий шоумен, продюсер - Посейдон.
Теневой олигарх, за кулисами управляющий финансовыми потоками, - Аид.
Сильный и мускулистый воин, герой сериалов и фильмов, Терминатор - Арес.
Хитрый банкир и торговец, везущий товар из Китая и продающий металл и лес в Европу и Америку, -Гермес.
Тихий и скрытный компьютерный гений -Гефест.
Ди-джей Дионис, играющий трансовую музыку на дискотеках и так же, как и 2000 лет назад, приводящий в экстаз женщин.
Все древние мужские архетипы остались с нами и в XXI веке, всего лишь сменив одежду с белоснежных тог на джинсы, костюмы и обувь от ведущих модельеров.
Зачем же нам, женщинам, знать, какой Архетип проявляется через нашего мужчину? Оказывается, если мы знаем архетип мужчины, то нам будет легче понять его поведение и мы сможем общаться с ними так, чтобы понимать друг друга и, главное, помочь им понять нас. Вероятно, мы перестанем требовать от них невозможного. Ведь, в отличие от женщин, которые могут переходить из Арехтипа в Архетип в зависимости даже от гормонального цикла, мужчины обычно устойчиво остаются всю жизнь в одном Архетипе. А видя и зная, что может нам дать Арес, мы не будем этого требовать от Гефеста.
У каждого мужчины, у каждого Архетипа есть свои особенности, которые мы будем более подробно рассматривать в каждом номере журнала. Мы подробно разберем то, как они ведут себя, ухаживая за женщиной, как они ведут себя до и после свадьбы, какие у них отношения с мамой и как они будут воспитывать наших детей, в общем, что и когда от них ожидать в разных ситуациях. Также важно, что мы сможем увидеть и почувствовать, кого воспитываем в наших сыновьях мы сами.
Как же делят и классифицируют мужские Архетипы? В первую очередь, мужские Архетипы делятся на отцовские и сыновьи.
Мужчины, через которых проявляются энергии отцовских Архетипов, всегда успешны в обществе. Они зарабатывают деньги, создают корпорации, всегда в центре внимания прессы. Вокруг них всегда много женщин, и именно эти мужчины являются самыми востребованными женихами в нашем обществе.
Это верховные правители, старшие боги Зевс, Посейдон и Аид. И мы подробно рассмотрим требования каждого из этих Архетипов к женщинам, которые могут стать их спутницами жизни.
Сыновьи Архетипы могут быть не так успешны, и все-таки у них есть шанс повзрослеть. Это Арес,Гефест, Дионис, Апполон, Гермес.
В свою очередь, их тоже делят на любимых сыновей, таких как Аполлон, Дионис, Гермес, и нелюбимых Ареса и Гефеста. Каждый из них может «вырасти» в одного из верховных богов, и мы, женщины, можем им помочь в этом.
Главное, помнить, что, если наш мужчина вырос из «детских штанишек», то и нам с вами, дорогие женщины, тоже надо измениться.
Ведь если Апполон стал Зевсом, то рядом с ним может быть только Гера. А требовать от Аида посещения светских тусовок ни к чему не приведет - это обязанность его жены Персефоны, которой вам предстоит стать.
И если вы не изменитесь, то он просто от вас уйдет к той, которая будет его женской половинкой, его анимой, соответствующей ему женским Архетипом. Поэтому знание Архетипов поможет вам не только научиться общаться и лучше знать мужчин, но и понять и увидеть, каким образом заключаются браки между Архетипами и, точно так же, как между ними происходят разводы!!!
Итак, знание архетипов позволит нам определить, на что способен мужчина, чего от него ожидать в постели и в социуме, какой он сын и какой он муж. Вперед, дорогие читательницы, в этот удивительный мир мужских энергий и программ поведения!

Copyright© Эжени МакКвин 2008 для журнала “Лунный Календарь”.