17 в был периодом большого. История России XVII век

Новые явления в экономическом развитии России XVII в. :

    появились первые мануфактуры крупное производство, основанное на ручном труде, но с использованием разделения труда;

    специализация районов на производстве определенных товаров (центральные области и Среднее Поволжье – хлеб, Поморье – лен, конопля, Сибирь – меха, Калуга – деревянная посуда и проч.);

    складывание единого всероссийского рынка – формирование тесных хозяйственных связей и товарообмена между отдельными частями страны;

    правительство начало проводить политику протекционизма . В 1653 г. принят Торговый устав , который уставил единую рублевую пошлину с ввозимого товара. В 1667 г. принят Новоторговый устав , который увеличил пошлину на иностранные товары.

Алексей Михайлович (1645–1676) – прозван Тишайшим за тихий нрав и благочестие. Со временем правления Алексея Михайловича связаны: церковный раскол , Соборное Уложение , окончательное закрепощение крестьян , восстание под предводительством Степана Разина .

Центральное и местное управление в XVII в. претерпело изменения, которые свидетельствовали о постепенном переходе к абсолютистской форме правления:

    царь по-прежнему правил вместе с Боярской Думой, значение которой постепенно падало. В Боярскую Думу входили представители 4-х думных чинов: бояре, окольничии, думные дворяне и думные дьяки ;

    почти перестали собираться Земские соборы, последний из них был созван в 1653 г. по вопросу о принятии Малороссии в российское подданство. В январе 1654 г. состоялась Переяславская Рада , она постановила принять подданство украинцев русскому царю (присоединение Левобережной Украины к России );

    получили дальнейшее развитие приказы , выросло их число;

    главной опорой власти были бюрократия и армия ;

    укрепились позиции центральной власти на местах: особую роль в местном управлении играли воеводы , назначенные из центра;

    основной административно-территориальной единицей России в XVII в. был уезд ;

    в 1649 г. Земским Собором принят новый свод законов государства – Соборное Уложение. Оно юридически оформило крепостное право, введя бессрочный срок сыска беглых крестьян, штраф за укрывательство беглых, потомственное закрепление крестьян к земле;

    началась реорганизация русского войска: с 1630 г . появилисьполки нового строя – солдатские, рейтарские, драгунские из русских наемных солдат под командованием офицеров – иностранных наемников; но дворянское ополчение продолжало оставаться главной военной силой;

    усилилось подчинение церкви государству: был создан Монастырский приказ для суда над духовенством и зависимыми от него людьми.

В середине XVII в. патриарх Никон провел церковную реформу , цель которой – укрепление церкви. Нововведения Никона – троеперстное (а не двуперстное) сложение руки для крестного знамения, тройная (а не сугубая) аллилуйя, хождение при освящении церкви и при крещении против солнца (а не полосонь), исключение из Символа веры и некоторых молитв слов, которых не было в греческих подлинниках, слишком «плотский» стиль иконописания. Реформа привела к церковному расколу , появилась церковная оппозиция (старообрядчество ) во главе с Аввакумом , которое в XVII в. приняло социальную окраску.

Бунташный век название XVII в., в котором произошли крупные народные выступления: 1648 г. – соляной бунт, 1662 г. – медный бунт, 1667–1671 гг. – восстание казаков и крестьян (крестьянская война ) под предводительством Степана Разина .

1654 г. при Аптекарском приказе в Москве было открыто первое светское специальное учебное заведение – «Школа русских лекарей ».

Трое его сыновей Алексея Михайловича (Федор, Иван, Петр ) стали царями, а дочь Софья – регентшей при малолетних братьях.

Федор Алексеевич (1676–1682)провел следующие социально-экономические и политические мероприятия:

    реформа податной системы: с 1679 г. начался переход к подворному обложению;

    отмена местничества (1682 г. ) – системы распределения служебных мест среди феодалов с учетом происхождения и служебного положения предков.

После смерти Алексея Михайловича развернулась борьба аристократии (Милославские) и незнатного дворянства (Нарышкины) за претендента на престол. Милославские выступали за Ивана , Нарышкины – Петра .

Май 1682 г. – стрелецкое восстание в Москве, в результате которого провозглашено совместное царствование Ивана V и Петра I при регентстве царевны Софьи . Софья оставалась фактической правительницей до августа 1689 г. , когда она потерпела поражение в борьбе с Петром и была заключена в Новодевичий монастырь.

Таким образом, последствиями перерастания сословно-представительной монархии в абсолютную Россию в конце XVII в. стали массовые репрессии по отношению к боярству.

«Россия в XVII веке»

Выберите правильный ответ.
1. Восстание под предводительством С.Разина проходило в:
а) 1648-1650 гг. б) 1662-1664 гг.
в) 1670-1671 гг. г) 1676-1781 гг.
2. Новое для России сословие:
а) купечество в) стрельцы
б) промышленники г) казачество
3. Лично свободные крестьяне, владевшие общин­ными землями и несшие государственные повин­ности, назывались:
а) монастырские в) черносошные
б) дворцовые г) помещичьи
4. Церковную реформу провел патриарх:
а) Филарет в) Иоасаф
б) Иоасаф I г) Никон
5. В течение XVII в. произошло:
а) усиление роли Земских соборов в жизни госу­дарства
б) окончательное оформление крепостничества
в) реформирование приказной системы
г) расширение полномочий Боярской думы
6. «Бунташным веком» называют:
а) все XVI столетие
б) вторую половину XVI в.
в) первую половину XVII в.
г) весь XVII век
7. Решение России принять в свой состав Украину привело к:
а) войне с Турцией
б) новой войне с Речью Посполитой
в) народным восстаниям
г) изменениям в управлении страной
8. В течение XVII в. в состав России не вошла терри­тория:
а) Восточной Сибири
б) Дальнего Востока
в) Правобережной Украины
г) Левобережной Украины
9. Из перечисленных был русским первопроходцем:
а) И. Выговский
б) Б. И. Морозов
в) Л. Ушаков
г) Е. П. Хабаров
10. Одним из самых ярких архитектурных памятни­ков XVII в. является:
а) Теремной дворец Московского Кремля
б) Грановитая палата
в) храм Василия Блаженного
г) храм Вознесения в селе Коломенском
11. Выберите правильные ответы:
Новые черты в экономическом развитии страны в XVII в.:
а) усиление роли барщины и оброка
б) развитие фермерского хозяйства
в) превращение ремесла в мелкотоварное произ­водство
г) развитие мануфактур
д) крестьянские кустарные промыслы
е) формирование всероссийского рынка
ж) повсеместное применение наемного труда
з) рост городов
и) формирование крупного феодального земле­владения 12. Установите правильное соответствие:
12. Установите правильное соответствие:
1) Михаил а) заключение Зборовского мира с Речью Посполитой
Романов б) Смоленская война
2) Алексей в) конфликт между церковью и светской властью Аввакум
Михайлович г) Соборное уложение
3) протопоп д) движение старообрядцев Хмельницкий
4) Богдан е) освободительная борьба украинского народа против Речи Посполитой
ж) Медный бунт
13. Установите правильное соответствие:
1) 1648-1650 гг. а) русско-турецкая война
2) 1653-1655 гг. б) русско-польская война
3) 1654-1667 гг. в) начало церковной реформы
4) 1676-1681 гг. г) городские восстания
14. Вставьте вместо пропусков:
Привилегированными группами населения Рос­сии в XVII веке были служивые люди, которые включали детей бояр, и________, а также стрель­цов. К этой группе относилось также__________. Государственные повинности несли посадские лю­ди и_________.
15. Восстановите последовательность событий:
а) церковный Собор
б) Соляной бунт
в) Смоленская война
г) Медный бунт
д) Переяславская Рада
16. О ком идет речь?
«Глубоко религиозный, живой, впечатлитель­ный, способный быть истинным другом и опас­ным врагом, но в то же время строгий, а иногда смирявший собственноручно провинившихся, ми­лостивый, даже слабый к своим «ближним лю­дям» и «мстительный» к недругам, мягкий и жес­токий, сочинитель забавного Урядника и учреди­тель Тайного приказа, книгочтей и стихотворец»
17. О чем идет речь?
«...Весь народ возопил: волим под царя восточно­го, православного, крепкою рукою в нашей благо­честивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову поганину достати. Потом полковник пе­реяславской Тетеря, ходячив кругу, на все стороны спрашивал: вси ли тако соизволяете? Рекли весь народ: все единодушно. Потом гетман мол­вил: быди тако. Да Господь Бог наш укрепит под его царскою крепкою рукою...»
18. По какому принципу образован ряд?
Соловецкое восстание; движение раскольников во время московского восстания 1682 г.; выступле­ние на Дону в 70-80-х гг. XVII в.
19. Что является лишним в ряду?
«О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»; «По­весть об Улиании Осорьиной»; «Повесть о Фоме и Ереме»

Смутное время. XVII век принес многочисленные испытания России и ее государственности. После смерти в 1584 г. Ивана Грозного его наследником и царем стал слабый и болезненный Федор Иванович (1584-1598).

Началась борьба за власть внутри страны. Такая ситуация вызывала не только внутренние противоречия, но и усиленные попытки внешних сил ликвидировать государственную самостоятельность России, На протяжении практически всего столетия ей приходилось отбиваться от Речи Посполитой, Швеции, набегов крымских татар – вассалов Османской империи, противостоять католической церкви, стремившейся отвратить Россию от православия.

В начале XVII в. Россия пережила период, который называют Смутным временем. XVII в. положил начало крестьянским войнам; на этот век приходятся мятежи городов, знаменитое дело патриарха Никона и раскол православной церкви. Поэтому этот век В.О. Ключевский назвал бунташным.

Смутным временем охватывает 1598-1613 гг. За эти годы на русском троне побывали царский шурин Борис Годунов (1598-1605), Федор Годунов (с апреля по июнь 1605), Лжедмитрий I (июнь 1605 – май 1606 гг.), Василий Шуйский (1606-1610), Лжедмитрий II (1607-1610), Семибоярщина (1610-1613).

Борис Годунов одержал победу в нелегкой борьбе за престол между представителями высшей знати и был первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе. За свое недолгое правление он проводил миролюбивую внешнюю политику, решив на 20 лет спорные вопросы с Польшей и Швецией; поощрял экономические и культурные связи с Западной Европой.

При нем Россия продвинулась в Сибирь, окончательно разгромив Кучума. В 1601-1603 гг. на Россию обрушился «глад великий», вызванный неурожаями. Годунов принимал определенные меры по организации общественных работ, разрешил холопам уходить от своих господ, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ.

Однако улучшить положение не удавалось. Усугубляло взаимоотношения власти и крестьян аннулирование в 1603 г. закона о временном восстановлении Юрьева дня, что означало усиление крепостничества. Недовольство масс вылилось в восстание холопов, которое возглавил Хлопок Косолап. Это восстание многие историки считают началом Крестьянской войны.

Высшим этапом Крестьянской войны начала XVII в. (1606-1607) было восстание Ивана Болотникова, в котором участвовали холопы, крестьяне, посадские люди, стрельцы, казаки, а также присоединившиеся к ним дворяне. Война охватила Юго-Запад и Юг России (около 70 городов), Нижнее и Среднее Поволжье. Восставшие разгромили войска Василия Шуйского (нового русского царя) под Кромами, Ельцом, на реках Угра и Лопасня и др.

В октябре-декабре 1606 г. восставшие осадили Москву, однако из-за начавшихся разногласий – предательства дворян потерпели поражение и отступили к Калуге, а затем в Тулу. Летом-осенью 1607 г. вместе с отрядами холопа Ильи Горчакова (Илейки Муромца, ?–ок. 1608) восставшие сражались под Тулой. Осада Тулы продолжалась четыре месяца, после чего город был сдан, восстание подавлено. Болотников был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен.

В такой острый момент была предпринята попытка польской интервенции. Правящие круги Речи Посполитой и католической церкви намеревались расчленить Россию и ликвидировать ее государственную самостоятельность. В скрытой форме интервенция выразилась в поддержке Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

Открытая интервенция под руководством Сигизмунда III началась при Василии Шуйском, когда в сентябре 1609 г. был осажден Смоленск и в 1610 г. состоялся поход на Москву и ее захват. К этому времени Василий Шуйский был свергнут дворянами с престола, и в России наступило междуцарствие – Семибоярщина.

Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и склонилась призвать на русский престол польского короля малолетнего Владислава, католика, что было прямым предательством национальных интересов России. Кроме того, летом 1610 г. началась шведская интервенция с целью отторгнуть от России Псков, Новгород, северо-западные и северорусские области.

XVII век в Российской истории — это прежде всего начало трёхсотлетнего периода царствования династии Романовых, пришедшей на смену Московской династии Рюриковичей.
Этот период начался в разгар тяжелейшего политического, социального и экономического кризиса. Иван IV оставил после себя ослабленную и обедневшую страну, а прямой наследник Федор и царевич Дмитрий не могли принять бремя правления, поэтому фактическое управление страной взяли на себя бояре. Особенно среди них выделялся Борис Годунов, который посредством интриг и манипуляций избавился от всех кандидатов на престол, а после трагической гибели царевича Дмитрия воцарился единолично. Так окончилась история династии Рюриковичей.

Правление Бориса Годунова характеризовалось как положительными, так и отрицательными моментами. В число положительных можно занести реформаторскую деятельность, внесение определённого успокоения в общественную среду, попытки прекращения бояро-дворянских войн и достижения относительного внешнего спокойствия. При этом, на его царствование выпали одни из самых тяжёлых времён за всю историю России: Сильнейший экономический кризис, многочисленные стихийные бедствия и засуха, приведшие к массовому голоду. Обессиленный народ начинает обвинять в бедствиях «проклятого» царя.

На фоне этого, польский монарх Сигизмунд 3, в обмен на обещание вывести страну под покровительство Речи Посполитой, помогает самозваному «чудом выжившему» царевичу Дмитрию взойти на престол. Но позже вспыхивает мятеж и Лжедмитрия убивают, а польская поданная — Марина Мнишек, которую по договору выдали замуж за самозванца, остаётся “царской вдовой“. Вскоре в Москве объявляется ещё один самозванец, выдающий себя за Дмитрия. Полячка так же признаёт его, однако вскоре его тоже убивают. Сама же Марина, по одним сведениям, была умерщвлена вместе со своими сыном «воренком», а по другим - была заточена в темнице боярами, видевшими в ней политическую угрозу.

Затем власть в руки взял влиятельный боярин Василий Шуйский — но он был свергнут и насильно отправлен в монастырь.
Далее власть некоторое время принадлежала совету бояр, что в народе запомнилось как «семибоярщина».
Наконец, бояре решают обратиться за помощью к польскому королевству. Однако польская армия обманом вторгается в Москву, что приводит к формированию «народного ополчения», организованного Кузьмой Мининым и возглавляемого князем Дмитрием Пожарским. Польская интервенция была отбита, а на царство избрали Михаила Романова.

После воцарения Михаила в стране наступило спокойствие. Проходило снижение налогов, появлялось производство, страна понемногу развивалась.
Сын Михаила — Алексей, был прозван «Тишайшим». Его правление, в частности, запомнилось церковными реформами, благодаря которым церковь была фактически подчинена царю-самодержцу. Однако в то же время был осуществлен т.н. Церковный раскол, во главе которого стоял Патриарх Никон, привнёсший ряд реформ в существовавшую духовную практику, что вызвало серьёзный раскол в духовенстве и способствовало появлению «старообрядцев» (крестившихся двоеперстным образом), не принимавших данные реформы.

В дальнейшем, на протяжении всего семнадцатого века в России, старообрядцы подвергались серьёзным преследованиям, а Никон был лишён своего сана и заточён в темнице.
После смерти Алексея Михайловича началась новая волна политической смуты, которая привела к воцарению дочери Алексея Тишайшего — Софьи, которая успела проявить себя довольно успешной царицей, однако, тем временем, прямой наследник Алексея — царевич Петр, уже достаточно подрос и был готов взять бразды правления на себя.

"Азбуковник" XVII века

«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества». Н.М. Карамзин.

В XVII в. в России зарождалась культура нового времени. В середине XVII века создаются государственные и частные школы.

Частные школы

Уложение Стоглавого Собора 1551 г. гласило: «В царствующем граде Москве и по всем градом… протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы, колиждо в своем граде.. избрати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых… могущих иных пользовати, и грамоте и чести и писати горазди, и у тех священников и у диаконов и у диаков учинити в домех училища, чтобы священники и диаконы и все православные христиане в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пенья салтычнаго и чтения налоиного…»

А. Рябушкин "Школа XVII века"

Учителями в школах XVII века были духовные лица, за свою работу они получали плату продуктами. Ученики посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».

Поскольку главными учителями в то время являлось духовенство, то естественно, что начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Продуманная таким образом система образования гармонично решала две задачи - давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности.

Братские школы

Морозов "Сельская школа"

Но Русь уже нуждалась в хорошо организованных школах. Такими стали школы, образованные православными братствами, их так и называли – «братские школы». Самые старые брат­ства - львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское.

В братские школы принимались дети всякого звания. Школы содержались на средства братств (т. е. были общественными). Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего.

Во многом организация школы напоминала современную: назначались старосты, которые помогали учителю в поддержании дисциплины, дежурстве, выдаче книг, уборке классов, а иногда даже замещали учителей.

Б. Кустодиев "Школа в Московской Руси"

Из учебных предметов — чтение, письмо, пение, счет, основы религии, некоторые сведения по Священной истории, представление о грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии того времени. Ученики много заучивали наизусть и тем самым получали знания по основам стихосложения, а также образцы обращений к высокопоставленным лицам и благодетелям. В 1634 г. был опубликован, а затем неоднократно переиздан букварь В. Бурцева, очень известный в то время учебник. Стоил букварь одну копейку, что было дешево по тогдашним ценам. Тогда же была издана грамматика Мелетия Смотрицкого, украинского ученого, по которой учился и Михаил Ломоносов. В конце столетия был издан букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета - таблица умножения - «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Учились и по рукописным книгам.

В 60-х гг. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви.

Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре.

Д.Л. Мордовцев исследовал азбуковники (руководства к чтению для детей) 1660-1679 г.г., которые указывают на то, что их можно считать предшественниками современных учебников и одновременно методических пособий для учителей т.к. в них присутствуют методика обучения, правила для учащихся, наставления о поведении в церкви, в школе, дома и на улице.

"Азбуковник" XVII века

Но все-таки братские школы не могли соперничать с католическими. Поэто­му появилась необходимость создания высшей школы. Такой стала братская школа в Киеве - Киево-могилянская ака­демия. Это первое на территории Украины высшее учебное заведение. Она создана митрополитом Петром Могилой в 1632 на базе школы Богоявленского братства (с 1615) и школы при Киево-Печерской лавре (1631).

Федор Михайлович Ртищев

Большую роль в образовании русских школ сыграл Ф.М. Ртищев — государственный деятель, просветитель, меценат, основавший ряд больниц, школ и богаделен, которого современники называли «милостивым мужем».

Ф.М. Ртищев на памятнике "1000-летие России в В.Новгороде"

Ф. М. Ртищев сыграл заметную роль в истории русского просвещения. Недалеко от Москвы, в урочище Пленицы, с разрешения царя Алексея Михайловича и благословения патриарха Иосифа в существовавшей там небольшой церкви во имя Андрея Стратилата Фёдор Ртищев выстроил там церковь во имя Преображения Господня и в 1648 году на свои средства учредил училищный монастырь. Там поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым из нескольких малороссийских монастырей. Вскоре при монастыре составилось учёное братство (Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а затем открылось училище, где шло обучение желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1685 году училище, основанное Фёдором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии.

Историк В. О. Ключевский писал, что Фёдор Михайлович Ртищев принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь» .

Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади, а в Москве, на Никольской улице, построили особое здание для школы. Позже была организована школа при Печатном дворе. При открытии школы в ней было 30 учеников, взятых из разных сословий, а затем количество достигло 232. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку.

Как уже было сказано, основой для нее послужило училище, основанное Ф. Ртищевым.

Основана она в 1687 г. Первоначально она располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 была преобразована в Московскую духовную академию (переведена в Троице-Сергиеву лавру, где существует и поныне).
В истории академии можно выделить 3 этапа.

1-й этап (1687-1700) - эллино-славянская школа братьев Лихудов, которые придерживались православно-греческого направления;

2-й этап (1700-1775) - Славяно-латинская академия. Этот период характеризуется влиянием западно-европейских философов (В.Лейбниц и X. Вольфа);

3-й этап — преобладание Православия.

До середины XVIII в. преподавание велось на латинском языке. Целью академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппарата; она выполняла роль цензура книг духовного содержания и могла осуществлять суд над отступниками от Православия. На государственные должности назначались только лица, окончившие школу (это ограничение не касалось детей «благородных»). Новому учебному заведению был пожалован иммунитет: изъятие из-под суда приказов, исключая дела уголовного характера; преподаватели и ученики подчинялись училищной юрисдикции, а «блюститель» (ректор) - суду патриарха. Руководителями и преподавателями Славяно-греко-латинской академии стали приглашенные из Константинополя ученые греки Иоанникий и Софроний Лихуды. После 1694, когда Лихуды по настоянию иерусалимского патриарха Досифея были удалены, преподавание вели их русские ученики. В Славяно-греко-латинской академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались предметы средневековой схоластической школы: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. Главное место занимал греческий язык.

Профессиональное образование

Профессиональное образование начинает складываться в России в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 году, обучалось к 1684 году 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора.