Фгос по русскому языку в основной школе. Как организовать изучение второго иностранного языка по фгос

Нестеренко Елена Васильевна
Учебное заведение: МБОУ Ефремкинская СШ№8
Краткое описание работы: Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»Задачи: 1.Обобщить и дополнить знания учащихся о правописа­нии безударных гласных в корне; 2.Развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.3. Воспитывать бережное отношение к природе.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать фор­мы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; ар­гументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Нестеренко Елена Васильевна
Учебное заведение: МБОУ Ефремкинская СШ№8
Краткое описание работы: Тема: «Части речи»Цель: Формирование умения распознавать части речи.Задачи: * обобщить и закрепить знания учащихся о частях речи; * формировать навыки правописания различных частей речи; * развивать умения распознавать имена прилагательные, имена существительные, глаголы, местоимения в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; * расширять словарный запас детей; * развивать внимание и логическое мышление; * воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; *воспитывать чувство ответственности за укрепление и сохранение своего здоровья;

Марковина Татьяна Николаевна
Учебное заведение: МБОУ "СШ№2" города Вилючинска Камчатского края
Краткое описание работы: Конспект + презентация к уроку русского языка 3 класс "Школа России" В.П. Канакина, В.Г. Горецкий в 2-х частях 2018 г.Тема урока: Виды предложений по цели высказывния.Цель урока: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказы­вания. К уроку есть небольшая презентация, которая поможет провести урок интересно и наглядно.

Сульдум-оол Алина Юрьевна
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. С. К. Тока с. Сарыг-Сеп
Краткое описание работы: Цель: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном, как части речи.Формируемые УУД:Личностные действия:- проявлять интерес к изучению темы и понимание собственных достижений при освоении учебной темы.Регулятивные действия:- планировать своё действие в соответствии с целью;- соотносить учебное действие с известным алгоритмом;- выполнять взаимопроверку и самопроверку при выполнении учебного задания;- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;- оценивать результат собственной деятельности.

Ляшенко Светлана Николаевна
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №58
Краткое описание работы: Закрепить знания детей о написании заглавной буквы в именах собственных; формировать творческие способности младших школьников; развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения; работать над гигиеническими нормами письма; воспитывать интерес к русскому слову, аккуратность в работе, любовь к родному языку, чувство коллективизма.

Стрижак Людмила Викторовна
Учебное заведение: МБОУ "Понуровская СОШ"
Краткое описание работы: Урок нацелен на то, чтобы повторить и закрепить сведения вводных словах и конструкциях, полученные раннее; отработать навык выявлять в тексте вводные слова, предложения, вставные конструкции и обособлять их. Также на уроке идет подготовка к ГИА.

Зайцева Надежда Александровна
Учебное заведение: МОБУ "Черкасская СОШ"
Краткое описание работы: Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, наличие в классе детей с нарушением устной и письменной речи, средний уровень развития аналитико- синтетического мышления. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.

Долгова Вера Петровна
Учебное заведение: МБОУ "Усолинская средняя общеобразовательная школа"
Краткое описание работы: Ознакомление учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формирование умения распознавать условия выбора орфограммы; формирование умения видеть орфограмму и правильно писать гласные о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных. В ходе урока применяются слуховой диктант с использованием сигнальных карточек, физкультминутка, выборочный диктант.

Репетухас Елена Владимировна
Учебное заведение: КГУ "Приозерная основная школа отдела образования акимата Алтынсаринского района"
Краткое описание работы: Урок показан на авторском семинаре учителя по теме самообразования "Использование ИКТ на уроках русского языка".Урок содержит все виды работ с использованием ИКТ.

Потепалова Ирина Игоревна
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №32 им. Л.В. Бобковой
Краткое описание работы: Учащиеся становятся детективами, помогая Шерлоку Холмсу разгадать загадки, при этом вспомнинают различия между звонкими и глухими согласными звуками, разные способы подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой; повторяют, почему непарные по звонкости-глухости согласные проверять не надо; развивают речь и мышление.

Евлахова Светлана Владимировна
Учебное заведение: ОГКОУ "Ивановская школа-интернат №2"
Краткое описание работы: Занятие проводилось в рамках внеурочной деятельности по русскому языку после изучения темы "Лексика". Была выбрана форма занятия, отличная от урочной. Это викторина, к которой учащиеся готовились заранее: выпустили газету "Из истории фразеологизмов", распределились на две команды, выбрали капитанов, придумали девиз, эмблему команды, оформили выставку своих творческих работ и отобрали различные лексические словари. В жюри были приглашены родители учащихся, коллеги. Конспект занятия соответствует ФГОС

Мушкудиани Надежда Раульевна
Учебное заведение: ГУ " Владимировская СШ "
Краткое описание работы: Учащиеся смогут:- акцентировать внимание на академическом языке (например, лексика, включающая терминологию и фразы, необходимые для достижения целей обучения предмета); - использовать языковые навыки в различных комбинациях для достижения различных целей;

Колмагорова Марина Михайловна
Учебное заведение: КГУ КШ ДС № 33
Краткое описание работы: Свой урок я строила в соответствии с программой, используя информационно-коммуникативные и игровые технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся активный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

План-конспект урока по русскому языку по ФГОС

В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по русскому языку. Конспект урока русского языка представляет собой подробный план, который включает как его содержание, так и развернутое описание последовательности этапов учебного занятия.

Для учителей русского языка конспект урока выполняет двойную функцию: во-первых, он служит опорным планом проведения занятия, тем самым позволяет лучше систематизировать учебный материал и улучшить качество преподавания, во-вторых, конспект урока представляет собой официальный документ, который используется при аттестации учителей русского языка, также как и педагогов, занимающихся преподаванием других предметов. Независимо от преподаваемого предмета, стажа и опыта педагога, конспекты уроков играют исключительно важную роль в построении грамотного и эффективного образовательного процесса.

В соответствии с новыми требованиями ФГОС, конспекты уроков русского языка в школах России должны отвечать ряду учебно-методических принципов, заложенных в образовательных стандартах нового поколения. План-конспект урока русского языка по ФГОС должен соответствовать следующим критериям: цели, задачи, методы занятия должны соответствовать возрастной категории учащихся; цели и задачи урока четко сформулированы; ход учебного способствует выполнению задач и достижению целей.

Основными элементами конспекта занятия по русскому языку являются: тема урока, его цели и задачи, вид и форма проведения урока, ход (включает в себя последовательность этапов урока), методическое обеспечение.

Бесплатно скачать конспекты уроков русского языка можно на сайте Конспектека

Учителя русского языка могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем сайте и получить за это именной сертификат о публикации . Размещая свои материалы на сайте, Вы даете другим перенять часть Вашего опыта и помогаете своим коллегам на пути профессионального педагогического развития. Все авторские материалы по русскому языку на нашем сайте можно скачать бесплатно в ознакомительных целях.

Помимо конспектов по русскому языку на нашем сайте Вы найдете разработки по

Изучение иностранного языка требует определенных норм и систем, по которым этот язык изучается. Сегодня мы поговорим о федеральном государственном образовательном стандарте по изучению английского языка. Или проще ФГОС . ФГОС по английскому языку — каким должен быть урок?

Важнейшая задача современного школьного образования — это формировать у ребенка желание и умение овладевать новыми знаниями и видами деятельности, а так же способность строить дальнейшее направление собственного образования. Об этом, о том, как эффективно провести урок по английскому языку, о том, как привить любовь к иностранной речи и о многом другом мы и поговорим в данной статье.

Чтобы у вас в дальнейшем не возникало вопросов с этим понятие, для начала, разберемся, что это такое. Федеральный государственный образовательный стандарт — это определенные требования и правила, которые должны реализовывать начальные, средние, высшие учебные заведения, которые состоят на государственной аккредитации.

Другими словами, это образовательные программы, содержащие в себе нормы и стандарты для образования, требуемые государством. Разработка ФГОС осуществляется согласно с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства. Проекты ФГОС, замечания и изменения принимаются Министерством Образования и Науки РФ.

Основные нормы ФГОСа по английскому языку

Основная цель занятий по английскому, согласно стандартам ФГОС, — это формирование коммуникативной компетентности. Это означает способность осуществления межличностного и межкультурного общения на иностранном языке.

Благодаря формированию коммуникативной компетентности, учащиеся должны быть способными:

  • Представить себя устно и письменно, написать резюме, заявление, письмо, анкету на английском
  • Представить свою семью, школу, город, страну в рамках межкультурного общения
  • Уметь задать вопрос, построить диалог по-английски
  • Владеть различными видами речевой деятельности: письмо, чтение, диалог, монолог.

Коммуникативная компетентность включает в себя предметные компетенции: языковая, речевая, компенсаторная, социокультурная, учебно-познавательная. Основой, все же служит, речевая компетенция. В свою очередь, речевая компетенция включает в себя четыре вида речевой деятельности, которые помогают развить коммуникативные умения: говорение, аудирование, чтение, письмо.

Вот краткое ознакомление с федеральными государственными стандартами ФГОС по английскому языку. Перейдем непосредственно к строению лекции.
Основные стандарты проведения современного урока

Уроки по ФГОСу — что это?

Итак, мы вкратце разобрались, что такое ФГОС. Если это определенные нормы и стандарты образования, то это и определенные нормы и правила проведения урока. Современная лекция по ФГОСу — это учебная ситуация, задача, которая ставится перед детьми, и которую они должны решить. Участие учителя в решении ситуации должно быть минимальным, он только направляет детей, помогает им, но не делает все сам.

То же самое касается и занятия по английскому. Будь то работа с текстом, объяснение нового грамматического материала, словарная работа, — перед детьми ставится задача, с которой они должны справиться самостоятельно, учитель лишь направляет их.

Грамотно организованный урок в оборудованном кабинете должен иметь логическое начало и такое же окончание. Вы должны спланировать свою деятельность и деятельность учеников, четко сформулировать тему, цель, задачи лекции. Учитель должен организовать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учащихся. Вывод учащиеся должны сделать сами. Максимум участия учеников и только направляющая деятельность учителя.

Рассмотрим основные этапы комбинированного урока по государственным стандартам:

  • Организационный момент
  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся к обучению
  • Актуализация опорных знаний
  • Первичное усвоение новых знаний
  • Первичная проверка понимания
  • Первичное закрепление
  • Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  • Рефлексия (подведение итогов).

Что касается форм и методики работы по проведению урока, то здесь уместно говорить об индивидуальных, групповых, дифференцированно-групповых, фронтальных, академических, досуговых, интерактивных формах работы. Важно применять методику проблемного, исследовательского, проектного, развивающего, личностно-ориентированного, продуктивно-технологического, рефлексивного обучения.

Средства обучения должны быть современными. Это и компьютер, и диапроектор, интернет, аудио-видео материалы. И, конечно, еще никто не отменял стандартной наглядности: картинки, иллюстрации, карточки, книги, учебники и т. д.

Что касается современных уроков, то здесь придут на помощь всевозможные фильмы и мультфильмы на английском языке , с субтитрами или без. Аудио материалы, такие, как песни, стихи, тексты и диалоги, также помогут вам в вашей работе.

Прогресс не стоит на месте, образование тоже. Поэтому, чем современнее ваш урок, тем он быстрее идет в ногу со временем.

Вероятно, каждый человек хочет дать своему ребенку качественное образование. Но как определить уровень обучения, если ты не имеешь отношения к педагогике? Конечно, с помощью ФГОС.

Что такое ФГОС

Для каждой системы образования и образовательного учреждения утвержден перечень обязательных требований, направленных на определение каждого уровня обучения профессии, специальности. Эти требования объединяются в рамках который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования.

Реализация и результаты освоения программ в государственных образовательных учреждениях не могут быть ниже указанных в ФГОС.

Кроме того, российское образование предполагает, что без освоения стандартов невозможно будет получить документ государственного образца. ФГОС - это некая основа, благодаря которой учащийся имеет возможность переходить от одного уровня образования к другому, как по лестнице.

Цели

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать цельность образовательного пространства России; преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.

Помимо этого, ФГОС отвечает за аспекты духовно-нравственного развития и воспитания.

Требования образовательного стандарта включают в себя строгие установленные сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом всевозможных форм обучения и образовательных технологий.

Основой для разработки ориентировочных образовательных программ; программ учебных предметов, курсов, литературы, контрольных материалов; нормативов финансового снабжения образовательной деятельности специализированных учреждений, реализующих образовательную программу, является ФГОС.

Что такое стандарт для государственного образования? В первую очередь, это принципы организации образовательного процесса в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т.д.). Без ФГОСа невозможно осуществить контроль за соблюдением законодательства РФ в образовательной области, а также провести итоговую и промежуточную аттестацию учащихся.

Стоит отметить, что одной из целей ФГОС является внутренний мониторинг С помощью стандартов происходит организация деятельности методических специалистов, а также аттестация педагогических работников и другого персонала образовательных учреждений.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации тружеников образования также находятся в сфере влияния государственных стандартов.

Структура и реализация

Федеральный закон постановил, что каждый стандарт в обязательном порядке должен включать в себя три вида требований.

Во-первых, требования к (соотношение частей основной программы и их объёма, соотношение обязательной части и той доли, которая формируется участниками образовательного процесса).

Во-вторых, условия реализации также подвергаются жестким требованиям (в том числе кадровые, финансовые, технические).

В-третьих, результат. Вся образовательная программа должна формировать у учащихся определенные (в том числе и профессиональные) компетенции. Занятие по ФГОС призвано обучить применять все полученные навыки и знания, и действовать успешно на их основе.

Разумеется, этот стандарт не является конституцией всех образовательных учреждений. Это лишь начало вертикали, с главными рекомендательными позициями. На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А далее учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже заинтересованные родители, что урегулировано законом). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы:

Стандарт - примерная программа федерального уровня - программа учебного заведения.

Последний пункт включает в себя такие аспекты, как:

  • учебный план;
  • календарный график;
  • рабочие программы;
  • оценочные материалы;
  • методические рекомендации для предметов.

Поколения и различия ФГОС

Что такое государственный стандарт, знали еще в советское время, поскольку жесткий регламент существовал и тогда. Но данный конкретный документ появился и вступил в силу лишь в 2000-е годы.

ФГОС именовался ранее просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).

Для высшего образования ГОСТы были разработаны в 2000 году. Второе поколение, вступившее в силу в 2005 году, было ориентировано на получение ЗУМов студентами. С 2009 года разрабатывались новые стандарты, направленные на выработку общекультурных и профессиональных компетенций.

До 2000 года для каждой специальности был определен минимум знаний и умений, которыми должен обладать человек, выпустившийся из ВУЗа. Позднее эти требования ужесточились.

Модернизация проходит и по сей день. В 2013 году был издан закон "Об образовании", согласно которому, разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования. Помимо всего прочего, туда прочно вошел пункт о подготовке научно-педагогического состава.

Чем же отличаются старые стандарты от ФГОС? Что такое стандарты нового поколения?

Главным отличительным признаком является то, что в современном образовании на передовую позицию ставится развитие личности учеников (студентов). Исчезли из текста документа обобщающие понятия (Умения, навыки, знания), на их место пришли более четкие требование, например, были сформулированы реальные виды деятельности, которыми должен овладеть каждый учащийся. Огромное внимание уделяется предметным, межпредметным и личностным результатам.

Для достижения этих целей были пересмотрены существующие ранее формы и типы обучения, приведено в действие инновационное образовательное пространство занятия (урока, курса).

Благодаря введенным изменениям, ученик нового поколения - это свободно мыслящая личность, способная ставить перед собой задачи, решать важные проблемы, творчески развитая и способная адекватно относиться к действительности.

Кто занимается разработкой стандартов

Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет.

ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по специальностям, профессиям и направлениям подготовки.

Разработка ФГОС производится с учетом:

  • острых и перспективных потребностей личности;
  • развития государства и общества;
  • образования;
  • культуры;
  • науки;
  • техники;
  • экономики и социальной сферы.

Учебно-методическое объединение ВУЗов разрабатывает ФГОС для высшего образование. Их проект направляется в Министерство образования, где происходит обсуждение, вносятся правки и коррективы, а затем отдается на независимую экспертизу на срок не более двух недель.

Экспертное заключение возвращается в Министерство. И вновь запускается волна обсуждений советом по ФГОС, который принимает решение утвердить ли проект, отправить на доработку или отклонить.

Если в документ будет необходимо внести изменения, он проходит тот же путь с самого начала.

Начальное образование

ФГОС представляет собой совокупность требований, необходимых для реализации начального образования. Три основных - это результаты, структура и условия реализации. Все они обусловлены возрастными и индивидуальными характеристиками, и рассматриваются с точки зрения заложения фундамента для всего образования.

В первой части стандарта указан срок освоения базовой начальной программы. Он составляет четыре года.

С его помощью обеспечиваются:

  • равные для всех возможности получения образования;
  • духовно-нравственное воспитание школьников;
  • преемственность всех программ дошкольного и школьного образования;
  • сохранение, развитие и овладение культурой многонациональной страны;
  • демократизация образования;
  • формирование критериев оценки деятельности учащихся и педработников4
  • условия развития индивидуальной личности и создание специальных условий обучения (для одаренных детей, ребят с ограниченными возможностями).

В основе стоит системно-деятельностный подход. Но сама программа начального образования разрабатывается методическим советом учебного заведения.

Во второй части ФГОСа расписаны четкие требования к результату образовательного процесса. В том числе, личностным, метапредметным и предметным итогам обучения.

  1. Формирование представлений о многообразии языкового пространства страны.
  2. Понимание, что язык - это неотъемлемая часть национальной культуры.
  3. Формирование положительного отношения к правильной речи (и письму), как части общей культуры.
  4. Овладение первостепенными нормами языка.

Третья часть определяет структуру начального образования внеурочная деятельность, программы отдельных предметов, что включает тематическое планирование по ФГОС).

В четвертой части содержатся требования к условиям реализации образовательного процесса (кадры, финансы, материально-техническая сторона).

Среднее (полное) образование

Первая часть стандарта о требованиях частично повторяется и перекликается с ФГОС о начальном образовании. Существенные различия появляются во втором разделе, где речь идет о результатах обучения. Также указываются необходимые нормы освоения определенных предметов, в том числе по русскому языку, литературе, иностранному языку, истории, обществознанию, географии и другим.

Делается акцент на учащихся, выделяя такие главные моменты, как:

  • воспитание патриотизма, усвоение ценностей многонациональной страны;
  • формирование мировоззрения, соответствующего уровню действительности;
  • освоение норм социальной жизни;
  • развитие эстетического понимания мира и прочее.

Требования к структуре образовательной деятельности также видоизменены. Но разделы остались теми же: целевой, содержательный и организационный.

Высшие ступени

ФГОС для и высшего образования выстроен по тем же принципам. Различия их очевидны, требования к структуре, результату и условиям реализации не могут быть одинаковыми для разных образовательных уровней.

В основе среднего профессионального образования лежит компетентностный подход, т.е. людям даются не просто знания, а умения этими знаниями управлять. На выходе из учебного заведения выпускник должен говорить не "знаю, что", а "знаю, как".

На основе общепринятого ФГОС каждое учебное заведение разрабатывает свою программу, ориентируясь на профильную направленность колледжа или ВУЗа, на наличие тех или иных материально-технических возможностей и т.д.

Методический совет принимает во внимание все рекомендации Министерства образования и действует строго под его руководством. Однако принятие программ конкретных учебных заведений находится в ведении местных органов власти и управления образования области (республики, края).

Учебные заведения должны учитывать и выполнять рекомендации относительно обучающих материалов (например, учебники ФГОС заняли свое законное место в библиотеках), тематического планирования и т.д.

Критика

На пути к утверждению ФГОС пережил множество правок, но даже в своем сегодняшнем виде реформа образования получает в свой адрес огромное количество критики, а получала еще больше.

По сути, в умах разработчиков стандарта, он должен был привести к единению всего российского образования. А получилось все наоборот. Кто-то нашел в этом документе плюсы, кто-то минусы. Многие учителя, привыкшие к традиционному обучению, тяжело переходили на новые стандарты. Учебники ФГОС вызывали вопросы. Однако во всем можно найти положительные моменты. Современное общество не стоит на месте, образование должно меняться и меняется в зависимости от его потребностей.

Одной из главных претензий к ФГОСу были его пространные формулировки, отсутствие четких поставленных задач и реальных требований, которые предъявлялись бы ученикам. Появлялись целые противоборствующие группы. По ФГОС обязаны были учиться все, но разъяснений, как это делать, никто не давал. И с этим учителям и методическим специалистам пришлось справляться на местах, включая в программу своего учебного заведения все необходимое.

Темы по ФГОС поднимались и будут подниматься, поскольку старые устои, при которых главным в образовании были знания, очень прочно вошли в жизнь каждого. Новые же стандарты, в которых главенствуют профессиональные и социальные компетенции, еще долго будут находить своих противников.

Итог

Развитие ФГОС оказалось неизбежным. Как и все новое, этот стандарт вызвал массу споров. Однако реформа состоялась. Чтобы понять, успешна она или нет, как минимум, необходимо дождаться первого выпуска учеников. Промежуточные результаты являются малоинформативными в этом плане.

На данный момент безусловно только одно - работы учителям прибавилось.

Современный урок русского языка с учётом требований ФГОС

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Последнее время одним из самых обсуждаемых вопросов в нашем обществе является проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО). Всем понятно, что работать по-старому нельзя: время не стоит на месте, новое поколение требует к себе нового подхода. И вот ФГОС – некоторыми непринятый, некоторыми непонятый. В такой ситуации лишь остаётся сетовать на образование. Но искать выход нужно, пусть даже методом проб и ошибок. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: резко возросла информированность детей, они относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, несформированность мотивационной сферы, разных типов мышления. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку серьёзные требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию, сегодня меняют свои приоритеты. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты овладения не только предметными знаниями, но и умениями применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель непроводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

    мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

    целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

    осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

    коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

    взаимопроверка, взаимоконтроль;

    рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Чтобы подготовить урок русского языка с учётом требований ФГОС, необходимо тщательно продумать, подобрать и использовать в обучении приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

    по поиску и обработке информации;

    обобщению способов действия;

    постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка в условиях введения ФГОС:

Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

Вывод делают сами учащиеся;

Максимум творчества и сотворчества;

Здоровьесбережение;

В центре внимания урока - дети;

Умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи;

Урок должен быть добрым.

Моделируя урок русского языка, необходимо придерживаться следующих правил: 1. Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы. 2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). 3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. 4. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. 5. Продумать оптимальный темп урока, рассчитывая время на каждый его этап. 6. Продумать форму подведения итогов урока. 7. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Основной упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Для каждого этапа урока необходимо использовать свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В качестве примера:

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1-2 мин.) Целью этого этапа является - включение учащихся в учебную деятельность. Существует немало приемов , которые можно удачно применить на данном этапе. Рассмотрим некоторые из них.

В своей работе стараюсь использовать компетентностно-ориентированные задания по русскому языку, часть заданий я беру из учебников, используя совершенно иную их подачу, часть разрабатываю самостоятельно. Например: Стимул Разговор на перемене двух учеников.
– Эти корни с чередованием гласных выучить невозможно! Их так много!
– По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы.
– Поможешь мне?
Задачная формулировка. Помогите ученице восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись им, вставьте буквы. Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее».
Источник информации Алгоритм:
1. Выделяем корень.
2. ?
3. ?
4. Вставляем букву.
Слова для работы: заск..чить, бл..снуть, выр..щенный, зам..реть от восторга, зам..рать от счастья, прим..рять соперников, непром..каемый, подр..внять клумбу, обм..кнуть перо, р..сток, бл..стательное исполнение, подр..вняться в строю.
Инструмент проверки. Критерии оценки.
Умение выделять корень.
Умение определять лексическое значение корня.
Причина выбора гласной.
«Лишнее» слово
Корни с чередованием.
Корни с проверяемой гласной.
Примечание. За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.
За каждый правильный, но неполный ответ ученик получает 0,5 баллов.
За неверный ответ ученик получает 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 8.
Подобного рода задания приведет к тому, что ученики впредь не будут бояться нестандартных заданий, и это вызовет интерес к изучению русского языка.

Применяю и такие приемы создания проблемной ситуации: побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом, вызывающей удивление учащихся (например, на уроке по теме «Исторические изменения в морфемном составе слова» можно предложить ученикам поработать со словом «ряха», которое в древнерусском языке означало «красивая»). Главное, чтобы учитель творчески подходил к подготовке урока, к подбору заданий проблемного характера, нацеливающих ученика на поисковую или исследовательскую деятельность. Например: Стимул. Мама попросила пятиклассника Сашу написать на листике перечень покупок в магазине. Саша написал: Ш..колад, ч..рный кофе, сгущ..нное молоко, зубная щ..тка, расч..ска и т.д. В написании некоторых слов он засомневался, поможем Саше. Соответственно, дети и тему урока сформулируют «Буквы о/ё после шипящих в корне слова», и цель урока определят, и задачи поставят. Далее учитель управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащихся.

Приём «Перепутанные логические цепочки».
Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне?
«начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой»
«С малой удачи начинается успех!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
Интеллектуальная разминка – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.

Разминку можно проводить по-разному:

Что лишнее?

Обобщить – что это?

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия. (5-8 мин)

На данном этапе организуется подготовка к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Прием «Сорбонки» - карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти. Концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают теоретические понятия; экономится время урока на проверку ранее изученного; происходит охват работой всех учеников класса; работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся давать оценку себе и своим товарищам; используя индивидуальный подход, можно корректно указать ученику на пробелы в его знаниях.

По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике». Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция , ударение .

Приём «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

    Слово, имеющее одно лексическое значение, - однозначное.

    Слово, имеющее несколько лексических значений, - мно­гозначное.

    Слово сходство по отношению к слову различие - антоним.

Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся, позволяющий выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока.На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все то, что все ученики знают об изучаемой теме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по предложенному вопросу (строго индивидуальная работа, продолжительность 2 - 3 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 1-2 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.Далее каждый ученик называет какое-то одно сведение или факт, при этом ранее сказанное нельзя повторять! Все сведения кратко, в виде тезисов, записываются учителем в «корзинке» (без комментариев). В корзину можно «сбрасывать» все понятия, имеющие отношение к теме урока, в ней условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Предложим ребятам поместить в корзину только слова с приставкой при- со значением «неполное действие». Таким образом, повышается внимание, они более сосредоточены: важно правильно вставить буквы и определить значение приставки.

пр…опасный, пр…скучный, пр…бивать, пр…ближаться, пр…байкальский, пр…бежище, пр…бавлять, пр…брежный, пр…вивать, пр…валиться, пр…вести, пр…вертеть, пр…вязать, пр…вокзальный, пр…тормозить, пр…гибаться, пр…двинуться,

В «корзину» поместили несколько слов, а работу проделали большую.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

1. Перестаю действовать – начинаю думать.

2. Что я делал, какие знания применял?

3. Где возникло затруднение? (место)

4. Почему оно возникло? (причина)

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Целью этого этапа является - построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению. Этим процессом руководит учитель. На первых порах ис­пользуется подводящий диалог.

Какую же цель нам надо поставить? Тема, предложенная детьми, может и не совпадать с заплани­рованной. Тогда учитель, показав детям заготовленный им вариант, должен согласовать с ними формулировку темы.

Выявив способ действий, надо построить план. Можно предложить составить вместе план действий по выходу из затруднения. Как вариант, план готов, а дети расставляют последовательность действий.

2. Составить план прочитанного текста

3. Выписать ключевые слова

4. Заполнить слепую таблицу

5. Обсудить с товарищами

6. Рассказать изученный материал соседу по парте

7. Рассказать изученный материал классу

8. Выполнить практические задания по теме На этом этапе необходимо, чтобы учащиеся сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий т. е. перечислили какие понятия, способы действия им нужно уточнить и научиться правильно применять; выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

5. Этап реализации построенного проекта.

Основной целью этого этапа – осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. (4-5 мин)

Основная цель - закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сна­чала фронтально, затем в группах и в парах - решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап со­провождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно. Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий, опираясь на только что повторенный на уроке алгоритм, образец рассуждения.

Уместны следующие виды работы: комментированное письмо, осложненное списывание, предупредительные диктанты, распределительные диктанты.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин)

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение проводится рефлексия усвоения нового способа. Можно задать вопросы: - У кого возникли трудности? С чем они связаны? - Что удалось? - У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы (или другие поощрительные знаки, принятые в классе: улыбающуюся рожицу, солнышко и т.д.).

8. Этап включения в систему знаний и повторения ( 7-8 минут)

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы – соревнования, кроссворды, шарады, третий лишний и др. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам. Примерные приемы работы:

«Лови ошибку» - обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их.

«Светофор» - это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор» красной или зеленой стороной.

Опрос по цепочке – рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Программируемый вопрос – ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (опрос проводится устно)

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Стадия рефлексии необходима не толь­ко для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Вопросы, которые я стараюсь предлагать в конце каждого урока:

1. Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?

2. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? 3. 3. Какие идеи возникли во время выполнения задания?

4. Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

Еще один прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог» Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял …

    я понял, что…

Главное, что должен помнить каждый: задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную дея­тельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Информационные источники :

1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

3. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.

4. Статья «Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО: теория, практика, перспективы», Сорокун Л. М.

5. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.

Пахотно-Угловский филиал МБОУ Бондарской СОШ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО

УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

ПОДГОТОВИЛА

Дронова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

2016 год

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы. Прежде всего - о риентация на личность с высоким уровнем сформированности различных компетенций.

Основная идея, заложенная во ФГОС, – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.

ФГОС ООО включает в себя систему основных требований:

К результатам освоения ООП ООО

К структуре ООП ООО

К условиям реализации ООП ООО.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

При этом перед учителем встают новые задачи:

    Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

    Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

    Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

    Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

    Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

    Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности.

Обучение в сотрудничестве

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

    деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;

    выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными);

    задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

    группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Вот один из видов работы с использованием технологии обучения в сотрудничестве. Например, при изучении творчества одного из поэтов класс делится на группы. Количество учащихся в группе соответствует количеству заданий для группы. Например, это могут быть темы творчества поэта либо при изучении биографических данных писателей этапы жизненного пути. Задания внутри группы участники распределяют сами, готовятся и обсуждают в группе. Затем происходит перегруппировка, и обсуждение идет среди участников одной темы, где вырабатывается наилучший вариант презентации своего материала. После чего учащиеся возвращаются в свои группы и рассказывают о результатах встречи экспертных групп.

Вот еще одно из заданий. Психологи утверждают, что существует 5 уровней счастья. В соответствии с этим, класс делится на 5 групп, для того чтобы каждая из них определила своё понимание счастья из предложенных литературных цитат.

1. Первая группа получила высказывание О. Мандельштама: «За радость тихую дышать и жить, кого, скажите, мне благодарить?»

В чем заключено счастье для автора этих строк? (радость от самого пребывания на земле)

А кто из литературных персонажей был счастлив только оттого, что жив? (Буратино, Колобок, лягушка-путешественница)

2. Вторая группа: «Счастье – в окладе большом и власти…» (Эдуард Асадов) А это что за счастье? (материальное благополучие)

Кто из знакомых вам персонажей был доволен и счастлив на этом уровне? («Царь Кощей над златом чахнет», старуха из сказки « Золотая рыбка», мачеха и её дочери в сказках «Золушка», «Морозко», «Госпожа-метелица», «Остров сокровищ», «Пираты Карибского моря»)

3. Третья группа «…легче вдвоем одолеть кручину. Ведь горе в любви по-иному мерится» - какая мерка счастья заключена в этих словах? (общение, дружба, любовь)

Дружбе, любви посвящено много произведений. Какие из них остались у вас в памяти? («Мой первый друг, мой друг бесценный» Пушкина и Нагибина, «Теплый хлеб» К. Паустовского, «Ася», «Первая любовь»Тургенева, « Я вас любил» Пушкина и др.)

4 группе были предложены слова Э.Асадова «Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!» Слова, говорящие сами за себя. (творчество)

Примеры из литературы можете привести? («В прекрасном и яростном мире» Платонов, «Два капитана», «Открытая книга» Каверин, «Слепой музыкант» Короленко).

5 группа «Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей» (Людвиг ванн Бетховен). В чем секрет вашего счастья? (делать счастливыми других). Как вы понимаете эти слова? (дарить своё сердце, жить ради других)

Кого из героев литературы и в жизни вы можете назвать? (Павел Корчагин из романа « Как закалялась сталь» - и его прототип – сам Николай Островский; «Овод» роман Этель Лилиан Войнич, Образ Данко из легенды Изергиль).

Дифференцированный подход к обучению

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Так, при изучении деепричастного оборота возможно выбрать задание самостоятельно в соответствии со своими возможностями.

1 группа.

А)Расставьте знаки препинания в предложениях.

2 группа.

А) Расставьте знаки препинания в предложениях.

Б) Подчеркните деепричастные обороты.

3 группа.

А) Перестройте предложения в соответствии со схемами

Принцип дифференциации может быть использован и в домашнем задании:

Изучение романа М.Ю.Лермонтова
«Герой нашего времени»

1) Фронтальное: написать сочинение «Мои любимые страницы романа»; перечитать повести «Бэла», «Максим Максимыч».

2) Групповое: а) подготовить сообщение о Печорине (портрет, черты характера, первые читательские впечатления о нем); б) собрать материал о Максим Максимыче.

3) Индивидуальное: а) подготовить выразительное чтение начала повести «Бэла»; б) подобрать и проанализировать стихотворения М.Ю. Лермонтова, перекликающиеся с описанием природы в повести «Бэла»; в) подготовить рассказ истории жизни Бэлы от имени героини; г) подобрать к повестям поэтические эпиграфы из лирики Лермонтова, отражающие душевное состояние главного героя романа.

Использование дифференцированного подхода позволяет учителю развить и освободить творческие силы в ученике, активизировать его деятельность, воспитывать потребность узнавать все больше и больше о богатстве и многообразии форм русского языка.

Одним из эффективных средств , способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. В процессе такой систематической работы на уроке формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. На таком уроке обучающиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы активизируют мыслительную деятельность обучающихся и в общем способствуют формированию различных компетенций (знаний, умений, навыков).

Не секрет, что современные учебники не всегда содержат в необходимом количестве задания, способствующие формированию УУД. Вот пример трансформации задания по русскому языку.

Исходное задание. Выпишите сначала предложения с причастными оборотами, а затем остальные. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Причастные обороты и одиночные причастия подчеркните, определяемые ими существительные заключите в прямоугольник. Обозначьте часть слова, в которой находится вставленная орфограмма. (Приводятся предложения из рассказа Л.Кассиля).

Возможный вариант трансформации задания:

Составьте из данных предложений связный текст. Подчеркните слова, которые служат средствами связи последующих предложений с предшествующими.

Обсудите в парах:

    Каким этот текст является – письменным или записанным устным?

    К кому он обращен?

    Зачем Л. Кассиль нам его рассказывает?

Вариант 1.

Перескажите этот текст от лица одного из ребят, которые участвовали в описываемых событиях. Адресат – родители этого мальчика/девочки, которые спросили, что происходило во дворе. Подумайте, какой стиль будет уместен в данном случае?

Вариант 2.

Представьте, что вы стали свидетелем описанных Л. Кассилем событий и решили написать о поступке ребят в местную газету. Придумайте для этой заметки название.

Подумайте над тем:

    В каком стиле вы будете писать?

    Какова будет ваша цель (проинформировать читателей, пробудить в них те или иные чувства, призвать к чему, убедить в чем-то)

Объем заметки на ваше усмотрение.

Такие задания способствуют развитию коммуникативных навыков.

Интегрированные уроки

Интегрированные уроки являются эффективной формой, используемой для систематизации знаний в современной школе, так как на данных уроках осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Цель интегрированного урока - дать учащимся всесторонние (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину.

Например, по теме «Определение научного понятия» (6-й класс) предлагаются следующие задания:

Задание 1. Найдите в данных текстах специфические конструкции, свойственные научному стилю, с помощью которых можно дать понятие о научном предмете.

1) Природа – весь мир, который нас окружает. Это Солнце и звезды, равнины и горы, леса и степи, моря и реки, растения и животные. Мы сами также являемся частью природы.

2) Живые тела – организмы. К ним относятся бактерии, грибы, животные, человек. Тела природы постоянно изменяются. Эти изменения называют явлениями.

Задание 2. Прочитайте текст и скажите, о чем в нем идет речь. Дайте заглавие тексту.

Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за год. Продолжительность года составляет 365 суток 5 час. 48 мин. 46 сек. Ось Земли сохраняет постоянное направление в пространстве. Прибор, который показывает, как происходит обращение Земли вокруг Солнца, называется теллурий (от лат. «теллус» – земля). (Г.С. Калинова и др. Естествознание.)

Задание 3. Обратите внимание на правописание имен собственных (Земля, Солнце). В каком случае мы пишем эти слова с маленькой (строчной) буквы? Выпишите термины, необходимые для понимания текста (ось Земли, теллурий). Задайте к тексту вопросы. Перескажите текст, пользуясь изученными конструкциями.

Поскольку в качестве материалов для подобных уроков можно использовать тексты из учебников по любому предмету, не будет преувеличением сказать, что русский язык является средством, способным интегрировать практически все предметы школьной программы в единое целое.

Игровые технологии

Дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду ― незаметных и тихих. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.

Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные. Также можно предложить конкурсы узкой направленности: конкурс капитанов, конкурс теоретиков и т. д.

На уроках русского языка могут использоваться игры со словами, игры-консультации, викторины.

Задание 1. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.

МЕ()ОЛАД ЖЕЛ()СИН ТАМ()КА

ВАМ()АТ

ДРА()УРА

КИШ()ЕЙ

КАР()ЕМЕЦ

ВАМ()АМИДА

ВОС()АРЬ

ВОК()ЕЖЬ

ПО()ОТОК

У()ОВА

ГОР()ОЛАД

НА()НЯ

ЗА()ЕЦ

СВИР()НИК

КАР()НА

ПО()АТКА

АМ()АК

ГО()КОТ

КОВ()НЯ

КАБ()ОШКО

ФОР()НИК

Задание 2. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложении точно такие же, как в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.

Сурепая рашка зажугила квинячий торщ.

Задание 3. Вы хотите удивить всех. Допишите прилагательные к словам так, чтобы получился оксюморон: вода, мошенник, гром, мудрец, дурак.

Учитель может проводить уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-КВН, уроки - ролевые игры, уроки-соревнования, театрализованные уроки. Игровые технологии будут эффективными, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе.

Метод проектов

Что же может стать содержанием исследования по литературе и русскому языку?

Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы, анализ произведений или эпизодов, инсценирование, синквейны, сочинение, составление тестов, игр и прочее.

На мой взгляд, самый эффективный вид проекта - мини - проект. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение - миниатюры и др. Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат. Детям нравятся синквейны на уроках литературы и русского языка.

Результат проектной деятельности:

словарик,

морфологический портрет слова,

энциклопедия одного слова,

сборник иллюстраций,

сборники собственных творческих работ,

стенгазета,

видео- или слайд-фильм,

лингвистический анализ текста,

публикация,

буклет,

презентация

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Информационные технологии

Повысить интерес к изучаемым предметам, активизировать познавательную деятельность учеников, развивать их творческий потенциал помогает использование информационно-компьютерных технологий. Учитель должен владеть многими педагогическими технологиями и, в том числе, информационными и применять их в образовательном процессе

Компьютер стал привычным атрибутом на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности. ИКТ позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков

Мы используем следующие варианты применения ИКТ :

    создание презентаций к урокам (и учениками, и учителем),

    работа с ресурсами Интернет,

    работа с интерактивной доской,

    использование готовых обучающих программ,

    разработка и использование собственных авторских программ.

Для того чтобы вызвать интерес к литературному произведению, просматриваем фрагменты фильмов, спектаклей. На уроках литературы звучат аудио-записи.

Использование информационных технологий позволяет раскрыть творческий потенциал учителя и объединить вокруг него таких же творчески настроенных учеников. Это может быть заочная экскурсия по литературным местам, знакомство с творчеством писателя, подготовительная работа к сочинению по картине…

И эта работа имеет большое значение для формирования навыков самостоятельной работы по поиску информации, включает школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствует самореализации и саморазвитию личности ученика.

Таким образом, вышеизложенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Использование современных технологий формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Реализация ФГОС ООО в школе положила начало формированию опыта на основе методологии компетентностного и метапредметного подходов, разрабатываемых в работах И.А.Зимней, А.В. Хуторского, В.В. Краевского, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, А.Л.Андреева и др.

Ведущей идеей использования компетентностных заданий является ориентация на достижение метапредметных результатов для формирования ключевых компетенций, необходимых для эффективной деятельности в различных сферах жизни.

Основой для развития познавательной стратегии школьников являются КОЗы – компетентностно-ориентированные задания. Данный вид заданий можно классифицировать по структуре и характеру выполнения на творческие (эвристического характера, не содержащие чётких требований к структуре и порядку выполнения) и структурированные (соответствующие определённой структуре).

Специфика компетентностных заданий в том, что их решение всегда предполагает обращение к личному опыту ученика, социальную и личностную значимость, использование лингвистических, культуроведческих, коммуникативных знаний в практической деятельности.

Компетентностно-ориентированные задания структурированного типа ( КОЗ ы) представляют собой способ формирования и развития у учащихся таких компетентностей , как информационная, коммуникативная и компетентность разрешения проблем.

Каждая компетентность при разработке КОЗ представляется несколькими аспектами, которые, в свою очередь, определены на разных уровнях (низкий, средний, высокий).

Коммуникативная компетентность включает следующие аспекты: письменная коммуникация, публичное выступление, диалог, продуктивная групповая коммуникация.

Информационная компетентность: планирование и поиск информации, извлечение первичной информации, извлечение вторичной информации, обработка информации.

Компетентность разрешения проблем. Идентификация (определение) проблемы, целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы, использование ресурсов, оценка действий, оценка результата/продукта деятельности, рефлексия (оценка собственного продвижения).

Компетентностно-ориентированное задание : во-первых, это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; в-четвёртых, его структура состоит из определенных элементов.

Компетентностно-ориентированное задание состоит из: 1) стимула; 2) задачной формулировки; 3) источника информации; 4) бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ); 5) инструмента проверки.

Алгоритм введения КОЗ структурированного типа выглядит следующим образом.

1. Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательна связь с практикой).

2. Формулировка задания:

текст задания должен начинаться с глагола;

в тексте задания указано, ЧТО делать, и есть указание на то, КАК делать (в зависимости от уровня).

3. Информация, необходимая для решения данной задачи.

4. Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания).

От обычного задания КОЗ отличается тем, что ученику предлагается определенный план действия при поиске ответа на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы.

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке означает моделирование образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе:

использования дополнительных возможностей изучаемого материала;

адекватных способов организации изучения традиционного программного материала.

Среди способов организации изучения программного материала, позволяющих эффективно использовать компетентностно-ориентированные задания, можно назвать:

организацию изучения нового программного материала без предварительного объяснения учителя;

укрупнение дидактических единиц, концентрированное объяснение нового материала, обеспечивающее изучение основ содержания темы (понятийного аппарата, закономерностей, причинно-следственных структур, формирование обобщенной картины) с последующим расширением содержания на основе дополнения полученной из учебника или представленной учителем информации информацией, самостоятельно полученной из других источников.

Для оценивания результатов КОЗ используется 3 варианта: 1. Ключ тестового задания. 2. Модельный ответ (для самопроверки обучающимся или проверки учителя). 3. Критерии оценивания (для учителя).

Актуальность применения компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, состоит в направленности на формирование универсальных учебных действий, лежащих в основе базовых компетентностей личности (информационной, коммуникативной, решения проблем и т.д.). Применение подобного рода заданий положительно влияет на мотивацию учебной деятельности, стимулирует активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.