Мальчик в полосатой пижаме полное описание. Как Бруно воспринял то, что рассказал Шмуэль? Перечень главных героев

Ш-ш, - Шмуэль приложил палец к губам. - Молчи, а то они разозлятся.

Бруно насупился, но вздохнул с облегчением, когда к ним начали подтягиваться другие люди в полосатых пижамах; многих подталкивали солдаты, и мальчики оказались в центре толпы, так что их не было видно. Бруно не понимал, почему все такие испуганные, - в конце концов, маршировка не самое ужасное занятие на свете. Ему хотелось шепнуть этим людям, что все будет хорошо, что его отец - комендант лагеря, и если он отдает какой-нибудь приказ, значит, так надо, и бояться тут нечего.

Снова раздались свистки, и колонна приблизительно из ста человек медленно двинулась вперед; Бруно и Шмуэль по-прежнему находились в самой середине. Сзади послышалась какая-то возня, кто-то в конце колонны отказывался маршировать вместе со всеми. Бруно был слишком мал ростом, чтобы увидеть, что там происходит, он только услыхал громкие крики и выстрелы, но что к чему, так и не разобрал.

А далеко нам придется идти? - прошептал он. Ему уже давно хотелось есть.

Не знаю, - ответил Шмуэль. - Я никогда не разговаривал с людьми, которые участвовали в таких маршах. Почему-то они мне не попадались на глаза. Но думаю, вряд ли это надолго.

Бруно с беспокойством посмотрел на небо, и тут раздался еще один громкий звук - над головой прогремел гром. Небо мгновенно потемнело почти до черноты, и хлынул дождь, еще более сильный, чем тот, что шел утром. Бруно закрыл глаза и почувствовал, как по телу стекает вода. Когда он снова открыл глаза, он уже не столько маршировал, сколько его несло куда-то вместе со всеми, он был с ног до головы облеплен грязью, насквозь мокрая пижама прилипла к телу, и теперь он желал только одного - вернуться домой и наблюдать за всем этим на расстоянии, а не толкаться в самой гуще толпы.

Нет уж, - буркнул он, - так я простуду заработаю. Мне надо домой.

Но стоило ему это сказать, как толпа вынесла его к каким-то ступенькам, а когда он по ним взобрался, то оказалось, что дождя больше нет, потому что все сгрудились в длинном помещении, где было на удивление тепло. Вдобавок у этого помещения были крепкие стены и надежная крыша - ни капли влаги не проникало внутрь. Да и вообще, кажется, ничего не проникало, даже воздух.

Спасибо и на том. - Бруно был рад укрыться от грозы хотя бы на несколько минут. - Наверное, мы здесь переждем, пока не кончится дождь, а потом я отправлюсь домой.

Шмуэль прижался к Бруно почти вплотную и смотрел на него снизу вверх, в глазах его застыл испуг.

Прости, что мы не нашли твоего папу, - сказал Бруно.

Ничего, - пробормотал Шмуэль.

И очень жаль, что нам не удалось по-настоящему поиграть, но когда ты приедешь ко мне в Берлин, мы обязательно поиграем. Я познакомлю тебя с… Ох, как же их зовут? - огорченно спросил он сам себя. Ведь эти трое были его верными друзьями на всю жизнь, но все они исчезли из его памяти. Он не помнил ни одного имени и не представлял, как эти ребята выглядят. - Впрочем, неважно, познакомишься ты с ними или нет. Они больше мне не лучшие друзья. - И тут он сделал нечто, что было совсем не в его характере: взял тоненькую руку Шмуэля и крепко пожал. - Теперь ты мой лучший друг, Шмуэль. Мой верный друг на всю жизнь.

Наверняка Шмуэль что-то ответил, но Бруно не услышал, потому что в этот момент закрылась входная дверь и снаружи раздался протяжный металлический скрежет. Люди, заполнявшие помещение, громко ахнули.

Бруно приподнял брови, недоумевая, зачем запирать дверь, но решил, что это делается для того, чтобы надежнее укрыть людей от дождя, они ведь могут подхватить простуду.

А потом в помещении стало очень темно, и посреди наступившей неразберихи и страшного шума Бруно вдруг обнаружил, что до сих пор сжимает руку Шмуэля в своей руке, и теперь уже ничто на свете не заставит его разжать пальцы.

Глава двадцатая

Последняя

С тех пор Бруно пропал.

Почти неделю солдаты прочесывали дом, двор и окрестности, разъезжали по соседним городкам и деревням, всюду показывая фотографию маленького мальчика. Наконец один из них обнаружил сложенную в стопку одежду и сапоги, оставленные Бруно у ограды. Солдат не тронул вещи, но побежал за комендантом. Тот осмотрел местность, поворачивая голову то вправо, то влево, в точности как Бруно, когда тот попал сюда в первый раз, - но так и не смог понять, сколько ни силился, что же случилось с его сыном. Мальчик словно растаял в воздухе, оставив на земле лишь свою одежду.

Мама вернулась в Берлин не так скоро, как намеревалась. Она провела в Аж-Выси еще несколько месяцев в ожидании известий о Бруно, пока вдруг не сорвалась с места, решив, что тот, возможно, отправился домой самостоятельно. Подъезжая к их берлинскому дому, мама уже видела, как он сидит и ждет ее на крыльце.

Разумеется, там его не было.

Гретель вернулась в Берлин вместе с мамой. Она подолгу просиживала одна в своей комнате и плакала - не потому, что выбросила всех своих кукол, и не потому, что оставила в Аж-Выси карты, утыканные булавками, но потому, что ей сильно не хватало Бруно.

Отец провел в Аж-Выси еще год, безжалостно гоняя солдат и офицеров, чем и заслужил их ненависть. Каждый вечер он ложился спать с мыслью о Бруно и просыпался, думая о нем же. Со временем в его голове сложилась гипотеза, приблизительно объясняющая, что же произошло с его сыном, и отец отправился на то место у ограды, где год назад была найдена кучка одежды.

На первый взгляд ничего примечательного там не было, этот участок ничем не отличался от прочих, но затем комендант произвел небольшое исследование и обнаружил, что ограда в этом месте не была должным образом прикреплена к земле, и если приподнять проволоку, то под ней вполне мог проползти низкорослый и не толстый человек (например, десятилетний мальчик). Комендант поглядел вдаль и с помощью логики восстановил случившееся шаг за шагом, а когда восстановил, то обнаружил, что ноги отказываются ему служить - будто больше не в силах подпирать его тело, - тогда он уселся на землю почти в той же позе, в какой чуть не каждый день в течение года сиживал Бруно, разве что не поджал под себя ноги.

Спустя пару месяцев в Аж-Высь пришли другие солдаты и велели отцу идти с ними, и он пошел - без возражений и даже с радостью, потому что ему было совершенно безразлично, что его ждет.

Вот так заканчивается история Бруно и его семьи. Конечно, все это случилось очень давно и никогда больше не повторится.

Не в наши дни и не в нашем веке.

Идея урока по роману «Мальчик в полосатой пижаме» возникла в период подготовки к празднованию Дня Великой Победы над фашизмом. Я предложила ребятам прочитать роман Джона Бойна. Выполняя задания к уроку, шестиклассники говорили о том, что раньше они ничего не знали о нацистских лагерях. Разговор о нацизме — нелёгкий разговор. Не все дети смогли понять последние строки о главных героях и задавали вопрос: «А что стало с Бруно и Шмуэлем?» Дети не могли поверить в то, что произошло. «Такое действительно было?» — с болью спрашивали ученики.

Дети глубоко пережили роман, а кадры фильма Марка Хермана дополнили впечатление от прочитанного. Урок был проведён в апреле 2015 года. В октябре, когда ребята уже стали семиклассниками, я их спрашивала, какая из книг, прочитанных в 5 — 6 классах, запомнилась им больше всего. Ответ был «Мальчик в полосатой пижаме».

Цель данного урока — показать, чем страшен нацизм, вызвать эмоциональный отклик шестиклассников на роман.

— Сегодня мы проводим урок по роману современного ирландского писателя Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Роман
был написан в 2006 году, в 2008-м экранизирован британским режиссёром Марком Херманом; роман издан в 50 странах..

Назовите темы романа. (Тема нацизма, тема войны, тема детства, тема дружбы и др.)
Что такое нацизм?

Нацизм — гитлеровский режим в Германии в 1933-1945 годах.

Геноцид — истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам.

В Германии после прихода Гитлера к власти евреи были обязаны носить на рукавах повязки с жёлтой звездой, а позднее были отправлены в
концлагеря и подлежали уничтожению.

Когда и где начинается действие романа? Куда переносится действие? Почему?

Действие романа начинается в 1943 году в Германии, в Берлине, и переносится в Польшу, в городок АЖ-Высь. В АЖ-Выси новый дом главных героев. Здесь они должны жить, потому что отец получил повышение по службе.

Кто из героев романа понравился вам?

Бруно, Шмуэпь, Павел, они добрые.

Кто не понравился? Почему?

Лейтенант Котлер. Он жестокий, злой, постоянно кричал на Павла и избил его, на Шмуэля кричал и на Бруно

Чем привлёк вас Бруно?

Бруно добрый. Он любит маму, папу, бабушку. У него есть друзья. Бруно наблюдательный.

Прочитайте описание местности, которую Бруно и его сестра Гретель видят из окна комнаты в новом доме. Прочитайте о людях, которых они видят здесь. (4-я глава. «Вид из окна».)

«Метрах в десяти от сада, цветов и скамейки с табличкой обстановка резко менялась. Параллельно дому тянулась мощная ограда из прово-
локи, изгибаясь с обеих сторон и уходя куда-то вдаль, так далеко, что невозможно было различить, где она заканчивается. Попадались люди на костылях, а ещё больше с повязками на голове. Некоторые шли строем с лопатами в руках, и вели их солдаты, но куда они направлялись, невозможно было определить … Гретель посмотрела туда, куда указывал пальцем брат, и увидала группу детей, которые выходили из домика, стоявшего в отдалении.

Дети жались друг к другу, на них кричали солдаты. И чем больше на них кричали, тем теснее они прижимались к товарищам, но затем один
из солдат бросился к ним, и они отцепились друг от друга, наконец сделав то, чего, похоже, от них добивались, — выстроились в ряд. После чего солдаты начали смеяться и аплодировать».

Как дети воспринимают эту картину? Что их больше всего поразило?

Бруно и Гретель не понимают, что они видят. Им не хватает слов, чтобы описать своё изумление. Зачем кому-то понадобилось строить такие отвратительные здания? Кто эти люди за высокой оградой с мотками колючей проволоки? Почему все они одеты совершенно одинаково: серая полосатая пижама и серая полосатая шапочка на голове? «И зачем папа перевёлся на новую работу в таком противном месте?» Бруно стало холодно и страшно, а «Гретель, глядя на острые шипы, торчавшие повсюду, почувствовала вдруг, как у неё что-то заще-
мило внутри.

Образ колючей проволоки — один из центральных образов романа. Подумайте, символом чего является образ. Ближе к концу урока мы
вернёмся к этому вопросу.

Увиденное не даёт покоя Бруно, и он обращается к отцу: «Кто эти люди, что тут живут?»

Перескажите эпизод «Разговор в кабинете отца» из 5-й главы. Какие чувства испытывает Бруно в разговоре с отцом? О чём говорят читателю его чувства?

Из окна отцовского кабинета мальчик видит тоскливый пейзаж с оградой и проволокой. Бруно не нравится в Аж-Выси, он хочет, чтобы отец понял, как ужасен этот Аж-Высь, хочет, чтобы отец согласился уехать отсюда навсегда, ведь здесь нет их красивого дома, нет друзей, не с кем поговорить, не с кем играть. Бруно сильно огорчён, что отец не понимает его чувств, не понимает, как ему тяжело. Чувства, которые он испытывает в разговоре с отцом, говорят об искренности мальчика, о том, что ему здесь страшно, что он несчастен здесь, что ему хочется вернуться домой, в Берлин, к своим друзьям.

у Бруно, как и у любого мальчика, есть занятия и игры, которые ему нравятся. Назовите его любимые занятия и игры. Кем он хочет стать, когда вырастет?

Бруно любит читать и рисовать. Он читает «Остров сокровищ», книгу, подаренную отцом. Мальчику также нравятся истории о рыцарях, искавших приключений в заморских странах. Когда вырастет, он хочет быть путешественником-исследователем, как Христофор Колумб и Америго Веспуччи. Их приключения и потрясающие судьбы привлекают Бруно. Ещё он любит кататься на качелях и играть. На каждое Рождество, на каждый день рождения Бруно играл в пьеске, которую придумывала бабушка для него и Гретель. Для спектакля его наряжали то принцем, то арабским шейхом, то римским гладиатором. Но больше всего ему нравится исследовать неведомый мир, Существует одна игра, для которой не требуется напарников, и называется эта игра «экспедиция в новые земли». Бруно и в Берлине играл в неё в одиночку.

Несмотря на строгий запрет не гулять за домом, не приближаться к ограде, не играть в исследовательскую экспедицию в Аж-Выси,
Бруно всё же нарушает его. Играя в экспедицию вдоль ограды с колючей проволокой, он сделал открытие.

Какое открытие сделал Бруно? Озаглавьте эпизод,

Бруно не может не играть. Оставшись один, он и играет в экспедицию. «Экспедиция» Бруно привела к знакомству с мальчиком Шмуэлем. Он был поменьше Бруно, на нём была полосатая пижама и матерчатая полосатая шапочка, как и у остальных людей за оградой. Ни ботинок, ни носков на нём не было. А на рукаве он носил повязку со звездой. Бруно никогда в жизни не встречал такого тощего и унылого мальчика с огромными грустными глазами, но всё же решил поболтать с ним и сказал, что проводит здесь исследовательскую экспедицию. Завязался разговор, в ответ на свой вопрос, почему на той стороне ограды так много людей и что они там делают, Бруно услышал историю о том, как Шмуэль здесь оказался, Этот эпизод можно озаглавить «Новое знакомство». Знакомство с новым лучшим другом должно стать тайной, их общей тайной, такое решение принял Бруно.

Как Бруно воспринял то, что рассказал Шмуэль?

Бруно не понимает, почему Шмуэль, рассказывая о своих страданиях, чуть не заплакал. Он старается приободрить нового друга и
считает, что ничего такого уж страшного со Шмуэлем не случилось, «Разве мне не пришлось пережить то же самое — восклицает Бруно,
радуясь тому, что он не единственный мальчик на свете, которого вынудили уехать из дома, Бруно видит расстроенное состояние Шмуэля и
не понимает причины этого, Бруно не понимает разницы в их положении, для него новый друг-мальчик, с которым ему интересно, а всё остальное не имеет значения.

От отца Бруно знает, что люди за оградой, живущие в низеньких длинных домиках, одетые одинаково, « … И не люди вовсе … И ничего общего с тобой у них нет и не может быть». Но Бруно не усвоил этих уроков, его сердце не испорчено, и знакомство переросло в дружбу.

Что сближает Бруно и Шмуэля? О чём они разговаривают? (1З-я глава. Эпизод «Дружба».)

Бруно и Шмуэль родились в один день: пятнадцатого апреля тысяча девятьсот тридцать четвёртого года, им обоим по девять лет. Мальчики любят своих маму и папу, бабушку и дедушку, Бруно гордится отцом, Шмуэль С любовью рассказывает о маме, Дети вспоминают о родном доме и о родном городе с грустью, Бруно вспоминает о Берлине, Шмуэль — о Кракове. Им тяжело в АЖ-Высе, Бруно восклицает, что он
ненавидит это место, а Шмуэль тихо произносит: «Ты не знаешь, каково здесь живется», Ещё они рассказывают друг другу о своих родных, о своих приключениях, о старых друзьях, о тех людях, с которыми здесь познакомились.

Бруно и Шмуэль — добрые, искренние мальчики. Бруно испытывает беспокойство за своего друга и, видя, что Шмуэль худеет на глазах, приносит ему хлеба с сыром, Шмуэль благодарен за доброту и за еду. Он рассказывает Бруно, что любит животных и, когда вырастет,
хочет работать в зоопарке, Бруно постоянно спрашивает Шмуэля, можно ли ему проползти под проволокой, чтобы они поиграли вместе по ту сторону ограды. Но каждый раз Шмуэль, переживая за него, отвечает: «Нет, не стоит». Оба мальчика дорожат своими отношениями, Бруно и Шмуэль подружились, несмотря на то что их разделяет ограда с колючей провопокой и несмотря на то что один из них сын коменданта лагеря, а другой заключённый еврейский мальчик.

Обратимся к 15-й главе, к эпизоду «Предательство». Почему Бруно предал друга? Как он себя чувствует после этого?

В дом коменданта лагеря лейтенант Котлер привёл Шмуэля и оставил его одного для работы на кухне. Нечаянная встреча в доме вызвала радость у мальчиков и стала испытанием для Бруно. Предложив еду Шмуэлю (Это же всего-навсего еда), Бруно не понимает, чем его друг так напуган, почему он, очень голодный, отказывается от угощения, а потом всё же, не выдержав, проглатывает пищу за несколько секунд.

Неожиданно возникший Котлер догадался, что мальчики разговаривали и заключённый еврей ел. от дикой ярости лейтенанта, обрушившейся на Шмуэля, Бруно не мог произнести ни слова, он никогда не видел, чтобы человек был так напуган, как Шмуэль сейчас, Ему хотелось защитить друга, но это было не в его силах, потому что ему тоже стало очень страшно. Бруно испытывает ужас от жестокости офицера и, всей душой ненавидя лейтенанта Котлера, не своим голосом выпаливает предательские слова.

Никогда Бруно не было так стыдно, он не мог представить, что способен на предательство. «Как он мог настолько струсить, как он мог
предать своего друга?» — эти мысли мучают его. Он с горечью думает о том, что прощения ему нет.

Что произошло потом?

Бруно долго не мог оправиться от потрясения и продолжал корить себя за то, что он отрёкся от дружбы со Шмуэлем, Шмуэль простил друга и сделал то, чего никогда прежде не делал: приподнял проволоку снизу, просунул в щель руку и не убирал её, пока Бруно не протянул свою, «Оба улыбались, когда их ладони сплелись в рукопожатии». Их странная дружба росла и крепла, но Бруно переживает, что у них даже не получается по-настоящему быть вместе, потому что между ними всегда этот проволочный забор.

Символом чего является образ колючей проволоки?

Бруно часто размышлял об ограде, о том, что происходит по обе её стороны и зачем вообще её здесь протянули. За оградой находится его друг Шмуэль и сотни других детей. Гретель объясняет брату, что забор поставлен для того, чтобы держать людей другой породы, евреев, за колючей проволокой, потому что они «и не люди вовсе … », Образ колючей проволоки — это символ разделения, символ ненависти и жестокости.)

С какой целью Бруно совершает великую экспедицию на территории лагеря? Что предполагал увидеть Бруно и что увидел на самом деле?

Вместе с мамой и сестрой Бруно должен возвратиться в Берлин. Накануне прощания мальчики придумали план великого приключения. Для Бруно и Шмуэля нет колючей проволоки! Бруно хочет исследовать неведомый мир за оградой и помочь Шмуэлю найти отца.

Для этого он переоделся в полосатую куртку, принесённую Шмуэлем, надел полосатые штаны, на голову натянул матерчатую полосатую шапочку. Шмуэль приподнял проволоку, и Бруно прополз под ней на животе, Великая экспедиция началась, Но » .. .ничего из того, что Бруно нарисовал в своём воображении, в лагере не обнаружилось». А «было вот что: люди, сбившись в кучу, сидели на земле, и вид у них был страшно унылый, Роднила их не только мрачность, но и жуткая худоба, ввалившиеся глаза и обритые головы», Бруно не понравилось в лагере, Шмуэлю тоже не нравится, Следов пропавшего отца они не нашли — Бруно пора возвращаться домой.)

Что случилось потом?

«Прости, Шмуэпь. Прости, что мы не нашли никаких сведений. Шмуэль грустно кивнул. Он не удивился, в глубине души он и не надеялся, что они отыщут следы папы. Но хорошо хотя бы то, что его друг побывал у него в гостях и посмотрел, как он живёт.

— Думаю, мне пора возвращаться домой, сказал Бруно. — Проводишь меня до ограды? Ответить Шмуэль не успел. В этот момент раздался громкий свисток, и не меньше десяти солдат … окружили площадку, ту самую площадку, на которой стояли Бруно и Шмуэль … Шмуэль прижался к Бруно почти вплотную и смотрел на него снизу вверх, в глазах его застыл испуг.

— Прости, что мы не нашли твоего папу, — сказал Бруно.
— Ничего, — пробормотал Шмуэль.
— И очень жаль, что нам не удалось по-настоящему поиграть, но когда ты приедешь ко мне в Берлин, мы обязательно поиграем … И тут он сделал нечто, что было совсем не в его характере: взял тоненькую руку Шмуэля и крепко пожал. — Теперь ты мой лучший друг, Шмуэль. Мой верный друг на всю жизнь…

А потом в помещении стало очень темно, и посреди наступившей неразберихи и страшного шума Бруно вдруг обнаружил, что до сих пор
сжимает руку Шмуэля в своей руке, и теперь уже ничто на свете не заставит его разжать пальцы», Бруно и Шмуэль были сожжены в одной из печей нацистского лагеря.

Анализ романа «Мальчик в полосатой пижаме»

4.3 (86.67%) 3 votes

Повесть начинается с описания спокойной жизни девятилетнего ребенка Бруно, живущего в городе Берлине. Папа, служащий, офицер, носит на рукаве красного цвета повязку с черным крестом. По приказанию командира, семья перебирается на новое местожительство. Отец прикладывает все усилия, чтоб достигнуть высших чинов, и с радостью соглашается на подобное предложение, хотя остальные домочадцы остаются возмущенными данным перекочеванием.

Лагерь в «Ай-Выси», где носят полосатую форму, расположен не далеко от дома Бруно, и ребенок часто забегает туда, а жутко завидует ребятам, которые живут за колючей проволокой. Он как-то видел фильм про этот лагерь, где описывалось, как живут дети, чем они занимаются, во что играют, и ему жутко захотелось туда попасть. Бруно заводит дружбу с мальчиком, евреем, он живет в «Ай-Выси» и поражается его худощавости. Ведь не знает, что творится в этом лагере. И почему у того мальчика желтая нашивка в форме шестиконечной звезды? Отчего Шмуэля нельзя лишний раз проведать. Многое не доходило до ребенка. Бруно строго настрого запретили иметь любые отношения с тем еврейским мальчиком, но он все равно тайком, прибегал к нему, и в итоге он сам оказался в этом лагере.

Мальчик простодушен и до него не доходит, что происходит в лагере, но тот, кто читает эту книгу, давно уже представил все ужасы, которые творятся в этом лагере, хотя самим писателем про это не пишется ни слова. Папа Бруно был благодушен к уничтожению большого количества людей. В конце рассказа, все идет кувырком, он разводится, а еще через какое-то время берут под арест.

Бруно со своим другом задыхаются в газовой камере.

Сколько людей погибло в этом лагере и в другом похожем не сосчитать. Сколько горя, слез причинила война. Не дай Бог когда-нибудь повториться эта история.

Картинка или рисунок Джон Бойн - Мальчик в полосатой пижаме

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мальчик и война Искандер

    Временной период, который описывается в данном произведение является Абхазской войной, которая происходила в 1992 году. В то время, человек повествующий читателям эту историю проживал вместе со своим дядей в Гаграх

  • Краткое содержание Саша и Шура Алексина

    В книге рассказывается о мальчике по имени Саша. Саша мечтал о путешествиях в дальние страны и города. Больше всего он хотел уехать куда-нибудь без матери и отца. Для Саши было в тягость, когда кто – то ему запрещал и указывал что делать

  • Краткое содержание Васильев Не стреляйте в белых лебедей

    Главного героя романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» зовут Егор Полушкин, но в деревне, где он живет, его знают как «бедоносца». У Егора есть жена Харитина, которой очень не повезло с именем

  • Краткое содержание Гайдар Дальние страны

    Рассказ о детстве деревенских мальчишек. Дружили на разъезде Васька, Петька и Серёжка. Пусть Серёжка самым вредным был: то подножку поставит, то фокус покажет такой, что можно запросто угодить в сугроб.

  • Краткое содержание Шукшин Солнце, старик и девушка

    В одном из небольших алтайских селений стояла жаркая погода, а когда вечером на землю опускалась прохлада, к берегу реки Катунь выходил старик. Однажды к нему подошла девушка лет двадцати пяти, и попросила разрешения рисовать его портрет

Для любителей фильмов, которые показывают события периода Второй мировой войны, это произведение будет просто подарком. Но в нем нет боевых действий или грозных генералов. Чем же оно цепляет?

Об отношении зрителей к произведению мы поговорим в конце статьи. Но если оценивать отзывы, «Мальчик в полосатой пижаме» поражает всех зрителей глубиной смысла и силой финала. Правда, концовки у книги и фильма совершенно разные.

Давайте познакомимся с этим шедевром поближе.

Роман Бойна

Джон Бойн - 43-летний ирландский писатель, автор двенадцати романов и более чем семидесяти рассказов. За все время было продано более пяти миллионов экземпляров, чему в значительной мере поспособствовала экранизация компанией "Мирамакс" "Мальчика в полосатой пижаме".

Это произведение было награждено двумя международными наградами. Кроме этого, в течение восьмидесяти недель роман возглавлял рейтинг ирландских бестселлеров, список бестселлеров "Нью-Йорк Таймз", а также стал чуть ли не самой популярной книгой в Испании в 2007-2008 годах.

Есть знаменитая фраза о том, что устами младенца глаголет истина. На страницах романа «Мальчик в полосатой пижаме» Бойн повествует о страшнейших событиях двадцатого века через призму восприятия их восьмилетним ребенком.

Давайте разберемся, чем привлекло читателей это произведение, а также почему фильм получился немного прозаичнее, но тяжелее, чем книга.

Но для начала следует сделать небольшое отступление.

Холокост в Германии в годы войны

В переводе с греческого этот термин обозначает «всесожжение», на иврите его называют «шоа» - «катастрофа». Это одна из самых мерзких страниц человеческой истории двадцатого века. В течение нескольких лет планомерно уничтожались не только евреи, но и славяне, цыгане, гомосексуалисты, физически неполноценные и тяжелобольные люди.

В произведении «Мальчик в полосатой пижаме» сюжет касается исключительно еврейского вопроса, поэтому дальше речь пойдет только о нем.

Что нам известно из исторических источников? Наиболее реальным документом являются протоколы В них содержатся показания штандартенфюрера СС Дитера Вислицени. Он называет цифру более пяти миллионов человеческих жертв.

Как же развивалась такая политика? Все началось с прихода нацистов к власти в 1933 году. Принимаются решения относительно «очистки арийской расы от нежелательных элементов». шла в несколько этапов. Давайте разберемся подробнее.

В 1935 году были провозглашены Нюрнбергские законы, которые лишали евреев многих прав и фактически вынуждали их бежать из страны. Проблема была только в том, что большинству было не за что и некуда уезжать. Кроме того, все страны, кроме Доминиканской республики, отказались принимать большое количество беженцев, закрывая границы.

Следующим знаменательным событием стала «Хрустальная ночь», когда прошли обширные и многочисленные еврейские погромы в Германии. Она получила такое название из-за осколков оконных стекол, которыми были усыпаны тротуары.

Далее был этап принудительного переселения на восток, в Польшу, Беларусь, Западную Украину, где создавались огороженные районы, трудовые лагеря, куда сгоняли и свозили евреев. По оценкам специалистов, самым большим было Львовское гетто, где за несколько лет побывало более четырехсот тысяч человек.

Цель ставилась следующая. Нужно было отделить нееврейское население от еврейского и заставить последних стать рабами.

Последний этап начался в августе 1941 года, когда Геринг отдал Гейдриху приказ об окончательном решении еврейского вопроса. С этого времени начинают создаваться концентрационные лагеря, где «недолюдей» тысячами уничтожают в «душегубках».

Роман «Мальчик в полосатой пижаме» отражает период начала исполнения приказа Геринга. Но о сюжете мы поговорим немного позже.

Конфликты произведения

В книге и экранизации романа «Мальчик в полосатой пижаме» содержание иллюстрирует настроения немцев в первые годы Второй мировой войны на примере одной семьи.

Здесь сплетаются несколько характеров, которые отражают разное отношение к еврейскому вопросу.

Главная же тема раскрывается через призму мировосприятия восьмилетнего немецкого мальчика, который подружился с маленьким евреем в концлагере. Он не понимает, что за «ферма» находится невдалеке, а также почему его не пускают туда.

Со временем, общаясь со слугой-заключенным, а также мальчиком Шмулем, он понимает, что происходит что-то плохое, однако все еще идеализирует отца.

Кульминация наступает в финале книги, который остается открытым. В фильме самый сильный момент также отражается в концовке, но она сделана завершенной.

Второй героиней предстает двенадцатилетняя сестра Бруно - Гретель. Она находится в начале переходного возраста и уже лишена многих наивных иллюзий. Ее гибкое мировосприятие живо реагирует на сказки о страшном Еврее, который уничтожает немецкую нацию. До концовки фильма она горячо поддерживает идею очистки нации от злых недолюдей.

Также раскрывается конфликт между отцом и матерью, показаны душевные переживания обоих взрослых. Первый хочет сделать свою семью счастливой, получив повышение, но скрывает ото всех, чем занимается на самом деле. Мать же стремится защитить детей от ужасов войны, но кульминация наступает, когда она узнает правду о концлагере.

Лейтенант, бабушка и дедушка Бруно отражают противоположное отношение к событиям в Германии. Первый настроен радикально, вторая резко отрицательно, а дедушка более нейтрально.

Примечательным моментом является смерть старушки. Мы узнаем, что она «болеет» (официальная версия для Бруно, почему она не приезжает в гости), а после сообщают о ее смерти. Это событие таит в себе загадку, но никак не получает развитее в фильме.
Получается, она символизирует образ людей, которые выступали категорически против новой власти и ее методов. Такие «протестующие» просто пропадали без вести или внезапно умирали.

Таким образом, очертив вкратце настроения в романе, давайте поговорим подробнее о кино «Мальчик в полосатой пижаме».

Сюжет фильма

Немецкий офицер получает повышение и вынужден с семьей переехать из Берлина в деревенскую местность. Ему обещан большой дом. Но первые кадры нового жилища показывают, что не все так хорошо, как казалось вначале.

Здание больше похоже на тюрьму, везде ходят солдаты. Появляется ощущение, что дети и женщина попали в заключение. Отец просто «выполняет работу». Чем он точно занимается, пока неизвестно.

Обживаясь, Бруно замечает в окно странную «ферму», жители которой ходят в полосатых пижамах. Мама даже разрешает ему поиграть с ними. Здесь возникает первый конфликт, когда ужасы войны начинают просачиваться в семью.

Дети видят заключенного-слугу, который приписан к семье коменданта, а родители ссорятся из-за того, что лагерь находится близко к дому.

Развитие сюжета происходит в двух направлениях. С одной стороны, приезжает репетитор, который начинает вбивать идеи национал-социализма и чистоты в головы детей. С другой, мальчик часто пробирается через задний двор к забору концлагеря, за которым видит совсем иное.

В то время, когда Гретель заражается идеалами Гитлера, вешает его плакаты у себя в комнате, Бруно познает обратную сторону медали. Он начинает общаться со Шмулем, восьмилетним евреем, через колючую проволоку, а также беседует со слугой.

В ответах на недоуменные и наивные вопросы маленького немца автор раскрывает весь ужас и безвыходность положения заключенных. Но это только начало трагедии.

Периодически ветер приносит страшную вонь со стороны лагеря. Семье сообщают, что это сжигают грязную одежду заключенных. Переворот происходит под конец фильма, когда Шмуль рассказывает Бруно о горах никому не нужной одежды в бараках. А лейтенант случайно проговаривается жене коменданта о реальном «топливе» печей.

Кульминация наступает, когда немецкий мальчик обещает еврейскому помочь найти отца в лагере. Этим он пытается искупить свое предательство их новоиспеченной дружбы, когда по его наговору наказали Шмуля.

Книга завершается проникновением Бруно внутрь концлагеря через подкоп. Кинолента же немного расширяет роман. В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» конец создан завершенным, в отличие от печатного варианта.

В экранизации мы видим смерть двух мальчиков в «душегубке», а также горе семьи. Глаза отца выражают полный крах его прошлых убеждений.

Финальная сцена с кучей брошенной одежды убитых людей возвращает еще раз к мыслям об ужасе всех этих событий.

Теперь давайте кратко познакомимся с актерским составом.

Первая значительная роль Баттерфилда

Мальчика Бруно играл Эйса Баттерфилд. Это роль стала его первым серьезным появлением на экранах. Ему тогда было девять лет. Актерская карьера этого молодого дарования началась в семь лет на подмостках школьного театра. Далее была роль в одной телевизионной драме.

За роль Бруно он номинировался на «Самого перспективного новичка», но занял второе место. Чем же эта роль так покорила сердца зрителей?

Ответ мы найдем, прочитав отзывы. «Мальчик в полосатой пижаме» - фильм, который открыл дверь молодому актеру в мир популярности.

Эйсе удалось передать образ искреннего и наивного восьмилетнего мальчика (которым, по сути, он и был на тот момент). Познавая мир и отношения между людьми, он впервые сталкивается с жестокостью и несправедливостью реальности.

В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» актеры потрясающе справляются с реализацией своих ролей. Игра полностью отражает всю драматичность ситуации.

А смерть Бруно, по мнению некоторых критиков, символизирует гибель человечности в тисках военной машины рейха.

Мать и сестра Бруно

Эти две женщины прекрасно сыграли свои роли. Амбер Битти - актриса, игравшая дочку, а Вера Фармига - маму.

Им необходимо было выразить ощущения немецких женщин двух возрастных групп, с которым они блестяще справились.

Если обратить внимание на отзывы, «Мальчик в полосатой пижаме» задевает мировоззрение многих людей сегодня. Ведь похожие идеи популярны и в наше время.

Гретель вобрала в себя все характеристики идеалистически настроенной, молодой и горячей молодежи. А уже остепенившаяся Эльза, которой есть что терять и за что бороться, показывает нам настроение мирных мещан, не симпатизирующих политике Гитлера.

На протяжении большей части фильма они живут каждая в своем вымышленном мире. Эльза прячется за положением матери и жены, которая «не лезет в дела мужа», а только занимается домом и детьми. А дочка находится в ложных фантазиях, вложенных ей в голову репетитором, и образом красивого лейтенанта, в которого она влюбляется.

Крах иллюзий наступает в конце фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Актеры потрясающе сыграли состояние людей, на которых обрушилась реальность. И молодая идеалистка, и зрелая мать семейства оказались уничтоженными машиной войны.

Тяжелый выбор коменданта

Относительно фильма «Мальчик в полосатой пижаме» книга дает больше возможностей для размышлений. Однако драматизация образа коменданта лучше представлена именно в экранизации.

Играет немецкого офицера, который попадает между наковальней и молотом. Он пытается защитить семью от сложившегося положения в стране, с одной стороны. С другой же ему приходится скреплять рушащиеся отношения с женой и детьми, которые не выдерживают жестокости происходящих событий.

Особенно примечателен момент в финале произведения «Мальчик в полосатой пижаме». Фильм даже немного акцентирует на этом внимание зрителя. Комендант, рационализировавший процесс уничтожения заключенных, сразу же теряет сына в этой чудовищной мясорубке.

Его роль отражает рабское положение человека в государственном механизме.

Вынужденный подчиняться приказам беспрекословно, Ральф исполняет свои обязанности исключительно хорошо. Неплохо он справляется и с ролью отца на начальном этапе. Но в итоге все рушится.

Актер в роли лейтенанта

Мы получаем в начале романа «Мальчик в полосатой пижаме» описание молодого офицера как ярого поборника новой идеологии. Он выступает за чистоту нации и явно гордится своей причастностью к процессу «уборки мусора». Руперт Френд потрясающе справился со своей ролью.

Он старается стать идеальным в своем новом образе. Почему в новом? Потому что в процессе развития сюжета мы узнаем о его отце. Оказывается, этот человек был противником политики Гитлера и уехал в Швейцарию.

Так, всего лишь одним ответом на пустой вопрос гостя о семье рушится вся карьера молодого лейтенанта, на которую он возлагал такие надежды. Вдобавок Курт допускает вторую ошибку. Он проговаривается жене коменданта (думая, что она в курсе и разделяет его восторг) о том, что в печах жгут не одежду, а трупы.

Эта случайно вырвавшаяся реплика одновременно разрушает и семью Ральфа и Эльзы, и будущее лейтенанта Кетлера. В итоге его отправляют на фронт.

Таким образом, в романе «Мальчик в полосатой пижаме» автор показывает бездушность военной машины, которая не обращает внимания ни на «своих», ни на «чужих», а просто «питается» человеческими жизнями. Причем приносятся они в жертву совершенно разными способами, которые ввергают людей в пучину смерти и безумия помимо их воли.

Оценки критиков

В начале скажем об экранизации «Мальчик в полосатой пижаме». Фильм получает несколько наград.

На Чикагском кинофестивале он выигрывает приз зрительских симпатий. В Испании получает премию Гойя как лучший фильм Европы. Вера Фармига получает независимую кинонаграду Великобритани как лучшая актриса года.

Кроме этого, Эйса Баттерфилд номинировался как «Открытие года» за роль в фильме «Мальчик в полосатой пижаме». Содержание же и постановка настолько захватили членов жюри, что Херман получает приз в номинации «Лучший режиссер».

Теперь отзывы критиков о романе. Такие средства информации, как "Гардиан" и "Ирландское Время" назвали его маленьким шедевром, западающим в сердце и буквально разъедающим душу.

Также интересен такой отзыв: «Это притча о чистоте человеческого добра и невинности, которые оказываются за пределами вечной борьбы света и тьмы».

Что можно сказать о самом романе «Мальчик в полосатой пижаме»? Книга в свое время произвела фурор в Европе и честно заняла место среди шедевров мировой литературы.

Главный грустный лейтмотив произведения - это то, что такие зверства случились очень давно, в прошлом столетии, и больше они не повторятся. Трагизм этой фразы в том, что в реальности она оказывается сарказмом.

«Мальчик в полосатой пижаме» краткое содержание книги для читательского дневника Вы можете написать после прочтения ее сюжета.

«Мальчик в полосатой пижаме» Джон Бойн краткое содержание

История глазами девятилетнего немецкого мальчика - Бруно, который беззаботно живёт в прекрасном пятиэтажном доме в Берлине. В это время идет Вторая мировая войны. Бруно живет со своими родителями, 12-летней сестрой Гретель.

Однажды Бруно приходит домой и обнаруживает, что горничная Мария складывает его вещи в чемодан, так как они вынуждены переехать, потому что у отца новое важное назначение по службе.

Бруно не особо понимает кем работает его отец. Он знает только, что отец военный и у Фюрера на него большие планы. Именно после ужина с Гитлером отец Бруно получает должность коменданта, и семья должна переехать в Аж-Высь (в действительности, Освенцим). Бруно не хочет уезжать, он не хочет покидать свой дом, школу, своих друзей Даниэля, Карла и Мартина. Но мать говорит, что они не могут остаться.

Но новое место Бруно не нравится, он скучает, хочет играть, но не с кем. Новый дом хуже старого — есть только три этажа, а вокруг нет других домов, магазинов, фруктовых и овощных лавок. Бруно надеется, что они пробудут в новом доме несколько недель, но отец дает понять, что они здесь надолго. Из дома в Аж-Высь Бруно видит лагерь, в котором заключенные носят полосатую пижаму.

Спустя несколько недель Бруно решает, что ему нужно найти какое-то развлечение, или он сойдет с ума. Он решает соорудить качели с помощью веревки и шины. Лейтенант Котлер, подчиненный отца, помогает ему и приказывает Павлу, еврею, достать шину из хранилища. Павел помогает ему, и вскоре Бруно счастливо качается, пока не падает на землю.

К счастью, Павел видит падение Бруно, несет его в дом и обрабатывает раны. Павел в их дом приходит, чтобы чистить овощи и прислуживать за ужином. Но Бруно узнает от него, что на самом деле он врач. Бруно не понимает почему врач работает на кухне, а не лечит людей. Вскоре после этого мать Бруно возвращается домой и узнает, что произошло. Она просит Павла, сказать коменданту, что это она обработала раны Бруно.

Бруно вспоминает, что хочет сталь исследователем и решает изучить странный проволочный забор.

Вдоль забора Бруно шел больше часа, но никого не видел. Но пройдя еще немного он встретил своего нового друга - еврейского мальчика, Шмуэля, сидящего по ту сторону ограды. Оказалось, что оба мальчика родились в один и тот же день, и, как казалось Бруно, у них много общего. Бруно рассказывает, что жил в Берлине, а Шмуэля, говорит что он из Польши. Шмуэль говорит, что его отец, дедушка и брат с ним по эту сторону забора, ну а где мать он не знает, ее отвезли в какое-то другое место. Бруно и Шмуэль разговаривают и становятся очень хорошими друзьями, хотя Бруно все еще не понимает кто люди по ту сторону забора и почему они там находятся, что они там делают.

Браун спрашивает об этом у отца. Но отец говорит, что это не люди. Сестра Гретель говорит брату, что это евреи. Но Бруно не понимает, почему они там и зачем.

Отец нанимает для детей учителя герра Литца. Он Бруно не очень нравится, так как заставляет учить историю и географию, которые Бруно мало интересуют. Ему нравятся книги и поэзия. Но учитель считает это пустой тратой времени.

Почти каждый день после уроков, если не идет дождь, Бруно идет к Шмуэлю и приносит ему еду. Часто он сьедает практически все по дороге, так как идти к месту встречи довольно далеко. Бруно замечает, что Шмуэль становится все более и более тощим, иногда он видит даже синяки на его лице. Но Шмуэль не сообщает подробности о жизни в лагере, и Бруно так и не понимает что живет рядом с концентрационным лагерем.

Проходит больше года, как Бруно с семьей переехал в Аж-Высь. Он привык к новому месту, но о его дружбе с Шмуэлем никто не знает. Бруно решил это скрыть, так как не знал, как к этому отнесутся родители. Бруно уже даже забыл имена своих берлинских друзей. Ему приносили радость только встречи с Шмуэлем у ограды. Он конечно грустил, что они не могут поиграть, а могут только сидеть и разговаривать.

Однажды Бруно увидел Шмуэля на своей кухне, его привели чтобы он вымыл хрустальные рюмки перед днем рождения отца Бруно. Бруно ужаснулся, когда посмотрел на пальцы друга, они были очень худыми. Бруно решил угостить друга курицей. Но лейтенант Котлер пришел в ярость, когда понял, что Шмуэль что-то ел. Он посчитаел того вором. Шмуель сказал, что его угостил друг Бруно. Но Бруно, испугавшись, сказал, что он не знает этого мальчика.

Неделю после этого Шмуель не приходил на их встречи. А когда появился, то был весь в синяках. Бруно попросил прощения у Шмуэля и тот простил друга. Они продолжали регулярно встречались у ограды.

Когда в волосах Бруно и Гретель обнаружили яйца вшей, то сестре обработали голову, а все волосы Бруно состригли. Бруно был расстроен, что он выглядит как Шмуэль, только толще. Мать Бруно в конце концов убеждает отца вернуть их в Берлин и остаться без них. Мать понимает, что это не место для детей. Гретель обрадовалась переезду в Берлин. А Бруно не мог понять хочет он возвращаться? Своих друзей он забыл, а оставлять Шмуэля ему не хотелось.

В четверг Бруно решил сходить попрощаться со своим другом, ведь в субботу они должны ехать в Берлин. Однако, как выясняется, у Шмуэля беда: его папа пропал. Бруно решает пробраться в лагерь в пятницу, чтобы найти отца Шмуэля и провести исследовательскую работу, ведь он так и не видел как живет друг.

На следующий день, Шмуэль приносит Бруно полосатую пижаму. Бруно снимает свои вещи и складывает возле забора, а сам одевает полосатую пижаму и пролезает под забором в лагерь. Теперь он выглядит точно так же как и все узники. Увидев лагерь и измученных людей Бруно решает, что ему тут не нравится и решает немедленно вернуться домой. Но Шмуэль напоминает, что они должны найти его отца. Друзья ходили по лагерю больше часа, но так ничего и не узнали.

Когда Бруно уже хотел идти к ограде, то оказался с Шмуэлем окружен группой заключенных на «марше». Вокруг заключенных шли солдаты, Бруно даже слышал выстрелы. Начался дождь… Бруно было холодно, он переживал, что опоздает на ужин. Их завели в теплое помещение и заперли там (ни один мальчик не понимает что это газовая камера), они держатся за руки. В газовой камере Бруно приносит извинения Шмуэлю за то, что он не нашел его отца и говорит Шмуэлю, что он лучший друг на всю жизнь. Свет гаснет, возникает хаос, и мы, к сожалению, знаем, что конец их истории не будет счастливым.

В последней главе рассказывается, как семья занимается поисками Бруно: в конце концов его мать и Гретель возвращаются обратно в Берлин, а отец остается в Освенциме. Однажды он понимает, что же случилось с его сыном. Он идет к месту, где Бруно оставил свою одежду и с ужасом осознает, что случилось с его сыном, когда видит, что под сеткой можно пробраться на территорию лагеря.