Правописание частиц не и ни интернет урок. Конспект урока русского языка: "Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи"

7-й класс

Не и ни в отрицательных наречиях

Цели урока:

Познакомить учащихся с правописанием не и ни в отрицательных наречиях;

Закрепить навык по правописанию наречий;

Повторить правописание отрицательных местоимений;

Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Лексическая разминка.

Задание. Допишите нужное существительное, которое должно начинаться с не-.

1) Состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения, – это (невесомость) .

2) Вымысел, лживое сообщение – это (небылица).

3) Незнание, неосведомленность – это (неведение).

4) Невоспитанный, грубый человек – это (невежа) .

5) Малообразованный, а также несведущий в чем-то – это (невежда) .

6) Простодушие, наивность – это (невинность).

7) Человек, настроенный к кому-либо неприязненно, – это (недоброжелатель) .

8) Слабость, болезнь – (немощь) .

2. Проблемный вопрос.

Задание. Какой частицей (не или ни ) можно заменить частицу даже и союз и?

Ответ. Частицей ни.

3. Наречия или местоимения?

Задание. Внимательно прочитайте данные предложения. Определите, какой частью речи являются выделенные слова – наречием или местоимением?

1) Нигде не видно жилья. (Наречие.)

2) Ничем не измерить просторы полей. (Местоимение.)

3) Никак не удавалось преодолеть эту вершину. (Наречие.)

4) Некем тебя заменить. (Местоимение.)

II. Объяснение нового материала.

1. Не и ни в отрицательных наречиях. (Работа с материалом учебника или материалом презентации, выполненной в программе PowerPoint.)

Не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно:

не"где – ни где", не" когда – ни когда".

Под ударением пишется не, в безударном положении – ни:

не"сколько – ни ско"лько.

2. Проблемный вопрос.

Какая часть речи, кроме наречия, пользуется этим правилом? Выберите правильный отв ет.

1) Местоимение.

2) Имя прилагательное.

3) Имя существительное.

Ответ: местоимение.

III. Закрепление нового материала.

Задание 1. Выберите правильную букву в словах: е или и?

Н_кому н_ известно, приблизиться н_заметно, н_искренне вздохнуть, вести себя н_принужденно, поступить н_обдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_ видно, н_чем н_ измерить, н_когда н_ предполагал, н_чего н_ пойму, н_ с чем н_ соглашусь, н_как н_ удавалось преодолеть, н_откуда взять.

Ответ. Никому не известно, приблизиться незаметно, неискренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал, ничего не пойму, ни с чем не соглашусь, никак не удавалось преодолеть, неоткуда взять.

Задание 2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий предложения. Какие наречия не имеют противопоставленных пар?

Негде – нигде.

Некуда – никуда.

Неоткуда – ниоткуда.

Некогда – никогда.

Незачем – …

… – никак.

… – нисколько.

Задание 3. Пишем словарный диктант. Какое правило нужно вспомнить?

Поневоле пришлось уехать, на улице по-весеннему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бегать без устали, вволю поиграть, ветер продувает насквозь, кое-как передвигаться, поступать по-своему, запоминать крепко-накрепко, поссориться сгоряча, по-прежнему дружить, смущенно улыбаться.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Запоминаем правило.

Задание. Закончите предложения.

1) В отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка… (не).

2) В отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка… (ни).

2. Не с разными частями речи.

Задание. Вставьте пропущенные буквы (е или и ), раскройте скобки.

(Н_) за что (н_) берусь.

(Н_)чего (н_) хочу.

(Н_)чуть (н_) боюсь.

(Н_)сколько (н_) страшно.

(Н_) о чем заботиться.

(Н_)где играть.

(Н_) с кем дружить.

(Н_) у кого (н_) был.

(Н_)как (н_) пойму.

(Н_)откуда взять.

3. Не или ни?

Задание. Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ.

1) (Не,ни)где не видно жилья.

2) (Не,ни)чем не измерить простора полей.

3) (Не,ни)когда не предполагал, что (не,ни)чего (не,ни)испугаюсь, (не,ни)с чем не соглашусь.

4) (Не,ни)как (не,ни)удавалось стронуться с места.

5) Писем ждать было (не,ни)откуда.

V. Творческое задание.

Задание. Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия.

1) Ум – одежда, которая (никогда) не износится, знание – родник, который (никогда) не исчерпаешь.

2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится (никуда) .

3) Приходится вертеться, если (некуда) деться.

4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было (неоткуда) .

5) Но (никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно.

6) Она (никак) не походила на свою сестру.

7. Вот отец выбежал на просеку, которую (некогда) сам прорубил.

VI. Задание повышенной трудности.

Не с разными частями речи.

Задание. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи.

1) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.

2) На чужбине чувству_шь себя путником, которому (н_)где приклонить голову.

3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.

4) (Н_)как (н_)превозмочь усталости.

5) (Н_)чуть (н_)хочется уходить.

VII. Занимательный материал к уроку.

Задание 1. Из набора букв составьте два слова.

н е н е д о л я р г о к о

Задание 2. Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему? Подберите однокоренные слова к выделенному слову.

Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.

Ответ. Лебедь у Пушкина женского рода (послала). Это связано с тем, что она – заколдованная царевна. Дозор – обзор, позор, кругозор, подзорная, взор, взирать, зрение и т.п.

VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание.

А.И. ГРИЩЕНКО,
г. Москва

Цель:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос.

  1. Определите часть речи :

а) даже; б) чтобы;

в) если; г) пускай.

  1. Назовите разряд частицы:

а) разве; б) почти;

в) давай ; г) самый .

а) если (бы) оглянулся; б) я (то) знаю ;

в) неуже (ли); г) вряд (ли).

5 . :

а)отрицательные; б)формообразующие; в)противительные ; г)модальные.

6. Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к ____________ (вопросительным)

Прослушайте стихотворение

НЕ и НИ у нас частицы, Нам их нужно уважать. И при этом не лениться, И ни часу не терять.

Различение НЕ и НИ

1. Отрицание.

(Не выучил- выучил)

1. Усиление отрицания.

4. В устойчивых выражениях

Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало

а)

Он не бывал за границей .(Отрицание)

(Усиление отрицания)

Где он только не бывал! (Восклицательное предложение)

б) .(Двойное отрицание)

в)

Заполняется пункт 3

г)

Светило солнце в вышине Ни бледно и ни ярко. И в результате было мне Ни холодно ни жарко. К доске я вышел отвечать, Стоял я перед классом. Ни дать ни взять, ни сесть ни встать, Ни рыба и ни мясо.

5. Закрепление материала

а) Кто быстрее

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,— он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Нет ошибок-3балла, 1-2 ошибки - 2 балла, 3-4 ошибки - 1 балл, более 4 ошибок - 0 баллов. Прибавьте полученные результаты к набранным ранее баллам.

в) С.Я.Маршак в 1942 году написал стихотворение.

"Не" и "Ни"

Мне рассказывал смоленский Паренек: - В нашей школе деревенской Шел урок. Проходили мы частицы "Не" и "ни". А в селе стояли фрицы В эти дни. Обобрали наши школы И дома. Наша школа стала голой, Как тюрьма. Из ворот избы соседской Угловой К нам в окно глядел немецкий Часовой. И сказал учитель: "Фразу Дайте мне, Чтобы в ней встречались сразу "Ни" и "не"." Мы взглянули на солдата У ворот И сказали: "От расплаты НИ один фашист проклятый НЕ уйдет!"

г) Составьте предложения

д) Цифровой диктант

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2. Кто ни

3. Кто не

4. Сколько бы ни

5. Сколько я еще не

6. Не один ты такой!

7. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

8. Нашу собаку не

Ответ: 1,2,1,2,1,1,2,1

За правильный ответ 1 балл

Вывод:

Итак, мы возвращаемся к предложению, с которого начали урок. Проверьте и объясните правильность расстановки букв. Скажите, какой частью речи являются последние два слова НИ. Правильно, это союзы, как это доказать? (Соединяют однородные члены). Но ведь о союзах мы сегодня не говорили. Почему? Различие союза ни-ни и частицы НИ - тема нашего следующего урока

Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Урок "Отрицательные частицы НЕ и НИ"»

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Цель:

Дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ, формирование умения определять смысловое значение частиц НЕ и НИ, писать НЕ и НИ с различными частями речи;

Конструировать предложения, обогащение речи учащихся, работа с фразеологизмами;

Развивать самооценку, воспитывать культуру речи через умение четко, лаконично выражать в связной речи свои мысли, тем самым проявлять интерес к языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. В ходе урока каждому из вас представится возможность получить оценку, причем что это будет за оценка, зависит только от вас. (Дети выбирают одного ученика, который будет вести учет знаний)

2. Фронтальный опрос. (За правильный ответ 0,5 балла)

    Определите часть речи :

а) даже; б) чтобы;

в) если; г) пускай.

    Назовите разряд частицы:

а) бы (формообр.); б) вот (указательная);

в) уж (усилительная); г) неужели (вопросительная).

    Отметьте формообразующие частицы:

а) разве; б) почти;

в) давай ; г) самый .

    Отметьте дефисное написание частиц:

а) если (бы) оглянулся; б) я (то) знаю ;

в) неуже (ли); г) вряд (ли).

5 .Характеристика, которая не относится к частицам :

а)отрицательные; б)формообразующие;
в)противительные ; г)модальные.

6. Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к ____________ (вопросительным)

3. Объяснение нового материала

На доске записано предложение:

Честный исследователь н.. может, чем бы он н.. занимался, оказаться в ряду лжеученых: он н.. пойдет н.. на обман коллег, н.. на искажение фактов

Учащимся предлагается вставить пропущенные буквы, а правильно ли они это сделали, они выяснят в конце урока.

Я надеюсь, что сегодня вы проявите себя как настоящие исследователи, и первое задание: назовите тему урока (Отрицательные частицы НЕ и НИ).

Прослушайте стихотворение

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять.

Как вы думаете, каков основной вопрос, который мы должны решить в ходе урока? (Когда пишется НЕ и когда НИ)

Дети чертят в тетради таблицу, которая заполняется в ходе урока

Различение НЕ и НИ

1. Отрицание. Нельзя убрать частицу, смысл изменится на противоположный

(Не выучил- выучил)

1. Усиление отрицания. Если убрать частицу, смысл не изменится, исчезнет оттенок усиления.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

2. В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

2. Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

3. Двойное отрицание = утверждение

Широта его интересов не могла не изумлять меня

3.С существительными в родительном падеже при отсутствии подлежащего. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.)

4. В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д.)

4. В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д.)

Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало

4. Работа по заполнению таблицы

а) Сравните первую группу предложений и выясните, какой смысл вносят в них частицы НЕ и НИ

Он не бывал за границей .(Отрицание)

Он ни разу не бывал за границей (Усиление отрицания)

Где он только не бывал! (Восклицательное предложение)

Где он ни бывал, всюду его встречали радостно. (Придаточная часть, нет отрицания)

Заполняются пункты таблицы 1 и 2

б) Он не мог не приехать, не мог не позвонить .(Двойное отрицание)

в) В поле ни былинки; в доме ни кусочка (отрицание при отсутствии подлежащего)

Заполняется пункт 3

г) Прослушайте стихотворение и скажите, на основе какого лексического средства оно построено?

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

Стихотворение построено на основе устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)

Заполняется пункт 4 и примечания.

Откройте учебники, параграф 67, прочитайте теорию, скажите, совпали ли ваши выводы о написании частиц с теми, что приводят авторы учебника?

5. Закрепление материала

а) Кто быстрее

Задание выполняется по рядам, каждый ученик разбирает одно предложение. Те ученики, чей ряд выполнит быстрее и правильнее, получают по 0,5 балла

1. Кто (не, ни) занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока (не, ни) остыло. 3. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 4. (Не, ни) что не пропало зря. 5. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне жизнь на новом месте. 6. В лесу (не, ни) звука.

б) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,- он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Проверьте себя (текст выводится на экран) и поставьте оценку.

Нет ошибок-3балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3-4 ошибки – 1 балл, более 4 ошибок – 0 баллов. Прибавьте полученные результаты к набранным ранее баллам.

в) С.Я.Маршак в 1942 году , в один из тяжелых периодов ВОв, написал стихотворение. Как ни странно, называлось оно Не и НИ. Как вы думаете о чем в нем было написано?

"Не" и "Ни"

Мне рассказывал смоленский
Паренек:
- В нашей школе деревенской
Шел урок.

Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.

Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.

Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.

И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."

Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"

г) Составьте предложения

1. Кто ни прочитает эту книгу….

2. Кто не прочитает эту книгу…. (0,5 балла)

д) Цифровой диктант

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2. Кто ни принимал участия в читательской конференции, все остались довольны.

3. Кто не принимал участия в конкурсе, очень сожалел потом об этом.

4. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

5. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков!

6. Не один ты такой!

7. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит .

8. Нашу собаку не покорми вовремя, так она такой вой подымет!

Ответ: 1,2,1,2,1,1,2,1

За правильный ответ 1 балл

Вывод:

Итак, мы возвращаемся к предложению, с которого начали урок. Проверьте и объясните правильность расстановки букв. Скажите, какой частью речи являются последние два слова НИ. Правильно, это союзы, как это доказать? (Соединяют однородные члены). Но ведь о союзах мы сегодня не говорили. Почему? Различие союза ни-ни и частицы НИ – тема нашего следующего урока

Звучит песня «Частицы НЕ и НИ», Радионяня

Домашнее задание

Параграф 67, упражнение 387 или сочинить стих или песню о частицах не и ни

МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Употребление частиц НЕ и НИ

(Методическая разработка урока русского языка для 6 класса)

Разработала

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Загрутдиновой Рузалии Рафаиловны

Апастово, 2013г.

Пояснительная записка

Методическая разработка урока русского языка для 6 класса на тему «Употребление частиц НЕ и НИ» предусматривает обобщение знаний по данной теме, развитие речи, совершенствование навыков грамотности, обогащение словарного запаса, воспитание любви и интереса к языку, к традициям и обычаям разных народов, здоровому образу жизни.

Урок запланирован с учётом знаний, полученных учащимися в предшествующие часы по разделу «Частицы». Обобщение по теме строится по традиционной схеме: опрос и проверка домашнего задания, закрепление знаний, задание на дом. На каждом этапе урока большое внимание уделяется повторению орфографических норм. Работа по тексту, построение предложений с устойчивыми оборотами усиливает внимание к семантическому аспекту синтаксиса. В закрепительно-тренировочных упражнениях задания даются по степени нарастания трудностей – вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. Для быстрого и эффективного контроля используется тестовая проверка, что позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала, повысить информативность об объективности результатов обучения. На протяжении урока используется интерактивная доска: презентация, тексты, тесты.

Тема урока: Употребление частиц НЕ и НИ». (6 класс).

Цель: обобщение знаний по разграничению частиц НЕ и НИ;

формирование умений различать и правильно писать НЕ и НИ;

совершенствование навыков орфографической зоркости;

развитие речи и грамотности;

обогащение словарного запаса учащихся;

воспитание любви и интереса к языку, народным традициям и обычаям, к

здоровому образу жизни.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, тексты для работы,

Карточки - подсказки, тесты.

Ход урока

I. Актуализация

    Орфоэпическая разминка (слова выводятся на экран)

Задание

В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

    Донизу, включена, лгала

    Свекла, поручни, взято

    Деспот, портфель, эксперт

    Поняли, звонит, отняла

В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

    Прибрала, алфавит, аноним

    Апостроф, одолжит, ожила

    Прислала, ломота, лечо

    Повторит, диалог, диспансер

    Проверка домашнего задания с помощью диктанта. В него включаются словосочетания из выполненного упражнения, а также ряд слов из ученического словарика

Во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, не раз там бывал, ни разу не спросил, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, никого не видел, нечем помочь, ни о чём не спросил, ни на что не смотрел, проявить недоверчивость, ничем не рисковал, незадолго до встречи, не у кого узнать, ни за что не отвечал, нечему радоваться, никем не замаскированный.

(Слова выводятся на экран и проверяются учащимися).

3. Фронтальный опрос

Для чего служит частица НЕ? Частица НИ?

Вспомните условия употребления частицы НЕ с разными частями речи.

Когда НИ является отрицательной частицей?

Когда пишется отрицательная частица НЕ, а когда – НИ?

II. Формирование умений и навыков

    Послушайте стихотворение, выпишите устойчивые сочетания с НЕ и НИ

Светило солнце в вышине

Ни бледно и неярко

И в результате было мне

Ни холодно, ни жарко.

К доске я вышел отвечать

Стоял я перед классом.

Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,

Ни рыба и ни мясо.

Составить устно предложения с устойчивыми выражениями: ни дать ни взять, ни сесть ни встать, ни рыба ни мясо

    Работа по тексту (Текст выводится на экран)

Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали (н…)соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик, (н…) одна его работа (н…) доживала до следующего праздника, потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию, но (н…) разу никому (н…) жаловался, ведь он дарил людям радость.

Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений?

1) день (№2)

2) капюшон (3)

3) труженик (№5)

4) радость (№6)

В каком предложений есть производный предлог?

Какое устойчивое сочетание вы встретили? Что оно обозначает?

Ответ: Ни свет, ни заря – очень рано.

Какие орфограммы вы вспомнили при чтении этого текста?

Ответ: правописание безударных гласных, личные окончания глаголов, употребление предлогов, правописание НЕ с глаголами, непроизносимые согласные, падежные окончания существительных и прилагательных.

3.Самостоятельна работа по карточкам

Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы (дифференцированное обучение).

Карточка №1 для тех, кто достаточно хорошо усвоил тему.

Карточка №2 для тех, кому тема показалась трудной. Вам можно использовать карточку-подсказку.

Карточка №1

1)Широта его интересов н… могла н… изумлят(?) меня.2)Собеседник

н… мог н…согласит(?)ся с моим мнением. 3)С кем тол(?)ко н… состязались наши спортсмены! 4)Кто н… знает стихов Пушкина! 5)И какой же русский н… любит быстрой езды?

Карточка №2

Где только н… побывали наши спортсмены! В каких только широтах н… звучал Гимн нашей Родины! Но сколько бы мы н… узнавали новых имён, имя неоднократной чемпионки мира и Европы Ирины Родниной вызывает у нас чувство уважения и восхищения. Н… можем н… верить, что скоро узнаем новых чемпионов фигурного катания.

Учащиеся обмениваются работами, проверяют и ставят карандашом друг другу оценки.

3. Беседа о предстоящей «Универсиаде – 2013» в городе Казани.

Как наша Республика готовится к встрече спортсменов?

Какие новые спортивные комплексы построены в городе Казани на сегодняшний день?

Какие преобразования произошли в нашей Республике в связи с предстоящей Универсиадой?

    Творческая работа по вариантам (Задание выводится на доске)

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить запятые, вставить подходящее слово в предложение.

I - вариант

III – Закрепление знаний выполнение теста

Урок по русскому языку в 7 классе

Тема:

Правописание частиц НЕ и НИ

Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ

Цели урока : расширить знания учеников о правописании частиц не и ни; отработать навык различия частиц не и ни ; пока­ зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ­ ными частями речи;

Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы

Ι. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу.

ΙΙ.проверка домашнего задания

Кто сделал диктовку на раздельное и дефисное написание частиц.

ΙΙΙ. Работа над темой урока.

1. игра «Четвёртый лишний» (слайд 2)

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

2.Слово учителя: (слайд 3)

Объясните значения устойчивых выражений :

Палец в рот не клади (смекалистый, хитрый человек, от которого можно ожидать всего), комар носу не подточит (что-либо сделано хорошо, тщательно, не к чему придраться), камень на камне не оставить (полностью разрушить, уничтожить)

ни больше ни меньше (именно столько ), ни жив ни мертв (сильно испуган), ни свет ни заря (очень рано ), ни пуха ни пера (шутливое пожелание успеха, удачи).

Какая частица пишется в данных выражениях?

Ставится запятая в выражениях?

Что такое частица

На какие разряды делятся частицы

Какие разряды частиц мы с вами изучали на предыдущих уроках

- Мы только что вспомнили правописание частицы не и ни . Как вы думаете, с какой целью

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд 4-5)

Исходя из темы, каковы цели сегодняшнего урока

Рассмотрим подробнее функции этих частиц.

1. наблюдение «Частица не» (запись опорных сведений) (слайд 6-7)

1.Ветер не утихал. (отрицание)

2.Где он только не бывал! (обобщающе –утвердительное значение)

3.Товарищ не мог не понять меня.(утверждение)

Давайте сравним наши наблюдения с параграфом учебника.

Есть ли в наших наблюдениях то, чего нет в учебном материале

2. объяснительный диктант (слайд 8)

Н… могу н… помочь.

Он никого н… ждал.

Я н… мог н… знать об этом.

Кто н… знает русского балета!

3. чтение параграфа «Частица ни»(запись опорных сведений) (слайд 9-12)

4.упр.432(1-5)

IV .Закрепление

1. Объясните выбор той или иной частицы (слайд 13)

Никогда не увидишь ты ни этой деревушки, ни этих людей.

Куда бы ни отправился странник, его везде встречали приветливо.

*Он вернулся ни свет ни заря.

*Нестерпимая жара не давала возможности ни думать, ни действовать.

*Не верил ни одной строчки.

* Кто ни посмотрит на море, оно всегда прекрасно.

*После охоты я не могу не заснуть.

2.Запомнить : не раз – ни разу; не один – ни один

3.Запомни:

нЕ кто иной, как…

нЕ что иное, как…

нИкто иной не…

нИчто иное не...

Составьте устно предложения с данными словами.

4. Проверь себя (слайд 14-15)

Определите, в каких случаях пишется частица НИ

Рисовать Егор (1)не умел и (2)ни разу в жизни (3)не видел (4)ни одной картины.

Определите, в каких случаях пишется частица НЕ (слайд 16-17)

(1)Ни музы, (2) ни труды,(3) ни радости досуга (4)не смогут заменить мне друга.

5. .Цифровой диктант

Запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим! (слайд 18)

НЕ: 2,4,7

НИ: 1,3,5,6

V .Стадия рефлексии . ( слайд 19)

Расскажите о чем мы сегодня говорили на уроке?

Расскажите, в каких случаях НЕ и НИ пишется со словами слитно?

А когда НЕ и НИ пишется со словами раздельно?

Понравился вам урок? С каким настроением пойдёте на перемену?

V I . Домашнее задание . (слайд 20)

П.71, упр.430, 434 или Составить словарную диктовку «Правописание не и ни »

ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК по русскому языку

в 10 классе (ЕМН)

Тема: «Частицы. Правописание Не и Ни»

Цели:

    – дать ясное представление о частицах как особой части речи, выполняющие различные функции в предложение;

    – закрепить знания учащихся о разрядах частиц;

    – показать роль частиц для создания образа, настроения в художественном тексте;

    – закрепить навыки слитного и раздельного написания частиц НЕ и НИ;

    – развитие устной и письменной речи учащихся;

    – воспитание активности на уроке, внимания и любви к близким и родным, чувства ответственности перед обществом, перед государством.

Тип урока : целевое применение ЗУН.

Методы: практические, словесные, частично – поисковые, наглядные.

Вид урока : урок – практикум.

Ход урока

I . Организация класса

II . Актуализация знаний

    Раздаются карточки слабым учащимся

    Ответы на вопросы:

Назовите служебные части речи (союзы, предлоги, частицы)

На какие группы делятся предлоги по происхождению (первообразные и производные) §42, стр. 231

Какие выражают значения предлоги в сочетании с падежной формой?

    пространственные: в, с, за, на, по, под, над, возле, вокруг, мимо, около…

    временные: с, до, к, на, после, прежде, во время…

    объектные: о, про, по, насчет…

    целевые: к, с, за, для…

    причинные: из-за, по, из, вследствие, благодаря…

    сравнительные: с, наподобие…

    лишения, удаления: кроме, за исключением, в отличие от … § 43, стр. 236

Что такое союзы? (служебные слова, выражающие синтаксические отношения между отдельными членами предложения, между частями сложного предложения и между отдельными предложениями)

На какие группы делятся союзы по характеру выражаемых отношений (сочинительные и подчинительные)

Какая роль у сочинительных союзов? (они связывают однородные предложения и части сложно-сочинительного предложения)

Назовите разряды п од чинительных союзов:

    временные: пока, едва, когда, покуда…

    условные: если, ежели, раз…

    уступительные: хотя, пусть, несмотря на то, что…

    причинные: потому что, так как, ибо, благодаря тому что

    следствия: так что

    целевые: чтобы, для того чтобы, дабы

    сравнительные: как, будто, словно, точно

    изъяснительные: что, чтобы

III. Новый материал.

    Запись темы;

    А что такое частицы? §44. (служебные слова, которые придают дополнительные смысловые, модальные (от слова «модальность» - категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания), эмоционально-экспрессивные оттенки значения словам, словосочетаниям и предложениям, а также употребляются для образования новых слов или иных форм самостоятельных слов)

    Работа по таблице (с.241)

Разряды частиц по значению

I . Частицы, выражающие смысловые оттенки значений

II . Частицы, выражающие модальные значения:

    утвердительные: точно, да, как же

    отрицательные: не, ни, вовсе не

    вопросительные: разве, неужели, ли

    сравнительные: как, будто, как будто

    указывающие на чужую речь: мол, якобы, дескать

III . Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные значения, усиливают выразительность, эмоциональность высказывания: ишь, что за, куда там, то-то

    устное выполнение упражнений 452 на стр. 243

Задание: найти словообразующие и формообразующие частицы.

Какие формы образуют формообразующие частицы?

№1. формообразующая частица «бы» образует условные наклонение глагола.

№2. «что-то» - словообразующая частица – «то» служит для образования неопределенного местоимения.

№3. «кое-кто» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.

№4. «кое-где» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.

№5. «пускай» - формообразующая частица служит для образования формы повелительного наклонения.

    Работа по таблице (из учебника на стр. 244, внесенной на интерактивную доску «Правописание НЕ и НИ»)

Когда же пишется частица «НЕ» слитно? Приведите примеры.

1) если слово без «не» не употребляется: недоросль, негодовать, ненавидеть, невдомёк, неряха, нелепо, невыносимый, невзлюбить;

2) если можно пообобрать синоним без «не» («не» - приставка): недруг – враг, несерьезный – легкомысленный, немедленно – тотчас, невесел – грустен;

3) с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов:

некто, нечто, некоторый, некому, некогда;

4) с полными причастиями без пояснительных слов: нерешенная задача, некрашеные полы;

5) с глаголами, имеющими приставку недо: - недоедать, недовыполнить (значение «ниже» нормы);

6) с наречиями негде, некуда, нехотя.

А когда частица «не» пишется раздельно?

1) с существительными, прилагательными и наречиями на –о, если противопоставление, или подразумевается;

2) с глаголами, краткими причастиями и деепричастиями: не читал, не думая, не подумав, вопрос не изучен;

3) с отрицательными местоимениями с предлогом, с другими разрядами местоимений: не с кем, не с чем, не от кого, не у кого;

4) с полными причастиями при наличии пояснительных слов: еще не вспаханное поле;

5)с краткими прилагательными и наречиями в роли сказуемого: не рад, не готов, не слышно, не видно;

6) в сочетаниях «далеко не», вовсе не, отнюдь не: никому не известные причины, ничуть не интересная книга, никогда не замерзающее озеро, далеко не легкое решение, отнюдь не весело.

6. Закреплению изученного - упр. 460, стр. 246

1) выразительное чтение текста;

3) – Какова основная мысль текста? Эгоизм – это чудо, это изверг добродетели;

4) передайте основную мысль текста одним сложным предложением.

Эгоист – это безобразие самодовольной, не – преклонной, дешево доставшейся добродетели, ты едва ли не противней откровенн ого безобразия порока!

5) Запись предложения у доски. Разбор, объяснение правописания «не»

Что такое «эгоизм» по словарю Ожегова? (ответы учеников)

Эгоизм – предпочтение личных интересов общественным, пренебрежение ими, себялюбие;

6) Воспитательный момент!

Зачитывание из «Азбуки нравственности» на стр. 237 отрывка об эгоизме. Эгоизм в той или иной степени свойствен каждому живому существу. Говорят даже, что без него человек бы не мог добиться чего-то большого, не смог бы защищать себя в биологической среде. Ученый Ганс Селье считает даже: если ты хочешь, чтоб тебя любили (а это нужно!), то ты из своих же эгоистических соображений должен добиться этого, то есть делать что-то хорошее для других, порой отказываясь от того, что нравится тебе. Вот почему даже самые большие эгоисты способны отказываться от своего эгоизма во имя своего «я», во имя того, кто их любит, оберегает, заботится, чтобы не потерять этого человека.

Чтение поучительной статьи «Твоя совесть» из сборника диктантов и изложений за 10 класс ЕМН на стр. 5. В жизни все начинается с малого. Совесть в человеке надо пробуждать с детства.

Изначальные уроки совести, так сказать, азбуки великой науки жизни, следующие: внушать ребенку говорить правду, не грубить старшим, не обижать младших, не брать тайком, без спросу то, что не положено.

То, что не усвоено с ранних лет, может быть приобретено позже, но уже ценой личного горького опыта, иными словами, ценой ошибок, нравственных потерь и запоздалого раскаяния.

Совесть – судья наших поступков, советчик и друг, неусыпный страж всех деяний, утешитель и безжалостный палач.

Спокоен и счастлив тот, кто живет в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с нею, поступился совестью ради маленькой выгоды или отрекся от нее из личного эгоизма. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», - сказал в свое время Пушкин.

Совестный человек не обманет, не украдет, не сподличает, не продаст, он не схалтурит, втихую не выпустит из своих рук брак. Совестный человек – значит, порядочный. Он наделен чувством достоинства, справедливостью и добротой. Такой человек живет по неписаным законам совести. Это дает самой личности спокойное удовлетворение духа, а всем окружающим дарит свет и теплоту человечности (во время чтения показать портрет Пушкина).

7) Выполнение упражнения 455 на стр. 245

А выполнить упражнение вам поможет «Алгоритм различения частиц НЕ и НИ» на стр. 244, внесенный на интерактивную доску.

А для этого устно разберем предложение №7. Увы, ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и веселья ее (Людмилы) души не веселят. № 12. Ни лесу, ни реки близко не было; ни глубокие овраги, заросшие кустарником, точно длинные, зеленые змеи, прорезали там и сям ровную степь. №13. Этот уголок (сада) вырезался как-то удобно, что никому и ни на что не был нужен, поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями.

8) Самостоятельная работа – упр. 455, стр. 245, кроме предложений №7, №12, №13

9) Индивидуальная работа по карточкам с разно уровневыми заданиями и текстам по изученной теме.

IV . Рефлексия.

Что узнали нового на уроке?

Какая таблица помогает в правописании частиц НЕ и НИ (Алгоритм различения частиц НЕ и НИ.

V . итог урока