Как говорить, чтобы вас услышали? Главные ошибки плохого оратора. Краткость в три-четыре фразы

В среднем человек получает в течение дня около 3000 информационных сообщений, но воспринимает только 10% из них. Как сделать так, чтобы ваше сообщение попало в эти 10%?

Почему 11 секунд?

Такую цифру мне подсказал счетчик глубины просмотра на YouTube. Через 11 секунд пользователи переключают внимание с одного видеоролика на другой.

Что можно сделать за 11 секунд?

Вот с чего стоит начать, если вы хотите привлечь внимание:

Пошутить . Люди готовы пропустить важную информацию, но не готовы пропустить шутку. Готовьте шутки заранее, если вы не из тех, кто легко импровизирует.

Рассказать историю. Если вы начинаете со слов «однажды», «представь себе», то сразу получаете кредит доверия минуты на две, не меньше. Собеседник поймет: вы не собираетесь его грузить или отчитывать, вы просто рассказываете историю. Лучше, чтобы она была короткая. Покажите, что вы цените время своего собеседника.

Вступить в общение – задать сначала личный вопрос, поинтересоваться делами.

Шокировать. Сообщить какой-то сенсационный факт. Пробиться сквозь информационный шум в голове современного человека, особенно подростка, сложно, поэтому сенсация привлечет его внимание.

Сообщить свежую новость. «Знаешь ли ты, что...», «я тебя удивлю».

Как удержать внимание?

Захватить внимание – это лишь первый шаг. Чтобы интерес к вашим словам не снижался, помните об универсальных законах общения. Мы слушаем, если:

– Нам важно то, о чем нам говорят

– Это новая и/или удивительная для нас информация

– Говорят лично про нас

– Нам говорят о чем-то весело, эмоционально, искренне, артистично

Поэтому прежде чем начать говорить, подумайте:

– почему человек будет это слушать?

– о чем вы хотите сказать, какова ваша цель?

– тот ли это момент?

– тот ли это формат?

Ответьте для себя на каждый из этих вопросов, и тогда вы не ошибетесь.

– Старайтесь говорить коротко, весело и по делу. Говорите только те слова, которые имеют значение. Уберите пафос и назидание, избегайте пустых слов. Лучше подержите паузу, поищите точную фразу. Не спешите говорить первое, что взбредет в голову.

– Чувствуйте момент, когда можно спрашивать и говорить, а когда лучше промолчать.

– Старайтесь больше слушать, чем говорить. Дайте понять, что вы слышите и помните то, что собеседник о себе рассказывает. Можно начинать разговор с вопроса об этом: «Ты вчера собиралась к врачу, как ты съездила?» Вопросы имеют большее значение, чем ответы.

Почему некоторые люди, говоря о чем-либо, невольно заставляют себя слушать, а другие могут вещать хоть бесконечно - окружающие пропускают их речи «мимо ушей».

Овладеть искусством риторики (правильной и красивой речи, умением убеждать) непросто, но освоить и успешно использовать некоторые правила вполне возможно.

Велика ли разница между двумя почти одинаковыми глаголами — «слушать» и «слышать»? На первый взгляд - всего одна буковка. Да и словарь толкует их практически одинаково — «воспринимать слухом». И все же какая пропасть иногда лежит между этими понятиями.

Умение слушать - это физическая способность каждого здорового человека. Но далеко не все из того, что слышит человек, он воспринимает.

Можно долго и пространно, но не всегда успешно пытаться донести до человека свою мысль. И дело не только в том, что кто-то не умеет или не хочет внимательно слушать.

Говорить так, чтобы тебя не только слушали, но и слышали - искусство, данное не каждому. Но любой человек может продвинуться в этом направлении. Нужно только понять основные принципы правильного «говорения» и немного над собой поработать.

Четко понимать, чего хочешь

Самое первое правило - человек должен четко понимать, что он хочет донести до оппонента. Неясно сформулированную мысль сложно облечь в конкретные слова.

Недопонимание желаемого результата порождает неуверенность в речи и обилие междометий для связки слов, которые вряд ли будут способствовать конструктивному разговору.

Прежде чем пытаться убедить в чем-то другого человека, необходимо тщательно продумать, а желательно еще и проговорить это для себя.

Краткость в три-четыре фразы

Знаменитая чеховская фраза о краткости - «сестре таланта» отражает еще один принцип искусства риторики. Любую мысль можно изложить, не вдаваясь в подробности.

Самую важную информацию надо сообщать коротко, используя не более 4-5 предложений. А потом уже, в процессе дальнейшего разговора, следует оговаривать детали.

Человек, произносящий речь, должен для себя определить некие временные рамки. Это не позволит пуститься в долгие рассуждения, которые, как известно, утомляют слушателя и рассеивают его внимание.

Убедиться в обратном контакте

Как бы блестяще не велась речь, всегда есть риск не быть услышанным. Поэтому важно убедиться в наличии обратной связи и «подпитывать» ее на протяжении разговора. Для этого собеседнику можно задавать любые несложные вопросы по типу «да? не так ли?».

Важен и визуальный контакт. Человек гораздо быстрее отвлекается, а значит хуже воспринимает услышанное, когда не смотрит на говорящего. В свою очередь оратор, игнорирующий взглядом слушателя, рискует довольно скоро потерять его внимание.

Дождаться ответа

Любая вопросительная интонация говорящего не должна остаться без внимания и ответной реакции. Даже если вопрос задается чисто риторически, следует дождаться ответа на него.

Ведь ответ - это не всегда слова. Достаточно одобрительного кивка либо протестующего жеста, главное, найти подтверждение того, что вопрос был услышан.

Только суть

Иногда умение «лить воду» в жизни может пригодиться. Например, на устных экзаменах, особенно если знание материала оставляет желать лучшего. Но когда человек знает, что он хочет сказать и какую мысль донести, лишние слова обычно работают против него.

Содержание разговора нужно пытаться удерживать в определенных границах, стараясь говорить только «по теме», не отвлекаясь. Хотя иногда бывает полезно в разговоре «уйти в сторону», с целью переключить и освежить внимание слушателя.

Опытные ораторы часто пользуются таким приемом, но здесь очень важно соблюсти чувство меры.

Четкое определение временных и пространственных границ

Структурирование любой информации облегчает ее восприятие. Это относится как к письменной, так и к устной речи.

Видимо, со школьных лет наш мозг привыкает к тому, что наиболее важная информация каким-либо образом выделяется, а также содержит перечисления (списки), количественные и прочие конкретные показатели.

Если речь идет о каких-то делах, требующих выполнения, следует уточнять желательные сроки, чтобы подчеркнуть обязательный характер выполнения. Особенно важно четко проговорить время, место, суммы при решении финансовых вопросов.


Негатив в слова

Без негатива, к сожалению, никуда. Он рано или поздно посещает любого человека в виде эмоций, плохого настроения, обид. Выплескивая на собеседника свои негативные эмоции, мы вынуждаем его защищаться. Истерики не конструктивны по своей сути (хотя иногда они позволяют манипулировать людьми).

Даже если цель разговора - высказать свои претензии и обвинения, нужно постараться взять себя в руки и облечь свои чувства в слова, выражающие конструктивную и обоснованную критику, не прибегаю к эмоциональным рукоплесканиям.

Проверка связи

Этот принцип близок «обратному контакту», но он позволяет продвинуться чуть дальше — убедиться, что информация не только услышана, но и воспринята. Итоговая цель говорящего в том, чтобы сказанное было понято и принято к сведению.

Обсуждения и компромиссы

Если, исчерпав все аргументы, собеседники так и не смогли прийти к взаимному согласию, значит наступило время поиска компромиссов. Человек, не готовый идти на уступки, вызывает такую же ответную реакцию. Упрямство - далеко не всегда положительное качество.

Прийти к компромиссному решению помогает умение не только говорить, но и внимательно слушать.

  • четко сформулируйте для себя мысль, которую хотите донести до собеседника и проговорите ее про себя (а еще лучше - вслух, перед зеркалом);
  • говорить, чтобы тебя услышали нужно достаточно выразительно, но не позволяйте слишком бурным эмоциям возобладать над разумом;
  • по ходу разговора неоднократно проверяйте, понимает ли вас собеседник, задавайте вопросы;
  • говорите конкретно и предельно кратко, не перегружайте речь ненужной информацией;
  • развивайте свою речь, слишком бедный словарный запас не позволяет говорить выразительно;
  • оттачивайте мастерство на близких, заставить слушать одинаково сложно как одного человека, так и большую аудиторию;
  • будьте готовы в свою очередь внимательно выслушать собеседника, только так можно прийти к компромиссному решению.

Видео: Правила риторики

3. Будьте компетентны

Обаяние - великая сила, но даже самая яркая харизма не заменит конкретных знаний. О чем бы ни шла речь - будь то обсуждение предстоящего ремонта с мужем или разговор с начальством по поводу повышения вашей зарплаты - вы должны быть вооружены информацией до зубов. Считайте, что каждый разговор - это шахматная партия, в которой можно импровизировать, но импровизация эта должна быть тщательно подготовленной. Соберите данные, почитайте мнения экспертов в интернете, соотнесите все за и против. Если понимаете, что дебаты предстоят напряженные - подумайте, с какими аргументами вам предстоит столкнуться, какие вопросы могут вам задать, и подготовьте на них убедительные ответы. В вашем арсенале непременно должны быть цифры (правда, с ними стоит соблюдать меру) и отсылки к эскпертам - и то, и другое добавит вашей речи убедительности, а вам - компетентности в глазах собеседника.

4. Говорите красиво

5. Будьте кратки

Этот совет особенно актуален для женщин - мужчины, как правило, уступают нам в многословности . Интересно, что лингвисты к мужским особенностям речи применяют термин «стиль Чехова »: мужчины и правда говорят более лаконично и емко, не растекаясь мыслью по древу; в то время как женская прерогатива - «стиль Толстого»: громоздкие конструкции, приправленные многочисленными повторами и сравнениями. Если в школе это различие оказывается нам на руку - благодаря «стилю Толстого» мы пишем многостраничные сочинения, - то во взрослой жизни оно скорее мешает; куда полезнее оказывается навык говорить кратко и по делу. Чтобы научиться краткости, попробуйте выполнять такое упражнение. Подготовьте речь (это могут быть аргументы в пользу повышения вашей зарплаты или выступление в ходе презентации), прочитайте ее вслух, запишите себя на диктофон, а прослушав то, что получилось, внесите изменения, чтобы текст стал более лаконичным и приятным на слух. Проделывайте это перед каждым ответственным разговором - и краткость постепенно станет вашей привычкой.

Имея огромное социальное значение, человеческий голос является мощнейшим инструментом вербального воздействия на людей и их подсознание. Поэтому мы сегодня поговорим о том, как связан голос и умение убеждать, а главное как научиться говорить так, чтобы вас слушали окружающие и ваши слова имели максимально весомое значение.

Вообще голос и манера говорить несут в себе сразу очень большую скрытую информацию о собеседнике. Согласно исследованиям, первичное впечатление о человеке на 55% зависит от визуальных компонентов поведения (мимика, позы, жесты, взгляд) и на 38% — от голоса. Лишь оставшиеся 7% опираются на то, что именно этот человек говорит.

Наряду с отпечатками пальцев и строением сетчатки глаза голос позволяет идентифицировать своего уникального хозяина.

По голосу мы способны определить привлекательность и сексуальность человека, его лидерские качества, общественное положение, темперамент, интеллектуальные способности, эмоциональный настрой и даже состояние здоровья.

Выявлена даже закономерность, что у человека, владеющего сильной и красивой речью, гораздо эффективней получается строить успешную карьеру и личные отношения.

Голос и характер

Во многом голос выявляет особенности характера человека. Наша манера говорить влияет на создаваемый в сознании окружающих образ. На подсознательном уровне мы связываем высоту и тон голоса с характерными чертами личности.

Так, например, быстрая и сбивчивая речь выдает неуверенного в себе человека. Визгливый голос ассоциируется у нас с истеричностью человека и нервозностью.
Томный и спокойный голос сообщает нам о чувственности и уверенности своего обладателя. Обладатель звонкого голоса энергичен и полон сил.

Медленная же речь, обладатель которой будто взвешивает каждое слово, часто не бездоказательно показывает, что этот человек несуетлив, рассудителен, анализирует ситуацию, прежде чем принять окончательное решение. Но как же научиться говорить так, чтобы вас слушали, и как же развить в себе убедительный голос и умение убеждать? Ведь одной скорости речи для этого далеко не достаточно.

Интонации голоса

Существует также и неверное мнение, будто громкий голос – признак уверенного в себе человека. И неспроста, ведь речь на повышенных тонах оказывает должный эффект на слушателей: такой человек предстает перед нами как доминант, контролирующий людей и ситуацию.

Но и одновременно с некой силой, зачастую громкая речь говорит и о демонстративном поведении человека, пытающегося привлечь к себе внимание. По-настоящему уверенный в себе человек не будет разговаривать громко без необходимости.

Также высокий и звонкий голос люди связывают с энергичностью, молодостью, веселым нравом, и, к сожалению, с незрелостью. Высокий и пронзительный тон воспринимается подсознанием, как настораживающий сигнал и зачастую вызывает дискомфорт, что существенно уменьшает уровень доверия к словам собеседника.

Безразличный тон проявляется при потере интереса к теме беседы, скуке или тревожных чувствах вашего собеседника. Помимо прочего, такая манера речи часто сигнализирует о затаенных чувствах: злости, ненависти, обиде, страхе и пр.

Быстрая речь говорит об активности человека. Люди с такой манерой речи поспешны и импульсивны, не склонны долго обдумывать принимаемые решения. Быстрая речь свидетельствует также о низкой самооценке, компенсируя закомплексованность. В общепринятом ключе служит признаком лжи — человек спешит скрыть правду за потоком слов.

Главные ошибки плохого оратора

Искусство риторики на самом деле освоить не так сложно, как кажется. Если вы заинтересованы в том, чтобы развить свой голос и умение убеждать чтобы вас слушали, но не знаете, с чего начать работу над собственной речью, обратите внимание на распространенные коммуникативные ошибки, так сказать главные и самые распространенные ошибки начинающих ораторов при постановке своего голоса.

Монотонность действует угнетающе и способна даже самого чуткого слушателя ввести в состояние «автопилота», что никак не способствует усвоению информации.

Как уже говорилось раньше, слишком высокий тон раздражает и неприятно действует на слух.

Плохая структурированность речи не позволяет понятно донести даже саму важную и полезную информацию. Крайне необходимо следить за тем, как именно вы излагаете мысли, здесь вашими союзниками станут последовательность и лаконичность.

Плохая дикция не выручила еще ни одного оратора. Если вы хотите стать обладателем убедительной и красивой речи, помимо упражнений по развитию голоса (Которые мы скоро также опубликуем на нашем портале саморазвития), необходимо работать над дикцией и правильной артикуляцией.

Неправильные ударения и речевые ошибки свидетельствуют о низкой грамотности говорящего, что никак не сделает его высказывание авторитетным. Возьмите за правило каждый раз, когда слышите непривычное для себя ударение – записывать и проверять его по орфоэпическому словарю.

8 правил для тех, кто хочет говорить красиво

Ну и напоследок еще несколько правил для будущих хороших ораторов и то, на что следует обратить пристальное внимание при постановке хорошего и сильного голоса.

  1. Основа хорошего голоса — правильное дыхание. Глубокое и спокойное дыхание способствует ровному умеренному темпу и ритму речи.
  2. Избегайте монотонности. Старайтесь говорить выразительно, выделяя нужные части высказывания интонациями.
  3. В конце предложения делайте паузу. Длинные предложения делите на смысловые отрезки, между которыми также соблюдайте паузы.
  4. Следите за тоном, высотой и тембром своего голоса. Регулярно практикуйтесь, увеличивая диапазон и возможности своего голоса. Это, к тому же, добавит вам артистизма.
  5. Улыбка! Даже когда вы говорите по телефону, ваш собеседник способен «услышать» вашу улыбку. Старайтесь общаться доброжелательно и искренне улыбаться собеседнику.
  6. Четко произносите звуки. Постарайтесь сделать свою речь максимально четкой и внятной (без фанатизма, генеральский тон нам ни к чему J).
  7. При неудаче остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.
  8. Как можно чаще (в идеале – каждый день) выполняйте упражнения по развитию голоса .Применяя эти правила для ораторов, вы при желании разовьете свой голос и умение быстро убедить собеседника. А используя упражнения для создания красивого голоса из следующей части статьи и делая свою речь осознанной и правильной, вы сможете значительно расширить круг общения, обрести уверенность в себе, научиться с легкостью убеждать своих слушателей и производить хорошее впечатление.

Чего я вам и желаю, и попробую этому поспособствовать, следующей частью данной статьи о самых простых и эффективных упражнениях по развитию голоса.

Руководитель образовательного направления Mail.Ru Group Ольга Августан и бизнес-тренер Лариса Катышева делятся лайфхаками, которые помогут справиться со страхом и успешно освоить навыки публичных выступлений.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Каждое занятие, которое вы проводите с группой студентов - это одна из форм публичного выступления. Поэтому в преподавательской деятельности вам помогут тренинги по ораторскому мастерству. В наших статьях мы расскажем о лайфхаках от известных спикеров, поделимся упражнениями из курсов подготовки теле- и радиоведущих, а также приёмами из тренинга «Уверенное поведение», которые помогут преодолеть страх перед аудиторией.

Определяем цель публичного выступления

Первое, с чего нужно начать подготовку к любому публичному выступлению, - определить его цель. Размытые невнятные фразы не годятся. Например, «Я хочу выступить хорошо» или «Я хочу провести интересное занятие» - это неверно сформулированная цель.

Цель должна содержать в себе конкретное действие или состояние аудитории (а не выступающего). Кроме того, она должна быть чёткой, измеримой, ограниченной во времени и реалистичной. Что ваши студенты должны сделать, понять, усвоить, запомнить в результате этого занятия и на каком уровне? Пример: «После сегодняшнего занятия как минимум 70% группы должны овладеть навыком X».

Это соответствует технике постановки цели SMART, которая популярна в бизнесе.

Аббревиатура расшифровывается так:

S - specific, конкретная;

M - measurable, измеряемая:

A - ambitious or attractive, амбициозная или привлекательная;

R - realistic, реалистичная;

T - terminated, ограниченная во времени.

Важно понимать, что для каждого типа занятия необходимо формулировать отдельную цель и прописывать её по технике SMART.

Классифицировать занятия можно следующим образом:

  1. Изучение нового материала (теория).
  2. Формирование и отработка умений и навыков.
  3. Обобщение и систематизация знаний.
  4. Практическое применение знаний в ходе проектной работы.
  5. Контроль и коррекция знаний, умений и навыков.
  6. Комбинированное занятие, включающее все перечисленные типы. Структуру такого занятия вы составляете, исходя из стоящих перед вами задач и предлагаемых условий. Цель у такого занятия тоже будет многосоставная.

Ч ем разнообразнее активность учащихся на занятиях, тем успешнее они осваивают предмет.

Американский психолог Уильям Глассер утверждал, что мы запоминаем

  • 10% того, что мы читаем;
  • 20% того, что мы слышим;
  • 30% того, что мы видим;
  • 50% того, что мы видим и слышим;
  • 70% того, что мы обсуждаем с другими;
  • 80% того, что мы испытываем лично;
  • 95% того, что мы преподаем кому-то ещё.

Личная вовлечённость обеспечивает принципиально другой результат. Так работает мозг. Это закон природы, который нельзя обойти. И его нужно использовать в преподавательской деятельности, предлагая студентам разные виды активности в течение занятия. Это не только практика, в ходе которой они разрабатывают что-то своё. Это также может быть обсуждение и критика чужого проекта или помощь тем, кто пропустил занятие.

Примеры из практики технопарка

  • На курсе «Эффективные коммуникации» каждая группа должна подготовить презентацию проекта для финальной защиты. Таким образом, они получают практику: составляют план выступления, готовят слайды, выступают перед аудиторией. Но, помимо этого, каждая группа в течение модуля несколько раз выступает перед другими участниками курса. Студенты подробно разбирают выступление коллег, отмечая ошибки и фишки, предлагая неожиданные идеи и повороты. При этом аудитория получает не меньше пользы, чем выступающие.
  • Часть студентов не может посетить все пять занятий курса. Поэтому в начале каждого занятия мы вспоминаем «содержание предыдущей серии». Студенты, присутствовавшие накануне, рассказывают прогулявшим, чем мы занимались, до какого этапа дошли, какие открытия совершили по дороге и чем договорились заниматься сегодня. В это время они запоминают 95% материала.

Формула публичного выступления

Публичное выступление имеет три ключевых составляющих, каждая из которых крайне важна для успешного выступления перед группой:

  • вербалика - текст, который вы произносите;
  • невербалика - поведение, внешний вид, язык тела;
  • паралингвистика - то, как вы говорите: громко или тихо, грамотно или с ошибками, себе под нос или чётко, выразительно или заунывно и усыпляюще.

Ваша речь содержит сложные термины и непонятные конструкции? Или ваша зажатая и скованная поза свидетельствует о неуверенности? А может, вы тихонько бубните себе под нос гениальную по содержанию лекцию? Проблемы с любым из трёх аспектов могут свести на нет все ваши усилия, поэтому мы детально разберём каждый из них.

Что говорить, чтобы вас услышали

Эксперты утверждают, что через 72 часа после лекции человек помнит только два или три услышанных на ней факта. Чтобы освежить воспоминания обо всём остальном, нужны вспомогательные информационные ресурсы. Поэтому не забывайте давать студентам ссылки на материалы по теме. Их можно размещать на внутреннем сайте, в группе соцсети, отправлять в чате, пересылать в презентации после занятия.

Как помочь аудитории запомнить больше

1. Удивите свою аудиторию. Внимание гарантированно привлекают новые факты и большие цифры, особенно если их правильно подать. Все потому, что в момент, когда мы испытываем удивление (Ну надо же!), мозг выбрасывает некоторое количество дофамина. Это гормон, который способствует запоминанию материала.

2. Используйте яркие метафоры и сравнения. И избегайте банальных фраз, которые, напротив, «усыпляют» мозг.

3. Пошутите. Шутки и анекдоты привлекают внимание и доставляют аудитории удовольствие.

4. Используйте сторителлинг. История - прекрасная упаковка для любой информации, которую вы хотите донести. История успеха, провала, успеха через провал. Цифры со временем забываются, а хорошие истории помнятся долго - в том числе и истории, в которых содержатся нужные нам факты.

Этот приём, кстати, очень часто используют на TED. Одна из самых популярных спикеров этой конференции, Мириам Сидиби, рассказала историю о мальчике из бедной семьи, у которой нет средств на покупку мыла. Она показала фото очаровательного шестилетнего мальчика и попросила аудиторию представить боинг, на котором летят несколько сотен таких же малышей. Показала фото боинга. А потом сказала примерно следующее: «Представьте, что вы видите, как этот боинг разбивается, и никак не можете помочь. Жаль. Но ведь ровно столько же малышей ежегодно гибнут в моей родной стране из-за инфекций, которые мы могли бы победить, если бы в каждой семье было элементарное гигиеническое мыло! И здесь вы можете помочь».

Все эти приёмы мобилизуют внимание аудитории в начале вашего выступления и помогаю настроиться на тему. Хороши они и для удержания внимания студентов в середине занятия. Может ли какой-то из этих инструментов пригодиться в финале занятия? Конечно. Например, короткая история, связанная с опытом, который был получен на занятии. Интересная подача цифры, отражающей результаты проведенной на занятии аналитической работы. Помните, что точка, которую вы ставите в конце занятия, должна быть яркой и запоминающейся.