Учимся писать изложение. С

Тексты для изложений.

Подвиг Володи Ермака.

Была Великая Отечественная война. Шёл бой. Наши бойцы бросились вперёд. Им навстречу из дзота ударил пулемёт. Пришлось залечь. Но один солдат и под огнём продолжал ползти вперёд. Он подобрался к дзоту сбоку и, вскочив на ноги, дёрнул дверь. Она не поддавалась. А пулемёт стрелял. Солдат бросился к амбразуре и упал на неё. Пулемёт замолчал. Бойцы снова поднялись в атаку. Этот подвиг совершил 19 июля 1943 года Володя Ермак.

Подготовься к беседе по рассказу.

    Когда происходили события, описанные в рассказе?

    Почему солдаты не могли двигаться вперёд?

    Что решил сделать Володя Ермак?

    Как он выполнил своё решение?

    Как можно назвать его поступок?

Замени данные выражения подходящими по смыслу.

Бросились вперёд-___________________________________

Пулемёт ударил-_____________________________________

Пришлось залечь-____________________________________

Подобрался к дзоту-__________________________________

Упал на амбразуру-___________________________________

Пулемёт захлебнулся-_________________________________

Поднялись в атаку-____________________________________

Словарь: пошли в наступление

перестал стрелять

пришлось укрыться (лечь на землю)

подполз незаметно

закрыл своим телом

начал стрелять

Знамя Победы.

Долгим и трудным был путь советских войск до Берлина. В кровопролитных сражениях сломили они силу фашистских полчищ. Героическими подвигами прославили советские воины свои боевые знамёна.

И вот советские дивизии пошли на штурм фашистской столицы. Жестокий бой разгорается в самом рейхстаге, здании фашистского правительства.

А в это время сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария под огнём врага поднялись на купол здания и подняли на нём победное алое пламя.

Знамя Победы сейчас находится в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации. Здесь встречаются фронтовые друзья. Они вспоминают бои и походы.

Дополни предложения, опираясь на текст.

Берлин –это___________________________________

Рейхстаг- это здание, где____________________________________________

Знамя победы – это то знамя, которое ________________________________

Фронтовые друзья- это ветераны, которые ____________________________

Солдат.

Горел дом. А в доме остался ребёнок. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:

Я войду.

Ему сказали:

Сгоришь.

Солдат сказал:

Два раза не умирать, а один раз не миновать.

Вбежал в дом и вынес ребёнка.

Сколько спят дубовые почки?

Крестьяне спилили ствол разбитого грозой дуба, а через месяц над широким пнём красовалась пышная листва.

«Побеги вырастают из почек. Откуда же взялись почки на пне?»- недоумевал Никита. Учитель объяснил: «Эти почки появились давным-давно на маленьком дубочке, но долго спали. Ведь живительная влага струилась из земли к верхним почкам. Гроза сломала дуб, сок из земли хлынул к нижним почкам, разбудил их. И вот на пне зеленеет буйная листва».

Случай на реке.

Рядом с деревней Ивановка протекала река. В начале лета буксиры забивали всю речку брёвнами. Ребята придумали игру. Они перескакивали по брёвнам с одного на другое. Брёвна под ногами тонули. Нужно было быть очень быстрым и ловким. В этом был весь интерес.

Алёша любил ходить по брёвнам. Он был чемпионом, мог доходить до середины реки. Однажды он взял с собой сестрёнку Людмилу. Маленькая девочка сидела на песке. Она в руках держала ленточку. Ветер вырвал её из рук и отнёс на дальние брёвна.

Алёша хотел достать ленту. Он прыгал по брёвнам и добрался до ленты. Тут брёвна расступились и он стал тонуть. Людмилка бросилась с рёвом домой.

Мальчик держался за брёвна. Волнами поддавало соседние брёвна. Они били мальчика по рукам. Из деревни бежали люди. Первым примчался друг Мишка. Он прыгал по брёвнам, потом лёг на живот и вытащил Лёшу за ворот.

Урок русского языка, 4 класс

Тема: Изложение

Цель: Формирование умения работать со словом, предложением, текстом.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Повторение проверяемых и непроверяемых написаний в корне слов;
  • Формирование умения слушать и анализировать текст, делить текст на части;
  • Формирование умения составлять предложения из слов и текст из предложений (деформированный текст); дифференцировать понятия: слово, предложение, текст;
  • Формирование умения составлять план текста;
  • Формирование навыка устного и письменного пересказа текста.

2. Развивающие:

  • Развивать речь, память, внимание;
  • Развивать умение связанно выражать свои мысли, анализировать и корректировать текст;
  • Развивать логическое и образное мышление.

3. Воспитательные:

  • Воспитание аккуратного и осторожного поведения на воде; формирование чувства разумной осторожности;
  • Воспитание любви к родному языку, трудолюбия, аккуратности, чувства ответственности.

Оборудование:

  • Тексты
  • Тетрадь;
  • Черновик

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим учиться письменно пересказывать текст. Каким научным словом назван письменный пересказ? (изложение)

Но сначала нам необходимо подготовиться к изложению, чтобы написать его как можно лучше.

2. Словарная работа.

Тема урока: Обучающее изложение. Словарь.

  • Вам предлагаются различные слова с пропущенными буквами:
  • Мороз, радостный, зима, снежки, ребята, ледок, деревня, помощь, речка, солнце, мальчик, гора, пополз, впереди. )

Запишите эти слова в тетради, вставив пропущенные буквы. Давайте проверим.(Учитель читает слово, спрашивает, какую вставили букву, дети называют, учитель переворачивает карточку).

  • А теперь внимательно посмотрите на записанные слова и подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова? (Выслушиваются разные варианты. Нужно прийти к двум группам: проверяемые и непроверяемые)
  • А теперь вопрос посложнее. Предположите, на какую тему может быть текст с этими словами? (Дети предполагают: зима, зимние игры детей…)
  • А сейчас я познакомлю вас с этим текстом. Слушайте внимательно.

3. Первичное восприятие текста.

Учитель читает текст «Река стала»:

Река стала

Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда мальчики бросали камни, ветки. Лед показался им крепким.

Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лед был скользкий, и один мальчик упал. На него упал второй, третий. Лед не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лед, кричали, но вскоре совсем выбились из сил.

На крик пришла помощь. Мужчина пополз по льду, толкая впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

У: Ребята, о чём этот текст?

Что произошло с ребятами на реке? Почему это произошло? Кто пришёл ребятам на помощь? Чему же учит нас этот текст?

У: Действительно, нужно очень осторожно вести себя на реке, особенно, когда лёд только образовался. В это время по нему ходить нельзя!

4. Словарная работа.

У: А сейчас я ещё раз прочитаю вам текст, а вы посмотрите на записанные вами слова и подчеркните зелёной ручкой те из них, которые встретились в этом тексте.

Учитель читает текст второй раз, а дети работают зелёной ручкой. Они подчёркивают следующие слова: мороз , радостный , зима, снежки, ребята , ледок, деревня , помощь , речка , солнце, мальчик , гора, пополз, впереди .

Проверяем, какие слова вы подчеркнули. Учитель подчёркивает на доске.

5. Работа с деформированными предложениями.

У: Вы сейчас подчеркнули слова . А чем отдельные слова отличаются от предложений ? (В предложении выражена законченная мысль, в нём понятен смысл).

Давайте попробуем восстановить предложения текста из отдельных слов.

  1. подняли, крик, ребята, радостный
  2. им, показался, крепким, лёд
  3. по, трое, стали, самой, речки, ребят, бегать, середине
  4. в, дети, воде, очутились
  5. край, ухватились, ребята, за, доски

А некоторым ребятам предлагается индивидуальное задание. Они должны будут составить предложения, составленные из слов, на листочках.

Предлагаются карточки с такими наборами слов:

  1. утро, чудесное, было
  2. сковал, мороз, реку
  3. побежали, к, со, мальчишки, речке, деревни, всей
  4. бросали, для, камни, льда, проверки, мальчики, ветки
  5. был, лёд, и, мальчик, скользкий, один, упал
  6. упал, второй, на, третий, него
  7. не, лёд, тяжести, выдержал
  8. из, они, за, лёд, цеплялись, тонкий, кричали, но, совсем, сил, выбились, вскоре
  9. помощь, на, пришла, крик
  10. толкая, мужчина, доску, пополз, длинную, по, себя, льду, впереди
  11. спасение, было, это

Дети, не получившие задания на карточках, работают вместе с учителем на доске, в тетради ничего не пишут.

У: Молодцы, ребята, мы получили предложения. В каждом из них выражена законченная мысль. Но получили мы текст? (Нет) Как должны располагаться предложения в тексте? (По порядку, по ходу событий)

6. Работа с деформированным текстом.(ребятам раздаются тексты)

Давайте попробуем получить текст из наших предложений. Будьте внимательны. Проверять по тексту будет (ученик). (Один ребёнок получает карточку с текстом «Река стала», выходит к доске).

У: Читаем предложения в том порядке, как они располагались в тексте. У кого первое предложение? Второе? Третье? И т. д.

7. Работа с текстом изложения и планом.

У: Итак, у нас получился текст. Давайте прочитаем его ещё раз про себя .

У: На сколько частей разделён этот текст? (3) Попробуйте подобрать подходящий к этому тексту план из представленных на доске.

На доску вывешиваются три варианта плана на отдельных листах:

І. 1. Весеннее утро

2. Забавы на реке

3. Возвращение домой

ІІ. 1. Чудесное утро

2. Происшествие на реке

3. Спасение

ІІІ. 1. Происшествие на реке

2. Дети в воде

3. Дети на доске

Дети выбирают план №2, доказывают, опираясь на текст.

Учитель снимает два лишних плана, оставив верный план сверху доски.

У: А теперь попробуем пересказать текст с опорой на план. (Три ученика, по каждому пункту пересказывают части текста).

8. Написание изложение с творческим заданием.

У: А теперь уберите тексты и попробуйте написать изложение текста с опорой на план. По желанию можете придумать и записать продолжение текста - мораль.

(Дети пишут изложение, учитель напоминает, что необходимо сначала написать название ).

9. Проверка написанного изложения. Оценка.

А теперь послушаем рассказы, которые у вас получились. (Читают два ученика).

У: Раскрыта ли основная мысль - идея?

Соблюдены ли все части, не ли пропусков событий?

Связанный ли получился текст?

* Соответствует ли продолжение, придуманное к тексту, его теме и идее?

10. Итог урока. Домашнее задание.

Итак, мы с вами поработали сегодня над письменным пересказом текста - изложением. Кроме того, мы выявили отличия между словом, предложением и текстом.


Лед тронулся! - слышны крики среди ясного весеннего дня. - Ребята, лед идет!

Лед трогается аккуратно каждую весну, но тем не менее ледоход всегда составляет событие и злобу дня. Заслышав крики, вы, если живете в городе, бежите к мосту, причем на лице у вас такое серьезное выражение, как будто бы на мосту совершается убийство или дневной грабеж. Такое же выражение и у мальчишек, которые бегут мимо вас, у извозчиков, у торговок. На мосту уже собралась публика. Все, свесившись через перила моста, молчат, не двигаются и вопросительно глядят вниз на реку. Молчание гробовое, лишь городовой рассказывает какому-то господину в мохнатом пальто о том, насколько прибыла вода, да изредка проезжают с шумом извозчики.

Свесившись через перила, вы тоже глядите на реку, Какое разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на очень отдаленный гром. Вместо чудовищной ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки изрыта и взбудоражена, точно по ней прошелся великан-пахарь и тронул ее своим громадным плугом. Воды не видно ни капли, а только лед, лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова и кажется, что мост вместе с вами и с публикой куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль реки вместе с берегами и рассекает своими быками груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг, как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдержав своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страшную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в ничто.

Скоро холмы начинают редеть, и между льдинами показывается темная, стремительно бегущая вода.. Теперь обман исчезает, и вы начинаете видеть, что двигается не мост, а река. К вечеру река уже почти совсем чиста от льда, изредка попадаются на ней отставшие льдины, но их так мало, что они не мешают фонарям глядеться в воду, как в зеркало.

Это еще не ледоход! - говорят на мосту. - А вот будет ледоход, когда лед с верховьев пойдет!..

На другой день пасмурно, дует холодом и сыростью. Такая резкая перемена погоды показывает, что где-то на большом пространстве идет лед... На мосту стоит публика и опять глядит на реку. Вода стоит высоко, но поверхность еще чиста и гладка. Зрители нетерпеливо зевают и пожимаются от холода. Но вот показывается на поверхности реки большая ледяная глыба. За ней, как за козлом в стаде, в почтительном отдалении тянется несколько глыб поменьше... Слышится удар глыбы о бык моста. Она разбилась, и части ее в смятении, кружась и толкаясь, бегут под мост... На повороте показывается новая глыба, за ней другая, третья... и скоро воздух наполняется глухим шумом, который слышался вчера. Вы видите уже не тутошний лед, а чужой, с далеких верховьев.

Скоро и этот лед пропадает, но с его уходом еще не оканчивается весеннее оживление реки. Тотчас же после ледохода начинают показываться плоты.

Плоты следует наблюдать не в городе, а где-нибудь подальше, хотя бы у тех таинственных верховьев, откуда шел последний лед.

Вот по речонке Жиже, лавируя и извиваясь змеей, несется длинный плот. Летом Жижа представляет собой лужицу, которую вы не увидите из-за густого ивняка и перейдете вброд, где хотите, теперь же она неузнаваема. Глядите на нее и диву даетесь: откуда могла взяться такая прыть? Она надувается, топорщится и грозит затопить всю землю. С большим плотом она обращается, как с маленькой щепкой. Этот плот запоздал и принадлежит к числу последних, которым грозит возможность застрять на полдороге.

На плоту копошится человек двадцать мужиков и баб. Настоящий мужик, который сыт и одет, не пойдет в сплавщики, а потому вы видите здесь одну только сплошную голь. Народишко все Малорослый, сутуловатый, угрюмого вида. Все в лаптях и такой одежонке, что, кажется, если взять мужика за плечи и хорошо потрясти его, то висящие на нем лохмотья посыплются на землю. У каждого из них свое лицо, у каждого своя рваная шапка, свои лохмотья, свой голос, но тем не менее все они непривычному глазу кажутся одинаковыми. Такое разительное сходство придается им одной общей печатью, которая лежит на всех бледных, угрюмых лицах, на всех лохмотьях и рваных шапках - невылазной бедностью.

Работа их непрерывна. Что ни шаг, то Жижа делает поворот, а потому то и дело приходится перебегать с краю на край и работать шестами, чтобы несущийся плот не налетел на берег или не наскочил на утес, о который он мог бы разорваться... Все красны, вспотели и тяжело дышат... Ни один не сидит, хотя среди плота и раскидана солома для сиденья. Бабы с заболтанными, мокрыми подолами, тощие и оборванные, делают то же, что и мужчины...


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Продолжительность урока 80 минут.

Тип урока: Урок изучения нового.

Цель: Формирование навыка передачи содержания текста в соответствии с планом.

Задачи:

  • обучающие : формировать умение правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом;
  • развивающие :
    • развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
    • развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение;
    • развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
    • развивать умения, полученные в ходе изучения основ безопасности жизнедеятельности по теме: "Безопасность на льду";
  • воспитывающие : воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважение к мнению других.

Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • демонстрационный экран;
  • презентация к уроку (работа выполнена в Microsoft Office Word 2007г.,
  • запуск осуществляется с панели главного меню, смена слайдов - по щелчку);
  • видео приложение: "Зимушка-зима" (запуск осуществляется при помощи проигрывателя;
  • Windows Media, либо - Media Player Classic - Homecinema);
  • индивидуальные листы с текстом "Река стала" по Д.Н. Мамину-Сибиряку;

Ход урока

I. Организационный момент.

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

Прозвенел звонок для вас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время общения в процессе работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

1. Подготовка к основному этапу:

а. Беседа

Блистают звезды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых
На свете ничего не удивляет.

Ребята, а чему удивляетесь вы в окружающем нас мире?

(Деревьям, погоде, природе,..)

Сегодня нас будет удивлять одна особа.

А кто она, вы узнаете, отгадав загадку:

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром.

О какой царице идёт речь? (О зиме).

(Появляется слайд 1: "Зима"):

Что такое зима?

(Зима-время года).

Назовите признаки зимы.

(Понижение температуры воздуха, осадки в виде снега,..)

б. Фонетический разбор.

Выполните фонетический разбор слова "зима".

Затем "по цепочке" даётся характеристика каждому звуку:

з [з"]- согл.,зв., мягк., парн. з-с, з-з";

и [и]- гл., безуд.;

м [м]- согл., зв., тв., непарн., парн. м-м";

а [а?]- гл., ударн.

Укажите, сколько в слове букв, звуков и слогов.

(4 буквы, 4 звука, 2 слога).

II. Основная часть.

1. Вступительная беседа.

Ребята, несмотря на то, что сегодня 25 февраля, хочется еще раз заглянуть в зиму, насладиться зимними пейзажами, услышать музыку зимы, т.к. у каждого времени года свое очарование, своя неповторимость, уникальность, свои характерные признаки, свой словарь.

У кого есть желание "перелистать" страницы зимнего календаря, вернувшись в начало зимы?

Садитесь поудобнее, подпевайте солисту данного музыкального произведения.

На экране демонстрируется фильм-презентация: "Зимушка-зима" в режиме Windows Media.

(Чувство радости,..).

Меня радует, что у всех вас хорошее настроение.

Действительно, мажорное сопровождение услышанного совпадает с заворожительно красивыми пейзажами своеобразия зимней природы.

На экране появляются слайды с 7-12 с комментариями:

А теперь давайте заглянем в мастерскую художника, посмотрим, как он рисует картину зимнего пейзажа.

2. Работа с картиной художника: появляется слайд 13.

Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который "написан" художником,- тогда картина "оживёт".

Попробуйте "войти" в картину, почувствовать морозный чистый и прозрачный воздух, замерзшую "стоячую" воду, радостный заливистый смех ребят.

Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались в безоблачный зимний день на берегу деревенской речки.

Дайте картине название.

("На льду". "Зимние забавы детей").

3. Зарядка для глаз.

(Слайды с 14-22).

4. Работа с текстом.

Ребята, Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку удалось запечатлеть ещё одну картину, увиденную в зимний временной период.

Этот замечательный человек - не художник, не композитор, он -: ПИСАТЕЛЬ.

Им картины окружающей действительности изображены при помощи слов, словосочетаний, предложений.

Перед вами индивидуальные листы.

Прочитайте написанное глазами и губами:

Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Лёд был крепкий. Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лёд был скользкий. Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лёд. Скоро совсем выбились из сил. Вдруг появился мужчина. Он пополз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)

Одновременно с индивидуально выданными листами на экране воспроизводится 23 слайд:

После первичного чтения задается вопрос: "Что это такое?"

(Это текст).

Докажите.

(Текст - это предложения, связанные по смыслу и грамматически).

К какому типу речи относится данный текст?

  • Описание?
  • Повествование?
  • Рассуждение?

Докажите.

Вторичное чтение текста (воспроизводит хорошо читающий ученик).

(Выслушиваются ответы детей).

Обобщение: Дмитрий Наркисович назвал данный текст: "Река стала".

Открывается 24 слайд:

Запишите название текста в тетради.

5. Составление плана текста.

Для передачи текста нам необходимо составить план.

Открывается 25 слайд:

Запишите слово "План" в своей тетради.

Составление плана текста.

Для дальнейшей работы я предлагаю вам "разбиться" на группы.

На экране слайд 26:

Выберете представителя, который будет оглашать мнение группы.

Не забывайте "Правила работы в группе".

Открывается 27 слайд:

Первую часть текста вслух читает представитель первой группы.

Подберите заглавие к данной части.

На экране появляется первый пункт плана.

Запишите название первой части в своих тетрадях.

Вторую часть текста вслух читает представитель второй группы.

Подберите название ко второй части текста.

(Выслушивается мнение каждой группы, выбор обосновывается).

На экране появляется второй пункт плана.

Третью часть текста вслух читает представитель третьей группы.

Ваша задача - дать название третьей части текста.

(Выслушивается мнение каждой группы, выбор обосновывается).

На экране появляется третий пункт плана.

6. Пересказ текста по плану.

7. Лексико-орфографическая подготовка.

  1. Название парного звонкого / глухого согласного на конце слова
    (мороз, лед, пополз, вдруг).
  2. Написание парного звонкого / глухого согласного в середине слова
    (скользкий, крепкий).
  3. Написание непроизносимого согласного в корне слова
    (радостный).
  4. Написание сочетания чу-щу
    (чудесное, очутились).
  5. Написание сочетания чк-чн
    (речка).
  6. Написание безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением - словарные слова
    (мороз, ребята, деревня).
  7. Написание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением
    (сковал, проверки, бросали, середине, не выдержал, в воде, цеплялись, выбились, появился).
  8. Написание наречий
    (скоро, совсем, вдруг, впереди).
  9. Написание местоимений с предлогами
    (на него, со всей).
  10. Написание предлогов
    (к речке, для проверки, по самой середине, в воде, по льду, ухватились за край).
  11. Написание частицы не с глаголами
    (не выдержал).
  12. Написание мягкого знака - показателя мягкости предшествующего согласного в середине и в конце слова
    (мальчишки, льда, (стали) бегать, скользкий, очутились, цеплялись, выбились, ухватились).
  13. Написание удвоенной согласной в середине слова
    (длинную (доску)).
  14. Написание приставок
    (сковал, появился, пополз, не выдержал, выбились, ухватились).

8. Физкультминутка.

Отложите-ка тетрадки. Раз-два!

Становитесь на зарядку. Раз-два!

Сладко-сладко потянулись и прогнулись, и пригнулись.

Ваши мышцы все проснулись?

Ваши губки улыбнулись?

Пальчики к письму готовы?

Мы работать будем снова?

9. Самостоятельное чтение текста.

10. Запись текста.

11. Самопроверка.

12. Физкультминутка:

Глазки видят всё вокруг
Обведу я ими круг.
Вверх, вниз, на дверь, в окно,
Глазкам видеть всё дано.
Обведу я снова круг
И глаза закрою.
Раз, два, три, четыре, пять -
Глазки видят всё опять.

13. Заключительная беседа.

Ребята, в декабре месяце в Интернете было размещено сообщение: "Наши герои!"

Вы желаете услышать текст данного сообщения?

16 декабря после уроков ученики 8 "а" класса нашей школы Холопов Костя, Цуницкий Лёша и Полькин Дима, проходя мимо пруда в зоне отдыха "Лесная", видели, как два школьника 10-12 лет бегают по неокрепшему льду. Наши ребята, предупредив их об опасности, не ушли и стали свидетелями печального события. Один мальчик провалился под лёд!

Костя не растерялся, подполз к нему, Алексей держал его в это время за ноги, Дима страховал их на берегу. Вытащив мальчика на берег, ребята отправили его домой. Учителя школы гордятся тем, что в момент опасности ребята не забыли правила безопасности жизнедеятельности, а также гордятся проявленным мужеством восьмиклассников!

Как вы думаете, почему я решила познакомить вас с текстом сообщения?

(Выслушиваются мнения ребят).

Ребята, не следует забывать ПРАВИЛА безопасного поведения на люду:

КАТАТЬСЯ НА КОНЬКАХ РАЗРЕШАЕТСЯ ТОЛЬКО НА СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫХ КАТКАХ.

ЕСЛИ КАТОК ОБОРУДУЕТСЯ НА ВОДОЕМАХ, ТО КАТАНИЕ РАЗРЕШАЕТСЯ ЛИШЬ ПОСЛЕ ТЩАТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПРОЧНОСТИ ЛЬДА И ПРИ ТОЛЩИНЕ ЕГО НЕ МЕНЕЕ 25 СМ.

ОПАСНО ХОДИТЬ И КАТАТЬСЯ В ОДИНОЧКУ В ВЕЧЕРНЕЕ И НОЧНОЕ ВРЕМЯ СУТОК И, ОСОБЕННО, В НЕЗНАКОМЫХ МЕСТАХ.

Ребята, также хочется отметить, что в конце февраля постепенно начинает подниматься температура воздуха, снег становится рыхлым, а лед - хрупким. Поэтому необходимо соблюдать следующие ПРАВИЛА:

2. ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ СОЙТИ С БЕРЕГА НА ЛЁД, НЕОБХОДИМО ВНИМАТЕЛЬНО ОСМОТРЕТЬСЯ И ИДТИ ПО ПРОЛОЖЕННОЙ ТРОПЕ. ВО ВРЕМЯ ОТТЕПЕЛИ НА ЛЁД ВЫХОДИТЬ ОПАСНО. НЕ СЛЕДУЕТ СПУСКАТЬСЯ НА ЛЫЖАХ И САНКАХ В НЕЗНАКОМОМ МЕСТЕ, ОСОБЕННО С ОБРЫВА.

3. ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ СЛЕДУЕТ БЫТЬ ОСТОРОЖНЫМ, ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛЬДА, ОБХОДИТЬ ОПАСНЫЕ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ МЕСТА, ОСТЕРЕГАТЬСЯ ПЛОЩАДОК, ПОКРЫТЫХ ТОЛСТЫМ СЛОЕМ СНЕГА. ПОД СНЕГОМ ЛЁД ВСЕГДА ТОНЬШЕ, ЧЕМ НА ОТКРЫТОМ МЕСТЕ.

4. ПЕРЕХОДИТЬ ПО ЛЮДУ НЕОБХОДИМО ПО ОБОРУДОВАННЫМ ТРАНСПОРТНЫМ И ПЕШЕХОДНЫМ ПЕРЕПРАВАМ, СОБЛЮДАЯ ПРИ ЭТОМ ДИСЦИПЛИНУ И ПОРЯДОК, УСТАНОВЛЕННЫЕ НА НИХ. ПРИ ОТСУТСТВИИ ТАКИХ ПЕРЕПРАВ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДВИГАТЬСЯ ПО ЛЬДУ, НАДО УБЕДИТЬСЯ В ЕГО ПРОЧНОСТИ, ПРОВЕРЕННОЙ ВЗРОСЛЫМИ, ОПЫТНЫМИ ЛЮДЬМИ.

5. БЕЗОПАСНЕЙ ВСЕГО ПЕРЕХОДИТЬ В МОРОЗНУЮ ПОГОДУ ПО ПРОЗРАЧНОМУ, С ЗЕЛЕНОВАТЫМ ОТТЕНКОМ ЛЬДУ.

Ребята, а какие ПРАВИЛА нужно соблюдать, если у вас под ногами провалился лёд?

(1. ТЁМНОЕ ПЯТНО НА РОВНОМ СНЕГОВОМ ПОКРОВЕ ТАИТ ОПАСНОСТЬ: ПОД СНЕГОМ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НЕПРОЧНЫЙ ЛЁД.

2. В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА ЛЬДА ПОД НОГАМИ НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ БЫСТРО И РЕШИТЕЛЬНО, ШИРОКО РАССТАВИВ РУГИ, ЧТОБЫ УДЕРЖАТЬСЯ НА ПОВЕРХНОСТИ, БЕЗ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ, СТАРАЯСЬ ВЫПОЛЗТИ НА ПОВЕРХНОСТЬ КРЕПКОГО ЛЬДА, А ЗАТЕМ, ЛЁЖА НА СПИНЕ ИЛИ ГРУДИ, ПРОДВИГАЯСЬ В ТУ СТОРОНУ, ОТКУДА ПРИШЁЛ, ОДНОВРЕМЕННО ПРИЗЫВАЯ ЛЮДЕЙ НА ПОМОЩЬ.

3. ЛЫЖНИК В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА ЛЬДА ПОД НОГАМИ ДОЛЖЕН НЕМЕДЛЕННО ОТБРОСИТЬ РЮКЗАК, ПОЛОЖИТЬ ПОПЕРЁК ТРЕЩИНЫ ПАЛКИ, ЛЕЧЬ НА ЛЁД, БЕЗ СУЕТЫ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ЛЫЖ И ПОПЫТАТЬСЯ, ОПИРАЯСЬ НА ПАЛКИ, ВЫБРАТЬСЯ НА КРЕПКИЙ ЛЁД).

А все-таки, если вы стали свидетелем того, что кто-то оказался в воде, как его спасти?

(Для этого мы используем подручные средства. Это могут быть: жерди, лыжи, лыжные палки, шарф, пальто, ремень, верёвки, т.е. любые предметы, находящиеся рядом).

А если вы стали спасателями, то нужно помнить:

ОПАСНО ПОДХОДИТЬ К ТОНУЩЕМУ БЛИЗКО;

К ПОСТРАДАВШЕМУ СЛЕДУЕТ ПРИБЛИЖАТЬСЯ ЛЁЖА, С РАСКИНУТЫМИ В СТОРОНУ РУКАМИ И НОГАМИ;

ЕСЛИ ПОМОЩЬ ОКАЗЫВАЮТ ДВА-ТРИ ЧЕЛОВЕКА, ТО ОНИ ЛОЖАТЬСЯ, УДЕРЖИВАЯ ДРУГ ДРУГА ЗА НОГИ, А ПЕРВЫЙ ПОДАЕТ ПОСТРАДАВШЕМУ ЛЫЖНЫЕ ПАЛКИ, ЖЕРДИ, ДОСКИ, ШАРФ, ОДЕЖДУ. СПАСАТЕЛЬ ПРИ ЭТОМ ДОЛЖЕН ОБЕЗОПАСИТЬ И СЕБЯ. ПРОДВИГАЯСЬ К ПОСТРАДАВШЕМУ, СЛЕДУЕТ ЛОЖИТЬСЯ НА ДОСКУ, ЛЫЖИ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ.

Открывается 31 слайд:

III. Итог урока.

Открывается 32 слайд.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учимся писать изложение. Учитель: Мохова Ольга Игорьевна. МБОУ Северная СОШ Развитие речи 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Расположите части текста в правильном порядке при помощи картинок, пронумеруйте части. Прочитайте текст. Понятно ли вам, о чём в нём рассказывается? Лёд на реке. Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не выдержал тяжести. Было чудесное утро. Мороз сковал реку. Трое ребят стали бегать по самой середине реки. Лёд был тонкий. Дети очутились в воде. Они цеплялись за кромку льда, но он ломался. Скоро дети совсем выбились из сил. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Л ёд крепкий. Вдруг появился мужчина. Он полз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение. 4 1 3 5 2 6

Рассмотрите последнюю картинку. Подходит ли она к тексту? Почему? Что надо было нарисовать? Прочитайте текст правильно. Лёд на реке. Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда они бросали камни и палки. Лёд был крепкий. Трое ребят стали бегать по самой середине реки. Лёд был тонкий. Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за кромку льда, но он ломался. Скоро дети совсем выбились из сил. Вдруг появился мужчина. Он полз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

Придумайте название к каждой картинке. 1. Морозное утро. 2. Проверка льда. 3. На середине реки. 4. Лёд не выдержал тяжести. 5. Дети очутились в воде. 6. Спасение детей.

Перескажите текст по картинкам и плану. План. Морозное утро. Проверка льда. На середине реки. Лёд не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Спасение детей. Слова - помощники. Чудесное утро, сковал. Радостный крик, бросали, крепкий. Трое, бегать, середине, тонкий. Упал, на него, другие. Цеплялись, кромку льда, выбились из сил. Полз по льду, толкал, длинную доску, ухватились.

Отредактируйте текст. Уберите ненужные повторы. Белка взобралась на верхушку ёлки. Зверёк любит еловые шишки. Белка грызёт их и ест вкусные семечки. Белка взобралась на верхушку ели за шишками. Белка взобралась на верхушку ели за шишками. Зверёк грызёт их и ест вкусные семечки. Отредактируйте текст. Уберите ненужные повторы. Отредактируйте текст. Уберите ненужные повторы. Отредактируйте текст. Уберите ненужные повторы. Белка взобралась на верхушку ёлки. Зверёк любит еловые шишки. Она грызёт их и ест вкусные семечки.

Постройте предложения или разбейте одно предложение на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь. Ехали две машины. Одна ехала медленно, а другая – с включёнными фарами. Ехали две машины. Одна на буксире тащила другую и, поэтому ехала медленно, а у второй были включены фары. На прошлой неделе я прочитал толстую книгу, а на этой неделе – интересную. Я люблю читать и много читаю, поэтому на прошлой неделе я прочитал толстую книгу, а на этой неделе – интересную.

Постройте предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Настя сняла шапку, куртку и кофту и положила её на стул. Настя сняла сначала шапку и куртку, а потом - кофту и положила её на стул. Рома надел брюки и ботинки почистил их щёткой. Рома надел брюки, а потом ботинки и почистил их щёткой.

Подберите более уместное слово. По лесной тропе бежала рыжая лисичка. Я невольно залюбовался этим прекрасным млекопитающим животным. По лесной тропе бежала рыжая лисичка. Я невольно залюбовался этим прекрасным животным.

Учимся писать изложение. Урок 101. Стр. 53. 1 Внимательно слушайте название текста и сам текст. При первом чтении постарайтесь понять основную мысль текста, запомнить порядок следования частей. 2 . При повторном чтении запишите ключевые слова, яркие образы, сравнения. 3. Составьте план теста. 4. Попробуйте одним предложением передать основную мысль каждого пункта плана. У вас должен получиться маленький текст. 5. Следующее действие – расширение «маленького текста»: здесь могут быть записанные ключевые слова, интересные образы и сравнения.

Учимся писать изложение. 6. В результате предварительной работы у вас получился черновик. Его надо внимательно прочитать, проверить ошибки, отредактировать, то есть поискать неудачные выражения, повторы, слова, которые не сочетаются друг с другом. 7 . Аккуратно без ошибок перепишите изложение и ещё раз его проверьте.

Учимся писать изложение. Внимательно слушайте название текста и сам текст. При первом чтении постарайтесь понять основную мысль текста, запомнить порядок следования частей. Лесной дом. Какова главная мысль текста? Какое предложение выражает эту мысль? Зачем губить свой лесной дом и природу? А победу присудили муравью.

Учимся писать изложение. 2. При повторном чтении запишите ключевые слова, яркие образы, сравнения. 1. поспорили, всех удивить, себя хвалил, решили, перенести. 2 . бобры, плотина, волк, лиса, ёж, заяц, мусор, муравей, жёлуди, медведь, необыкновенной силой.

Учимся писать изложение. 3. осень, встретились, удивлять, поразила плотина, понравился мост, чистота приятна, пустой и унылой, засажена, оказывается, муравей, жёлуди, выросли, деревца. 4. очередь огромному дубу, поднатужился, вырвал, не восхищался, губить, дом, природу. 5. присудили, устроили пир.

3. Составьте план теста. Учимся писать изложение. Лесной дом. План. 1. Спор. 2. Труд животных летом. 3. Встреча осенью. 4. Зачем губить лесной дом? 5. Победа муравья.

4. Попробуйте одним предложением передать основную мысль каждого пункта плана. У вас должен получиться маленький текст. Учимся писать изложение. 1. Спор. Лесной дом. План. Поспорили однажды в лесу звери, кто чем сможет всех удивить. 2. Труд животных летом. Всё лето трудились: бобры плотину строили, волк и лиса мост через реку наводили, ёж и заяц мусор в лесу убирали, а муравей жёлуди таскал. 3. Встреча осенью. Встретились звери осенью и стали друг друга своими делами удивлять. 4. Зачем губить лесной дом? Зачем губить лесной дом и природу?. 5. Победа муравья. А победу присудили муравью.

Учимся писать изложение. 5. Следующее действие – расширение «маленького текста»: здесь могут быть записанные ключевые слова, интересные образы и сравнения. Лесной дом. 1. Спор. Поспорили однажды в лесу звери, кто чем сможет всех удивить. поспорили, всех удивить, себя хвалил, решили, перенести. 2. Труд животных летом. Всё лето трудились: бобры плотину строили, волк и лиса мост через реку наводили, ёж и заяц мусор в лесу убирали, а муравей жёлуди таскал. бобры, плотина, волк, лиса, ёж, заяц, мусор, муравей, жёлуди, медведь, необыкновенной силой.

Учимся писать изложение. 3. Встреча осенью. Встретились звери осенью и стали друг друга своими делами удивлять. осень, встретились, удивлять, поразила плотина, понравился мост, чистота приятна, пустой и унылой, засажена, оказывается, муравей, жёлуди, выросли, деревца. 4. Зачем губить лесной дом? Зачем губить лесной дом и природу?. очередь огромному дубу, поднатужился, вырвал, не восхищался, губить, дом, природу. 5. Победа муравья. А победу присудили муравью. присудили, устроили пир.

http://animashky.ru/index/0-11?20-8 картинки Литература: С. А. Сущевская «Тексты с дырками и хвостами». «Карапуз», « Гелеос » С. А.. Есенина «Как научить вашего ребёнка писать изложения» 3 класс Издательство Грамотей 2008 С. В. Иванов, М. И. Кузнецова Русский язык. Комментарии к урокам. 3 класс « Вентана –Граф» 2011