Какие слова могут иметь различные морфемы. Морфемный состав слова

Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа. В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (65–8 до н.э.).

В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке.

В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.

В Германии XVIII века к жанру басни обращается поэт Лессинг (1729–1781). Как и Эзоп, он пишет басни прозой. У французского поэта Лафонтена басня являлась грациозной новеллой, богато орнаментированной, "поэтической игрушкой". Это был, говоря словами одной басни Лессинга, охотничий лук, в такой степени покрытый красивой резьбой, что он потерял свое первоначальное назначение, сделавшись украшением гостиной. Лессинг объявляет литературную войну Лафонтену: "Повествование в басне, – пишет он, – ...должно быть сжато до предельной возможности; лишенная всех украшений и фигур, она должна довольствоваться одной только ясностью" ("Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759).

В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Его поэтическим девизом были слова: "Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану...". Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (1769–1844), вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий. Кроме того, существуют иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного. Советский поэт Сергей Михалков, которого юные читатели знают как автора "Дяди Степы", возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.

Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.

Следует выделить такие особенности басни :
а) мораль;
б) аллегорический (иносказательный) смысл;
в) типичность описываемой ситуации;
г) характеры-персонажи;
д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

В.А.Жуковский в статье "О басне и баснях Крылова" указал четыре главные особенности басни .
Первая черта басни – особенности характера , то, чем одно животное отличается от другого: "Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика...". Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации
Вторая особенность басни, пишет Жуковский, заключается в том, что "перенося воображение читателя в новый мечтательный мир , вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною". То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместь с героями.
Третья особенность басни – нравственный урок , мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа. "Басня есть нравственный урок , который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие , вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою", – пишет Жуковский.
Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. "На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное."

Значение слова БАСНЯ в Словаре литературоведческих терминов

БАСНЯ

Малый повествовательный (эпический) жанр: короткий рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности, имеющий поучительный смысл. Цель Б. - осмеяние человеческих пороков, общественных недостатков. Персонажами Б. часто выступают животные, растения и предметы (И.А. Крылов "Свинья под дубом", "Слон и Моська" и др.). В Б. активно используются олицетворения, аллегории и образный параллелизм. Возникновение Б. связывают с именем легендарного древнегреческого баснописца Эзопа.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БАСНЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БАСНЯ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне, что Вы читаете или рассказываете басни, сулит Вам приятные занятия литературой. Молодым этот сон обещает романтические привязанности.Слушать …
  • БАСНЯ в Литературной энциклопедии:
    жанр дидактической поэзии (см.) , короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или …
  • БАСНЯ в Большом энциклопедическом словаре:
  • БАСНЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Б. близка к притче и …
  • БАСНЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • БАСНЯ в Современном энциклопедическом словаре:
    короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают …
  • БАСНЯ в Энциклопедическом словарике:
    короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают …
  • БАСНЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, род. мн. -сен, ж. 1. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. 2. обычно мн. Вымысел, выдумка. 11 уменьш. басенка, …
  • БАСНЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Б́АСНЯ, короткий, нередко комич. рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорич. смысл. Действующими лицами обычно …
  • БАСНЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • БАСНЯ в Словаре Кольера:
    короткий прозаический или стихотворный рассказ, в котором действуют символические персонажи, воплощающие различные человеческие типы и иллюстрирующие принципы морали либо практической …
  • БАСНЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ба"сня, ба"сни, ба"сни, ба"сен, ба"сне, ба"сням, ба"сню, ба"сни, ба"сней, ба"снею, ба"снями, ба"сне, …
  • БАСНЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, род. мн. б"асен, ж. 1) Небольшое произведение повествовательного характера в стихах или в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим …
  • БАСНЯ в Словаре синонимов Абрамова:
    побасенка, миф, аллегория, притча во языцех. "Мы - басня всей Варшавы". Некрас. Ср. . См. анекдот, басни!, выдумка, посмешище, …
  • БАСНЯ в словаре Синонимов русского языка:
    аполог, байка, басенка, вымысел, легенда, небывальщина, небылица, побасенка, побаска, сказка, …
  • БАСНЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. (а также устар. баснь) 1) Короткий - обычно стихотворный - нравоучительный или сатирический рассказ, построенный на олицетворении животных, растений …
  • БАСНЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    б`асня, -и, р. мн. …
  • БАСНЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    басня, -и, р. мн. …
  • БАСНЯ в Орфографическом словаре:
    б`асня, -и, р. мн. …
  • БАСНЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ басня вымысел, …
  • БАСНЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают …
  • БАСНЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    басни, р. мн. басен, ж. 1. Короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением. Басни Крылова. Басни Демьяна Бедного. 2. Выдумка, …
  • БАСНЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    басня ж. (а также устар. баснь) 1) Короткий - обычно стихотворный - нравоучительный или сатирический рассказ, построенный на олицетворении …
  • БАСНЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж.; - баснь 1. Короткий - обычно стихотворный - нравоучительный или сатирический рассказ, построенный на олицетворении животных, растений и т.п. …

Морфема - наименьшая единица языка, имеющая некоторый смысл (по определению, данному американским лингвистом Леонардом Блумфилдом в 1933 году). Термин введён И. А. Бодуэном де Куртене. Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов - фонем.

Морфы и алломорфы

Строго говоря, морфема , будучи абстрактной языковой единицей, является не знаком, а классом знаков. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (в последнее время чаще) морфом .

При этом, морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф .

Так, в предложении «Я бегу, и ты бежишь, а он не бежит» морфема «бег-» представлена тремя морфами (бег- в бегу , беж- в бежишь и беж- в бежит ) и только двумя алломорфами (бег- и беж- ).

Соотношение между морфом, алломорфом и морфемой примерно такое же, как между фоном (звуком речи), аллофоном и фонемой. Важно понимать, что для того, чтобы два морфа относились к одному алломорфу, они не должны обязательно иметь полностью одинаковое звучание: должны быть лишь одинаковыми фонемный состав и ударение.

В обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин «морфема» часто употребляется в значении морф . Иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты. Следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности - конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме, идёт речь.

Классификация морфем

Корни и аффиксы

Морфемы подразделяются на два основных типа - корневые (корни , или основы ), и аффиксальные (аффиксы ).

Корень - основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня. Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово - только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду ) не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

Классификация аффиксов

Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов - префиксы , располагающиеся перед корнем, и постфиксы , располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка - приставки .

В зависимости от выражаемого значения, постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Традиционное название флексий русского языка - окончания , так как они, в основном, располагаются в самом конце слов.

Есть языки, которые не употребляют префиксов (тюркские, некоторые угро-финские), а всю грамматику выражают постфиксами. В некоторых других языках, например, суахили (семейство банту, Центральная Африка), используются префиксы и почти не употребляются постфиксы. Индоевропейские языки, к которым принадлежит русский язык, используют и префиксы и постфиксы, но с явным перевесом в сторону последних.

Помимо префиксов и постфиксов, встречаются и аффиксы иных типов. Интерфиксы - служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о -тряс ). Конфиксы - комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge -lob-t - «хваленый»). Инфиксы - аффиксы, вставляемые в середину корня (встречаются в индонезийских языках). Трансфиксы - аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском).

Литература

  • А. А. Реформатский. Введение в языкознание
  • Современный русский язык (под ред. В. А. Белошапковой)

Морфемика

Литневская Е. И.

  1. Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах

Морфема - это минимальная значимая часть слова. В этом определении одинаково важны обе части - минимальная и значимая: морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение, она не членится на более мелкие значимые части слова.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (то есть не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных.

Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена.

В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем.

о / # (беглый гласный): сон - сна;

е / #(беглый гласный): день - дня;

е / о: бреду - бродить;

о / а: смотреть - посматривать;

е / о /# / и: соберу - сбор - собрать - собирать;

о / у / ы: сох - сухой - высыхать;

Чередования согласных и их сочетаний:

1) чередование парных твердых с парными мягкими:

[б] - [б"]: моль[б]а - моль[б"]е;

[в] - [в"]: тра[в]а - тра[в"]е;

[г] - [г"]: но[г]а - но[г"]е и т. д.

2) чередование заднеязычных с шипящими:

г / ж: нога - ножка;

к / ч: рука - ручка;

х / ш: муха - мушка;

3) чередование зубных с шипящими:

д / ж / жд: водить - вожу - вождение;

т / ч / щ: светить - свечу - освещение;

з / ж: возить - вожу;

с / ш: носить - ношу;

ц / ч: огурец - огурчик;

ст / щ: грустить - грущу;

4) черередование губных с сочетанием губной + [л"]:

б / бл: любить - люблю;

п / пл: купить - куплю;

в / вл: ловить - ловлю;

ф / фл: графить - графлю;

м / мл: кормить - кормлю.

В русском языке представлены и другие чередования, но они менее распространены, например: казак - казацкий, друг - друзья.

Перечисленные выше чередования отражаются на письме разными буквами. Однако нефонетическое чередование твердого согласного с парным ему мягким согласным обозначается не согласной, а последующей гласной буквой: ру[к]а - ру[к"]е.

Часто в одной морфеме бывает представлен целый ряд чередований согласных, наиболее распространенным из которых является тройное чередование парный твердый / парный мягкий / согласный другого образования, например:

[с] / [с"] / [ш]: нёс - носить - ноша;

[в] / [в"] / [вл"]: лов - ловить - ловлю.

Кроме того, в русском языке возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным:

а (я) / им: снять - снимать;

а (я) / ин: жать - пожинать;

и / ой: бить - бой;

е / ой: петь - пой.

В одной и той же морфеме могут быть представлены чередования и гласных, и согласных, например: ход - хожу - хаживать - хождение (о / а, д / ж / жд).

  1. Классификация морфем русского языка.

Все морфемы делятся на корневые и некорневые. Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка, словообразующий суффикс, постфикс), называемые аффиксами, и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс), называемые флексиями.

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (дом) и без окончаний (метро). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, азываются связанными, например: с-ня-ть / под-ня-ть, агит-ирова-ть / агит-ациj-я.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс, постфикс

Словообразующие некорневые морфемы (аффиксы) служат для образования новых слов и делятся на приставки (префиксы), суффиксы и постфиксы. Эти виды аффиксов различаются по их месту по отношению к корню и другим морфемам.

Приставка - словообразующая морфема, стоящая перед корнем (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где), в том числе и перед другой приставкой (до-разо-брать, не-раз-борчивый).

Словообразующий суффикс - словообразующая морфема, стоящая после корня, но перед флексией, если в слове есть флексия (стол-ик, красн-е-ть); в производном слове русского языка часто бывает несколько суффиксов, например: пис-а-тель-ниц-а.

Постфикс - словообразовательная морфема, стоящая после окончаний и формообразующих суффиксов.

В русском языке представлены постфиксы -ся(-сь), -то, -либо, -нибудь (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Морфема. Что такое морфема? Что такое морфемный разбор слова?

Вопрос закрыт, так как является дубликатом вопроса "Морфема - что такое? Какие есть виды морфем?"

Морфема - это часть слова, причем его самая минимальная. Любое из слов, в русском языке, состоит из морфем, подразделяемых на два вида: это обязательные, называемые корнем (например: вода - водяной - водопад - подводник, у всех этих слов примерно одинаковое значение, связанное с водой и общий корень) и не обязательные, входящие в состав лексемы либо нет (например: походить, выходить, уходить, заходить) С помощью морфемного разбора слов, мы можем разобрать его структуру и определить и подобрать родственные по смыслу слова. При морфемном разборе, в первую очередь, можно определить основу слова и его корень, так же, если слово, каким то образом изменяется, то нужно найти его окончание, с помощью спряжения и склонения.

Любое слово разбивается на минимально значимые части, которые называют морфемами . Морфемы, это:

  • корни (главная морфема в слове),
  • суффиксы,
  • приставки,
  • интерфиксы (соединительные гласные),
  • постфиксы,
  • окончания.

Раздел науки о языке, который изучает состав слова, носит название морфемика .

Владсандрович

Само по себе слово морфема, переводится как часть слова, ну и соответственно морфемный разбор, это разбор слова по частям.

Части эти слова в большинстве своем известны все, так как в школьный курс входят такие разборы, это: суффикс, приставка, корень и другие.

Помимо этого есть некоторые дополнительные характеристики, как например выведение основы слова или способа образования. Конечно нормы и требования к стандартам разбора меняются, а потому, их изменения есть необходимость, которая возникла как данность времени и является естественным явлением разбора слова и всех других норм в русском языке.

Metelitsa

Морфемы - это части, из которых состоят слова: корни, приставки, суффиксы, окончания и интерфикс (соединительная гласная в составе сложного слова). Все эти части слова находят при морфемном разборе слова, то есть, морфемный разбор слова - это разбор слова на составные части, другими словами морфемный разбор еще называют разбором по составу.

При морфемном разборе морфемы слова выделяют различными путями: изменяя слово, подбирая однокоренные слова, подбирая слова, содержащие такую же морфему.

Valentina51

морфема -это значимая часть слова, а морфемика изучает эти части (корень, приставку, суффикс, окончание). соответственно, морфемный разбор- это разбор слова по составу, не путать с морфологическим, когда слово разбирается как часть речи. В учебниках задание по разбору слова по составу обозначается цифрой 2 над словом.

Katalina

Значимая часть слова называется морфемой. Отсюда следует, что морфемным разбором мы будем заниматься в случае разбора слова по составу: найдем корень, выделим приставку, определим суффикс и окончание. Разбирая слово по составу, нельзя забывать, что делается это на основе современных правил русского языка.

Moreljuba

Под морфемой в русском языке подразумевается самая маленькая часть слова, которая может быть в нём выделена. Каждое слово как раз таки и состоит из разного количества морфем. В свою очередь морфемы носят такие названия:

Морфемный разбор подразумевает выделение всех возможных морфем в конкретном слове.

МОРФЕМА - это значимая часть слова, из морфем (то есть значимых частей) состоят слова в русском языке. Корень, суффикс, префикс и окончание- все это морфемы. Но здесь есть НО - значимая часть слова, это не одно и то же, что часть слова, и многие ошибаются, путая эти значения.

Искатель приключений 2000

Добрый день, как известно в школе проходят разбор слова по составу, в словах можно выделить следующие части:

Так вот все эти части называют морфема . Поэтому все люди сталкиваются с этим в школе и узнают, как можно разбирать слово.

Морфема, в переводе с древнегреческого значит "форма". Значимая часть слова, двусторонняя единица языка. Одна сторона называется - семантическая (содержание). Вторая сторона - фонетическая (выражение).

Любое слово которое разбивается на минимально значимые части, которые называют морфемами. Морфемы (с древнегреческого переводится как "форма"), это: корни (эта самая главная морфема в слове), суффиксы (после корня), приставки (перед корнем), интерфиксы (соединительные (беглые) гласные), постфиксы (после окончания),окончания (не входит в состав слова).

А раздел науки о языке, который изучает состав слова называется морфемика.

Морфемы это

Яна андреева

Морфема - наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов - фонем.
Морфы и алломорфы
В большинстве концепций морфема рассматривается как абстрактная языковая единица. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (чаще) морфом.

При этом морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф.

Так, в предложении «Я бегу, и ты бежишь, а он не бежит» морфема «бег-» представлена тремя морфами (бег- в бегу, беж- в бежишь и беж- в бежит) и только двумя алломорфами (бег- и беж-).

Соотношение между морфом, алломорфом и морфемой примерно такое же, как между фоном (звуком речи) , аллофоном и фонемой. Важно понимать, что для того, чтобы два морфа относились к одному алломорфу, они не должны обязательно иметь полностью одинаковое звучание: должны быть лишь одинаковыми фонемный состав и ударение.

Варьирование плана выражения морфемы вынуждает некоторых теоретиков (а именно, И. А. Мельчука и Н. В. Перцова) сделать вывод, согласно которому морфема является не знаком, а классом знаков.

Так, в работах Н. В. Перцова утверждается, что «в обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин „морфема“ часто употребляется в значении морф» и что «иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты» . Н. В. Перцов считает, что «следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности - конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме - идёт речь» .

Классификация морфем. Корни и аффиксы
Морфемы подразделяются на два основных типа - корневые (корни) , и аффиксальные (аффиксы) .

Корень - основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского "вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание) "). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово - только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду) , не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

Классификация аффиксов
Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов - префиксы, располагающиеся перед корнем, и постфиксы, располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка - приставки. Префикс уточняет смысл корня, передаёт лексическое значение, иногда выражает и грамматическое значение (напр. , вид у глаголов) .

В зависимости от выражаемого значения постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение) . Суффикс передаёт и лексическое, и (чаще) грамматическое значение; может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция) . Флексии - словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка - окончания, так как они в основном располагаются в самом конце слов.

Вики бокарева

Приставка, корень, суффикс, окончание-это морфемы (части слов). Каждая из них имеет свое смысловое значение. Например, приставка при- слове приехал обозначает приближение. Морфемы как части слова изучается в особом разделе науки о языке-морфемике.

| словарь терминов

Что такое морфемика и морфема?

Морфемика (от греч. morph - ‘форма") - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики - морфема. Морфема - это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания.

В этом определении одинаково важны оба определения - минимальная и значимая; морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Минимальной единицей звукового потока является звук . Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруд а и прут а . Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

В курсе лексикологии изучаются слова - грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности. Словосочетания , как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол ).

Еще одной значимой единицей является предложение . Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

Морфемика (morphe– форма, термин Бодуэна де Кортуне) – раздел языкознания, который изучает морфемный строй языка. Дает типологию морфем и занимается их описанием. Одно из основных понятий морфемики –членимость слова на морфемы.

Морфема – наименьшая значимая единица языка (фонема значения не имеет). Наличие значения и воспроизводимость объединяет морфему со словом, но их отличает то, что слов может члениться, а морфема нет; слов грамматически оформлено, а морфема нет; слово не имеет фиксированного места в предложении, а морфема зафиксирована в слове на определенном месте; слово способно самостоятельно употребляться, является челном предложения, а морфема нет; морфема обладает повторяемостью, слово нет.

Морфема – абстрактная единица, ее конкретная материализация в слове – морф (снег, снеговой, снеговик, снегурочка – морфснег , морфемакорень ;береговой, снеговой, ламповый – морф.ов , морфема суффикс ). Между морфами могут быть некоторые фонемные различия, вызванные позицией в слове, тогда эти варианты называютсяалломорфами (снег снеж ный ; ся/сь; от- - ото-; ой/ою). Формальные различия между алломорфами могут быть различными (отец , отц ы, отеч еский, отч ий ). Морфема как обобщенная единица представляет собой совокупность всех морфом и алломорфов.

Классификация морфем

По значению, роли и месте в структуре слова морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксы).

Коренева морфема

Признаки корня:

Главная морфема, занимает центральное положение в слове

Смысловое ядро слово, носитель лексического значения слова (но не всегда: об у ть, раз у ть ;от ня ть, при ня ть, раз ня ть, об ня ть, пере ня ть )

Обязательная морфема

Может употребляться самостоятельно без других морфем

Классификация корней

Корни знаменательных и корни служебных слов. Только первые указывают на определенное явление действительности.

Регулярные и уникальные. Первые повторяются хотя бы в 2-ух словах. Регулярность может быть большей или меньшей (варяг, варяжский ; с корнемвод – 213 слов). Уникальные корни встречаются только в одном слове (нескл. заим. слова:бра, боа, авеню…; зразы, вал, увы, даже, однако )

Свободные и связанные. Свободный корень тот, который употребляется хотя бы в одном из однокоренных слов без словообразовательного аффикса или другого корня (стол, серый, окно). Связанные корни используются только в сочетании с аффиксами (об у ть, до бав ить, чван ство ). Связанные корни выделяются в результате сопоставления однокоренных слов и выявления отрезка слова, исключающего словообразовательные аффиксы. Такие корни часто не имеют ясного вещественного значения. Но обычно связанные корни являются регулярными, т.к. встречаются в целом ряде однокоренных слов. Связанные корни появляются в результате ухода в пассивный запас слова, в котором этот корень был свободным (улыбаться . Раньше были:лыбить, лыба ), а также в результате заимствования из других языков (футуризм, футурист ).

Полные и усеченные. Усеченный корень – это такой алломорф корня, у которого отсутствует одна или несколько конечных фонем. Обычно образуется в результате усечения производной основы (чаще заимств.): пианин о – пиан-ист, кенгур у – кенгур-енок, резюм е – резюм-ировать ; скрипка – скрип-ач, утка – утен-ок . Усеченный корень может быть результатом исторических фонетических процессов (с гиб ать, со гб енный, со г нуть ).

Служебные морфемы (аффиксы)

Аффиксы («прикрепленный»): окончание (флексия), приставка (префикс), суффикс, постфикс.

Аффиксы бывают

Окончание (флексия)

Это грамматическая словоизменительная морфема, которая образует грамматическую форму, выражает грамматическое значение, устанавливает синтаксические отношения данной словоформы с другими словоформами. Не входит в основу слова, обычно находится в абсолютном конце слова (перед постфиксом). Обычно в слове одно окончание, исключение – некоторые сложные слова, у которых обе части являются изменяемыми (двести, усадьба-музей).

По типу выражаемых окончаниями грамматических отношений они делятся на:

Падежные (значение падежа и значение числа), свойственны именным частям речи

Родовые (значение рода и числа), свойственны прилагат., прич., глаголам в ф. пр.вр. и усл. накл.

Числовые (число и род)

Личные (лицо и число), свойственны спрягаемым формам глагола

В русском языке окончания обычно выражают несколько грамм. значений (пример…)

Нулевое окончание

Идею о нулевой морфеме высказали впервые Фортунатов и Бодуэн де Кортуне, развил Пешковский. Нулевое окончание выделяется на фоне ненулевых в знаменательных и изменяемых словах. Нулевое окончание – это значимое отсутствие. Оно выделяется в какой-то форме при наличии у данного слова форм, в которых оно материально проявляется.

Напр., стол – отсутствие звука после Л говорит о том, что это сущ. м.р. в ед. ч. И/В п.

стола, столу…

Формы, имеющие нулевое окончание :

Нужно различать слова с нулевым окончанием и слова, не имеющие окончания (неизменяемые)

Слова, не имеющие окончания :

Несклоняемые существительные

Несклоняемые прилагательные

Наречия

Инфинитив

Деепричастие

Сравн. степень прил., нареч., СКС

Незнаменат., служебные слова (или, чтобы, ау )

Неизменяемые словоформы могут быть омонимичны изменяемым (приехал утр ом , приехал ранним утр ом )

Определите, какие слова имеют окончание, а какие не имеют. Объясните.

Окно, озеро, светло (в комнате), интересно (задание), весело (мне), около (дома), пальто, Токио, упражнение, светлее (эта комната), жарче (сегодня), кофе, ателье, сердце, полотенце, демонстрация, добрый, синий, воробей, у тебя, два, восемь, такси, стол, грамм, говорить, пишешь, проверяют, позвонив, одеваюсь, улыбаешься, работаете, подпрыгивая, согнув, светящийся, сделанный.

Суффикс

Это служебная морфема, которая находится после корня и выражает грамматическое или словообразовательное значение. Часто связаны с определенными частями речи.

В слове м.б. от 1 до 3-ёх суф.

формообразующие суффиксы

словообразовательные суффиксы

Служат для образования форм и выражают грамм. значение, в основу не входят. Обладают более абстрактной семантикой, не влияют на значение слова

    суф. инф. -ТЬ/ТИ/ЧЬ-

    суф. изъявит. накл., прош. вр. -Л- и нулевой суф. (нёс ^). Нул. суф. – результат историч. фонетич. процессов, встречается только в форме м.р., ед.ч.

    суф. гл. в форме условного накл. -Л-

    суф. гл. в форме пов. накл. -И- и нул. суф. (отдай^, брось)

    суф. причастий:

Днв: -УЩ/АЩ-

Дпв: -ВШ-, -Ш-

Снв: -ОМ-, -ЕМ/ИМ-

Спв: -ЕНН-, -НН-, -Т-

    суф. дееприч.:

Несов. в.: -А-

Сов.в.: -В-, -ВШИ-, -УЧИ-

    суф. форм сравн. ст. прил., нареч. или СКС: -ЕЕ/ЕЙ/Ш/Ж-

    суф. форм превосх. ст. -ЕЙШ/АЙШ-

Не образуют форму слова, с помощью них образуются новые слова, влияют на лекс. значение слова. Их больше, чем формообр.

Особенности:

Присоединяются не к слову, а к основе (писа ть – писатель, син ий – синева )

Могут изменить принадлежность слова к части речи, но не обязательно

Могут изменить грамматические признаки слова

Различают исконные (тель, н) и заимствованные суффиксы (диверс ант , поэт ес са, масс аж )

Нулевой словообразовательный суффикс

(Тихонов, Земская, Лопатин)

Выделяется только в производных словах, причем разница между значением производящей основы и производным словом обнаруживается при сравнении с другими словами, образованными по данной словообразовательной модели.

Суф. сущ-ых со значением абстрактного признака: синь ^ ← синий (бел изн а ← белый, красн от а красный, сер ость ← серый )

Суф. сущ-ых отвлеченного действия: бег ← бегать (ходь б а ← ходить, уклад к а ← укладывать, рисова ни е ←рисовать)

В прилаг.: безног^ий, безбород^ый, безбреж н ый, беспредель н ый

Парадигматические отношения суффиксов:

* отношения омонимии

-ИСТ- : 1) суф. со знач. действующего лица (тракторист ), 2) суф. кач. прилагат. (болотистый )

-л- : 1) формообр. сф. пр.вр.; 2) слообр. суф. кач. отгл. прил. (загорелый, беглый )

* отношения многозначности

-тель- : - в сущ. со значением лица, производящего действие (преподаватель, мечтатель );

В сущ. со знач. предмета, выполняющего определенную функцию (выключатель, смеситель, проигрыватель )

* отношения синонимии (суф., которые близки по значению):

Формообраз. суф., выражающие одинаковое грамм. знач. (В/ВШИ)

Словообраз. суф. со знач. лица (ТЕЛЬ/НИЦ/ЕЦ/АРЬ/АНТ)

Постфикс

Это значимая часть слова, расположенная в абсолютн. конце слова после всех морфем (агглютинация). Постфикс может присоединяется к слову (купаться ) или к форме слова (идёмте ). М.б. формообразующим (-СЯ, -ТЕ) и словообразовательным (-ся, -кто, -либо, -нибудь, -таки, -ка). Входят в основу слова. Выделены недавно, раньше рассматривались в составе суф. и частиц.

    СЯ является формообр., если образует форму страд. залога гл. от форм действит. залога (рабочие строят дом – дом строит ся рабочими ). Словообразовательным является в производных и непроизводных возвратных глаголах (умывать – умывать ся , смеять ся , улыбать ся )

    Кто, -либо, -нибудь – образуют неопредел. Местоимения и местоимен. нареч.

    ТЕ – образует формы мн. числа у гл. пов. накл. 2 л. (напиши те ) и гл. 1 л. со значением совместного действия (идём те , споем те ). Шанский рассматривает его как окончание.

    Таки, -ка (смотри-ка, опять-таки). Присоединяясь к словам, придают дополнит. оттенки в значении, выполняют функцию частицы.

Префикс

Служебная морфема, кот. находится перед корнем или перед другой приставкой. В слове м.б. 1 или несколько приставок. В основном приставка выполняет словообраз. функцию, грамм. значение выражает редко (наи- - превосх. ст.), обычно вместе с семантическим значением (сесть – при сесть - вид). Бывают исконными (о-, пере-, у-, вы-) и заимств. (ультра-, анти-, дез-, пан-).

В отличие от суффикса приставка:

Присоединяется в целом ко всему слову, а не к основе,

Никогда не меняет частиречную принадлежность слова,

Не связана с определенной частью речи,

Не так подвержена изменениям, алломорфы менее разнообразны (-на О, - на З/С)

В слове обладает отдельным значением (по – начало действия, вы – движение изнутри, от - удаление)

Нулевых приставок не существует.

Парадигматические отношения префиксов:

* отношения многозначности

о-/об-/обо-:

Направление действия вокруг предмета (оббежать )

Направленность действия на несколько предметов (оббегать все этажи )

Направленность действия мимо предмета (обойти стороной )

Предание каких-либо свойств и качеств (опечалить, обогатить )

* отношения омонимии

Направленность действия сквозь что-либо (проколоть, прогрызть )

Являться сторонником чего-либо (пропрезидентский )

* отношения синонимии (сверз-/супер-, против-/анти-)

* отношения антонимии (со-/разо, над/под)

Аффиксоиды (подобные аффиксам)

Это такие словообразовательные части сложного слова, которые занимают промежуточное положение между корнем и аффиксом:

* суффиксоиды – нечто среднее между корнем и суффиксом: мёт (огнемёт, водомёт, пулемёт), воз (нефтевоз, тяжеловоз), вод (садовод, полевод, пчеловод) . Обычно в словах с соединит. гласной;

* префиксоиды – нечто среднее между префиксом и корнем (пол(у )).

Встречаются в сущ. и прил.