В англии найден заброшенный бункер со всеми припасами для спасения от ядерной войны. Заброшенный бункер в лесах тамбовщины

Я родился и вырос в столице нашей необъятной родины, как впрочем, и мои родители. Но вот уже более 10 лет как я не живу в Москве, а с недавнего времени и не езжу туда на работу. Оно за МКАДом как-то поспокойнее, да и дышится легче. К 2012 году суббота и воскресенье остались единственными днями, когда по Москве ещё как-то можно передвигаться, а не стоять, уткнувшись носом в стоп-сигналы впереди идущего автомобиля.
Но в Москве очень и очень много интересных объектов. Я стараюсь использовать выходные, предварительно естественно заглянуть в «yandex. Пробки», чтобы выехать в мегаполис и посмотреть его достопримечательности.


В апреле этого года я посетил музей холодной войны . Рассекреченный и, доступный теперь всем любопытствующим, подземный бункер. Сооружение находится в районе Таганки и называется «Бункер – 42», впрочем, музеем оно стало лишь в 2006 году, а до этого это был Запасной Командный Пункт Гражданской Авиации (ГО-42).
1.


Снаружи бункер, как и положено любому секретному объекту, замаскирован под обычное здание. Вся информация о нем держалась в строжайшей секретности, не должны были знать империалисты о наших военных секретах. Все окошки в этом особняке – ведут «в никуда».




А это старое фото – кадр из фильма «Черный принц» — советского детектива, где это здание «засветилось».



Найти его просто, хорошим ориентиром служит находящийся рядом — Храм успения пресвятой Богородицы в Гончарах .



Вход в здание обозначен шлагбаумом с надписями на русском и на английском языках и большой красной звездой на входных воротах.



Эта схема расположения бункера при наложении карты Москвы. Видно, что кольцевая линия московского метрополитена проходит в непосредственной близости от конструкции и раньше для туристов был даже открыт выход, чтобы увидеть проходящие поезда, но впоследствии доступ к метро был закрыт.



В бункере регулярно проводятся организованные экскурсии разных типов. Я был на одной из них, которая называлась «Экстрим».

На входе висят старые социалистические пропагандистские плакаты.



И чьи-то «умные мысли».



Двухэтажный особняк снаружи – это чистейшая декорация, которая скрывает уходящую вниз шахту с лифтом и лестницей.




Шахту от «внешнего мира» защищает дверь толщиной полметра и полностью залитая бетоном. На этом видео видно как наш проводник Алексей ее открывает.






Где то к этажу – 3 – 4 перестает работать мобильный телефон.



Надписи на стенах периодически предупреждают о том, как долго тебе ещё осталось идти.






Последний этаж – «минус восемнадцатый», всего 310 ступенек. Здесь начинается уже сам бункер. Глубина залегания бункера 65 метров выбрана не случайно, именно на такой глубине люди могут находиться в безопасности в случае ядерного взрыва.



Посещать бункер можно только в сопровождении проводника – экскурсовода, нашим «гидом» был Алексей , вещавший нам о секретном объекте с хорошим чувством юмора.



Перед посещением всех 4-х залов бункера Алексей выдавал нам «мат.часть» каски с фонариком. Мне сразу почему-то вспомнился фильм «Санктум» .



Автомат с газированной водой, только перекрашенный в красный пролетарский цвет, сохранился здесь как напоминание о советском прошлом.




Cтол и телефон теперь уже тоже раритетные вещи.





После получение матчасти,привёл нас в специальную комнату, где как и положено любой «экстремальной экскурсии» ты должен подписать бумагу, о том, что в случае какого-либо косяка, виноват во всем ты сам.




А потом самое интересное. Для посещение объекта всем выдают специальный одноразовый комбинезон – спецодежду.



Одеваешь его и становишься похож на «финского стрелка». Это делается для того, что в некоторых местах бункера довольно грязно и вероятность испачкать свою одежду очень высока.



Наша экскурсия проходила в игровой форме, мы получали каждый карты подземного бункера и должны были найти дорогу в какой-то определенный пункт.



Вооружившись картами и фонариками мы исследовали бункер, Алексей хоть с нами и ходил, но подсказывал нам, лишь в исключительных случаях.



Весь бункер состоит из 4-х больших блоков. Это блок №2, который во времена целевого использования бункера был занят аппаратурой дальней связи.



Кто-то из предыдущих «сталкеров», посещавших бункер спрятался в бочке, а вылезти забыл.



Бункер был построен за 5 лет. Он строился, как и метро, по принципу тоннеля крупного сечения – это самое прочное, что можно построить под землей.



Санузел в бункере, трубы новые, а краны сохранились со времен «советов».



И унитаз тоже как был поставлен, так и не «реновировался».



Реставрированная вагонетка, именно на таких вагонетках и вывозили грунт наверх при строительстве бункера.



В некоторых местах в бункере достаточно давно не наводили порядок.




Иногда экскурсия оправдывала как свое название «Экстрим», так и необходимость – одевать спецодежду. Приходилось спускать вот в такие лазы.




Вот такую карикатуру обнаружил я в бункере, подумал, что она была бы к месту в марте этого года, только на флаге было бы написано «Все на выборы».



В бункере есть помещение, где ежедневно работают 3 специалиста, они смотрят за всеми системами и ремонтируют, если что-то вышло из строя. Это их офис, он хорош хотя бы тем, что здесь нет галстуков и говнопонятий типа «smart casual”.




В этом бункере снимались несколько художественных фильмов, таких как «Generation Пи» и сериал «Заражение» с Эриком Робертсом.



Раньше этот объект функционировал 24 часа в сутки в качестве штаба дальней авиации, а теперь здесь проводят модные нынче тимбилдинги, конференции, презентации, выставки и так далее.



Мы закончили наш вояж, в игровой форме посетив все 4 зала подземного бункера, потратив на это около двух часов.


Все 4 блока бункера — это тоннели, диаметром 9,5 метров, параллельные друг другу и лежащие на одном уровне.




По завершению экскурсии в бункере можно посмотреть карту мира с расположением подобных объектов в разных странах.




Если по пути вниз в бункер все спускаются по ступенькам, то обратнопредложил тому кто хочет подняться на лифте, но это как-то банально и практически вся наша мини группа решила подниматься пешком все 18 этажей.



Все сняли защитную униформу перед подъёмом на поверхность, а я решил оставить ее и ехать в ней на машине до дома, сделав последнее фото около ворот музея.



P.S. В заключении ещё раз хочу поблагодарить Алексея за увлекательную и познавательную экскурсию.

Во времена существования Советского Союза бункеры на случай ядерной войны были распространены по всей стране. Один из самых больших подобных секретных объектов – «Объект 221» или «Нора». Этот объект в действительности был запасным командным пунктом Черноморского флота, причем запасным он фактически должен был являться лишь в мирное время. Во время войны именно здесь должно было находиться командование флотом, осуществляться управление боевыми действиями.


Самое крупное сооружение

Находится «Объект 221» недалеко от Севастополя, под деревней Морозовка. Шоссе, которое доходит до этой деревни, имеет продолжение, но дорога перекрыта, она завалена камнями, дорога в прямом смысле этого слова «перекопана». Конечно, такие меры предосторожности не случайны, именно благодаря такой полосе препятствий тот, кто действительно захочет добраться да Запасного командного пункта – будет вынужден идти пешком, став легкой мишенью для снайперов, которые при чрезвычайном положении должны были дежурить вдоль дороги.

Интересно, что для путешественников, сбившихся с пути, была приготовлена другая версия места, в которое ведет дорога. «Объект 221» было принято называть каменным карьером, так же его называли и рабочие, которые занимались его постройкой – ходили на разработку каменного карьера, только и всего. Начали строительство этого подземного города в 1977 году. Размеры «Объекта 221» действительно потрясают воображение: его глубина более 200 метров, на огромной глубине расположено четыре этажа и два главных входа в бункер. Общая площадь этого подземного строения – семнадцать с половиной тысяч квадратных метров, по площади это самое крупное подземное сооружение Крыма.


Невидимая стройка

Кажется невероятным то, что стройка «Объекта 221» велась в условия полной секретности. Строительство началось в 1977 году и длилось около 15 лет, работы продолжались вплоть до 1992 года. В 1992 году проект был «заморожен», при этом его готовность составила девяносто процентов. Все, что нужно было сделать, для того чтобы закончить проект – это завезти необходимое для жизни в бункере оборудование и провести облицовочные работы. Строители для объекта отбирались специально, был сформирован стройотряд, состоящий из строителей, которые имели опыт работы на сооружениях для бетонирования шахт, служащих баллистическим ракетам. Рядом с «Норой» находилась гора Гасфорт, на которой, специально для того, чтобы тайно свозить извлекаемую горную породу, был построен завод по изготовлению щебня. Это было сделано для того, чтобы со спутника противника Советского Союза на этой территории был виден лишь завод и различные гражданские сооружения.

Кроме того, было построено специальное «здание-обманка», предназначенное также для обмана спутника противника. В годы строительства это здание было принято назвать гостиницей для рабочих завода или гостиницей. Но судить о том, что здание – муляж, нам помогает сохранившийся в достаточно хорошем состоянии фасад здания: окна в нем расположены очень близко друг к другу, а лестничных пролетов и вовсе нет, хотя здание многоэтажное. А сами входы (их два) в «Объект 221» были также замаскированы под гражданские здания, правда они представляют собой лишь бетонные плиты, с нарисованными на них черной краской окнами. При этом принять эту бетонную плиту за здание можно только если вы подойдете к ней спереди, как только вы отойдете в сторону, то увидите – что никакого здания нет, а вход – это лишь гигантская плоская бетонная плита с нарисованными бутафорскими окнами.


План создания

Первую площадку проходила команда шахтеров под руководством бригадира Тихонова. Основной проблемой при строительстве была необходимость рассчитать положение на большое количество человек, под землей должны были быть размещены информационно-вычислительный центр, узел связи, который должен был обеспечивать передачу информации в любую точку земного шара, а также автономная система жизнеобеспечения. На одном ярусе нужно было разместить емкости для топлива и воды, систему электрообеспечения, систему производства воздуха и вентиляцию, медицинский пункт. И помимо всего прочего, здесь же должна была размещаться кухня и столовая.

Кроме подземной части бункера существовала и надземная его часть – она представляла собой военный город. В нем могли жить работники охраны и технический персонал. Этот жилой городок располагал и всем необходимым для жизни: существовали казармы, котельная. Было построено овощехранилище и система водоснабжения с предварительной очисткой поступающей воды. Для строительства этого городка был сформирован новый строительный отряд, начальником которого был назначен майор Юрий Рева, который в свое время окончил специальную школу строительства Северного флота. Для многих военных попасть в бригаду проходчиков очередного уровня бункера – было честью. В горном массиве было пробурено три блока, к которым вели горизонтальные ходы, называющиеся «потернами».


Последние этапы строительства

Важным этапом в постройке «Объекта 221» стала гидроизоляция помещений, находящихся под землей. Была даже разработана специальная технология для герметизации швов при сварке, а также металлоизоляции. Для того чтобы проверить качество шва и его водонепроницаемость использовались рентгеновские снимки. Все строительство велось строго секретно, на протяжении всей постройки выставлялась различная муляжная техника и даже прокладывались ложные пасеки и дороги. Также велись масштабные работы по реорганизации рельефа.

Контролировал строительство Запасного командного пункта начальник строительного управления Черноморского флота генерал-майор Л. Шумилов. Постоянно посещали стройку и другие не менее известные должностные лица, такие как: заместитель министра обороны Н. Шестопалов и адмирал флота Н. Ховрин. Горнопроходческие работы, самые сложные во всем строительстве была завершены в 1987 году. После этого начался внутренний монтаж помещений, прокладка вентиляционных шахт и кабельных линий. Но в связи с развалом Советского Союза, строительство было прекращено в 1992 году. При этом Украина, самостоятельное государство на территории которой и находился объект, объявила себя безъядерной державой, а значит и заниматься продолжением постройки такого объекта стало не нужно и не выгодно. После 1992 года с объекта была снята вся охрана и «Нора» подверглась масштабным грабежам, в основном мародёров интересовали любые металлические детали и конструкции, которые можно было сдать в металлолом.

«Объект 221» в наши дни

Ныне «Объект 221» полностью разграблен и разорен и является популярным местом посещения любителей экстремального туризма и охотников за металлом. Туристами был составлен план-схема зданий «объекта 221», который стал путеводителем для тех, кто захотел испытать острых ощущений и почувствовать на себе дух строительства времен холодной войны.

Сейчас этот объект может представлять реальную опасность. Здесь большое количество пустых шахт, провалов, торчащей из пола арматуры. Внутри заброшенных зданий очень сыро, так как многие помещения находятся на участках земли с большим количеством грунтовых вод. Кроме сырого климата, можно отметить еще и образование грибка, который развивается в сырой и теплой среде.

С развалом CCCР оказались заброшенными многие недостроенные стратегические объекты ПВО, которые в последствии были разграблены и осквернены. Цель нашего путешествия - посещение заброшенного бункера из третьего кольца ПВО С-50 в Московской области.
Наш бункер связи, находится рядом с населенным пунктом Вороново на Калужском шоссе. Это популярнейшее место среди любителей полазать под землей, дестроеров, геошейкеров и просто туристов.

Сейчас доподлинно установить назначение этого объекта практически невозможно, если, конечно, у вас нет доступа к архивам "совершенно секретно". А потому существует целый ряд гипотез, каждая из которых имеет право на существование. По одной из версий, объект является ложной позицией. ЗА эту версию - очень длительный срок строительства - более 10 лет. Еще есть мнение, что это стартовая позиция ПРО, но все известные стартовые позиции имеют не менее восьми шахт. А в нашем случае объект имеет лишь 4 шахты, хотя и подходящие по габаритам для противоракет. Ну и самая реалистичная версия относительно предназначения этого объекта: автоматизированный защищенный узел связи с выдвижными антеннами для связи со спутниковой группировкой.

Остановимся на этой версии: известно об этом бункере немного. Ясно лишь, что в конце 80-х - начале 90-х годов планировалось построить вокруг Москвы целый комплекс сооружений «на случай ядерной войны». Об истинных масштабах этого строительства и назначениях того или иного объекта мы теперь можем только догадываться. Бункер является одним из немногих недостроенных бункеров связи. В нем планировалось автономное несение службы - есть места под установку дизель-генераторов, фильтровентиляционные установки, есть емкости под запасы воды и топлива. Боевое дежурство несет в автоматическом режиме, с минимальной дежурной сменой. То, что многие принимают за «ракетные шахты» на крыше сооружения, в действительности является контейнерами для размещения антенн.

Но то ли «ядерную войну», то ли СССР «отменили», но бункер так и не был достроен, его даже не успели замаскировать под холм. Сам бункер выглядит суровым и неприступным. Трехэтажная махина из железа и бетона находится в огромном котловане. С нижних этажей наверх выходят воздушные каналы.

Попасть внутрь можно несколькими способами. К главному входу в бункер проложен хрупкий деревянный мостик. Подниматься по нему страшно. Высота - метров 5. Можно пройти сквозь гермодверь - огромную тяжелую металлическую дверь выгнутой формы. Еще один вход через небольшое круглое отверстие диаметром сантиметров 80 в задней части бункера.
Про это место широкой интернет-общественности стало известно около трех лет назад, и с тех пор к нему началось настоящее паломничество, особенно летом.
Вокруг Москвы находится не менее 60 объектов похожего назначения. Таких же брошенных, разграбленных и никому не нужных. Туда однозначно стоит ехать, чтобы почувствовать дух холодной войны, противостояния мировых держав и некое опустошение.
Внимание! Не рекомендуется посещать в одиночку, спускаться в вентиляционные колодцы без страховки опасно, помещения темные, в них полно арматуры, шахты затоплены.

Как проехать.
На машине: пос. Вороново, 40-й км от МКАД по Калужскому шоссе А101. В Вороново поворот на деревню Троица
Дорога к бункеру доступна для проезда на практически любой полноприводной технике, а основную сложность
составляют последние 800 метров - это глубокие колеи, но при желании можно пройти этот участок пешком.

Спрятанный посреди полей Саффолка, этот заброшенный бетонный объект с ржавым металлическим люком вместо двери не очень привлекает внимание. Если спуститься по лестнице на четыре метра под землю, можно попасть в настоящий бункер времен холодной войны. Обстановка в бункере едва ли изменилась с 1991 года, когда его забросили, и на стене все еще висят инструкции о том, что делать в случае ядерной атаки.

Спонсор поста: Swisstime.by : Швейцарские часы Tissot, Calvin Klein, Swatch с доставкой. Собственный авторизированный сервисный центр.Источник: Daily Mail

Во времена холодной войны в Великобритании построили 1563 бункера на расстоянии около 25 км один от другого. Это было сделано на случай обострения взаимоотношений СССР и США, которое могло вылиться в ядерную войну. Бункеры обслуживали волонтеры из Службы наземных наблюдателей. В их задачи входило узнавать, сколько сбрасывается ядерных бомб, где они могут быть сброшены, а также следить за уровнем радиации по мере ее распространения по территории страны.

Под землей был установлен индикатор мощности бомб, чтобы измерять взрывные волны на каждый метр, а также датчик уровня радиации - они соединялись с внешним миром через трубы. В случае ядерной атаки волонтеры должны были продолжать работу в течение трех недель, пока на улице падают и взрываются снаряды. При помощи сирен они также могли информировать население о надвигающейся воздушной или ракетной атаке.

Бункер построили в 1958 году и забросили в 1991 году. На стене до сих пор висит листок бумаги, где написано, что делать волонтерам в случае перехода на военное положение по части подготовки наблюдательных приборов. Во время атак волонтеры должны были сообщать о взрывах и ежедневно поддерживать бункер в рабочем состоянии.

По всему бункеру вдоль стен стоят матрасы, а в углу пылится стул с тканевым сиденьем. Карты, записки, инструменты и содержимое набора для оказания первой помощи разбросаны по полу.


Один из недавних посетителей рассказал об ощущении клаустрофобии, которое настигает, когда спускаешься в этот бункер. «Чтобы попасть в бункер, нужна смелость, так как не знаешь, чего ожидать, как только окажешься там. Было по-настоящему не по себе, когда я спускался по лестнице, чтобы войти. Я могу представить, как тяжело было волонтерам с их набором. Я был потрясен всей атрибутикой холодной войны, которая все еще там. Как будто время остановилось, пока весь остальной мир жил дальше».

Исследователь бункера также похвалил волонтеров за их храбрость. «Я провел внизу в комнате всего полчаса и уже почувствовал довольно сильный приступ клаустрофобии.

Нужно отдать должное волонтерам, которые проводили часы и даже дни под землей в этих штуках во времена, когда люди действительно верили в возможность ядерной войны. Удивительно думать, что этот бункер спрятан здесь, в сельской местности в Саффолке. Большинство наверняка не знает о его существовании.

Почти половину бункеров времен холодной войны закрыли в 1968 году, а оставшиеся - в 1991 году, после развала коммунистического блока.

На территории Подмосковья сотни заброшенных мест и объектов. Наряду с местами, оставленными людьми вынужденно, есть масса объектов, которые условно можно разделить на прекратившие существование при смене политических режимов; в результате военных действий; пострадавшие от техногенных и технических катастроф; исчезнувшие по прочим причинам. На сегодняшний день такие объекты представляют огромный интерес у туристов экстремалов, людей, интересующихся историей, а также из простого человеческого любопытства. Для простоты их нахождения указаны координаты местности.

Классифицировать заброшенные объекты по типам можно таким образом:

Военные объекты, объекты связи

военный бункер (не достроен, на объекте находятся 4 ракетные шахты) д. Вороново, N 55° 19.894E 37° 02.829

вычислительный центр РЛС (первые РЛС раннего предупреждения ракетного нападения 1960-1970-х гг. фиксировали ракеты с помощью отражения радиоволн от ионосферы. Кодовое название – «Шалаш», в НАТО – «Конура») возле д. Кубинка, 55°29’33 N 36°40’54 E

РК С-125 «Печора» (невысокий зенитно-ракетный комплекс, признан одним из лучших образцов систем вооружения ПВО в мире) N 55° 27.656 E 36° 21.872

Архитектурные: усадьбы, храмы, церкви и другие интересные места

Уcадьба Гребнево (архитектурный памятник федерального значения) Щелковское шоссе в 30 км от Москвы, N 55° 56.938 E 38° 5.211

(упоминается в 1358 г. в завещании Ивана Красного) +55° 43′ 21.36, +37° 0′ 16.92

Церковь Воскресения Словущего 16 в. (сохранились кирпичная колокольня 18 в., древнее кладбище с резными надгробиями) д. Битягово, 55°23’10 N 37°44’26

Никольская (Введенская) церковь 16в. (построена около 1562 г., перестроена в 19 в. Исторические корни этой церкви уходят во времена Ивана Грозного) д. Черленково, N 55° 56.831 E 35° 28.733

Церковь Рождества Христова 18 в. (красивый полуразрушенный храм) Подболотский погост N 56° 26.788 E 37° 41.985

Тематические: исторические/памятные, религиозные, аномальные

загадочный шар (диэлектрический колпак, предназначенный для параболической антенны, чтобы отслеживать космические сигналы, построен в к. 1970-х гг..) находится в 116 км по Дмитровскому шоссе, ехать до Дубны, через р. Волга по главной дороге 10 км, затем свернуть на Федоровку, дальше до Игнатово

Геологические: шахты, раскопки, каменоломни

сьяны (система искусственных каменоломен возникла в результате неудачного строительства водохранилища, сохранился высокий бетонный каркас плотины) 55°29’6″N 37°47’14″E

Никитские катакомбы (крупные подмосковные катакомбы, есть возможность обвала) +55° 24′ 16.20, +37° 44′ 9.60

секретный тоннель физиков (гигантский 21 км. тоннель, в котором собирались создать ускоритель элементарных частиц – адронный коллайдер) 97 км Симферопольского шоссе, свернуть на Серпухов до Протвино

А Вы знаете о , находящемся в городе Кировске Мурманской области? А известно ли Вам такое удивительное место, как Рускеала в Карелии? Ответы на эти вопросы, а также советы как добраться, где остановиться и что посмотреть в городе читайте на нашем сайте!

Малые заброшенные объекты

пионерлагерь «Ясная горка» когда-то принадлежал заводу «Станкоконструкция» и институту машиностроения. Минское шоссе, если ехать из Москвы, то после Пушкино (брошен в 2002 году, хорошо сохранился) N 55° 22.352 E 36° 9.886

Наиболее посещаемые объекты:

Церковь Казанской Иконы Богоматери — уникальная памятка архитектуры. Представлена оригинальной каменной постройкой в духе классицизма 17 в., строившейся графом З. Г. Чернышевым 50 лет. Строение состоит из соединенных притвором зданий церкви и мавзолея с подземным склепом с идентичными симметричными куполами. Трапезная интересна приделами святых Захария и Анны. Закрыта в 1962 г., передана 1990-х гг. в пользование верующим, ремонт не ведется. Охраняется. Примечательны: колокольня 1869-1871 гг. (переделана в водонапорную башню), усыпальница, скульптура надгробия графа Чернышева 18 в., брошенная стелла (пройти через липовую аллею за плотиной).

Расположение: Волоколамский р-н, д. Ярополец, N 56° 8.228 E 35° 50.159

Добраться:

  • автобусом: от автостанции Тушинская (рядом с м. Тушинская) до с. Ярополец (2 ч.);
  • автомобилем: в аналогичном направлении (1,5 ч.);
  • электричкой: до Волоколамска (2,5 часа), затем – на маршрутке до д. Ярополец (30 мин.).

Полузаброшенные позиции ПРО представлены зданиями системы противоракетной обороны ПРО А-135 «Амур» для отражения ядерного нападения на Москву. 6 радиолокаторов и 8 шахт противоракет находятся в плачевном состоянии. Объект спален, охраняется несущественно (присутствует сигнализация, посещение возможно с черного хода).

Расположение: N 55° 21.017 E 36° 28.976

Добраться: ехать в сторону военного городка «Наро-Фоминск-10», по пути в лагерь «Ясная горка».

Город-призрак на Ленинградском шоссе — представляет собой декорации к киноленте «Записки экспедитора Тайной канцелярии», 2010 г. Имитирует Выборг 18 в. Примечательны: крепостная стена вокруг города, корабль, здание портовой гостиницы, городская темница, эшафот, городская ратуша, таверна, городской фонтан, средневековый замок, церквушка.

Расположение: Солнечногорский р-н, возле с. Середниково, N 55° 55.552 E 37° 14.043

Добраться:

24 км автомобилем от МКАД по Ленинградскому шоссе, свернуть налево на Фирсановское шоссе, ехать по главной дороге прямо (7 км), перед стоящим в поле парусником свернуть налево, ехать вдоль забора до входа. Ориентиры: усадьба Середниково, сан. «Мцыри», территория «КиноГород».

Открыт для посетителей с 10.00 до 19.30 (кроме понедельника).

Рядом с городом находится Усадьба Середниково, где проводил отроческие годы М. Ю. Лермонтов. Стоит посмотреть: парк, пруд, музей поэта.

Усадьба Пущино-на-Наре дворянский дом в стиле классицизма 18 в. князей Вяземских, построенный архитектором Н.А. Львовым на берегу р. Нара. Примечательны: усадьба с колоннами и античными масками на фасаде, парадный двор с фонтаном, мозаика, липовая аллея.

Усадьба уходит под воду, территория не охраняется, проход свободный.

Расположение: Серпуховский р-н, д. Пущино, 54°56’22 N 37°21’46 E

Добраться:

От Москвы или Тулы электричкой Курского направления до Серпухова; далее автобус №29, который идет на Гавшино. Остановка «Отделение совхоза Большевик»

Лопатинские (воскресенские) рудники – единственная в Подмосковье антропогенная пустыня, где добывались фосфориты. Представлена затопленными карьерами (с застывшими в камнях водными ящерами), которые частично рекультивированы. В карьерах находятся многоковшовые экскаваторы (абзетцеры). По сохранившейся ж/д колее иногда курсирует тепловоз «кукушка». Расположение: 80 км. Новорязанское шоссе, 55°19’30 N 38°55’2 E. Подъезд возможен с Воскресенска и Егорьевска, двигаться от д. Ёлкино через д. Новочеркасское в западном направлении.

Церковь в дремучем лесу – таинственное и сложно доступное место в Подмосковье. Интригует, что церковь удается обнаружить не всем, даже следуя точным указаниям. Раньше здесь была деревня Курилово. В 1956 г. разместился ракетный полигон. Сохранилась полуразрушенная каменная церкви интересной архитектуры с многочисленными фресками. Объект плотно окружен лесом, водится много змей.

Расположение: ур. Курилово (ур. Пустольский погост), 55°46’25 N 39°36’59 E

Добраться: 155 км по Егорьевскому шоссе до Бетонки-2, свернуть налево, затем на Р106 направо до п. Северная Грива. Оттуда пешком на север 7 км.

– является архитектурным ансамблем, ведущим историю с 16 в. Переходила из рук в руки дворян и князей, теряя с каждым зигзагом судьбы исторический облик. Сохранились: дворец, флигели, Никольский храм 18 в. и церковь Гребневской богоматери 17 в., хозпостройки, парадные арочные ворота. С 19 в. в усадьбе размещались тубдиспансер, Щелковский техникум электровакуумных приборов, завод «Платан». В 1960 г. Гребнево объявляется памятником архитектуры республиканского значения. Попытки реставрации и консервации объекта не удачны.

Расположение: Щелковский р-н, д. Гребнево, 55°56’56 N 38°5’11 E

Добраться:

  • автомобилем: 40 км по Щелковскому шоссе, поворот в Новом городке перед Щелково на Фрязино. Проехав Фрязино, сразу за мостом через р. Любасеевку повернуть направо, ехать через село.
  • автобусом: от м. Щелковская № 361 до остановок «Светофор/Старая автостанция» 45 мин., далее пешком по проспекту Мира
  • поездом: от Ярославского вокзала (м. Комсомольская) на электричке до Фрязино через Ивантеевку (не Фрязево!) ехать до Фрязино-Пассажирской.

Негласные правила для любителей экстремального туризма:

Некоторые брошенные объекты представляют историческую ценность и охраняются государством. Отдельного внимания заслуживают опустевшие населенные пункты, где прежде жили люди. Поражают некогда роскошные полуразваленные усадьбы, разрушенные храмы и церкви. Оживленный интерес вызывают забытая военная техника, не нужные никому сказочные терема и избы, действующие прежде тюрьмы и фабрики.

Все призрачные опустевшие места впечатляюще живописны или удручающе мрачны, но неизменно притягательны. В них есть нечто мистическое, что не стареет и не устаревает, от века и на века. Находясь там, понимаешь, что возраст и дряхлость есть лишь обманчивая видимость времени.