Что такое одиночество в толпе. Одиночество - мой удел

Введение………………………………………………………………..….….3

1.Одиночество в толпе

1.1Толпа……………………………………………………………..…..……5

1.2Одиночество……………………………………………………….….….10

2.Исследование одиночества среди подростков………………….………13

Заключение…………………………………………………………….….....18

Список используемой литературы…………………………………...…….20

Введение

Сегодня, в период развития средств массовой коммуникации, человеку все реже необходимо выходить из дома или «сети», для решения сложившихся проблем. Если ему нужны продукты питания – то он звонит в службу доставки, либо заказывает необходимое через интернет. Если он хочет поговорить – то он заходит на один из интернет-порталов и находит всевозможных знакомых и «друзей на раз». При этом если вдруг по каким-либо причинам отключить энергоснабжение, то неизвестно, что будет с этим современным человеком. Есть вероятность того, что именно в этот момент, когда интернет будет недоступен, телевизор будет выключен, радио не сможет функционировать, человек будет чувствовать себя невероятно одиноким и потерянным. Человек хочет жить вечно и не может придумать, чем занять один такой вечер. И именно в этот момент, ему должно стать неимоверно страшно и тревожно, от того, что нет кого-то рядом, либо давно потеряны контакты. Человек – социальное существо и без общения, без получения информации, будь то вербальная или даже тактильная информация, он непременно будет ощущать кризис.

Одиночество - один из неотъемлемых компонентов духовного кризиса. Оно может переживаться от смутного и неопределенного чувства отделенности от других людей и от мира, до глубокого и полного поглощения отчуждением. Некоторые из ощущений внутренней изоляции связаны с тем, что люди во время переживания духовного кризиса сталкиваются лицом к лицу с необычными состояниями сознания, которые, по их мнению, радикально отличаются от переживаний их друзей и членов семьи, и они никогда не слышали, чтобы кто-то описывал что-либо подобное.

Многие люди, переживающие процесс трансформации, связанный с переездом на новое место жительства, сменой работы или утратой близких, чувствуют свою изоляцию от других из-за самой природы тех переживаний, с которыми сталкиваются. Значимость отношений с другими людьми может угаснуть, и человек может даже чувствовать нарушение связей с привычным для него ощущением того, кем он является. Когда это происходит, человек переживает полностью поглощающее его чувство отделенности от самого себя, от других людей и от окружающего мира. Для тех, кто находится в таком состоянии, недоступны обычное человеческое тепло и поддержка. Они в полной мере испытывают на себе чувство одиночества.

Актуальность данной темы обусловлена внушительным количеством подростков, испытывающих чувство одиночества в городе Владивостоке, в частности и популярностью использования Интернет-ресурсов среди подростков с целью знакомства.

В рамках данной работы исследуются вопросы теории толпы и одиночества, даются понятия и классификации.

Целью данного проекта, является исследование причин возникновения чувства одиночества среди подростков 14-16 лет. Для исследования была выдвинута следующая гипотеза: одиночество – социальная категория, появившаяся в результате личного поведения человека, его взглядов, отношений с другими, манеры поведения, либо это внутриличностная проблема отдельно взятого человека.

Для систематизации информации по данной теме уместно поставить для себя ряд задач, среди которых:

Раскрытие теоретических понятий одиночество, одиночество в толпе, чувство одиночества

Определение влияния нахождения в толпе на развитие чувства одиночества среди подростков

Проведение социологических исследований направленных на изучение чувства одиночества среди современных подростков

Объектом исследования данной работы являются современные подростки 14-16 лет.

Предметом является одиночество современных подростков, как социальная категория, появившаяся в результате личного поведения.

1. Одиночество в толпе

Иногда даже среди большой толпы людей, человек чувствует себя одиноко. Одиночество среди толпы. Одиночество в толпе. Одиночество. Это слово способно вызывать абсолютно разные мысленные образы. Удивительно существо - человек. Даже в толпе умудряется почувствовать себя одиноким. Но, с другой стороны, почему бы и нет, ведь толпа – это не сбор людей с одинаковыми мыслями и похожими интересами. Толпа возникает стихийно и практически «живет» пусть короткой, но яркой жизнью отдельного существа. Толпа похожа на систему, в которой каждый человек – отдельный элемент этой системы. Он может хотеть быть частью этого «организма», а может и изо всех сил пытаться противостоять этому, но так или иначе, быть частью системы – значит быть на много сильнее, чем отдельный элемент.

Данную тему рассуждали многие умы, в том числе и философ Ди Дин, который характеризовал толпу, как нечто первобытное: «Люди двигаются вместе и в одном направлении, где каждый считает себя мыслящим, а остальных безмозглым стадом. Там каждый кричит о том, что он зрячий, считая всех остальных слепыми, и злится на чужую глухоту. Там каждый уверен, что он яркая индивидуальность, а остальные серость. Каждый, глядя на себя, видит прекрасное яркое платье, а на других – серую безликую хламиду. Их мировоззрение выбирается по моде, как солнечные очки. Очки бывают двух видов «Официальная точка зрения» и «Оригинальная точка зрения». Оригинальная точка зрения диаметральна противоположно официальной. Со сменой власти официальная и оригинальная точка зрения тут же меняются. Вне зависимости от надетых по моде очков, точка зрения каждого – истинна. И все-таки, несмотря на модное, на данный момент мировоззрение, все они двигаются в одном направлении, хоть и каждый из них уверен, что он идет самостоятельным путем».

Толпа людей - живое существо:

И разум есть, и дух, и ток по нервам,

И даже очень видно вещество,

Которое всегда всплывает первым.

И.Губерман.

Толпа́ (греч. οχλος - охлос) - большое скопление людей. Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии, которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники).

В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.

По степени организации:

· Стихийная толпа

Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.

· Ведомая толпа

Толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб (англ. flash mob) - толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флешмобы обычно организуются через интернет.

· Организованная толпа

Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.

По характеру поведения людей:

· Окказиональная толпа - сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.

· Конвенциональная толпа - толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)

· Экспрессивная толпа - толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).

· Экстатическая толпа - толпа, объятая экстазом.

· Действующая толпа - толпа, совершающая физические действия. Включает подвиды:

· Агрессивная толпа - людская масса, совершающая деструктивные действия.

· Паническая толпа - толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).

· Стяжательская толпа - толпа, борющаяся за ценности.

· Повстанческая толпа - толпа, противодействующая властям.

В работах известного психолога Г. Лебона предлагается концепция психологии толпы, согласно которой последняя представляет собой продукт и появление некой «коллективной души», о которой писал в свое время не безызвестный Фрейд. В соответствии с законом "духовного единства толпы", сформулированным Г. Лебоном, индивид, независимо от его образа жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе, чем, если бы он думал и действовал сам по себе. Он теперь думает и действует так, как ему велит состояние "коллективной души" толпы. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности.

По мнению Г.Лебона, толпе свойственны такие черты, как импульсивность, изменчивость, заразительность и раздражительность, легковерие и податливость внушению, преувеличенность и односторонность чувств, нетерпимость, авторитарность, консерватизм. В толпе, таким образом, сознательная личность исчезает, при этом чувства и мысли всех участвующих в толпе приобретают одно направление.

Чувство ответственности, сдерживающее отдельного индивида, совершенно исчезает в толпе. Индивид в толпе приобретает, благодаря её численности, сознание непреодолимой силы. И это сознание позволяет ему поддаваться инстинктам, которым он никогда бы не дал волю, будь он один.

Толпа- это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом, толпу подчас делает общностью только то, что она "против", что она против "них". То есть толпа – это люди, которые объединены стихийно и на какое-то ограниченное время. При этом каждый человек из этой толпы может прийти домой, сесть на диван и понять, что он совсем один и ему не с кем обсудить то, что он делал, будучи частью толпы. А это не мало важно, ведь большинство людей склонно к рефлексии, то есть к анализу своих действий, зачастую путем обсуждения их с кем-либо. И, не находя такого человека, с которым можно было бы поговорить и обсудить свои поступки, мысли и, даже, эмоции, человек ощущает одиночество и от этого появляется чувство удрученности и прочие негативные эмоции, способные довести человека до депрессивного состояния, либо, еще хуже и в крайних случаях, до летального исхода, путем добровольного ухода из жизни.

1. 2 Одиночество

Одиночество – та проблема, к решению которой мы меньше всего подготовлены и ответственность за которую так легко переложить на других. Проще всего думать, что в одиночестве виноват не сам человек, а те люди, которые по каким-то причинам не остались рядом или которых никогда и не было.

Попробуем разобраться, «из чего состоит» одиночество, и как с ним справиться. Психоаналитик Н. Нарицын пишет, что многие пациенты жалуются на одиночество. Для того, чтобы разобраться в проблеме, надо сначала уточнить, что чувство одиночество и фактическое одиночество – далеко не всегда одно и то же. Часто бывает, что человек, живя один, совершенно не ощущает себя одиноким. А бывает и наоборот – многие ощущают то, что называется "одиночеством в толпе", когда находясь среди людей, человек чувствует себя при этом не нужным и потерянным.

Период социализма серьезно повлиял на отношение людей к обществу и к самому понятию одиночества. В человеке воспитывалось чувство коллективизма, которое внезапно перестало быть нужным на новом историческом этапе. Возьмем в качестве примера кино. В заграничных фильмах, произведенных в Голливуде или Великобритании, чаще всего герой спасает весь мир, а в советских (как, чаще всего, и в сказках, если обратиться еще более глубоко в прошлое и в фольклор) буквально "всем миром спасают героя": все поднимаются ему на помощь, а то и на выручку.

В результате, поколения, выросшие на таких сказках, фильмах и т. п. обретают устойчивое бессознательное ощущение: "Если мне будет плохо, все окружающие поднимутся на мою защиту". А когда в реальности этого не происходит - человек переживает тяжелое разочарование от несовпадения реальности с ожиданиями и начинает думать о своем одиночестве.

Успех тоже может стать причиной одиночества. Трудности действительно легче переносить толпой, а успех чаще всего индивидуален. Опять же, обращаясь к народной мудрости, выраженной в пословицах и поговорках, «друг познается в беде, равно, как и в радости».

Получается, одиночество – это "обратная сторона медали", которую так же можно назвать "самостоятельность лидера". И здесь не обязательно имеется в виду лидер как руководитель, вождь или президент – вполне можно быть просто успешным человеком, и самому управлять своей судьбой и своими решениями, не зависимо от мнения большинства. Но в таком случае человек неизбежно оказывается "относительно одиноким".

Отказ от такого одиночества всегда осуществляется ценой приобретения различных зависимостей в той или иной степени – в первую очередь зависимостей от мнений других людей.

И, наконец, все личности разные: кому-то состояние одиночества (независимости) комфортно, а для кого-то весьма болезненно. Получается, что одиночество само по себе – не проблема, здесь все определяется выбором каждого. Кому-то хорошо в таком состоянии, кто-то с минимальным близким окружением (подчас состоящим из себя одного) продуктивнее работает и лучше себя чувствует.

Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере интроверта и экстраверта. Если упростить эти два типажа, то можно сказать, что для интроверта весь мир в нем самом, он обращен внутрь собственной личности. Экстраверт же, наоборот, постоянно стремится быть на людях. И одиночество в толпе в таком случае, возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит поверхностное знакомство, потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди – от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор – достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!

А вот интроверту на самом деле крайне важно иметь одного-двух «верных друзей», желательно таких же по характеру, как он. У таких «приятелей» сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) – и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает – им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить – а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга – а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.

Но, как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз, да ощущали свое одиночество.

Подобное страдание от одиночества – не что иное, как нехватка того или иного вида информации или впечатлений. Каких угодно – зрительных, вербальных и даже тактильных.

2. Исследование одиночества среди подростков

В данном исследовании приняли участие 56 подростков в возрасте 13-16 лет (учащиеся 8-10 классов).

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. поисково-теоретический состоял в изучении научного знания по проблеме, уточнение предмета исследования;

2. опытно-экспериментальный - в исследовании причин возникновения чувства одиночества у подростков:

3. описательно-итоговый - в анализе и обобщении результатов, уточнении выводов.

Исследование преследует следующую цель: выявить степень выраженности состояния одиночества у подростков. Проводилось исследование с помощью теста «Одиночество» по методике The UCLA Leneliness Scala. Revised.

В основе данной методики лежит представление об одиночестве как о некоем унитарном чувстве, интенсивность которого может зависеть от комбинации дефицитов разнообразных межличностных отношений. В 70-х годах исследователи Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе начали разрабатывать тест UCLA Loneliness Scale , состоящий (в короткой форме) из 20 утверждений, которые испытуемому предлагается оценить по 4-х бальной шкале от “Я часто так чувствую” до “Я так не чувствую никогда”. Примерами утверждений являются: “Я чувствую, что меня никто на самом деле не понимает” и “Люди вокруг меня, но не со мной”. Тест UCLA Loneliness Scale широко применяется в клинической практике для оценки степени одиночества пациентов. Ниже приведены вопросы, которые использовались в данном исследовании.

1. Я чувствую, что живу в согласии с окружающими меня людьми.

2. Мне не достает общения.

3. Нет человека, с которым я мог бы откровенно поговорить.

4. Я не ощущаю, что одинок.

5. Я чувствую, что принадлежу к какому–либо коллективу.

6. У меня много контактов с людьми, которые меня окружают.

7. Ни с одним человеком я не чувствую душевной близости.

8. Мои интересы и мысли не разделяются окружающими меня людьми.

9. Я открыт к общению с другими людьми.

10. Есть люди, с которыми у меня довольно тесные отношения.

11. Я чувствую, что меня не принимают в общество.

12. Мои социальные отношения довольно поверхностны.

13. Никто не знает моей истинной сущности.

14. Я чувствую себя изолированно от других.

15. Если я хочу, то всегда смогу найти себе общество.

16. Есть много людей, которые меня действительно понимают.

17. Я несчастлив, что живу так одиноко.

18. Хотя есть много людей, с которыми я взаимодействую, они не могут стать мне действительно близкими.

19. Всегда есть кто–то, с кем я могу поговорить.

20. Есть люди, к которым я отношусь с полным доверием.

Исследуемым предлагалось ответить на вопрос, выбрав один из предложенных вариантов ответа (никогда, редко, иногда, часто)

Позже, с помощью шкалы, тесты были расшифрованы, по следующему принципу: иногда-1 балл, редко – 2 балла, иногда – 3 балла, часто – 4 балла. Была подсчитана сумма баллов на вопросы 2, 3, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18. В ответах на вопросы 1, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 19, 20 была произведена перестановку в обратном порядке (1-4, 2-3, 3-2, 4-1).

Те, кто набрал меньше 22 баллов, считаются людьми с очень низкой степенью одиночества. От 22 до 32 – низкая степень. От 32 до 52 – средняя степень одиночества. От 52 до 62 – высокая степень одиночества, а те, кто набрал более 62 баллов, считаются людьми с очень высокой степенью одиночества.

Результаты ответов респондентов на шкале оценки одиночества расположились следующим образом:

35,7 % (20 человек) опрошенных не испытывают состояния одиночества,

8,9 % (5 человек) опрошенных нейтральны в оценке состояния одиночества,

55,4 % (31 человек) опрошенных испытывают состояние одиночества в той или иной степени.

Путем анализа сочинений подростков, было выявлено, что с их точки зрения, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 25% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.

На втором месте оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.). Как причина одиночества они были названы 20 % подростков. Около 13 % видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. 10 % подростков считают, что причинами одиночества являются застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться.

Отсутствие круга общения, близких людей и любимых как причину одиночества рассматривают только 13 % подростков. На усталость от общения - 17%.

Хотя 60 % подростков сами не любят бывать в одиночестве, они не считают подобное времяпровождение ненормальным. 56,7 % чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть подростков (80 %) не испытывали страха, находясь в таком состоянии.

В основном подростки считают пребывание в одиночестве нормальным, а не противоестественным и пугающим состоянием.

Большинство подростков(73,3 %) считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей.

Для большинства подростков не характерны негативное отношение к себе, страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками.

Анализируя портрет одинокого подростка, можно сделать вывод, что для исследуемой возрастной категории одинокий подросток выглядит так: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании (26 %). Еще часть (20 %) описывала одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного. Достаточно часто встречалось описание одинокого подростка как тихого, незаметного, домоседа, не умеющего общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята (13 %) полагают, что одинокий человек - это тот, у кого нет друзей, которого никто не любит, и от которого все отвернулись.

Для подростков в возрасте 13-16 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой, что является некоторым противоречием, и может расцениваться как то, что чувство одиночества для подростков является достаточно привычным, но от того не менее удручающим.

Выводом данного исследования может служить высказывание о том, что основной причиной одиночества, с точки зрения подростков, является социальное отторжение. Многие подростки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это - несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный. Кроме того, подростки считают, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манеры общения, и в том числе в его неумении общаться.

Взгляды подростков на одиночество несколько отличается от точки зрения психологов-исследователей, которые отдают приоритет личностным факторам, таким как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например эгоизм, агрессивность.

К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п.

Можно сделать еще один вывод. Когда подросток проявляет свою самостоятельность, а так же имеет цель в жизни, у него более явно выражена потребность быть одному. И чем сильнее выражена у него самостоятельность и целенаправленность, тем у него сильнее выражена потребность быть одному. Что доказывает высказывание о том, что успешный человек, будучи в любом возрасте, чаще является одиноким, как по своим собственным желаниям, так и по причине «отторжения» его от сверстников.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: негативные аспекты переживания одиночества подростками связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта и, прежде всего, его ценностного компонента. Основная причина возникновения чувства одиночества - это недостаток общения со сверстниками.

Заключение

Все исследователи сходятся на том, что одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Причем современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения («одинокая толпа», одинокие и далекие члены семьи, одноклассники, ежедневно встречающиеся подруги), когда человек чувствует тягостный разлад с самим собой, страдание и кризис своего «Я», оторванность и лишение смысла. Вынужденное общение, массовое производство одинаковых маек, брюк, выражения лиц, фразы, вкусы, оценки, стили поведения, привычки, даже чувства, мысли и желания уничтожают нашу уникальность и неповторимость, стирают представление о себе как об уникальном и неповторимом, а от того еще более прекрасном. Два абсолютно одинаковых человека не будут столь интересны друг другу, ведь общение создается как общность разнообразия. Общение людей появляется лишь при соответствующей уникальности людей. И это многообразие различий создает человеческую общность, спаянность и слияние людей. А казарменное единообразие лишь маскирует полное равнодушие людей друг к другу. Только принятие и культивирование своей уникальности и уникальности другого может противостоять нарастанию одиночества в современном мире.

Необходимо различать одиночество как продукт «полной отчаяния» городской жизни и уединение как концентрацию человека на своих внутренних духовных проблемах, на защите своего «Я» от этого «полного отчаяния». Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «Я», разомкнуть сковывающие его рамки одиночества, создать общность с другим.

Одиночество – особая форма переживания и осознания самого себя, как покинутого, оторванного, забытого, обделенного, потерянного ненужного, бесприютного. Но иногда это состояние необходимо, для концентрации, либо иных важных человеку моментов. Когда хочется быть одному, то необходимо двигаться в одиночество и наслаждаться им в полной мере. И этого не нужно выбирать – если быть внимательным к себе, то можно увидеть цикличность этих состояний. Некоторые философы утверждают, что наслаждаться одиночеством, можно, если человек наслаждается отношениями. Когда человек глубоко движется в отношения, то в нем возникает глубокая потребность быть одному. Любовь к другому и любовь к себе взаимосвязаны. Кто несчастлив наедине с собой, вряд ли будет по-настоящему счастлив с другим, вряд ли сможет поддерживать длительные и глубокие межличностные отношения. Мудрецы всех времен говорили, что прежде чем вступать в брак, следует научиться быть совершенно одному или одной. Но до тех пор, пока человек не станет по-настоящему самостоятельным, единственным в своем роде, цельным человеком. Может быть и не стоит пронимать близко к сердцу их высказывания, но помнить и иметь в виду не помешает.

Современные подростки воспринимают одиночество не так болезненно, как их более взрослые знакомые, или родители. Многие из исследуемых полагают, что одиночество – сознательный выбор, и его в любой момент можно поменять, если это состояние уже не кажется человеку комфортным, но, параллельно с этим высказыванием так же существует и довольно популярно мнение о том, что одиночество – социальная категория, появившаяся в результате личного поведения человека, его взглядов, отношений с другими, манеры поведения, как и было предположено в самом начале исследования, и доказано с помощью опроса.

Список используемой литературы

1. Аверчнеко Л.К. , Управление общением, Теория и практикумы для социального работника, Учебное посо бие, Москва-Новосибирск, 2000

2. Бодалев А.А., Психология общения, Избранные психологические труды, Москва-Воронеж, 2006.

3. Годфруа Ж., Что такое психология, в 2-х томах, том 2, Под общей ред. доктора психологических наук Г.Г. Аракелова, М.: « Мир», 2002.

4. Государев М.А., Треугольный человек, М.: «Молодая гвардия, 2001.

5. Зюзько М. В., 5 шагов к себе, книга для учащихся, М.: «Просвещение», 2002.

6. Карнеги Д., Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, Под общей ред. доктора психологических наук Зинченко В.П., М.: «Прогресс» – «Высшая школа», 2000.

7. Крижанская Ю., В. Третьяков, Грамматика общения 2-е издание, М.:, «Смысл», Академический проект, 2000.

8. Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 2007.

9. Станкин М.И., Психология общения, курс лекций, М.:, МГСУ, 2006.

10. Психология, словарь, издание 2-е, под общей ред. А.В. Петровского, М.: Издательство политической литературы, 2000.

11. Словарь-справочник по социальной работе, под редакцией доктора исторических наук, профессора Е.И. Хлолостовой, М.: «Юристъ», 2000.

Введение………………………………………………………………..….….3

1.Одиночество в толпе

1.1Толпа……………………………………………………………..…..……5

1.2Одиночество……………………………………………………….….….10

2.Исследование одиночества среди подростков………………….………13

Заключение…………………………………………………………….….....18

Список используемой литературы…………………………………...…….20

Введение

Сегодня, в период развития средств массовой коммуникации, человеку все реже необходимо выходить из дома или «сети», для решения сложившихся проблем. Если ему нужны продукты питания – то он звонит в службу доставки, либо заказывает необходимое через интернет. Если он хочет поговорить – то он заходит на один из интернет-порталов и находит всевозможных знакомых и «друзей на раз». При этом если вдруг по каким-либо причинам отключить энергоснабжение, то неизвестно, что будет с этим современным человеком. Есть вероятность того, что именно в этот момент, когда интернет будет недоступен, телевизор будет выключен, радио не сможет функционировать, человек будет чувствовать себя невероятно одиноким и потерянным. Человек хочет жить вечно и не может придумать, чем занять один такой вечер. И именно в этот момент, ему должно стать неимоверно страшно и тревожно, от того, что нет кого-то рядом, либо давно потеряны контакты. Человек – социальное существо и без общения, без получения информации, будь то вербальная или даже тактильная информация, он непременно будет ощущать кризис.

Одиночество - один из неотъемлемых компонентов духовного кризиса. Оно может переживаться от смутного и неопределенного чувства отделенности от других людей и от мира, до глубокого и полного поглощения отчуждением. Некоторые из ощущений внутренней изоляции связаны с тем, что люди во время переживания духовного кризиса сталкиваются лицом к лицу с необычными состояниями сознания, которые, по их мнению, радикально отличаются от переживаний их друзей и членов семьи, и они никогда не слышали, чтобы кто-то описывал что-либо подобное.

Многие люди, переживающие процесс трансформации, связанный с переездом на новое место жительства, сменой работы или утратой близких, чувствуют свою изоляцию от других из-за самой природы тех переживаний, с которыми сталкиваются. Значимость отношений с другими людьми может угаснуть, и человек может даже чувствовать нарушение связей с привычным для него ощущением того, кем он является. Когда это происходит, человек переживает полностью поглощающее его чувство отделенности от самого себя, от других людей и от окружающего мира. Для тех, кто находится в таком состоянии, недоступны обычное человеческое тепло и поддержка. Они в полной мере испытывают на себе чувство одиночества.

Актуальность данной темы обусловлена внушительным количеством подростков, испытывающих чувство одиночества в городе Владивостоке, в частности и популярностью использования Интернет-ресурсов среди подростков с целью знакомства.

В рамках данной работы исследуются вопросы теории толпы и одиночества, даются понятия и классификации.

Целью данного проекта, является исследование причин возникновения чувства одиночества среди подростков 14-16 лет. Для исследования была выдвинута следующая гипотеза: одиночество – социальная категория, появившаяся в результате личного поведения человека, его взглядов, отношений с другими, манеры поведения, либо это внутриличностная проблема отдельно взятого человека.

Для систематизации информации по данной теме уместно поставить для себя ряд задач, среди которых:

Раскрытие теоретических понятий одиночество, одиночество в толпе, чувство одиночества

Определение влияния нахождения в толпе на развитие чувства одиночества среди подростков

Проведение социологических исследований направленных на изучение чувства одиночества среди современных подростков

Объектом исследования данной работы являются современные подростки 14-16 лет.

Предметом является одиночество современных подростков, как социальная категория, появившаяся в результате личного поведения.

1. Одиночество в толпе

Иногда даже среди большой толпы людей, человек чувствует себя одиноко. Одиночество среди толпы. Одиночество в толпе. Одиночество. Это слово способно вызывать абсолютно разные мысленные образы. Удивительно существо - человек. Даже в толпе умудряется почувствовать себя одиноким. Но, с другой стороны, почему бы и нет, ведь толпа – это не сбор людей с одинаковыми мыслями и похожими интересами. Толпа возникает стихийно и практически «живет» пусть короткой, но яркой жизнью отдельного существа. Толпа похожа на систему, в которой каждый человек – отдельный элемент этой системы. Он может хотеть быть частью этого «организма», а может и изо всех сил пытаться противостоять этому, но так или иначе, быть частью системы – значит быть на много сильнее, чем отдельный элемент.

Данную тему рассуждали многие умы, в том числе и философ Ди Дин, который характеризовал толпу, как нечто первобытное: «Люди двигаются вместе и в одном направлении, где каждый считает себя мыслящим, а остальных безмозглым стадом. Там каждый кричит о том, что он зрячий, считая всех остальных слепыми, и злится на чужую глухоту. Там каждый уверен, что он яркая индивидуальность, а остальные серость. Каждый, глядя на себя, видит прекрасное яркое платье, а на других – серую безликую хламиду. Их мировоззрение выбирается по моде, как солнечные очки. Очки бывают двух видов «Официальная точка зрения» и «Оригинальная точка зрения». Оригинальная точка зрения диаметральна противоположно официальной. Со сменой власти официальная и оригинальная точка зрения тут же меняются. Вне зависимости от надетых по моде очков, точка зрения каждого – истинна. И все-таки, несмотря на модное, на данный момент мировоззрение, все они двигаются в одном направлении, хоть и каждый из них уверен, что он идет самостоятельным путем».

Толпа людей - живое существо:

И разум есть, и дух, и ток по нервам,

И даже очень видно вещество,

Которое всегда всплывает первым.

И.Губерман.

Толпа́ (греч. οχλος - охлос) - большое скопление людей. Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии, которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники).

В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.

По степени организации:

· Стихийная толпа

Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.

· Ведомая толпа

Толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб (англ. flash mob) - толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флешмобы обычно организуются через интернет.

· Организованная толпа

Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.

По характеру поведения людей:

· Окказиональная толпа - сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.

· Конвенциональная толпа - толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)

· Экспрессивная толпа - толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).

· Экстатическая толпа - толпа, объятая экстазом.

· Действующая толпа - толпа, совершающая физические действия. Включает подвиды:

· Агрессивная толпа - людская масса, совершающая деструктивные действия.

· Паническая толпа - толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).

· Стяжательская толпа - толпа, борющаяся за ценности.

· Повстанческая толпа - толпа, противодействующая властям.

В работах известного психолога Г. Лебона предлагается концепция психологии толпы, согласно которой последняя представляет собой продукт и появление некой «коллективной души», о которой писал в свое время не безызвестный Фрейд. В соответствии с законом "духовного единства толпы", сформулированным Г. Лебоном, индивид, независимо от его образа жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе, чем, если бы он думал и действовал сам по себе. Он теперь думает и действует так, как ему велит состояние "коллективной души" толпы. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности.

По мнению Г.Лебона, толпе свойственны такие черты, как импульсивность, изменчивость, заразительность и раздражительность, легковерие и податливость внушению, преувеличенность и односторонность чувств, нетерпимость, авторитарность, консерватизм. В толпе, таким образом, сознательная личность исчезает, при этом чувства и мысли всех участвующих в толпе приобретают одно направление.

Чувство ответственности, сдерживающее отдельного индивида, совершенно исчезает в толпе. Индивид в толпе приобретает, благодаря её численности, сознание непреодолимой силы. И это сознание позволяет ему поддаваться инстинктам, которым он никогда бы не дал волю, будь он один.

Толпа- это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом, толпу подчас делает общностью только то, что она "против", что она против "них". То есть толпа – это люди, которые объединены стихийно и на какое-то ограниченное время. При этом каждый человек из этой толпы может прийти домой, сесть на диван и понять, что он совсем один и ему не с кем обсудить то, что он делал, будучи частью толпы. А это не мало важно, ведь большинство людей склонно к рефлексии, то есть к анализу своих действий, зачастую путем обсуждения их с кем-либо. И, не находя такого человека, с которым можно было бы поговорить и обсудить свои поступки, мысли и, даже, эмоции, человек ощущает одиночество и от этого появляется чувство удрученности и прочие негативные эмоции, способные довести человека до депрессивного состояния, либо, еще хуже и в крайних случаях, до летального исхода, путем добровольного ухода из жизни.

1. 2 Одиночество

Одиночество – та проблема, к решению которой мы меньше всего подготовлены и ответственность за которую так легко переложить на других. Проще всего думать, что в одиночестве виноват не сам человек, а те люди, которые по каким-то причинам не остались рядом или которых никогда и не было.

Попробуем разобраться, «из чего состоит» одиночество, и как с ним справиться. Психоаналитик Н. Нарицын пишет, что многие пациенты жалуются на одиночество. Для того, чтобы разобраться в проблеме, надо сначала уточнить, что чувство одиночество и фактическое одиночество – далеко не всегда одно и то же. Часто бывает, что человек, живя один, совершенно не ощущает себя одиноким. А бывает и наоборот – многие ощущают то, что называется "одиночеством в толпе", когда находясь среди людей, человек чувствует себя при этом не нужным и потерянным.

Период социализма серьезно повлиял на отношение людей к обществу и к самому понятию одиночества. В человеке воспитывалось чувство коллективизма, которое внезапно перестало быть нужным на новом историческом этапе. Возьмем в качестве примера кино. В заграничных фильмах, произведенных в Голливуде или Великобритании, чаще всего герой спасает весь мир, а в советских (как, чаще всего, и в сказках, если обратиться еще более глубоко в прошлое и в фольклор) буквально "всем миром спасают героя": все поднимаются ему на помощь, а то и на выручку.

В результате, поколения, выросшие на таких сказках, фильмах и т. п. обретают устойчивое бессознательное ощущение: "Если мне будет плохо, все окружающие поднимутся на мою защиту". А когда в реальности этого не происходит - человек переживает тяжелое разочарование от несовпадения реальности с ожиданиями и начинает думать о своем одиночестве.

Успех тоже может стать причиной одиночества. Трудности действительно легче переносить толпой, а успех чаще всего индивидуален. Опять же, обращаясь к народной мудрости, выраженной в пословицах и поговорках, «друг познается в беде, равно, как и в радости».

Получается, одиночество – это "обратная сторона медали", которую так же можно назвать "самостоятельность лидера". И здесь не обязательно имеется в виду лидер как руководитель, вождь или президент – вполне можно быть просто успешным человеком, и самому управлять своей судьбой и своими решениями, не зависимо от мнения большинства. Но в таком случае человек неизбежно оказывается "относительно одиноким".

Отказ от такого одиночества всегда осуществляется ценой приобретения различных зависимостей в той или иной степени – в первую очередь зависимостей от мнений других людей.

И, наконец, все личности разные: кому-то состояние одиночества (независимости) комфортно, а для кого-то весьма болезненно. Получается, что одиночество само по себе – не проблема, здесь все определяется выбором каждого. Кому-то хорошо в таком состоянии, кто-то с минимальным близким окружением (подчас состоящим из себя одного) продуктивнее работает и лучше себя чувствует.

Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере интроверта и экстраверта. Если упростить эти два типажа, то можно сказать, что для интроверта весь мир в нем самом, он обращен внутрь собственной личности. Экстраверт же, наоборот, постоянно стремится быть на людях. И одиночество в толпе в таком случае, возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит поверхностное знакомство, потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди – от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор – достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!

А вот интроверту на самом деле крайне важно иметь одного-двух «верных друзей», желательно таких же по характеру, как он. У таких «приятелей» сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) – и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает – им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить – а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга – а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.

Но, как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз, да ощущали свое одиночество.

Подобное страдание от одиночества – не что иное, как нехватка того или иного вида информации или впечатлений. Каких угодно – зрительных, вербальных и даже тактильных.

2. Исследование одиночества среди подростков

В данном исследовании приняли участие 56 подростков в возрасте 13-16 лет (учащиеся 8-10 классов).

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. поисково-теоретический состоял в изучении научного знания по проблеме, уточнение предмета исследования;

2. опытно-экспериментальный - в исследовании причин возникновения чувства одиночества у подростков:

3. описательно-итоговый - в анализе и обобщении результатов, уточнении выводов.

Исследование преследует следующую цель: выявить степень выраженности состояния одиночества у подростков. Проводилось исследование с помощью теста «Одиночество» по методике The UCLA Leneliness Scala. Revised.

В основе данной методики лежит представление об одиночестве как о некоем унитарном чувстве, интенсивность которого может зависеть от комбинации дефицитов разнообразных межличностных отношений. В 70-х годах исследователи Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе начали разрабатывать тест UCLA Loneliness Scale , состоящий (в короткой форме) из 20 утверждений, которые испытуемому предлагается оценить по 4-х бальной шкале от “Я часто так чувствую” до “Я так не чувствую никогда”. Примерами утверждений являются: “Я чувствую, что меня никто на самом деле не понимает” и “Люди вокруг меня, но не со мной”. Тест UCLA Loneliness Scale широко применяется в клинической практике для оценки степени одиночества пациентов. Ниже приведены вопросы, которые использовались в данном исследовании.

1. Я чувствую, что живу в согласии с окружающими меня людьми.

2. Мне не достает общения.

3. Нет человека, с которым я мог бы откровенно поговорить.

4. Я не ощущаю, что одинок.

5. Я чувствую, что принадлежу к какому–либо коллективу.

6. У меня много контактов с людьми, которые меня окружают.

7. Ни с одним человеком я не чувствую душевной близости.

8. Мои интересы и мысли не разделяются окружающими меня людьми.

9. Я открыт к общению с другими людьми.

10. Есть люди, с которыми у меня довольно тесные отношения.

11. Я чувствую, что меня не принимают в общество.

12. Мои социальные отношения довольно поверхностны.

13. Никто не знает моей истинной сущности.

14. Я чувствую себя изолированно от других.

15. Если я хочу, то всегда смогу найти себе общество.

10-09-2015, 17:08

Другие новости

«Хуже нету одиночества,
Чем одиночество в толпе,
Когда надсадно всем хохочется,
а плакать хочется Тебе»
Дым от сигареты тонкой струйкой вьется к потолку. Красиво. Смыкаешь веки, наконец-то какое-то подобие отдыха и тишины. Город погружается в темноту, несущую за собой тишину. Время вокруг словно застывает, ты не слышишь окружающие звуки…всего лишь тишина, граничащая с твоим маленьким безумием. Тишина, такая как бывает в августовской ночи, когда сердце непривычно щемит, когда желаешь, чтобы мечты стали реальностью, когда забываешь о плачевности этой реальности. Мобильный давно молчит, ты знаешь, что он работает только на входящие…такие редкие…такие приятные…такой одинокой. Ты пытаешься себя убедить, что это не так, но вновь погружаешься в тишину, в которой ты одна и с каждым разом эта тишина поглощает тебя все больше.
Глубокий вдох. Сизый дым от сигареты, а на душе такая нестерпимая грусть. Раздавливаешь окурок в пепельнице и садишься на пол. Прижимаешь к груди колени и опускаешь них голову. Днем ты не так одинока, как ночью. А сейчас грустно, хочется что есть силы кричать, или просто разрыдаться. Но, кажется, даже на это сил не осталось.
Вымотанная работой, брошенная друзьями, любимыми…Ты остаешься в этой зловещей тишине. Видишь, как по стене ползет тень, такая призрачно манящая, что ты забываешься. Тебе кажется, что вот-вот в комнату зайдет человек. Этого не происходит. Ты слишком много мечтаешь.
Встаешь с пола, поправляешь юбку и идешь к дивану, перед которым на столике тебя ждет твой ноутбук и чашка крепкого, обжигающего горло кофе. Твои вечные спутники.
Просматриваешь входящие – пусто. Что ж, ты это ожидала. Отстранившись от ноутбука, откидываешься на спинку дивана. Тебе еще никогда не казался таким красивым твой потолок. Кажется, ты сходишь с ума. Улыбаешься. А ведь действительно сходишь. Сигареты и кофе, кофе и ноутбук, ноутбук и сигареты. Замкнутый круг, в котором ты одна. И не можешь его покинуть. Не прикасаешься к уже почти остывшему кофе, на сегодня хватит. Это бы была пятая кружка…

Найдено в сети



…Спрятаться от себя невозможно. Бежать куда-либо бессмысленно. Все равно боль вернёт обратно. Вернет туда, где начинаются следы безнадежности. Время примиряет с собой. Встает перед тобой зеркалом, заживляя в отражении шрамы сердца. Смотришь на себя и, сквозь паутину отчаяния, понимаешь, что хочешь идти дальше. Жить, верить, снова ждать. Улыбаться кудрявым облакам, объедаться вишневым мороженым, чувствовать щекотку пузырьков в носу от выпитой газировки, целовать мерцающие под луной губы. Ни одна боль не способна отвернуть человека от жизни. К любой запертой двери найдутся ключи, которыми ее можно отпереть…

От грусти до отчаяния – один шаг. А я никогда не впадала в отчаяние. Теряла любимых людей, убегала от прошлого, оказывалась на дне жизни, но… Всегда вставала, шла вперед. Нет, не назло врагам. Слишком много чести для них. Я просто понимала, что если сама не подниму себя, то меня никто не поднимет. Как видишь, до сих пор стою на своих двух.

Она дует на светофор, и он, повинуясь ей, меняет цвет. «Смотри-ка, я – фея… Фея с дурной головой…


Знаете ли вы, что такое одиночество? Когда не с кем поделиться своими переживаниями, мыслями, самым сокровенным, что волнует. Конечно, рядом всегда есть близкие люди, но поговорить откровенно все же не с кем. Все равно не поймут. Что уж говорить про знакомых и коллег - те так точно не поймут, даже если захотят. У них совсем другие интересы, они живут в другом измерении.

Так потихоньку, день за днем, год за годом, растет убеждение в своей ненужности, неприкаянности. И все больше погружаешься в себя. Разговоры других людей порой нам кажутся пустыми и бессмысленными. Если все же случается общаться с человеком, не всегда получается донести до него свои мысли, изложить их понятным, простым языком. Ведь хочется порассуждать о смыслах, причинах происходящего, поймать главную суть любого явления. Не каждый может поддержать такой разговор, поэтому наше общение очень избирательно.


Мы из тех, кто больше слушает, чем говорит. И некоторые знакомые пользуются этим, чтобы вывалить на наши уши все, что на душе накипело. Мы молча слушаем, киваем, но после разговора чувствуем себя опустошенными. Везет же тем, кто может каждому встречному выговориться и забыть. А вот мы так не умеем.

Что в итоге? Нам больно от своей невысказанности и бесполезности, мы еще больше замыкаемся в себе и становимся еще более одинокими. Даже внешне нас можно заметить по взгляду внутрь себя, по сосредоточенности на себе. Про нас говорят: нелюдимые, «в себе». Некоторые считают нас высокомерными. Порой собеседник говорит: «Я с тобой говорю, но ты не со мной, думаешь о чем-то своем» . Бывало такое?

Окружающим кажется, что они нам не интересны, поскольку мы не проявляем к ним внимания. У них пропадает желание общаться с такими людьми. К тому же люди больше тянутся к позитивным людям - с ними легко, от общения с ними поднимается настроение. А с нами тяжело - замкнутые, угрюмые. Чего от такого ждать? И зачем себя напрягать? Знали бы они, насколько велико наше страдание от пренебрежения общением с нами! Все люди, как люди, а мы - «белые вороны».

Что же мы за люди особенные? И почему нам сложно дается общение с окружающими?

Кто мы такие - одиночки в толпе?

Если вам знакомо чувство одиночества от непонимания вас другими людьми, то ваш психотип, согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, относится к звуковому вектору. Вектор - это набор врожденных свойств и желаний человека, определяющих особенности его мышления и поведения. Всего существует восемь векторов.


Носители звукового вектора, действительно, особенные люди . Их рождается всего около 5%. От рождения природа наделила этих людей неординарным умом, абстрактным мышлением. Абстрактное мышление - это способность видеть общее в частностях. Поэтому, когда мы говорим обобщающими фразами, другие люди не всегда понимают нас.

Звуковой, как никакой другой вектор, обладает огромным объемом психики. Неспроста нас с детства интересуют вопросы устройства мира, предназначения человека, смысла происходящего. Если ответы на эти вопросы мы приучаемся искать во внешнем мире, во взаимодействии с другими людьми, мы можем развиться до гениальности. Благодаря способности неординарно мыслить, умению максимально сосредотачиваться, именно обладателями звукового вектора созданы гениальные творения человечества. Великие ученые, писатели, композиторы, философы, физики, математики в своем векторальном наборе обязательно имели звуковой вектор.

Однако, далеко не всем удается стать гениальными. Большой объем психики очень тяжело наполнить. Не реализовывая свои врожденные желания в звуковом векторе, мы постоянно испытываем пустоту. Вроде все хорошо, а нам все равно плохо - нет радости, нет удовлетворения. Иногда с этой проблемой мы обращаемся к экстрасенсам, гадалкам, психотерапевтам, занимаемся йогой, медитацией, пьем антидепрессанты. На какое-то время нам помогает, но потом состояние неудовлетворенности возвращается. Почему это происходит?

Особенность звукового вектора такова, что это единственный из векторов, кто слишком сосредоточен на себе, на своих переживаниях. Когда нашу способность сосредотачиваться мы направляем внутрь себя, мы испытываем страдания, так как наша психика не наполняется. Когда мы осознаем только себя, нам сложно ощутить других людей, внешний мир для нас становится иллюзорным. Мы превращаемся в интровертов, сосредоточенных только на своем внутреннем мире.


В довершение ко всему, мы уверены в своей гениальности. Нам кажется, что мы очень умные и нам трудно признать, что есть кто-то умнее нас. Вот эта преграда и мешает нам, чтобы выйти из одиночества .

Но в сосредоточении внутрь есть одна опасная ловушка. Когда мы думаем только о себе, у нас не рождаются новые мысли, мы не развиваемся и в итоге превращаемся в духовных дегенератов. А теперь представьте себе, как со стороны может выглядеть такой человек. Неудивительно, что мы иногда одним своим видом настраиваем против себя окружающих.

Выход есть

Мы можем упрекать мир в том, что другие не понимают нас, и все больше отгораживаться от него. Но мы рождены не просто так, и наши природные желания даны нам для чего-то. Просто нужно найти им верное применение, вместо того, чтобы пытаться впихнуть себя в общепринятый штамп. Согласитесь, где-то в глубине души вы понимаете, что без общения с людьми нам становится еще хуже. И, возможно, вас посещали мысли о том, что вы способны на что-то большее, способны дать людям что-то очень важное.

И это действительно так. Обладатель реализованного звукового вектора - это человек, к которому окружающие тянутся, желают общения с ним. Это происходит потому, что он способен дать им то, чего им так не хватает. Именно через взаимодействие с другими людьми мы можем познать смысл жизни - у нас рождаются новые мысли и идеи, пробуждается интерес к тому, что нас окружает. Мы, наконец, начинаем чувствовать вкус жизни во всех ее проявлениях.


Когда мы научаемся чувствовать и понимать других людей, у вас вместо неприязни появляется интерес к их поведению. А чувство одиночества мы испытываем гораздо реже. Есть результаты людей, которые это подтверждают:

«...Есть много другого, других моих качеств, которые, как оказалось, очень нужны, но не только мне одному… а всему человечеству! Тот самый смысл, который был так непостижим, оказывается, можно найти, но для этого мне придётся понять не только себя, но и других, кто так на меня не похож! Понять и принять себя и тот самый природный замысел, для которого все мы, такие разные и с разными характерами и желаниями, но так нужны этому миру! А самое главное — так нужны друг другу! Только вместе мы можем продолжить этот мир и его существование...»
Сергей А., Самара

«...Мне необходимо было найти ответы, чтобы заполнить пугающую пустоту. В этой пустоте, в этой нехватке тонуло все - отношения с близкими, с другими людьми, дом, работа… Сколько книг я купила, на сколько психологических сайтов подписалась… Пока, наконец, по счастливой НЕСЛУЧАЙНОСТИ не наткнулась на ссылку, приглашавшую на (очередной) бесплатный тренинг с ремаркой: «Вы еще можете оставить все, как есть и НЕ записываться на тренинг» - это, как понимаете, были первые бесплатные лекции по системно-векторной психологии. И жизнь изменилась, ведь шанса остаться прежней у нее уже не было!!!...»
Оксана У., врач ультразвуковой диагностики

«...Зачем мне жизнь? Кто я? Зачем я здесь? Почему всё так, а не иначе? Кому всё это нужно? Ответов на вопросы о строении мира и человека было множество. И никакие философские трактаты не помогали найти на них адекватного ответа. А вокруг меня толпились люди, они просили обратить на них внимание, но тогда я не понимала зачем. Я потеряла с ними всякую связь, пока отчаяние и депрессия разъедали мне душу. Только в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана я нашла ответ как избавиться от депрессии самостоятельно. Ответ на все мои бесчисленные вопросы о смысле. Ответ основательный, настоящий, который полностью стирает желание выйти в окно и страх сойти с ума. Теперь у меня есть выход совсем в другую сторону. Туда, где есть ответы на все вопросы, и это действительно кажется невероятным...»
Татьяна Ф., психолог


Узнать больше о том, как избавиться от одиночества, вы сможете, зарегистрировавшись на бесплатные онлайн-тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов

  • Одиночество в толпе, или Почему у меня есть только я

    Как часто вы чувствуете себя одиноко среди других людей? Когда кажется, что никому нет дела до вашей жизни… словно если прямо сейчас упасть и умереть, никто даже и не заметит. Все проходят мимо, проживая собственную жизнь, занятые собственными мыслями и делами, оставаясь полностью безучастными к вашей жизни.

    Вокруг море людей - родня, друзья, коллеги, знакомые, соседи - а внутри все равно остается чувство одиночества. Нет человека, который бы полностью понимал, разделял интересы, безоговорочно верил и поддерживал. Частично - да, полностью - нет.

    Рассказать о своих мыслях некому. Боюсь, не поймет никто, примут за сумасшедшего. Я словно живу за стеклом, отдельно от общей жизни. В одиночной камере своей черепной коробки. Какое-то неосознанное ощущение оторванности от всех. Видимо, я странный.

    Нет, я люблю уединение, мне комфортно одному, я не страдаю. Только иногда все-таки хочется кого-то близкого рядом. Жена не понимает меня настолько, друзья - близких в самом деле и нет у меня, коллеги - с ними только рабочие отношения. Вот и получается, что у меня есть только… я.

    Это ли состояние называют одиночество в толпе, внутреннее одиночество?

    Как избавиться от этого ощущения?

    Разбираемся с помощью знаний тренинга «Системно-векторная психология».

    Одиночество - мой удел

    Чувство одиночества среди других людей присуще представителям самого интровертированного вектора - звукового .

    Он может думать, что он странный, что его никто не понимает: ведь его интересы и ценности чужды всем остальным, нормальным, по его мнению, людям. Он не думает о славе, блестящей карьере, ему не нужны звания и регалии. Даже большая любовь и крепкая семья не являются пределом его мечтаний. Ему нужно другое - смыслы, ответы, открытия, он хочет докопаться до сути, понять то, о чем другие даже не задумываются, осознать, как же устроен этот мир и какая роль у него самого в этом театре жизни.

    Ощущение, что таких, как он, больше не существует, что его мысли не понимают и не разделяют, рождает иллюзию собственной исключительности и высокой ценности, где-то даже гениальности. Поэтому он и чувствует себя таким одиноким среди множества людей.

    Одиночество - мой выбор

    Именно звуковики утверждают, что в одиночестве им хорошо. Это обусловлено тем, что работа абстрактного интеллекта возможна только в состоянии сосредоточения. Максимальная концентрация на задаче возможна только в отсутствии любых отвлекающих факторов - света, звуков, вопросов, разговоров. Другими словами, работать продуктивно звуковик может в условиях тишины и покоя. Он вполне комфортно чувствует себя в уединении и вне работы.

    В уединении, но не в изоляции! Лишенный полностью любого взаимодействия с окружающими, звуковик постепенно погружается в негативное состояние.

    Дело в том, что внутреннее равновесие, ощущение наполненности жизни, счастья, радости может быть достигнуто только среди других людей. Это может быть совместное творчество, коллективная работа над общим проектом, деятельность, объединяющая всех одной идеей. Это и простое ежедневное общение с людьми, которые тебе приятны.

    Именно наши связи с людьми и рождают в нас ощущение жизни, счастливой или несчастной. Только чувственное взаимопроникновение, глубокое и осознанное взаимопонимание - вот то, к чему подсознательно тянется сегодня любой человек. В том числе и звуковик. Мало того, он больше других ощущает потребность в такой связи, так как острее воспринимает потребность в том, чтобы его понимали. Он так и говорит: «Хочется, чтобы меня понимали».

    Сегодня, когда все живут отдельно друг от друга, когда все чаще и чаще мы невольно сталкиваемся с неприязнью людей, на передний план выходит отклик, реакция другого человека на нас, чувственная заинтересованность, искренняя вовлеченность, интерес. Нам хочется искреннего живого общения, участия.

    Например, когда начинающий писатель дает кому-то прочесть свое произведение, ему важно получить отзыв. Это совсем не обязательно должен быть лестный отзыв, но обязательно искренний. Ради этой обратной связи, собственно, он его и пишет. Ведь именно эта чувственная связь и создает ощущение жизни в каждом из нас.

    Когда же звуковик не находит себя, не находит ответа на свой внутренний звуковой вопрос о смысле жизни, то под давлением растущих внутренних пустот чувствует себя плохо, отдаляется от людей. Часто воспринимает все звуки, шумы, даже разговорную речь достаточно болезненно. Слуховой сенсор превращается в оголенный нерв, ощущая каждый звук гипертрофированно.

    В такой ситуации он начинает просто уходить от боли, изолируя себя самого от шумов внешнего мира, в том числе и от людей. В этом случае звуковое уединение на самом деле не стиль жизни - а попытка убежать от страданий.

    Как перестать чувствовать себя одиноким?

    Увидеть в себе не только себя.

    Те знания, которые дает тренинг «Системно-векторная психология», - это исчерпывающие знания о мироустройстве и о психике современного человека. Они дают нам ответы на звуковые вопросы, которые не давали нам спокойно спать по ночам, не давали чувствовать значимость жизни.

    «… Вернуться уставшей домой после долгого рабочего дня, где шум и глупые шутки коллег и скорее бы закрыть за собой дверь квартиры, чтобы спрятаться от вечно суетливого внешнего мира. Здесь дома, в моих четырех стенах, так тихо и безопасно. Одиночество - состояние высшего комфорта.

    Знакомо? Именно так и выглядела моя жизнь еще год назад. Но потом в моей жизни появился тренинг СВП и на этом моя тихая жизнь в темном подвале собственных дум закончилась.
    За последние полгода в моей жизни появилось столько друзей, сколько не было, наверное, за всю мою жизнь до этого. Теперь мы смеемся и грустим вместе. И везде, где бы я ни была, у меня появляются новые знакомые. Мне интересны люди. Благодаря СВП я научилась получать удовольствие от жизни и от взаимоотношений с внешним миром. Это удовольствие настолько велико, что теперь пару дней одиночества превращаются в тяжелое испытание. Работа - в радость! Общение - в радость! Внешний мир перестал казаться враждебным. Наоборот, он открыл передо мной массу новых возможностей…»

    Одиночество - это внутреннее ощущение, и оно зависит только от нас самих, от нашего желания, стремления к людям, фокусировки на других, взаимодействия, желания понять. Психологически грамотный человек не будет одинок никогда, потому что, глядя внутрь себя, мы видим только одно - себя, и только меняя точку концентрации, мы получаем весь мир в подарок.

    Распрощайся с одиночеством на бесплатном ночном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология».

    Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»