Готлиб введение в социологическое исследование. Журнал: Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М)Цылев В

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АННА ГОТЛИБ

Качественное социологическое исследование: познавательные
и экзистенциальные горизонты

Издательство «Универс-групп»

Печатается по решению редакционно-издательского совета
Самарского государственного университета

Готлиб А.

Г 73 Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. Самара: Универс-групп, 2004. 448 с.

ISBN 5-467-00034-9

В монографии анализируются методологические основания качественного социологического исследования: предметная область, образ социальной реальности, специфика способа познания, логика получения знания, критерии качества, позиция исследователя. Наряду с этим впервые в отечественной социологии выделены направления внутри качественной социологии, проанализирована автоэтнография как специфическая стратегия качественного исследования.

В книге впервые в российской социологии проанализировано экзистенциальное измерение качественного исследования, представлен экзистенциальный опыт социологов в поле качественного исследования.

В монографии представлен опыт качественных исследований социально-экономической адаптации населения постсоветской России в автономном формате, а также в сочетании с классическим исследованием в одном исследовательском цикле.

Рецензенты: доктор социологических наук, профессор
Е.Р. Ярская-Смирнова,
доктор социологических наук, профессор Г.Г. Татарова

Научный редактор: доктор философских наук, профессор В.А. Ядов

Светлой памяти Наталии Никитичны Козловой, прекрасного «социологического писателя» и человека, открывшего мне иные перспективы социологии, посвящается.

ВВЕДЕНИЕ

Прошло около 20 лет (если отсчет вести от статьи В.А. Ядова «Стратегии качественного анализа», появившейся в первом номере Социологии: 4М), как качественная социология буквально ворвалась в российское социологическое пространство, расколов профессиональное сообщество на «качественников» и «количественников», яростно противостоящих друг другу. Тогда ситуация в российской социологии повторяла западную с опозданием почти в 20 лет.

Сегодня, когда и в России, кажется, утихают страсти по качественной социологии, наступает пора взвешенного подхода к оценке ее познавательных и экзистенциальных горизонтов , а также проблем, которые она порождает. Строго говоря , союз «и», соединяющий разнородное, здесь не совсем уместен: познание, следуя М. Хайдеггеру, всегда экзистенциально, потому что человек живет, познавая: других, социальную реальность в целом, самого себя. И все же, я думаю, такое несколько искусственное разделение имеет смысл: оно помогает обратить внимание на практически неисследованную сторону качественного социологического исследования – область экзистенциального опыта социолога и изучаемых людей.

Конечно, разговор об экзистенциальных гранях социологии кажется странным, непривычным для уха социолога, настроенного на волну классической методологии, классической рациональности вообще, выводящей конкретного человека (и познающего, и познаваемого) за скобки процесса познания. Тем не менее, качественное социологическое исследование, к счастью, дает нам возможность такого разговора.

Нуждаются в серьезном осмыслении и методологические основания качественного исследования, задающие перспективу, особый познавательный горизонт , что вполне понятно: по сравнению с классической, качественная социология – еще «ребенок в коротких штанишках», который только «учится ходить». Может быть, поэтому ей особенно свойственно «поднимать на щит» «детские», самые «простые» (читай: глубокие) вопросы, неизменно встающие перед рефлектирующим социологом: что такое истина в социологическом исследовании? Какую реальность мы изучаем, работая с письмами, дневниками, транскриптами интервью? Кто мы, социологи, сами, какую позицию мы занимаем по отношению к тем, кого изучаем? И, наконец, зачем вообще нужна социология, что она дает обществу, конкретным людям, живущим в нем? Надеюсь, читатель этой книги получит возможность поразмышлять над этими непростыми вопросами в полной мере.

Сам термин «качественный» применительно к практике социологического исследования употребляется в литературе в связке с рядом понятий: качественные методы , качественная социология ; , качественная парадигма качественная методология ; , качественный подход ; ; , качественный метод . При этом по степени распространенности пальма первенства принадлежит самому, на мой взгляд, неприемлемому словосочетанию: качественные методы. Следует сказать, что абсолютное большинство приведенных выше терминологических пар (исключение составляют лишь «качественные методы») демонстрируют стремление их авторов не сводить специфику качественного социологического исследования только к «особости» процедур , конкретных методов (техник) сбора и анализа данных, что, по-моему, совершенно правильно. Даже термин «метод», который чаще всего употребляется узко – как конкретная процедура, английскими исследователями Дж. Габриумом и Дж. Холстейном в словосочетании «качественный метод» использован в расширительном смысле: «Метод означает способ видения и выговаривания действительности в такой же мере, в какой он конкретизирует техники и процедуры» . Одним словом, налицо интенция рассматривать качественное исследование как принципиально иной тип социологического исследования , кардинально отличающийся от классического своими методологическими основаниями, и потому, как следствие, методами (техниками). При этом, хотя эти термины-метафоры практически синонимичны в языке современной социологии, каждый из них достаточно точно маркирует ту или иную грань качественного социологического исследования. Так, словосочетание «качественный подход» (от «подходить», «приближаться»), на мой взгляд, верно схватывает незавершенность процесса осмысления качественного исследования, его еще «не отлитый в бронзу» облик. Выражение «качественная парадигма» после интерпретации термина «парадигма», данной Т. Куном , воспринимается не только как фиксирующее общие принципы, правила и образцы качественного исследования, но и как делающее акцент на его социальной составляющей . По Куну – это признание в профессиональном сообществе (или его части) того «кодекса научной чести», который характерен для конкретной парадигмы, что также верно отражает современное состояние социологического сообщества, с его, увы, разделенностью на «качественников» и «количественников».

Вместе с тем, как мне представляется, этот термин не особенно удачен прежде всего потому, что обозначает самодостаточность, обособленность социологического исследования, преимущественно эмпирического предприятия, от теоретических элементов структуры социологического знания, что, конечно, неверно. В самом деле, в «теле» социологической науки после Дж. Ритцера уже существует типология парадигм, относящаяся к корпусу социологической науки в целом. В этой концепции парадигма рассматривается как некая целостность теорий, предметной области, образца и методов, которая представляет собой угол зрения, особое, специфическое видение общества, предопределяющее и способ его изучения 1 . В этих условиях, на мой взгляд, лучше говорить не о качественной парадигме, но о качественной методологии, выступающей конкретным приведением, редукцией парадигмы социальных дефиниций , в терминологии Дж. Ритцера, (или интерпретативной, субъективистской парадигмы) к реальности социологического исследования. Сказанное относится в той же мере и к количественной (классической) методологии, которая является приведением, редукцией парадигмы социальных фактов на языке Дж. Ритцера (или объективистской парадигмы) к реальности социологического исследования принципиально другого типа . Это означает, что качественное (а соответственно и количественное) исследование «вписывается» в определенную теоретическую перспективу , которая определяет и его методологические основания, и конкретные исследовательские практики.

Следует подчеркнуть, что качественное социологическое исследование рассматривается в книге в двух аспектах: как обобщенный тип, «покрывающий» собой значительное разнообразие качественных исследовательских практик, имеющих тем не менее общие методологические принципы и правила, и как веберовский идеальный тип – мысленная конструкция, как правило не совпадающая с «живым» социологическим исследованием во всей полноте его конкретности и уникальности. На мой взгляд, именно такое теоретическое (методологическое) рассмотрение дает возможность выявить общие черты качественных исследований во всей пестроте их реальных логик, задач и образов результата.

Вместе с тем разговор о качественном социологическом исследовании как веберовском идеальном типе нуждается, как мне кажется, в дополнении – анализе конкретных «живых» исследований : в противном случае он окажется оторванным от каждодневного опыта огромной армии социологов-эмпириков, (к которой принадлежу и я) и потому не очень значимым, важным для них. Это и понятно: любое реальное исследование всегда богаче своей идельной модели, всегда не вписывается, «выпирает» из нее… Именно поэтому в книге представлен наш опыт качественных исследований процесса социальной адаптации россиян к медленно, но все же меняющемуся экономическому пространству постсоветской России.

Выбор социально-зкономической адаптации в качестве объекта наших исследований не случаен: в трансформирующейся России это – магистральный наиважнейший процесс, от успешности и скорости которого зависит как витальность и социальное самочувствие каждого человека, так и социальное бытие-небытие российского общества в целом. Кроме того, нельзя не заметить, что история предоставила социологам редкую возможность быть свидетелями кардинальных преобразований «сверху», когда огромные массы людей, да и сам социолог как один из них, должны так или иначе отвечать на «вызовы» среды. Возможность, от которой непростительно отказываться… Исследования, которые приводятся в книге, проводились исследовательской группой Самарского государственного университета под моим руководством и при моем непосредственном участии в 1999–2004 гг, а также в 2008-2010 гг. .

И, наконец, последнее. Разговор о качественном социологическом исследовании в книге ведется в режиме постоянной переклички с классическим (количественным), которое здесь выступает фоном, «задней закулисной зоной» в терминологии Ирвинга Гофмана. Мне кажется, что такой способ организации материала не только делает описание специфики качественного исследования более понятным российскому читателю, воспитанному преимущественно на классической традиции, но и является единственно возможным по сути: так сложилось исторически, что методология качественного исследования «выросла» из противостояния с классической, и потому выступает пространством ее отрицания и преодоления. «Мы не количественники, количественники не мы». В то же время акцент только на идее противостояния кажется мне неразумным, и поэтому в книге возможность сочетания качественн ой и количественной методологии в одном отдельно взятом исследовании и теоретически осмысливается, и демонстрируется нашим опытом изучения социально-экономи­ческой адаптации населения постсоветской России.

Глава 1

КЛАССИЧЕСКОЕ (КОЛИЧЕСТВЕННОЕ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК НОВОВРЕМЕННАЯ ФОРМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Действительность, входя в науку, сбрасывает с себя все ценностные одежды, чтобы стать голой и чистой действительностью познания, где суверенно только единство истины.

М.Бахтин
К философии поступка

Наше правило … требует только одного: чтобы социолог погрузил­ся в состояние духа, в котором находятся физики, химики, физиологи, когда они вступают в новую, еще не исследованную область своей науки. Нужно, чтобы, проникая в социальный мир, он осознавал, что находится в присутствии фактов, законы которых неизвестны так же, как неизвестны были законы жизни до создания биологии.

Э. Дюркгейм
Правило социологического метода

1. К вопросу о методологии социологического
исследования

Термин «методология» (от греческого µεθοδοζ– способ познания и λογοζ – учение, знание) имеет ряд значений. В самом общем виде – это система знаний о способах достижения знаний. В узком значении, впрочем наиболее распространенном, методология представляет собой описание конкретных методов исследования: методов получения информации, ее анализа и интерпретации результатов, т.е. чисто «техническую» область знания. Применительно к социологическому исследованию как научной познавательной деятельности такое понимание методологии предполагает сосредоточенность на процедурных, собственно инструментальных аспектах социологического исследования, выделении их образцов и нормативов: методах сбора и анализа социологической информации, подходах к выделению типов исследования, логике их организации и т.д. .

Методология научного исследования в широком значении предполагает рассмотрение идеалов и норм исследовательских процедур конкретной науки в более развернутой перспективе : с позиции их философского обоснования , т.е. вписывания их в определенные онтологические и эпистемологические координаты ; . Фактически содержание термина «методология» в таком широком смысле приближается к значению термина «парадигма», данному Т. Куном . Исключение составляет лишь отсутствие в его смысловом поле социального аспекта , характерного для термина «парадигма»; «нормальная наука» объединяет ученых, признающих без сомнения «правила игры» внутри парадигмы . На мой взгляд, сами эти философские основания науки могут быть включены в методологию научного поиска в качестве философской составляющей методологии науки. Применительно к социологическому исследованию так понимаемая методология, которую можно назвать философской, представляет собой, таким образом, довольно сложное образование, включающее в себя по меньшей мере три элемента:

    онтологическую составляющую – представление о природе социальной реальности, выраженное в определенной сетке категорий, связанных в одну (или несколько) социально-философских теорий, и вытекающем из этого образе предметной области исследования;

    эпистемологическую составляющую, включающую в себя нор­мы и идеалы социологического исследования как научного предприятия : представления о целях (функциях) исследования, о научной истине (критериях оценки качества социологической информации), о логике научного вывода, стандартах его доказательности. Это так называемая «сетка метода» , которую наука «забрасывает в мир», чтобы «выудить» из него соответствующие явления в качестве объектов своего исследования. Следует сказать, что познавательные нормы и идеалы в социологии, как и в науке вообще, не являются неизменными, инвариантными. В самом общем виде – они всегда производны от типа культуры , в которой существуют, от ее доминирующих ценностей, хотя в рамках одной исторической эпохи могут сосуществовать разные, противоречащие друг другу совокупности познавательных стандартов. Собственно говоря, знаменитый тезис Т. Куна о несоизмеримости парадигм в науке – как раз об этом. Разные познавательные стандарты, нетождественные ценности приводят к тому, что поборники разных парадигм, живя в одно историческое время, тем не меенее живут практически в разных мирах . Не случайно Т. Куна обвиняют в том, что он не показал, как возникает период «нормальной науки», когда противостояние ученых во время научных революций сменяется консенсусом, что его понимание науки сводится к тому, что диссенсус вместо консенсуса является обычной характеристикой научной жизни . Можно, видимо, согласиться с Л. Лауданом, что особенно сильно это явление сказывается в гуманитарных и общественных науках, где «дебаты между конкурирующими фракциями носят характер пандемии». Не случайно, по его мнению, существуют «вопиющие различия в учебниках, написанных, скажем, марксистами, герменевтиками, феноменологами, функционалистами, социометриками» ;

    собственно социологическую (или процедурную) составляющую. Она включает в себя в самом общем виде представления о способах (методах ) достижения цели социологического исследования: описание познавательных возможностей методов сбора и анализа социологической информации, ситуаций их использования, конкретных методических правил реализации; описание типов социологического исследования и конкретных логик их организации; описание этических требований, предъявляемых к социологу, и т. д.

Методологические основания социологического исследования представляют собой, таким образом, целостный сплав концепций социальной реальности, «вылепливающих» предметный образ социологии, познавательных стандартов и норм, а также практических правил исследования, в которых ответы на «высокие», предельно общие (философские) вопросы во многом предопределяют и характер исследовательского процесса, его прикладную логику. Действительно, вне определенного ответа на философские вопросы невозможно обосновать и технику использования того или иного метода, ибо то, что считается достоинством, преимуществом в рамках качественной методологии, выступает серьезным недостатком, объектом критики с позиции методологии классического социологического исследования.

Цылев В. Р.
Трудности в преподавании качественной стратегии исследования


Цылев Виктор Рюрикович - кандидат философских наук, руководитель научно-исследовательской лаборатории социологических исследований

Полный текст

Ссылка при цитировании:

Цылев В. Р. Трудности в преподавании качественной стратегии исследования // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2010. № 31. С. 180-199.

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация:

В статье рассматриваются трудности, возникающие в процессе обучения студентов качественной стратегии исследований и обусловленные противоречиями между теоретическим описанием методологических принципов качественного исследования и встречающимися случаями искажения этих принципов при практическом применении качественных методов. Обосновывается, что эти противоречия обусловлены многозначной трактовкой таких понятий, как парадигма, методология, метод, качественный метод.

Ключевые слова:

преподавание методов; качественный метод; качественная методология; парадигма; методология; метод; классическое исследование

Литература:

  1. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособ. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002.
  2. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология: методология, методы, математические модели.1995. № 5-6. С. 5–15.
  3. Ростегаева Н.И. Методология и методы социологии в трансформирующемся обществе (по материалам круглого стола) // Социология: методология, методы, математические модели.1997. № 8. С. 190–205.
  4. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособ. для студентов вузов. М.: Добросвет, 1998.
  5. Готлиб А.С. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия // Социологические исследования. 2004. № 9. С. 3–14.
  6. Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: Норма, 2008.
  7. Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. Самара: Универс-групп, 2004.
  8. Зборовский Г.Е. Метапарадигмальная модель теоретической социологии // Социологические исследования. 2008. № 4. С. 3–15.
  9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 7-е изд. М.: Добросвет, 2003.
  10. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 3-е изд. М.: КДУ, 2003.
  11. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И.З. Налетова; Общ. ред. и послесл. С.Р. Микулинского, Л.А. Марковой. М.: Прогресс, 1975.
  12. Черникова И.В. Современная наука и научное познание в зеркале философской рефлексии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 2004. № 6. С. 94–103.
  13. Мельникова О.Т. Фокус-группы: Методы, методология, модерирование: Учеб. пособ. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2007.
  14. Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы: Полевые социологические исследования / Под ред. И. Штейнберга. СПб.: Алетейя, 2009.
  15. Цылев В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 128–135.
  16. Ядов В.А. Возможности совмещения теоретических парадигм в социологии // Социологический журнал. 2003. № 3. С. 5–19.

Готлиб А.С.

УДК 316.52 ББК 60.55 Г 736

Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. -424с.

ISBN 5-86465-241-5

Книга представляет собой учебное пособие, где «на равных» проанали­зированы качественный и количественный подходы в социологическом исследовании. Значительное внимание уделено методологическим основаниям этих двух подходов. Выделены основные черты нововременной формы научного знания, в соответствие с которой была создана классическая социология. Проанализированы предпосылки становления качественной парадигмы, ее философские корни. Детально описаны основные черты качественного и количественного под­ходов, впервые в отечественной практике выделены основные направления внут­ри качественной социологии, проанализирован образ и язык их готового продукта, функции качественного исследования. Большое внимание уделено позиции ис­следователя в рамках этих двух подходов, проблеме истины в них.

Наряду с этим в книге серьезное внимание уделяется исследовательским практикам, детальному описанию разнообразных типов качественных и количественных исследований. Проанализированы три ведущих метода социологического исследования, показана специфика их использования в качественной и количественной парадигмах. Богато представлен зарубежный и российский опыт социологических исследований в рамках анализируемых подходов. Каждая тема снабжена вопросами для повторения, а также списком литературы для дополнительного чтения.

УДК 316.52 ББК 60.55

Рецензенты д-р филос. наук, проф. С.И. Голенков, канд. истор. наук, проф. В.Я. Мачнев

ISBN 5-86465-241 -5 О Готлиб А.С., 2002

© Издательство «Самарский университет», 2002


Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики.

Часть 1. Методологические основания количественного и качественного подходов в социологическом исследовании

Тема 1. Количественный подход в социологическом исследовании: предпосылки, история становления

Тема 2. Основные черты количественного подхода в социологическом исследовании

Тема 3. Качественный подход в социологическом исследовании: предпосылки, история становления, теоретические истоки



Тема 4. Основные черты качественного подхода в социологическом исследовании

Тема 5. Функции социологического исследования в классической и качественной парадигмах

Часть II. Исследовательские практики

Тема 1. Типы социологического исследования в классической парадигме

Тема 2. Типы социологического исследования в качественной парадигме

Тема 3. Метод интервью в социологическом исследовании

Тема 4. Метод наблюдения в социологическом исследовании

Тема 5. Метод анализа документов в качественной и количественной парадигмах

Тема 6. Качественный и количественный подходы: возможности сочетания в одном отдельно взятом исследовании

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга - в определенной степени ответ на «вызов среды». Качественная социология, ворвавшись в российское социологическое пространство сравнительно недавно - всего каких-нибудь 7-8 лет назад, - расколола социологический мир на «качественников» и «количественников», яростно противостоящих друг другу. Тогда ситуация в российской социологии повторяла западную с опозданием почти в 20 лет.

Сегодня, когда и в России, кажется, утихают страсти по качественной социологии, наступает пора взвешенного подхода к оценке познавательных возможностей качественной и количественной парадигм, проблем, которые они порождают. Вот и эта книга - попытка внести свою лепту в осознание современной социологией своих познавательных ресурсов - богатств, которыми надо суметь распорядиться.

Конечно, качественная парадигма в большей степени насыщена проблемами, порождает больше споров, нежели классическая, что вполне объяснимо: осмысление ее «инаковости» в западной социологии имеет совсем недавнюю историю. Да и сама она - более философична и потому более трудна для социолога-эмпирика, как правило, редко задумывающегося о методологических основаниях производимого знания. Может быть, «заслуга» качественного подхода в том и состоит, что он поставил вопросы методологии социологического знания в полный рост, вынудив социолога «оторваться от эмпирии» и задуматься над «вечными» вопросами: что такое истина в социологическом исследовании? Какую реальность мы изучаем, работая с документами, письмами, дневниками, газетными статьями? Кто мы, социологи, сами? Какую позицию мы за­нимаем по отношению к тем, кого изучаем? И, наконец, зачем вообще социология нужна миру, что она дает людям, живущим в нем?



Некоторый крен в сторону методологических основ социологического знания, который, несомненно, характерен сегодня для современной познавательной ситуации в социологии, надеюсь, присутствует и в книге. Во всяком случае, мне хотелось написать не столько книгу, отвечающую на вопрос: «Как делать социологическое исследование?» (сегодня есть уже достаточно много хороших инструменталистски ориентированных учебников), сколько об­ратить внимание читателя на методологические пробле­мы качественного и количественного подходов в социологическом исследовании. В то же время как социолог-эмпирик я понимала, что без связи «высоких» вопросов с конкретной социологической практикой, вне анализа их «пропущенности» сквозь тот или иной метод или исследовательскую стратегию интерес к методологии грозится вылиться в философствование, оторванное от реального опыта социологов и потому не очень-то и значимое, важ­ное для них. Поэтому, где это возможно, я старалась провести линию: методология - конкретная исследовательская практика применительно к обоим подходам.

Следует также сказать, что сами эти подходы - качественный и количественный - скорее веберовские идеальные типы, мысленные конструкции, как правило, не совпадающие с «живым» социологическим исследованием. Тем не менее, только усвоив (освоив) их, социолог может надеяться на успех в таком многотрудном, рискованном и полном неожиданностей предприятии, как социологическое исследование.

Мощным стимулом к написанию этой книги явилась замечательная Летняя школа «Методологический потен­циал качественной социологии и способы его реализации в социологических исследованиях», которую нам удалось провести жарким летом 2000 года в Самаре. Здесь, в спорах за круглым столом, в тьюторских классах и кулуарных «тусовках» особенно остро «высветились» проблемы, нуждающиеся в осмыслении.

И последнее. Мое желание под «одними корочками» и в «читабельном» варианте соединить фактически две социологии обусловили неизбежную неполноту представленности каждой из них. И все-таки, на мой взгляд, в таком сочетании есть смысл. С одной стороны, это дает возможность показать разные правила игры на поле социологии, а с другой - продемонстрировать ее многоцветие, богатую палитру красок, с помощью которых социология «рисует» мир социума.

Готлиб А. С.

Введение в социологическое исследование. Качествен­ный и количественный подходы. Методология. Исследова­тельские практики: учеб. пособие / А.С. Готлиб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 384 с.

ISBN5-89349-760-0 (Флинта)ISBN5-89502-759-8 (МПСИ)

В учебном пособии представлены качественный и коли­чественный подходы в социологическом исследовании. Впервые в отечественной социологии выделены основные направления внутри качественной социологии, проанализирован образ и язык готового продукта, ее функции. Особое внимание уделено позиции исследователя в рамках этих двух подходов, проблеме истины в них. В книге рассматриваются исследовательские практики, де­тальное описание разнообразных типов качественных и количе­ственных исследований. Богато представлен зарубежный и рос­сийский опыт социологических исследований.

Рекомендуется студентам и аспирантам социологических факу­льтетов и отделений, преподавателям курса «Методология и мето­ды социологического исследования», а также всем, кто осущест­вляет социологические исследования в сферах политики, средств массовой информации, социальной работе и других областях об­щественной жизни.

ISBN5-89349-760-0 (Флинта)

ISBN5-89502-759-8 (МПСИ) © А.С. Готлиб, 2005

Введение 13

Часть I. Методологические основания количественного и качественного подходов в социологическом исследовании

Тема 1. Количественный подход

предпосылки, история становления 17

    Что такое методология социологического исследования 17

    Что такое количественный подход в социологическом исследовании 19

    Из истории становления количественного подхода 20

    Критерии научного знания 24

    Опытное изучение реальности 25

    Достоверность научного знания 26

    Объективность и предметность научного знания 29

    Практическая направленность научного

    Направленность на обнаружение законов 31

    Рефлексия по поводу методов достижения

4.7. Особый язык науки 35

Тема 2. Основные черты количественного подхода в социологическом исследовании 37

    Фокус исследовательского интереса 37

    Исследовательская ориентация 40

    Объект исследования 43

    Логическая стратегия получения знания 44

    Основание эмпирического анализа: измерение социальных характеристик 48

    Особенности измерения в социологии 50

    Типы шкал, используемых в социологическом исследовании 53

    Процедура построения порядковой шкалы 59

6. Выборочный метод 66

6.1. Основные понятия и идея выборочного

6.2. Класс строго вероятностных способов (техник) отбора 68

7. Оценка качества исследования 71

    Что такое качество социологического исследования 71

    Как оценить достоверность результатов исследования 72

    «Асимметрия приписывания» в социологическом исследовании 74

8. Характер получаемого знания. Позиция исследователя

в исследовательском процессе 76

Тема 3. Качественный подход

в социологическом исследовании: предпосылки, история становления, теоретические истоки 80

    Что такое качественный подход в социологическом исследовании 80

    Из истории становления 81

    Предпосылки становления 83

    Теоретические истоки 90

    Концепция понимания в работах В.Дильтея и Г.Зиммеля 91

    Прагматизм в социологии 95

    Символический интеракциониэм Дж.Г.Мидаи Г.Блумера 98

    Драматургическая социология И.Гофмана 102

    Феноменологическая социология 105

    Этнометодология ГГарфинкеля 110

Тема 4. Основные черты качественного подхода в социологическом исследовании 117

1. Фокус исследовательского интереса 117

1.1. Оппозиция «индивид-общество»

в экзистенциализме 118

1.2. Оппозиция «индивид-общество»

в феноменологической социологии 119

    Индивидуальное и типическое 120

    Естественный способ получения данных 121

2. Исследовательская ориентация 122

    Понимание как специфический способ познания 122

    Почему исследователь может понять информанта 123

3. Характер получаемой информации 126

    Понятие интерпретации 126

    Уровни репрезентации опыта 130

    Задачи интерпретации 132

4. Языки результата качественного исследования 136

    Образы результата исследования 136

    Язык результата научно ориентированного исследования 138

    Язык исследовательского комментария 140

    Язык простого или плотного описания 141

8 Содержание

5. Логическая стратегия получения знания 142

    Общая характеристика 142

    Основные правила «логики на практике» 146

6. Проблема истины в качественном исследовании 147

    Объективная истина и истина опыта 147

    Качество качественного исследования 149

    Как повысить обоснованность результатов исследования 150

7. Позиция исследователя 153